Установка заземления для автомобилей

Как выполнить заземление автомобиля

Когда машина бьет током, тогда человек может начать ощущать болезненные ощущения. Ни один автолюбитель не будет рад получать заряд тока каждый день. Для того чтобы избежать этой проблемы вам необходимо будет выполнить заземление автомобиля.

Получить заряд тока может не только владелец, но и пассажиры транспортного средства. Некоторые водители могут смириться с этой ситуацией, но лучше найти пути ее решения. Сегодня мы рассмотрим причины накопления статистического тока на кузове автомобиля и узнаем, почему автомобиль бьет током.

Последствия воздействия тока

Для человека небольшой заряд электроэнергии не несет никакого влияния. Этот процесс не является смертельным. Если статистический заряд начнет воздействовать на электрические приборы, которые находятся внутри автомобиля, тогда она может причинить им вред.

В лучшем случае приборы начнут показывать неправильные показатели, а в худшем они могут просто выйти из строя. Еще страшнее, когда электрический заряд начнет возникать в районе бака с бензином. Искры от этого небольшого заряда могут его просто воспламенить. Чтобы избежать этих проблем потребуется заземление автомобиля. При необходимости, чтобы избежать неприятных ситуаций вы можете выполнить заземление гаража.

Причины появления статистического заряда

На сегодняшний день вы можете встретить достаточно много причин накопления статистического заряда на кузове автомобиля. К основным причинам появления можно отнести:

  1. Заряд может появиться в результате трения воздуха о кузов автомобиля. Обычно этот процесс происходит в жаркий и сухой день. Мелкие частицы пыли могут тереться о кузов автомобиля и в результате этого возникнет заряд.
  2. Статистическое электричество может появиться на одежде человека. Обычно это может произойти из-за трения о кузов автомобиля или взаимодействиям с сидениями. В результате этого после выхода из машины человек коснется кузова автомобиля и получит небольшой щелчок.
Читайте также:  Volvo s60 автомобиль года

Заземление автомобиля

Заземление автомобиля может иметь несколько видов. О том, как выполнить монтаж заземления автомобиля мы поговорим ниже. Также вы узнаете все способы, которые помогут бороться с зарядом.

Первый способ

Основным способом чтобы решить проблему накопления напряженности на поверхности автомобиля является установка алюминиевых или графитовых полос. Эти полосы обязательно должны иметь прорезиненную основу.

Эти полосы будут касаться кузова, и соприкасаться с землей. В результате этого все накопленное электричество на кузове автомобиля будет просто уходить в землю.

Второй способ

Вам необходимо будет проверить, из какого материала выполнена обивка кресел в вашем автомобиле. Если для этого применяются синтетические материалы, тогда избежать возникновения заряда можно просто сняв обивку.

Третий способ

Сделать заземление автомобиля также можно с помощью специального спрея. Для этого вам необходимо обработать все поверхности автомобиля защитным средством. Выполнение этого процесса сведет образование статики к минимуму.

Четвертый способ

Вам необходимо провести обработку и чистку салона. Чем суше воздух в салоне автомобиля, тем больше статического электричества будет накапливаться. Влажная среда считается более разреженной и поэтому электричество скапливается медленнее.

Пятый способ

Прежде чем выходить из салона вам необходимо коснуться металлической детали. Только после этого вы можете выходить из автомобиля. Этот способ считается решением проблемы только в том случае, если вы не желаете проводить дополнительные работы.

Дополнительные причины

Если ваш автомобиль продолжает бить током, тогда необходимо просмотреть систему электрораспределения. Если вы обратитесь к специалистам, тогда они точно помогут выполнить заземление автомобиля. Самостоятельно устранить эту поломку будет достаточно сложно. Если вам интересно можете прочесть про отличия зануления от заземления.

Выводы

Как видите, когда машина бьет током необходимо разобраться в причине. Возможно, вам все равно, но если она будет быть током ваших детей, тогда причину необходимо устранить. Кроме болезненных ситуаций иногда из строя могут выходить и электрические приборы. Если вы не знаете, как выходить из машины, чтобы она не ударила током, тогда смотрите следующее видео.

Источник статьи: http://vse-elektrichestvo.ru/elektromontazh/zazemlenie/zazemlenie-avtomobilya.html

Как сделать заземление в гараже своими руками?

