Таймер для обогрева зеркал автомобиля

Схема таймера для подогрева зеркал в автомобиле

У многих автомобилей есть внешние зеркала сэлектроподогревом, обычно они подключаются через отдельный выключатель, либо параллельно обогревателю заднего стекла.

Последний вариант наихудший потому что очень сильно увеличивает нагрузку на аккумулятор, генератор за счет лишней нагрузки на нагрев зеркал, ведь зеркала оттаивают за несколько минут, и больше нет никакой необходимости в их подогреве а вот заднее стекло приходится подогревать чаще и дольше, особенно если в машине находится несколько человек.

Первый вариант — подключение через отдельный выключатель лучше, но тоже не лишен недостатков. Подогрев зеркал нужно включить и выключить, последнее скорее всего забывается.

Поэтому нужен таймер — кнопка, нажал её и подогрев зеркал включился на несколько минут. Если этого времени было недостаточно можно еще раз нажать кнопку.

Принципиальная схема

Схема такой таймер-кнопки показана на рисунке в тексте. Схема предельно проста и выполнена всего на одном транзисторе. Схема подключается к цепи аккумулятора автомобиля, то есть до замка зажигания. Время задается при помощи RC-цепи С1-R2.

В исходном состоянии конденсатор С1 разряжен напряжение на нем нулевое и транзистор VТ1 закрыт. Контакты реле К1 не замкнуты и ток на нагреватели зеркал Н1 и Н2 не поступает.

Рис. 1. Принципиальная схема таймера для подогрева зеркал в автомобиле.

Чтобы включить нагрев зеркал нужно нажать кнопку S1. Она без фиксации просто нажать и отпустить ее. Через контакты кнопки и токоограничительныи резистор R1 напряжение поступает на конденсатор С1 и заряжает его. При этом напряжение на конденсаторе увеличивается до напряжения питания, и транзистор VТ1 открывается.

А реле К1 подключает обогреватели зеркал Н1 и Н2. После отпускания кнопки конденсатор С1 начинает разряжаться через сопротивление R2 и свой собственный ток утечки.

Напряжение на С1 при этом медленно снижается В какой-то момент транзистор VТ1 закрывается на столько, что реле отпускает свои контакты. Обогреватели зеркал отключаются.

При указанных на схеме параметрах С1 и R2 времени на разряд С1 до порога отпускания контактов реле К1, уходит около 4-5 минут, хотя это сильно зависит от окружающей температуры и самое главное, от качества конденсатора С1.

Потому что если это будет конденсатор с большим током утечки, то он довольно быстро разрядится сам через себя, даже если сопротивление R2 будет бесконечно большим. Светодиод HL1 служит для индикации того что идет подогрев зеркал. В принципе в нем нет никакой необходимости, и если индикация не нужно от него и R3 можно отказаться.

Реле К1 — стандартное автомобильное реле с проушиной для крепления. Вся схема собрана объемным способом на контактах этого реле. Затем, на это одета крышка от другого такого же реле, и все скреплено изолентой.

Для подключения выведены провода. Нужно учесть, что ток потребления нагревателями большой, соответственно и провода должны быть толстыми. Под кнопку и светодиод провода можно тонкие, там вообще нет никакого значения в их толщине.

Детали

По замене деталей. Транзистор КП501 можно заменить импортным аналогом вроде 2N7000, 2N7002, BS170 Впрочем, совсем и необязательно аналогом. Можно даже взять такой популярный транзистор как IRF840 или BUZ90 (КП707). Конечно мощности у них с избытком, и здесь она востребована не будет, но работать схема будет и с таким транзистором на месте VT1, причем, ничем не хуже.

Вопрос только в целесообразности применения здесь мощного высоковольтного транзистора. Впрочем, если других вариантов в наличии нет это нормальный вариант.

Конденсатор С1 лучше брать новый, не выпаянный из неисправной схемы Впрочем, можно попробовать и старый. Если ток утечки слишком велик или емкость занижена время будет держать существенно меньше, и нужно попробовать другой экземпляр.

