Трумен автомобиль что это

ЗИЛ-157 – легендарный советский грузовик, и почему его называли Людоед?

Сегодня я расскажу вам про один из самых легендарных и харизматичных автомобилей ХХ века – о ЗИЛ-157. Данная статья будет скорее эмоциональной, чем технической, особенности технической части я опишу в следующей статье, сегодня я хочу просто вас познакомить, или заставить вспомнить про ЗИЛ-157.

Начну я с того, что ЗИЛ-157 создал сам Виталий Грачёв. Именно он с помощью других конструкторов добился того, что на ЗИЛ-157 стали устанавливать систему централизованной подкачки шин. Кстати говоря, подобная система до этого не применялась не только на советских, но даже и на зарубежных грузовиках.

Как ЗИЛ-157 только не называли – Захар Захарыч, Колун, Утюг, Трумэн, Ступа, Крокодил, Утюг, Людоед, Мормон. Если я что-то забыл, то можете добавить в комментариях. История ЗИЛ-157 уходит своими корнями глубоко, ещё во времена Великой Отечественной войны. Если разбираться, то машина является родственником Студебеккер US-6, с которого частично был скопирован ЗиС-151. Ну а ЗИС-151 – это и есть прямой предшественник ЗИЛ-157.

Сейчас ЗИЛ-157 вызывает у водителей чувства некой ностальгии по Советскому Союзу. Но по тому СССР, что был в 1980-х годах, когда дело шло к концу, а про СССР 1960-х-1970-х годов, когда жилось более или менее хорошо, и каждый работяга был уверен в завтрашнем дне.

Читайте также:  Топ автомобилей по комфорту

Внешностью и общей компоновкой ЗИЛ-157 похож на ЗМС-151, только у него односкатная ошиновка колёс, да некоторые детали внешне отличаются. Зато шины у ЗИЛ-157 широкие, за что грузовик и получил прозвище Колун. Благодаря своей закруглённой кабине, ЗИЛ-157 не смотрится так же грозно, как ЗИЛ-131 или Урал, он скорее выглядит мягко и по-домашнему, что ли.

ЗИЛ-157 просто пропитан духом Советского Союза. Тут на всех деталях имеются надписи «сделано в СССР». Мотор у старого грузовика имеет рабочий объём 5,5 литра, и хотя его мощность не велика, всего 104-110 л.с, в зависимости от года выпуска, он тихий и обладает отличной тягой на низах.

Ну и под конец хочу рассказать вам, почему ЗИЛ-157 называли Людоед. Про это прозвище рассказывал мне один старый водитель, который возил у нас глину на кирпичный завод. Людоедом назвали ЗИЛ-157 из-за того, что во время работы в тяжёлых условиях Сибири, автомобиль без гидроусилителя часто буквально вырывал руль из рук водителя, когда ехал по разбитой и грязной дороге. Многие получали при этом вывихи, некоторым вообще кости ломало, тем, кто подохлее.

Сейчас уже на многие такие авто поставлены гидроусилители от ЗИЛ-131, но прозвище Людоед ещё можно услышать от некоторых старых водителей, которые помнят людоедские замашки старого советского грузовика.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://auto.mirtesen.ru/blog/43836611350/ZIL-157-legendarnyiy-sovetskiy-gruzovik-i-pochemu-ego-nazyivali-

Почему советский грузовик ЗИЛ-157 называли «Людоед»?

Советский военный грузовик ЗИЛ-157 многие автомобилисты до сегодняшнего дня называют лучшим внедорожным грузовиком СССР, а впрочем, и современной России тоже.

Вот только интересным моментом становится тот факт, что все оды данной модели, которые делают ее легендарной, были созданы владельцами, которые работали на ней продолжительное время и ценили ее за надежность и простоту конструкции.

