Транзисторный регулятор напряжения автомобиля

Транзисторный регулятор напряжения автомобиля

В настоящее время на автомобилях с генераторами переменного тока в основном работают транзисторные реле-регуляторы, которые, как правило, включают в себя только регулятор напряжения. Необходимость в ограничителе тока и реле обратного тока отпала, так как генератор переменного тока обладает свойством самоограничения тока нагрузки, а роль реле обратного тока выполняет выпрямительное устройство генератора.

Работает контактно-транзисторный регулятор напряжения следующим образом. При напряжении генератора меньше регулируемой величины контакты под действием пружины разомкнуты, транзистор открыт, ток в обмотке возбуждения ограничивается незначительно, следовательно, не ограничивается напряжение генератора. При напряжении генератора выше регулируемой величины сердечник намагничивается током обмотки настолько, что, преодолевая усилие пружины, притягивает якорь и замыкает контакты, через которые на базу транзистора подается плюс, и транзистор закрыва ется. Ток возбуждения проходит только через добавочный рези стор R2. Это приводит к резкому уменьшению силы тока в обмотке возбуждения и снижению напряжения генератора. С понижением напряжения генератора уменьшается и ток в обмотке, вследствие чего усилием пружины контакты размыкаются и цепь обмотки возбуждения замыкается опять через открытый транзистор, напряжение генератора возрастает. Таким образом, обеспечивается величина напряжения генератора постоянной независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР362 некоторое время ставился на автомобиле ГАЗ -66 (на автомобиле ГЛЗ -53А он устанавливается и в настоящее время), но затем был заменен на бесконтактный реле-регулятор РР350-А. Реле-регулягор РР362 состоит из регулятора напряжения и реле защиты, роль которого сводится к автоматической защите транзистора от большой силы тока при случайном замыкании клемм Ш цепи обмотки возбуждения на массу.

Читайте также:  Как определить амортизационную группу легкового автомобиля
Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 1. Схема элементарного контактно-транзисторного регулятора напряжения:
1 — контакты; 2 — пружина; 3 — сердечник; 4 — обмотка

Транзисторные реле-регуляторы имеют ряд преимуществ перед контактными (они не требуют в процесса эксплуатации, каких-либо регулировок, надежны, долговечны).

Принцип действия транзисторного регулятора напряжения рассмотрим на примере простейшей электрической схемы. При напряжении генератора меньше регулируемой величины стабилитрон Д1 закрыт и на базу транзистора 77 через резистор базы R1 подается плюс. Транзистор Т1 открыт, и ток в обмотке возбуждения не ограничивается, а следовательно, не ограничивается и напряжение генератора. При напряжении генератора больше регулируемой величины стабилитрон Д1 пробивается и база транзистора 77 соединяется с минусом. Транзистор закрывается, и току обмотки возбуждения генератора остается путь только через добавочный резистор R2, вследствие чего уменьшаются сила тока в ней и напряжение генератора. С уменьшением напряжения стабилитрон Д1 закрывается, а транзистор 77 открывается, шунтируя добавочный резистор R2, напряжение генератора снова возрастает до регулируемой величины, оставаясь в пределах регулирования независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Реле-регулятор РР350-А (рис. 55) выполнен на трех германиевых транзисторах типа р — п — р и работает с генераторами Г250-В2 и Г250-И1. На штепсельный разъем выведены три клеммы (« + », LU и М), которыми регулятор подключается в схему электрооборудования.

При напряжении генератора меньше 13,9—14,6 В стабилитрон Д1 закрыт, вследствие чего транзистор 77 тоже закрыт. При этом через открытые транзисторы Т2 и ТЗ проходят соответственно ток базы транзистора ТЗ и ток обмотки возбуждения генератора, который не ограничивается, а следовательно, не ограничивается и напряжение генератора. С увеличением частоты вращения ротора, когда напряжение генератора достигает 13,9—14,6 В, стабилитрон Д1 пробивается, транзистор 77 открывается, транзисторы Т2 и ТЗ закрываются. В этом случае ток в обмотку возбуждения генератора поступает только через добавочный резистор R8, и, естественно, уменьшается напряжение генератора до момента закрытия стабилитрона Д1. С закрытием стабилитрона ток в обмотку возбуждения течет через! открытый транзистор ТЗ. Напряжение генератора начнет воз/ растать до следующего открытия стабилитрона. Таким образом, напряжение генератора поддерживается стабильным независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя (ротора генератора).