Светодиод — любой индикаторный. Для большей наглядности можно и какой-нибудь многоцветный мигающий. Диод VD1 — любой. Аналогичную схему можно сделать и для ограничения продолжительности подогрева сидений. Время там нужно больше, потому конденсатор С1 нужно взять большей емкости, а резистор R2 большего сопротивления.

Источник статьи: http://radiostorage.net/5160-skhema-tajmera-dlya-podogreva-zerkal-v-avtomobile.html

Таймер для обогрева зеркал заднего вида

В настоящее время многие современные автомобили оснащаются такой полезной опцией, как подогрев зеркал заднего вида. При желании подобное устройство можно установить практически на любой автомобиль самостоятельно, благо в продаже подобные нагреватели встречаются. К сожалению, какой-либо информации об устройствах управления такими нагревателями производители не дают. Подключать нагревательные элементы параллельно обогревателю заднего стекла непрактично, ведь, как правило, запотевание зеркал заднего вида происходит в сырую дождливую погоду, а для очистки заднего стекла существуют «дворники».

После приобретения пары необходимых нагревателей, мной был разработан, собран и установлен в автомобиль таймер для их включения.

Предлагаемое ниже устройство выполняет следующие функции:

— включение/выключение обогревателя одной кнопкой (включенное состояние дублируется свечением светодиода);

— программирование пользователем времени работы таймера (1-20 мин);

— возможность программного включения обогревателя при дистанционном запуске автомобиля;

— блокировка работы обогревателя при снижении напряжения в бортовой сети автомобиля ниже 12,5 в (сигнализируется миганием светодиода).

Обогреватель (см. рис.1) выполнен на базе недорогого 8-ми выводного микроконтроллера PIC12F629 фирмы «Microchip Technology Inc». В своём составе указанный МК имеет встроенный компаратор, который используется в нашем случае для контроля за пороговой (12,5в) величиной напряжения бортовой сети. Управление таймером осуществляется одной кнопкой SB1. Режимы работы устройства дублируются свечением светодиода HL1. Питание таймера и самих нагревательных элементов берётся с контакта (30) замка зажигания и корпуса автомобиля (выв. 3,4 разъёма Х1). Напряжение питания микроконтроллера стабилизируется микросхемой DA1. Микроконтроллер настроен на работу с внутренним RC генератором частотой 4МГц. С учётом занесённых в программу констант в два восьмиразрядных регистра TMR1H и TMR1L для шестнадцатиразрядного таймера/счётчика TMR1 с предделителем, а также величины калибровочной константы для внутреннего RC генератора, временная погрешность, при отсчёте таймером обогревателя двадцати минут, при комнатной температуре составляла менее одной секунды.

Рассмотрим работу таймера. После поворота ключа зажигания в положение «Зажигание» на устройство подаётся питание. Микроконтроллер сравнивает напряжение, поступающее с делителя напряжения R1R2 с программно заданной величиной источника опорного напряжения 1,875В. Если напряжение на АКБ ниже 12,5 В, работа таймера будет заблокирована (светодиод HL1 мигает с частотой 1 Гц). Если напряжение бортовой сети выше 12,5 В, то устройство готово к работе (светодиод HL1 не горит). При однократном нажатии и отпускании кнопки SB1, через транзистор VT1, на катушку реле К1 поступает рабочее напряжение. Контакты реле К1.1 замыкаются и на выводы 1, 2 разъёма Х1 поступает напряжение питания нагревательных элементов, установленных в корпусах зеркал заднего вида. Одновременно включается светодиод HL1. Для выключения обогревателя достаточно ещё раз нажать и отпустить кнопку SB1. По умолчанию время прогрева зеркал равно 2 мин. Если пользователь желает установить другое время работы таймера (в пределах 1-20 мин.), необходимо выполнить следующую процедуру. Нажать кнопку SB1 (светодиод HL1 не светится) на время около 10 с, после чего светодиод мигнёт три раза. Теперь кнопку можно отпустить. Последующие кратковременные нажатия на кнопку SB1 будут записывать в память EEPROM микроконтроллера необходимое количество минут. Пауза между нажатиями на кнопку не должна превышать 5 с. Если после входа в режим программирования кнопку не нажимать или количество нажатий будет более 20, в память МК будет занесено значение в 1мин. Через 5с после последнего нажатия светодиод HL1 мигнёт 3 раза, подтверждая окончание записи и выход из процедуры программирования.

