Устройство коробки передач автомобиля таврия

Устройство коробки передач автомобиля таврия

На автомобиле ЗАЗ -1102 установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами вперед и одной назад, выполненная в одном картере с главной передачей.

Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни главной передачи.

Ведущая, промежуточная и ведомая шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни I, II, III , IV и V передач включаются посредством скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Передаточные отношения коробки передач:
I – 38/11 =3,454;
II – 37/18 = 2,056;
III – 36/27 = 1,333;
IV – 31/32 = 0,969;
V – 27/37 = 0,730
задний ход 47/14 = 3,358:
главная передача 62/16 = 3,875.
Заправочная емкость картера коробки передач 2,2 л.

В процессе эксплуатации коробки передач, главной передачи и дифференциала могут возникнуть различные неисправности.

Рис. 1. Продольный разрез коробки передач:
1 — задняя крышка; 2, 44 — гайки; 3 — ведущая шестерня V передачи; 4 — крышка подшпников; 5,18 — подшипники; 6 — картер коробки передач; 7 — муфта включения I и II передач; 8 — сухарь синхронизатора; 9,12 — пружины синхронизаторов I-II и IU-IV передач; 10, 13 — блокирующие кольца синхронизаторов I-1I и III -IV передач; И — ведомая шестерня заднего хода; 14 — манжета; 15 — ведущий вал; 16 — картер сцепления; 17 — маслоотражательная шайба; 19 — ведущая шестерня-вал главной передачи; 20, 26, 28, 34, 37 — ведомые шестерни IV, III , И, I и V передач; 21 — ступица ведомой шестерни заднего хода; 22, 31 — стопорные кольца; 23, 27 — упорные шайбы; 24, 32 — кольца; 25, 33 — игольчатые подшипники; 29 — проставочные кольца; 30 — ступица муфты включения I и II передач; 35, 36 — упорные шайбы; 38 — распорная втулка; 39 — ступица муфты V передачи; 40 — муфта включения V передачи; 41, 42 — упорные шайбы сухарей V передачи; 43 — упорная шайба

Читайте также:  Как подключить светодиодные фары автомобиле

Внешними признаками, определяющими потребность в проверке коробки передач, являются повышенный шум при движении автомобиля, плохое включение, а также самовыключение передач. Ремонт производится при обнаружении дефекта во время эксплуатации или во время профилактических осмотров.

Такие неисправности, как, например, износ колец синхронизаторов, проявляются постепенно. Наличие таких неисправностей не приводит к выходу из строя коробки передач, но тем не менее приводит к износу более ответственных деталей. К таким следует отнести венец синхронизатора шестерен, муфты и др. Своевременное устранение неисправностей способствует продлению общего срока службы коробки передач и предотвращает проведение впоследствии более трудоемких и дорогостоящих работ. При определении неисправностей по возможности нужно избегать даже частичной разборки. При последующей сборке коробки передач следить, чтобы все ее основные детали, если они не заменялись, были установлены на их места и в положения, в которых эти детали находились до разборки.

Рис. 2. Промежуточная шестерня заднего хода коробки передач:
1 — картер коробки; 2 — картер сцепления; 3 — ведущий вал; 4 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 — штифт; 6 — промежуточная шестерня заднего хода; 7 — ведомая шестерня заднего хода; S — ведущая шестерня главной передачи

Картер коробки отлит из магниевого сплава. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками с резьбой М25х1,5. Верхнее – для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке отверстия, нижнее -для слива масла с коробки передач.

Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках с резьбой М8 крепится литая из магния крышка. Между картером и крышкой установлена уплот-нительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягиваются моментом 18…25 Н-м (1,8…2,5 кгс-м).

Ведущий вал представляет сварную неразборную конструкцию, на которой выполнены зубчатые венцы ведущих шестерен I, II, III , IV передач, заднего хода. Он вращается на двух подшипниках: передний роликовый запрессован в расточку картера сцепления, задний шариковый расположен в расточке картера коробки передач; внутренняя обойма шарикового подшипника состоит из двух половинок. Крышка подшипника, закрепленная винтами моментом затяжки 14…18 Н-м (1,4…1,8 кгс-м), упирается в наружную обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала. Винты от отворачивания стопорятся герметиком УГ-6 по ТУ 6-01-2-624 – 82 (перед заворачиванием им необходимо смазать резьбовую часть) или кернением.