Технологичность. ЗИЛ-157 был невероятно технологичным грузовиком, который выделялся среди аналогичных моделей именно хорошими техническими данными, высокими показателями надежности и управляемости. Бесспорно, выдающимся высокотехнологичным моментом является штатная система подкачки резины, которая была использована только у этой модели грузовика и не повторялась больше.

Серийный выпуск. К созданию этого грузовика производители шли на протяжении продолжительного времени. Они прекрасно понимали, что самое главное создать качественную модель, которая полностью соответствует основным требованиям советских водителей. Было построено множество различных версий грузовика, но только эта модификация смогла стать серийной.

При создании модели производители частично копировали ранее представленный грузовик ЗиС-151, но при этом доработали основные узлы и сделали машины более современными по тем меркам.

Имя. В СССР не было ни одного грузовика, который имел бы столько различных имен и прозвищ. Данную модель называли по-разному. Самыми интересными вариантами стали: Утюг, Студер, Захар, Захар Захарович, Колун, Ступа, Крокодил, Утюг, Мурмон и конечно же Людоед. Причем последнее было весьма экстравагантным и неожиданным, но имело место быть.

Данное прозвище грузовик получил потому, что многим молодым водителям сломал руки, пальцы или даже предплечья. Именно поэтому, опытные водители всегда говорили о том, что садясь за руль «Людоеда», нужно быть крайне внимательным и ответственным. В противном случае неприятностей не избежать.

Самое главное во время держания руля было не засовывать пальцы под спицу, а вот многие молодые водители делали это, даже несмотря на все предостережения. Они были уверены в том, что контролируют процесс. Однако, руль оказывался очень тяжелым и справиться с ним было уже невозможно.

Отметим, что в СССР Людоедом также называли старые КРАЗы, но они были куда травмоопасней, чем ЗИЛ-157. Тем не менее, само название говорило за себя, намекая водителям о том, что нужно быть более внимательными и ответственными, чтобы избежать серьезных проблем и неприятностей, в том числе со здоровьем.

Итог. Один из лучших советских грузовиков имел массу преимуществ, поэтому долго эксплуатировался на автобазах. Но от эксплуатации этого автомобиля пострадало большое количество неопытных шоферов, которые получили серьезные травмы и увечья. Именно поэтому, грузовик получил прозвище Людоед, которое прочно закрепилось за ним на протяжении всего периода эксплуатации.

Источник статьи: http://car.ru/news/automobili/71206-pochemu-sovetskiy-gruzovik-zil-157-nazyivali-lyudoed/

Почему зил157 называли «трумен» ?

ЗиЛ-157 — грузовой автомобиль производства Завода им. Лихачева (ЗиЛ) . Выпускался серийно с 1958 года в основном для вооружённых сил (ВС) . Использовалась кабина от ЗиС-151 с незначительными изменениями.

В ВС был впоследствии заменён на ЗИЛ-131 и Урал-375.

В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Полтергейс» , «Трумэн» , «Бабай» , «Колун» , «Ступа» , «Крокодил» , «Мормон» , «Захар» , в Болгарии — «Джоган» , в Литве — «Шяшякойис крокодилас» , на Украине — «Кабанчик» .

За высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил Гран-при на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе.

Его экспортировали в десятки стран мира.

Серийное производство моделей семейства ЗИЛ-157, куда входил добрый десяток всевозможных исполнений, продолжалось на Московском автозаводе им. Лихачева до 1988 г. , т. е. в течение долгих лет после выхода в свет более современных машин ЗИЛ-131. В 1978–1994 гг. автомобиль собирали на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск) , в то время филиале ЗИЛа. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций, которые многие называют «королями бездорожья».

В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот легендарный автомобиль называли «Краб» .

В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг» , полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис» .

В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель».