Гаражное помещение для любого автовладельца является не только местом стоянки автомобиля, но и собственной мастерской. Здесь часто выполняется посильный ремонт четырехколесного друга, в котором участвует сварочное оборудование и прочие электрические инструменты. Особая опасность системы электроснабжения гаража заключается в отсутствии защитного заземления, которым преимущественное большинство отечественных гаражных кооперативов не оснащено. А без него невозможно обезопасить человека при повреждении электрических приборов или других элементов гаражной электропроводки.

В случае попадания электрического потенциала на корпус возникает угроза поражения током, которая может привести к электротравме. Чтобы избежать этого, многие владельцы авто задаются вопросом, как сделать заземление в гараже своими руками. Для подключения заземляющего контура необходимо выполнить ряд требований и соблюсти определенные нюансы.

Нюансы и требования по ПУЭ

Требования к заземлению гаража, как и любому другому оговаривается п.1.7 ПУЭ. Основным параметром для контура заземления гаража является переходное сопротивление между заземлителем и грунтом. Эта величина определяет путь движения тока, либо через тело человека (если его сопротивление меньше), либо через контур заземления гаражного помещения. Поэтому, в соответствии с п.1.7.103 ПУЭ сопротивление заземления должно быть не более 5, 10 и 20 Ом для линий, у которых фазное напряжение составляет 380, 220 и 127 В соответственно.

Следует отметить, что для подключения заземляющего проводника подходят далеко не все конструкции. Так, согласно требований п.1.7.123 категорически запрещено использовать для подключения защитного заземления в гараже оболочку кабелей, различные трубопроводы и газопроводы, несущие тросы, канализацию и отопительные сети. Поэтому заземление в гараже должно подключаться отдельным или совместным защитным проводником. Который согласно п.1.7.3 ПУЭ может быть проводом PEN или PE, а в зависимости от способа их подключения реализуют и различные системы заземления гаража.

Выбор системы заземления для гаража

Всего согласно п.1.7.3 ПУЭ выделяют шесть систем питания электрических сетей, но для снабжения гаражей актуальны только четыре из них:

  • TN-C – с совмещением защитного и нулевого;
  • TN-C-S – с частичным совмещением;
  • TN-S – с выделенными защитным и нулевым;
  • TT – с глухозаземленной нейтралью.

В зависимости от того, какая из этих схем запитки электропроводки применяется в вашем случае, определяется наиболее актуальный вариант подключения защитного контура от общей системы или установки индивидуального заземления.

TN-C.

Система TN-C подразумевает, что к вводному щитку в гараже подводится четырехпроводная линия, в которую входят три фазы и совмещенный защитный и нулевой проводник PEN. Такая система заземления являет достаточно распространенной, так как она позволяет существенно экономить на отдельном заземляющем проводе. Но в ее работе отмечается не менее существенный недостаток.

Пример подключения по схеме TN-C

Посмотрите на рисунок, здесь приведен пример аварийной ситуации, когда происходит обрыв проводника PEN на участке от подстанции или распредустройства до гаража. В случае такого разрыва и одновременного включения электроприборов в розетку потенциал с фазы может перейти на корпус оборудования и все заземленные части. В результате прикосновения к ним человек будет поражен электрическим током.

Следует отметить, что такая угроза в системе TN-C несет особую опасность в трехфазных устройствах, где схема проводки использует нулевой провод не для каждого потребителя, и те спокойно будут продолжать свою работу. При однофазном подключении повреждение PEN проводника сразу обнаружится – ни один прибор работать не будет, что хорошо заметно на тех же светильниках. Поэтому подключение заземления на PEN проводник в гараже крайне опасно, и его лучше реализовывать через индивидуальный контур.

TN-C-S.

Такой способ является более безопасным развитием системы TN-C, когда от подстанции схема питается по четырехпроводной линии с совмещенным PEN проводом. На определенном участке совмещенный провод разделяется на PE – защитный и N – нулевой провод двумя отдельными жилами. При этом в точке разделения должно осуществляться повторное заземление.

