Трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов автомобилей
Трудоёмкость ТО и ремонта представляет собой затраты труда на выполнение операции (группы операций) технического обслуживания или ремонта автомобилей и их КЭ. Измеряется трудоемкость в человеко-часах, человеко-минутах или нормо-часах (соответственно чел-час, чел-мин, нормо-час).
Для уяснения понятия трудоёмкости следует изучить виды составляющих времен при выполнении любого технологического процесса. Их схема представлена на рис.9[3].
Время ожидания может быть вызвано занятостью рабочего места, отсутствием специализированного оборудования, запасных частей и т. д. В технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей данное время нежелательно и должно быть всячески минимизировано.
Дополнительное время затрачивается рабочими на отдых и личные надобности.
|
Билет №12
Назначение и задачи различных видов технических
Обслуживаний автомобилей
Техническим обслуживанием (ТО) является комплекс операций по поддерживанию подвижного состава автомобильного транспорта в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды, уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния, предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Своевременное и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонтах. В обобщенном смысле ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.
Техническое воздействие ТО является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.
Если при ТО нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах.
Основными видами ТО АТС по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ являются:
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– сезонное техническое обслуживание (СО).
При изменении конструкций подвижного состава и условий эксплуатации для конкретных моделей во второй части Положения допускается обоснованное сокращение (или увеличение) числа и видов ТО.
Задачей ЕО является: общий контроль агрегатов, механизмов и систем автомобилей, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание их надлежащего внешнего вида; заправка топливом, маслом и техническими жидкостями, а для некоторых видов подвижного состава еще и санитарная обработка кузова. Выполняется ЕО в основном после работы подвижного состава и реже перед выездом на линию. Перед выпуском автомобиля из парка производится обязательный контроль систем, отвечающих за безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, световые приборы и т. д.). Это предварительно делает водитель, а при выезде из АТП – механик отдела технического контроля («механик на воротах»). Механик ОТК несет персональную ответственность за техническое состояние выпущенного из АТП АТС. В вопросе выпуска АТС на линию он не подчиняется никаким вышестоящим должностным работникам АТП, включая начальника ОТК. В критической ситуации дежурный механик ОТК может выпустить на линию АТС только с письменного указания директора АТП с передачей полной ответственности за это директору.
Задачами ТО-1 и ТО-2 являются снижение интенсивности изменения параметров технического состояния АТС, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других видов работ.
Цель контроля (диагностирования) заключается в определении действительной потребности в выполнении операций ТО, предусмотренных Положением, и прогнозировании момента возникновения неисправного (неработоспособного) состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ ТО.
В зависимости от назначения, периодичности, перечня и места выполнения диагностические работы подразделяются на два вида: общее (Д-1) и поэлементное углубленное (Д-2) диагностирование. Работы Д-1 направлены в основном на контроль технического состояния систем, механизмов и прочих КЭ автомобилей, отвечающих за безопасность движения. Выполняется Д-1 перед ТО-1. В зоне Д-1 АТП обязательно должны находиться: тормозной стенд (для контроля параметров тормозных систем); люфтомер (для измерения люфта рулевого колеса), другое оборудование для диагностирования рулевого управления; рабочее место для проверки шарниров рулевых тяг; оборудование для проверки исправности работы световых приборов.
Поэлементное углубленное диагностирование Д-2 выполняется перед ТО-2. В зоне Д-2 обязательно должны находиться: стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес автомобилей; стенд для проверки амортизаторов со снятием или без снятия их с автомобиля; стенд для проверки и регулировки мощностных, экономических и экологических показателей автомобиля («беговые барабаны») с соответствующими приборами и прочим переносным оборудованием.
Задачей сезонного обслуживания (СО), проводимого два раза в год, является подготовка подвижного состава к эксплуатации при изменении сезона (времени года). Этот вид обслуживания автомобилей обычно совмещается с очередным ТО-2. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО проводится для подвижного состава, эксплуатирующегося в очень холодном, холодном, жарком сухом и очень жарком сухом климатических районах.
