- Полезные советы по организации освещения в камере для покраски авто
- Освещение в камере для покраски
- Использование накопленного опыта
- Советы по световому оборудованию
- Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.
- Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере
- Виды и параметры ламп
- Лампы накалывания
- Люминесцентные светильники
- Светодиодные светильники
- Схемы расположения светильников
- Потолочное освещение
- Потолочное + стеновое освещение
- Дополнительное освещение
- Как рассчитать количество и мощность ламп?
- Пример расчета
- Монтаж светильников
Полезные советы по организации освещения в камере для покраски авто
Отдавая свой автомобиль на покраску или обновляя его ЛКП самостоятельно, хочется получить достойный и близкий к идеалу вариант. От чего во многом зависит результат работы в малярном помещении? Освещение в покрасочной камере, наличие специальных приборов для работы, высокий уровень профессионализма мастеров – вот необходимые составляющие успеха покраски автомобиля.
Освещение в камере для покраски
Оборудование покрасочной камеры с точки зрения освещения – процесс очень ответственный и очень индивидуальный. Стандартная установка необходимых осветительных приборов не всегда может устроить мастеров-профессионалов покрасочного дела. Есть целый ряд общих советов по организации рабочего места в малярной камере с точки зрения освещенности.
Для получения лучшего варианта покраски необходимо выполнить следующие рекомендации:
- Диапазон приемлемого светового потока для выполнения работ по покраске должен находиться в пределах от 600 до 200 Люмен.
- Свет, рассеиваемый в помещении, должен быть однородным. Не должно быть участков, где он более или менее яркий или имеет неодинаковый цветовой оттенок.
- Желательный спектральный состав потока света должен быть максимально приближен к естественному. Это нужно для того, чтобы при длительной работе в камере для покраски специалисты не чувствовали сильное утомление в глазах и могли качественно выполнять свои обязанности.
- Категорически нельзя применять мерцающий, пульсирующий световой поток.
- Все зоны камеры для покраски должны быть равномерно освещены. В противном случае нужно воспользоваться дополнительными переносными источниками света.
- Световые приборы, применяемые в покрасочной камере, должны обладать высокой устойчивостью к определенным воздействиям, характерным для проведения покрасочных работ. Перепады температур, высокое давление, вибрации не должны стать причиной отключения света или выхода из строя светового прибора.
- Показатель индекса передачи цвета не может быть ниже цифры 80. Этот уровень соответствует освещению в солнечную погоду.
Распыление красящих элементов в малярной камере несколько затрудняют зрительные процессы работающих людей. Поэтому световое обустройство в помещении очень важно для выполнения работ, связанных с покраской, качественно и без ослабления зрения.
Использование накопленного опыта
Специалисты в области покраски путем многократного использования тех или иных схем освещения, дают полезные советы по световому обустройству покрасочных помещений.
Вот наиболее приемлемые схемы освещения в камере для покраски:
- потолочная;
- потолочно-стеновая;
- потолочно-переносная.
В каждой из этих схем есть свои положительные и негативные моменты. Так, например, потолочная схема, предполагающая крепление всех приборов для освещения к потолку, вполне может быть смонтирована без привлечения электромонтажников, своими руками. Но этот вид освещения будет недостаточным, если понадобится окрашивать поверхности в вертикальной плоскости.
Если помещение, где осуществляется покраска, не слишком большое, то вряд ли там получится прикрепить осветительные приборы по бокам (из-за отсутствия лишнего места).
В этой ситуации можно основные приборы разместить на потолке, а дополнительные участки освещать при помощи переносных устройств – это типичный пример потолочно-переносной схемы.
Самым оптимальным в условиях проведения работ на профессиональном уровне является схема освещения с монтажом источников света на потолке и вдоль боковых стен.
