- Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)
- Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах
- немного истории…
- Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах
- На этом с предысторией закончено
- Схема
- Детали
- Конструкция
- Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8).
Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8 и дисплей от Nokia 1110i)
Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах
Не знаю кому как, а мне лично не нравится точность, вернее ее полное отсутствие у автомобильного индикатора топлива. Поэтому, как только появилась у меня машина, решил эту недоработку исправить.
В итоге появился этот индикатор, который умеет следующее:
Но данный индикатор появился не сразу, поэтому
немного истории…
Первой мыслью было поставить БК (Бортовой Компьютер) , но покупать готовый это не наш выбор, полазив по Интернету нашел схему БК, автор Ветров Ю.А., вобщем понравилось, сделал. Но захотелось немного переделать его под себя, попросил у автора исходники, и занялся изучением программирования МК (Микроконтроллеров). В итоге получилось вот это
Стоит вместо пепельницы)
Усовершенствование датчика топлива на ВАЗ-ах
Хотя речь дальше пойдет и не об этом БК, но одну вещь стоит упомянуть уже тут, ее я переделал еще тогда под первый БК, это датчик топлива в баке.
И так идем дальше, после установки БК остался не удел родной индикатор топлива, и мне пришла мысль сделать в его корпусе нечто типа мини БК, с отображением только топлива и напряжения. Так родилась первая версия индикатора,
но это еще было не мое творение, а совместное с Ветровым Ю.А. поскольку я лишь адаптировал исходную схему и программу под дисплей Nokia 3310, именно на нем и был сделан первый вариант. Но в итоге он мне не понравился, в основном из за дисплея. Только фирменные дисплеи 3310 имеют нормальные контакты, а их найти сейчас довольно сложно, а у левых контакты на стекле напылением, в общем не лучший вариант, да и программу хотелось написать свою.
На этом с предысторией закончено
Пока эксплуатировался первый вариант, разрабатывалась новая программа и подбирался другой дисплей…
И так новая программа готова, дисплей выбран, я остановился на дисплее от Nokia 1110/1200/1110i/1112,
по размеру практически влезает в корпус родного индикатора, нужно лишь чуть подпилить уголки подсветки.
Схема
Детали
Практически все детали использовал SMD, кроме резисторов R1 — используется как опорная часть делителя напряжения, у меня на нем был откалиброван бак еще в первом БК, чтоб не перекалибровывать, так и использую его, R20 — токоограничительный для подсветки, поскольку с подсветкой много экспериментировал, то решил там оставить обычный резистор.
R1 — 1 кОм
R2 — 75 кOм
R3 — 10 кОм подстроечный
R4 — 4,7 кОм
R5, R6, R8-R11 — 10 кОм
R23, R12-R15 — 3,3 кОм
R24, R16-R19 — 1,8 кОм
R20 — 2 кОм * подбирается в зависимости от подсветки
R21 — 240 Ом
R22 — 1 кОм * подбирается и ставится постоянный
C1, C2,C15 — 0,01 мк
C3, C4, C6-C11,C13-C15 — 0,1 мк
C5 — 47 мк
C12 — 4,7 мк
L1 — 100 мГн
DD1- LM7805
DD2 — ATMega8
DD3 — LM317T
VT1 — IRFZ44
LCD1 — Nokia 1110/1200/1110i/1112
Разъем РС10 — на схеме не обозначен, через него подключаются кнопки и выводы для программирования МК
Наверное стоит пояснить зачем стоит такой мощный транзистор на подсветку, ну во первых они у меня есть, а во вторых по такой схеме можно подключать любую подсветку и на любое напряжения +5 или +12, хотя на +12 предпочтительнее, не надо греть стабилизатор 7805 лишней нагрузкой. Сделал такое подключение еще и по той причине, что пока экспериментировал с дисплеем спалил подсветку, но немного извратившись сумел приспособить туда 2 сверхярких 3мм светодиода.
Резистор R22, по схеме он подстроечный, но потом решил что по месту настрою и поставлю постоянный.
Подключается индикатор через родной разъем, используются 4 провода, земля, плюс бортовой сети, подсветка приборной панели (+12в), датчик топлива.
Конструкция
Платы решил сделать две, одна для установки дисплея, вторая основная, платы круглые, по диаметру корпуса 50 мм.