Название я думаю взято :
Зил-157 by Trumpeter — от китайской фирмы Trumpeter.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/71825212

ЗиЛ-157 – дальний родственник «студера»

Армейский грузовой автомобиль ЗиЛ-157 получил больше кличек и прозвищ, чем все остальные советские автомобили. В зависимости от местности и времени его называли «Колуном», «Трумэном», «Мормоном», «Захаром», «Утюгом» и рядом других имен. Иногда можно встретить кличку «Поларис», намекая на скоростные качества машины и на одноименную американскую баллистическую ракету тех времен.

Из-за своих внедорожных характеристик, неприхотливого и тяговитого двигателя ЗиЛ-157 долгое время использовался в Советской Армии параллельно с более современным грузовиком ЗиЛ-131.

История создания автомобиля

Одной из причин создания грузового ЗиЛ-157 стала смена модели двухосного грузового автомобиля ЗиЛ-150 на усовершенствованный ЗиЛ-164. Грузовики завода ЗИЛ с полным и задним приводом были унифицированы по ряду узлов, поэтому создание новой машины стало очевидным шагом. Опыт армейской и гражданской эксплуатации ЗиЛ-151 выявил ряд конструктивных недостатков, которые удалось исправить на новой модели.

В конструкцию грузовика ввели ряд изменений, направленных на устранение недостатков, выявленных при армейской эксплуатации машин предыдущего поколения. В частности, внедрили четырехрядный радиатор, который снизил тепловой режим двигателя и снизил вероятность перегрева.

При создании ЗиЛ-157 удалось сократить длину автомобиля и улучшить развесовку по осям, что положительно сказалось на проходимости.

Первые образцы автомобиля были представлены на выставке в Брюсселе в 1958 году, где грузовик получил Гран-при. К концу года с завода началась отгрузка первых партий товарных машин. С 1977 года параллельный выпуск машин начался на заводе УАМЗ, расположенном в городе Новоуральск.

Предприятие около года выпускало вариант ЗиЛ-157К, после чего перешел на выпуск модернизированной модели ЗиЛ-157КД. Сборка ЗиЛ-157КД закончилась в Москве в 1982 году (отдельные партии машин отгружались вплоть до 1988 года), а на УАМЗ – в 1991 году. Уральский завод собирал отдельные машины из задела деталей до 1994 года.

Конструкция

Конструктивно грузовик ЗиЛ-157 представлял собой доработанный с учетом замечаний потребителей вариант вездехода ЗиЛ-151.

Основные отличия конструкции:

  • применение ошиновки с одним колесом с направленным внедорожным рисунком протектора;
  • использование колесных дисков уменьшенного радиуса;
  • перенос запасного колеса в зазор между полом кузова и лонжеронами рамы;
  • сокращение длины рамы на 25 см за счет переноса запасного колеса;
  • внедрение системы регулировки давления в шинах с ручным управлением из кабины;
  • улучшение геометрической проходимости;
  • внедрение дополнительного бака на 65 л бензина, размещенного в хвостовой части рамы;
  • изменение передаточных чисел в коробке;
  • улучшение материалов и средств защиты узлов трансмиссии.

На грузовике ЗиЛ-157 применяется клепаная рама, оборудованная усилителями в районе установки оси балансирной подвески. Боковые части рамы выполнены из штампованных лонжеронов, имеющих по длине переменное сечение.

Кабина

На грузовике ЗиЛ-157 устанавливалась трехместная кабина с цельнометаллической конструкцией. Доступ осуществлялся через две двери, оснащенные опускными стеклами. В кабине размещалось регулируемое сидение водителя и двухместный диван. Под подушкой и за спинкой дивана расположены ниши для хранения инструмента и инвентаря. Стены салона обшивались картоном.

Кабина грузовика ЗиЛ-157 оснащалась системой вентиляции и отопления с электрическим вентилятором, который направлял поток на ветровое стекло. В жаркое время ветровое стекло водителя можно было откинуть для дополнительной вентиляции (на машинах выпуска до 12.1971).

