Торможение с ABS и без ABS
Насколько эффективна система антиблокировки тормозов? Данный вопрос интересует многих. На нашем сайте Vodi.su мы ранее рассказывали о принципе работы ABS. Стоит также напомнить, что еще в конце прошлого XX века в ЕС вышла директива, согласно которой все новые модели автомобилей, выпускаемых в Европе, должны оснащаться антиблокировкой. Понятно, что такие важные решения принимают лишь после проведения многочисленных тестов. Соответственно, ездить с ABS значительно безопаснее, чем без нее.
Тем не менее, как влияет наличие АБС на длину тормозного пути? На каком типе дорожного покрытия она действует наиболее эффективно? Данные вопросы постараемся рассмотреть детально в сегодняшнем материале на нашем автопортале.
Как происходит торможение с ABS и без нее?
При нажатии на педаль тормоза вы чувствуете вибрации. Это включается АБС. Принцип работы основан на простом правиле — при торможении колесо останавливается практически мгновенно, но автомобиль под воздействием силы инерции продолжает движение. Если же колесо будет блокироваться в положении пограничным с полной блокировкой, то есть не полностью, то скорость остановки автомобиля будет примерно равна скорости торможения колес.
Простыми словами: благодаря клапанам, установленным в тормозную систему, давление в ней попеременно то повышается, то уменьшается. Получается, что на какую-то долю секунды колесо блокируется полностью, а потом разблокируется. В стандартной ABS количество циклов закрытия и открытия клапанов равняется пятнадцати в секунду. Именно поэтому педаль и вибрирует.
Основными элементами АБС являются:
- датчики скорости;
- блок управления;
- клапаны тормозной системы;
- насос для подачи тормозной жидкости;
- колодки или барабаны на задних колесах и тормозные цилиндры.
Датчики скорости фиксируют скорость вращения каждого колеса, в ЭБУ эта информация сравнивается с общей скоростью передвижения транспортного средства. На основе этих данных включается та или иная программа торможения, оптимальная для конкретных условий.
Если же у вас нет АБС, то в случае нажатия на педаль тормоза полностью блокируются колеса. Если торможение происходит на сухом асфальте, то пятно контакта из-за трения разогревается, из-за чего меняются свойства резины. Из-за этого автомобиль останавливается не мгновенно, а лишь через некоторое время.
На нашем портале Vodi.su есть статья про длину тормозного пути, которая зависит от множества факторов:
- качество дорожного покрытия — асфальт, мокрый асфальт, «каша», снег, лед, гравий, песок;
- вес транспортного средства;
- наличие или отсутствие АБС;
- сила, с которой водитель давит на тормоз.
Таким образом, главное преимущество АБС состоит в том, что на некоторых типах дорог остановочный путь действительно более короткий, и на протяжении всего торможения водитель сохраняет контроль над машиной. Более того, тормозить с ABS намного легче, так как не приходится рассчитывать силу нажатия на педаль. Просто удерживайте ее в одном положении, а система сама выберет оптимальный вариант для остановки в данных условиях.
Длина остановочного пути с АБС и без
Есть специальные формулы для расчета длины остановочного пути, но для получения максимально точного результата нужно учитывать массу переменных: коэффициент сцепления (а он зависит от состояния резины и типа покрытия), скорость движения, массу машины, состояние тормозной системы и пр. Поэтому гораздо проще привести результаты тестов для легкового автомобиля на скорости 50 км/час.
Вот что получается:
- гололед — 19 и 12 метров (с АБС и без АБС соответственно);
- лед, снежная каша, дорожные неровности — 25 и 12 метров;
- рыхлый снег — 23 и 12 м;
- мокрый асфальт — 11 и 9 м;
- сухой асфальт — 7,5 и 10 м.
Мы видим, что тормозной путь с АБС короче только на сухом асфальте, на снегу же и на мокром асфальте он длиннее. С чем это связано? Приведем несколько доводов в пользу АБС.
