Траектория автомобиля при повороте руля

Траектория прохождения поворотов

Для любого водителя при прохождении поворота наиболее актуальным становится вопрос максимально возможного его сглаживания. Чем более гладкой окажется линия движения автомобиля, тем быстрее, комфортнее и безопаснее он пройдет поворот. Задача эта не такая простая, как может показаться на первый взгляд, – здесь нужно учитывать действие разных факторов и просчитать возможные последствия своих действий.

Теория сглаживания поворотов

В теории сглаживание поворота выглядит весьма просто: водитель на входе смещается на наружный край поворота и в процессе движения действует так, чтобы в середине своей траектории оказаться у внутреннего края. На выходе же ему снова необходимо приблизить транспортное средство к наружной кромке дороги.

Такую схему легко наглядно изобразить с помощью обычного циркуля и листа бумаги. На листе рисуется поворот, а потом циркулем вычерчивается кривая, по которой водитель входит в поворот по максимальному радиусу. Успех в этом случае во многом зависит от габаритов дорожного полотна: чем трасса шире, тем проще пройти поворот, и здесь даже один метр может оказать решающее воздействие.

Особенности прохождения связки поворотов

При прохождении двух идущих друг за другом поворотов необходимо держать в уме тот факт, что оптимальная траектория обычно меняется. Сгладить такую связку может не получиться, следовательно, возможен вариант, при котором придется один поворот принести в жертву другому. Имеется в виду, пройти второй максимально успешно и безопасно.

Читайте также:  Какие советские автомобили ценятся

В этой ситуации следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Сначала нужно определить, какая траектория будет оптимальной для каждого из поворотов. Если проехать первый из серии по стандартной схеме, то на втором водителя будет ждать неприятный сюрприз – он окажется в невыгодной позиции, поскольку ему придется на высокой скорости делать крутой поворот, что весьма опасно.
  • Отсюда основное правило – упор делается именно на второй поворот.

В этом случае в жертву приносится первый элемент связки, и сглаживание в таком повороте выполняется частичным образом. Это необходимо для того, чтобы второй поворот проходил по той самой, классической (оптимальной) траектории.

  • Смена схемы прохождения первого поворота. Задача тут ставится такая, чтобы после перемещения с наружной части трассы на внутреннюю остаться на ней, и уже после этого вырулить на оптимальную траекторию.
  • На большой скорости довернуть руль в середину поворота не получится. Об этом факте нередко забывают не опытные водители. На колеса автомобиля выпадает и без того максимальная нагрузка, поэтому увеличить ее уже не представляется возможным. Если двигаться по оптимальной траектории, то касание внутренней части поворота происходит в середине, но в данной ситуации это должно произойти уже на выходе. Такое изменение условия объясняется тем, что в ином случае остаться на внутренней кромке дороги не выйдет.
  • Тормозить придется больше. При более глубоком заезде в поворот дуга, по которой движется автомобиль, становится более крутой, и не сбавляя скорость, пройти ее не получится. Гашение скорости перед первым поворотом, то есть, «принесение его в жертву», позволит потом пройти второй уже по классической схеме.

Факторы, требующие особого внимания

Траектория глубокого входа является оптимальным решением, которое водители применяют чаще всего. Ее сила состоит в том, что она дает водителю страховку, ведь его уязвимость в процессе движения по оптимальной траектории весьма серьезная.

Читайте также:  Сцепление регулировка автомобиля ямз

Дело тут в том, что на выходе из поворота водитель вынужден прижиматься либо к встречной полосе, либо к обочине. Но если в момент прохождения проявляют себя какие-либо дополнительные факторы, ситуация может стать очень опасной.

К числу таких факторов можно отнести:

  • неровности дорожного покрытия;
  • скользкий участок;
  • выезд встречного транспорта на полосу движения;
  • переход дороги пешеходами и так далее.

Каждый из этих аспектов может привести к аварии, особенно, если вступает в действие их связка. И такой вход в поворот дает возможность водителю снизить степень риска. Поворот фактически завершается в его первой части, а она уже была хорошо видна, поэтому все угрозы были просчитаны.

В момент выхода из поворота траектория движения автомобиля становится прямой, весь горизонт хорошо просматривается, и если нет никаких помех, можно спокойно продолжать движение.

В качестве заключения

Каким окажется выход из поворота, определяется на входе в него, ведь внутри что-либо изменить становится практически неразрешимой задачей. Без проблем проще всего проходить знакомые повороты, а также такие, из которых хорошо просматривается дальнейшая дорога. Такое положение дел встречается довольно редко, особенно в условиях города, когда даже небольшое смещение, всего на пару десятков сантиметров, может стать причиной аварии.