Трудоемкость СО нормируется в зависимости от трудоемкости ТО-2 и составляет: 50% – для очень холодного и очень жаркого сухого климатического районов; 30% – для холодного и жаркого сухого районов и 20% – для всех прочих климатических районов. В умеренном климатическом районе СО совмещается с соответствующим времени года ТО-2 при увеличении трудоемкости данного комплексного технического воздействия на 20%.
Источник статьи: http://lektsii.org/14-44267.html
Организация технического обслуживания (ТО): ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО
Техническое обслуживание (ТО) транспортных средств в зависимости от периодичности и перечня работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
- техническое обслуживание после обкатки (ТО-1000, ТО-2000)
- первое техническое обслуживание (ТО-1)
- второе техническое обслуживание (ТО-2)
- сезонное техническое обслуживание (СО)
Изменение видов технического обслуживания допускается на основании рекомендаций сервисных книжек изготовителей ТС.
Все виды ТО транспортных средств должны выполняться по полному перечню работ, предусмотренному соответствующей ТИПА и ТД.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) должно обеспечивать выпуск исправного и чистого ТС в состоянии, обеспечивающем его безотказную и безопасную работу.
ЕО выполняется ежедневно и включает:
- контрольные работы — контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов и агрегатов, обеспечивающих работоспособность ТС, безопасность дорожного движения, пожаробезопасность, контроль ТС в целом
- уборочно-моечные работы (могут производиться дополнительно на линейных диспетчерских станциях или конечных пунктах маршрутов. При этом трудоемкость должна соответствовать фактическому объему выполненных работ)
ТО после обкатки выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя ТС.
ТО-1 и ТО-2
Первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2) выполняются периодически, через установленный в нормативной документации пробег, и включают комплекс операций, предупреждающих неисправности, уменьшающих интенсивность износа деталей ТС, снижающих расход топлива и эксплуатационных материалов и уменьшающих отрицательное воздействие на окружающую среду.
Периодичность ТО-1 устанавливается кратной периодичности ТО-2. Фактическая периодичность проведения ТО транспортных средств может отличаться от нормативной не более чем на ± 15 %.
В состав работ по ТО после обкатки, ТО-1 и ТО-2 транспортных средств входят:
- уборочно-моечные и очистные работы
- техническое диагностирование перед выполнением ТО
- осмотр и контроль технического состояния деталей, аппаратов, узлов, агрегатов, и транспортных средств в целом
- контроль крепежных соединений деталей, аппаратов, узлов и агрегатов
- регулировка аппаратов, узлов, агрегатов и систем
- смазка, замена масел
- выполнение работ текущего ремонта (ТР) малой трудоемкости. Для расчета его трудоемкости допускается использовать не более 20 % от скорректированной трудоемкости соответствующего ТО
- контроль качества выполнения ТО
В зависимости от объема работ ТО-1 и ТО-2 может подразделяться на следующие виды:
- каждое первое ТО (1 ТО-1, 1 ТО-2)
- каждое второе ТО (2 ТО-1, 2 ТО-2)
- и т.д.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется два раза в год при переходе к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации для подготовки ТС к безотказной работе в новых условиях. Проведение СО, как правило, совмещают с проведением ТО-2 с соответствующим увеличением его плановой трудоемкости. Нормативы трудоемкости СО составляют 20 % от трудоемкости ТО-2, для автобусов при подготовке к осенне-зимней эксплуатации — 30 %.
В состав работ по СО транспортных средств входят работы, выполняемые при плановом ТО-2, кроме того, дополнительно производится:
- проверка герметичности системы охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона;
- замена масел и смазок на сорта, соответствующие наступающему сезону эксплуатации
- отключение или подключение системы отопления
- доведение плотности электролита аккумуляторных батарей до необходимых параметров, зарядка батарей
- проверка герметичности кузова и утепления кабины водителя (при переходе к осенне-зимнему сезону)
- подготовка аппаратов пневмосистемы к наступающему сезону эксплуатации
- проверка состояния системы пожаротушения
- проверка герметичности и крепления модуляторов ABS (антиблокировочной) и ASR (противобуксовочной) систем
- подготовка системы питания, системы охлаждения, электрооборудования
Обслуживание ТС производится в соответствии с требованиями ТД изготовителей до разработки и утверждения нормативов в установленном порядке.
Временно, до разработки и утверждения нормативов на соответствующую модель ТС, допускается применять нормативы трудоемкости аналогов ТС.