Если в автомобиле используется дистанционный запуск автомобиля, то пользователь может задействовать функцию автоматического включения обогревателя через 10с после подачи питания на устройство. Для этого необходимо при отключенном устройстве (зажигание выключено) нажать на кнопку SB1, после чего включить зажигание. Светодиод HL1 начнёт мигать с частотой 1 Гц. Теперь можно вытащить ключ зажигания и поставить машину на охрану. После отработки процедуры автоматического включения обогревателя указанная функция сбрасывается.

Устройство выполнено на печатной плате из фольгированного гетинакса толщиной 1мм, размерами 30х45мм и крепится в салоне автомобиля, за одной из заглушек отверстия внутренней панели. Через просверленные отверстия в ней светодиод и кнопка выведены наружу. В устройстве применены винтовые клеммники DG126-5.0-02P-14. В качестве исполнительного реле К1 использовано реле BS-115c фирмы «Bestar». Возможна замена на отечественное автомобильное реле (например, 711.3747-02) с корректировкой размеров печатной платы и её рисунка. Кнопка SB1 закреплена с помощью проволочного хомута к плате и для надёжности вместе со светодиодом HL1 приклеена к ней эпоксидным клеем (см. фото 1).

Схема, фото, рисунки и программы в приложении .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c2c769fed659f00ac97d29b/taimer-dlia-obogreva-zerkal-zadnego-vida-5ec28c9da23e1560113f29ca

Таймер обогревателя зеркал автомобиля

Таймер предназначен для установки в автомобиль, оснащённый наружными зеркалами заднего вида с подогревом зеркальных элементов. Его отличительная особенность — водитель имеет возможность изменять режим работы обогревателя оперативно, не вмешиваясь в программу микроконтроллера таймера.

Предусмотрены следующие режимы работы таймера:

«ОСНОВНОЙ» — простое включение нагревательных элементов зеркал нажатием на кнопку. Через заданный интервал времени они будут выключены автоматически. До истечения этого интервала нагреватель можно выключить нажатием на ту же кнопку. Следующее нажатие на неё снова включит обогреватель, но отсчёт времени его работы начнётся заново;

«АВТО» — автоматическое включение нагревательных элементов зеркал при подаче питания на таймер с автоматическим выключением через заданное время;

«УСТАНОВКА» — в этом режиме задают продолжительность работы нагревательных элементов до автоматического выключения.

Схема таймера изображена на рис. 1 Микроконтроллер DD1 работает по записанной в его FLASH-память программе, получая тактовые импульсы частотой 4 МГц от встроенного RC-генератора. Нагревательные элементы зеркал включаются с помощью реле К1, управляемого транзистором VT1 по сигналам, формируемым микроконтроллером на выводе 5 (GP2).

Таймер собран на малогабаритной односторонней печатной плате, показанной на рис. 2. Многие элементы на ней (в том числе микроконтроллер) — для поверхностного монтажа и установлены со стороны печатных проводников. С той же стороны находится светодиод HL1, а над микроконтроллером расположена кнопка SB1. Провод, идущий к нагревателям, припаян к контактной площадке рядом с выводом реле (TR20-12VDC-SC-AD), а затем пропущен через отверстие в плате.

В микроконтроллер PIC12F675-E/SN (или в его аналог с меньшей максимально допустимой температурой PIC12F675-I/SN) записывают коды из файла t_mirror_675.HEX. Без всяких переделок платы можно применить и микроконтроллеры PIC16F629 с теми же индексами, но для их программирования следует использовать файл t_mirror_629.HEX.

