- Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?
- НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
- БЕЗ ВАРИАНТОВ
- ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
- ОДИН ЗА ДРУГИМ
- ПО ПОНЯТИЯМ
- ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ
- ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
- Что такое существенный недостаток автомобиля — права потребителя
- Права потребителя при обнаружении недостатка
- Что считается существенным недостатком автомобиля
- Возврат автомобиля во внесудебном порядке
- Возврат автомобиля через суд
- Судебная практика
- Возможные трудности
Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА
Закон этот — один из старейших в современной России (7 февраля 2012 года он отпраздновал 20-летний юбилей) и в силу возраста успел обрасти многочисленными изменениями, дополнениями, комментариями, а также посвященными его применению постановлениями пленумов Верховного суда РФ.
Структура его не совсем обычна — он снабжен преамбулой, в которой даны определения использованных терминов. Существенный недостаток товара (работы, услуги) определен в ней как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Само определение недостатка также установлено законом, и оно, в отличие от определения существенного недостатка, исчерпывающее и не допускает расширительного толкования. Так что любителям выдать за недостаток товара свое субъективное ощущение придется убедить остальных, что налицо именно объективный дефект.
БЕЗ ВАРИАНТОВ
Неустранимые недостатки в точном значении этого слова встречаются крайне редко и чаще касаются кузова — самой дорогой и наименее ремонтопригодной части автомобиля. Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.
Еще один вариант — неправильно выполненное отверстие под люк, который начинает заедать или протекать. Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
Требуемый для переделки объем ручной работы приемлем при восстановлении редкого ретроавтомобиля, но в значении терминов закона можно считать недостаток неустранимым — именно по причине трудоемкости и нецелесообразности его устранения. Ведь переделка кузова может оказаться намного дороже его замены, а то и всего автомобиля.
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, также отнесен к существенным. Несоразмерными расходы на устранение дефектов последний пленум Верховного суда для технически сложных и дорогостоящих товаров повелел определять индивидуально, исходя из особенностей товара, его цены или свойств (постановление от 28 июня 2012 года № 17). Мнение автотехнических экспертов — считать существенными расходы на ремонт, составляющие 10% и более от стоимости нового аналогичного автомобиля либо 7% и более — если недостаток влияет на безопасность движения и экологию. Если речь идет об агрегате — 20% и более от стоимости нового аналогичного агрегата либо 14% в случае влияния недостатка агрегата на безопасность дорожного движения и экологию.
О сроках, они же затраты времени, мы уже рассказывали в ЗР, 2014, № 2. Лимит составляет 45 дней по отдельно взятому единичному недостатку либо подразумевает невозможность эксплуатации в течение 30 или более дней в каждом году гарантийного срока по разным ремонтам. Ожидание запасных частей включается в срок гарантийного ремонта и не прерывает его течения, ибо процесс этот для дилера — технологический, а для потребителя важен лишь результат к установленной дате.
ОДИН ЗА ДРУГИМ
В чем разница между недостатком, выявляющимся неоднократно, и недостатком, выявляющимся вновь после его устранения?
Верховный суд определяет недостаток, выявленный неоднократно, как «различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора купли-продажи, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию». Сложновато для восприятия, но после неоднократного прочтения понять вполне можно.
Наличие существенного недостатка сулит внушительную компенсацию.
А вот недостаток, проявляющийся вновь после устранения (его выявили, установили причину и устранили), — это гораздо понятнее. Здесь существует тонкий момент — считать ли последовательное устранение дефектов разных (правого переднего и левого заднего) амортизаторов повторным проявлением недостатка? Практика почти однозначна — нет. Повторно проявившимся следует считать только недостаток того же самого узла или детали. Так что однократная гарантийная замена деталей подвески или ходовой части по кругу не дает оснований говорить о существенном недостатке автомобиля. При эксплуатации его на отечественных дорогах это, согласитесь, справедливо. А вот трехкратная замена одного и того же узла или детали вполне дает такие основания. В подобном случае вероятность того, что именно эта деталь дефектная, вполне допустима.
ПО ПОНЯТИЯМ
На этом конкретная часть определения термина «существенный недостаток» заканчивается и начинается так любимая обществами защиты прав потребителей и потребителями-экстремистами «резиновая», в которую нередко пытаются втиснуть всё что угодно. В тексте закона она звучит так: «. и иные подобные недостатки». Пленум Верховного суда не стал утруждать себя расшифровкой туманной формулировки, предоставив решать проблему младшим коллегам — мировым судьям и судьям районных судов. Исходя из практики, можно сказать, что к «иным подобным недостаткам» суд вполне может отнести:
недостатки систем безопасности автомобиля (ремни, подушки безопасности), если они стали причиной получения или утяжеления травм водителя и пассажиров при ДТП
недостатки, угрожающие безопасности движения (фары, фонари, звуковой сигнал, стеклоочистители, тормоза, рулевое управление), если они внезапно проявились в движении и стали причиной ДТП
недостатки, спровоцировавшие пожар в автомобиле
недостатки, вызвавшие заболевания у автовладельца или его пассажиров (в случае, например, применения изготовителем токсичных материалов для отделки салона).