Во-первых, при торможении без антиблокировки машину на льду практически со стопроцентной уверенностью развернет на 60-90 градусов, при этом водитель ничем помочь не сможет. Можете представить последствия такого неконтролируемого разворота на оживленной трассе! В принципе, разворот без АБС происходит на любом типе покрытия. Особенно опасна ситуация, если на трассе рассыпан песок, гравий или грязь с колес какого-нибудь трактора. При таком раскладе степень сцепления шин получается разной и авто уходит в гарантированный занос.
Во-вторых, более короткий путь на льду, каше или рыхлом снегу из-за того, что под колесами образуются горки из снега и каши, они-то и задерживают автомобиль. С АБС такого не происходит, остановочный путь более длинный, но зато он контролируемый. Конечно, водителю приходится учитывать данный момент в зимнее время. То есть достаточно придерживаться дистанции и не превышать разрешенные скоростные режимы.
Выводы
АБС идеально подходит для езды по сухому асфальту. Если же передвигаетесь по грунтовым или заснеженным дорогам, будьте готовы к тому, что остановочный путь будет более длинным. Но в случае экстренного торможения вы всегда сможете изменить траекторию движения. Водителям же, которые ездят на авто без АБС, это вряд ли удастся. В любом случае придерживайтесь ПДД, сохраняйте бдительность за рулем и вам не придется проверять тормозную систему своего автомобиля на эффективность.
Источник статьи: http://vodi.su/tormozhenie-s-abs-i-bez-abs/
В этом случае ABS только навредит — ваши тормоза не сработают!
Тему для публикации, как водится, подбросила сама жизнь в виде вопроса, который наш читатель задал в разделе «Парк ЗР». Аналогично, к слову, можете поступить и вы. Обязательно ответим. Итак, Андрей пишет:
Владею Ларгусом 2014 г.в., мотор К4М, пробежал на нем уже 170 000 км. На удивление самому себе машиной полностью доволен, за исключением одного «но». Подскажите: у всех Ларгусов настолько отвратительно работает ABS или только у меня? В свое время ездил на Нексии без ABS. Так у нее тормозной путь был в два раза короче, чем на этом чуде с ABS. Оно совершенно не дает колесам даже немного притормозить, сразу же срабатывает, начинает трещать ABS и машина еле-еле останавливается. На снегу это вообще «полный атас». Сам ездил на многих иномарках, сейчас в семье две машины. Поэтому я представляю, как должна тормозить машина с ABS. Ларгус в этом плане занимает первое место с конца. Скажите, может, есть варианты хоть как-то исправить это недоразумение? Спасибо.
Что можно сделать?
Рекомендую обратиться в сервис для диагностики тормозной системы. А если квалификация позволяет заняться поиском неисправности самостоятельно, то советую сделать следующее:
- демонтировать тормозные барабаны и проверить их диаметр и овальность;
- проверить остаточную толщину тормозных колодок;
- проверить работоспособность механизма автоматического регулятора длины распорной планки;
- проверить подвижность поршней и герметичность уплотнений обоих поршней.
Ну а для полного успокоения не мешает проверить и подвижность поршней в обоих передних тормозных цилиндрах. Ведь поршни могут закиснуть не только в барабанных тормозах, но и в дисковых.
Следите за своим автомобилем, любите его, ухаживайте за ним, и он еще долго послужит вам верой и правдой.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/915895-kogda-abs-uvelichivaet-tormoznoy-put/
Помогает ли ABS сократить тормозной путь? Или наоборот увеличивает
ABS — это антиблокировочная система безопасности, которая в настоящее время применяется почти в каждом автомобиле, она предотвращает блокировку колёс и помогает поддерживать сцепление с дорожным покрытием. Но многие, все еще сомневаются в том, сокращает ли ABS тормозной путь или нет.
Антиблокировочная тормозная система — это автоматический тормозной механизм, который использует пороговое торможение с определённой частотой притормаживания.
