Торможение автомобиля во время поворота

Можно или нельзя тормозить в повороте?

Запрет на торможение в повороте вызван леденящими кровь рассказами начинающих водителей на «классике» или «девятках», которые в испуге выжимали сцепление и били по педали в пол, отчего машина, поскользнувшись на песке или луже, шла в повороте юзом. Это было свойственно старым автомобилям, без систем электронной стабилизации и антиблокировки тормозов – АБС.

Но сейчас техника качественно изменилась, и автомобили без систем активной безопасности – редкость. Тормоз из противника в повороте превратился в помощника. Как же правильно использовать его для быстрой и безопасной езды?

«Чем чаще тормозишь, тем быстрее едешь», – примерно так выражаются раллийные пилоты, которые мастерски носятся по грунтовым дорожкам, раскручивая мотор до красной зоны. На раллийном спецучастке никто и никогда не движется накатом. И тормоз используется так же часто, как и газ.

На дорогах общего пользования стиль вождения несколько иной, но и там приключения случаются. Если на скорости 50 км/ч прозевать нужный поворот и в панике, не бросая газа, резко вывернуть руль, автомобиль заплужит передком, продолжив двигаться прямо. Вывернутые колеса визжат и плачут, не в силах зацепиться даже за сухой асфальт (а что уж говорить о влажном или обледеневшем), обочина угрожающе приближается. Чтобы вновь направить автомобиль на верный путь, нужно вернуть колесам сцепление с дорогой. Как? Прежде всего уменьшив угол поворота колес и погасив скорость.

Читайте также:  Закупка автомобиля по 223 фз 2016

Спасая ситуацию, надо заставить себя прекратить выкручивать руль в сторону поворота и на мгновение вернуть его в положение прямо – тогда колеса снова начнут катиться, а не скользить. А уж после этого дозированным торможением нужно прижать передок к дороге, одновременно гася избыточную скорость и увеличивая зацеп за асфальт.

Помните, как в космическом корабле сила ускорения прижимает пилотов к креслам, рождая перегрузки? Вес людей растет, и они не в силах оторвать руки от подлокотников. Такой же эффект вызывает в автомобиле правильное торможение, позволяя инерции перераспределить вес машины на переднюю ось.

При чувствительном ударе по педали передок опустится, человек повиснет на ремнях, а передние колеса получат добавку прижимной силы. Автомобиль «навалится» на них и придавит к земле. Вот теперь, пока передок загружен, можно аккуратно сработать рулем, скорректировав траекторию.

Главное во время краткого торможения на машинах с механическими коробками не выжимать сцепление и не сбрасывать рукоятку в нейтраль. Передача должна быть включена, так как тяга на ведущих колесах не только помогает эффективнее замедляться, но и понадобится для последующего разгона. Поэтому входить в поворот надо на той передаче, на которой вы планируете из него выйти.

Электронные системы стабилизации и АБС нивелируют ошибки и не дают автомобилю заскользить. В этом их главное преимущество – хотя законов физики они не отменяют и при сильном промахе со скоростью автомобиль на дороге не удержат. Зато грамотное дозированное торможение в нежданном повороте не только не вредит, но и спасает.

А как поступать дальше, когда автомобиль справился с инерцией и принял маневр?

Миновав апекс, то есть вершину виража, можно плавно, чтобы снова не сорвать переднюю ось, дозированно открывать газ, соответственно уменьшая угол поворота колес. Чем меньше угол на руле – тем больше газа может позволить себе пилот. Цепляясь за дорогу, ведущие передние колеса вытащат машину за собой, как нитку за иголкой. Ну а электронные системы подстрахуют при ошибке: скорректируют тягу и не дадут развиться пробуксовке.

