- Производство работ по погрузке или разгрузке автомашин.
- Регламентация погрузочно-разгрузочных работ согласно Устава автомобильного транспорта
- Исходя из диспозитивности положения, перевозчик (а не грузоотправитель или грузополучатель) может осуществлять погрузку и выгрузку товаров в следующих случаях:
- Условия для погрузки и выгрузки
- Как правильно загрузить и разместить груз в кузове автомобиля
- Обеспечение охраны труда
- При ручном способе погрузки и выгрузки надо соблюдать перечисленные ниже правила:
- Меры безопасности при погрузочно разгрузочных работах
Производство работ по погрузке или разгрузке автомашин.
Условие:
Составляется технологическая карта на погрузочные или разгрузочные работы, с которой стропальщик знакомится под роспись.
Общие правила безопасности:
1. Машина должна устанавливаться на ровной площадке ( по возможности).
2. Машина должна быть установлена на стояночный тормоз.
3. Под колёса с двух сторон должны быть установлены противооткатные упоры для устойчивости автомашины.
4. В кабине не должны находиться люди!(во время загрузки или выгрузки).
5. Стропальщик должен для погрузки подготовить место в кузове.
6. Во время загрузки – выгрузки стропальщику запрещается находиться в кузове. Он должен находиться на стационарно установленной эстакаде или на навесной площадке.
7. Запрещается перемещать груз над кабиной машины.
8. При необходимости поворота или разворота груза пользоваться крючком или оттяжкой.
9. Погрузка – разгрузка должна выполняться равномерно.
10. Вес груза не должен превышать грузоподъёмность машины, что имеет значение при погрузке автомашины.
11. Когда груз уложен, стропальщик должен подняться в кузов, закрепить груз, если это необходимо, и выполнить расстроповку груза.
Кантовка грузов.
Кантовка (кантование) груза— это переворот груза из одного положения в другое.
При кантовании груза с помощью ПС (крана) стропальщик должен находиться сбоку или торца (по диагонали) груза на расстоянии – не менее, высота груза + 1 м.
При кантовании стропальщику запрещается: находиться напротив и сзади кантуемого груза.
Виды и способы кантовки.
Виды:
1. Ручное кантование – это кантование грузов вручную, вес которых до 100 кг с помощью специальных кантовальных приспособлений.
2. Механическое кантование – это кантование грузов весом более 100 кг специальными механическими кантователями.
3. Кантование подъемным сооружением ( краном) – при кантовании груза с помощью крана стропальщик должен руководствоваться проектом производства работ— ППР (схемой или технологической картой кантовки груза).
Производить кантовку «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.
«Тяжелые грузы» в данном случае считаются, те масса, которых составляет 75% и более от грузоподъемности подъемного сооружения, а «грузы сложной конфигурации» — грузы со смещением центра тяжести.
Способы:
а). кантование на весу – плавное переворачивание груза.
б).кантование на бросок – переворачивание груза со свободным падением.
в). кантование на упор – переворачивание груза с упора.
Кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.
Кантовальные площадки.
Кантование грузов кранами должно осуществляться только на кантовальных площадках.
Кантовальные площадки – это участки с амортизирующей поверхностью, которые необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и для предохранения их от поломки.
Рекомендуемые виды кантовальных площадок:
1) Досчатая – для грузов весом до3 тонн.
2) Насыпная– для грузов весом от 3 до 6 тонн.
3) Бревенчатая – для грузов весом от 6 до 10 тонн.
4) Ямозасыпная – для грузов весом от 10 до 100 тонн.
5) Ямозасыпная с виброгасительным поясом– для грузов весом свыше 100тонн.
Все кантовальные площадки должны быть по ширине на 1 – 3 метрабольше ширины груза, а по длине в 2 раза больше длины груза. Это минимальные рекомендуемые размеры кантовальных площадок.
Кантовальные площадки, как правило, не огораживаются, т.к. ограждения мешают работать и могут служить причиной несчастных случаев.
Грузы, которые нельзя поднимать, без определенных действий, подъемным сооружением.
(грузоподъемным краном).
1. «Мёртвые» грузы.
2. Грузы, вес которых превышает грузоподъёмность одного ПС (крана).
4. Грузы, которые находятся в близи ЛЭП, т.е. ближе 30м.
5. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.
6. Груз, который находится в неустойчивом положении (его сначала необходимо скантовать).
7. Груз, который находится в мёртвой зоне крана, т.е. в стороне от крана. Потому что возникает косое натяжение (косая чалка) грузовых канатов крана.
8. Грузы, у которых нарушены места строповки.
9. Грузовыми кранами нельзя перевозить людей.
Грузы, которые поднимают в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.
1. Вблизи ЛЭП, ближе 30м.
2. Грузы, которые перемещают двумя подъемными сооружениями (кранами).
3. Редко поднимаемые грузы, на которые не разработаны схемы или технологические карты.
4. Грузы, у которых отсутствует маркировка с весом груза.
5. Особо ценные грузы.
6. Погрузка – разгрузка полувагонов.
7. Грузы, у которых нарушены места строповки.
8. Кантовка «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации.
И другие работы, предусмотренные технологическими картами или ППРк.
Знаковая сигнализация.
Знаковая сигнализация для подъемных сооружений (кранов) общего назначения (крюковых), которая применяется стропальщиком при работе с крановщиком (оператором).
Для мостового крана:
1). Передвинуть мост в левую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой правой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.
2). Передвинуть мост в правую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой левой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.
3). Передвинуть тележку к кабине машиниста крана.
4). Передвинуть тележку от кабины машиниста крана.
3,4 – боком к кабине машиниста крана, согнутыми в локте руками, ладонью по направлению требуемого движения тележки.
Для стрелового крана:
1). Поднять стрелу – прямой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения вниз, ладонью вверх.
2). Опустить стрелу – прямой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения вверх, ладонью вниз.
3). Повернуть стрелу в левую сторону – согнутой в локте правой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.
4). Повернуть стрелу в правую сторону– согнутой в локте левой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.
5). Передвинуть кран в левую сторону – прямой правой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.
6). Передвинуть кран в правую сторону – прямой левой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.
Для всех кранов:
1). Поднять груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вверх, прерывистое движение руки снизу вверх.
2). Опустить груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вниз, прерывистое движение руки сверху вниз.
3). «СТОП» или остановка(прекращение какого-либо движения крана) – одной рукой, согнутой в локте, ладонью вниз, движение руки в горизонтальной плоскости в левую и правую сторону.
4). Осторожно (200-300мм) – руки подняты вверх, ладони друг напротив друга на небольшом расстоянии.
В производственной инструкции по ОТ для стропальщиков должны быть оговорены команды для подъемных сооружений специального назначения, только в том случае, если стропальщики будут работать с такими кранами.
При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь, которая должна быть тоже внесена в производственную инструкцию.
При выполнении некоторых работ допускаются сигналы голосом или головой, но должно быть оговорено в местной инструкции для стропальщиков.
Источник статьи: http://zdamsam.ru/a12762.html
Регламентация погрузочно-разгрузочных работ согласно Устава автомобильного транспорта
Погрузочно-разгрузочные работы являются важным этапом процесса грузоперевозок. От их правильного и быстрого выполнения зависит не только сохранность товаров в пути, но также своевременность их доставки, рентабельность транспортировки и безопасность движения.
Относительно погрузки и выгрузки, в Уставе автомобильного транспорта сформулированы приведенные ниже положения.
Погрузку, закрепление и укрытие грузов на машине выполняет их отправитель. Освобождение от креплений, снятие покрытий и выгрузку – получатель. Это диспозитивная норма.
Она действует в большинстве случаев, но лишь тогда, когда в договоре на доставку не предусмотрено иное.
То же самое касается и других аналогичных действий. Грузоотправитель и грузополучатель выполняют, соответственно, открытие и закрытие бортов кузова или люка цистерны, отвинчивание и привинчивание шлангов.
Исходя из диспозитивности положения, перевозчик (а не грузоотправитель или грузополучатель) может осуществлять погрузку и выгрузку товаров в следующих случаях:
- если это штучные, тарные или бочковые грузы для торговых точек или предприятий общепита с небольшим оборотом товаров;
- для других грузов – при наличии у перевозчика средств механизации погрузки и выгрузки.
