Сверло для точечной сварки автомобиля

Высверливание точечной сварки

При­вет­ствую Вас на бло­ге Kuzov.info!

В этой ста­тье подроб­но рас­смот­рим как осу­ществ­ля­ет­ся высвер­ли­ва­ние точеч­ной сварки.

Несу­щий кузов авто­мо­би­ля состо­ит из отдель­ных эле­мен­тов, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой и обра­зу­ют проч­ную кон­струк­цию. Несъём­ные кузов­ные части соеди­не­ны друг с дру­гом воеди­но точ­ка­ми кон­такт­ной свар­ки. В лег­ко­вом авто­мо­би­ле от 3000 до 5000 таких точек.

Обра­бот­ка шли­фо­валь­ной бума­гой помо­га­ет улуч­шить види­мость точеч­ной сварки

Быва­ет необ­хо­ди­мо убрать крас­ку, гер­ме­тик или дру­гое покры­тие, что­бы луч­ше видеть свар­ные точ­ки. В боль­шин­стве слу­ча­ев крас­ку сни­мать не обя­за­тель­но, либо доста­точ­но немно­го обра­бо­тать область с круж­ка­ми точеч­ной свар­ки наждач­ной бума­гой, что­бы они были заметнее.

Высвер­ли­ва­ние точеч­ной свар­ки — эффек­тив­ный и акку­рат­ный спо­со­бом разъ­еди­не­ния дан­но­го соеди­не­ния. Нуж­но это делать на малых обо­ро­тах. На высо­кой ско­ро­сти вра­ще­ния свер­ло быст­ро пере­гре­ет­ся, зату­пит­ся и будет сколь­зить. Мед­лен­ное высвер­ли­ва­ние помо­га­ет лег­че кон­тро­ли­ро­вать про­цесс и мень­ше веро­ят­ность повре­дить ниже­ле­жа­щую панель. Ско­рость при высвер­ли­ва­нии зави­сит от проч­но­сти ста­ли. Чем твёр­же сталь, тем ниже обороты.

Для высвер­ли­ва­ния при­ме­ня­ет­ся спе­ци­аль­ное свер­ло или фре­за раз­ме­ром 8–9.5 мм. Они быва­ют раз­ные и име­ют свои пре­иму­ще­ства и недо­стат­ки. Глав­ное отли­чие заклю­ча­ет­ся в кон­чи­ке свер­ла (см. фото). То, что спра­ва име­ет боль­ший кон­чик. При высвер­ли­ва­нии им оста­нет­ся отвер­стие на ниж­ней пане­ли. Это не слиш­ком боль­шая про­бле­ма, так как его лег­ко заварить.

Боль­шой кон­чик поз­во­ля­ет допус­кать ошиб­ки при отсут­ствии опы­та, так как такое свер­ло лег­че удер­жать ров­но. Его будет удоб­нее исполь­зо­вать при не слиш­ком ров­ной поверх­но­сти. В этом слу­чае оно про­слу­жит доль­ше без допол­ни­тель­но­го зата­чи­ва­ния. Малень­кий кон­чик тре­бу­ет более точ­но­го высвер­ли­ва­ния. Его исполь­зу­ют на ров­ной поверх­но­сти. Им удоб­нее будет высвер­ли­вать, если пред­ва­ри­тель­но сде­лать малень­кое отвер­стие (2–3 мм). Мож­но исполь­зо­вать керн для того, что­бы наме­тить центр. Это помо­жет свер­лу не сколь­зить в раз­ные сто­ро­ны. Оно остав­ля­ет ниж­ний металл прак­ти­че­ски целым.

Чем мень­ше кон­чик, тем его слож­нее удер­жи­вать пря­мо, что­бы оно не сколь­зи­ло. Для этих целей суще­ству­ет спе­ци­аль­ное при­спо­соб­ле­ние, уве­ли­чи­ва­ю­щее удоб­ство высвер­ли­ва­ния. Доста­точ­но его рас­по­ло­жить в нуж­ное поло­же­ние и нажать на триг­гер. Устрой­ство зажи­ма­ет место высвер­ли­ва­ния с двух сто­рон и свер­ло пода­ёт­ся на нуж­ную глубину.

