Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
6. Вместимость автомобилей.
Вместимость автомобилей.
Важнейшими качественными показателями перевозки грузов автомобильным транспортом являются их сохранность и своевременность доставки.
Классификация автомобильных грузов по трем признакам приведена в этой статье.
Сохранность груза во время перевозки в значительной мере зависит от размещения его в кузове автомобиля.
Одним из показателей, определяющим приспособленность автомобилей к перевозкам грузов, является грузовместимость.
Это наибольшее количество груза, которое может быть единовременно перевезено автомобилем, и определяется грузоподъемностью и внутренними размерами кузова.
Для определения возможности использования грузовместимости применяется его измеритель – удельная объемная грузоподъемность (т/м 3 ).
Она определяется отношением номинальной грузоподъемности к полному объему кузова и является величиной постоянной для каждой марки автомобилей:
q = G/a × b × h, где
G – номинальная грузоподъемность автомобиля, т;
a, b, h – внутренние длина, ширина кузова и высота бортов, (м).
Удельная объемная грузоподъемность имеет ту же размерность, что и объемная масса груза – т/м 3 .
Следовательно, она показывает минимальную объемную массу груза, при перевозках которого будет обеспечено полное использование грузоподъемности конкретного автомобиля.
В зависимости от значения объемной массы груза ниже рассмотрены 3 случая использования кузовов автомобилей:
Марка автомо -биля
Грузо- подъемность, т
Внутренние размеры платформы, м. Объем платформы, м 3
Удельная объемная грузоподъ- емность, т/м 3
при объемной массе груза, т/м 3
использование вместимости и грузоподъемности
Источник статьи: http://avtotrans-consultant.ru/6-vmestimost-avtomobilej/
Грузоподъёмность подвижного состава при перевозке
Грузовместимостью подвижного состава называется наибольшее количество груза, которое может единовременно перевозиться передвижным составом, исходя из его максимально допустимой полной массы и размеров кузова.
Грузовместимость оценивается следующими параметрами: фактической грузоподъёмностью и коэффициентом грузовместимости.
Фактическая грузоподъёмность qф, т, определяется по формуле
где a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова: соответственно длинf, ширина, высота, м; h1 – расстояние от верхнего края платформы до уровня погрузки груза, м; ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3.
Удельная объёмная грузоподъёмность, т/м3, регламентируется при проектировании подвижного состава, является отношением полезной грузоподъёмности к внутреннему объёму кузова и определяется отношением номинальной грузоподъёмности к полному объёму кузова:
где qн – номинальная грузоподъёмность подвижного состава, т;
Vк – полный объём кузова, м3.
Грузовместимость оценивается применительно к тем видам грузов, для перевозки которых данный передвижной состав предназначен. Основным параметром, характеризующим каждый вид груза, является его объёмная масса. Подбор передвижного состава для перевозки грузов производят с учётом соотношения удельной объёмной грузоподъёмности и удельной грузовместимости.
В случае, если значение удельной объёмной грузоподъёмности qv соответствует удельной грузовместимости, обеспечено полное использование грузоподъёмности данного подвижного состава.
При перевозке грузов , для которых удельная грузовместимость меньше удельной объёмной грузоподъёмности (qвм qv), используется полностью грузоподъёмность передвижного состава при неполном использовании вместимости кузова.
Степень возможного использования полезной грузоподъёмности передвижного состава при перевозке грузов с разным объёмным весом и другими особенностями характеризует коэффициент грузовместимости γ. В основном степень возможного использования полезной грузоподъёмности подвижного состава зависит от соотношения между внутренними геометрическими размерами кузова и объёмной массы груза. от особенностей груза и конструкции кузова. Все эти факторы учитываются коэффициентом грузовместимости.
Коэффициент грузовместимости определяется для конкретного вида груза и его упаковки и рассчитывается по формуле
где Vк – внутренний геометрический объём кузова передвижного средства, м3;
η – коэффициент использования объёма кузова при данном виде груза;
ρ0 – объёмная масса (плотность) груза, т/м3;
qн – номинальная грузоподъёмность передвижного средства, т.
Коэффициент грузовместимости показывает, какая часть грузоподъёмности подвижного состава может быть использована при перевозке данного груза. При γ≥1
грузоподъёмность передвижного средства может быть использована полностью. Чем меньше значение коэффициента грузовместимости, тем меньше используется грузоподъёмность передвижного состава.
