Уменьшить износ деталей автомобиля
Для обеспечения надежной работы машин при их эксплуатации необходимо создать такие условия, при которых не происходил бы переход от нормальных условий трения к ненормальным, от нормальной работы к аварийной, от допустимого окислительного износа к другим видам износа, вызывающим разрушение поверхности деталей.
Эксплуатационным средством борьбы с механическим и моле- кулярно-механическим изнашиванием является применение смазочных материалов с противонагрузочными добавками поверхностно-активных веществ.
Для уменьшения изнашивания рабочего органа требуется соответствующий угол резания, отсутствие его перегрузки, а также очистка территории от крупных камней, пней и других препятствий, способствующих изнашиванию.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Устранение теплового износа достигается уменьшением удельной работы трения, а следовательно, выделяющейся при трении теплоты. Это обеспечивается работой машины на оптимальных режимах, исключающих возможность перегрузок, а также введением в смазки добавок, препятствующих развитию процессов термического схватывания.
Для повышения надежности и долговечности деталей машин, помимо устранения недопустимых видов износа, необходимо стремиться также к максимальному уменьшению окислительного изнашивания.
Повышение износостойкости деталей за счет уменьшения окислительного износа достигается увеличением предела текучести и твердости трущихся поверхностей, а также применением химических воздействий; введением присадок в смазки.
Из приведенных выше способов устранения недопустимых видов износа следует, что оптимальный эксплуатационный режим работы машины является весьма важным фактором в достижении этой цели. Кроме того, необходимо своевременно устранять неисправности, возникшие в результате естественного износа, не допуская дальнейшего их развития, которое может привести к ускоренным износам.
Так, в период приработки сопряженных деталей, когда изнашивание особенно интенсивно, работу машины проводят при уменьшенной нагрузке и скоростях. При этом усиливают смазывание деталей, чтобы устранить их прогрев и удалить металлические частицы, появляющиеся в результате износа.
В течение периода обкатки и нормальной работы машины применяют топливо и смазку требуемого качества. Кроме того, обеспечивают непрерывное наблюдение и своевременное техническое обслуживание машин.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/sposoby-umensheniya-iznosa-i-ustraneniya-ego-posledstvii
Износ по ОСАГО уменьшится – проблемы останутся
Одной из последних поправок в закон об ОСАГО стало снижение максимально допустимого процента износа автомобиля при расчёте компенсации с 80% до 50%. Напомним, что на этапе обсуждения этого вопроса мнения законодателей разделились.
Игроки рынка ОСАГО ратовали за то, чтобы оставить всё как есть. Депутаты, пытавшиеся отстаивать интересы автовладельцев, вносили на рассмотрение законопроект, исключавший применение понятия «износ ТС» при расчёте размера выплаты по ОСАГО пострадавшим в ДТП. В конечном итоге, победило страховое лобби. Износ остался, хотя и стал на 30% меньше. Что это: благо или лишь иллюзия уступки автовладельцам?
Разберемся с терминами
Износ – это процент снижения стоимости ТС, его запчастей и комплектующих в процессе эксплуатации. Износ по ОСАГО считается только на заменяемые детали автомобиля. Элементы, подлежащие восстановлению, под это понятие не подпадают. Износ считается «нулевым» и при замене комплектующих изделий, влияющих на безопасность дорожного движения (полный перечень таких узлов изложен в Приказе Минтранса РФ № 20 от 25.01.2011 года). Износ рассчитывается на момент ДТП и зависит в первую очередь от даты выпуска ТС и его пробега.
По закону выплата по ОСАГО производится с учётом износа, что приводит к уменьшению суммы, которую пострадавший в ДТП автовладелец может получить при урегулировании убытка. Чем старше транспортное средство, тем значительнее его износ, и тем больше страховая компания вправе «урезать» размер возмещения. В среднем неинтенсивное использование авто приводит к его износу на 8-15 % в год.
В настоящее время существует пять различных методик расчёта износа. И подобно калькулятору ОСАГО , в интернете можно найти калькуляторы, позволяющие определить износ любого ТС. И только к концу 2014 года будет принята Единая методика расчёта стоимости восстановительного ремонта, которая будет включать в себя коэффициенты износа авто и его комплектующих.
Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен
Влияние на выплату износа по ОСАГО «на пальцах»
Предположим, у автомобиля, пострадавшего в ДТП, имеется ряд повреждений. При расчёте стоимости ремонта страховщик учитывает стоимость нормочаса конкретной фирмы, стоимость слесарных работ, работ по «железу», разборки-сборки авто и т.п. Но оказывается, что бампер безнадёжен и подлежит замене. Новый бампер условно стоит 8 000 рублей. Работа по его замене ещё 6 000 рублей. Конечно, страхователь справедливо рассчитывает получить только за бампер как минимум 14 000 рублей.
Однако так как по «возрасту» и пробегу износ автомобиля составляет 50%, то и заплатят ему не за новый, а за изношенный бампер, т.е. 8 000 * 50% = 4 000 рублей. Согласитесь, уже неприятно. А что если повреждения были значительными, и деталей, подлежащих замене, оказалось много? Можно представить, каковы будут убытки потерпевшего при учёте износа старенького авто после крупного ДТП. Не будет же он, в самом деле, искать и ставить себе запчасти, изношенные на 50%.
