Типы аудиосистем для автомобиля

АВТОАКУСТИКА

В этой статье рассмотрим все виды, типы и классификации автомобильной акустики. Эта информация позволит избежать досадных ошибок и сделать правильный выбор при покупке динамиков для автомобиля (и не только). Но для начала, небольшой экскурс в начальную музыкальную школу.

Звукоряд всех слышимых звуков, можно разбить на октавы (участки диапазона) на основании основной частоты тона. Не углубляясь в дебри нотной грамоты:

Субконтроктава – включает самые низкие слышимые звуки, от 16,4Гц до 30,9Гц.

Контроктава – сюда попадают звуки с тоном от 32,7Гц до 65.4Гц. Именно здесь в основном и находится БАС, воспроизводить который полагается автомобильным сабвуферам.

Следующие три – большая, малая и первая октавы, образуют мидбасовый диапазон, и включают тоны с частотами до 493,88Гц. В трех-полосных системах, примерно весь этот диапазон отдается отдельному динамику.

Вторая (523,3-987,8Гц), Третья (1046,5-1975,5Гц) и Четвертая (2093-3951Гц) октавы образуют диапазон, который обычно полагается отдельному среднечастотному динамику (мидрейнджу). При трехполосной системе серединке как раз поручается диапазон примерно до 4кГц, в двухполосных системах этот диапазон разделяется между мидбасом и твитером в диапазоне примерно 3-3,5кГц.

Ну и пятая октава и все, что выше – высокочастотный диапазон, для воспроизведения которого используется твитер.

Далее – конструктивные особенности. В давние времена, для радио­приемников использовался один динамик для воспроизведения всего частотного диапазона. Но широко­полосный он был весьма условно – он отыгрывал довольно большую часть звукового спектра, но далеко не всю… Особенно сильно страдали края диапазона, в силу кон­структивных и габаритных ограничений, невозможно создать один динамик, который в состоянии передать весь частотный диапазон с должным качеством и приемлемым уровнем громкости. Так получили популярность коаксиальные динамики.

Стоит отметить, что мелкокалиберные «широкополосные» динамики до сих пор применяются многими авто­произво­дителями для комплектации штатных аудио­систем. Имея относительно высокую чув­ствительность, при небольшой подводимой мощности эти динамики воспроизводят диапазон от 400 и до 16000Гц вполне линейно, что хватает для прослушивания новостей по радио, подсказок навигатора или работы hands-free.

Идея коаксиала – разместить два (или более) излучателей разных диапазонов на одной оси, сохранив идею точечного излучателя. Коаксиальная акустика пользуется стабильным спросом из-за удобства и простоты установки и весьма качественного звучания. Именно за ними устойчиво закрепились термины «автоколонки», «блины», «овалы». Но и здесь, впрочем как и везде, надо знать меру. 2 или 3-х полосные конструкции наиболее оптимальны, нет никакого практического смысла иметь большее количество излучателей (по сути — вам продают больше дешевых динамиков за те же деньги). Отдельная (хотя идеологически всё та же) разновидность – браксиалы. Браксиальная акустика – это когда твитер установлен не на керне мидбаса, а на кронштейне крепления фланца. Здесь тоже совмещение центров излучения достигается не за счет ухудшения параметров мидбаса, а является дополнительной компоновочной опцией, расширяющей инсталляционные возможности комплекта.

Но недостатки – продолжение достоинств, установленный внизу двери (обычное штатное место автоакустики) коаксиальный динамик не позволяет получить высокую сцену – остается ощущение, что говорят и поют где-то там внизу… Локализация источника звука заложена в нас эволюцией, и даже различные приемы психоакустики не позволяют полностью обмануть природу слуха.

Отвлечемся на другую тему – материал диффузора. Диффузор — излучающий элемент динамика, и по большей части именно он отвечает за звук. При этом к диффузору предъявляются разные, зачастую противоречивые требования: легкий и прочный, жесткий и вязкий… Конструкторам в этих условиях приходится тщательно выбирать и материал диффузора, и форму его поверхности (от плосколинейной, до экспотенциального конуса, включая различные сегменты сферы). Однако, в популярной прессе и в интернете, зачастую идет обсуждение только материалов диффузоров, приписывая им и особенности и характер звучания, без оглядки на остальные конструкционные решения. Особенно популярная сказка про волшебные аудиофильские свойства бумаги, вроде как такая акустика обладает лучшим звуком и наиболее дорогая. Здесь стоит отметить, что технология производства целлюлозных диффузоров наиболее проста, а для придания им нужных свойств используются различные синтетические и натуральные наполнители, которые вводят в целлюлозную массу и различные покрытия и пропитки, которыми обрабатывают готовое изделие. При этом, «бумажные» диффузоры можно встретить как в самых бюджетных линейках, так и наиболее дорогих. В среднем ценовом диапазоне для изготовления диффузоров автоакустики в основном используются различные полимеры и сендвичи – плетеные из кевлара, стекловолокна или полимерных волокон, залитые компаундом или полимеризированной смолой. В топовом сегменте практически безраздельно правят диффузоры алюминиевые или металлизированные полимеры и объемные сэндвичи. Керамические и прочие подобные материалы в автозвуке пока экзотика. Так что не материалом едины…