На заднем конце вала на шпонке установлена ведущая шестерня V передачи. Подшипник и шестерня V передачи стянуты гайкой усилием затяжки 120…180 Н-м (12…18 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала. Осевая сила, возникающая при передаче крутящего момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником. Уплотнение ведущего вала осуществляется манжетой, запрессованной в отверстие картера сцепления.

На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого диска сцепления. Между шестернями III и IV передач – прямозубый венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная шестерня заднего хода.

Ось промежуточной шестерни заднего хода – пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная шестерня заднего хода, которая вилкой вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач.

Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней главной передачи, изготовлен из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой – шариковый запрессован в картер коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого перемещения ведомого вала осуществляется так же, как и ведущего вала.

На хвостовике шестерни главной передачи установлены: на двухрядном игольчатом подшипнике ведомая шестерня первой передачи; ведомые шестерни; второй, третьей и пятой передач вращаются каждая на двух игольчатых подшипниках, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо, шестерня четвертой передачи вращается на шейке ведомого вала – шестерни.

Игольчатые подшипники V передачи вращаются на распорной втулке, установленной на хвостовике вала.

Осевой разбег шестерен: I передачи 0,25—0,76 мм, II и III передач 0,17…1,18 мм, IV передачи 0,25…0,77мм и шестерни V передачи на распорной втулке -0,269…0,431 мм. Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения V передачи и их распорной пружины на вал установлены упорные шайбы сухарей и шайба.

Подшипник, упорные шайбы, распорная втулка, ступица муфты и шайбы упорные на валу стянуты гайкой с усилием затяжки 160…220 Н-м (16…22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала.

Между торцами ступицы и торцом ведомой шестерни третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй и третьей передач установлены бронзовые упорные шайбы.

Ступица муфты включения I и II передач и ступица ведомой шестерни заднего хода на ведомом валу установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца.

Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи и распорная втулка шестерни V передачи имеют сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером сцепления и маслоотражатеЛьной шайбой. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.

Включение передач осуществляется при помоши муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов.

Синхронизаторы предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для I-II диаметром 59 мм, III -IV и V передач диаметром 52 мм по калибровой линии. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе III и IV передачи муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода.

На наружной поверхности ступицы нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами “А” на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинными кольцами, причем выступы “А” сухарей входят в три срезанные шлицы “Б” муфты. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза “В”, в которые входят концы сухарей.

Блокирующие кольца имеют внутреннюю коническую поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов синхронизатора шестерен. Яа конической поверхности колец нарезаны мелкая резьба и девять поперечных канавок. Они разрывают масляную пленку между блокирующим кольцом и конической поверхностью шестепни включаемой передачи при их соприкосновении, вследствие чего между кольцом и конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах короткие зубцы, такие же, как и на соседних с ними венцах синхронизатора.

Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами блокирующих колец и с зубчатыми венцами шестерен. Муфты и ступицы подбираются с радиальным зазором 0,01…0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач.

На рис. 4, а показаны детали синхронизатора в нейтральном положении, при котором между блокирующим кольцом и венцом синхронизатора имеется достаточный* слой масла, и кольцо может свободно проворачиваться на конической поверхности.

Рис. 3. Синхронизатор:
1 — блокирующее кольцо синхронизатора; 2 — пружина синхронизатора; 3 — сухарь синхронизатора; 4 — ступица синхронизатора; 5 — муфта синхронизатора;
А — выступы на сухаре синхронизатора; Б — срезанные шлицы муфты синхронизатора; В — пазы под сухари синхронизатора на блокирующем кольце синхронизатора.

Рис. 4. Схема работы синхронизатора:
1 — зубчатый венец шестерни; 2 — блокирующее кольцо синхронизатора; 3 — муфта синхронизатора; 4 — сухарь синхронизатора; 5 — пружина синхронизатора; 6 — ступица синхронизатора;
а — нейтральное положение передач; б — начало синхронизации; в — передача включена

На рис. 4, б изображены детали синхронизатора в положении, соответствующем началу включения передачи. На рис. 4, в – в положении, в котором передача включена.

Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/konstruktivnye-osobennosti-korobki-peredach-zaz-1102

Коробка передач Таврия 1102

Рис. 60. Коробка передач (продольный разрез):

1 — задняя крышка; 2 и 44 — гайки; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — крышка подшипников; 5 и 18 — подшипники; 6 — картер коробки передач; 7 — муфта включения первой и второй передач; 8 — сухарь синхронизатора; 9 и 12 — пружины синхронизаторов соответственно первой-второй и третьей-четвертой передач; 10 и 13 — блокирующие кольца синхронизаторов соответственно первой-второй и третьей-четвертой передач; 11 — ведомая шестерня заднего хода; 14 — манжета; 15 — ведущий вал; 16 — картер сцепления; 17 — маслоотражательная шайба; 19 — ведущая шестерня-вал главной передачи; 20. 26, 28, 34 и 37 — ведомые шестерни соответственно четвертой, третьей, второй, первой и пятой передач; 21 — ступица ведомой шестерни заднего хода; 22 и 31 — стопорные кольца; 23 и 27 — упорные шайбы; 24 и 32 — кольца; 25 и 33 — игольчатые подшипники; 29 — проставочные кольца; 30 — ступица муфты включения первой и второй передач; 35 и 36 — упорные шайбы; 38 — распорная втулка; 39 — ступица муфты пятой передачи; 40 — муфта включения пятой передачи; 41 и 42 — упорные шайбы сухарей пятой передачи; 43 — упорная шайба.

Устройство.
На автомобиле ЗАЗ-1102 «Таврия» установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач (рис. 60) с пятью передачами вперед и одной назад. Выполнена коробка передач в одном картере с главной передачей.
Коробка передач состоит из картера, ведущего вала, оси промежуточной шестерни заднего хода, ведомого вала, синхронизаторов, механизма переключения передач, блокирующего устройства и механизма управления переключением передач. Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34, второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно враща­ются на хвостовике ведущей шестерни-вала 19 главной передачи.
Ведущая, промежуточная и ведомая шестерня заднего хода — прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются при помощи скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках.
Передаточные отношения коробки передач: первой 38/11 = 3,454, второй 37/18 = 2,056, третьей 36/27=1,333, четвертой 31/32 = 0,969,
пятой 29/39 = 0,828, заднего хода 47/14=3,358, главной передачи 61/17 = 3,588. Заправочный объем картера коробки передач 2,2 л.
Картер коробки (рис. 61) отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками. Верхнее отверстие служит для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке отверстия, нижнее — для слива масла из коробки передач. В нижнюю пробку вклеен магнит для сбора металлических частиц.
Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках крепится литая из магния крышка. Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягивают моментом 18. 25 Н • м.
Ведущий вал 15 (см. рис. 60) представляет собой сварную неразборную конструкцию. На валу выполнены зубчатые венцы ведущих шестерен, первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи заднего хода. Он вращается на двух подшипниках: передний роликовый запрессован в расточку картера сцепления, задний 5 шариковый расположен в расточке картера коробки передач. Внутренняя обойма шарикового подшипника состоит из двух половинок. Крышка 4 подшипников, закрепленная винтами с моментом затяжки 14. 18 Н • м, упирается в наружную обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала. Винты от отворачивания стопорятся кернением или герметиком (УГ-6), смазав им перед заворачиванием их резьбовую часть.
На заднем конце вала на шпонке установлена ведущая 3 шестерня пятой передачи. Подшипник и шестерня пятой передачи стянуты гайкой 2 с моментом затяжки 160. 220 Н • м. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки 2 в паз вала 15. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого диска сцепления. Между шестернями третьей и четвертой передач — прямозубый венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная шестерня заднего 57 хода.
Осевая сила, возникающая при передаче крутящего момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником 5. Уплотнение ведущего вала осуществляется манжетой 14, запрессованной в отверстие картера 16.
Ось 10 (рис. 62) промежуточной (паразитной) шестерни заднего хода коробки передач — пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом 17, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная (паразитная) шестерня 18 заднего хода, которая вилкой вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 (см. рис. 60) заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач.
Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней-валом 19 главной передачи. Изготовлен вал из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый 18 без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой — шариковый, запрессован в картер коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого перемещения ведомого вала осуществляется так же, как и ведущего вала.
На хвостовике ведущей шестерни 13 (см. рис. 71) главной передачи установлены: на двухрядном игольчатом подшипнике 23 ведомая шестерня 1 первой передачи, ведомые шестерни 6 второй, 8 третьей и пятой передач (вращаются каждая на двух игольчатых подшипниках 5, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо 18) шестерня 12 четвертой передачи (вращается на шейке ведомого вала-шестерни 13). Игольчатые подшипники пятой передачи вращаются на распорной втулке, установленной на хвостовике вала.
Чтобы предотвратить выпадание сухарей муфты 40 (см. рис. 60) включения пятой передачи и их распорной пружины, на валу установлены упорные шайбы 41 и 42 сухарей и шайба 43.
Подшипник, упорные шайбы 35 и 36, распорная втулка 35, ступица муфты 39 и упорные шайбы 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44 с усилием затяжки 160. 220 Н • м. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала.

