Трудоемкость по ежедневному обслуживанию автомобиля

Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов автомобилей

Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется трудоемкость в чело­веко-часах, человеко-минутах или нормо-часах (соответственно чел-час, чел-мин, нормо-час).

Для уяснения понятия трудоёмкости следует изучить виды составляющих времен при выполнении любого технологического процесса. Их схема представ­лена на рис.9[3].

Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специали­зированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей данное время неже­лательно и должно быть всячески минимизировано.

Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.


Билет №12

Назначение и задачи различных видов технических

Обслуживаний автомобилей

Техническим обслуживанием (ТО) является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава автомобильного транспорта в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонтах. В обобщенном смысле ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.

Техническое воздействие ТО является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.

Основными видами ТО АТС по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ являются:

– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

– первое техническое обслуживание (ТО-1);

– второе техническое обслуживание (ТО-2);

– сезонное техническое обслуживание (СО).

При изменении конструкций подвижного состава и условий эксплуатации для конкретных моделей во второй части Положения допускается обоснованное сокращение (или увеличение) числа и видов ТО.

Задачей ЕО является: общий контроль агрегатов, механизмов и систем автомобилей, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание их надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и техническими жидкостями, а для некоторых видов подвижного состава еще и санитарная обработка кузова. Выполняется ЕО в основном после работы подвижного состава и реже перед выездом на линию. Перед выпуском автомобиля из парка производится обязательный контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.). Это предварительно делает водитель, а при выезде из АТП – механик отдела технического контроля («механик на воротах»). Механик ОТК несет персональную ответственность за техническое состояние выпущенного из АТП АТС. В вопросе выпуска АТС на линию он не подчиняется никаким вышестоящим должностным работникам АТП, включая начальника ОТК. В критической ситуации дежурный механик ОТК может выпустить на линию АТС только с письменного указания директора АТП с передачей полной ответственности за это директору.

Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния АТС, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других видов работ.

Цель контроля (диагностирования) заключается в определении действительной потребности в выполнении операций ТО, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного (неработоспособного) состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ ТО.

В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1) и поэлементное углубленное (Д-2) диагностирование. Работы Д-1 направлены в основном на контроль технического состояния систем, механизмов и прочих КЭ автомобилей, отвечающих за безопасность движения. Выполняется Д-1 перед ТО-1. В зоне Д-1 АТП обязательно должны находиться: тормозной стенд (для контроля параметров тормозных систем); люфтомер (для измерения люфта рулевого колеса), другое оборудование для диагностирования рулевого управления; рабочее место для проверки шарниров рулевых тяг; оборудование для проверки исправности работы световых приборов.

Поэлементное углубленное диагностирование Д-2 выполняется перед ТО-2. В зоне Д-2 обязательно должны находиться: стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей; стенд для проверки амортизаторов со снятием или без снятия их с автомобиля; стенд для проверки и регулировки мощностных, экономических и экологических показателей автомобиля («беговые барабаны») с соответствующими приборами и прочим переносным оборудованием.

Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). Этот вид обслуживания автомобилей обычно совмещается с очередным ТО-2. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для подвижного состава, эксплуатирующегося в очень холодном, холодном, жарком сухом и очень жарком сухом климатических районах.

Трудоемкость СО нормируется в зависимости от трудоемкости ТО-2 и составляет: 50% – для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; 30% – для холодного и жаркого сухого районов и 20% – для всех прочих климатических районов. В умеренном климатическом районе СО совмещается с соответствующим времени года ТО-2 при увеличении трудоемкости данного комплексного технического воздействия на 20%.

Источник статьи: http://lektsii.org/14-44267.html

Организация технического обслуживания (ТО): ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО

Техническое обслуживание (ТО) транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • сезонное техническое обслуживание (СО)

Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.

Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей ТИПА и ТД.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обес­печивающем его безотказную и безопасную работу.

ЕО выполняется ежедневно и включает:

  • контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
  • уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных дис­петчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)

ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуата­ции изготовителя ТС.

ТО-1 и ТО-2

Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправно­сти, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.

Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.

В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:

  • уборочно-моечные и очистные работы
  • техническое диагностирование перед выполнением ТО
  • осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
  • контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
  • регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
  • смазка, замена масел
  • выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоем­кости соответствующего ТО
  • контроль качества выполнения ТО

В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:

  • каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
  • каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
  • и т.д.

Сезонное техническое обслуживание (СО)

Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответст­вующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.

В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:

  • проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
  • замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуа­тации
  • отключение или подключение системы отопления
  • доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
  • проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
  • подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
  • проверка состояния системы пожаротушения
  • проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
  • подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования

Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.

Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.

Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристи­кам, оснащенности и комплектации.

Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспо­могательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.

