Устойчивость автомобиля продольная поперечная

Продольная и поперечная устойчивость автомобиля

Очевидно, что стабильность выбранного курса важна не только в мореплавании, но и при движении по шоссе. Как избежать нарушений продольной и поперечной устойчивости автомобиля?

Что влияет на устойчивость

Для легкого и безопасного вождения любой автомобиль должен быть точно настроен, как хороший музыкальный инструмент. Давайте немного углубимся в теорию и вникнем в суть параметров правильно спроектированного шасси.

Важнейшее значение для устойчивости и управляемости имеет ориентация воображаемой оси поворота колеса, как слева, так и справа. Если смотреть на машину спереди, то ось поворота колеса, проходящая через центры верхних и нижних шаровых опор, обязательно должна быть наклонена.

При таком условии поворотная цапфа, на которой закреплено колесо, во время отклонения руля от нейтрального положения будет уводить ступицу колеса вниз. Пусть ненамного, на считанные сантиметры – это очень важно. Выворачивая руль и поворачивая вбок колеса, мы за счет поперечного наклона оси поворота приподнимаем переднюю часть автомобиля.

Стабилизация автомобиля

Улавливаете суть? С отклоненными от прямолинейного направления движения колесами машина своим весом стремится вернуть цапфы в их привычное равновесное состояние. Именно за счет этого эффекта обеспечивается весовая стабилизация управляемых колес. Это лучше всего ощущается на небольшой скорости.

Иными словами, мы наблюдаем самовозврат руля на выходе из виража. Между прочим, его интенсивность регламентирована международными нормами безопасности. Можете убедиться сами. Если угол развала колес положительный, и угол поперечного наклона оси поворота колеса тоже в норме, то после отпускания руля автомобиль самостоятельно выходит на прямую.

Важный момент: обратная отдача усилия на руле позволяет водителю лучше чувствовать поведение машины.

Исправность подвески

При разбитой растрепанной передней подвеске с отрицательными углами развала, эффекта самовозврата вы не дождетесь. С кривой геометрией изношенного шасси весовой стабилизации никак не будет.

Угол продольного наклона

Но вот еще что стоит запомнить в этой связи. Вторым фактором, сильно влияющим на устойчивость движущегося автомобиля, является угол продольного наклона оси поворота колеса. Если смотреть на машину сбоку, то эта воображаемая ось в верхней части должна быть завалена назад. Такой положительный угол наклона оси поворота создает результирующую силу. Она во время движения стремится как бы оттянуть и вернуть колесо к его равновесному прямолинейному положению.

Этот эффект наклона оси поворота обеспечивает уже не весовую, а скоростную стабилизацию управляемых колес. Конструкция передней вилки велосипеда служит отличным примером самовыравнивания колеса. Здесь тоже можно отпустить руль на ходу при известной доле сноровки.

Опытные водители подтвердят, если все геометрические параметры шасси (развал, схождение и продольные углы) выставлены как надо, то машина сама, как умная лошадь стремится бежать ровно. Если что-то сбито, нарушено, то автовладельцу приходится постоянно бороться с норовистой небезопасной техникой.

Вы, как хозяин или хозяйка, обязаны заботиться о полной технической исправности автомобиля. Машина не должна вам сопротивляться. Наоборот, ее задача самостоятельно поддерживать заданный курс и четко исполнять любые ваши команды.

Если человек за рулем не суетится, а лишь плавно по необходимости подправляет траекторию движения, то ему не страшны ни снегопад, ни гололед. Ведь сама по себе без влияния водителя исправная машина вряд ли сорвется в скольжение.

Примерное послушание автомобиля – залог вашей безопасности. Особенно сейчас, в сложных дорожных условиях. Поэтому не пожалейте времени на то, чтобы добиться наилучшей курсовой устойчивости с помощью хорошего специалиста и стенда для точной настройки шасси. Счастливого вам пути на всех направлениях и в любую погоду!

Источник статьи: http://xn—-21-43dabppn4d4dn.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Устройство автомобилей

Устойчивость автомобиля

Факторы, вызывающие нарушение устойчивости автомобиля

Во время движения на автомобиль действуют не только управляющие силы со стороны водителя, корректирующие направление его перемещения по дороге, но и различного рода случайные силы, вызванные различными причинами, и стремящимися изменить направление движения автомобиля. К этим причинам относятся, например, неровности дороги и ее наклон, боковые порывы ветра, инерционные силы, обусловленные прохождением поворота и т. п.
Следует отметить, что некоторые из этих сил могут действовать на автомобиль и во время стоянки, пытаясь вывести его из состояния равновесия. В результате действия всех этих сил автомобиль может потерять устойчивость. При этом различают устойчивость поперечную и продольную.