Фре­за с регу­ли­ру­е­мым кон­чи­ком тоже при­ме­ня­ет­ся для высвер­ли­ва­ния. Этот конец цен­тру­ет и огра­ни­чи­ва­ет глу­би­ну сре­за. Перед её при­ме­не­ни­ем нуж­но сна­ча­ла сде­лать малень­кое отвер­стие. В него встав­ля­ет­ся, но не про­ва­ли­ва­ет­ся кон­чик. Фре­за свер­лит по кон­ту­ру круж­ка и отде­ля­ет его. После сня­тия пане­ли нуж­но про­сто сто­чить остав­шу­ю­ся воз­вы­шен­ность «бол­гар­кой».

Кро­ме выше­пе­ре­чис­лен­ных инстру­мен­тов мож­но исполь­зо­вать отрез­ной или шли­фо­валь­ный диск для уда­ле­ния точеч­ной свар­ки. Нуж­но поста­вить диск вер­ти­каль­но (см. рису­нок) и сни­мать металл его реб­ром, дви­гая впе­рёд-назад. Это не самый акку­рат­ный спо­соб, но может при­го­дить­ся. Он уме­стен в зонах, где огра­ни­чен­ный доступ или поверх­ность, где рас­по­ло­же­но точеч­ное соеди­не­ние, неров­ная после повре­жде­ния. Ещё реб­ром дис­ка мож­но уби­рать свар­ные швы от полуавтомата.

После уда­ле­ния соеди­ни­тель­ных точек, сле­ду­ю­щим шагом про­из­во­дит­ся демон­таж. Это не слиш­ком слож­ная про­це­ду­ра, но есть опре­де­лён­ные тон­ко­сти. Панель может дер­жать­ся за кузов за счёт грун­та или гер­ме­ти­ка или на остат­ках свар­ки. В неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся сре­зать демон­ти­ру­е­мую кузов­ную часть вдоль точек, кото­рые слож­но разъ­еди­нить. К при­ме­ру, это мож­но про­де­лать вдоль колёс­ной арки или при демон­та­же кры­ши, если воз­ни­ка­ет слож­ность её отсо­еди­не­ния после высвер­ли­ва­ния. У Вас появит­ся более удоб­ный доступ, что­бы отсо­еди­нить остав­шу­ю­ся полос­ку от кузова.

Для отсо­еди­не­ния пане­ли исполь­зу­ет­ся зуби­ло. Важ­но им воз­дей­ство­вать в пра­виль­ном направ­ле­нии. Если высвер­лен­ная точ­ка про­дол­жа­ет дер­жать часть метал­ла, то надо дей­ство­вать зуби­лом имен­но с той сто­ро­ны, где нахо­дит­ся оста­ток. Зуби­ло сре­жет точ­ку без короб­ле­ния при­ле­га­ю­ще­го металла.

Более нестан­дарт­ный метод уда­ле­ния точеч­ной свар­ки – исполь­зо­ва­ние плаз­мен­ной рез­ки. Она спо­соб­на акку­рат­но про­жечь отвер­стие в местах точеч­ной свар­ки по всей тол­щине. Плаз­мен­ная рез­ка менее доступ­на и исполь­зу­ет­ся редко.

Источник статьи: http://kuzov.info/vysverlivanie-tochechnoy-svarki/

Как заточить сверло для высверливания точечной сварки?

Для высвер­ли­ва­ния точек кон­такт­ной свар­ки при­ме­ня­ет­ся спе­ци­аль­ная фре­за или свер­ло с кон­чи­ком, зато­чен­ным осо­бым обра­зом. Такие свёр­ла сто­ят доро­же, чем стан­дарт­ные, так как при их про­из­вод­стве тре­бу­ют­ся допол­ни­тель­ные дей­ствия. Спе­ци­аль­ные свёр­ла быва­ют раз­ных диа­мет­ров: 6, 8, 10 мм. Чаще все­го исполь­зу­ет­ся свер­ло 8 мм. Оно высвер­ли­ва­ет точ­ку кон­такт­ной свар­ки по пери­фе­рии. Отвер­стие оста­ёт­ся на верх­ней кузов­ной пане­ли, а ниж­няя панель оста­ёт­ся прак­ти­че­ски не тронутой.