При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по фор­муле:

Т = Т„ * К
где Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-ч
Т„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных на­блюдений), чел.-ч
К — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/organizatsiya-tehnicheskogo-obsluzhivaniya/

Нормативы трудоёмкости ТО и ТР

Таблица Ж.1 — Нормативы трудоёмкости ТО и ТР для первой категории условий эксплуатации

Подвижной состав Нормативная трудоёмкость
ЕО чел. – ч. ТО-1 чел. – ч. ТО-2 чел. – ч. ТР , км
Автомобили легковые:
особо малого класса (рабочий объём двигателя до 1,2 л., сухая масса до 850 кг) 0,3 2,3 9,2 2,8
малого класса (рабочий объём двигателя от 1,2 до 1,8 л., сухая масса от 850 до 1150 кг) 0,4 2,6 10,2 3,4
среднего класса (рабочий объём двигателя от 1,8 до 3,5 л., сухая масса от 1150 до 1500 кг) 0,5 3,2 11,3 3,8
Автобусы с бензиновыми двигателями
особо малого класса (длина до 5 м) 0,5 4,4 16,7 5,0
малого класса (длина 6,0 – 7,5 м) 0,7 6,0 20,0 5,9
среднего класса (длина 8,0 -9,5 м) 0,9 7,3 24,0 6,5
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) 1,2 8,3 33,0 7,6
Автобусы с дизельным двигателем
среднего класса (длина 8,0 – 9,5 м) 0,9 7,3 24,0 6,5
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) 1,4 10,0 40,0 9,0
особо большого класса (длина 16,5 – 18 м) 1,8 13,5 47,0 11,0
Грузовые автомобили с бензиновым двигателем
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т:
0,5 0,2 2,2 7,2 2,8
1,0 0,3 2,4 8,1 3,1
2,5 0,4 2,8 10,8 3,8
4,0 0,5 3,0 12,0 4,8
5,0 0,5 3,3 12,3 5,2
7,5 0,6 4,1 19,3 6,5
8,0 0,6 4,2 19,6 6,7
12,0 0,9 6,3 27,6 9,6
Автомобили-тягачи, масса полуприцепа с грузом, т:
6,5 – 10,0 0,35 4,1 11.6 4,6
0,45 4,15 11,9 4.8
до 18,5 0,55 4,2 18,8 6,6
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т:
3,0 – 3,5 0,48 2,5 10,5 4,3
5.0 -5,8 0,8 3,1 12,4 4,6
Грузовые автомобили с дизельным двигателем
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т
8,0 0,75 3,4 13,8 6,7
12,0 0,87 3,6 19,7 9,6
20,0 и более 1,65 27,1 53,6 16,4
Автомобили -тягачи, масса полуприцепа с грузом, т:
17,75 0,35 3,2 12,5 6,0
19,1 0,67 3,74 15,95 6,35
26,0 0,97 4,85 19,17 9,82
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т:
8,0 0,5 3,91 15,87 6,9
10,0 0,55 3,91 16,67 9,77
12,0 0,55 4,04 16,91 10,13
27,0 0,6 13,5 60,5 20,35
40,0 0,6 13,7 60,7 24.95
Прицепы:
одноосные, грузоподъёмностью до 3 т 0,1 0,4 2,2 0,4
двухосные, грузоподъёмностью до 8 т 0,2 -0,3 0,8 -1,0 4,4 -5,7 1,2- 1,5
двухосные, грузоподъёмностью 8 и более т 0,3 – 0,4 1,3 -1,6 6,0 -6,3 1,9 -2,1
Полуприцепы грузоподъёмностью, т:
до 8 0,2 0,8 4,3 1,1
до 11,5 0,3 0,9 4,5 1,4
до 13,5 0,3 1,0 4,5 1,4
до 20,0 0,3 1,1 5,0 1,45

Дни простоя автомобилей в ТО и ремонте

Таблица З.1 — Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте

Подвижной состав Продолжительность простоя, дней, не более
в ТО и ТР на1000 км пробега в КР
Автомобили легковые:
особо малого класса 0,3
малого класса 0,35
Среднего класса 0,4
Автобусы
особо малого класса 0,3
малого класса 0,4
среднего класса 0,5
большого класса 0,6
особо большого класса 0,7
Автомобили грузовые:
особо малой грузоподъёмности 0,3
малой грузоподъёмности 0,4
средней грузоподъёмности 0,5
Большой грузоподъёмности:
свыше 5 т до 6 т 0,55
свыше 6 т до 8 0,6
Особо большой грузоподъёмности:
свыше 8 т до 10 т 0,65
свыше 10 т до 16 т 0,7
Автомобили-самосвалы внедорожные, грузоподъёмностью
27 т 0,75
40 т 0,8
75 т 0,85
Прицепы:
одноосные малой и средней грузоподъёмности 0,10
двухосные средней и большой грузоподъёмности 0,12
двухосные особо большой грузоподъёмности 0,15
Полуприцепы
одноосные средней и большой грузоподъёмности 0,1
одноосные особо большой грузоподъёмности 0,11
многоосные особо большой грузоподъёмности 0,12

Примечание: продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте корректируется путём умножения нормативов, приведённых в табл. З.1 на коэффициент K4 ’ , см. табл. Д.4.