Аналогом ТС рекомендуется считать ТС ближайшие по техническим характеристикам, оснащенности и комплектации.
Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы, которые устанавливаются в пределах не более 30 % от общего объема работ по ТО и ремонту ТС.
При разработке технологических процессов ТО и ремонта ТС трудоемкость выполнения работ должна учитывать надбавки и определяться по формуле:
Т = Т„ * К
где Т — трудоемкость выполнения работ, чел.-ч
Т„ — трудоемкость операции (рассчитывается по результатам хронометражных наблюдений), чел.-ч
К — затраты времени на обслуживание рабочего места, подготовительно-заключительные работы, отдых и личные надобности, % от трудоемкости операции
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/organizatsiya-tehnicheskogo-obsluzhivaniya/
Нормативы трудоёмкости ТО и ТР
Таблица Ж.1 — Нормативы трудоёмкости ТО и ТР для первой категории условий эксплуатации
Подвижной состав | Нормативная трудоёмкость | |||
ЕО чел. – ч. | ТО-1 чел. – ч. | ТО-2 чел. – ч. | ТР | |
Автомобили легковые: | ||||
особо малого класса (рабочий объём двигателя до 1,2 л., сухая масса до 850 кг) | 0,3 | 2,3 | 9,2 | 2,8 |
малого класса (рабочий объём двигателя от 1,2 до 1,8 л., сухая масса от 850 до 1150 кг) | 0,4 | 2,6 | 10,2 | 3,4 |
среднего класса (рабочий объём двигателя от 1,8 до 3,5 л., сухая масса от 1150 до 1500 кг) | 0,5 | 3,2 | 11,3 | 3,8 |
Автобусы с бензиновыми двигателями | ||||
особо малого класса (длина до 5 м) | 0,5 | 4,4 | 16,7 | 5,0 |
малого класса (длина 6,0 – 7,5 м) | 0,7 | 6,0 | 20,0 | 5,9 |
среднего класса (длина 8,0 -9,5 м) | 0,9 | 7,3 | 24,0 | 6,5 |
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) | 1,2 | 8,3 | 33,0 | 7,6 |
Автобусы с дизельным двигателем | ||||
среднего класса (длина 8,0 – 9,5 м) | 0,9 | 7,3 | 24,0 | 6,5 |
большого класса (длина 10,5 – 12,0 м) | 1,4 | 10,0 | 40,0 | 9,0 |
особо большого класса (длина 16,5 – 18 м) | 1,8 | 13,5 | 47,0 | 11,0 |
Грузовые автомобили с бензиновым двигателем | ||||
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т: | ||||
0,5 | 0,2 | 2,2 | 7,2 | 2,8 |
1,0 | 0,3 | 2,4 | 8,1 | 3,1 |
2,5 | 0,4 | 2,8 | 10,8 | 3,8 |
4,0 | 0,5 | 3,0 | 12,0 | 4,8 |
5,0 | 0,5 | 3,3 | 12,3 | 5,2 |
7,5 | 0,6 | 4,1 | 19,3 | 6,5 |
8,0 | 0,6 | 4,2 | 19,6 | 6,7 |
12,0 | 0,9 | 6,3 | 27,6 | 9,6 |
Автомобили-тягачи, масса полуприцепа с грузом, т: | ||||
6,5 – 10,0 | 0,35 | 4,1 | 11.6 | 4,6 |
0,45 | 4,15 | 11,9 | 4.8 | |
до 18,5 | 0,55 | 4,2 | 18,8 | 6,6 |
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т: | ||||
3,0 – 3,5 | 0,48 | 2,5 | 10,5 | 4,3 |
5.0 -5,8 | 0,8 | 3,1 | 12,4 | 4,6 |
Грузовые автомобили с дизельным двигателем | ||||
Бортовые автомобили, грузоподъёмностью, т | ||||
8,0 | 0,75 | 3,4 | 13,8 | 6,7 |
12,0 | 0,87 | 3,6 | 19,7 | 9,6 |
20,0 и более | 1,65 | 27,1 | 53,6 | 16,4 |
Автомобили -тягачи, масса полуприцепа с грузом, т: | ||||
17,75 | 0,35 | 3,2 | 12,5 | 6,0 |
19,1 | 0,67 | 3,74 | 15,95 | 6,35 |
26,0 | 0,97 | 4,85 | 19,17 | 9,82 |
Автомобили-самосвалы, грузоподъёмностью, т: | ||||
8,0 | 0,5 | 3,91 | 15,87 | 6,9 |
10,0 | 0,55 | 3,91 | 16,67 | 9,77 |
12,0 | 0,55 | 4,04 | 16,91 | 10,13 |
27,0 | 0,6 | 13,5 | 60,5 | 20,35 |
40,0 | 0,6 | 13,7 | 60,7 | 24.95 |
Прицепы: | ||||
одноосные, грузоподъёмностью до 3 т | 0,1 | 0,4 | 2,2 | 0,4 |