Машины в тропическом исполнении не имели радиатора отопителя и комплектовались дополнительным вентилятором в кабине. Очистка ветровых стекол выполнялось очистителем с вакуумным приводом от разряжения во впускном коллекторе двигателя. Заднее стекло овальной формы, оснащалось защитной сеткой (до 1960 года).

По отдельному заказу армейские грузовики ЗиЛ-157 комплектовались крышей кабины с откидным люком.

В кабинах машин для армии имелись штатные места для размещения вооружения водителя и сопровождающего.

Кузов

За кабиной грузовика ЗиЛ-157 расположена деревянная платформа, оснащенная усилительной металлической оковкой. Откидывался только задний борт, оснащенный двумя ступеньками с шарнирными креплениями. Боковые борта имели точки крепления для откидных скамеек, рассчитанных на размещение 16 человек. На бортах могли размещаться пять дуг для установки брезентового тента, снабженного вентиляционными отверстиями.

Надставные части боковых бортов состояли из шести узких досок, с 1975 года их число сократилось до трех.

На машинах, выпущенных до 1963 года, передний и задний борта кузова оснащались светоотражателями желтого и красного цвета соответственно. От них отказались после введения пластиковых рассеивателей на фонарях вместо стеклянных. Под полом платформы ЗиЛ-157 смонтированы два ящика для инструмента.

Гражданские машины выпуска после 1975 года могли комплектоваться откидными боковыми бортами. Последние выпуски машин оснащались платформой, позаимствованной у грузовика ЗиЛ-131Н.

Силовой агрегат

На грузовиках ЗиЛ-157 применялся 6-цилиндровый карбюраторный мотор с системой жидкостного охлаждения, представляющий собой развитие двигателя грузового ЗиС-5.

При рабочем объеме 5,555 л и степени сжатия 6,2 мотор развивал 104 л.с.

Экспортные машины могли оснащаться 107-сильным двигателем, который комплектовался карбюратором измененной конструкции, головкой блока под степень сжатия 6,5 и был предназначен для эксплуатации бензине А70.

После модернизации 1978 года, заключавшейся в унификации ряда узлов с двигателем типа ЗиЛ-130, отдача мотора выросла до 110 л.с. Использование поршней от мотора грузовика ЗиЛ-130 снизило рабочий объем цилиндров до 5,38 л. Низкая степень сжатия 6,5 единицы позволяла использовать бензин А72 или А76.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-157 комплектовался трансмиссией, состоявшей из ряда узлов:

  1. Двухдискового сцепления сухого типа, оснащенного приводом рычагом от педали в кабине. Начиная с 1961 года, сцепление стало оснащаться одним диском, позаимствованным у ЗиЛ-130.
  2. Пятиступенчатой коробки передач с ускоряющей пятой скоростью. Первая передача синхронизатора не имела.
  3. Двухскоростной коробки для распределения крутящего момента по мостам, причем обе передачи понижали частоту вращения валов.
  4. Карданного вала, установленного между основной и раздаточной коробкой.
  5. Трех валов с карданными шарнирами для привода редукторов мостов.
  6. Поскольку мосты имеют не проходную схему, то между вторым и третьим мостом размещен промежуточный вал.

Привод переднего управляемого моста ЗиЛ-157 мог отключаться. Межосевой дифференциал на грузовике отсутствует. Тормозные механизмы всех колес барабанного типа, работают от пневматической системы. Источником давления является 2-цилиндровый компрессор с приводом от коленчатого вала двигателя.

На машинах ранних серий использовался дисковый стояночный тормоз, установленный на валу между основной и раздаточной коробками. Машины выпуска после 1961 года оснащались барабанным стояночным тормозом.

По желанию заказчика на основной коробке грузовика ЗиЛ-157 монтировалась коробка отбора мощности, использовавшаяся для привода дополнительных узлов. Ранние версии коробок имели 1, 2 или три скорости, которые переключались рычагом из кабины. Точки установок КОМ отличались в зависимости от числа передач.