Коэффициент использования объёма кузова η является отношением фактически используемого объёма кузова при данном виде груза и его упаковки к его полному геометрическому объёму. В случае возможности полного использования объёма кузова, например погрузки бортовой платформы вровень с бортами или кузова фургона на его полную высоту, η = 1. Когда же по особенностям данного вида груза и условиям его перевозки полный внутренний объём кузова не может быть использован, η fуд – полное использование грузоподъёмности пола кузова достигается при неполном использовании его полезной площади.
Для штучных и пакетированных грузов, перевозимых в один ярус, высота загрузки соответствует высоте грузового места. При укладке тарно-штучных грузов в несколько ярусов превышение уровня бортов подвижного состава определяется условием обеспечения устойчивого положения груза во время перевозки.
Нередко объём кузова передвижного средства не может быть полностью использован из-за отсутствия кратности размеров штучного груза с размерами кузова, при этом, чем больше размеры груза и меньше размер кузова, тем большая часть площади пола кузова может остаться неиспользованной.
На рис. 1 показаны характерные случаи неполного использования объёма кузова из-за отсутствия кратности размеров тары и размеров кузова передвижного состава. Для разных видов штучных грузов и схем их укладки, значения коэффициента использования объёма кузова η следующие:
— ящики, кипы η = 0,61…0,95;
— брёвна, бруски, дрова η = 0,68…0,98;
— бочки, рулоны η = 0,39…0,68;
— мешки, кули η = 0,6…0,8
Рис. 1. Использование площади пола кузова подвижного состава
При перевозке в открытом кузове некоторые виды грузов могут быть погружены выше уровня бортов. В таких случаях коэффициент использования объёма кузова больше единицы.
Важнейшими характеристиками перевозимого груза являются масса грузовой единицы и её габаритные размеры, которые позволяют определить максимальную загрузку кузова транспортных средств. Рассмотрим автомобиль марки ГАЗ 2705. Масса грузовой единицы 7,5 кг, а габаритные размеры (длина, ширина, высота) 600 мм, 400 мм, 300 мм. Размеры кузова (длина, ширина, высота) 3000 мм, 2000 мм, 1500 мм.
Дк, Шк, Вк – длина, ширина и высота кузова;
Дгр, Шгр, Вгр – длина, ширина и высота грузовой единицы.
При расчёте максимальной загрузки транспортных средств необходимо использовать зависимости оптимизации, содержащие операторы выбора альтернатив.
Количество располагаемых единиц груза по длине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:
Nд = [Дк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
где […] – минимальное целое число;
OR – оператор выбора альтернатив – или (Дгр
или Шгр или Вгр).
Выбор Дгр или Шгр или Вгр производится с целью достижения максимума Nд.
Nд = 3000 / 600 = 5
Количество располагаемых единиц груза по ширине кузова транспортного средства определяется по следующей формуле:
Nш = [Шк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
Nш = 2000 / 400 = 5
В расчётах Nш при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используется значение знаменателя принятое в расчёте максимального целого Nд.
Количество располагаемых единиц груза по высоте кузова транспортного средства можно определить по следующей формуле
Nв = [Вк
/ (ДгрORШгрORВгр)], ед
Nв = 1500 / 300 = 5.
В расчётах Nв при выборе Дгр или Шгр или Вгр не используются значения знаменателей принятых в расчётах максимально целых значений Nд и Nш.
При осуществлении расчётов необходимо руководствоваться также ограничениями, вытекающими из свойств перевозимого груза (максимальная высота укладки, ориентация и т.д.).
Максимально возможное количество единиц груза помещаемого в кузов транспортного средства определяется по следующей формуле
Nmax = Nд· Nш · Nв
Nmax = 5 · 5 · 5 = 125.
Значение Nmax не должно превышать предельного значения (Npred), рассчитываемого по следующей формуле
где Q – грузоподъёмность транспортного средства, т;
mгр – масса грузовой единицы, т.
Если Nmax>Npred, то Nmax необходимо принять равным Npred.
Npred = Q / mгр = 1500 / 7,5 = 200
Nmax qн, объём кузова не может быть использован полностью и в передвижном средстве необходимо загрузить массу груза , соответствующую его номинальной грузоподъёмности объёмом Vг =qн/ρ0.