В общем, современный переднеприводный автомобиль способен на настоящие подвиги. В поворотах он стабилен и хорошо справляется со спортивным стилем езды. Но все же лучше не испытывать на прочность его и себя и не входить на безумной скорости в виражи, чтобы потом не бороться с машиной за вашу общую жизнь. Лучше тормозить загодя и поворачивать безопасно. Тогда удастся избежать многих неприятностей. Да и расходов тоже.

Источник статьи: http://topgearrussia.ru/experience/37860_mojno_ili_nelzya_tormozit_v_povorote_

Тормозить в повороте нельзя!

Последнее обновление: 08.05.2020
Комментариев нет

В дополнение к статье Выполнение поворота из серии статей Управления автомобилем представился случай наглядной демонстрации того, что может случиться, если прибегнуть к торможению при повороте, т.е. на дуге поворота, особенно, если на дороге скользко. Это один из вариантов развития ситуации, т.е. он не единственный, и вовсе не означает, что любой финал будет именно таким. Но этот конкретный случай, к сожалению, закончился потерей управления автомобиля, выездом за пределы проезжей части и ударом об ограждение.

Событие происходит на загородной дороге (вне населенного пункта), по всей видимости, после небольшого дождя – погода пасмурная, асфальт мокрый. А мокрая дорога – это всегда скользкая дорога. Какие опасности таит в себе скользкое дорожное покрытие, кто еще не знает, можно прочесть в одноименной статье.

Забегая немного вперед, следует вспомнить о правилах прохождения поворота. О них можно прочесть в вышеупомянутой статье, которая так и называется – Выполнение поворота. Рассмотренные в ней правила справедливы для абсолютно любых поворотов, в том числе, поворотов на перекрестках, и даже незначительного изменения направления движения.

Теперь, к делу. Посмотрите короткое видео.


Автор видеоролика

В нашем случае дуга поворота проходит по естественному изгибу дороги, когда поворот – это единственное направление движения.

Если внимательно посмотреть видеоролик, то можно обратить внимание на момент начала срабатывания стоп-сигнала. Левый стоп-сигнал у машины не работает, но в нашем случае это не столь важно.

Сначала водитель два раза притормозил перед поворотом – и это правильно. Затем, на дуге поворота, как раз перед расхождением с автопоездом, стоп-сигнал загорелся постоянно, т.е. водитель нажал на педаль тормоза и не отпускал до тех пор, пока не потерял управление.

Это и было главной ошибкой водителя – торможение при повороте, впоследствии, вызвавшее занос автомобиля.

Как избегать подобных ошибок?

Что касается вопроса относительно торможения при повороте, имеется в виду, одновременного торможения и выполнения поворота, то здесь, помимо техники прохождения поворота, существует еще одно правило. Данное правило формулируется так: тормозить следует до вхождения в поворот, т.е. до того, как автомобиль вошел в зону дуги поворота, а по дуге нужно вести автомобиль с постоянной скоростью. И очень нежелательно делать резкие движения рулем на дуге поворота, например, для объезда неровности дороги.

Нужно запомнить это правило. Просто запомнить, что тормозить в повороте нельзя! Допускается лишь легкое подтормаживание на повороте, и то не всегда. Безопасность этого действия зависит от многих факторов – от состояния дороги, времени года, крутизны поворота, скорости автомобиля и его технического состояния, давления в шинах и еще многих других причин.

Для того чтобы понять смысл этого правила, нужно обратиться к физике движения автомобиля. Чтобы здесь, в этой статье, не повторяться, пройдите по указанной ссылке и там вы найдете краткое, но емкое описание механизма загрузки-разгрузки автомобиля по осям, а также сил, действующих на автомобиль в движении, и все станет понятно.

Наверняка, у многих возникнет вопрос — а как же тогда быть, если тормозить в повороте нельзя?

Ответ будет не очень сложный для понимания, но, порой, трудновыполнимый на практике – требуется соблюдать безопасную скорость. В действительности, очень сложно бывает совсем на немного сбавить скорость автомобиля именно там, где это необходимо, а пройдя опасный участок, вновь увеличить скорость до ее безопасного значения, только теперь уже в других дорожных условиях.

