- В чем особенность подвески раллийных автомобилей
- Роль подвески раллийного автомобиля
- Устройство раллийной подвески
- Плюсы раллийной подвески
- Недостатки
- Делаем машину для ралли своими руками – важные стадии процесса
- Усиление кузова — мера безопасности и осторожности
- Двигатель и трансмиссия — важные детали гоночного авто
- Подвеска и важные модули автомобиля для гонок на ралли
- Как выступать на ралли новичку — основные моменты
- Подводим итоги
В чем особенность подвески раллийных автомобилей
Пытливый ум найдет для каждой вещи прямое и косвенное применение. Вот и автомобиль стал не только средством передвижения. Жажда острых ощущений, вкуса победы и демонстрации мастерства толкает некоторых любителей на состязания, где можно проверить свой крутой нрав и характер автомобиля.
Разновидностью автомобильных гонок является ралли. Его история начинается с 1894 года, хотя термин «ралли» был введен только в 1907 году. Это гонка по пересеченной местности, часто без асфальтового покрытия, в которой залогом успеха служит не столько технические показатели автомобиля, сколько мастерство водителя.
Выступать на ралли может любой участник со своим гражданским автомобилем. Но желание быть лидером толкает автолюбителей к усовершенствованию технической части.
Организаторы соревнований «ралли-спринт» вынуждены были устанавливать определенные ограничения на конструктивные изменения автомобиля. Некоторые из них будут описаны ниже, а сейчас необходимо отметить, что мощность силовой установки является обязательным, но не единственным параметром, ведущим к успеху.
Роль подвески раллийного автомобиля
В соцсетях часто встречаются посты, в которых любители адреналина выкладывают фото своих машин с обрезанными пружинами, указывая, что установили раллийную подвеску. Немудрено, что сразу начинают сыпаться дерзкие комментарии. Ведь ничего общего у такого автомобиля с ралли быть не может.
Подвеска для ралли должна выполнять свое прямое назначение. Какова роль подвески? Она обеспечивает связь кузова с колесами, гасит колебания, повышает комфорт? Пора расстаться с этим тривиальным определением.
Главная задача подвески заключается в обеспечении сцепления колеса с поверхностью. При попадании колеса в яму должен произойти своевременный отбой, иначе колесо останется вывешенным и машина будет неуправляема. При наезде же на препятствие слишком жесткая подвеска передаст усилие на кузов, и последний отреагирует чрезмерным вылетом.
Опытные пилоты подчеркивают, что правильно настроенная подвеска заметно увеличивает динамические показатели автомобиля.
Устройство раллийной подвески
В любой статье, посвященной работе подвески MacPherson, можно встретить утверждение, что она не применима на спортивных карах. Использование МакФерсон в раллийных авто ставят любого читателя в тупик. В чем заключается парадокс?
Под спортивными карами подразумевались болиды, участвующие в соревнованиях по прямолинейному или круговому скоростному треку. Участки для ралли-спринта богаты поворотами, спусками-подъемами. Экипаж автомобиля должен в пути обеспечить элементарный ремонт. Для этих целей подойдет только самая простая по конструкции подвеска, состоящая только из одного рычага.
Но в отличие от гражданского автомобиля, раллийный имеет видоизмененную подвеску МакФерсон.
Амортизатор
Ему отведена ведущая роль в регулировке жесткости подвески. Он испытывает колоссальные нагрузки на скорости. Для того, чтобы жидкость в нем не нагревалась, используют выносной резервуар. В зависимости от участка, который необходимо пройти за минимальное время, жесткость амортизатора должна быть изменена. Поэтому резервуары часто помещают в багажнике автомобиля.
Закачивая инертный газ, который служит подпором, можно изменять длину выхода штока и сопротивление амортизатора. Ограничения по реконструкции запрещают помещать резервуар в кабину автомобиля.
Пружина
Отличие от применяемых в гражданских авто заключается в том, что в нижнем торце монтируются подпружинники. Их основная задача заключается в увеличении хода подвески в случаях, когда полностью ослабленная пружина вывешивает колесо. Автоматически подпружинники берут на себя малые нагрузки, усиление которых приводят в работу и основную пружину.