Рис. 2. Простейшая электрическая схема генератора с транзисторным регулятором напряжения:
1 — генератор: 2 — регулятор напряжения

Остальные элементы в схеме регулятора напряжения выполняют различные вспомогательные функции, необходимые для обеспечения четкости и надежности работы прибора.

Реле-регулятор РР132 выполнен на двух кремниевых транзисторах типа n — р — n и работает с генераторами Г250-П1 и Г287. Регулятор имеет клеммы « + » и Ш, которыми подключается в цепь. Роль минусовой клеммы выполняет винт, к которому крепится минусовый провод.

Рис. 3. Транзисторный реле-регулятор РР350-А:
а—общий вид; б — электрическая схема 112

При напряжении генератора меньше 13,9—14,6 В стабилитрон Д4 закрыт, закрыт и транзистор Т1, так как его база через резистор R3 соединена с минусом. На базу транзистора Т2 через резистор R5, диоды Д2 и ДЗ подается положительный потенциал, вследствие чего транзистор 72, открываясь, пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора увеличивается.

При напряжении генератора 13,9—14,6 В стабилитрон Д4 и транзистор 77 открываются. При этом напряжение на базе транзистора Т2 резко уменьшается, вследствие чего транзистор Т2 закрывается, выключая ток обмотки возбуждения генератора. Напряжение генератора понижается до тех пор, пока не закроется стабилитрон и не появится ток возбуждения через транзистор Т2. Рассмотренный процесс повторяется, поддерживая величину напряжения генератора постоянной независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Остальные элементы реле-регуляторе РР132 выполняют вспомогательные функции.

Рис. 4. Транзисторным реле-регулятор PPI32
а — общий вид; 6 — электрическая схема

Во время эксплуатации транзисторные реле-регуляторы не требуют каких-либо регулировок и вскрывать их нет необходимости.

Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/kontaktno-tranzistornye-i-tranzistornye-rele-regulyatory-avtomobilei

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ НА ОДНОМ ТРАНЗИСТОРЕ

Всем привет 🙂 В этой статье хочу показать, как сделать регулятор напряжения на одном транзисторе, что пригодится для изготовления простого блока питания или универсального адаптера к радиоустройствам, на различные напряжения. Создать такую схему может даже самый начинающий радиолюбитель. Из компонентов нам понадобится:

1. Транзистор КТ817Г, его можно заменить на КТ815Г.
2. Переменный резистор на 10 кОм.
3. Резистор обычный 0.125 ватт на 1ком.

В виде чертежа решил сделать полную картинку, дабы новичку было легче усвоить работу и представить схему.

Начнем сборку. Для начала распечатываем данный чертеж, и ножницами ровно срезаем его без картинок, прикладываем чертеж к текстолиту, и начинанаем сначало сверлить отверстия, т.к потом будет легче нарисовать.

Далее дырки по чертежу просто соединяем перманентым маркером, или лаком.

Обрезаем остатки тестолита и приступим к пайке компонентов. Сначала припаивываем транзистор, только будьте внимательны — не перепутайте ножки на транзисторе местами (эмиттер и базу).

Дальше устанавливаем резистор на 1ком, затем впаиваем проводами переменный резистор на 10ком. Можно поставить и другой резистор, сразу припаять резистор без этих соплей, но мой резистор не позволил этого, и пришлось повесить на провода. Остается припаять 4 вывода к питанию, и к выходам.

Готово! Подключаем питание, на выход — светодиод, мотор, лампу, в моем случае это был светодиод и вращая регулятор наглядно смотрим на изменение напряжения. Демонстрацию работы данной конструкции, а так-же подробное объяснение подключения, можете посмотреть в видеоролике ниже.