Рис. 61. Картеры сцепления, коробки передач и главной передачи:
1 — защитный кожух; 2 — картер сцепления; 3 — коробки передач; 4 — прокладка; 5 — маслозаливная пробка; 6 — пробка для слива масла; 7 — картер; 8 — прокладка; 9 — крышка задняя сапун; 10 — установочный штифт.

Рис. 62. Детали коробки передач:

1 — пружина синхронизатора; 2 — ступица пятой передачи; 3 — сухарь; 4 — муфта включения пятой передачи; 5 — гайка ведущего вала коробки передач; 6 — ведомая шестерня пятой передачи; 58 7 — ведущая шестерня пятой передачи; 8 — упорная шайба; 9 — шпонка; 10 — крышка; 11 — задний подшипник ведущего вала коробки передач; 12 — ведущий вал коробки передач в сборе; 13 — передний подшипник ведущего вала коробки передач; 14 — уплотнительная манжета; 15 — ведущая шестерня главной передачи в сборе с шестернями коробки передач; 16 — ось заднего хода; 17 — штифт; 18 — шестерня заднего хода; 19 — втулка; 20 — подшипник пятой передачи; 21— распорная втулка; 22 — проставочное кольцо; 23 — винт крепления крышки; 24 — кольцо синхронизатора пятой передачи; 25 — гайка шестерни главной передачи; 26 — упорная шайба; 27 — дистанционная шайба; 28 — детали пятой передачи.

Рис. 63. Шестерни коробки передач:

1 — подшипник первой передачи; 2 — кольца синхронизаторов первой и второй передач; 3 — проставочное кольцо; 4 — подшипник второй и третьей передач; 5 — ведомая шестерня четвер­той передачи; 6 — кольцо синхронизатора четвертой передачи; 7 — ведомая шестерня заднего хода в сборе; 8 — упорные шайбы; 9 — стопорное кольцо; 10 — кольцо синхронизатора третьей передачи; 11 — ведомая шестерня третьей передачи; 12 — упорная шайба; 13 — ведомая шестерня второй передачи; 14 — муфта синхронизаторов первой и второй передач в сборе; 15 — стопорное кольцо; 16 — кольцо; 11 — упорная шайба; 18 — ведомая шестерня; 19 — шестерня заднего хода; 20 — пружины синхронизатора заднего хода; 21 — ступица шестерни заднего хода; 22 — сухарь; 23 — муфта синхронизаторов первой и второй передач; 24 — пружина синхронизаторов первой и второй передач; 25 — ступица муфты первой и второй передач.

Между торцами ступицы 21 (рис. 63) и торцом ведомой шестерни 11 третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй 13 и третьей 11 передач установлены бронзовые упорные шайбы 8 и 12.
Ступица 25 муфты 23 включения первой и второй передач и ступица 21 ведомой шестерни 19 заднего хода установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами 9 и 15. Чтобы исключить повреждения пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец, между ними установлены стальные кольца 8 и 16.
Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни 19 (см. рис. 60) главной передачи и распорная втулка 38 шестерни пятой передачи имеют сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 16 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.
Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Передача крутящих моментов на первой, второй, третьей, четвертой, пятой передачах и передаче R (задний ход) в зависимости от положения (переключения) шестерен, схематически изображена на рис. 64. Направление крутящего момента передачи на рис. 64 показано светлой стрелкой.
Синхронизаторы (рис. 65) предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой и второй передач диаметром 59 мм, третьей, четвертой и пятой передач диаметром 52 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе третьей и четвертой передачи муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода.
На наружной поверхности ступицы 4 нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами А посередине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинами 2, причем выступы А сухарей входят в три срезанные шлицы Б муфты 5. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза В, в которые входят концы сухарей 3.
Муфты и ступицы подбирают с радиальным зазором 0,01. 0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач.

На рис. 65, б показаны детали синхронизатора в нейтральном положении, при котором между блокирующим кольцом и венцом синхронизатора имеется достаточный слой масла, и кольцо может свободно проворачи­ваться на конической поверхности. На рис. 65, в изображены детали син­хронизатора в положении, соответствующем началу включения передачи. На рис. 65, г дано положение, в котором передача включена.

Толстые короткие стрелки означают направление перемещения вилки для включения передач маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.
Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Передача крутящих моментов на первой, вто­рой, третьей, четвертой, пятой передачах и передаче R (задний ход) в зависимости от положения (переключения) шестерен, схематически изображена на рис. 64. Направление крутящего момента передачи на рис. 64 показано светлой стрелкой.