двухосные, грузоподъёмностью до 8 т | 0,2 -0,3 | 0,8 -1,0 | 4,4 -5,7 | 1,2- 1,5 |
двухосные, грузоподъёмностью 8 и более т | 0,3 – 0,4 | 1,3 -1,6 | 6,0 -6,3 | 1,9 -2,1 |
Полуприцепы грузоподъёмностью, т: | ||||
до 8 | 0,2 | 0,8 | 4,3 | 1,1 |
до 11,5 | 0,3 | 0,9 | 4,5 | 1,4 |
до 13,5 | 0,3 | 1,0 | 4,5 | 1,4 |
до 20,0 | 0,3 | 1,1 | 5,0 | 1,45 |
Дни простоя автомобилей в ТО и ремонте
Таблица З.1 — Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав | Продолжительность простоя, дней, не более |
в ТО и ТР на1000 км пробега | в КР |
Автомобили легковые: | |
особо малого класса | 0,3 |
малого класса | 0,35 |
Среднего класса | 0,4 |
Автобусы | |
особо малого класса | 0,3 |
малого класса | 0,4 |
среднего класса | 0,5 |
большого класса | 0,6 |
особо большого класса | 0,7 |
Автомобили грузовые: | |
особо малой грузоподъёмности | 0,3 |
малой грузоподъёмности | 0,4 |
средней грузоподъёмности | 0,5 |
Большой грузоподъёмности: | |
свыше 5 т до 6 т | 0,55 |
свыше 6 т до 8 | 0,6 |
Особо большой грузоподъёмности: | |
свыше 8 т до 10 т | 0,65 |
свыше 10 т до 16 т | 0,7 |
Автомобили-самосвалы внедорожные, грузоподъёмностью | |
27 т | 0,75 |
40 т | 0,8 |
75 т | 0,85 |
Прицепы: | |
одноосные малой и средней грузоподъёмности | 0,10 |
двухосные средней и большой грузоподъёмности | 0,12 |
двухосные особо большой грузоподъёмности | 0,15 |
Полуприцепы | |
одноосные средней и большой грузоподъёмности | 0,1 |
одноосные особо большой грузоподъёмности | 0,11 |
многоосные особо большой грузоподъёмности | 0,12 |
Примечание: продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте корректируется путём умножения нормативов, приведённых в табл. З.1 на коэффициент K4 ’ , см. табл. Д.4.
Распределение подвижного состава при ТО и ТР
Таблица И.1 — Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта
Типы подвижного состава на автотранспортном предприятии | Технологически совместимые группы по типам и базовым маркам подвижного состава | ||||
I | II | III | VI | V | |
Легковые автомобили | ВАЗ, ИЖ | ГАЗ | — | — | — |
Автобусы | — | ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ | ПАЗ, КАВЗ | ЛАЗ, ЛИАЗ | ЛИАЗ |
Грузовые автомобили | ИЖ | ГАЗ, УАЗ | ЗИЛ, ГАЗ | ЗИЛ, УРАЛ | КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ |
В методических рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
1. ГОСТ 2.004-88 ЕСКД Общие требования к выполнению конструкторских и технологических документов
2. ГОСТ 2.104-68 ЕСКД Основные надписи
3. ГОСТ 2.108-68 ЕСКД Спецификации
4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам
5. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД Основные требования к чертежам
6. ГОСТ 2.301-68 ЕСКД Форматы
7. ГОСТ 2.321-84 ЕСКД Обозначения буквенные
Проектирование реконструкции (поста, участка) АТП
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
для курсового проектирования студента 4 курса специальности 23.02.03
“Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта”
1 Списочное количество автомобилей по маркам, AИ :
2 Количество условно “новых” автомобилей по маркам A:
3 Количество условно старых автомобилей по маркам A ’ :
4 Среднесуточный пробег автомобилей каждой группы lСс: _______________________
5 Число рабочих дней в году, для ремонтного персонала, DРаб. Г ___________________ дней.