Стоит отметить, что мощность и ток нагрузки не должен превышать предельных значений для указанного транзистора — это примерно пол Ампера. Для подключения к регулируемому стабилизатору более мощных устройств, придётся заменить транзистор на КТ805, КТ819. С вами был [PC]Boil-:D

Форум по обсуждению материала РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ НА ОДНОМ ТРАНЗИСТОРЕ

Источник статьи: http://radioskot.ru/publ/bp/reguljator_naprjazhenija_na_odnom_tranzistore/7-1-0-589

Транзисторный регулятор сетевого напряжения

Транзисторный регулятор сетевого напряжения

В последнее время в нашем быту все чаще применяются электронные устройства для плавной регулировки сетевого напряжения. С помощью таких приборов управляют яркостью свечения ламп, температурой электронагревательных приборов, частотой вращения электродвигателей. Подавляющее большинство регуляторов напряжения, собранных на тиристорах, обладают существенными недостатками, ограничивающими их возможности. Во-первых, они вносят достаточно заметные помехи в электрическую сеть, что нередко отрицательно сказывается на работе телевизоров, радиоприемников, магнитофонов. Во-вторых, их можно применять только для управления нагрузкой с активным сопротивлением — электролампой или нагревательным элементом, и нельзя использовать совместно с нагрузкой индуктивного характера — электродвигателем, трансформатором. Между тем все эти проблемы легко решить, собрав электронное устройство, в котором роль регулирующего элемента выполнял бы не тиристор, а мощный транзистор.

Транзисторный регулятор напряжения содержит минимум радиоэлементов, не вносит помех в электрическую сеть и работает на нагрузку как с активным, так и индуктивным сопротивлением. Его можно использовать для регулировки яркости свечения люстры или настольной лампы, температуры нагрева паяльника или электроплитки, скорости вращения электродвигателя вентилятора или дрели, напряжения на обмотке трансформатора. Устройство имеет следующие параметры: диапазон регулировки напряжения — от 0 до 218 В; максимальная мощность нагрузки при использовании в регулирующей цепи одного транзистора — не более 100 Вт.

Регулирующий элемент прибора — транзистор VT1 (см. принципиальную схему). Диодный блок VD1-VD4 в зависимости от фазы сетевого тока направляет его на коллектор или эмиттер VT1. Трансформатор Т1 понижает напряжение 220 В до 5-8 В, которое выпрямляется диодным блоком VD6- VD9 и сглаживается конденсатором С1. Переменный резистор R1 служит для регулировки величины управляющего напряжения, а резистор R2 ограничивает ток базы транзистора. Диод VD5 защищает VT1 от попадания на его базу напряжения отрицательной полярности. Устройство подсоединяется к сети вилкой ХР1. Розетка XS1 служит для подключения нагрузки.

Регулятор действует следующим образом. После включения питания тумблером Q1 сетевое напряжение поступает одновременно на диоды VD1, VD2 и первичную обмотку трансформатора Т1. При этом выпрямитель, состоящий из диодного блока VD6- VD9, конденсатора С1 и переменного резистора R1, формирует управляющее напряжение, которое поступает на базу транзистора и открывает его. Если в момент включения регулятора в сети оказалось напряжение отрицательной полярности, ток нагрузки протекает по цепи VD2 — эмиттер-коллектор VT1-VD3. Если полярность сетевого напряжения положительная, ток протекает по цепи VD1 — коллектор-эмиттер VT1-VD4. Значение тока нагрузки зависит от величины управляющего напряжения на базе VT1. Вращая движок R1 и изменяя значение управляющего напряжения, управляют величиной тока коллектора VT1. Этот ток, а следовательно, и ток, протекающий в нагрузке, будет тем больше, чем выше уровень управляющего напряжения, и наоборот. При крайнем правом по схеме положении движка временного резистора транзистор окажется полностью открыт и «доза» электроэнергии, потребляемая нагрузкой, будет соответствовать номинальной величине. Если движок R1 переместить в крайнее левое положение, VT1 окажется запертым и ток через нагрузку не потечет. Управляя транзистором, мы фактически регулируем амплитуду переменного напряжения и тока, действующих в нагрузке. Транзистор при этом работает в непрерывном режиме, благодаря чему такой регулятор лишен недостатков, свойственных тиристорным устройствам.