При установке лебедки применялась трехскоростная коробка с возможностью реверса.

После модернизации основной коробки, проведенной в 1961 году, стала использоваться односкоростная реверсивная КОМ.

Габариты

Уменьшенные по сравнению с машинами 151-й модели габаритные размеры позволили размещать грузовики ЗиЛ-157 попарно на стандартных железнодорожных платформах.

Основные размеры вездехода:

  • длина – 6,684 м;
  • высота – 2,360 м (бортовой);
  • ширина – 2,315 м;
  • база – 4,225 м (расстояние от передней оси до оси балансира).

Ходовая часть

Передний мост установлен на листовых рессорах, с заделкой концов в резиновых подушках. Рессоры машин с лебедкой отличаются увеличенным на 2 шт. числом листов. На ранних грузовиках ЗиЛ-157 в подвеске применены рычажные амортизаторы, которые позднее заменили узлы с телескопической схемой. Рулевое управление не оснащалось гидравлическим усилителем.

В 1958 году велись поисковые работы по установке усилителя от ЗиЛ-130, которые закончились провалом. Применение усилителя вызвало перегрузки переднего моста, которые приводили к поломке рессор и балки.

Задние мосты грузовика ЗиЛ-157 оснащены балансирной подвеской, дополненной шестью реактивными штангами.

Рессоры установлены на оси балансира на подшипниках скольжения, способных выдерживать большие нагрузки.

Технические характеристики

ЗиЛ-151А ЗиЛ-157К ЗиЛ-131Н
Вес снаряженный, кг 5880 5540 6375
Нагрузка на передний мост, кг 2400
Нагрузка на мосты задней тележки, кг 3140
Клиренс, мм 260 310 330
Максимальная скорость, км/ч 55 65 80
Расход топлива, л/100 км 46 42 40
Грузоподъемность на шоссе, к 4500 4500 5000
Грузоподъемность на грунте, кг 2500 2500 3750

Применение

Всего было собрано почти 800 тыс. грузовых автомобилей ЗиЛ-157, которые поставлялись в армию и на гражданскую службу. Гражданские 157-е использовались для перевозки грузов и людей в районах с плохими дорогами или в условиях бездорожья. На базе машины существовали цистерны, пожарные машины, передвижные мастерские.

Армейские ЗиЛ-157 применялись для перевозки личного состава и вооружения. Шасси применялось для монтажа установок залпового огня, а также в качестве седельного тягача для ракетных установок зенитного комплекса С-75 «Десна».

Инженерные войска оснащались буровыми установками на базе шасси грузовика, которые применялись для бурения водяных скважин с глубиной до 15 м.

Саперные подразделения использовали седельные тягачи ЗиЛ-157 для доставки понтонных парков ППС. Полный комплект узлов позволял построить переправу длиной до 790 м и с грузоподъемностью до 100 тонн. Один комплект перевозился на 480 автомобилях.

На базе седельных тягачей ЗиЛ-157 велись работы по созданию автопоездов с приводом на колеса полуприцепа. Армия испытывала мелкосерийный тягач ЗИЛ-157КВ-1, который работал в паре с двухосным активным полуприцепом модели ПАУ-3. Связка использовалась для перевозки транспортной машины 9Т22, входившей в комплект гусеничного зенитно-ракетного комплекса 2К12 «Куб».

Транспортная машина предназначалась для подвоза шести ракет типа 3М9, расположенных на ложементах или в теплоизолированных контейнерах.

Модификации

В ходе выпуска машины она прошла через несколько циклов модернизации, после которых изменялся индекс базового шасси:

  • Базовая модель ЗиЛ-157, которая производилась с 1958 по 1961 год;
  • Первая модернизация привела к изменению индекса на ЗиЛ-157К, машина выпускалась с 1961 по 1978 год;
  • Вторая модернизация ЗиЛ-157КД, выпуск шел с 1978 по 1994 год.

