- Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?
- Понятие тормозного пути автомобиля
- Какие факторы влияют на тормозной путь?
- Тормозной путь автомобиля от скорости и другие факторы (таблица)
- Таблица тормозной путь автомобиля
- Формула тормозного пути
- Чем отличается тормозной путь от остановочного?
- Виды торможения
- Когда и как производится замер
- Определение скорости авто с помощью тормозного пути
- От чего зависит тормозной путь?
Определение скорости автомобиля: как это сделать по тормозному пути?
Каждому водителю важно помнить, что его машина не может остановиться мгновенно. Для этого ему потребуется определенное время, на которое влияет большое количество факторов. Правила дорожного движения требуют соблюдать безопасное расстояние между собственным и впереди идущим автомобилем, чтобы в случае необходимости успеть затормозить. Чтобы знать величину этого расстояния, необходимо иметь представление о тормозном пути. Помимо этого, многие путают два понятия – тормозной и остановочный путь.
Понятие тормозного пути автомобиля
Тормозной путь — это расстояние, проходимое автомобилем от начала торможения (момента срабатывания привода) и до полной остановки.
Какие факторы влияют на тормозной путь?
Жизнь человека бесценна. В экстренной ситуации (ДТП) тормозной путь является решающим фактором, который нельзя игнорировать. Потому что каждый метр может стоить жизни.
Изучите факторы, которые влияют на тормозной путь. Эти знания помогут сохранить здоровье и избежать ДТП:
- водитель вовремя примет меры по снижению скорости,
- пешеход будет иметь возможность оценить безопасность перехода.
1) Состояние автомобильных шин. Шины являются одним из наиболее важных элементов колеса. В процессе движения транспортного средства они обеспечивают безопасность.
При выборе шины необходимо обратить внимание на высоту протектора. Что такое протектор? Это элемент шины. Он защищает шину от повреждений, а также проколов. Правильно выбранные шины обеспечат хорошее управление машиной.
Показатель сцепления ТС с дорогой напрямую зависит от технического состояния протектора. На рынке представлен большой ассортимент покрышек. Глубина протектора составляет 5–17 мм.
При этом нужно разделять зимние и летние шины:
- протектор зимних покрышек составляет 8,5–9,5 мм.,
- протектор летних покрышек составляет 7,5–8,5 мм.
По результатам проведённых экспериментов было выяснено, что при износе протектора значительно увеличивается тормозной путь машины. В процессе эксплуатации протектор изнашивается. Поэтому значительно уменьшается сила трения.
В зимнее время обязательно используйте только зимние шины. Тогда как в летнее время —летние шины. В таком случае вы обеспечите оптимальное управление машиной. Для изготовления зимних шин используют специальную мягкую резину.
Такие изделия имеют глубокие канавки, а также ребристый рисунок. Данные особенности обеспечивают превосходное сцепление в зимнее время года. А для изготовления летних шин используют жёсткую резину.
2) Состояние тормозной системы. Это система предназначена для остановки автомобиля, а также для снижения скорости движения. Это одна из самых важных систем в машине. Потому что она обеспечивает безопасность.
Рассмотрим пункт 2.3.1. ПДД. Запрещается передвижение автомобиля с неисправными тормозами. Неисправность этой системы приводит к потере эффективности торможения транспортного средства.
Обязательно нужно учитывать время срабатывания этой системы. Согласно требованиям, время срабатывания не более 0,6 с.
Рассмотрим факторы, которые влияют на время срабатывания:
Длина тормозного пути зависит от времени срабатывания этой системы.
3) Начальная скорость транспортного средства. Чем выше ваша скорость, тем длиннее будет путь.
4) Покрытие дороги.
5) Состояние машины.
6) Погодные условия.
7) Способ торможения:
- ступенчатое нажатие (полная блокировка колёс),
- прерывистое нажатие (транспортное средство быстро останавливается, при этом может теряться управляемость),
- постепенное усиление давления (используется при хорошей видимости и в спокойной обстановке),
- резкое нажатие до упора (такой способ может привести к неуправляемому износу).
Навыки водителя. Опытный водитель сможет быстро сориентироваться в экстренной ситуации.
Тормозной путь автомобиля от скорости и другие факторы (таблица)
Каждый профессиональный и компетентный водитель должен уметь применить навыки торможения и маневрирования в плохих погодных условиях, на скользком дорожном покрытии, и в экстренных дорожных ситуациях.