Так что соблюдайте безопасную скорость и будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей >»>Обгон на повороте >>

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 08.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/doroga/tormozit-v-povorote-nelzya.html

Как правильно входить в поворот, можно ли тормозить?

Запрет или, скорее, рекомендация не тормозить, входя в поворот обусловлены рассказами не очень опытных водителей, либо тех, кто всю жизнь проездит на отечественной классике или на слабеньких девятках. В ситуации, когда они испуганно зажимали обе педали (тормоз со сцеплением) в пол, автомобиль, как правило, ширкнув по песку или лужице уходила на повороте в неуправляемый юз. А нынешним владельцам новых современных автомобилей нужно ли следовать этому совету от бывалых водителей?

Как правильно входить в поворот

Крутой поворот

Если водитель на скорости около шестидесяти прозевал свой поворот, и, паникуя, не сбавляя скорости, вывернул руль, то реакция автомобиля будет предсказуемой: передок заплужит, а машина продолжит движение прямо. Колёса буду3т стучать и свистеть, но они не смогут остановить движение, зацепиться на покрытие даже в условиях сухого асфальта. Чего говорить, если дорога влажная, и свиста шин не будет слышно. А обочина стремительно приближается…

Что делать

Для начала необходимо вернуть колёсам автомобиля сцепление с дорожным покрытием. А как это сделать? Во-первых, нужно уменьшить угол поворота (атаки) колёс, во-вторых, следует погасить скорость, то есть, всё же тормозить.

Что делать при юзе на повороте

Чтобы спасти ситуацию, нужно взять себя в руки, и прекратить выкручивать рулевое колесо в поворот. Хоть на мгновение, но руль необходимо вернуть в исходное положение. За это мгновение колёса восстановят сцепление, и начнут нормально крутиться, прекратив скольжение. И затем уже строго дозированным торможением прижимаем передок к земле. Тем самым гасится избыточная скорость, а также усиливается зацеп за дорожное покрытие.

Насколько сильно тормозить

При кратковременном, но сильном ударе по тормозной педали, морда автомобиля опустится, водитель упрётся в ремни, передние колёса получат дополнительную дозу прижимной силы. Как раз этот момент и нужно использовать: пока передок достаточно загружен (длится это недолго), авто наваливается на колёса, можно аккуратно отрабатывать рулём, постепенно корректируя вектор движения.

Важно! Во время таких кратких торможений на автомобилях с механической трансмиссией ни в коем случае нельзя выжимать педаль сцепления, а также нельзя бросать селектор на нейтралку. Передача всё время включена, поскольку тяга ведущих колёс поначалу помогает машине быстрее замедляться, а затем понадобиться, чтобы резко выйти в разгон, заканчивая поворот. Помните, в поворот необходимо входить так, как вы потом собираетесь выходить из него, то есть на той же скорости (передаче).

Можно ли тормозить на повороте

Другое дело, современный автомобили с АБС и прочими системами, которые сглаживают ошибки водителя, не давая машине уходить в юз. И в этом есть огромное преимущество современных машин. Конечно, АБС не изменит законы физики, если промах водителя со скорость внушительный, то система не удержит машину на дороге. Но вот грамотно дозированное торможение в входе в неожиданный поворот совсем не повредит, более того, оно спасёт вам и вашим пассажирам жизнь.

Источник статьи: http://autowestnik.ru/kak-pravilno-vxodit-v-povorot-mozhno-li-tormozit/

Как правильно тормозить: в городе, на трассе и даже в скоростном повороте?

Как выясняется, правильно рассчитывать дистанцию и дозировать усилие на педали – не так уж просто. В прошлой статье наш эксперт, инструктор по безопасному вождению Иван Чужмар уже рассказывал о правильном рулении. Теперь сосредоточимся на замедлении и торможении.