Спе­ци­аль­ное свер­ло для высвер­ли­ва­ния точек кон­такт­ной свар­ки мож­но сде­лать само­му. Нуж­но зато­чить обыч­ное свер­ло по метал­лу так, что­бы реза­ли толь­ко внеш­ние точ­ки свер­ла, а по цен­тру был точеч­ный выступ для цен­тров­ки. Зато­чить такое свер­ло мож­но на точиль­ном стан­ке или даже бол­гар­кой. В этой ста­тье раз­бе­рём вари­ант заточ­ки свер­ла на точиль­ном стан­ке. Шли­фо­валь­ный круг дол­жен иметь нор­маль­ный, не закруг­лён­ный край, так как зата­чи­ва­ние будет про­из­во­дить­ся имен­но при помо­щи края шли­фо­валь­но­го круга.

Каким должно быть сверло для высверливания точек контактной сварки?

Кон­чик свер­ла дол­жен рас­по­ла­гать­ся точ­но по цен­тру. Режу­щие края свер­ла долж­ны быть на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии от цен­тра свер­ла. Края долж­ны высту­пать на оди­на­ко­вую вели­чи­ну, что­бы при нача­ле свер­ле­ния свер­ло не уво­ди­ло в сто­ро­ну и свер­ле­ние начи­на­лось рав­но­мер­но дву­мя кром­ка­ми. Кон­чик свер­ла дол­жен быть немно­го длин­нее режу­щих кро­мок, то есть при нача­ле свер­ле­ния сна­ча­ла будет касать­ся поверх­но­сти цен­траль­ный выступ, а потом режу­щие боко­вые края. Если цен­траль­ная точ­ка будет рав­ной по высо­те с наруж­ны­ми вер­шин­ка­ми свер­ла, то не полу­чит­ся начать свер­лить с цен­траль­но­го высту­па, и свер­ло будет ходить по поверх­но­сти, при попыт­ке свер­ле­ния. Углы режу­щих кро­мок долж­ны быть при­мер­но оди­на­ко­вы­ми. Они не долж­ны быть силь­но ост­рые или силь­но тупые. Тупые углы кро­мок будут пло­хо вре­зать­ся в металл, а силь­но ост­рые будут быст­ро тупиться.

Спо­соб заточ­ки №1

Этот спо­соб наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный, его не один раз демон­стри­ро­ва­ли в видео­ро­ли­ках раз­лич­ные масте­ра. Нуж­но взять свер­ло по метал­лу диа­мет­ром 8 мм. Луч­ше исполь­зо­вать свер­ло с содер­жа­ни­ем кобаль­та, так как оно наи­бо­лее проч­ное и будет доль­ше слу­жить до сле­ду­ю­щей заточ­ки. Сна­ча­ла его кон­чик нуж­но сде­лать плос­ким, зату­пив на точиль­ном стан­ке. Мож­но пол­но­стью зату­пить кон­чик, либо оста­вить немно­го не сто­чен­ны­ми края.

Далее зата­чи­ва­ем кра­ем шли­фо­валь­но­го кру­га от цен­тра к кра­ям, остав­ляя посе­ре­дине неболь­шой точеч­ный выступ. Хоть кон­чик и будет сто­чен, центр будет заме­тен (где сты­ку­ют­ся вит­ки спи­ра­ли). Края ста­чи­ва­ют­ся по вит­кам каж­дой спи­ра­ли. Таким обра­зом, по бокам оста­ют­ся режу­щие вер­шин­ки, а в цен­тре ост­рый кон­чик. Центр дол­жен быть выше внеш­них вер­ши­нок на 1–1.5 мм. Про­ве­рить это мож­но, при­сло­нив цен­траль­ную часть свер­ла к плос­ко­сти. Свер­ло долж­но немно­го качать­ся на цен­траль­ном высту­пе, каса­ясь внеш­них режу­щих кро­мок. В завер­ше­ние нуж­но акку­рат­но, так­же кра­ем кру­га, под­то­чить бока цен­траль­ной части, сде­лав её ост­рее, что­бы свер­ло луч­ше цен­три­ро­ва­лось и цен­траль­ная пере­мыч­ка не пре­пят­ство­ва­ла свер­ле­нию. Каж­дый режу­щий край дол­жен иметь оди­на­ко­вую высо­ту, что­бы они реза­ли металл в одно и то же вре­мя. Не забы­вай­те пери­о­ди­че­ски охла­ждать свер­ло в воде, во вре­мя заточки.

