Управление эмоциональным состоянием при управлении автомобилем

Управление эмоциональным состоянием при управлении автомобилем

Считается, что безопасность на дорогах напрямую зависит от опыта водителя. Психологи же утверждают, что, едва ли не основным фактором, влияющим на дорожную обстановку, является эмоциональное состояние человека, сидящего за рулем. Проведя ряд научных исследований, ученые выделили несколько этапов, которые проходит водитель. Читать дальше.

Эмоциональная устойчивость за рулем

Каждому человеку свойственно проявление эмоций. Нередко человек оказывается в таких ситуациях, когда эмоции необходимо контролировать, т.е., другими словами, устоять перед натиском эмоций. Управление транспортным средством как раз является одной из таких ситуаций.

Эмоции выражаются в переживаниях: удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д., появляющихся как оценка значимости ситуации для человека. Эмоции положительны или отрицательны.

Излишнее эмоциональное возбуждение и напряжение может привести к ослаблению контроля за своими действиями. Следовательно, при нахождении за рулем, эмоциональное возбуждение может повлечь за собой ошибки в выполнении тех или иных приемов вождения. Именно поэтому, одним из важных качеств водителя является эмоциональная устойчивость — способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение, контролировать свои эмоции и чувства, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации.

Эмоциональная устойчивость является свойством темперамента человека. Различают четыре основных типа темперамента:

  • Сангвиник — человек с относительно устойчивым эмоциональным фоном. Для него характерны высокая работоспособность и эмоциональная устойчивость, в том числе и за рулем.
  • Холерик — человек с быстрыми реакциями, с сильными внезапно возникающими чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. Такой человек эмоционально легко возбудим, склонен к бурным, неадекватным эмоциональным вспышкам, необоснованным действиям и поступкам. Холерик может быть хорошим водителем, но нуждается в постоянном самоконтроле при управлении автомобилем.
  • Флегматик — человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у такого человека происходит медленно, переживания находят слабое внешнее выражение. Уравновешенность и спокойствие флегматика делают его незаменимым в дальних рейсах. Но замедленность реакций затрудняет действия в аварийных ситуациях, протекающих в условиях дефицита времени.
  • Меланхолик — человек со слабыми реакциями. Для него типична медленная смена настроений, как у флегматика, но его переживания характеризуются большой глубиной и длительностью. Для вождения автомобиля меланхолик считается наименее пригодным.
Читайте также:  Показать автомобиль пежо 408

Виды темперамента в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно человек сочетает в себе ряд черт, характерных для нескольких видов темперамента. Темперамент отличается большой стойкостью. Однако он может изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.

Человеку также свойственны и такие черты, которые отличаются наибольшей устойчивостью. Здесь уже идет речь о характере. Черты характера могут компенсировать черты темперамента. При исследовании эмоциональной устойчивости стоит обращать внимание на выраженность акцентуаций характера. Акцентуации — относительно выраженные черты характера, которые обуславливают поведение человека, и определяют его реакции в некоторых специфических ситуациях. Например, у водителя, склонного к длительной концентрации на своих переживаниях (имеющий акцентуацию по так называемому застревающему типу), автоматически снижается внимание к ситуации дорожного движения и это может повлечь негативные последствия.

Пакет «Авто», разработанный на базе комплекса психодиагностических и развивающих программ Effecton Studio, содержит методики, позволяющие исследовать эмоциональную устойчивость водителя — среди них Личностный опросник Айзенка (EPI) и опросник «Акцентуации характера» (по Шмишеку).

Методика Айзенка (EPI) направлена на определение уровня экстраверсии, интроверсии и нейротизма. По шкале нейротизма и определяется уровень эмоциональной устойчивости. Если значение по данной шкале, полученное будушим водителем, попадает в диапазон выше среднего, можно прогнозировать низкий эмоциональный контроль за рулем, возможность внезапных неконтролируемых вспышек, случайное или осознанное допущение ошибок при вождении транспортного средства.

Личностный опросник «Акцентуации характера» (по Шмишеку) предназначен для диагностики типа акцентуации характера. Данная методика является дополнением к опроснику Айзенка, позволяющим подтвердить полученные данные. Об эмоциональной устойчивости будущего водителя можно судить по таким типам акцентуаций, как:

  • циклоидный (возможны частые смены настроения, что может отвлекать от ситуации на дороге);
  • возбудимый (склонность к проявлению вспыльчивости и несдержанности, что негативно сказывается на процессе управления автомобилем);
  • экзальтированный (водитель склонен часто впадать в панику);
  • эмотивный (чрезмерная чувствительность может привести к потере управления ситуацией, если водитель станет свидетелем аварии);
  • тревожно-боязливый тип (процесс вождения связан с повышенной ответственностью, это может вызвать сильные тревожные переживания, что негативно скажется на процессе вождения).

В пакет «Авто» включены компьютерные аналоги данных методик — они не требуют наличие стимульного материала, предъявляются на экране монитора. Пакет содержит также модуль автоматической обработки и сортировки данных тестирования. Программа методики предусматривает подробные и доступно составленные интерпретации, в которых содержатся рекомендации к формированию навыков регуляции психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Благодаря данной программе можно прогнозировать успешность будущих водителей уже на уровне автошколы.

Источник статьи: http://auto.effecton.ru/22.html

Титова А. А. Эмоциональный фактор в деятельности водителей
статья на тему

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей.

Скачать:

Вложение Размер
статья 20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный фактор в деятельности водителей. Влияние эмоций на работоспособность и состояние водителей.

Работа выполнена под руководством Горюшинского В. С.

ТГТУ Кафедра «ОПиБД»

«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем.»