Нарушение поперечной устойчивости проявляется в боковом скольжении колес или опрокидывании автомобиля в плоскости, перпендикулярной продольной оси.
Нарушение продольной устойчивости проявляется в буксовании колес, вызывающее сползание автомобиля при преодолении им крутого подъема. Опрокидывание автомобиля в продольной плоскости маловероятно и практически невозможно, поскольку у современных автомобилей центр тяжести располагается достаточно низко.

Поперечная устойчивость автомобиля

Показатели поперечной устойчивости

Показателями поперечной устойчивости автомобиля являются максимально возможная скорость при его движении на повороте данного радиуса и угол поперечного наклона дороги (косогора), при котором автомобиль потеряет устойчивость. Оба показателя могут быть определены из условия поперечного скольжения колес (заноса) и опрокидывания автомобиля.
Таким образом, имеются четыре показателя поперечной устойчивости:

  • vз – максимальная (критическая) скорость движения автомобиля по окружности (на повороте), соответствующая началу бокового скольжения его колес;
  • vо – максимальная (критическая) скорость движения автомобиля по окружности (на повороте), соответствующая началу его опрокидывания;
  • βз – максимальный (критический) угол наклона, при котором начинается поперечное скольжение колес;
  • βо – максимальный (критический) угол наклона, при котором начинается опрокидывание автомобиля.

Силы, действующие на автомобиль при повороте

При движении автомобиля на повороте его поперечная устойчивость может быть нарушена в результате действия инерционных сил, направленных перпендикулярно к продольной оси автомобиля. Чтобы определить эти силы рассмотрим схему, показанную на рисунке 1.
При расчетах будем считать, что автомобиль является плоской фигурой и движентся по горизонтальной дороге, а шины в поперечном направлении не деформируются.

На участке 1 – 2 автомобиль движется прямолинейно и его ведущие колеса находятся в нейтральном положении. На участке 2 – 3 водитель поворачивает управляемые колеса, и автомобиль начинает двигаться по кривой переменного радиуса (первой переходной кривой). На участке 3 – 4 положение колес, повернутых на угол θ , остается неизменным, так же, как и радиус ρз траектории середины заднего моста. На участке 4 – 5 (второй переход кривой) водитель поворачивает управляемые колеса в обратном направлении (выравнивает их вдоль оси автомобиля), и радиус ρз постепенно увеличивается. На участке 5 – 6 автомобиль снова движется прямолинейно.

При равномерном движении на участке 3 – 4 (кривая постоянного радиуса) из центра поворота О через центр тяжести автомобиля на него действует центробежная сила Рц , пропорциональная квадрату скорости автомобиля v и его массе m , и обратно пропорциональная расстоянию ρц от центра поворота до центра тяжести автомобиля (радиусу поворота):

где ω – угловая скорость автомобиля при повороте: ω = v/ρц .

Расстояние ρц от центра тяжести автомобиля до центра поворота О можно определить из геометрического соотношения (см. рис. 1):

где L – расстояние между передней и задней осями автомобиля (база).

При больших скоростях движения потеря устойчивости автомобиля наиболее опасна из-за вероятности заноса и даже опрокидывания. А так как в этих случаях угол поворота управляемых колес θ незначителен, то им можно пренебречь, тогда:

Таким образом, центробежная сила, стремящаяся откинуть автомобиль от центра поворота, при равномерном движении может быть определена по формуле:

Рц = mv 2 /(ρз cos γ) = mv 2 θ/(L cos γ) .

Поперечная составляющая этой силы:

При равномерном движении (переходные кривые на рис. 1) на автомобиль действует также сила РуII , вызванная изменением кривизны траектории. Поперечная составляющая этой силы пропорциональна скорости v автомобиля и угловой скорости ωук управляемых колес. Величина этой угловой скорости зависит от скорости движения: чем больше скорость, тем быстрее приходится поворачивать колеса, чтобы вписаться в поворот:

В случае неравномерного движения на автомобиль действует еще и сила РуIII :

где j – ускорение движения автомобиля.

Таким образом, поперечная инерционная сила, вызывающая занос и опрокидывание автомобиля при движении на повороте, в общем случае может быть определена по формуле:

Сила РуII действует только в процессе поворота рулевого колеса. При входе автомобиля в поворот сила РуII положительна и вместе с силой PуI она увеличивает вероятность заноса и опрокидывания автомобиля.

При выходе автомобиля из поворота скорость ωук отрицательна и сила РуII частично уравновешивает силу РуI , и автомобиль может двигаться с большей скоростью без потери устойчивости.

Сила РуIII увеличивается с увеличением угла θ и ускорения j автомобиля. Поэтому во время вхождения автомобиля в поворот нарушение его устойчивости будет наиболее вероятно при разгоне, чем при движении накатом, когда ускорение j и сила РуIII отрицательны.

В результате поворота автомобиля вокруг центра тяжести возникает инерционный момент Ми , который пропорционален угловому ускорению и моменту инерции автомобиля.