Для оформления соглашения по этому поводу не обязательно составлять особый договор. Можно записать его отдельным разделом в имеющийся документ по доставке грузов. Или сделать его в качестве приложения – так обычно поступают при подписании долгосрочных договоров. Тогда в основном договоре будут пункты об использовании механизмов для погрузки и выгрузки. А также о том, что грузоотправитель обязан подготовить товары (упаковать, уложить в контейнеры или на поддоны), обеспечить место не только для установки погрузочно-разгрузочных транспортеров, но также их мелкого ремонта. На территории отправителя грузов следует организовать раздевалки и комнаты отдыха рабочих.
Ранее считалось, что водитель ни в коем случае не должен участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. В настоящее время допускается указать в договоре на доставку пункт о том, что это разрешается, но с соблюдением требований охраны труда на автотранспорте. В первую очередь имеется в виду, что при погрузке водитель подает груз в кузов машины, а при выгрузке – получает его с борта автомобиля.
Если перевозчик берет на себя обязанность выполнять погрузочно-разгрузочные работы, то он отвечает за повреждение товаров, которые случились по его вине во время погрузки или выгрузки и за соблюдение техники безопасности.
Условия для погрузки и выгрузки
Для обеспечения маневрирования транспорта отправитель и получатель груза должны в любое время года содержать в исправном (рабочем) состоянии пункты для погрузки и выгрузки, подъездные пути и погрузочно-разгрузочные механизмы. Кроме того, всегда должно присутствовать необходимое число рабочих. Это требуется для соблюдения сроков проведения погрузочно-разгрузочных работ. Для работы в вечернее и ночное время на площадках следует организовать достаточное освещение.
Помимо этого, надо позаботиться о том, чтобы присутствовал весь необходимый такелаж, инвентарь и весовые приспособления. В зависимости от характера проводимых работ и их объема, надо организовать оборудованные места для погрузки и выгрузки, развесить на территории указатели о местах расположения складов, въездных и выездных ворот.
При погрузке товаров, отправитель и перевозчик загружают транспортное средство в пределах объема, который указан в заявке получателя. При этом следует использовать вместимость кузова по максимуму, но так, чтобы не превысить грузоподъемность ТС.
Как правильно загрузить и разместить груз в кузове автомобиля
Если выполняется массовая транспортировка легких грузов (в т.ч. продукции сельского хозяйства), то перевозчик обязан наращивать борта на кузове ТС. А также реализовать другие решения, чтобы увеличить грузовместимость автомобиля. При доставке сыпучих грузов навалом, верхняя часть груза не должна выступать над бортом.
Бестарные штучные грузы (трубы, металлические прутья) следует объединять в транспортные пакеты с целью сокращения времени на погрузку и прием товара при выгрузке.
Бестарные тяжеловесные грузы должны быть оборудованы закладными деталями и другими приспособлениями для возможности их подъема и перемещения (проушины, петли, рамы, выступы).
При упаковке товара на поддонах, они грузятся так, чтобы количество груза можно было проверить, не нарушая креплений и не сдвигая его на поддоне. Исключением являются только закрытые ящичные поддоны, на которых поставлены пломбы отправителя груза.
Грузы укладываются в кузове ТС и закрепляются так, чтобы они не падали, не сдвигались, не терлись о борта, не давили на двери, не повреждались сами и не разрушали автомобиль. Грузоотправитель может оборудовать машину дополнительными устройствами для безопасной доставки какого-либо груза. Но делается это только после согласования с перевозчиком.По договору с отправителем груза (и за его счет!) транспортная компания имеет право переоборудовать автомобильные кузова. Приспособления для перевозки груза, либо выдаются с грузом получателю, либо возвращаются отправителю за его счет. Указание о возврате пишется в товарно-транспортной накладной.
После того, как груз уложен в кузов, водитель проверяет его расположение и надежность креплений. Если замечены нарушения, угрожающие сохранности груза или представляющие опасность для автомобиля, он обязан сообщить об этом отправителю, который должен немедленно устранить выявленные нарушения.
Помимо этого, водитель проверяет, соответствуют ли требованиям ПДД габариты груза, нет ли опасности его выпадения через борт.
Ответственность за выполнение правил охраны труда при погрузке и выгрузке, а также за несчастные случаи, произошедшие при их нарушении, несет сторона, которая по договору взяла на себя эти обязательства.