Спо­соб заточ­ки №2

Вто­рой спо­соб заточ­ки пред­по­ла­га­ет заточ­ку так­же на точиль­ном стан­ке, кра­ем шли­фо­валь­но­го кру­га, но, в отли­чие от пер­во­го спо­со­ба, кон­чик свер­ла не нуж­но пред­ва­ри­тель­но пол­но­стью ста­чи­вать (затуп­лять). Ста­чи­ва­ют­ся вит­ки спи­ра­ли на кон­чи­ке меж­ду пере­мыч­кой (цен­тром) и кра­ем свер­ла. Кра­ем кру­га обта­чи­ва­ют­ся ори­ги­наль­ные режу­щие кром­ки и пло­щад­ка за ними (зад­ние поверх­но­сти). Центр оста­ёт­ся нетро­ну­тым, а остав­ши­е­ся края свер­ла будут новы­ми режу­щи­ми кромками.

Не нуж­но посто­ян­но удер­жи­вать свер­ло в посто­ян­ном кон­так­те с кра­ем шли­фо­валь­но­го кру­га, вме­сто это­го нуж­но слег­ка касать­ся и сно­ва уби­рать свер­ло. Таким обра­зом, заточ­ка будет про­из­во­дить­ся посте­пен­но и очень акку­рат­но, а свер­ло не будет быст­ро пере­гре­вать­ся. При необ­хо­ди­мо­сти, всё же нуж­но пери­о­ди­че­ски охла­ждать свер­ло водой. Ста­чи­вать нуж­но до тех пор, пока ори­ги­наль­ная режу­щая кром­ка не исчез­нет. Что­бы зато­чить вто­рую сто­ро­ну, нуж­но отве­сти свер­ло от шли­фо­валь­но­го кру­га, повер­нуть его паль­ца­ми вокруг сво­ей оси на 180 гра­ду­сов и под­ве­сти нетро­ну­тую сто­ро­ну к краю шли­фо­валь­но­го круга.

Когда обе сто­ро­ны будут обто­че­ны, сле­ду­ю­щим шагом нуж­но сто­чить лиш­нее с цен­траль­ной части, что­бы ниче­го не меша­ло при рез­ке основ­ны­ми режу­щи­ми кром­ка­ми. То есть, при ста­чи­ва­нии ори­ги­наль­ных режу­щих кро­мок были сфор­ми­ро­ва­ны новые режу­щие кром­ки и боко­вые сто­ро­ны цен­траль­ной части, а допол­ни­тель­но нуж­но обто­чить две остав­ши­е­ся сто­ро­ны цен­траль­ной части. Глав­ная функ­ция цен­траль­но­го высту­па – цен­три­ро­ва­ние, поэто­му важ­но, что­бы он был острым.

В резуль­та­те это­го спо­со­ба заточ­ки у свер­ла полу­ча­ют­ся более выра­жен­ные режу­щие кром­ки и более длин­ная цен­траль­ная часть. Вы може­те решить, какой дли­ны она долж­на быть. Свер­лом с более длин­ным кон­чи­ком лег­че высвер­ли­вать точ­ки свар­ки при отсут­ствии опы­та. Доста­точ­но будет сде­лать малень­кое отвер­стие в цен­тре точ­ки кон­такт­ной свар­ки. Свер­ло не потре­бу­ет­ся дер­жать иде­аль­но ров­но, мож­но свер­лить под накло­ном или в труд­но­до­ступ­ных местах, где слож­но свер­лить стро­го пер­пен­ди­ку­ляр­но к поверхности.

Высверливание точек контактной сварки заточенным сверлом

Исполь­зуй­те мед­лен­ную ско­рость вра­ще­ния при свер­ле­нии ста­ли, так как вер­шин­ки режу­щих кро­мок малень­кие и име­ют малень­кую мас­су, что­бы рас­се­и­вать нагрев. Пери­о­ди­че­ски охла­ждай­те свер­ло, и оно про­слу­жит доль­ше, пока не потре­бу­ет­ся новая заточ­ка. Более подроб­но о высвер­ли­ва­нии точек свар­ки читай­те в отдель­ной ста­тье.

Источник статьи: http://kuzov.info/kak-zatochit-sverlo-dlya-vysverlivani/

Сверло для высверливания точечной сварки. Особенности заточки

Специалистам по кузовному ремонту известна ситуация, когда необходимо снять элемент конструкции автомобиля, прикреплённый к смежным деталям путём точечной сварки. Гидропробойником удаётся воспользоваться далеко не всегда, поэтому наилучший вариант – специальное сверло для высверливания точечной сварки, установленное в патрон электродрели.