Рис. 64. Схема работы коробки передач:

1 — включена первая передача; 2 — включена вторая передача; 3 — включена третья передача; 4 — включена четвертая передача; 5 — включена пятая передача; R — включена передача заднего хода.
Синхронизаторы (рис. 65) предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрены два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой и второй передач диаметром 59 мм, третьей, четвертой и пятой передач диаметром 52 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры. В синхронизаторе третьей и четвертой передачи муфтой включения служит ведомая шес­терня заднего хода.
На наружной поверхности ступицы 4 нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря 3 с выступами А посередине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинами 2, причем выступы А сухарей входят в три срезанные шлицы Б муфты 5. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 1. На торце наружного диаметра этих колец выштампованы по три паза В, в которые входят концы сухарей 3.
Муфты и ступицы подбирают с радиальным зазором 0,01. 0,08 мм, чем обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач. На рис. 65, б показаны детали синхронизатора в нейтральном положении, при котором между блокирующим кольцом и венцом синхронизатора имеется достаточный слой масла, и кольцо может свободно проворачиваться на конической поверхности. На рис. 65, в изображены детали синхронизатора в положении, соответствующем началу включения передачи. На рис. 65, г дано положение, в котором передача включена.

Рис. 65. Синхронизатор (а) и схемы (б. г) его работы:
1— блокирующее кольцо синхронизатора; 2 — пружина синхронизатора; 3 — сухарь синхронизатора; 4 — ступица синхронизатора; 5 — муфта синхронизатора; 6 — зубчатый венец шестерни; А — выступы на сухаре; Б — срезанные шлицы муфты синхронизатора; В — пазы под сухари синхронизатора на блокирующем кольце синхронизатора.

Механизм переключения передач (рис. 66) имеет следующее устройство. Трехходовая пятиступенчатая коробка передач имеет шесть передач (включая передачу задний ход), которые включаются при помощи трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения. Механизм собран в отдельном корпусе. Корпус 29 механизма крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами 23.
Вал 31 переключения установлен в картере 4 сцепления. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка 35. Чтобы сохранить коробку передач от попадания внутрь нее пыли и утечки масла, из нее во втулку установлена манжета 34 и надет резиновый чехол 33. На вал переключения установлен поводок 37, закрепленный стопорным болтом 36.
Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна 27, который установлен на оси 26. Плоская головка ползуна 27 заходит в пазы штоков 3 и 1, а также в паз вилки 5.
Штоки переключения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса 29 механизма переключения передач и другим в гнездах картера 4.
Для четкой фиксации рабочих положений штоков 7, 8 и 9 (рис. 67) на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы 18, расположенные в корпусе 19 во втулках и поджимаемые пружинами 20. Втулки запрессованы в корпус 19 механизма переключения. Перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливают стальные шайбы для упора торцов пружин.
Поводок 6, закрепленный на валу 15 переключения передач, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун 17 вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении вала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача.
Вилки 25 и 10 соответственно первой и второй, третьей и четвертой передач на штоках закреплены штифтами 11 с натягом 0,152. 0,400 мм, вилка 26 пятой передачи на штоке закреплена стопорным болтом 16 с моментом затяжки 36. 50 Н • м. Кроме того, стопорный болт от отворачивания зафиксирован проволокой.

Вилка 4 переключения заднего хода в корпусе механизма переключения передач установлена на оси 1, которая закреплена пружинными шплинтами 2. Вилка 4 переключения заднего хода взаимодействует с промежуточной (паразитной) шестерней через полиамидный вкладыш 3. Для фиксации вилки 4 переключения заднего хода в нейтральном положении на оси 24 ползуна выполнено гнездо, в которое установлены пружина 20 и фиксатор 18. Чтобы предотвратить включение одновременно двух передач, предусмотрено блокирующее устройство.