Здесь доказать причинно-следственную связь сможет не каждый, но в случае успеха компенсации могут оказаться внушительными. Хотя лучше, конечно, оставаться здоровыми, чего всем и желаю.
ВЫШЕ СЛОЖНОСТЬ — МЕНЬШЕ ПРАВ
Для авто- или мотовладельца именно фактор существенности либо несущественности недостатка (или дефекта) зачастую оказывается очень значимым, ибо автомобили и мотоциклы (хотя и не только они) отнесены постановлением правительства к технически сложным и дорогостоящим товарам, к которым у закона «О защите прав потребителей» особое отношение. Права потребителя технически сложного и дорогостоящего товара несколько отличаются от прав просто потребителя — в сторону их уменьшения. Наверное, это справедливо. Ведь при небольшом и легкоустранимом дефекте менять на новый либо возвращать такой товар, как автомобиль или мотоцикл, и правда излишне, особенно если обслуживающая организация быстро устраняет неисправность по гарантии.
ЦЕННЫЕ УКАЗАНИЯ
Где же проходит та граница между несущественным и существенным недостатками, при переходе которой права потребителя становятся максимальными, то есть позволяют ему требовать от дилера, импортера или изготовителя замены автомобиля на новый аналогичный либо возврата уплаченных за него денег, да еще с индексацией? Безусловной рекомендацией к применению для судов являются прямые указания закона — то есть текст преамбулы — и указания Верховного суда, а комментарии — скорее совещательные нормы без обязательного применения. И если вдруг комментарий даже признанного теоретика расходится с указаниями Верховного суда, то, вероятнее всего, будут применены указания ВС. Связано это еще и с тем, что комментарии к закону появляются обычно гораздо раньше, чем обзор практики по категории дел Верховным судом.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/628417-sushhestvennyj-nedostatok-chto-eto/
Что такое существенный недостаток автомобиля — права потребителя
Термин «существенный недостаток автомобиля» обозначает недостаток, который препятствует безопасной эксплуатации товара. Обнаружение такого минуса дает возможность покупателю произвести возврат некачественной покупки с полным возвратом средств.
К сожалению, эффективность подобной процедуры ограничивается трактовкой существующего закона, ведь неоспоримого определения существенного недостатка машины не существует. Есть несколько способов возврата некачественного авто, о которых будет более детально идти речь в дальнейшем.
Права потребителя при обнаружении недостатка
Статья 18 Закона № 2300-1, регламентирующего отношения между покупателем и продавцом товара, гласит, что при наличии информации об обнаружения брака покупатель имеет право произвести возврат некачественной продукции. Обязанностью продавца в этом случае является компенсация стоимости товара либо его замена аналогичным. Данный закон действует еще с начала 1992 года.
Однако в 2011 г. Правительство РФ выпустило Постановление, заявляющее о технической сложности машин и введении пятнадцатидневного срока с момента заключения договора купли-продажи на возврат такого вида покупки, но при условии обнаружения поломки.
По истечении заявленного в Постановлении срока осуществление возврата авто становится невозможным, за исключением ряда ситуаций:
- сам факт выявления существенного недостатка;
- невозможность эксплуатации авто в промежутке времени от 30 календарных дней в течение календарного года;
- увеличение продолжительности ремонта машины по вине продавца. На устранение неисправностей дается 45 дней.
Если потребитель обнаружил существенный недостаток автотранспорта в период после завершения 15-дневного срока, он получает право:
- выразить требование о замене некачественного автомобиля аналогичным;
- на согласование с продавцом замены на автотранспортное средство другого бренда, при условии пересчета стоимости;
- на ремонт некачественного транспортного средства при условии покрытия расходов;
- на отказ от покупки и полный возврат стоимости транспортного средства.
Обычно продавцы делают все возможное, чтобы избежать подобных расходов, включая проведение экспертизы по выявлению поломок, оплатой которой занимается также лицо, осуществившее продажу.
Стоит знать! Приостановка регистрации автомобиля: как составить заявление, правила и нюансы выполнения. Об этом здесь.