6 Число смен работы в зонах (на постах, участках), nСм__________________________ смен.
7 Продолжительность смены, TСм _____________________________________________ часов.
8 Категория условий эксплуатации ________________________
9 Природно-климатические условия _______________________
10 Агрессивность окружающей среды ____________________________________ .
11 Модификация автомобилей ________________________________________________.
(грузовые, самосвалы, седельные тягачи)
12 Пробег с начала эксплуатации, в долях от нормативного пробега до КР по группам автомобилей: _________________________________________________________________;
13 Продолжительность простоя автомобилей в КР _______________________ дней.
14 Продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР ___________ дней/1000 км.
15 Продолжительность основного отпуска рабочих зон ТО и ТР ____________ дней.
16 Продолжительность дополнительного отпуска для этих рабочих _________ дней.
17 Размер премий к заработной рабочих __________________________ процентов.
18 Размер доплат к заработной плате рабочих ______________________ процентов.
19 Часовые тарифные ставки для рабочих зон ТО и ТР, по разрядам:
— второго ________________________________________________________ рублей;
— третьего _______________________________________________________ рублей;
— четвёртого _____________________________________________________ рублей;
— пятого _________________________________________________________ рублей.
Руководитель курсового проекта _______________________________________________
(Фамилия, инициалы, подпись)
Председатель цикловой предметной комиссии технических дисциплин
(Фамилия, инициалы, подпись)
Примерная структура содержания курсового проекта (Проектирование АТП)
1.2 Организация и управление производством ТО и ТР
1.3 Характеристика технологического процесса ТО и ТР
2 ТЕХНОЛОГИЧНСКИЙ РАСЧЕТ
2.1 Исходные данные для проектирование и их обоснование
2.2 Расчет производственной программы
2.2.1 Корректирование нормативной периодичности ТО и пробегов до КР
2.2.2 Определение числа ТОиТР на один автомобиль за цикл
2.2.3 Определение числа ТО на один автомобиль и весь парк за год
2.2.3.1 Определение годового пробега автомобиля
2.2.3.2 Определение коэффициента перехода от цикла к году
2.2.3.3 Расчет годового количества ТО на один автомобиль за год
2.2.3.4 Расчет годового количества ТО на весь парк за год
2.2.4Определение числа диагностических воздействий Д-1 и Д-2 на весь парк за год
2.3 Определение суточной программы по видам ТО
2.4 Обоснование выбора метода ТО и диагностирования автомобилей
2.5 Расчёт годовых объёмов работ ТО и ТР предприятия
2.5.1Корректирование нормативных трудоемкостей ТО и ТР
2.5.2Расчёт трудоемкости диагностирования Д-1
2.5.3Расчет трудоемкости диагностирования Д-2
2.6 Расчет годовых объемов работ по ТО, диагностированию и ТР (согласно задания)
2.7 Распределение годовых объемов работ
2.8 Расчет годового фонда времени рабочего места и штатного рабочего
2.9 Расчет численности рабочих мест и штатных рабочих на посту, участке
2.10 Расчет количества постов ТО и ТР (согласно задания)
2.10.1 Определение ритма производства
2.10.2 Расчет количества универсальных постов
2.10.3 Расчёт количества постов зоны ТО
2.10.4 Расчёт количества постов Д-1, Д-2
2.10.5 Расчёт количества постов ТР
3 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПОСТА, ЗОНЫ, УЧАСТКА (в соответствии с заданием)
3.1 Назначение поста, зоны, участка
3.2 Технология выполнения работ на посту, в зоне, участке
3.3 Подбор технологического оборудования и оснастки, организационной оснастки
3.4 Расчёт площади поста, зоны,участка и её планировка
3.5 Технологическая карта
4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА
4.1 Охрана труда и техника безопасности на проектируемом посту, зоне, участке
4.2 Техника безопасности и пожарная безопасность на проектируемом посту, зоне, участке
4.3 Охрана окружающей среды
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1 Лист 1 Планировка поста, зоны, участка (формат А-1)
2 Лист 2 Технологическая карта (формат А-1)
Список используемой литературы
Примечания (спецификации к графической части проекта)
Примеры библиографического описания официальных документов:
Федеральный конституционный закон
Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2004 г. №6-ФКЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№45. — Ст. 4376.