По правилам дорожного движения водитель должен обеспечить в соответствии со сложившейся дорожной обстановкой необходимое для безопасности снижение скорости автомобиля, вплоть до полной его остановки. Поэтому знание эффективных приемов торможения и умение их применять — это залог уверенности водителя в обеспечении безопасности в экстренных ситуациях на дорогах.
Остановочный путь — это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки, и состоит из двух частей — времени реакции водителя и тормозного пути (смотрите рисунок ниже).
ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ = ВРЕМЯ РЕАКЦИИ + ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ
Время реакции водителя — это время с момента получения водителем информации до начала ответного действия (управления). Например, в случае внезапного появления того или иного препятствия (опасности) на дороге водителю, для снятия ноги с педали управления дроссельными заслонками и перенесения ее на педаль тормоза требуется примерно 0,25 сек. Общее время реакции, включая время на восприятие сигнала на торможение, может колебаться в пределах 0,45 — 5 сек. — в зависимости от различных факторов.
Тормозной путь автомобиля — это путь, пройденный с начала срабатывания тормозов (торможения) до полной остановки автомобиля.
Для срабатывания тормозов с гидравликой (достижения max давления жидкости в приводе, а затем интенсивное торможение колес) — требуется от 0,1 до 0,2 секунд. За это время автомобиль проходит определенный путь. Размер тормозного пути, который проходит автомобиль, зависит от силы сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием и скорости движения. Тормозной путь находится в квадратной зависимости от скорости движения. Так, если скорость автомобиля увеличивается в 3 раза (с 20 до 60 км/ч), то тормозной путь возрастает в 9 раз; если скорость увеличивается, в 5 раз, тормозной путь увеличивается соответственно в 25 раз.
Факторы влияющие на тормозной путь и время реакции водителя:
Факторы влияющие на время реакции водителя | — Погодные условия |
— Условия видимости (недостаточная видимость, ночь, или яркое солнце)
— Состояние водителя (усталость, опьянения)
— Индивидуальный опыт водителя
— Состояние шин (высота протектора, давление воздуха)
— Производитель, марка и вид шин (зима, лето, липучка)
— Массы автомобиля (легковой, грузовой, пустой, загруженный)
— Наличие ABS и других современных вспомогательных систем
— Скорость движения (один из основных факторов)
Таблица тормозной путь автомобиля
В таблице приведены примерные средние размеры тормозного пути на горизонтальном участке дороги для легковых автомобилей, для разных дорожных покрытий и их состояния (сухое, мокрое, снег, гололед), при различных скоростях движения от 10 до 120 км/ч.
Тип дорожного покрытия | Состояние покрытия | Скорость движения автомобиля, км/ч | |||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | ||
Тормозной путь автомобиля, м | |||||||
Асфальтобетон | Сухое | 0.57—0.49 | 2.25—1.95 | 5—4.4 | 9—7.85 | 14.1—12.3 | 20.3—17.8 |
Мокрое | 1.3—0.99 | 5.25—3.95 | 11.8—8.9 | 21—15.7 | 33—24.5 | 47.4—35.5 | |
Щебеночное шоссе | Сухое | 0.66—0.57 | 2.7—2.25 | 5.9—5 | 10.4—9 | 16.5—14 | 23.6—20.3 |
Мокрое | 1.3—0.99 | 5.25—3.95 | 11.8—8.9 | 21—15.7 | 33—24.5 | 47.4—35.5 | |
Каменные торцы | Сухое | 0,99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Мокрое | 1.3—1.1 | 5.25—4.5 | 11.8—10 | 21—18 | 33—28 | 47.4—40.5 | |
Грунтовзя дорога, глина | Сухое | 0.99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.7 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Мокрое | 1,97—1.3 | 7.85—3.95 | 17.6—8.8 | 31.4—15.7 | 49.4—24.5 | 70.6—35.5 | |
Песок | Сухое | 1.3—0.99 | 3.95—3.15 | 8.9—7.1 | 15.7—12.5 | 24.5—19.7 | 35.5—28.4 |
Мокрое | 0.99—0,66 | 3.15—2.17 | 7,1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 | |
Утрамбованный шлак | Сухое | 0.99—0.66 | 3.15—2.7 | 7.1—5.9 | 12.5—10.4 | 19.7—16.5 | 28.4—23.6 |
Уплотненный снег | — | 1.97—1.3 | 7.85—5.25 | 17.6—11.8 | 31.4—21 | 49.4—33 | 70.6—47.4 |
