Виды автомобильных пластиков
В состав современных автомобилей входит около 120 килограмм деталей, сделанных из различных видов пластика.
Термин пластики (пластмассы) описывает группу химических соединений называемых полимерами. Пластик получается нагреванием углеводородов. Используется катализатор, чтобы разбить большие молекулы на маленькие. Этот процесс называется крэкинг. Маленькие молекулы, такие как этилен, пропилен, бутан и другие называются мономерами. Большинство пластиков сделано из углеводородов, взятых из природных ископаемых (газа, нефти и других). Осуществляется химическое соединение мономеров и создание полимеров. Размер и структура молекул полимеров определяют свойства пластиков.
Существует два базовых типа пластика, которые применяются в автомобилестроении – термопластики и термореактивные пластики. Термопластики плавятся от воздействия высокой температуры, а при остывании снова затвердевают.
Термореактивные пластики никогда не плавятся и не размягчаются от температуры (не меняют форму).
Термопластики
Термопластики – это название пластиков, состоящих из разделённых разветвлённых макромолекул, которые, однако, не связаны друг с другом.
Из-за своих многочисленных положительных свойств, термопластики являются наиболее часто используемыми пластиками в автомобильной индустрии.
Термопластики могут быть расплавлены и использованы снова много раз. Это важный аспект экологичности. Термопластики являются идеальным материалом для переработки. Новые детали могут быть сделаны из старых.
Термореактивные пластики (реактопласты)
При изготовлении изделий из термореактивных пластиков происходит необратимая реакция.
Эти пластики нельзя сваривать, растворять или растягивать, как эластомеры.
Термореактивные материалы очень прочные и стойкие к высокой температуре. Они, к примеру, используются в подкапотном пространстве, рядом с двигателем.
Смеси пластиков (сплавы)
Смеси (например, такие как PP + EPDM ) чаще всего используются в дополнение к чистым формам. Смешиваются два разных типа пластика. При смешивании двух типов пластика, их свойства объединяются, и получается новый тип пластика. Этот процесс похож на смешивание металлов и получение сплавов с новыми свойствами. Кроме того, многие пластиковые детали при изготовлении усиливаются стекловолокном.
Как определить тип пластика?
Определение типа пластика необходимо для выбора способа ремонта и видов материалов, необходимых для этого.
- Тип пластика можно определить по буквенному обозначению на обратной стороне пластиковой детали. Это самый надёжный и точный способ. С обратной стороны есть несколько латинских букв — сокращение от названия пластика. Иногда дополнительные буквенные и цифровые обозначения показывают наличие различных добавок к пластику. Могут также отмечаться дополнительные свойства базового пластика (например HD-High Density, высокая плотность), а также смеси пластиков (знаком «+» тип пластика после него). Ниже в статье будут перечислены наиболее часто встречающиеся сокращения и их расшифровка. Если по каким-то причинам нет возможности определить тип пластика по коду, то можно это сделать, проделав тест.
- Тест с водой. Отрежьте маленькую полоску снизу бампера. Очистите её от загрязнений и краски, чтобы получить «голый» пластик. Поместите его в ёмкость с водой. Если пластик не тонет, то это PE , PP , PP + EPDM (термопластики). Из этих пластиков сделано 80% бамперов. 15% — это реактопласты ( PUR / TPUR ), которые потонут в воде. Остальные 5% — xenoy/polycarbonate. Такой пластик можно найти на некоторых Мерседесах и старых Фордах. Он очень жёсткий и при погружении в воду он потонет. Стоит сделать замечание, что некоторые смеси пластиков могут потонуть, хотя являются термопластиками, но в основном этот тест работает.
- Тест огнём определяет принадлежность к тому или другому типу пластика по размеру пламени, его цвету и типу дыма. Ввиду того, что в состав современных пластиковых деталей автомобиля входят различные добавки, этот тест не всегда помогает определить тип пластика правильно, поэтому мы его рассматривать не будем.
В то время как несколько видов пластика может использоваться в машине, три основных типа составляют 65% всего пластика, используемого в автомобиле: PP — полипропилен (32%), PU / PUR полиуретан (17%) и PVC — поливинилхлорид (16%).
Итак, рассмотрим наиболее часто используемые в автомобилях типы пластиков.