Стабилизатор поперечной устойчивост
Его жесткость подбирается, исходя из погодных условий и покрытия трассы. Ограничения по реконструкции запрещают использовать регулируемый из салона стабилизатор. Он устанавливается на автомобиль непосредственно перед соревнованиями.
Верхняя опора стойки
Она играет роль верхнего рычага. Так как гашению колебаний разработчики уделяют минимум внимания, то применение упругих элементов в опоре не предусмотрено. Стойка соединена с ней шарнирно. Это позволяет регулировать углы наклона стойки непосредственно с помощью опоры.
Прочие конструктивные элементы
Они практически не отличаются от элементов подвески серийного производства. Осталось рассмотреть шаровую опору и нижний рычаг.
Сегодня существуют компании, которые специализируются на выпуске шаровых опор для спортивных автомобилей. Разработки ведутся не в увеличении срока эксплуатации, а в повышении пиковой нагрузки, ведь подвеска должна отработать один заезд и на этом полностью оправдать себя.
Плюсы раллийной подвески
Чтобы полностью охарактеризовать работу подвески, следует детально выделить достоинства.
- Простота конструкции. Сложную систему рычагов, стоек и сайлентблоков трудно представить в качестве подвески на автомобиле, участвующем в ралли. Максимально простой и, в то же время надежной, считается именно Макферсон.
- Увеличенный ход. Благодаря практически полному отсутствию вывешивания колес, раллийная подвеска обеспечивает надежное сцепление с покрытием.
- Регулируемая жесткость. Несмотря на то, что это заслуга конструкции амортизаторов, данное качество приписывается подвеске в целом. Точная настройка позволяет адаптировать шасси под круговой трек или пересеченную местность. Выносные резервуары устроены так, что произвести настройку можно в считанные минуты.
- Надежность. Использование противоударных буферов и применение специальных материалов делает ходовую неуязвимой при прохождении самых сложных участков.
- Ремонтопригодность. Участки на ралли могут достигать длины в сотни километров. Во время движения с автомобилем происходят разного рода поломки. Экипаж имеет средства ремонта подвески «на коленке».
Недостатки
- Жесткость. Полностью металлическая опора стойки делает эксплуатацию автомобиля в повседневной жизни некомфортной, практически невозможной.
- Отсутствие универсальной установки кастора и углов наклона стойки. Эти параметры «затачиваются» под определенный вид трека и не обеспечивают должную управляемость в обычных условиях.
- Увеличенный ход за счет удлинения нижнего рычага приводит к «выносу» колеса по ширине, следовательно, увеличивается нагрузка на ступичный подшипник.
Раллийная подвеска не выпускается серийно. Она является результатом сложных технических расчетов, проб и ошибок. Исследования в данной области еще не окончены.
Источник статьи: http://podveska-avtomobilya.ru/v-chem-osobennost-podveski-ralli.html
Делаем машину для ралли своими руками – важные стадии процесса
Любительские гонки на автомобилях разных классов набирают обороты. Сегодня на самых разных трассах можно увидеть как профессиональные подготовленные автомобили, так и просто машины в нужном класса с обычной комплектацией. Именно водителям в последних авто посвящается информация в данной статье. Дело в том, что эксплуатировать автомобиль в таком режиме опасно. Ралли может оказаться не самым приятным и простым действием для транспорта. Вы можете разбить авто, а при этом пострадать сами. Нередко случается переворот машины. При этом с подготовленными раллийными видами транспорта ничего не случается, после переворота они могут продолжать двигаться дальше. А вот гражданский автомобиль, приехавший с асфальтовой дороги на ралли, просто обречен на полное разрушение. Да и ремонт подготовленной машины выполнять проще и дешевле.
Наиболее популярные машины для ралли в наше время — старые ВАЗ 2109 и 2108. Это прекрасные переднеприводные авто, которые становятся просто отличной базой для формирования очень качественного и надежного автомобиля для гонок. Переделать, конечно, придется практически все, но конструкция уже готова к установке нормальных спортивных запчастей. Впрочем, часто используют хэтчбеки и седаны других классов, марок и годов выпуска. Вы можете превратить в раллийное авто практически любой автомобиль, а изначальный транспорт будет лишь отвечать на вопрос, в каком классе вы будете выступать на машине. Есть любительские гонки, а есть профессиональные, и допуск машин на каждый этап является индивидуальным. Так что подготовка машины часто проходит по определенным требованиям. Мы же сегодня поговорим про общие процессы.