Обледенелая дорога | — | 4.9—3.9 | 19.7—15.7 | 44—35.4 | 79—63 | 123—98 | 177—142 |
Тип дорожного покрытия | Состояние покрытия | Скорость движения автомобиля, км/ч | |||||
70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | ||
Тормозной путь автомобиля, м | |||||||
Асфальтобетон | Сухое | 25.6—24.2 | 37—31.5 | 45.7—40 | 56.3—49.3 | 63.2—59,9 | 81.4—71.4 |
Мокрое | 64.5—48.5 | 83.8—63 | 106—80 | 131.5—97.5 | 158.5—118.5 | 188.5—141.5 | |
Щебеночное шоссе | Сухое | 32.2—27.6 | 42—36 | 53.3—45.5 | 65.6—56.4 | 79.5—67 | 94.5—81 |
Мокрое | 64.5—43.5 | 83.8—63 | 106—80 | 131.5—97.5 | 158.5—118.5 | 188.5—141.5 | |
Каменные торцы | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Мокрое | 64.4—55.2 | 83.8—71.7 | 106—91.3 | 131.5—113 | 158.5—136 | 188.5—161,5 | |
Грунтовяя дорога, глина | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Мокрое | 97—48.5 | 125.5—63 | 159—80 | 197—97.5 | 237—118.5 | 284—141.5 | |
Песок | Сухое | 48.5—38.6 | 63—50.3 | 80—64 | 97.5—78.7 | 111.5—95 | 141.5—113 |
Мокрое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 78.7—65 6 | 95—79.5 | 113—94.5 | |
Утромбованный шлак | Сухое | 38.6—32.2 | 50.3—42 | 64—53.3 | 73.7—65.6 | 95—79.5 | 113—94.5 |
Уплотненный снег | — | 97—64,5 | 125.5—83.8 | 159—106 | 197—78.7 | 237—158.5 | 284—183.5 |
Обледенелая дорога | — | 240—193 | 315—252 | 398—316 | 494—394 | 593—475 | 706—575 |
На графике ниже показан тормозной путь автомобиля на зимних шинах разных производителей и марок, на мокром и сухом асфальте.
Формула тормозного пути
Рассмотрим две самые популярные формулы:
1) S =V2/2μg.
Описание:
- μ — это показатель сцепления,
- g — 9,81 м/с — это значение ускорения свободного падения,
- V- это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в м/с).
2) S=Кэ*V*V/(254*Фс).
Описание:
- Фс — это коэффициент сцепления транспортного средства с дорожным покрытием,
- V0 — это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в км/ч),
- Кэ — это действительный тормозной коэффициент,
- S — это тормозной путь (указывается в метрах).
Для определения тормозного пути лучше воспользоваться специальным калькулятором скорости. Такие сервисы доступны на профильных сайтах.
Чем отличается тормозной путь от остановочного?
Тормозной и остановочный пути – это разные понятия, которые часто путают или принимают за одно и тоже.
Остановочный путь – это расстояние, которое прошло транспортное средство с момента осознания автомобилистом необходимости в остановки до достижения машиной скорости 0 км/ч.
Статья в тему: Как подключить аккумулятор на автомобиль Daewoo «LANOS»?
А тормозной путь – это дистанция, которую прошла машина с момента срабатывания ее тормозов до ее остановки.
Таким образом, остановочное расстояние включает в себя не только дистанцию торможения, но и расстояние, которое прошло транспортное средство, пока автомобилист реагировал на дорожную ситуацию.
Виды торможения
Сначала рассмотрим способы:
- газ-тормоз,
- ступенчатый, с понижением усилия,
- ступенчатый, с повышением усилия,
- прерывистый,
- силовое торможение мотором,
- торможение силовым агрегатом.
А теперь рассмотрим виды:
- Аварийное. Аварийное торможение используется тогда, когда обычные способы не приносят необходимых результатов.
- Стояночное. Для торможения применяется ручной тормоз. Стояночное торможение применяется для фиксации транспортного средства в состоянии покоя.
- Экстренное. Такой способ используется при возникновении экстренной ситуации. Такой способ позволяет максимально быстро замедлить машину.
- Служебное. Это стандартный способ. Существует два варианта:
- до полной остановки машины — применяется для полной остановки машины,
- частичное — этот способ используется для снижения скорости.
Когда и как производится замер
Расчет тормозного пути может потребоваться в следующих случаях:
- технические испытания транспортного средства;
- проверка возможностей машины после доработки тормозов;
- криминалистическая экспертиза.