Поперечная инерционная сила Ру уравновешивается поперечными реакциями дороги Rу1 и Rу2 , действующими на колеса автомобиля. Инерционный момент влияет на перераспределение этих реакций, но так как это влияние на устойчивость автомобиля сравнительно невелико, то его можно не учитывать при расчетах.

Источник статьи: http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.01/7_teoria_avto_ustoygh_1/index.shtml

Устойчивость автомобиля. Опрокидывание и его причины

Устойчивость – это совокупность свойств, определяющих критические параметры по устойчивости движения и положения автомобильного транспортного средства (АТС) или его звеньев.

Признаком потери устойчивости является скольжение АТС или его опрокидывание. В зависимости от направления скольжения или опрокидывания АТС различают поперечную и продольную устойчивость.

Во время движения автомобиль имеет инерцию, а в момент начала поворота, помимо центробежной силы возникает дополнительная поперечная сила (составляющая сила инерции), направленная в том же направлении, что и центробежная сила. При очень большой скорости движения и резком повороте (поперечная составляющая сила инерции и центробежная) суммарная сила может привести даже к опрокидыванию автомобиля.

Поперечная сила С стремится нарушить устойчивость автомобиля, а сила G стремится удержать его в устойчивом положении. Колеса образуют крайние опоры автомобиля, а центр тяжести (ЦТ) расположен на равном удалении от правого и левого колес и на определенной высоте hn от поверхности дороги. Чем выше центр тяжести и уже колея автомобиля, тем больше он подвержен опасности опрокидывания.

Рис. Схема сил влияющих на поперечную устойчивость автомобиля

Опрокидывание автомобиля

Опрокидывание автомобиля может произойти как в продольной, так и в поперечной плоскости.

Опрокидывание в продольной плоскости относительно задней оси происходит в момент, когда сила давления передних колес на дорогу уменьшается до нуля. Практически до начала опрокидывания наступает буксование колес на подъеме, автомобиль сползает назад вследствие недостаточного сцепления колес с дорогой.

Возможно переворачивание автомобиля вперед при резком торможении на крутом спуске, если автомобиль имеет короткую базу и высоко расположенный центр тяжести. В данном примере возникшая сила инерции складываясь с горизонтальной составляющей силы веса, дает результирующую силу, которая выходит за пределы опорной площади передней оси автомобиля. Известны случаи опрокидывания автомобиля назад, когда при движении задним ходом автомобиль съезжает в овраг, реку и т. п.

Рис. Продольное опрокидывание автомобиля на спуске во время торможения

При движении автомобиля по дороге, имеющей поперечный уклон, возникает боковая сила, равная поперечной составляющей от веса автомобиля. Эта сила может вызвать опрокидывание автомобиля или его скольжение вбок. Устойчивость автомобиля к опрокидыванию в этом случае зависит от колеи автомобиля высоты расположения центра тяжести и угла поперечного наклона дороги.

Рис. Схема сил, действующих на автомобиль при движении на дороге, имеющей поперечный уклон

Чем выше расположен груз, тем больше высота расположения центра тяжести, следовательно, тем вероятнее опрокидывание грузового автомобиля. Чем шире колея автомобиля, тем более устойчив автомобиль как при движении на повороте, так и при движении по дороге, имеющей поперечный уклон.

Опрокидывание автомобиля в поперечной плоскости, т.е. вбок, может произойти под действием центробежной силы на повороте, при резком повороте рулевого колеса на большой скорости, сильном боковом наклоне и вследствие неправильного закрепления груза в кузове.

Неправильная укладка груза в кузове может значительно изменить положение центра тяжести, сместив его как вбок, так и вверх. Характерным примером может служить цистерна, не заполненная целиком жидким грузом. Под влиянием центробежной силы жидкий груз смещается к одной стороне цистерны, центр тяжести смещается вверх и в сторону, а сила тяжести, удерживающая автомобиль от опрокидывания, действует уже не по оси автомобиля а смещается в сторону перемещения центра тяжести.

Рис. Смещение центра тяжести жидкого груза под действием центробежной силы

Причины опрокидывания автомобиля

  • при высокой скорости движения на крутых поворотах, на неблагоустроен­ных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту
  • вследствие резкого прекращения бокового заноса при толчке заднего колеса о камень или другое препятствие
  • при резком повороте рулевого колеса на большой скорости
  • при неравномерном расположении груза в кузове автомобиля или его перемещении на повороте

Чтобы избежать опрокидывания, нужно на опасных участках дороги снизить скорость, плавно повернуть рулевое колесо, плавно тормозить, равномерно разместить и хорошо закрепить груз в кузове автомобиля.

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/ustojchivost-avtomobilya/

Читайте также:  Электронный блок зажигания автомобиля
Оцените статью