Это недоразумение призваны решать компонентные (или разнесенные) системы – системы, состоящие из отдельных динамиков, размещение которых в салоне авто вы вольны выбирать сами. Наибольшее количество компонентной автоакустики для автозвука выпускается в двухполосном варианте. В комплекте пара мидбасов, пара твитеров и кроссоверы. Две полосы оптимальное решение и по удобству установки и по «музыкальным» возможностям. Именно двух-полосные системы из мидбаса и твитера составляют основу домашней акустики. При этом основное внимание следует уделить именно фронтальной акустики (если только вы не предпочитаете ездить на заднем диване). Именно грамотный выбор и правильное размещение передних колонок – залог хорошего звука с фронтальной сценой и гладкой АЧХ.

Теперь коротко о типах и видах акустики. Твитер — динамик, работающий в высокочастотном диапазоне, незаменимый компонент 2-х и 3-х полосных систем. В среднем по больнице, работает от 3кГц в 2-х полоске и от 4-5кГц в трехполоных системах. Должен играть до 20кГц, но по факту, установленные под углом, без спада играют до 15-18кГц.

Середина или мидрейндж — среднечастотный динамик, воспроизводящий бо́льшую часть голосового диапазона, обычно — от 300Гц до 4-5кГц. Используются в трехполосных системах; в двухполоске его функцию выполняет мидбас. Мидбас в автоакустике — динамик калибра от 5 до 8 дюймов, воспроизводящий низкочастотный диапазон от 50-70Гц.

Автосабвуферы. Это самые большие и мощные динамики в вашем автомобиле. Именно сабвуфер в авто создает мощную «основу» звука, а прочный басовый фундамент обеспечивает масштабность и глубину любой музыкальной композиции. Автомобильные сабвуферы отличаются от своих «домашних» собратьев в первую очередь параметрами – им приходиться работать на небольшой объем салона, и при этом занимать как можно меньше места. Что касается размеров, то наиболее популярными и востребованными стали всего три калибра: 8 дюймов – для совсем компактных салонов или фронтального размещения, при недостатке баса часто ставят парами; 10 дюймов – более популярный размер, обеспечивает отличное полноценное звучание практически в любом салоне; 12 дюймов – по сравнению с 10-ткой немного более мощные, с более глубоким звуком, но и объём, занимаемый корпусом почти в 2 раза больше. Существуют и более крупные, 15- и 18- дюймовые сабы, с ними появляются уже серьезные тактильные ощущения от баса, но и занимаемый ими полезный объем приближается к сотне литров.

Источник статьи: http://mobile-sound.ru/avtoakustika.html

Как правильно выбрать аудиосистему в салон автомобиля

Статья о том, как выбирать музыкальную систему в салон машины. Основные виды и критерии выбора. В конце статьи — видео о самостоятельной установке «музыки» в автомобиль.

Содержание статьи:

  • Виды акустических систем для автомашины
  • Рекомендации по выбору аудиосистемы
  • Видео — самостоятельная установка «музыки» в автомобиль

Автомобиль без музыки — это примерно то же самое, что художественный фильм без музыкального сопровождения. Мы настолько привыкли к тому, как «кадры» за стеклом мчащегося автомобиля сменяются под любимые мелодии, песни и ритмы, что уже не представляем свою машину без аудиосистемы.

Поэтому каждому хочется ехать не только с ветерком, но и с музыкой. И при этом музыка должна быть самого высокого качества. А чтобы она была таковой, необходимо грамотно выбрать такую аудиосистему, которая бы соответствовала именно вашему автомобилю.

Тем автолюбителям, которые желают приобрести в свой автомобиль новую аудиосистему, нужно определиться, с какой целью им понадобилось это устройство. У всех водителей могут быть разные предпочтения и разные автомобили, а, значит, и аудиосистема должна выбираться с учетом этих индивидуальностей.

Виды акустических систем для автомашины

Для того, чтобы аудиосистема была качественная, большое значение имеет правильный выбор хорошего усилителя, надежной магнитолы и подходящих колонок. Сами же акустические аудиосистемы подразделяются на две основные категории: коаксиальная и компонентная.

Компонентные системы наиболее популярны, поскольку они дают более качественное звучание музыки, чем коаксиальные.

Компонентная система позволяет подключать целую группу громкоговорителей, которые можно распределить в салоне автомобиля. Если установка произведена правильно, стереоэффект будет настолько впечатляющим, что можно различать партии отдельных музыкальных инструментов и вокалистов.

Самые элементарные компонентные акустические системы состоят как минимум из четырех динамиков: одна пара динамиков выдает звук высоких частот, другая работает на низких частотах. Стоят эти акустические системы недорого, но при этом воспроизводят звук весьма неплохого качества.

Более сложные и дорогие компонентные аудио системы помимо всего оснащены сабвуфером – дополнительной колонкой для воспроизведения звука самых низких частот. Эта колонка обеспечивает более качественное звучание.