Усиление кузова — мера безопасности и осторожности
Чтобы использовать автомобиль достаточно долго и успешно, придется превратить его исключительно в гоночный аппарат. Для этого сначала снимаются все стекла, включая лобовое. Чтобы не было никаких проблем с летящими камнями, устанавливается достаточно мелкая сетка вместо стекол. Это позволяет избежать травм в процессе эксплуатации авто. Также с кузовом проводят такие работы, которые позволяют усилить его и подготовить к поездкам по треку:
- первым делом стоит выбросить из салона все ненужное, а также все, что имеет вес, это карты дверей, заднее сидение, пластиковые панели и полки, ковры и прочие детали;
- остается руль, педали и два передних сидения — для штурмана и водителя, также обеспечивается нормальный контроль приборов, устанавливаются более точные датчики;
- следующим шагом станет приваривание в салоне дуг жесткости кузова, они проходят через весь салон, могут располагаться в хаотичном порядке и являются важной деталью;
- все новые установленные детали обязательно обрабатываются антикоррозийными покрытиями или грунтовкой, красятся и приводятся в нормальный эстетический вид;
- кузов приводится в нормальное состояние, устраняются любые функциональные проблемы с деталями, удаляется ржавчина и провариваются потенциально опасные места.
При всех этих работах нужен профессионализм. Можно самостоятельно разве что разобрать салон и выбросить ненужные элементы. В остальном можно полагаться только на работу специалистов. Иначе проделанные процессы будут некачественными и не смогут обеспечить необходимую надежность работы автомобиля в самых разных и сложных условиях. Именно поэтому есть проблемы у неподготовленных автомобилей.
Двигатель и трансмиссия — важные детали гоночного авто
Прежде чем менять силовой агрегат или коробку передач, узнайте, что именно за требования выставляют разные ассоциации и турниры. Вполне можно на ВАЗ 2108 установить крупный турбированный двигатель на пару литров и более двух сотен лошадиных сил, но такие машины смогут далеко не на все соревнования выставляться. Так что с техникой стоит быть осторожнее. Среди важных аспектов работы с силовым агрегатом можно выделить такие черты:
- двигатель можно оставить и родной, но он должен быть в максимально исправном состоянии, готовность к самым большим нагрузкам должна присутствовать обязательно;
- коробка передач зачастую усиливается и дорабатывается, устанавливается с других автомобилей, которые имеют более короткий ход и более эластичную работу КПП;
- все переделки должны соответствовать требованиям ассоциации, в которой вы хотите выступать, даже если сначала это просто любительский уровень, и авто не контролируют;
- сразу равняйтесь на самые высокие уровни гоночных соревнований и их требования, чтобы в случае удачи не переделывать ваш автомобиль снова в заводские параметры;
- любые работы по установке двигателя и КПП должны проводиться в профессиональной мастерской, иначе качественная работа этих узлов не может гарантироваться никем.
Как видите, переделка двигателя также является довольно сложным и специфическим занятием, которое может оказаться приятным для вашего хобби, но очень неприятным для кошелька. Так что есть определенные тонкости в каждом процессе. Для кого-то приобрести подержанную старую «Восьмерку» уже будет достижением, а кто-то может установить в нее новый двигатель от Мазды, к примеру. Все в этом мире условно и зависит от обстоятельств.
Подвеска и важные модули автомобиля для гонок на ралли
Конечно, заводская подвеска ни от одного в мире бренда не сможет долго выдерживать нагрузки ралли. Если вы переделываете в гоночную машину отечественное авто, то подвеску нужно поменять сразу. Иначе посреди гонки могут повылетать шаровые опоры, ШРУСы, согнуться рычаги подвески или загреметь балка. Тогда придется остановить соревнования и ехать на ремонт. Лучше сразу позаботиться о таких особенностях, которые являются минимумом для гонок:
- полная замена сайлентблоков в подвеске на качественные изделия не из резины, а из более прочных и надежных материалов, установка новых качественных креплений на эти узлы;
- замена стоек на спортивные, они не должны быть масляными, здесь лучше использовать жесткие, отбойные и неубиваемые стойки специальных производителей для спорта;
- стойки меняются вместе с верхними опорами спортивного типа, а также новыми пружинами и шаровыми опорами с усиленным корпусом и подвижным механизмом;
- осматриваются рычаги подвески и балка, при необходимости они усиливаются или меняются на более выносливые, также осматривается остальная часть подвески автомобиля;
- тормоза лучше установить более эффективные, причем менять из лучше вместе с суппортами и барабанами, чтобы получить более качественные результаты по всем статьям.