Микроконтроллер программируют, установив его на плату, на которой ещё не смонтированы кнопка SB1 и светодиод HL1. Провода, ведущие к программатору, припаивают к контактным площадкам А-С, а также к печатному проводнику общего провода. Если микроконтроллер во время программирования предполагается питать от программатора, то интегральный стабилизатор DA1 на плату тоже временно не устанавливают, а напряжение +5 В от программатора подают на контактную площадку, предназначенную для вывода 1 стабилизатора. В противном случае на плату с установленным стабилизатором следует подать на время программирования напряжение питания 12 В Загрузив программу, все временно припаянные к плате провода удаляют и монтируют недостающие детали.

Я поместил плату в квадратную заглушку для приборной панели автомобиля ВАЗ-2110, сделав в ней два отверстия. Одно (в центре) — для толкателя кнопки SB1, второе (смещённое) — для светодиода HL1. После проверки работоспособности таймера плату закрепил в заглушке, для чего почти всё свободное в ней пространство заполнил герметиком. Не показанной на схеме плавкой вставкой на 5 А цепь питания таймера защищена от перегрузки.

В начале своей работы программа микроконтроллера настраивает соответствующие выводы его порта GPIO как входы и выходы, отключает те встроенные в микроконтроллер периферийные устройства, которые не требуются для её работы Затем производится проверка состояния кнопки SB1.

Если она нажата, запускается режим «УСТАНОВКА», о чём сигнализирует светодиод HL1, остающийся включённым до тех пор, пока кнопка не отпущена. В течение 3 с после выключения светодиода необходимо вновь нажать на эту кнопку и удерживать её, пока не будет установлена нужная продолжительность работы нагревателя. Она нарастает ступенями по одной минуте каждые 2 с. По достижении 20 мин заданная длительность скачком уменьшается до 1 мин, затем начинается новый цикл её нарастания. Каждая ступень отмечается вспышками светодиода. Короткие вспышки (около 0,3 с) означают единицы минут, их может быть от одной до четырёх. Длинные вспышки (около 0,8 с) — пятиминутные интервалы. Например, четыре коротких вспышки — 4 мин, длинная и три коротких — 8 мин. три длинных и две коротких — 17 мин.

Когда нужная продолжительность достигнута, кнопку SB1 отпускают. Приблизительно через 5 с после этого светодиод одной длинной вспышкой сообщит, что установленное значение записано в EEPROM микроконтроллера. Далее программа продолжает работу в режиме «ОСНОВНОЙ».

Если сразу после подачи питания программа не обнаружила нажатую кнопку, она проверяет, не был ли в предыдущих циклах работы включён режим «АВТО». Если нет, программа переходит к работе в режиме «ОСНОВНОЙ». Когда режим «АВТО» включён, отсчитывается пауза длительностью 20 с, в течение которой светодиод мигает. После неё на заданное и записанное в EEPROM время включаются нагреватели зеркал. Пока они работают, светодиод HL1 светит непрерывно. Нажатием на кнопку SB1 можно выключить нагреватели и светодиод до истечения заданного времени. Описанная процедура выполняется однократно при каждом включении таймера, после чего работа продолжается в режиме «ОСНОВНОЙ».

Для включения или выключения режима «АВТО» необходимо нажать на кнопку SB1 после того, как включено питание, и удерживать её, пока светодиод HL1 не подаст три длинные или короткие вспышки. Длинные свидетельствуют, что режим включён, короткие — он выключен. Признак включения режима «АВТО» сохраняется в EEPROM микроконтроллера. Этот режим удобно использовать в межсезонье, когда по утрам на зеркалах оседает влага или даже появляется изморозь, или после дождя на зеркалах остаются капли.

Программы микроконтроллеров можно скачать здесь

Автор: С.Кашутин, г. Трёхгорный Челябинской обл.

Источник статьи: http://www.radioradar.net/radiofan/motorcar_enthusiast/car_mirror_heater_timer.html

Читайте также:  Шлифмашины для полировки кузова автомобиля
Оцените статью