Отсюда следует простой вывод: двигаться по оптимальной траектории имеет смысл только в уже знакомом повороте, для остальных ситуаций следует придерживаться двух аспектов:

  1. Входить в поворот на малой скорости.
  2. Применять глубокий вход.

Следование этим простым принципам позволит как следует «зацепить» шасси за дорогу и значительно сократить риск возникновения аварии. Всегда помните простое правило: лучше малая скорость на входе в поворот и большая на выходе из него, чем большая на входе и выход непосредственно в больницу.

Источник статьи: http://pvm-school.ru/articles/traektoriya-prohozhdeniya-povorotov/

Правильное движение при поворотах

В прошлых статьях нашего цикла мы рассмотрели множество вопросов, связанных с движением автомобиля в поворотах – это и силы, действующие на колеса, и методы руления, и необходимость плавности движения. Теперь суммируем все эти знания и рассмотрим подробно действия водителя при прохождении поворотов.

Основные методы руления

Мы подробно рассматривали технику движений рук и определили два основных способа руления – простой и скоростной. В реальной жизни простой способ вам требуется в 90% случаев, т.к. в движении всегда, за исключением случаев заноса на скользкой дороге, требуется поворачивать руль медленно и на небольшие углы.

Крайне важно умело действовать рулевым колесом при прохождении поворотов, т.к. это львиная доля успеха. Технику простого способа руления мы знаем, однако не менее важно ее своевременное применение. Поворот руля простым способом подразумевает то, что руки водителя никогда не отрываются от обода рулевого колеса, последовательно проскальзывая по нему.

Как бы водитель ни старался, если в самом повороте он доворачивает рулевое колесо одной рукой (при одновременном проскальзывании другой руки), движения получаются ступенчатыми. Кроме того, одна рука из-за увеличенной нагрузки способна значительно меньше ощущать реакцию на руле (т.е. то, что происходит с передними колесами), чем две руки. Поэтому, желательно действовать таким образом, чтобы в середине поворота не было необходимости доворачивать руль, а можно было просто удерживать его двумя руками.

Для этого следует заранее, при подъезде к повороту, подхватить руль таким образом, чтобы осуществлять весь маневр двумя руками. Такой метод называется предварительным захватом.

Последовательность действий водителя на примере поворота направо

  1. Двигаясь по прямой, вы удерживаете руль двумя руками, которые располагаются симметрично.
  2. Подъезжая к повороту, вы заранее подхватываете руль для удобного выполнения маневра. В данном случае можно правую руку поднять повыше на ободе рулевого колеса, а левую – расположить пониже. В результате, вы подготовились еще до поворота и поворачиваете руль двумя руками, при этом в повороте ваши руки находятся в самых удобных позициях – на противоположных сторонах руля, каждая на своем секторе.
  3. Соответственно, на пике поворота, когда усилия на руле максимальные, водителю легко удерживать рулевое колесо двумя руками, он тонко чувствует реакцию от колес и может точно дозировать усилия.
  4. Начало возврата руля также происходит двумя руками.

Таким образом, фазу, когда руки проскальзывают по рулевому колесу можно считать подготовительной, а когда требуется выдерживать самое большое усилие, работают две руки одновременно. Если поворот очень крутой и требуется значительный поворот руля, можно сделать это за 2-3 предварительных захвата.

Грамотное руление в поворотах

Существует также второй важнейший аргумент в пользу предложенной тактики руления в поворотах. Вы уже знаете о том, что по мере увеличения угла поворота руля, увеличиваются боковые силы, действующие на автомобиль. Очень важно выработать такой способ проезда поворотов, при котором водитель поворачивает рулевое колесо на максимально необходимый угол в самом начале.

При этом, с самого начала водитель вызывает максимальные боковые усилия и, если вдруг он понимает то, что переборщил – автомобиль начинает скользить, не вписываясь в поворот, – это происходит в самом начале маневра, т.е. тогда, когда имеется еще достаточно места и времени для исправления ситуации.

В результате у водителя имеются возможности для контраварийных действий. Если же при проезде поворота водитель постепенно доворачивает руль все больше и больше, то он рискует перейти грань сцепления колес с дорогой в середине или на выходе из поворота – тогда автомобиль немедленно оказывается на встречной полосе или обочине и времени на исправление ситуации уже нет.