Для безопасной работы в покрасочной камере необходимо использовать такие приборы, которые устойчивы к воздействию химических веществ и не взорвутся во время покраски. Краска, распыляемая внутри помещения, создает огнеопасную среду, поэтому к выбору средств освещения нужно подойти с особой тщательностью и вниманием.
Советы по световому оборудованию
Среда покрасочной камеры по отношению к световому оборудованию может быть охарактеризована как очень агрессивная. Стандартные осветительные приборы могут прослужить не более двух недель.
Использование направленного светового потока – отличное подспорье в работе маляра. Можно порекомендовать для этой цели приобрести лампы 12-48 В, но для их использования понадобится еще прикупить понижающий трансформатор, так как обычное напряжение в сети – 220 В. Для переноски лучше использовать вакуумные лампы.
Но не всех прельщает покупка и установка понижающего трансформатора. Можно обойтись и без него, если для питания ламп применять сеть с такими показателями – 12, 24 или 36 В.
Преимущества использования таких ламп не только в их безопасности, но и в простоте замены. Недостатки такого оборудования – для получения равномерного распределения света такие лампы должны располагаться на одном и том же расстоянии от источников питания. В покрасочной камере можно пользоваться и другими дополнительными осветительными приборами.
Разновидность | Особенности |
---|---|
Светодиодные комбинации | Отсутствие мерцания, небольшое потребление мощности, экологическая безопасность, но довольно недешевы. |
Лампы люминесцентного освещения | Широкий выбор по температурным и цветовым показателям: белые теплые, белые холодные, дневные. Можно выбрать лампы с улучшенной или простой передачей цвета, экологически не опасны. |
Лампы накаливания | Невысокая стоимость при небольшом КПД, низкая температура |
На устройстве для регуляции и пуска лучше не экономить. Надежность – залог безопасности. Самый оптимальный вариант – размещение этого устройства вне камеры для покраски.Можно приобрести готовые щитки для использования нескольких автоматов. Все электрооборудование желательно подключать к отдельным автоматам, сила тока которых в пределах 5-6 А. Этого вполне достаточно для бесперебойной и безопасной работы.
Чтобы держать под контролем силу тока при пользовании люминесцентными лампами самое разумное – смонтировать систему дроссель-старт. При использовании этой системы вероятность разрыва сети из-за увеличения силы тока снижается в разы.
Источник статьи: http://autokuz.ru/pokraska/kamera/osveshhenie-v-pokrasochnoj-kamere.html
Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.
Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.
Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере
Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.
- Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
- Однородность рассеивания световых лучей.
- Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
- Отсутствие эффекта мерцания.
- Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
- Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
- Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.
Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.
Виды и параметры ламп
На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.
Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:
- лампами накалывания.
- люминесцентными лампами.
- светодиодные светильники и лампы.
Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.
Лампы накалывания
Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:
- вакуумные.
- газонаполненные (инертным газом).
Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.
Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.
Люминесцентные светильники
Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.
Выделяют два основных вида таких источников излучения:
Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:
Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:
- Ц — естественная цветопередача;
- ЦЦ — цветопередача повышенного качества.
Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.
Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.
Светодиодные светильники
Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.
Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.
Из минусов – цена.
Схемы расположения светильников
В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.
Потолочное освещение
Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.
Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.
Потолочное + стеновое освещение
Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.
Лампы на стены монтируют двумя вариантами:
- В горизонтальном виде сплошной линией.
- В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.
Дополнительное освещение
В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.
Как рассчитать количество и мощность ламп?
Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.
В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.
- S – площадь помещения.
- Рл – мощность одной лампы определенного вида.
- Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).
Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:
- Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
- Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
- Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.
В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.
Пример расчета
- Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
- Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
- Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.
Расчет будет выглядеть так:
- (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
- (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
- (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.
Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.
Монтаж светильников
Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.
Порядок действий может быть следующим:
- Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
- По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.
Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.
Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.
Источник статьи: http://krasimauto.com/oborydovanie/osveshhenie-v-pokrasochnoj-kamere.html