Что считается существенным недостатком автомобиля
Ввиду того, что Правительство РФ не озаботилось подготовкой расшифровки значений дефектов для каждой категории технически сложной продукции, покупатели и продавцы вынуждены руководствоваться общим описанием, внесенным в Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2017 г.
Варианты возможности признания брака существенным с точки зрения суда:
- при отсутствии способа качественного ремонта поломки. Например, систематическое возникновение поломки автомобиля после многочисленных попыток ремонта;
- при возникновении ситуаций, в которых расходы на ремонт превышают стоимость самого товара. К сожалению, четкого определения «несоизмеримых расходов» в Постановлении нет, поэтому каждый конкретный случай суду приходится рассматривать в индивидуальном порядке;
- при несоответствии товара обязательным требованиям и отсутствии возможности пользоваться транспортным средством по прямому назначению.
Возврат автомобиля во внесудебном порядке
С момента обнаружения существенного недостатка существует определенный порядок действий для покупателя:
- Подготовка претензии к продавцу в письменном виде. Помимо нее покупатель обязан предоставить автодилеру доказательства обнаружения существенного недостатка в работе машины.
- Рассмотрение претензии продавцом машины и направление транспортного средства на экспертизу. Указанная в Постановлении длительность проведения подобного исследования может составлять не более 45 дней.
- После признания экспертами наличия производственного брака, автодилер обязан выполнить требования покупателя.
Поскольку многие автодилеры не готовы следовать подобному регламенту во внесудебном порядке, покупателям приходится обращаться в суд для отстаивания собственных интересов.
Ликбез! Когда можно написать претензию в автосалон — какие права дает потребителю закон. Статья по ссылке.
Возврат автомобиля через суд
Обращение в суд – сложный процесс, состоящий из последовательных этапов. Покупатель некачественного автотранспорта с существенным недостатком имеет право подать заявление в:
- городской или районный суд;
- судебные инстанции городского типа по месту оформления официального договора купли-продажи;
- в судебные органы по адресу регистрации истца.
Этапы подачи иска:
- Написание покупателем иска в двух экземплярах, один из которых он обязан отправить ответчику. Пункт «требования» может содержать следующую информацию: требование о расторжении договора, выплаты стоимости авто с существенным недостатком и покрытие расходов на перевозку неисправного транспортного средства.
- Подача пакета документов в суд.
- Предварительное слушание.
- Заседания, на которых стороны приводят аргументы и доказательства в свою пользу, а также привлекают экспертов для описания характера ситуации.
Подобные судебные разбирательства могут продолжаться длительное время без результата.
Судебная практика
Частым результатом рассмотрения дел, связанных с обнаружением существенного недостатка, становится частичное удовлетворение требований истца, как показывают следующие случаи судебной практики:
- Решение Суда Оренбургского района по делу №2-1310/2015. Истец обратился в суд из-за неисправности механизма подушек безопасности в автомобиле, которые не сработали в момент аварии. Суд удовлетворил его требование о расторжении договора купли-продажи и возврате средств за авто с существенным недостатком.
- Решение Лихославльского районного суда Тверской области по делу №2-233/2014. Требования истца о возмещении морального вреда и взыскании процентов за пользование средствами были удовлетворены, в остальном – отказано.
Может пригодиться! Как проверить юридическую чистоту автомобиля: документы, база ГИБДД и таможенная проверка. Информация в предыдущей статье.
Возможные трудности
Главная трудность, с которой может столкнуться покупатель при обнаружении существенного недостатка машины – это нежелание автодилеров возвращать средства, расторгать договор, делать экспертизу.
Для многих покупателей обращение в суд сопряжено с длительными трудностями, большими расходами и затяжными судебными разбирательствами, поэтому клиенты недобросовестных продавцов машин часто ограничиваются ремонтом периодически возникающих неполадок.
Перед принятием важных решений вроде покупки автомобиля следует ознакомиться с Законом о защите прав потребителей, чтобы избежать подобных ситуаций. Если покупатель столкнулся с некачественной работой производителей и дилеров, эффективным вариантом будет обращение за юридической консультацией. Расходы на этом этапе позволят избежать трат денег, времени и нервов во время судебного разбирательства, если таковое потребуется.
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями? Удалось получить компенсацию? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните в закладках, чтобы не потерять.
Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.
Возврат автомобиля после покупки — реально ли и на каком основании можно это сделать?
Спор с СТО, дилером и импортеров – как вернуть «глючный» автомобиль?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7 (499) 653-60-72 доб 583 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб 406 (Санкт-Петербург) 8 (800) 500-27-29 доб 255 (По России)
Источник статьи: http://potrebiteli.guru/avto/sushhestvennyj-nedostatok-avtomobilya.html