Рис. 66. Механизм переключения передач (в сборе):
1 — шток вилки переключения пятой передачи и заднего хода; 2 — шток вилки переключения третьей и четвертой передач; 3 — шток вилки переключения первой и второй передач; 4 — картер сцепления; 5 — вилка переключения третьей и четвертой передач; 6 — замки штоков; 7 — толкатель замков штоков; 8 — вилка переключения первой и второй передач; 9 — шарик; 10 — выключатель света заднего хода; 11 — прокладка регулировочная; 12 и 25 — пружины фиксаторов; 13 — шайба; 14 — втулка фиксатора; 15 и 24 — фиксаторы; 16 — вкладыш вилки переключения заднего хода; 11 — вилка переключения заднего хода; 18 — шайба; 19 — регулировочный винт; 20 — регулировочная гайка; 21 — ось вилки включения заднего хода; 22 — пружинный шплинт; 23 — болт; 26 — ось ползуна переключения передач; 27 — ползун переключения передач; 28 — стопорный болт вилки пятой передачи; 29 — корпус механизма переключения передач; 30 — пробка маслосливного отверстия; 31 — ван переключения передач; 32 — пробка маслозаливного отверстия; 33 — чехол вала переключения передач; 34 — манжета вала переключения; 35 — втулка вала переключения; 36 — стопорный болт поводка; 37 — поводок вала переключения; 38 — вилка переключения пятой передачи; 39 — шплинтовочная проволока; 40 — штифт; 41 — шестерня промежуточная заднего хода. На виде Д условно сняты картер коробки передач и задняя крышка.

Блокирующее устройство состоит из двух замков б (см. рис. 66) и толкателя 7. При включении передачи (например, заднего хода) шток 1, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок б из лунки на этом штоке в лунку штока 2 переключения третьей и четвертой передачи через толкатель 7. Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок б в лунку штока 3 переключения первой и второй передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит «замыкание» штоков замками и толкателем при включении любой передачи.
Для освещения дороги сзади при движении автомобиля задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей осуществляется выключателем 10, установленным на картере коробки передач и включаемым при помощи штока 1 включения заднего хода и пятой передачи, и шарика 9. В механизме управления переключением передач (рис. 68) переключение передач осуществляется рычагом 9, установленным на туннеле пола кузова. Опорой 16 рычага 9 является напрессованная на него пластмассовая головка 27, которая установлена в шаровой чашке опоры 16 и поджимается к сфере пружиной 12. Между пружиной и шаровой частью опоры расположена упорная чашка 14. На рычаге 9 пружина 12 упирается в шайбу 11 и стопорится стопорной шайбой 10. Опора 16 установлена на основании 23 привода, служащем для крепления деталей привода переключения передач и самого привода на автомобиле.
Основание 23 привода снизу закрыто пластмассовой крышкой 19, имеющей в основании направляющую схему, которая обеспечивает фиксацию рычага при выборе и включении всех передач. К основанию четырьмя болтами крепятся пластмассовая опора 16 (шаровая чашка) и пластмассовая крышка 19. Само основание состоит из металлической пластины, к которой приварена реактивная штанга. К задней части основания двумя болтами крепится кронштейн 6 с двумя резиновыми муфтами i, а в передней части в гнездо реактивной штанги установлен сайлентблок.

Рычаг 9 ниже сферической головки имеет подвижный упор 4 и неподвижный упор 18. Подвижный упор 4 при включении пятой передачи или передачи заднего хода увеличивает сопротивление перемещению рычага 9 (в результате сжатия пружин 2) и одновременно ограничивает его ход. Неподвижный упор 18 является осью шарнира вала 20 управления механизмом переключения передач, а также служит пальцем для выбора положения при включении пятой передачи или передачи заднего хода.
Между опорой 16 и основанием 23 установлен кронштейн 3 упора, фиксируемый на крышке 19 двумя штифтами. На боковой поверхности кронштейна 3 упора имеется фигурный Z-образный вырез. Этот вырез служит для блокировки включения заднего хода и пятой передачи. При переводе (установке) рычага 9 переключения передач на линию включения пятой передачи и заднего хода пружина 2 подвижного упора 4 сжимается, а неподвижный упор 18 входит в фигурный паз. Включение передачи заднего хода осуществляется при полном утапливании рычага включения передач вниз и движении вперед. Включение остальных передач — классическое.
Вал 20 управления на выходе из крышки 19 уплотнен резиновым защитным чехлом 21, а с другой стороны вал соединен с ползуном 32 коробки передач при помощи шарнира по тину сайлент-блока, который втулкой надевается на гладкую поверхность ползуна 32 и зажимается хомутом 31 при помощи стяжного болта 30.
Крепится механизм управления в трех точках. В задней части через кронштейн 6 двумя гайками к приваренным шпилькам на туннеле пола, в передней — болтом и гайкой через сайлент-блок на реактивной штанге к приливу на картере сцепления.