Система подшипников в колесах на многих автомобилях живет до 200 000 километров в обычном режиме. Менять ступичные детали при подготовке к ралли не обязательно. А вот при выходе из строя стоит заменить как минимум комплект из двух подшипников, и выбирать лучше не заводские, а усиленные и подготовленные к высоким нагрузкам подшипники. Все это поможет получить вам наиболее качественные решения с нужными параметрами.
Как выступать на ралли новичку — основные моменты
Если вы уже сделали автомобиль, но не знаете, как начать свои выступления, стоит провести некоторые действия. В первую очередь, вам потребуется напарник для многих гонок. Это штурман, который на многих авто также исполняет роль уравновешивания машины. Далее стоит подыскать несколько чемпионатов и соревнований для любителей автомобильных гонок. Принцип поиска следующий:
в соревнования принимают любых желающих, ваш автомобиль полностью подходит по всем ограничениям, в названии состязания есть слово Open, что позволяет выступать всем;
- вас устраивают все временные рамки чемпионата, его места проведения, этапы и условия выбора победителя, есть определенные условия в каждом соревновании, которые нужно учесть;
- следует заявляться на чемпионат с демонстрацией автомобиля, так что для начала лучше выбирать только соревнования в вашем городе или районе, это поможет встать на путь гонщика;
- далее по мере набора опыта вы можете точно сказать, какие именно условия следует соблюдать для участия в том или ином соревновании, так что сможете заявлять себя и в другие города;
- обратите внимание на призовой фонд, а также на принципы его формирования, часто любительские гонки устраивают инвесторы, которые и являются создателями всех призов;
- иногда призовой фонд собирается с участников, а затем распределяется на первые, вторые и третьи места в каждом классе автомобилей, в таком случае придется вносить свои деньги.
Конечно, для начала лучше участвовать в спонсорских заездах, где вам не придется вносить свои деньги. Выиграть гонку у людей, которые долгое время тренируются и сражаются на разных этапах ралли будет непросто. Поэтому вы просто будете проигрывать деньги. А в бесплатных соревнования всегда можно показать себя, потренироваться и проявить все качества автомобиля, не потратив при этом никаких денег вовсе. Предлагаем посмотреть требования к автомобилю для автокросса:
Подводим итоги
Стать гонщиком в России достаточно сложно. Для этого нужно учитывать множество важных особенностей каждого соревнования и чемпионата, стоит выдерживать определенные условия по автомобилю. Есть масса ограничений, которые должны быть всегда учтены при формировании автомобиля и выполнении всех правил и норм ралли. Если вы нарушите правила участия, вас дисквалифицируют, и вы потеряете средства. Помните также, что часто ездить на авто для ралли по дороге нельзя, так как в нем нет определенных элементов, необходимых для дорожного движения. В таком случае вам понадобится еще и прицеп, а также автомобиль-тягач для перевозки гоночного транспорта в нужные места.
Все это достаточно затратный процесс, так что вам сразу нужно определиться с суммой денег, которые вы готовы потратить на гонки. Не рассчитывайте сразу же отыскать спонсора, который предложит вам невероятные возможности участия в самых высоких чемпионатах. Обычно гонщики несколько лет устанавливают свое имя на любительских гонках и катаются за свой счет, прежде чем их берет под свое крыло какая-либо крупная корпорация. Так что всех стоит быть осторожным с началом таких сложных и дорогостоящих соревнований, как ралли и любые другие автомобильные гонки. А вы бы хотели поучаствовать в ралли на специально подготовленном автомобиле?
Источник статьи: http://avto-flot.ru/blog/delaem-mashinu-dlya-ralli-svoimi-rukami-vajnyie-stadii-protsessa.html