- Критерии оценки
- Основные критерии оценки автомобиля
- Техническое состояние
- Комплектация и опционные возможности
- Прочие критерии оценки автомобилей
- Список необходимых документов
- «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
- Глава 3. Износ основных производственных фондов и его влияние на стоимость оцениваемых объектов
- 3.2.Физический износ и его влияние на стоимость основных производственных фондов. Методы измерения физического износа объектов оценки
- Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств
Критерии оценки
Критерии оценки автомобилей установлены для получения объективных и максимально точных результатов оценки. Они помогают специалисту учесть все важные детали и принять взвешенное решение.
Точный перечень критериев оценки автомобиля, влияющих на его стоимость, определяет сам оценщик. Однако существуют такие параметры, которые обязательно учитываются при оценивании любого автотранспортного средства. К ним относятся марка, год выпуска и прочие, которые мы рассмотрим далее.
Все критерии оценки автомобилей можно условно разделить на несколько групп:
- основные параметры;
- техническое состояние;
- комплектация;
- дополнительные опции и прочее.
При проведении оценочных вычислений специалист присваивает каждому пункту, выбранному в качестве критерия, определённое число баллов. После оценки автомобиля все присвоенные баллы суммируются для установления рыночной или иной, указанной в оценочном задании, стоимости автотранспорта.
Основные критерии оценки автомобиля
1. Марка и модель
Данный критерий учитывается в первую очередь при оценке стоимости ТС. Оценщик устанавливает среднюю рыночную цену конкретной модели и марки, проводя для этого специальные исследования на региональном рынке продажи. Установив среднерыночную стоимость автомобиля, оценщик применяет эти данные в качестве отправной точки при использовании всех последующих параметров, влияющих на итоговую стоимость.
2. Год выпуска
Следующим по важности параметром, необходимым для установления стоимости автотранспортного средства, является год его выпуска. Для этого критерия оценочный принцип прост: чем раньше выпущена машина, тем она, соответственно, дешевле на рынке, и наоборот.
3. Пробег авто
Этот критерий оценки автомобиля тоже существенно влияет на результаты оценочных расчетов. Средним показателем у оценщиков считается пробег в приблизительном диапазоне от 10 до 15 тысяч километров в год. Когда пробег меньше, она может оцениваться несколько выше. И наоборот, когда пробег значительно выше усредненного показателя, оцениваемый автотранспорт стоит меньше.
4. Тип коробки передач
Автотранспортные средства с АКПП обычно оцениваются дороже, чем с механикой. Однако правило не является безусловным, поскольку бывают и исключения в зависимости от условий эксплуатации. Так, транспорт с механической КПП, который эксплуатируется в условиях местности с неровными дорогами, может быть оценен на региональном рынке выше, нежели машина с автоматической коробкой передач.
5. Привод авто
По данному критерию оценки стоимость автомобилей с передним и задним приводом несколько различается в зависимости от местности и условий эксплуатации. К примеру, в одном регионе больше ценятся транспортные средства с передним приводом, а в другом — с задним. Это и повлияет на оценочную стоимость, однако полноприводные авто, как правило, оцениваются дороже.
6. Расположение руля
На территории России машины с левым рулем пользуются гораздо большей популярностью, поэтому они и оцениваются обычно выше, чем авто с правым рулем.
7. Мощность двигателя. Немаловажный критерий оценки автомобиля в любом регионе.
Техническое состояние
Несмотря на то, что перечисленные характеристики автомобиля выступают основополагающими критериями оценки, техническое состояние также имеет важный оценочный вес при выведении рыночной или восстановительной стоимости авто.
К таким факторам технического состояния можно отнести:
- Состояние автокузова
Оценщик при осмотре проверяет наличие (отсутствие) повреждений и дефектов на кузове, а также смотрит состояние лакокрасочного покрытия. - Техническое состояние двигателя и подвески
- Общая техническая исправность
- Состояние салона
В данном критерии оценки важны как качество отделочных материалов, так и общая чистота салона автомобиля. Эстетичный салон с дорогой отделкой, респектабельными кожаными сидениями будет оценен существенно выше, чем загрязненный автосалон с поврежденной обшивкой.