Типы автомобильных пластиков
ABS (Acrylonitrile Butadiene Styrene) — термопластик
Твёрдый, прочный и негибкий пластик. Он имеет высокую прочность благодаря компоненту бутадиену, а твёрдость и негибкость благодаря акрилонитрилу.
Этот пластик обязательно должен быть покрыт защитным покрытием, так как на него разрушительно действуют ультрафиолетовые лучи.
Применение: Корпуса зеркал заднего вида, колпаки колёс, автомобильные панели приборов, радиаторные решётки, молдинги, обрамления фар.
Совет по ремонту: Оптимальным методом ремонта является склеивание специальным клеем (к примеру, PlastiFix). Если применяется сваривание, то его можно дополнять эпоксидной смолой со стекловолокном (с обратной стороны) для повышения прочности.
ABS / MAT — реактопласт
Это пластик ABS , усиленный стекловолокном.
Применение: Пластиковые панели кузова.
EPDM (Ethylen-propylene-diene-monomer) — реактопласт
Часто используется в сплаве с полипропиленом ( PP ) для изготовления бамперов.
Применение: Ударопрочные вставки бампера, бампера ( PP + EPDM ).
PA (Polyamide (Nylon)) — термопластик
Умеренно жёсткий или жёсткий пластик. Хорошо шлифуется. Известен как нейлон.
Является стойким к органическим растворителям. Имеет высокую сопротивляемость к истиранию.
Применение: Пластмассовые внешние детали отделки кузова, декоративные колпаки колёс, лючки бензобака, радиаторные бачки, корпуса фар, корпус боковых зеркал, пластиковые части двигателя.
Совет по ремонту: Нагревайте пластик феном перед началом сваривания. Присадочный пруток должен смешиваться с ремонтируемым пластиком.
PC (Polycarbonate) — термопластик
У этого пластика высокая ударопрочность, даже при очень низких температурах.
Применение: Бампера, радиаторные решётки, приборная панель, корпуса фар.
Совет по ремонту: Перед сваривание пластик лучше нагреть феном.
PPO (Polyphenylene oxide) — реактопласт
Имеет хорошую стойкость к высокой температуре и высокую ударопрочность. Редко используется в чистой форме из-за сложности технологического процесса.
Применение: Хромированные пластиковые детали, решётки радиатора, обрамление фар.
PE (Polyethylene) — термопластик
Умеренно эластичный, обычно полупрозрачный пластик.
Полиэтилен имеет высокую ударопрочность и хорошо выдерживает воздействие кислот, спиртов и нефтепродуктов.
Может быть двух типов – полиэтилен низкой плотности ( PE-LD ) и полиэтилен высокой плотности ( PE-HD ).
Применение: Подкрылки, облицовка салона, расширительные бачки, бачки для «омывайки», подкрылки, бензобаки (делаются из полиэтилена высокой плотности PE- HD ).
Совет по ремонту: Нужно помнить, что на это этот вид пластика имеет плохую адгезию к ремонтным материалам и краске.
PP (Polypropylene) — термопластик
Умеренно гибкий пластик, устойчивый к воздействию химически активных жидкостей. Инертен к ультрафиолетовым лучам. Полипропилен имеет относительно слабую ударопрочность.
Применение: бампера (обычно смесь с EPDM ), изоляция проводки, корпуса аккумуляторов, подкрылки, уплотнители салона, облицовка салона, панель приборов.
Совет по ремонту: Перед нанесением грунтов или лакокрасочных материалов требуется предварительно применять специальный грунт для пластика для увеличения адгезии.
PU / PUR (Polyurethane) — реактопласт, TPU (thermoplastic polyurethane) — термопластик
Полиуретан очень износостойкий, гибкий и прочный пластик. Он может быть изготовлен твёрдым, как шар для бойлинга, а также таким мягким, как стирательный ластик.
Этот пластик представляет собой структурную пену, твёрдость и эластичность которой может варьироваться. Эластичный полиуретан может восстанавливать первоначальную форму даже после длительного физического воздействия.
Применение: Бампера, подкрылки, пластиковые накладки кузова, элементы отделки салона, панели приборов, сидения (вспененный полиуретан).
Совет по ремонту: При сваривании ( TPU ) не нужно нагревать и пытаться расплавить ремонтируемый пластик. Расплавленный присадочный пруток нужно помещать в заранее подготовленную V‑образную канавку.