Под разъем индикатора ответной части не нашел поэтому сделал разводку под шлейф, отпаял от него разъем и припаял шлейф прямо на плату с обратной стороны, сам дисплей посадил на двухсторонний скотч.
Основная плата формально двух сторонняя, но обратная сторона вся используется под «землю» с обратной стороны установлены только стабилизаторы и транзистор, остальные детали практически все SMD установлены со стороны дорожек. Отверстия с квадратными площадками «земляные» пропаиваются перемычками, остальные отверстия со стороны «земли» рассверлены.
Источник статьи: http://meandr.org/archives/366
Цифровой измеритель остатка топлива и напряжения АКБ для автомобиля (ATMega8).
Во многих машинах у индикатора топлива парктически полностью отсутствует точность. Многим автомобилистам это не нравится, поэтому они предпринимают различные попытки, чтобы это исправить. Своими руками можно создать подобный индикатор, который будет выполнять следующие функции:
- – показывать, сколько осталось топлива с высокой точностью, до литра. (Объем бака можно выбрать любой, от тридцати до девяноста девяти литров;)
- – проводить замеры (количество устанавливается самостоятельно) и выводить среднеарифметическое значение, что будет своеобразной компенсацией качания поплавка в баке;
- – изменять яркость подсветки (режим день или ночь будет определяться в зависимости от подсветки на приборной панели);
- – показывать степень напряжения, присутствующего в бортовой сети;
- – изменять режим, в котором будет отображаться индикатор. Режим будет меняться с обычного на инверсионный и наоборот.
Как же сделать подобный индикатор?
Если выбрать простой способ решения проблемы, то можно просто приобрести новый бортовой компьютер. Однако есть другой выход. С помощью схемы для создания бортового компьютера под руководством Ветрова Ю. А., можно создать отличное устройство. Схему можно найти в интернете. А если внести небольшие изменения, то путем программирования микроконтроллеров можно создать такой прибор. Его можно поставить на место пепельницы.
Далее полученный бортовой компьютер устанавливается на нужное место. В индикаторе топлива, который стоял в автомобиле, можно сделать мини бортовой компьютер, которые будет показывать только напряжение и уровень топлива. Так выглядит первый вариант индикатора:
Данный вариант не считается творением собственных рук, так как сделан по схемам Ветрова. К тому же этот индикатор полностью адаптирован под дисплей марки Nokia 3310. Именно это может быть причиной, по которой индикатор может не понравиться. Ведь качественный дисплей имеется только у настоящих фирменных телефонов 3310. А в наше время фирменный телефон найти очень сложно. К тому же для своего собственного изобретения должна быть разработана собственная уникальная программа, не переплетающаяся с чужими схемами.
Следующим шагом будет подробная разработка программы и поиск подходящего дисплея. Наиболее подходящие дисплеи – Nokia 1110/1200/1110i/1112.
Если чуть-чуть подпилить углы подсветки, данный дисплей как раз влезет в корпус индикатора.
Схема индикатора.
Детали индикатора.
R1 – 1 кОм
R2 – 75 кOм
R3 – 10 кОм подстроечный
R4 – 4,7 кОм
R5, R6, R8-R11 – 10 кОм
R23, R12-R15 – 3,3 кОм
R24, R16-R19 – 1,8 кОм
R20 – 2 кОм * подбирается в зависимости от подсветки
R21 – 240 Ом
R22 – 1 кОм * подбирается и ставится постоянный
C1, C2,C15 – 0,01 мк
C3, C4, C6-C11,C13-C15 – 0,1 мк
C5 – 47 мк
C12 – 4,7 мк
L1 – 100 мГн
DD1- LM7805
DD2 – ATMega8
DD3 – LM317T
VT1 – IRFZ44
LCD1 – Nokia 1110/1200/1110i/1112
Разъем РС10 – на схеме не обозначен, через него подключаются кнопки и выводы для программирования МК.
Все используемые детали, за исключением резисторов R1 и R20, принадлежат SMD. На резисторе R1 откалиброван бак, поэтому он может быть использован в качестве опорной части для делителя напряжения. Резистор R20 может быть использован в качестве токоограничителя для подсветки.