Но, как это помогает остановить машину
Работа антиблокировочной тормозной системы такова, что она помогает остановить автомобиль практически при любом состоянии дорожного покрытия. Установленные на автомобиле датчики скорости вращения колес, передают показания о проскальзывании, если таковые имеются. И когда автомобиль достигает точки, где он уязвим для заноса, активируется ABS. Заносом является ситуация, когда колеса находятся в состоянии блокировки, но автомобиль двигается вперед по инерции.
ABS разблокирует колеса при торможении, а затем снова блокирует, чтобы они могли вращаться синхронно, тем самым удерживая транспортное средство в своей полосе. Это цикл возобновляется пока автомобиль не стабилизируется.
Сокращает ли ABS тормозной путь?
Общий контроль над автомобилем усиливается, если на нем установлена антиблокировочная тормозная система. Тормозной путь может уменьшиться или увеличиться, поскольку это зависит от того, по какому покрытии вы едете.
Фактически, тормозной путь уменьшается при движении по сухим или менее скользким дорогам.
С другой стороны, ABS увеличивает тормозной путь увеличивается при движении по скользким, гравийным или заснеженным дорогам.
Система ABS более чем полезна, но полностью полагаться на неё также не рекомендуется.
Более ранние исследования показывают, что водители больше рискуют из-за своей зависимости от антиблокировочной тормозной системы. Нужно понимать, что ваша безопасность находится в ваших же руках, поэтому нужно постоянно совершенствовать навыки вождения.
Тормозной путь автомобиля с установленной на нём системой ABS, будет длиннее или короче, в зависимости от состояния дорожного покрытия.
Дорогие Друзья! Если данная статья была Вам полезна, то пожалуйста не забудьте проголосовать за неё нажав на кнопку с пальцем вверх, а также подписаться на канал и поделится с друзьями в соцсетях!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/pitstop/pomogaet-li-abs-sokratit-tormoznoi-put-ili-naoborot-uvelichivaet-5cf4cad388d37e00af67fd2a
ABS и тормозной путь: возможности антиблокировочной системы
Большинство современных автомобилей оснащено антиблокировочной системой (АБС или ABS), исключающей блокировку колес при торможении, и помогающей сохранить управляемость. Каким при этом становится тормозной путь?
Общие сведения
Антиблокировочная система включает в себя:
- датчики скорости;
- управляющие клапаны;
- блок управления.
Датчики расположены на ступицах колес, они контролируют увеличение или уменьшение скорости движения. Сигналы от датчиков подаются на блок управления, который на основе полученной информации управляет клапанами. Последние — компоненты модулятора давления. Они находятся прямо в магистрали главной тормозной системы.
Базовый принцип работы АБС заключается в постоянном контроле состояния колес автомобиля. При обнаружении факта блокировки одного из них система в течение миллисекунд приступает к регулировке тормозного усилия этого колеса. Сегодня аббревиатурой ABS все чаще называется целый набор электронных систем. Обычно присутствуют три:
2. Электронного контроля устойчивости.
3. Помощи при экстренном торможении.
Водители, не знакомые с особенностями работы антиблокировочной системы по незнанию могут подумать о наличии неисправности тормозов. Странный хруст педали, подозрительные звуки и вибрации — побочные эффекты увеличенной безопасности.
Торможение с ABS и без
Заблокированные колеса не могут обеспечить необходимое тормозное усилие и склоняются к боковому скольжению. Столкновения в такой ситуации избежать тяжело, а слабое боковое усилие способно привести к заносу. Скольжение и управление не сосуществуют вместе. Это не значит, что без антиблокировочной системы за руль лучше не садиться. Зависит от мастерства вождения, к тому же, АБС стала обязательной к установке в базовой комплектации автомобилей ЕС только в 2004, а отечественный автопром до сих пор далек от этих показателей.
Опытные водители в экстренной ситуации справляются с управлением без антиблокировочной системы. Необходима мгновенная реакция, чтобы собственными силами проконтролировать момент срыва колес и ослабить усилие торможения на грани блокировки. В результате получаем прерывистое торможение. Такому приему обучают на курсах контраварийной подготовки.