Поскольку с понятием износа в ОСАГО мы разобрались, можно «по достоинству» оценить снижение его максимального порога: раньше закон позволял урезать выплату за заменяемые детали на 80%, а теперь страховщик обязан заплатить даже за сильно изношенные комплектующие не менее половины их стоимости в новом состоянии. Таким образом, собственники авто получили гарантированный 30-процентный бонус к выплате. Но думается, что это не сильно облегчит положение владельцев «возрастных» авто, которых в нашей стране остаётся подавляющее большинство.
Проблема остаётся
Как ни старались правозащитники и автоюристы добиться отмены учёта износа при расчёте убытков по ОСАГО, а «воз и ныне там». Получается, что суммы выплат пострадавшим в ДТП будут по-прежнему недостаточными для полноценного ремонта. И никакие доводы страховщиков о том, что при отмене износа у страхователей появится возможность обновлять старые детали за их счёт, не могут рассматриваться всерьёз. Необходимо доработать методику расчёта так, чтобы страхователь не был в обиде. Ведь очевидно, что потерпевший не виноват в аварии, и его полис ОСАГО должен покрыть все убытки (в рамках страховой суммы). Иными словами, автомобиль должен «вернуться» в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая. Именно так трактует понятие восстановительного ремонта Федеральный закон № 306-ФЗ от 01.12.2007 года.
Потерпевший не должен рисковать своей и чужой безопасностью, покупая на авторазборах подержанные детали или приобретая неоригинальные запчасти (что точно не может считаться приведением имущества в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП). Он также не должен оплачивать из своего кармана разницу между стоимостью новой запчасти и размером компенсации, выплаченной с учётом износа. Нередки и такие ситуации, когда незадолго до аварии автолюбитель меняет некоторые запчасти старого авто на новые.
И если новые детали после аварии оказались подлежащими замене, страховая компания все равно выплатит за них по ОСАГО с учётом общего износа ТС.
Как ни крути, любой расклад несправедлив, так как приводит к значительным убыткам автовладельца (особенно, если авто уже далеко не новое), сводя «на нет» саму идею «автогражданки». И это при том, что цена ОСАГО скоро непременно вырастет.
Напомним, что поправка о снижении предельно допустимого износа вступит в силу с 1 октября 2014 года и не будет распространяться на полисы ОСАГО, приобретённые до этой даты.
Е-ОСАГО по выгодной цене
Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
18 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail
Источник статьи: http://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_iznos_umenshitsia_problemi_ostanutsia
Меры предупреждений износа деталей машин
На износ деталей машин оказывают большое влияние конструкция машины, качество материалов, из которых исполняются детали, технологические процессы, применяющиеся при изготовлении и ремонте деталей, и особенно технические уходы за машинами в процессе эксплуатации. Например, при удлинении центральной трубы воздухоочистителя трактора С-80 на 950 мм и ДТ-54 на 80 мм износ деталей двигателя уменьшается более чем в два раза, хромирование лемехов увеличивает срок их службы в 16 раз, с применением полировки галтелей увеличивается усталостная прочность коленчатых валов (ДТ-54) почти в 6 раз. Тщательное и своевременное выполнение технических уходов дает возможность увеличить межремонтные сроки машин в несколько раз.
Для уменьшения износа деталей в процессе ремонта применяют ряд способов.
Износ деталей, подвергающихся истиранию, можно уменьшить следующими способами:
- тщательной механической обработкой поверхности (шлифованием, доводкой абразивными брусками, притиркой, развертыванием, прошивкой и тонким точением);
- нанесением на поверхность деталей износостойких покрытий (хромированием, металлизацией, наплавкой твердыми сплавами и т. п.);
- упрочением поверхности деталей цементацией, сплошной и поверхностной закалками и электроискровым способом;
- тщательной приработкой отремонтированных деталей, при которой поверхности приобретают соответствующие условиям трения микронеровности и состояние;
- созданием на поверхности трения напряжений растяжения.
К мерам борьбы с износом деталей, подвергающихся смятию, относятся:
- тщательная механическая обработка сопряженных поверхностей, подвергающихся смятию;
- повышение твердости сопрягаемых поверхностей наплавкой деталей твердыми сплавами, закалкой, цементацией, а для деталей, наплавленных чугуном, – отбеливанием поверхности.
Для уменьшения износа деталей, подвергающихся царапанью, наиболее эффективным способом является покрытие деталей хромом.
Другими достаточно эффективными методами являются наплавка на поверхность, подвергающуюся абразивному износу, твердых сплавов, создание на ней корки отбеленного чугуна, закалка ацетиленокислородным пламенем или токами высокой частоты.
Увеличение усталостной прочности деталей достигается рядом способов, из которых наиболее эффективным является создание на поверхности деталей, работающих в условиях циклически меняющихся нагрузок, напряжений сжатия. Это можно объяснить следующим образом.