Зачем для подсветки нужен резистор такой сильной мощности? Благодаря мощному резистору можно сделать подсветку под любое напряжение, предпочтительнее на +12. Плюсы – не будет необходимости задавать лишнюю нагрузку стабилизатору. Такая подсветка будет более эффектной и надежной, если приспособить в нее пару трехмиллиметровых светодиодов.
В итоге получается, что индикатор подключается с помощью четырех проводов через свой старый разъем:
– полюс бортовой сети;
– земля;
– датчики топлива;
– подсветка панели с приборами.
Конструкция самодельного индикатора.
Необходимо сделать две платы. Одна будет основной, другая будет предназначена для того, чтобы установить дисплей. Возможно, что для разъема индикатора под рукой не найдется подходящей ответной части. Поэтому можно припаять на плату с обратной стороны шлейф, предварительно сделав под него разводку и отпаяв разъем. Дисплей можно прикрепить с помощью двустороннего скотча.
Формально плата (основная) считается двусторонней. На самом деле на обратной стороне стоят только транзистор и стабилизаторы, так что она предназначена «под землю». Другие детали установлены с той стороны, где располагаются дорожки. «Земляные» отверстия, у которых квадратные площадки, необходимо пропаять перемычками. Прочие отверстия нужно как следует рассверлить.
Платы обязательно нужно соединить. Что подойдет для этих целей? Возможно, под рукой имеются какие-нибудь старые провода от разъемов. Это будет идеальным вариантом для соединения двух плат между собой. Под винт, на котором будет фиксироваться плата, нужно припаять втулку с резьбой.
При первоначальной калибровке и настройке потребуются кнопки. Поэтому нужно их вывести на разъем, находящийся сзади корпуса. На этот же разъем необходимо вывести сигналы, предназначенные для программирования микропроцессоров.
Режимы работы самодельного индикатора.
Данный вид индикатора может работать в двух режимах – в рабочем и в режиме установок. В рабочий режим индикатор входит сразу же после того, как включается питание. В данном режиме он будет отображать напряжение сети и остаток топлива.
В режиме установок можно произвести калибровку бака и завершить необходимые настройки. Для того чтобы войти в этот режим, нужно воспользоваться специальной кнопкой «Меню» (Menu).
Для того чтобы перемещаться по пунктам в меню нужно использовать кнопки «Вверх-вниз» (Up-down). Чтобы открыть конкретный пункт меню, нужно нажать кнопку «Ок». Чтобы сделать шаг назад и вернуться в предыдущее меню, также используется кнопка «Меню».
Настройки индикатора в меню.
1)настройка емкости. В этом окне меню выбирается нужная емкость бака для автомобиля.
2)настройка калибровки. В этом окне меню производится калибровка бака. «Уровень» указывает на количество ячеек в литре. «Датчик» показывает, сколько в баке выдается в данный момент. «В памяти» предоставляет информацию о том, что записано в ячейке текущего литра (в ее памяти).
3)настройка плавности. Здесь можно самостоятельно установить необходимое количество замеров. Индикатор сам высчитает и выведет среднеарифметическое значение.
4)настройка режима яркости (день или ночь). В этом пункте меню устанавливаются рубежи для дневной и ночной подсветки.
5)настройка инверсии. Здесь настраивается работа дисплея и его переключение с обычного режима на инверсионный и наоборот.
Выбрав в каждом разделе меню нужный пункт, необходимо нажать «Ок» и дождаться надписи «Сохранено». После этого можно выйти из меню.
Общая настройка индикатора.
Для хорошей и бесперебойной работы индикатора необходимо провести программирование микропроцессоров. Это действие проводится внутрисхемно. Не стоит забывать, что фьюзы должны быть выставлены определенным образом. Примерно так:
Следующим шагом будет настройка параметров напряжения. Чтобы настроить показания, необходимо подключить индикатор к сети с напряжением двенадцать-четырнадцать вольт. Сюда же присоединяем вольтметр. Затем с помощью резистора R3 выставляем те значения, которые показал вольтметр.
В завершение настройки индикатора нужно проставить емкость бака и откалибровать его. Бак калибруется по определенным правилам. Настройка индикатора завершена. Можно устанавливать и пользоваться.
Источник статьи: http://xn—-7sbbil6bsrpx.xn--p1ai/cifrovoj-izmeritel-ostatka-topliva-i-napryazheniya-akb-dlya-avtomobilya-atmega8.html