Перед тем, как грузить товары в контейнер или кузов автомобиля, грузоотправитель должен проверить, насколько они пригодны к доставке именно этого груза. Если имеет место неудовлетворительное санитарное состояние, неисправности или другие факторы, влияющие на сохранность груза в пути, отправитель обязан отказаться от использования этого контейнера или автомобиля. Отметка о несоответствии делается в путевом листе или товарно-транспортной накладной, с ее заверением подписью отправителя, печатью или штампом.
При наличии разногласий по поводу возможности применения машины или контейнера, об этом составляется соответствующий акт, который подписывают представители транспортной компании и грузоотправителя, заверяется печатью или штампом.
Обеспечение охраны труда
Работы по погрузке и выгрузке нормируются положениями ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.009 и ГОСТ 12.3.020, а также Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах. Способ выполнения этих работ должен выбираться так, чтобы свести к минимуму или вовсе исключить воздействие на сотрудников опасных и вредных факторов. Для этого применяются:
- приспособления и устройства, обеспечивающие индивидуальную защиту людей;
- автоматизация и механизация процессов;
- наличие предупредительных знаков и сигнализации в зоне работы подъемного оборудования;
- эксплуатация погрузочных механизмов и оборудования согласно технической документации и принятых норм;
- наличие охранных зон в пунктах энергоснабжения и местах прохождения инженерных коммуникаций;
- правильное складирование грузов, а также их расположение в кузове ТС.
В большинстве случаев выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным, с применением соответствующего оборудования. Правила его применения изложены в соответствующих нормативных правовых и технических документах.
При ручном способе погрузки и выгрузки надо соблюдать перечисленные ниже правила:
- грузы, упакованные в неисправную тару, или ящики с торчащими гвоздями, окантовкой и т.д., к переноске не допускаются;
- неупакованный лед, а также товары в жесткой таре, надо переносить только в рукавицах;
- режущие, колющие и острые инструменты или изделия должны быть упакованы в чехлы или пеналы;
- для стеклянной посуды надо предусмотреть устойчивые подставки; посуда битая, с трещинами или сколами, к погрузке не допускается; для перевозки пустой стеклотары должны быть ящики с гнездами;
- при погрузке и выгрузке товаров можно использовать доски толщиной не менее 50 мм; при необходимости, чтобы исключить опасный прогиб, под доску ставится подпорка;
- один человек может переносить груз массой не выше 50 кг; допускается переносить груз весом от 50 кг до 80 кг в том случае, если для его подъема или опускания привлекаются другие грузчики.
Ориентировочное время погрузки и выгрузки автомобиля, а также продолжительность дополнительных операций, связанных с этими работами, указана в Приложении к данному разделу Устава. Время подачи машины под загрузку считается с того момента, когда водитель в погрузочном пункте предъявляет путевой лист. То же самое под выгрузку – когда в пункте выгрузки предъявляет товарно-транспортную накладную. Если в указанных пунктах имеются КПП, аналитические лаборатории для проверки груза или въездные ворота, то время приезда на погрузку или выгрузку считается с момента предъявления одного из указанных выше документов на этих участках.
Официальное окончание погрузки или выгрузки наступает в тот момент, когда водитель получает на руки правильно оформленные и подписанные документы на груз.
При исчислении времени простоя машины под погрузкой или выгрузкой, время движения от ворот или КПП до погрузочно-разгрузочной площадки не учитывается.
Если машина прибыла для погрузки раньше, чем это было согласовано между перевозчиком и грузоотправителем, то считается, что она была подана на погрузку в оговоренное время. Исключение составляет лишь тот случай, когда отправитель начинает погрузку сразу после фактического прихода автомобиля.
Отправители и получатели грузов должны отмечать в ТТН точное время подачи машины на пункт погрузки или выгрузки, а также ее убытия. Время пробега от погрузочно-разгрузочной площадки до ворот или КПП, которое не считается при исчислении общего времени погрузки или выгрузки, указывается в договоре на доставку грузов.
Погрузочно-разгрузочные работы, не предусмотренные Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и Уставом автомобильного транспорта, выполняются согласно заключенных договоров, а также соответствующих правил доставки отдельных видов грузов.
Меры безопасности при погрузочно разгрузочных работах
Источник статьи: http://perevozka24.ru/pages/reglamentaciya-pogruzochno-razgruzochnyh-rabot