Рис. 67. Детали механизма переключения передач:
а) — общий вид деталей:
1 — ось заднего хода; 2 — стопорный шплинт оси заднего хода; 3 — вкладыш; 4 — вилка заднего хода; 5 — регулировочный винт; 6 — поводок; 7 — шток вилки первой и второй передач; 8 — шток вилки третьей и четвертой передач; 9 — шток заднего хода; 10 — вилка третьей и четвертой передач; 11 — штифт вилки; 12 — пылезащитный чехол; 13 — маслоотражатель; 14 — втулка; 15 — вал переключения передач; 16 — стопорный болт; 11 — ползун; 18 — шариковый фиксатор; 19 — корпус механизма переключения передач; 20 — пружина шарика; 21 — замок; 22 — толкатель; 23 — штифт оси; 24 — ось ползуна; 25 — вилка первой и второй передач; 26 — вилка пятой передачи;
б) — детали механизма переключения передач, установленные в корпус (вкладыш вилки заднего хода условно снят):
1 — корпус механизма переключения передач; 2 — вилка заднего хода; 3 — ползун переключения передач; 4 — винт регулировочный; 5 — вилка третьей и четвертой передач со штоком в сборе; 6 — вилка первой и второй передач со штоком в сборе; 7 — вилка пятой передачи со штоком в сборе.

Рис. 68. Механизм управления переключением передач (в сборе):
1 — болт; 2 — пружина подвижного упора; 3 — кронштейн упора; 4 — подвижный упор; 5 — рукоятка; 6 — кронштейн крепления механизма; 7 — гайка крепления механизма; 8 — резиновая муфта; 9 — рычаг переключения передач; 10 — стопорная шайба; 11—упорная шайба; 12 — пружина рычага; 13 и 21 — чехлы; 14 — чашка; 15 — уплотнитель; 16 — опора; 17 — гайка крепления крышки с опорой; 18 — неподвижный упор; 19 — крышка; 20 — вал управления; 21 — чехлы; 22— пружина; 23 — основание привода; 24 — втулка пистона; 25 — пистон; 26 — верхняя крышка; 27 — сферическая головка; 28 — опорная втулка; 29 — гайка крепления реактивной штанги с втулкой шарнира; 30 — болт крепления хомута; 31 — хомут; 32 — ползун коробки передач; 33 — гайка; Г — положение рычага управления, соответствующее выбору заднего хода;
Е — положение рычага при установке и креплении механизма на автомобиль.

Техническое обслуживание. После первых 5 тыс. км пробега, а в дальнейшем через каждые 60 тыс. км, или четыре года (в зависимости от того, что наступит раньше), необходимо заменить масло в картере коробки передач и главной передаче. Масло (для замены) сливают через нижнее сливное отверстие, закрытое пробкой 30 (см. рис. 66), а заливают через верхнее отверстие, закрытое пробкой 32. Замену масла следует выполнять на горячем двигателе. Перед отворачиванием пробок надо очистить от грязи и пыли места вокруг них. В картер заливают 2,2 л масла. Контроль уровня масла осуществляют через верхнее отверстие пробки 32: масло должно находиться на уровне нижней кромки наливного отверстия.
Через каждые 15 тыс. км пробега или ежегодно необходимо проверять:
— уровень масла в картере коробки передач и главной передаче и при необходимости доливать его до уровня;
— герметичность соединений и состояние защитного чехла и манжет;
— состояние сапуна вентиляции картера и при необходимости очищать сапун от грязи, так как засорение сапуна может привести к повышению давления в картере и, как следствие, течь через уплотнения;
— крепление механизма и привода управления коробкой передач;
— состояние резиновых деталей (рис. 69), таких как чехла, амортизационных втулок 20 (сайлент- блоков) и муфты 8.
Если в процессе эксплуатации наблюдается затруднение в переключении передач, следует в первую очередь проверить правильность регулировки привода управления коробкой передач.
Регулировку выполняют вдвоем, установив автомобиль на смотровую яму или на подъемник:
— 1 чел., находясь в кабине автомобиля, устанавливает рукояткой 1 рычаг 15 переключения передач в нейтральное положение, а 2-й чел., находясь под автомобилем, ослабляет гайку болта крепления хомута 27;