Теперь перейдем к конструкции прибора. Диодные блоки, конденсатор, резистор R2 и диод VD6 устанавливаются на монтажной плате размером 55Х35 мм, выполненной из фольгированного гетинакса или текстолита толщиной 1-2 мм (см. рисунок). В устройстве можно использовать следующие детали. Транзистор — КТ812А(Б), KT824A(Б), КТ828А(Б), КТ834А(Б,В), КТ840А(Б), КТ847А или КТ856А. Диодные блоки: VD1- VD4-KЦ410B или КЦ412В. VD6- VD9 — КЦ405 или КЦ407 с любым буквенным индексом; диод VD5 — серии Д7, Д226 или Д237. Переменный резистор — типа СП, СПО, ППБ мощностью не менее 2 Вт, постоянный — ВС, МЛТ, ОМЛТ, С2-23. Оксидный конденсатор — К50-6, К50-16. Сетевой трансформатор — ТВ3-1-6 от ламповых радиоприемников и усилителей, ТС-25, ТС-27 — от телевизора «Юность» или любой другой маломощный с напряжением вторичной обмотки 5-8 В. Предохранитель рассчитан на максимальный ток 1 А. Тумблер — Т3-С или любой другой сетевой. ХР1 — стандартная сетевая вилка, XS1 — розетка.

Все элементы регулятора размещаются в пластмассовом корпусе с габаритами 150х100Х80 мм. На верхней панели корпуса устанавливаются тумблер и переменный резистор, снабженный декоративной ручкой. Розетка для подключения нагрузки и гнездо предохранителя крепятся на одной из боковых стенок корпуса. С той же стороны сделано отверстие для сетевого шнура. На дне корпуса установлены транзистор, трансформатор и монтажная плата. Транзистор необходимо снабдить радиатором с площадью рассеяния не менее 200 см 2 и толщиной 3-5 мм.

Источник статьи: http://www.qrz.ru/schemes/contribute/digest/reg08.shtml

Системы авто

Регулятор напряжения для авто. Зачем он нужен?

Регулятор напряжения для авто – это прибор, функцией которого является поддержание напряжения в бортовой сети машины в установленных рамках, независимо от частоты вращения ротора генератора, внешней температуры, нагрузки и пр.

Регулятор напряжения для авто

Выполняет данное устройство и некоторые дополнительные функции: защита генератора и его элементов от перегрузок и работы в аварийных режимах, автоматическое включение системы сигнализации аварийной работы генератора или цепи обмотки возбуждения.

На напряжение генератора оказывают влияние три основных фактора: частота вращения его ротора, магнитный поток, который создается током обмотки возбуждения, а также сила тока, которая отдается генератором в нагрузку.

Напряжение генератора возрастает с ростом числа оборотов, а также со снижением нагрузки. Кроме того, увеличение напряжения вызывает возрастание силы тока в обмотке возбуждения.

Регулятор же напряжения стабилизирует напряжение путем корректировки тока возбуждения. В случае возрастания напряжения и выхода за требуемые пределы, регулятор увеличивает или уменьшает ток возбуждения, что приводит к стабилизации напряжения.

Регулятор напряжения для авто подключается к обмотке возбуждения генератора, а также к нему подводится напряжение с генератора или аккумулятора. Конечно, регуляторы с расширенным перечнем функций требуют большего числа подключений.

Регулятор напряжения для авто состоит из нескольких основных элементов:

1. Измерительный элемент;||2. Элемент, проводящий сравнение;||3. Регулирующий элемент.
Очень чувствительной и уязвимой частью регулятора является его входной делитель напряжения. От него напряжение поступает к элементу сравнения. В данном случае эталонной величиной выступает напряжение стабилизации стабилитрона.

В случае если показатель напряжения ниже уровня стабилизации, то стабилитрон не пропускает ток через себя. В случае же превышения напряжением допустимых пределов, стабилитрон начинает пропускать через себя ток. На самом стабилитроне напряжение практически не изменяется.

Проходящий через стабилитрон ток активирует реле, коммутирующее цепь возбуждения так, что в обмотке возбуждения происходит корректировка тока в необходимом направлении. Автомобильные регуляторы напряжения осуществляют дискретное регулирование. Это возможно благодаря включению или выключению обмотки возбуждения в цепь питания. Такой принцип заложен в транзисторных регуляторах напряжения.

В вибрационных же или контактно-транзисторных регуляторах осуществляется включение обмотки возбуждения последовательно с обмоткой дополнительного резистора. Стоит отметить, что сегодня применяются лишь транзисторные регуляторы напряжения для авто, а вибрационные и контактно-транзисторные уже отошли в историю.

Источник статьи: http://auto-observer.ru/sistemi-auto/324-regulyator-napryageniya-dlya-avto-zachem-on-nugen.html

Оцените статью