Таким образом, важно, чтобы при подъезде к повороту, вы с самого начала повернули руль на необходимый угол, направив автомобиль по желаемой дуге, и в середине поворота удерживали руль неподвижно с последующим плавным возвратом на выходе. Вы с самого начала вызываете максимальные боковые усилия, убеждаетесь, что все в порядке и автомобиль хорошо «держит» дорогу, и проезжаете поворот надежно и быстро по дуге одного радиуса. Метод предварительных захватов позволит вам:

  • подхватить руль поудобнее, поворачивая его двумя руками;
  • тонко ощутить надежность сцепления колес с дорогой;
  • легко удерживать его в середине поворота, когда нагрузки максимальны;
  • плавно вернуть руль на выходе из поворота.

Одна из наиболее распространенных ошибок

Многие водители любят выпускать рулевое колесо на выходе из поворота для его самопроизвольного возвращения. Это крайне опасно. Конструкция рулевого управления такова, что руль стремится вернуться назад. Но это сделано не для облегчения работы водителя, а для того, чтобы он ощущал обратную связь от колес.

Руль самопроизвольно никогда не возвращается на такой угол и с такой скоростью, которые нужны водителю, его самопроизвольное движение всегда вносит нестабильность в поведение автомобиля. Поэтому, сопротивляется рулевое колесо или помогает, водитель постоянно поддерживает руки в тонусе, сдерживает руль и вращает его самостоятельно с той скоростью, которая необходима ему в данной ситуации.

Жесткие боковые ускорения, которые возникают при резком самопроизвольном возврате руля, легко могут привести к заносу на скользкой дороге или на высокой скорости. И вообще, водителю следует привыкнуть к мысли о том, что без него в автомобиле ничего не происходит, ничего не двигается.

Важнейшие навыки грамотного водителя

Что еще необходимо для надежного и оптимального прохождения поворотов, так это взгляд вперед. Взгляд вперед на свой будущий путь. Требование с самого начала поставить автомобиль на необходимую дугу в повороте может быть выполнено только в том случае, если поворот заранее оценен водителем.

Кто-то начинает действовать рулем только тогда, когда дорожное полотно пошло в сторону (это может быть уже поздно) или возврат руля осуществляется тогда, когда перед автомобилем показалась прямая (резкий возврат).

При подъезде к повороту, следует смотреть не на его начало, и даже не на середину, а на его окончание. Только тогда водитель видит всю ситуацию в целом, он видит свой будущий путь, понимает к чему нужно готовиться, видит цель и может действовать спокойно, заранее и плавно. Если вы смотрите на середину поворота, то ваш путь до нее будет плавным и надежным. Но затем откроется вторая половина и вы можете столкнуться с необходимостью резкого изменения направления на выходе, а это, как уже говорилось, чревато неприятностями.

Поэтому, смотрите с самого начала на выход из поворота – тогда вы сможете пройти поворот одним оптимальным движением. Вы сможете заранее оценить поворот, его крутизну, выбрать оптимальную траекторию, понять, насколько требуется подхватить руль для необходимого поворота.

О выборе траектории в повороте мы поговорим в следующей статье, а пока приучайтесь просматривать повороты заранее и проезжать их не методом «попадания капотом в дорогу», а по некой кривой, которую вы заранее для себя определили. Выход из поворота является таким же полноценным поворотом, только в другую сторону – к нему также следует готовиться и начинать действия заранее.

Из вышесказанного следует то, что, если поворот «закрытый», т.е. нет возможности просмотреть его до конца заранее, начинайте движение по нему с заведомо малой скоростью. Таким образом, вы сохраняете возможность вносить изменения в случае появления такой необходимости. Быстро и уверенно можно пройти поворот только в случае его полной открытости для вас.

Заключение

Итак, соберем всю известную информацию и подытожим действия водителя при проезде поворота. При подъезде к повороту водитель:

  • просматривает его заранее;
  • снижает скорость до необходимого уровня и включает необходимую передачу;
  • подхватывает руль поудобнее (заметьте, все это происходит на прямой до поворота);
  • поворачивает рулевое колесо на необходимый угол, направляя автомобиль по желаемой траектории;
  • проезжает поворот по дуге постоянного радиуса с ровной скоростью.

На выходе из поворота по мере возврата руля, а соответственно и уменьшения боковых сил, водитель может добавлять газ, плавно разгоняясь. Именно в таком стиле вы сможете проезжать повороты быстро и, главное, – надежно и безопасно.

Источник статьи: http://pvm-school.ru/articles/pravilnoe-dvizhenie-pri-povorotah/

Оцените статью