Кроме основного бортового грузовика производился седельный тягач с обозначением ЗиЛ-157В/157КВ/157КДВ соответственно. Седельные тягачи оснащались двумя топливными баками и сцепным устройством, установленным на раме через деревянные брусья. Запасные колеса устанавливались за кабиной, аналогичная схема применялась на ЗиЛ-151.

Тягач оснащался двумя запасками – одной для машины и второй для полуприцепа. Буксирный прибор на задней части рамы отсутствовал. В системе выпуска отработавших газов применялся глушитель с укороченным патрубком, выведенный под раму. У грузовых машин выхлопная труба выводится слева под пол платформы, между осей задней тележки. Седельные тягачи комплектовались генераторами с увеличенной до 350 Вт мощностью.

По отдельным заказам выпускались машины в тропическом исполнении, оснащенные стандартным и экранированным электрооборудованием. Отличительной особенностью тропических грузовиков ЗиЛ-157 является медный радиатор с улучшенной теплоотдачей, а также дополнительной конденсационный бак в системе охлаждения. Термостат не устанавливался, как и жалюзи перед радиатором.

Для установки специального оборудования и фургонов завод поставлял шасси под обозначением ЗиЛ-157Е.

Шасси отличалось установкой по бокам лонжеронов двух топливных баков емкостью по 150 л топлива каждый и отсутствием точки крепления запасного колеса.

Запаска входила в комплект поставки и монтировалась на место заводом-изготовителем надстроек. На задней поперечине устанавливался буксирный крюк с замком и пружинные защитные буфера. По отдельным заказам шасси оснащалось электрооборудованием с защитой от радиопомех и имело обозначение 157ЕГ.

Короткое время (1989-1992) выпускался самосвал ЗиЛ-ММЗ-4510 грузоподъемностью 3000 кг. Производство велось на Мытищинском машиностроительном заводе с использованием самосвального механизма, позаимствованного у модели 4505.

Плюсы и минусы автомобиля

Грузовик ЗиЛ-157 ценится владельцами за устойчивость и высокую проходимость даже без снижения давления в шинах. Короткие свесы упрощают преодоление неровностей, а штатная лебедка имеет трос большой длины и легко вытаскивает засевшую машину.

Однако из-за специфики трансмиссии и устаревшего двигателя, грузовик ЗиЛ-157 потребляет много топлива. Штатный бензиновый двигатель часто меняется на минские дизеля Д-245. Минусом является отсутствие гидроусилителя, что делает маневрирование на месте непростой задачей. При движении по неровной дороге спицы руля могут выбить большие пальцы на кистях рук.

Интересные факты

В 1984 году был выпущен единичный опытный образец ЗИЛ-157КДМ, оснащенный кабиной и платформой от ЗиЛ-131. Периодически в продаже появляются грузовики ЗиЛ-157 без пробега, находившиеся на хранении на армейских складах.

В Китае выпускается армейский грузовик Jiefang CA-30, представляющий собой копию ЗиЛ-157.

Машину отличают передние крылья в стиле ЗиЛ-131 и решетка радиатора, аналогичная ЗиЛ-150.

ЗиЛ-157 стал первой советской машиной с системой централизованной подкачки шин. Созданные для грузовика покрышки использовались на других армейских автомобилях. Попытки усовершенствования машин 157-го семейства привели к разработке усовершенствованных трансмиссий и систем управления грузовиками с полным приводом.

Современные российские армейские автомобили созданы с учетом опыта эксплуатации предыдущих поколений автомобилей, в том числе и ЗиЛ-157.

Грузовики первых выпусков являются большой редкостью. Уцелевшие машины приобретаются в качестве коллекционных экземпляров для последующей реставрации. Более распространенные грузовики ЗиЛ-157КД благодаря своим техническим характеристикам используются в районах с плохими дорожными условиями по прямому назначению – для перевозки грузов.

Видео


Источник статьи: http://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/zil-157/

Оцените статью