Комплектация и опционные возможности
Чтобы точно и корректно оценить автотранспорт, требуется учитывать наличие дополнительных опций. Это может существенно отразиться на общей стоимости. Как правило, чем выше уровень комплектации и больше опциональных возможностей, тем дороже оценивается авто, и наоборот. По данному критерию оценки стоимость автомобиля может повышаться на сотни и даже тысячи долларов.
Климат-контроль, парктроник, люки для вентиляции, кожаный салон, тюнинг, качественная аудиосистема — наличие дополнительных возможностей может в разы повысить стоимость авто.
Среди комплектационных критериев оценки автомобилей — качество (состояние) дисков и автошин. Так, машина с литыми дисками обычно стоит несколько дороже, чем с штампованными. Дополнительный набор зимней резины может тоже добавить немного к итоговой цене. Стоит отметить, что данные факторы не могут кардинально отразиться на оценочных результатах.
Тюнинг тоже далеко не всегда выступает ценоповышающим фактором, поскольку эстетичность рестайлинговых изменений оценивается весьма субъективно. В отдельных случаях наличие значительных тюнинговых «наворотов» может, напротив, затруднить продажу авто. Это же можно сказать и об аэрографии, ведь «разукрашенная» машина понравится далеко не каждому автомобилисту.
Прочие критерии оценки автомобилей
Среди прочих мер, способных оказать влияние на оценочные расчеты:
- Страна-производитель. К примеру, стоимость автотранспорта одной и той же марки может различаться, если у одного отечественная сборка, а у другого — европейская.
- Стоимость запчастей. Если она меньше, чем у аналогов, цена самой машины может оказаться несколько выше. Так, иногда японские машины оцениваются выше американских именно по этому критерию.
- Комплектность документов. Отсутствие достоверной сервисной книжки может стать для оценщика тревожным сигналом.
- Сервисная книжка. Если машина обслуживается у официального автодилера, это может стать положительным фактором при ее оценивании.
- Условия эксплуатации и хранения транспортного средства.
Применяя различные критерии оценки автомобилей, оценщик должен учесть все важные факторы, а затем определить вес и влияние каждого из них на итоговую стоимость объекта оценки. Соответственно, квалификация и опыт специалиста непосредственно влияют на качество и точность полученных результатов.
Список необходимых документов
Документы авто для предприятия:
- правоустанавливающий документ (ПТС или свидетельство о регистрации ТС);
- карточка предприятия;
- инвентарная карточка учета нефинансовых активов;
- первоначальная (балансовая) и остаточная стоимость объекта оценки;
- договор купли-продажи;
- акт о проверке технического состояния при наличии (дефектная ведомость);
- подтверждающие факты, которые вызывают увеличение срока службы:
- недавно проведенный капитальный ремонт;
- длительное нахождение на хранении;
- фото объекта оценки.
Рекомендации по фотосъемке (если клиент сам предоставляет фотографии для оценки):
- фото одометра (пробег);
- снимок идентификационного номера транспортного средства (VIN), при его отсутствии — номера кузова или рам;
- фото КПП;
- общий вид с четырех сторон по диагонали.
При наличии повреждений, неисправностей:
- общий вид поврежденной детали и повреждение:
- фото с внутренней части багажника;
- по возможности снять бампер «если поврежден», фото со снятым бампером;
- фото торца двери.
Источник статьи: http://www.ao72.ru/article/70-kriterii-ocenki-avtomobilia
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, А.Г. Бездудная, П.Ю. Ерофеев
Оценка машин, оборудования и транспортных средств
Учебно-методическое пособие; под общ. ред. д.э.н. проф. А.Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2007 г. -296с.