Источник статьи: http://univer64.ru/gruzopodjomnost-podvizhnogo-sostava-pri-perevozke-2.html
Грузоподъемность и грузовместимость подвижного состава
Грузовместимостью подвижного состава называется наибольшее количество груза, которое может единовременно перевозиться на транспортном средстве, исходя из его максимально допустимой нормы загрузки и размеров кузова.
Грузовместимость оценивается следующими параметрами: фактической грузоподъемностью, удельной объёмной грузоподъёмностью, удельной грузовместимостью и коэффициентом использования грузоподъемности.
Фактическая грузоподъёмность qф, т, определяется по формуле
ф=
, (1.5)
где a, b, h – внутренние габаритные размеры кузова (соответственно длина, ширина, высота), м; h1 – расстояние от верхнего края борта платформы до уровня погрузки груза, м; ρ0 – объёмная масса груза, т/м 3 .
Удельная объемная грузоподъёмность, т/м 3 , определяется отношением номинальной грузоподъемности к полному объему кузова:
, (1.6)
где qн — номинальная грузоподъемность подвижного состава, т;
VK — полный объем кузова, м 3 .
Удельная объемная грузоподъёмность регламентируется при проектировании подвижного состава: для подвижного состава грузоподъемностью до 2 т значения qv принимают в пределах до 0,5 т/м 3 , до 3 т — 0,6 т/м, 5т- 0,83 т/м 3 , 6 т — 0,9 т/м 3 , 7-12 т — 1 т/м 3 .
Удельная грузовместимость qвм, т/м 3 , определяет количество груза, которое может быть загружено в 1 м 3 емкости кузова:
, (1.7)
где qф — фактическая грузоподъемность подвижного состава, т.
3начение удельной объемной грузоподъемности подвижного состава показывает, что при перевозке тяжеловесных грузов, т.е. имеющих более высокую объемную массу, чем удельная объемная грузоподъемность подвижного состава, его полезная грузоподъемность может использоваться полностью. При перевозке же легковесных грузов с меньшей объемной массой грузоподъемность транспортного средства не может использоваться полностью, это значит, что производительность его будет низкой. В случае перевозки груза в автомобиле с открытой бортовой платформой увеличения использования грузоподъемности можно добиться путем увеличения высоты бортов или погрузки груза выше их уровня.
Возможны три случая соотношения удельной объемной грузоподъемности и удельной грузовместимости:
1. Значение удельной объемной грузоподъёмности qv соответствует удельной грузовместимости qвм, что обеспечивает полное использование грузоподъемности данного подвижного состава при полном использовании объема кузова.
2. Удельная грузовместимость меньше удельной объемной грузоподъемности (qвм qv), следовательно грузоподъёмность подвижного состава используется полностью при неполном использовании вместимости кузова.
Таким образом, выбор типа подвижного состава для перевозки различных грузов производят с учетом вышеприведенных ситуаций.
Степень возможного использования полезной грузоподъёмности подвижного состава при перевозке грузов с разными объемно-массовыми характеристиками характеризует коэффициент использования грузоподъемности γ.
Коэффициент использования грузоподъемности определяется для конкретного вида груза и его упаковки и рассчитывается по формуле
. (1.8)
Коэффициент использования грузоподъемности показывает, какая часть грузоподъемности подвижного состава может быть использована при перевозке данного вида груза. При γ =1 грузоподъемность подвижного состава может быть использована полностью. Чем меньше значение коэффициента грузоподъемности, тем меньше используется грузоподъемность подвижного состава.
Коэффициент использования объема кузова ? является отношением фактически используемого объема кузова при данном виде груза и его упаковки к его полному геометрическому объему. При полном использовании объема кузова, например, погрузке груза в транспортное средство вровень с его бортами или кузова фургона на его полную высоту, ? = 1. В случаях, когда по особенностям данного вида груза и условиям его перевозки полный внутренний объём кузова не может быть использован, ? 2 .
В зависимости от соотношения фактической удельной нагрузки на пол кузова ƒф и удельной грузоподъемности пола кузова ƒуд возможны ситуации:
ƒф = ƒуд — площадь пола кузова используется полностью при полном использовании его грузоподъемности;
ƒф ƒуд — грузоподъемность пола кузова используется полностью, а его полезная площадь не полностью.
Источник статьи: http://studopedia.ru/7_52467_gruzopod-emnost-i-gruzovmestimost-podvizhnogo-sostava.html