Коаксиальная аудиосистема отличается от компонентной в первую очередь тем, что все громкоговорители разных частот устанавливаются в одну колонку. Зачастую коаксиальные аудиосистемы изготовляют в качестве одного большого динамика, помещая внутри него динамики меньших размеров.

Коаксиальная аудиосистема стоит недорого и легко подключается, но несмотря на это, такие системы пользуются все меньшей популярностью в основном из-за невысокого качества звучания. В основном такую акустику устанавливают в грузовых машинах, в городских маршрутках или в дешевых легковых автомашинах, которые используются для черновых нужд.

Для того, чтобы объективно выбрать ту аудиосистему, которая максимально подходит именно вам, нужно выбрать такую мощность и такое качество звука, которые устроят вас наилучшим образом.

По качеству звука акустическое оборудование подразделяется на несколько видов:

    Упрощенная аудиосистема. Такая система удовлетворит именно тех автолюбителей, которые неприхотливы к мощности и качеству воспроизводимого звучания. Их интересует лишь общий негромкий музыкальный фон во время езды. Такое акустическое оборудование из всех компонентных самое недорогое и обычно состоит из двух больших динамиков, расположенных сзади, и из нескольких динамиков спереди. Эти передние динамики нередко объединяются в один, примерно так же, как это делается в коаксиальной системе.

Аудиосистема среднего типа. Ее следует выбирать, если водитель предпочитает воспроизведение мощного звука. В этом случае возникает необходимость установки нескольких громкоговорителей впереди салона автомашины, среди которых необходимы динамики высокой частоты. Если вы выбрали такую систему, то задние громкоговорители вам менять необязательно. Можете оставить сзади обычные «блины», потому что основная нагрузка звука пойдет на передние колонки.

  • Сложная аудиосистема.Установка такой акустической системы уместна, если хозяин автомобиля предпочитает чистый и мощный звук в широком диапазоне. Эта система является достаточно дорогой и монтируется довольно трудно. Если вы решили приобрести именно такую аудио систему, то вам придется установить в автомобиле специальную шумоизоляцию, иначе все звуки, сопряженные с работой автомобиля, будут негативно влиять на качество звука.
  • Высококлассная аудиосистема монтируется из большого количества динамиков разной частоты. Необходимым условием этих систем является установка сабвуфера, а также усилителя. Свойство воспроизводимого звука будет зависеть о того, как вы расположите динамики внутри автомобиля. Таким образом, впереди салона монтируют разделенные громкоговорители, которые воспроизводят среднечастотные и высокочастотные звуки. Звуки же низкой частоты при этом выдаются громкоговорителями, установленными в задней части машины. Поскольку сигнал всех динамиков пропускается через усилитель, они должны иметь большую мощность.

    Рекомендации по выбору аудиосистемы

    Итак, вы уже разобрались, какого типа нужна вам аудиосистема, исходя из того качества звука, которое вас вполне устраивает. Теперь настала очередь выбрать непосредственно модель акустической системы с учетом способа ее установки.

    Есть испытанное правило: чем сложнее приобретаемая аудиосистема, тем более значимой становится надежность и популярность бренда в глазах покупателей. То есть, если вы решили приобрести простую и недорогую акустику, вам необходимо понимать, что производство такого оборудования не вызывает особых технологических трудностей. Поэтому, приобретая подобное оборудование, не стоит особо задумываться о рейтинге компании-производителя.

    Но если вы задумали купить высококлассную, сложную аудиосистему, то в таком случае вам стоит обратить взор на такие известные компании, которые зарекомендовали себя как качественные производители, дабы избежать бракованного товара. Можете обратить внимание на такие бренды, как Focal, Morel, DLS, Infinity, Alpine, Hertz.

    Громкоговорители в автомобиль выбирайте лучше всего с шелковыми диффузорами — в этом случае звучание будет намного качественнее. Сами динамики стремитесь выбирать как можно большего размера, учитывая вместимость салона автомашины.

    Иногда автолюбители пытаются самостоятельно установить аудиосистему в автомобиле. Но если вы в этом мало разбираетесь, лучше этого не делать. В этом случае специалисты помогут вам грамотно установить акустическую систему и настроить звук.

    Иногда для того, чтобы установить дорогую, сложную аудиосистему, в машине может просто не хватать видимого пространства. В таких случаях вам придется покупать вспомогательное оборудование для установки, выбрать которое вам также поможет опытный профессионал.

    Некоторые автолюбители ошибочно считают, что чем мощнее установленная аудиосистема, тем качественнее будет звуковоспроизведение. Однако так бывает не всегда. Номинальная мощность акустического оборудования свидетельствует лишь о том пределе, до которого колонки могут выдавать качественный звук. Поэтому система мощностью от 10 до 20 Ватт вполне подойдет для приемлемого звучания.

    Кроме мощности, для оптимальной работы аудио системы в салоне автомобиля обязательно учитывайте логическое распределение частоты звукового сигнала.

    Видео — самостоятельная установка «музыки» в автомобиль:

    Источник статьи: http://fastmb.ru/soveti_auto/1445-kak-pravilno-vybrat-audiosistemu-v-salon-avtomobilya.html

    Читайте также:  Плюсы керамического покрытия автомобиля
    Оцените статью