Раздел 1. Основные производственные фонды
Глава 3. Износ основных производственных фондов и его влияние на стоимость оцениваемых объектов
3.2.Физический износ и его влияние на стоимость основных производственных фондов. Методы измерения физического износа объектов оценки
При определении остаточной стоимости оцениваемого средства труда учитывается потеря стоимости объекта, вызванная снижением его работоспособности в результате естественного физического старения и влиянием внешних факторов (аварий, ударов и т. д.), то есть учитывается физический износ объекта. Сравнивая потерю стоимости объекта за определенный период эксплуатации с величиной его восстановительной стоимости, можно определить степень физического износа и измерить его соответствующим коэффициентом – Киз. Поскольку физический износ происходит под влиянием естественных процессов старения и внешних факторов, то и общая величина износа складывается из величины естественного физического износа, измеряемого коэффициентом естественного физического износа (Киз.ест.), и суммарной величиной износа, измеряемого моментными коэффициентами, характеризующими неустранимые, так называемые, Утери Товарной Стоимости (Ку.т.с.) объекта в результате возможных аварий или других неблагоприятных факторов. После определения процента (либо коэффициента) физического износа объекта путем умножения его на стоимость создания нового элемента (объекта) можно определить величину физического износа в денежном выражении.
Процесс естественного физического износа у разных видов средств труда происходит по-своему, но есть и общие закономерности, которые оценщик, как правило, учитывает при определении стоимости старого объекта. Среди них можно выделить следующие.
1. Физический износ (старение) развивается на протяжении всего периода эксплуатации объекта.
2. Период эксплуатации объекта делится на два этапа: время активной работы и время простоев (в разных отраслях этот период разный: в машиностроении период активной работы станочного парка составляет, примерно, 40-60%, в сельскохозяйственном производстве в силу его сезонного характера машины и оборудование активно работают в течение года до 10-15% и т. д.).
3. Время активной работы техники оценивается выработанным ресурсом. Для разных видов техники выработанный ресурс измеряется по-разному: у станков – машинное время, у автомобилей – пробег, у самолетов – летное время, у электроустановки – кВт выработанной энергии и т. д.
4. Во время простоев также происходит износ объекта, поскольку наблюдается коррозия металлов, стареют пластмасса, резина, смазка и т. п.
5. На практике коэффициент естественного износа (Киз.ест.) принято определять только по одному показателю – либо по выработанному ресурсу, либо по времени эксплуатации.
6. Предприятия-изготовители сложной техники для своей продукции устанавливают предельные показатели (нормативный срок службы либо максимальный технический ресурс), при достижении которых рекомендуется проводить капитальный ремонт или списывать объект. Нормативные сроки службы являются основой для установления норм амортизационных отчислений. Однако на практике фактические сроки эксплуатации и нормативные не совпадают, и поэтому их сопоставление может быть лишь формальным индикатором степени физического износа объекта.
Все методы измерения физического износа технических устройств делятся на две группы: метод наблюдения и блок косвенных методов (рис 3.2.)
Рассмотрим последовательно уже применяемые и хорошо себя зарекомендовавшие в оценочной практике методы измерения физического износа машин, оборудования и транспортных средств.
Метод наблюдения (или метод прямого определения физического износа). Прямое определение физического износа проводится с помощью средств технической диагностики и при непосредственном участии обслуживающего персонала. При этом производятся замеры не только основных технических характеристик оцениваемой техники, но и необходимых косвенных параметров. Так, например, при измерении физического износа станков методом наблюдения оценщик вначале измеряет такие параметры, как минимальные и максимальные скорости оборотов шпинделя, диаметр биения шпинделя, потребление энергии, сила вибрации разных узлов при разной нагрузке и другие технические характеристики. Затем сравниваются полученные данные с нормативными либо с новыми аналогичными элементами и на основе экспертных оценок их физического состояния определяется процент физического износа оцениваемого объекта. И наконец, путем деления величины стоимости создания нового или ремонта старого элемента на коэффициент физического износа, полученного с помощью экспертной оценки, получаем в денежном эквиваленте величину износа заменяемых элементов либо объекта в целом. Разница между стоимостью создания нового элемента и денежным выражением износа представляет собой остаточную стоимость объекта оценки
Все косвенные методы измерения физического износа основаны на осмотре объекта или изучении условий его эксплуатации и нормативных данных, бухгалтерской документации и рыночных технико-экономических сведений об аналогичных объектах.