Федеральный закон от 11 ноября 2004 г. №139–ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. — № 46 (Ч.1). — Ст. 4494.
Указ Президента РФ
Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. №1459 «О приеме в гражданство Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №47. – Ст. 4645.
Постановление Правительства РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2004 г. № 725 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении масла пальмового» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — №50. — Ст. 5066.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности. // Аудитор. -1999. — № 6. — С. 16 -51.
Библиографическое описание учебников и учебных пособий
Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий. Каждый источник, используемый при написании работы, должен быть описан соответствующим образом. В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; при этом инициалы указываются после фамилии), полное название книги без кавычек после двоеточия указывается тип издания (учебное пособие, словарь и т.д.), после (.-) –указываются сведения о переизданиях, если таковые имеются, после (.-) – название города, в котором издана книга (для городов Москва и Санкт – Петербург приняты сокращения: М., СПб.), названия всех остальных городов пишутся полностью, затем, после двоеточия — название издательства, которое выпустило книгу, после запятой — указываем год издания, после (.-) – указывается количество страниц в книге, например:
Шишкин А.В. Экономическая теория: Учебник .- 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ВЛАДОС, 2002. -588с.
Конституционное право: Словарь / Сост. В.В. Иванов. – Новосибирск: Академический проект, 2004. -364с.
Библиографическое описание монографий.
Паперно И. Самоубийство как культурный институт .- М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 256с.
Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология .- М.: Высш. шк., 2002. – 460с.
Библиографическое описание учебников и учебных пособий.
Издания одного, двух, трех авторов описывается следующим образом:
Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. пособие.- М.: ЮНИТИ, 2001. – 327с.
Девятова С.В., Шаповалов И.А. Концепции естествознания: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 2003. – 160с.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 271 с.
Книга, у которой более чем три автора, описывается на заглавии (в этом случае должен быть указан редактор или составитель).
Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ, 2001. – 512с.
Хрестоматия по истории государства и права России: Учеб. пособие / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Проспект, 1999. – 472с.
Библиографическое описание справочных изданий (энциклопедий, словарей и справочников) производится следующим образом:
Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с.
Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566с.
Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абрамов. – М.: Экономика, 2001. – 1055с.
Культура и культурология: Словарь / Сост. А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 928с.
Правила библиографического описания статей из газет, журналов. В аналитическое описание входят: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется; инициалы указываются после фамилии);полное название статьи, после двух косых черт (//) идет полное наименование источника (название журнала, газеты, после (.-) — год издания газеты или журнала; после (.-) номер журнала или дату выхода газеты; после (.-) – указывается конкретная страница, на которой опубликован материал и его печатный объем (С.2-23).
Например, ……из газет
Алехин Б.И. К вопросу об эффективности российского фондового рынка // Бизнес и банки. — 2005. — 12 янв. – С. 7 — 8.
Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. — 2004. — №12. – С. 24 -37.
Библиографическое описание статей из сборников, глав из книг производится следующим образом:
Дерюгина Т.В. Вещь как объект сервитутного права // Ученые записки. Вып.2. Т.1./ Волгоградский институт экономики, социологии и права; Отв. ред. В.А. Юсупов. – Волгоград: Изд-во ВИЭСП, 2001. – С. 145-153.
Общая характеристика экологического движения в России // Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. — М.:ВЛАДОС, 1998.-С. 254-267.
Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. – М: Большая Рос.энцикл. [и др.], 2011. – 1электрон.опт.диск (СD-ROM): зв., цв. – (Интерактивный мир)
Коммуникативно-когнитивная лингвистика/ С.А. Аристов. – aristov@frame/linbgu/edu/ — 2012.
Источник статьи: http://infopedia.su/14×15023.html