Распределение подвижного состава при ТО и ТР

Таблица И.1 — Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта

Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава
I II III VI V
Легковые автомобили ВАЗ, ИЖ ГАЗ
Автобусы ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ ПАЗ, КАВЗ ЛАЗ, ЛИАЗ ЛИАЗ
Грузовые автомобили ИЖ ГАЗ, УАЗ ЗИЛ, ГАЗ ЗИЛ, УРАЛ КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ

В методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:

1. ГОСТ 2.004-88 ЕСКД Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов

2. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД Основные надписи

3. ГОСТ 2.108-68 ЕСКД Спецификации

4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам

5. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД Основные требования к чертежам

6. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД Форматы

7. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД Обозначения буквенные

Проектирование реконструкции (поста, участка) АТП

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

для курсового проектирования студента 4 курса специальности 23.02.03

“Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”

1 Списочное количество автомобилей по маркам, AИ :

2 Количество условно “новых” автомобилей по маркам A:

3 Количество условно старых автомобилей по маркам A ’ :

4 Среднесуточный пробег автомобилей каждой группы lСс: _______________________

5 Число рабочих дней в году, для ремонтного персонала, DРаб. Г ___________________ дней.

6 Число смен работы в зонах (на постах, участках), nСм__________________________ смен.

7 Продолжительность смены, TСм _____________________________________________ часов.

8 Категория условий эксплуатации ________________________

9 Природно-климатические условия _______________________

10 Агрессивность окружающей среды ____________________________________ .

11 Модификация автомобилей ________________________________________________.

(грузовые, самосвалы, седельные тягачи)

12 Пробег с начала эксплуатации, в долях от нормативного пробега до КР по группам автомобилей: _________________________________________________________________;

13 Продолжительность простоя автомобилей в КР _______________________ дней.

14 Продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР ___________ дней/1000 км.

15 Продолжительность основного отпуска рабочих зон ТО и ТР ____________ дней.

16 Продолжительность дополнительного отпуска для этих рабочих _________ дней.

17 Размер премий к заработной рабочих __________________________ процентов.

18 Размер доплат к заработной плате рабочих ______________________ процентов.

19 Часовые тарифные ставки для рабочих зон ТО и ТР, по разрядам:

— второго ________________________________________________________ рублей;

— третьего _______________________________________________________ рублей;

— четвёртого _____________________________________________________ рублей;

— пятого _________________________________________________________ рублей.

Руководитель курсового проекта _______________________________________________

(Фамилия, инициалы, подпись)

Председатель цикловой предметной комиссии технических дисциплин

(Фамилия, инициалы, подпись)

Примерная структура содержания курсового проекта (Проектирование АТП)

1.2 Организация и управление производством ТО и ТР

1.3 Характеристика технологического процесса ТО и ТР

2 ТЕХНОЛОГИЧНСКИЙ РАСЧЕТ

2.1 Исходные данные для проектирование и их обоснование

2.2 Расчет производственной программы

2.2.1 Корректирование нормативной периодичности ТО и пробегов до КР

2.2.2 Определение числа ТОиТР на один автомобиль за цикл

2.2.3 Определение числа ТО на один автомобиль и весь парк за год

2.2.3.1 Определение годового пробега автомобиля

2.2.3.2 Определение коэффициента перехода от цикла к году

2.2.3.3 Расчет годового количества ТО на один автомобиль за год

2.2.3.4 Расчет годового количества ТО на весь парк за год

2.2.4Определение числа диагностических воздействий Д-1 и Д-2 на весь парк за год

2.3 Определение суточной программы по видам ТО

2.4 Обоснование выбора метода ТО и диагностирования автомобилей

2.5 Расчёт годовых объёмов работ ТО и ТР предприятия

2.5.1Корректирование нормативных трудоемкостей ТО и ТР

2.5.2Расчёт трудоемкости диагностирования Д-1

2.5.3Расчет трудоемкости диагностирования Д-2

2.6 Расчет годовых объемов работ по ТО, диагностированию и ТР (согласно задания)

2.7 Распределение годовых объемов работ

2.8 Расчет годового фонда времени рабочего места и штатного рабочего

2.9 Расчет численности рабочих мест и штатных рабочих на посту, участке

2.10 Расчет количества постов ТО и ТР (согласно задания)