Рис. 2. Пример подключения по схеме TN-C-S

Такой способ актуален для владельцев гаражей, чьи помещения питаются TN-C. В таком случае с вводного кабеля совмещенную жилу разделить на две и обустроить индивидуальный контур. В гараж вместо двухжильного будет заводиться трехжильный провод. Следует отметить, что к нулевому проводу на вводе в гараж нужно подключить УЗО, так как со стороны подстанции и других гаражей будет присутствовать угроза попадания потенциала при повреждении совмещенного проводника.

TN-S.

Представляет собой систему, в которой присутствует сразу пять питающих линий – три из которых отводятся на фазные, один для нулевого, и один для заземления. Таким образом, проводник PE имеет отдельную жилу. За счет чего питание по TN-S схеме является самым безопасным. Но из-за необходимости включения в линию дополнительной жилы этот способ питания является более дорогостоящим, и для питания гаражных корпусов и кооперативов используется редко.

Рисунок 3: пример подключения по схеме TN-S

Посмотрите на рисунок, при повреждении нулевого провода заземление продолжит выполнять свои функции с теми же параметрами, не зависимо от остальных элементов сети.

TT.

Представляет собой наиболее распространенную в отечественных сетях схему питания бытовых потребителей. При этом снабжение осуществляется по четырехпроводной линии, в которую входят три фазы и ноль. Нулевой проводник здесь заземляется, а система носит название трехфазной с глухозаземленной нейтралью. Провод PE в такой системе отсутствует, поэтому для заземления гаража устанавливается собственный контур.

Рис. 4. Пример подключения по схеме TT

Обустройство индивидуального контура для гаража является самым надежным и наиболее безопасным способом защиты.

Устройство контура заземления в гараже

Контур собирается из горизонтальных и вертикальных электродов, которые закапываются в грунт, а для заземлителей используются различные металлические конструкции. Все элементы заземления внутри гаража относятся к внутреннему контуру, а снаружи к внешнему. В качестве внутреннего контура заземления по периметру стен, как правило, укладывается металлическая полоса, арматура, уголок или другие изделия, на него подключается все оборудование.

Рис. 5: устройство контура заземления в гараже

Посмотрите на рисунок, здесь приведен один из вариантов заземления в гараже, он подходит для тех ситуаций, когда у вас есть возможность обустраивать контур вокруг всего здания. Оптимальный вариант – на этапе строительства, когда происходит монтаж всей электрики. Если доступ к какой-то области заблокирован другими постройками, то металлические электроды смещаются в свободную область.

Основная задача – обеспечить как можно меньшее сопротивление заземлителя. Для этого вам потребуется предусмотреть достаточную площадь соприкосновения металла с грунтом. Поэтому, если у вас нет возможности установить достаточную протяженность горизонтальных электродов, ее компенсируют нужным количеством вертикальных заземлителей. Способ их установки и соединения может выполняться:

  • В линию – наименее надежный вариант;
  • Замкнутой фигурой (треугольник, круг и прочие) – более надежное заземление;
  • Сложной фигурой – если укладка производится на небольшой площади.

Рис. 6: как соединить заземлители в контур

В качестве заземляющего электрода подойдут обычные стальные трубы, уголки или медные элементы. Любые медные проводники — более надежный вариант, так как со временем медь не разрушается, а сопротивление контура не увеличивается. Размеры заземлителей, в зависимости от их конструкции и материала, выбираются в соответствии с п.1.7.111 ПУЭ по таблице 1:

Материал Профиль сечения Диаметр,
мм
Площадь поперечного сечения, мм Толщина
стенки, мм
Сталь Круглый:
черная для вертикальных заземлителей; 16
для горизонтальных заземлителей 10
Прямоугольный 100 4
Угловой 100 4
Трубный 32 3,5
Сталь Круглый:
оцинкованная для вертикальных заземлителей; 12
для горизонтальных заземлителей 10
Прямоугольный 75 3
Трубный 25 2
Медь Круглый: 12
Прямоугольный 50 2
Трубный 20 2
Канат многопроволочный 1,8 35

После того, как вы определились с местом установки заземления гаража и всеми материалами, приступайте к самой процедуре.