Допустим, что деталь работает в условиях переменного изгиба. При этом участок поверхности, находясь в положении «а», будет испытывать напряжение сжатия. В этот момент образование трещины маловероятно. Находясь же в положении «б», тот же участок будет испытывать напряжение растяжения, когда вполне возможно образование первичной трещины или дальнейшее ее развитие.
Допустим, что трещины на поверхности возникают при напряжении растяжения, равном 35 кг/мм 2 . Если предварительно в поверхностном слое были созданы напряжения сжатия, равные 15 кг/мм 2 , то разрыва не произойдет, так как действующие усилия снимут сначала напряжения вжатия, а затем уже вызовут на поверхностном слое напряжения растяжения величиной около 20 кг/мм 2 .
Для создания в поверхностном слое деталей напряжений сжатия применяют накатку роликом, наклеп молотком (листы рессор), пескоструйную обработку, дробеструйную обработку, чеканку. Наибольший эффект получают при наклепе в напряженном состоянии.
Для повышения предела выносливости деталей необходимо также тщательно обрабатывать поверхности, применяя шлифование, доводку абразивными брусками, притирку, зачистку и полирование.
С целью увеличения прочности деталей переходы от одного сечения к другому выполняют по радиусу и полируют их.
Для обнаружения трещин, появившихся в процессе эксплуатации, пользуются следующими методами.
- После тщательной мойки и сушки деталь погружают в керосин и выдерживают в нем в течение 5-10 минут.
После этого участки, на которых можно ожидать наличие трещин, протирают насухо и смазывают тонко размолотым порошком мела, разведенного водой. Когда мел высохнет, остукивают деталь деревянным молотком. При этом керосин, выходя из трещин, создает на меловой обмазке пятна, указывая места расположения трещин. - Деталь помещают в магнитное поле, или же через нее пропускают электрический ток. При этом деталь намагничивается и у краев трещины концентрируются магнитные силовые линии. Затем проверяемый участок смазывают маслом (трансформаторным или машинным) и посыпают мелким железным порошком. При прохождении через деталь электрического тока частицы железа будут втягиваться в магнитный поток рассеивания и концентрироваться вдоль трещины, отмечая тем самым имеющийся дефект.
- Поверхность тщательно очищают и подвергают травлению подогретым 10-20% -ным раствором серной кислоты.
После травления трещину легко заметить при рассмотрении поверхности с помощью микроскопа или лупы.
Чтобы увеличить срок службы шариковых подшипников, их рекомендуется периодически поворачивать на 180°. Роликовые подшипники рекомендуется переставлять с таким расчетом, чтобы направление движения роликов было обратным. Установлено, что трещины образуются в направлении движения шариков в шариковом подшипнике. При повороте подшипника на 180° развитие трещин прекращается. При поворачивании срок службы подшипника увеличивается на 20-80%.
При повороте шестерен на 180° (если это позволяет конструкция) зубья начинают работать неизношенными поверхностями. Этот прием намного увеличивает срок службы шестерен.
Для увеличения срока службы подшипников с тонкостенными вкладышами нужно тщательно подбирать вкладыши по постелям. Чтобы уменьшить коррозию деталей из черных металлов, поверхности деталей покрывают более стойкими металлами (оловом, никелем, хромом и цинком).
Во время хранения детали покрывают веществами, образующими на поверхности химически защитные пленки. Эти вещества носят название пассиваторов.
Поверхности деталей, на которые наносят пассиваторы, зрительно обезжиривают в ванне с водным раствором 3%-ного тринатрийфосфата, 2%-ного жидкого стекла и 2%-ной каустической соды, нагретым до температуры 70-80°. В ванне детали выдерживают в течение 5 минут.
После этого детали промывают проточной водой в течение 1-2 минут и погружают на 3-5 минут в ванну с водным раствором 20-25% -ного нитрата натрия. При этом на поверхности детали появляется пленка, защищающая металл от дальнейшего окисления.
Перед применением детали промывают в 1%-ном растворе кальцинированной соды. Этот способ дает хорошие результаты при хранении подшипников качения. При постановке на хранение отремонтированных сельскохозяйственных машин рабочие органы их покрывают тонкой пленкой солидола или пастой, состоящей из 50% парафина и 50% керосина. Смазку наносят на поверхности деталей тонким сплошным слоем.
Неработающие поверхности деталей покрывают красками и лаками.
Для предохранения от коррозии деталей, работающих или находящихся в особо агрессивной среде (хромовые или железные электролиты, сырая почва и т. п.), применяют катодную защиту. В этом случае деталь включают в качестве катода.
Трубопроводы, расположенные в земле (например, трубопроводы, по которым подается вода в мастерскую, в скотный двор и т. п.), предохраняют следующим образом. На некотором расстоянии от них закапывают листы старого негодного железа. К трубам от какого-либо источника постоянного тока (аккумулятор, генератор) подводят ток. При этом трубы включают в качестве катода, а железные листы – в качестве анода.
Источник статьи: http://autocarta.ru/tochnost-izgotovlen/mery-predupr-iznosa-detal.html