2.10.1 Определение ритма производства

2.10.2 Расчет количества универсальных постов

2.10.3 Расчёт количества постов зоны ТО

2.10.4 Расчёт количества постов Д-1, Д-2

2.10.5 Расчёт количества постов ТР

3 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТА, ЗОНЫ, УЧАСТКА (в соответствии с заданием)

3.1 Назначение поста, зоны, участка

3.2 Технология выполнения работ на посту, в зоне, участке

3.3 Подбор технологического оборудования и оснастки, организационной оснастки

3.4 Расчёт площади поста, зоны,участка и её планировка

3.5 Технологическая карта

4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

4.1 Охрана труда и техника безопасности на проектируемом посту, зоне, участке

4.2 Техника безопасности и пожарная безопасность на проектируемом посту, зоне, участке

4.3 Охрана окружающей среды

ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

1 Лист 1 Планировка поста, зоны, участка (формат А-1)

2 Лист 2 Технологическая карта (формат А-1)

Список используемой литературы

Примечания (спецификации к графической части проекта)

Примеры библиографического описания официальных документов:

Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2004 г. №6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№45. — Ст. 4376.

Федеральный закон от 11 ноября 2004 г. №139–ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. — № 46 (Ч.1). — Ст. 4494.

Указ Президента РФ

Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №1459 «О приеме в гражданство Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №47. – Ст. 4645.

Постановление Правительства РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. № 725 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении масла пальмового» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №50. — Ст. 5066.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности. // Аудитор. -1999. — № 6. — С. 16 -51.

Библиографическое описание учебников и учебных пособий

Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий. Каждый источник, используемый при написании работы, должен быть описан соответствующим образом. В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; при этом инициалы указываются после фамилии), полное название книги без кавычек после двоеточия указывается тип издания (учебное пособие, словарь и т.д.), после (.-) –указываются сведения о переизданиях, если таковые имеются, после (.-) – название города, в котором издана книга (для городов Москва и Санкт – Петербург приняты сокращения: М., СПб.), названия всех остальных городов пишутся полностью, затем, после двоеточия — название издательства, которое выпустило книгу, после запятой — указываем год издания, после (.-) – указывается количество страниц в книге, например:

Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник .- 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ВЛАДОС, 2002. -588с.

Конституционное право: Словарь / Сост. В.В. Иванов. – Новосибирск: Академический проект, 2004. -364с.

Библиографическое описание монографий.

Паперно И. Самоубийство как культурный институт .- М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 256с.

Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология .- М.: Высш. шк., 2002. – 460с.

Библиографическое описание учебников и учебных пособий.

Издания одного, двух, трех авторов описывается следующим образом:

Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 327с.

Девятова С.В., Шаповалов И.А. Концепции естествознания: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 2003. – 160с.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 271 с.

Книга, у которой более чем три автора, описывается на заглавии (в этом случае должен быть указан редактор или составитель).

Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 2001. – 512с.

Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1999. – 472с.

Библиографическое описание справочных изданий (энциклопедий, словарей и справочников) производится следующим образом:

Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с.

Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566с.

Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абрамов. – М.: Экономика, 2001. – 1055с.

Культура и культурология: Словарь / Сост. А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928с.

Правила библиографического описания статей из газет, журналов. В аналитическое описание входят: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; инициалы указываются после фамилии);полное название статьи, после двух косых черт (//) идет полное наименование источника (название журнала, газеты, после (.-) — год издания газеты или журнала; после (.-) номер журнала или дату выхода газеты; после (.-) – указывается конкретная страница, на которой опубликован материал и его печатный объем (С.2-23).

Например, ……из газет

Алехин Б.И. К вопросу об эффективности российского фондового рынка // Бизнес и банки. — 2005. — 12 янв. – С. 7 — 8.

Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. — 2004. — №12. – С. 24 -37.

Библиографическое описание статей из сборников, глав из книг производится следующим образом:

Дерюгина Т.В. Вещь как объект сервитутного права // Ученые записки. Вып.2. Т.1./ Волгоградский институт экономики, социологии и права; Отв. ред. В.А. Юсупов. – Волгоград: Изд-во ВИЭСП, 2001. – С. 145-153.

Общая характеристика экологического движения в России // Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. — М.:ВЛАДОС, 1998.-С. 254-267.

Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М: Большая Рос.энцикл. [и др.], 2011. – 1электрон.опт.диск (СD-ROM): зв., цв. – (Интерактивный мир)

Коммуникативно-когнитивная лингвистика/ С.А. Аристов. – aristov@frame/linbgu/edu/ — 2012.

Источник статьи: http://infopedia.su/14×15023.html

Читайте также:  Что нужно для покупки поддержанного автомобиля
Оцените статью