PVC (Polyvinyl chloride) — термопластик
Твёрдый, хорошо шлифуется. Это гибкий пластик, имеет хорошую сопротивляемость к растворителям. Виниловая составляющая даёт хорошую прочность на разрыв, некоторые поливинилхлоридовые пластики эластичные.
Применение: Боковые молдинги дверей, элементы облицовки салона.
Для полноты обзора пластиков, приведу сводную таблицу, имеющую также обозначения других видов пластика.
Источник статьи: http://kuzov.info/vidi-avtomobilnih-plastikov/
«мягкий» и «жесткий» пластик салона в обзорах авто
Не могу понять, почему в каждом обзоре авто непременно отмечают, что пластик отделки салона «мягкий» или «жесткий», причем «мягкий» типа лучше, а «жесткий» — хуже.
Какая разница? Может я что-то упускаю? В чем фишка «мягкого» пластика?
- Устал. просто устал.
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 115
- Гипермегаодинэсник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 648
QUOTE (malefik @ Aug 7 2007, 14:55) |
при нажатии мягкий пластик продавливается внутрь. как очень жесткая резина |
- местный
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 17 776
тактильные ощущения разные
жесткий воспринимается как пластмасса, мягкий ближе к резине/коже
- диагностика и ремонт BMW
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 4 676
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 15:58) |
и что дальше? как это на потребительские качества влияет? |
ну дак тактильные ощущения очень многое дают в плюс
а если пластик выглядит хорошо, но стучит на каждой кочке, тогда как ты будешь отзываться о такой обивке
а если он вонять будет, так что у тебя будет голова болеть
а если ты немножко головой приложишься о пластик панели и ушибешься ?
да вообще дохрена этих если, согласись намного приятней отверткой с обрезиненной ручкой гайки крутить, чем с блестящей холодной и скользящей ручкой
- Гипермегаодинэсник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 648
QUOTE (Москит @ Aug 7 2007, 15:00) |
тактильные ощущения разные |
жесткий воспринимается как пластмасса, мягкий ближе к резине/коже
- А322МО159
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 199
- почтенный теронозавр
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 536
- неоригинал
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 15 776
жесткий пластик ни что иное как АБС пластмасса, которая дает отличные поражающие осколки при аварии
- Бывший ситроман.
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 065
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 16:05) |
Очень понятно. Я панель приборов трогаю, только когда самостоятельно от пыли протираю, пару раз в год наверно. Так это для автомойщиков характеристика? |
- Эмигрант
- Группа: Донатор
- Сообщений: 25 581
QUOTE (EXH @ Aug 7 2007, 15:52) |
Какая разница? Может я что-то упускаю? В чем фишка «мягкого» пластика? |
QUOTE (Че Геваров @ Aug 7 2007, 16:27) |
жесткий пластик ни что иное как АБС пластмасса |
- Гипермегаодинэсник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 648
QUOTE (Глюкъ @ Aug 7 2007, 16:27) |
Полистирол имхо. |
- Show must go on
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 2 049
- Гипермегаодинэсник
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 648
QUOTE (Denizes @ Aug 7 2007, 17:32) |
А моя зубильная панель собрана из жесткого пластика. На «идеальных» российских дорогах, я наслаждаюсь непередоваемыми скрипами, а «безупречное» качество сборки добавляет великолепные в своем исполнении стуки и бряки. |
- Мастер Игрушек
- Группа: Отключенные
- Сообщений: 2 955
Хорошо там, где нас нет. А где мы есть-там вообще о+уенно!))
Любить водку, халяву, революции и быть мудаком – этого еще не достаточно, чтобы называться русским.
- Устал. просто устал.
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 115
- 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 022
- неоригинал
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 15 776
QUOTE (noname1 @ Aug 7 2007, 20:02) |
Натуральные надо материалы-дерево, кожа и т.п. |
- 🙂
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 022
QUOTE (noname1 @ Aug 7 2007, 19:02) |
г%вно этот пластик, со временем начинает всякое х выделять. Натуральные надо материалы-дерево, кожа и т.п. |
гы. представляю себе кожу и нат дерево в ТАЗЕ.
- Обкатываю_ракету_1876км страшно_очень
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 885
QUOTE (2bad4u @ Aug 8 2007, 09:55) |
гы. представляю себе кожу и нат дерево в ТАЗЕ. |
Я не могу представить. Только если табуретку вместо кресла.
Источник статьи: http://teron.online/index.php?showtopic=134608