Но ABS все равно значительно эффективней, ведь все, что нужно в случае экстренного торможения — резко вдавить педаль тормоза в пол. Остальное сделает электронная система
Длина тормозного пути и ABS
Многочисленные споры о том, удлиняется или укорачивается тормозной путь при наличии работающей АБС, лишены смысла: укорачивается только при идеальных условиях — отличном сцеплении с поверхностью и правильных действиях водителя, о которых пойдет речь ниже. В большинстве случаев ABS делает тормозной путь длиннее.
Для автолюбителей, впервые пересевших за руль автомобиля с антиблокировочной системой, это неприятный сюрприз. Удлинение тормозного пути заметно при попытках сочетать торможение и маневр. Кроме того, тормозной путь длиннее:
l на рыхлых поверхностях (снег, песок, гравий);
l при использовании летней резины в холодный сезон;
l в других случаях плохого сцепления с дорогой.
Кстати, на снегу или песке без АБС заблокированные колеса, наоборот, укорачивают тормозной путь, потому что начинают «закапываться». По этой причине предусмотрительные инженеры некоторых марок автомобилей оставляют возможность отключения антиблокировочной системы, чтобы управление оставалось безопасным в подобных условиях.
В итоге, несмотря на то, что ABS создана в помощь торможению, в большинстве случаев она не сокращает тормозной путь, ведь несет в себе другую задачу — не дать заблокироваться колесам и сохранить возможность управления автомобилем. Причиной значительного удлинения тормозного пути становится одновременное торможение и поворот при попытке уйти от внезапно возникшего на дороге препятствия.
Если не пытаться его объезжать, то есть не совершать маневр одновременно с торможением, можно успеть остановиться до него. Инструкторы контраварийной подготовки рекомендуют становиться всем весом на педаль тормоза. Жалеть ее не нужно: от правильного и своевременного удара по педали может зависеть здоровье и даже жизнь. Чем сильнее нажатие, тем быстрее остановка.
Водители в экстренной ситуации интуитивно пытаются уйти от столкновения. Пункт 10.1 ПДД предписывает в момент обнаружения опасности для движения принять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки. Правила дорожного движения составляют с учетом возможных вариантов развития событий. Даже если такое прямое торможение не позволит избежать ДТП, оно, скорее всего, значительно уменьшит негативные последствия аварии.
Итоги и что делать?
Однозначно ясно одно: ABS — помощник для среднестатистического водителя, благодаря которому в случае экстренного торможения автомобиль гарантированно сохранит курсовую устойчивость и управляемость. Для сокращения тормозного пути должно быть выполнено 2 условия:
1. Торможение только на прямых колесах без ухода в сторону.
2. Резкое и продолжительное приложение силы на педаль тормоза.
Мощный удар по педали как бы передает информацию антиблокировочной системе — «Внимание! Это экстренное торможение». Речь не о простом сильном нажатии. Это именно удар с резким разгибанием ноги в коленном суставе. При этом поясница должна упираться в спинку кресла — вот почему так важна правильная посадка. После ударного вдавливания педали необходимо оставлять на ней ногу с максимально возможным давлением.
Для уверенности в себе и своем автомобиле, не стоит полагаться только на электронику. Рекомендуется испытать свой транспорт на разных поверхностях, чтобы точно знать длину тормозного пути в различных условиях и потренироваться правильно вдавливать педаль в пол. К сожалению такая возможность есть не у всех, но в случае появления упускать ее не стоит.
С каждым годом ABS только улучшают — система становится эффективнее, а настройки совершеннее. Благодаря АБС предотвращается огромное количество аварий, вызванных потерей управления при экстренном торможении.
Источник статьи: http://ddcar.ru/blog/poleznoe/abs-i-tormoznoy-put-vozmozhnosti-antiblokirovochnoy-sistemy