Как вообще правильно замедляться?

Сразу начнем с конкретных практических советов. Если машина оборудована механической коробкой, то при плавном замедлении перед светофором мы можем помочь себе, если не будем выключать сцепление. Автомобиль будет замедляться эффектом «торможения двигателем». На современных моторах (особенно малообъемных и турбированных) он уже не так заметен, как на старых, но тем не менее.

Правда, переключаться «вниз» перед светофором советовать не буду. Толку от этого мало, а вот дополнительная нагрузка на синхронизаторы есть. Эта техника работает только на затяжных спусках за городом.

Рациональное использование эффекта замедления двигателем позволит, к тому же, пусть немного, но экономить на топливе, тормозных колодках и дисках. Учитывая, что в день мы совершаем десятки, а то и сотни торможений, экономия получится неплохой.

С АКПП этот совет неприменим – если у вас гидромеханика, то вам разомкнуть сцепление и не удастся, а если робот, то он, наоборот, будет принудительно отключать сцепление – таков уж алгоритм.

Сам способ торможения можно описать так. Начинаем снижать скорость, создаем плавное усилие на педали и гасим основную скорость таким образом, чтобы ближе к месту остановки педаль приотпускать и докатываться на минимальной скорости. А не дожимать, как делают многие, в результате чего перед остановкой машина «клюет» носом. Водители-профессионалы вырабатывают в себе привычку работать педалью тормоза так точно, что машина останавливается даже без малейшего «клевка». Попробуйте это сделать, с первого раза наверняка не получится!

А зачем это вообще нужно? В первую очередь, конечно, ради комфорта пассажиров. Водители привыкают и не замечают этих постоянных дерганий автомобиля при полной остановке, а вот пассажиров от этого укачивает. Но есть и «вторая очередь». Заранее гася скорость, вы оставляете себе место для исправления ошибки прогнозирования дорожной обстановки.

Например, дорогая сухая, а перед самым перекрестком – лужа, к тому же заледеневшая. Если вы привыкли тормозить резко и с «клевком», то у вас просто не останется возможности остановиться там, где намечено. И можно считать, что повезло, если вы в такой ситуации врезались в зад автомобилю, а не вылетели на «зебру», по которой идут люди.

Вообще, в целом, очень полезно иметь время на реагирование при подъезде к перекрестку. Помимо заледеневшей лужи, внезапным препятствием может быть пешеход, собака или решивший перестроиться автомобиль.

А ведь кроме препятствий спереди бывают еще и не в меру скоростные автомобили сзади! Тормозя заранее плавно и контролируя ситуацию за кормой по зеркалам, вы в разы снижаете риск того, что вам придется узнавать стоимость заднего бампера, крышки багажника и фонарей.

Немного о дистанции и тормозном пути

На первый взгляд, все элементарно. Дистанция должна быть такая, чтобы вы успели затормозить при возникновении какой-нибудь нештатной ситуации. А как понять, сколько секунд времени и метров расстояния потребуется для остановки? Для этого всем без исключения рекомендуется провести простой эксперимент: затормозить до полной остановки, причем не плавно, а экстренно. Если у машины есть АБС, то она должна сработать.

Лучше вообще проводить такие эксперименты регулярно: на сухом асфальте, на мокром, на льду, на снегу… Так у вас появятся практические знания о том, как далеко может уехать ваш автомобиль с нажатой педалью тормоза «в пол». Результаты, по опыту, могут оказаться удивительными.

Но помимо всего прочего, неплохо бы знать и немного теории. Во-первых, тормозной путь определяется законодательно. Согласно стандарту, с 80 км/час тормозной путь должен составлять не более 36 метров. Также немного физики: если скорость увеличивается в два раза, то тормозной путь увеличивается уже в четыре, пропорционально квадрату скорости. Учитывайте этот фактор, если любите превышать скорость.