В оценочной практике используются, в основном, четыре косвенных метода измерения физического износа средств труда:
— метод укрупненной оценки технического состояния объекта;
— метод срока жизни объекта;
— метод прямого денежного измерения;
— метод доходности функционирования объекта.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Метод укрупненной оценки технического состояния или метод экспертной оценки. Сущность метода заключается в том, что эксперты (оценщики) изучают техническое состояние объекта, делают выводы и сравнивают это состояние с данными специальной оценочной шкалы, которая разрабатывается оценщиком самостоятельно с учетом практики его работы либо является нормативным документом оценочной фирмы. Примером может послужить специальная оценочная шкала, используемая консалтинговой фирмой «РИМАД» (Таблица 3.1.).
Источник статьи: http://producm.ru/books/business_economics_books/book11/p10/
Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств
Параметры и характеристики технического состояния транспортного
Физическая характеристика состояния транспортного средства
Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД, в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации
Практически новое, на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объёмами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
На послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объёмами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. После капитального ремонта
Бывшее в эксплуатации, с выполненными объёмами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия
Бывшее в эксплуатации, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины)
Бывшее в эксплуатации, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски
Бывшее в эксплуатации, требующее ремонта в объёме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту
50 5.3.8. Пример Акта осмотра.
Акт составлен по наружному осмотру. При осмотре присутствовали: Заказчик (Доверенное лицо) / /
(подпись) (расшифровка подписи)
Другие интересованные лица / /
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи )
(подпись) (расшифровка подписи)
(подпись) (расшифровка подписи)
5.3.9. Перечень документов , использованных в разделе
Осмотр автомототранспортного средства проводится на основании следующих законодательных и нормативных актов:
Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля
2002г. №4О-ФЗ п.2,3ст.12;
Постановление Правительства РФ № 238 от 24.04.03г. «Об
организации независимой технической экспертизы транспортных
средств» п.2.
5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА АМТС И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ .
В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая, производственная или какая либо иная), применяются два метода расчета величины износа.
При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.
В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальневосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.
Величина износа определяется по формуле:
И = И = (С 0 — С t ) х 100% / С 0 , проценты (4.1)
где: И — величина износа, оцениваемого АМТС, проценты; С 0 — стоимость нового АМТС на момент оценки, руб.;
С t — стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб.
Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:
И≤100%, (4.2)
а для работоспособного объекта величина износа меньше 100%:
Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:
И = И физ + И ф + И эк , проценты (4.4)
где: И физ — естественный физический износ, проценты; И ф — функциональный (моральный) износ, проценты; И эк — экономическое устаривание, проценты.
5.4.1. Разновидности износа
Применительно к оценке объекта , износ ( И ) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:
его эксплуатации или длительного хранения ( физический износ ); развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций ( функциональное устаривание или моральный износ );
— изменения спроса пользователей ( экономическое или внешнее устаривание ).
Кроме того, износ подразделяется на:
устранимый — износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;
неустранимый — износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.
Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.
Естественным ( нормальным ) физическим износом , называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.
8 случае, если не определен конкретный вид физического износа, то «по умолчанию» подразумевается естественный физический износ.
Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации.
Способом устранения физического износа является ремонт.
Функциональным устариванием ( моральным износом ) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта.
Экономическое ( внешнее ) устаривание — потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов, таких как изменение спроса
Источник статьи: http://refdb.ru/look/1263186-p7.html