Деятельность водителей связана с опасностью, сложными дорожными ситуациями, ответственностью. Она осуществляется в особых экстремальных условиях. Это влияет на характер, содержание и качество деятельности водителей. На водителей действуют перегрузки, вибрации, сильные акустические воздействия и т. д., ситуации риска, которые связаны с боязнью совершить ошибку.

Основной фактор, который вызывает у водителей эмоциональное напряжение – необходимость постоянно оценивать дорожную обстановку, принимать решения в условиях недостатка времени. Степень эмоционального напряжения водителя постоянно меняется в процессе его деятельности. Очень важно быстро и безошибочно действовать даже при эмоциональном напряжении.

Все люди разные. У всех разные способности, характер. В опасной ситуации водитель с твердым характером, уверенный в себе, своих навыках будет действовать точно и быстро. Намного чаще попадают в аварии водители, у которых происходит частая смена настроения.

Очень важно для водителя не поддаваться панике, страху. Нужно быстро и решительно действовать.

Обиды и неприятности не оставляют водителя, когда он садится за руль. Депрессия или возбуждение затрудняют процесс восприятия и обработки информации, что увеличивает ошибочную деятельность водителя. Не следует садиться за руль человеку, пережившему трагедию, не нужно слушать за рулем грустную музыку, новости сообщающие о чем-то плохом. Глубокие эмоциональные переживания могут вызвать рассеянность, невнимание, и как следствие, дорожно-транспортное происшествие.

К явлениям невнимания относятся, прежде всего, состояния рассеянности. Она может быть результатом усталости, бессонницы, головной боли и однообразной деятельности. [1, стр. 19]

Существует феномен пустого взора – человек смотрит в какую-то точку, на какой-то предмет и не видит его, так как он задумался. Это очень опасно для водителей.

В литературе описан еще один, родственный пустому взору феномен, получивший название временного провала или дорожного гипноза. Он заключается в том, что после выполнения какой-то рутинной задачи, длинной прогулки или ведения машины человек не может вспомнить, что делал, когда и какие места прошел или проехал. [1, стр. 26]

Может появиться сонливость. Однообразный ландшафт, монотонный шум двигателя вызывают заторможенное состояние. Его иногда называют сонным опьянением или ступором. Появляется вялость, апатия, отвлеченные мысли, которые не имеют никакого отношения к управлению автомобилем. При этом резко снижается готовность водителя к изменениям дорожной обстановки.

Так же некоторые объекты на дороге могут выглядеть или казаться не такими, каковыми они являются на самом деле. [3, стр. 18]

Дополнительными причинами эмоционального напряжения водителей являются: чувство ответственности за безопасность пассажиров, сохранность груза, частое принятие ответственных решений, скорость движения, не соответствующая скорости потока транспортных средств.

Существуют так же зрительные и слуховые раздражители, которые влияют на эмоции водителя. Например, не отрегулированный свет фар встречных автомобилей раздражает водителя. Из-за громкой музыки водитель часто не замечает работу двигателя, сигналы других автомобилей, сирену спец. машин. Но в дальней дороге она помогает не заснуть за рулем. Так же помогает разговор с пассажирами, негромкое пение. Можно посасывать кислые конфеты или жевать жвачку. Можно проветривать кабину и не допускать повышение температуры в салоне автомобиля. Лучше прослушивать легкую бодрую музыку, спортивные радиопередачи. Но не следует их слушать в городе, так как они сильно отвлекают внимание.

Из-за различных брелков и игрушек, установленных на панели автомобиля, водитель, сам не замечая, становится раздражительнее.

Также очень важны такие параметры, как плохая видимость, неудобное сиденье, частые перепады температуры в автомобиле, недостаточная освещенность дороги в темное время суток, попадание в кабину паров бензина или отработанных газов.

Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность зависит от условий работы, половой принадлежностью, состояния здоровья, настроение, и т.д. Эмоции действуют на человека очень сильно. Отрицательные эмоции, например, плохое настроение, вызывают утомлению, чувство страха, неуверенности. Положительные эмоции, наоборот, помогают быстрее войти в рабочий ритм. Но положительные эмоции могут также отрицательно влиять на деятельность водителя. Машина – источник повышенной опасности. Водитель за рулем не должен отвлекаться ни на что. Он обязан сосредоточиться на процессе вождения.

Очень важно за рулем не отвлекаться на посторонние вещи. Например, на сотовый телефон, на пассажиров.

Бывают такие случаи, когда дорожно-транспортное происшествие происходит по вине пассажиров, которые чем-то помешали водителю или отвлекли его от дороги. Некоторые люди стараются доказать, что они знают все лучше, в том числе пытаются показать и навыки вождения у них лучше. Они вводят водителя в стресс и провоцируют аварию.

Не во всех случаях можно контролировать стрессор, но можно научиться контролировать свою реакцию на стресс. Существуют такие техники, которые могут быть эффективными в фокусировании на эмоциях, как глубокое дыхание, тренинг прогрессирующей мышечной релаксации, визуализация. [2, стр. 4 — 5]

Умение контролировать свои эмоции поможет в различных ситуациях. Нельзя позволять другим людям влиять на свои эмоциональные и физиологические реакции, особенно за рулем.

Водителю необходимо знать свои психологические возможности, возможности в управлении автомобилем.

  1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995. – 352 с.
  2. Хлудова О. В. Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстримальным ситуациям: Материалы для тренинга. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. Ун-та, 2004, 48 с.
  3. Девид Майерс «Интуиция», перевод с англ. Малкова И. И. – СПб.: Питер, 2009, 250 с.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2015/10/08/titova-a-a-emotsionalnyy-faktor-v-deyatelnosti

Оцените статью