Поскольку любой автомобиль проходит в России обязательную сертификацию, то при условии полностью исправной тормозной системы (что, кстати, бывает не всегда), скорее всего, ваш тормозной путь с 80 км/ч действительно не должен превысить 36 метров. Но много ли вам дают эти цифры? Вряд ли. Поэтому на практике тормозной путь нужно мерить не в метрах, а именно в секундах. Количество метров посчитать на глаз нереально, а вот засечь время может каждый.

И прежде чем я перейду к своим выводам относительно безопасной дистанции, еще чуть-чуть теории. Общее время, затрачиваемое на процесс торможения, складывается из нескольких величин. Во-первых, это время реакции водителя – оно зависит от возраста, усталости, эмоционального состояния, концентрации внимания и, наконец, навыка. Во-вторых, это время срабатывания тормозного привода – как правило, гидравлического. В-третьих, до того, как тормоза начнут работать с максимальным усилием, оно должно постепенно вырасти.

По моему личному опыту, реакция водителя – это до 1,5 секунды, а тормоза схватывают примерно за 0,5 секунды. Плюс у вас должен обязательно быть запас, хотя бы 1 секунда. Суммарно получается 3 секунды – именно такой должна быть ваша безопасная дистанция, определенная мной практическим способом. А как ее измерить?

Есть несложный метод. Двигаясь в потоке, выберите какой-нибудь неподвижный объект: дерево, столб, крышку люка или разметку, например. Зафиксируйте момент, когда идущий впереди вас автомобиль поравняется с этим объектом задним бампером. С этого момента начинайте считать в уме: 221… 222… 223… Да-да, именно так, потому что «1, 2, 3» можно сказать очень быстро. На счет «223», не ранее, вы должны поравняться с объектом своим передним бампером. Несколько раз выполняйте такой несложный «тест» и со временем вы научитесь держать трехсекундную дистанцию автоматически.

Здесь можно возразить, что если тормоза полностью исправны, а с реакцией порядок, то секунда запаса ни к чему – хватит и двухсекундной реакции. Ведь если держать перед собой слишком много места, туда обязательно кто-нибудь встроится! Не исключено, но стоит ли рисковать? Не забывайте о вероятности того, что перед вами окажется машина с более мощными тормозами. Скажем, грузовики без груза – они останавливаются намного быстрее, чем «легковушки».

А какую дистанцию держать при остановке на светофоре? Чтобы иметь возможность объехать машину, не бояться ее отката назад и не лезть в «личное пространство», необходимо «оставлять колеса на капоте». То есть, сидя за рулем, вы должны видеть задние колеса впередистоящего автомобиля.

Торможение в повороте

Это, пожалуй, один из самых спорных вопросов, дискуссии о котором не утихают уже давно. Попробуем разобраться, можно ли все-таки тормозить в повороте или не стоит.

Для начала стоит понять, что для каждого конкретного автомобиля и поворота есть максимальная скорость, на которой машина сможет повернуть на заданный рулем угол и не вылететь с траектории. Эта скорость зависит от массы факторов. Про конструкцию подвески уже, наверное, знает каждый. Все читали тест-драйвы, все слышали о том, что «с многорычажкой рулится», а «с упругой балкой не рулится». Это, в принципе, правда, но конфигурация ходовой – не единственный фактор. Также важна степень износа подвески и шин, степень загрузки, тип покрытия и даже его температура. Все непросто, как видите.

Общеизвестно, что снижение скорости на дуге поворота нежелательно и может привести к непредсказуемым последствиям: неуправляемому или ритмическому заносу, выбросу автомобиля в кювет или на встречную полосу. Это, опять-таки, чистая правда. Однако бывают ситуации, когда приходится идти на риск.

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/kak-pravilno-tormozit-v-gorode-na-trasse-i-dazhe-v-skorostnom-povorote-2016-03-29

Оцените статью