Как правило, при расчете используют формулу S=Кэ*V*V/(254*Фс). Здесь S – тормозной путь; Кэ – тормозной коэффициент; V₀ — скорость на момент начала торможения; Фс – коэффициент сцепления с покрытием.
Коэффициент сцепления с дорогой изменяется в зависимости от состояния покрытия и определяется по следующей таблице:
Состояние дороги | Фс |
Сухая | 0.7 |
Мокрая | 0.4 |
Снег | 0.2 |
Лед | 0.1 |
Ещё на InDrive.Net:
Сколько стоит растаможка авто из Германии в 2020 году и как растаможить машину?
Коэффициент Кэ является статической величиной и составляет единицу для всех наиболее распространенных легковых транспортных средств.
Пример: как рассчитать тормозной путь автомобиля при цифре 60 км/ч на спидометре в дождь? Дано: скорость 60 км/ч, тормозной коэффициент – 1, коэффициент сцепления – 0.4. Считаем: 1*60*60/(254*0.4). В итоге получаем цифру 35.4, что и является длиной тормозного пути в метрах.
В таблице указано сколько метров машина будет продолжать движение до полной остановки. Следует учитывать, что в расчет не берутся никакие иные показатели (повороты, выбоины на дороге, встречный поток и т.д.). Сомнительно, что в реальных условиях на обледенелой дороге, автомобиль сможет проскользить километр и не встретить столб или отбойник.
Скорость | Сухо | Дождь | Снег | Лед |
км/ч | метры | |||
60 | 20,2 | 35,4 | 70,8 | 141,7 |
70 | 27,5 | 48,2 | 96,4 | 192,9 |
80 | 35,9 | 62,9 | 125,9 | 251,9 |
90 | 45,5 | 79,7 | 159,4 | 318,8 |
100 | 56,2 | 98,4 | 196,8 | 393,7 |
110 | 68 | 119 | 238,1 | 476,3 |
120 | 80,9 | 141,7 | 283,4 | 566,9 |
130 | 95 | 166,3 | 332,6 | 665,3 |
140 | 110,2 | 192,9 | 385,8 | 771,6 |
150 | 126,5 | 221,4 | 442,9 | 885,8 |
160 | 143,9 | 251,9 | 503,9 | 1007,8 |
170 | 162,5 | 284,4 | 568,8 | 1137,7 |
180 | 182,2 | 318,8 | 637,7 | 1275,5 |
190 | 203 | 355,3 | 710,6 | 1421,2 |
200 | 224,9 | 393,7 | 787,4 | 1574,8 |
Мы нашли интересный калькулятор, который не только рассчитывает показатель в зависимости от скорости и состояния дороги, но и наглядно показывает весь процесс. Находится здесь.
Определение скорости авто с помощью тормозного пути
Проводить расчёт по формуле достаточно сложно. Для определения скорости машины можете воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами. Найти такой онлайн-калькулятор можно в поисковой системе.
Онлайн-калькуляторы разработаны с учётом всех требований. В них учтены все данные и формулы.
Вам нужно только вести такие данные:
- длина следа торможения,
- вид дорожного покрытия,
- степень загрузки транспортного средства,
- тип автомобиля,
- скорость движения.
Далее, всю работу за вас сделает онлайн-калькулятор.
А теперь рассмотрим формулу для определения скорости движения. Формула: 0.5 х t3 х j + √2Sю х j.
Описание:
- Sю — это длина следа,
- j — этот символ обозначает замедление транспортного средства при торможении,
- t3 — это нарастание замедления машины,
- Va — начальная скорость машины.
От чего зависит тормозной путь?
Очевидно, что дистанция торможения будет различной в зависимости от ситуации и ее условий. Так, факторы, влияющие на величину этого пути, делят на две группы:
- Факторы, которые зависят от автомобилиста.
- Факторы, которые не зависят от автомобилиста.
К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.
Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена транспортным средством при торможении, также будет больше.
На заметку! Если на дорогах есть ямы, то, скорее всего, тормозной путь будет коротким. Это связано с тем, что на таком плохом участке дороге автомобилист просто не будет развивать высокую скорость.
Гораздо больше факторов, которые зависят от водителя (владельца машины):
- скорость. Логично, чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения;
- состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
- вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям;
- загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным;
- наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее;
- трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости;
- отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это мобильный телефон. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.
Статья в тему: Все о торсионной подвеске: преимущества и недостатки
Источник статьи: http://roomavto.ru/drugoe/formula-rascheta-tormoznogo-puti-avtomobilya.html