Организация заземления в гараже своими руками

Устройство собственного контура заземления подразделяется на несколько этапов. Для этого выполните следующие процедуры:

  • Перед установкой заземления выкопайте углубления для размещения вертикальных электродов — порядка 50 см в глубину и соедините их между собой траншеей такой глубины, чтобы расстояние от контура до поверхности грунта не превышало 20 см.
  • Забейте вертикальные электроды на глубину 1 – 1,5 м. Перед забиванием их заостряют, чтобы они легче входили. Проложите горизонтальные элементы контура так, чтобы они соединяли 2 электрода, находящихся поблизости. Рис. 7: пример схемы расположения электродов заземления
  • Соедините вертикальные и горизонтальные заземлители при помощи сварки (если они выполнены из стали) или болтовым соединением (если из меди). Рис. 8: соединение вертикальных и горизонтальных заземлителей

Электрический контакт в местах таких соединений должен получиться максимально надежным, не допускайте слабых креплений, которые могут разрушиться на этапе засыпания траншеи.

  • Проверьте контур заземления при помощи мультиметра или контрольной лампочки. Лучше всего это делать при помощи специального моста, но при отсутствии такового, подойдут и более доступные средства.
  • Если сопротивление заземления гаража получилось слишком большим, попробуйте уменьшить его, установив еще несколько металлических штырей. Если превышение невелико, после засыпания траншеи, величина уменьшиться. А для грунтов с большим сопротивлением актуально засыпать вокруг металлического уголка или шины смесь угля и соли – они значительно снижают сопротивление растекания.
  • Сделайте вывод от контура к электрическому щитку, для него также необходимо установить УЗО, через которое будет подключаться внутренний контур гаража. Рис. 9: подвод заземления к щитку
  • От внутреннего контура сделайте разводку к металлическим корпусам светильников, заземляющим контактам розеток и прочему оборудованию.
  • Траншею засыпьте грунтом, красить или как-то покрывать токоведущие элементы материалами, ухудшающими переходное сопротивление, запрещено.

Как обслуживать заземление гаража?

Правильно выполненное заземление гаража гарантирует безопасность человека, но со временем, может утратить свои характеристики. Поэтому его целостность и работоспособность должны постоянно проверяться, в ваших же интересах выполнять хотя бы доступные манипуляции:

  • Первое, что должно производиться – периодический осмотр, согласно п .2.7.9 ПТЭЭП он выполняется не реже 1 раза в 6 месяцев, его задача выявить места возможных обрывов или уменьшения сечения шины PE.
  • Осмотр с частичной откопкой выполняется не реже раза в 12 лет в местах наибольшей коррозии, как правило, это место входа заземления в грунт.
  • Измерять величину сопротивления следует также не реже раза в 12 лет, при этом величина определяется из приложения 3.1 ПТЭЭП, приведенного в таблице 2
Характеристика объекта Удельное сопротивление грунта, r, Ом·м Сопротивление, Ом
Электроустановки напряжением 110 кВ и выше сетей с эффективным заземлением нейтрали, выполненные по нормам на сопротивление до 500 0,5
более 500 0,002·0,5r
Электроустановки 3-35 кВ сетей с изолированной нейтралью до 500 250/*,

но не более 10 Ом

более 500 0,002r·250/
Электроустановки сетей напряжением до1000 В с глухозаземленной нейтралью напряжением:
660/380 В до 100 (более 100) (15·0,01r)
380/220 В (30·0,01r)
220/127 В (60·0,01r)
Электроустановки сетей напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью при мощности источника питания:
более 100 кВА до 500 50/Ip*,

но не более 4 Ом

до 100 кВА более 500 50/Ip*,

но не более 10 Ом

* Ip — — расчетный ток замыкания на землю, в качестве которого принимается:

в сетях без компенсации емкостного тока замыкания на землю – ток замыкания на землю;

в сетях с компенсацией емкостного тока замыкания на землю:

— для электроустановок, к которым присоединены компенсирующие аппараты, — ток, равный 125% номинального тока наиболее мощного из этих аппаратов;

— для электроустановок, к которым не присоединены компенсирующие аппараты, — ток замыкания на землю, проходящий в данной сети при отключении наиболее мощного из компенсирующих аппаратов.

Источник статьи: http://www.asutpp.ru/zazemlenie-v-garazhe-svoimi-rukami.html

Оцените статью