Конструкция

Сверло для точечной сварки опознать просто – его рабочий торец плоский, а по оси имеется заточенный на конус 90º кернящий выступ, благодаря которому можно избавиться от наиболее трудоёмкого этапа – центровки сверла. Поэтому умельцы часто для высверливания используют обычные свёрла, заточенные специальным образом.

Принципиально возможен и другой вариант высверливания точечной сварки – использование специальных коронок. Такой инструмент включает в себя центрирующий подпружиненный стержень, на который насажен режущий диск с несколькими торцевыми зубьями. Предполагается, что сначала пользователь вдавливает керн в металл, а затем, по мере погружения коронки в его толщу, производит высверливание металла вокруг зоны сварного шва. Для придания инструменту необходимой жёсткости, вся конструкция заключена в оправку.

Выполним сравнительную оценку эффективности обоих методов высверливания, предполагая, что металл коронки и сверла одинаков: быстрорежущая сталь Р18 (хотя инструменты такого рода изготавливаются также из сталей Р6М5, Р6М5К5 и даже Р9К6). Предпочтительно использовать инструмент отечественного производства: китайские производители могут вместо быстрореза предложить совсем иную сталь, типа 45Х с ожидаемо плохим финалом.

Коронка для точечной сварки

Инструмент – достаточно массивный, поэтому сначала рекомендуется плотно прижать к поверхности детали центрирующий стержень, а затем, на малых оборотах, приступать к вырезанию металла. Сложность в том, что при точечной сварке малоуглеродистая сталь, из которой изготавливаются все кузовные детали, существенно упрочняется. Поэтому вдавливание в металл центрирующего стержня потребует от работающего значительных усилий.

Вторая проблема — неодновременность врезания зубьев коронки в сталь. Это происходит потому, что поверхность в зоне сварки имеет микронеровности, образовавшиеся в результате термического воздействия от электродов для контактной сварки. Результат – вероятная эксцентричность высверленного отверстия.

Специалисты советуют предварительно кернить места высверливания (например, при помощи шуруповёрта), поскольку нередки случаи, когда центрирующий стержень выскакивает из гнезда, и коронка начинает сверлить сталь совсем в другом месте. В этом случае для операции необходимо иметь два приводных инструмента.

Ещё одна проблема при использовании коронок – их быстрый перегрев, в результате которого эффект теплового расширения увеличивает фактический размер полученного отверстия, и насадка трескается. После использования, коронки необходимо очищать от стружки.

Впрочем, не всё так плохо: коронки имеют двухстороннее исполнение, поэтому при затуплении достаточно перевернуть инструмент на 180º, и продолжать работу тем же комплектом.

Сверло

Инструмент для таких целей состоит из трёх участков:

  1. Керна (его высоту выбирают так, чтобы она была не менее толщины металла детали, обычно достаточно 2…3 мм).
  2. Основной режущей части. Она может быть обычной или с напылением нитридом титана, в этом случае долговечность сверла заметно увеличивается, а размеры режущей части не будут зависеть от температуры нагрева.
  3. Посадочной части под патрон электродрели.

Технология высверливания в этом случае несколько упрощается: вначале керн внедряется в металл изделия, а затем боковыми гранями сверла выполняется требуемая операция. В данном случае основная проблема – необходимость выдерживать инструмент строго перпендикулярно поверхности кузовной детали.

При выборе в пользу сверла для точечной сварки необходимо предварительно оценить точность расположения керна, для чего подойдёт штангенциркуль с ценой деления нониуса не 0,1 мм, а 0,01 мм. Несоосность приводит к тому, что часть сверла работает по незакалённому металлу, а потому нагрузка на инструмент распределяется неравномерно. Также придётся затрачивать больше времени на периодическую заточку сверла и собственно керна, тщательно выдерживая его угол при вершине и высоту.

Используя сверло для высверливания точечной сварки, также потребуется изменять число оборотов дрели: вначале оно должно быть небольшим, до 700…800 мин -1 . Тем не менее, суммарная трудоёмкость операции всё равно меньше, чем в предыдущем варианте, а для высверливания достаточно использовать только один электроинструмент – дрель.

Источник статьи: http://proinstrumentinfo.ru/sverlo-dlya-vysverlivaniya-tochechnoj-svarki-zatochka/

Читайте также:  Полноприводные автомобиль фиат дукато
Оцените статью