— затем человек, находящийся в кабине, переводит рычаг 15 переключения передач вправо на линию включения заднего хода и пятой передачи до упора, преодолев усилие пружины 10, и, толкнув его вперед до упора, придерживает его в этом положении;
— человек, находящийся под автомобилем, ключом, надетым на лыску ползуна 32 (см. рис. 68) коробки передач, поворачивает ползун по часовой стрелке до отказа, установив ползун только на линию включения пятой передачи и заднего хода. В таком положении он затягивает гайку болта 30 с моментом затяжки 17,6. 21,6 Н • м;
— затем, человек, находящийся в кабине автомобиля, отпускает рычаг, проверяет четкость, легкость и полноту включения передач.
Если в механизме после выполнения указанных креплений и регулировки по-прежнему наблюдается нечеткое включение передач, следует снять механизм с автомобиля, разобрать его, предварительно очистив от пыли и грязи. Для разборки надо закрепить механизм на верстаке, зажав его тисками за реактивную штангу. При помощи заостренного стержня снять с рычага 9 стопорную шайбу 10, предварительно сжав чашку с пружиной 12, затем снять с рычага упорную шайбу 11, пружину 12, чашку 14, отвернуть четыре болта, снять опору 16, основание с реактивной штангой и кронштейн 3 упора. Приподнять рычаг 9 над крышкой 19 и вынуть его через отверстие в нижней крышке с рычагом в сборе. Осмотреть состояние подвижного и неподвижного упоров. Если неподвижный упор 18 имеет большой износ во втулках, его необходимо устранить. Для этого со стороны развальцованной части упора (пальца) аккуратно плоскогубцами или каким-либо другим заостренным предметом необходимо отогнуть развальцовку, снять упор и втулки, изношенные втулки заменить новыми. Сборку узла выполнить в обратной последовательности.
Перед сборкой трущиеся поверхности упоров 4 и 18, сферическую головку 27 рычага и кронштейн 3 упора смазать смазкой Литол-24. При сборке обратить внимание, чтобы кронштейн 3 упора был правильно установлен и зафиксирован на крышке двумя штифтами. Установку механизма выполняют в обратной последовательности с выполнением вышеуказан­ных требований по креплению и регулировке. Если в коробке передач наблюдаются отклонения от нормальной ее работы (после выполненных работ по регулировке, описанных выше), следует разобрать коробку пере­дач и устранить неисправность.
Устранение неисправностей коробки передач возможно при частичной или полной ее разборке. Разборка коробки, устранение неисправностей и сборка требуют от исполнителя высокой квалификации, и, главное, наличие специальных приспособлений и инструмента, опыта и навыков в та­ких работах. Поэтому любая неисправность, связанная с внутренним шумом, отсутствием синхронизации передач, самопроизвольным выключением передач, включение одновременно двух передач должна быть выполнена на станциях технического обслуживания.
Шум в коробке передач при нейтральном положении рычага пере­ключения. Причины неисправности и способы устранения:

— износ подшипников ведущего вала. Заменить изношенные подшипники;
— износ шеек ведомого вала под игольчатые подшипники. Заменить ведомый вал с ведомой шестерней главной передачи;
— износ внутреннего диаметра ведомых шестерен первой четвертой или пятой передач. Заменить изношенные шестерни;
— износ или выкрашивание рабочей поверхности зубьев шестерен. Заменить, изношенные шестерни;
— износ промежуточной втулки заднего хода. Заменить втулку промежуточной шестерни заднего хода или шестерню в сборе.

Сильные стуки, возникающие в коробке передач при работе автомобиля под нагрузкой или более слабые без нагрузки. Причины такой неисправности — поломка одного или нескольких зубьев шестерен коробки передач или главной передачи. Заменить поврежденные шестерни.
Ухудшение или полное отсутствие синхронизации, вызывающее стуки при переключении передач. Причины и способы устранения:
— износ резьбы на конической поверхности у блокирующего кольца синхронизатора. Заменить изношенное блокирующее кольцо;
— износ конической поверхности на венце синхронизатора шестерни. Заменить шестерню с изношенным венцом.
Самопроизвольное выключение первой — четвертой или пятой передач. Причины неисправности и способы их устранения:
— износ торцов шлиц муфты синхронизатора или ведомой шестерни заднего хода. Заменить муфту или ведомую шестерню:
— износ торцов зубцов венца синхронизатора соответствующей шестер­ни. Заменить шестерню;
— большой зазор в сопряжении муфты синхронизатора или ведомой шестерни заднего хода на ступице. Заменить изношенные детали;
— неполное включение передач (зацепление происходит не по всей глубине зубцов венца синхронизатора шестерен). Проверить размеры штока и вилки. Заменить изношенные детали в случае большой деформации или большого износа;
— повышенный зазор в посадке шестерни на игольчатых подшипниках. Заменить изношенные сопряженные детали;
— недостаточное усилие пружин фиксатора включаемой передачи. Заменить пружину фиксатора;
— износ вилки включения первой — четвертой или пятой передач. Заменить изношенную вилку включения передач.
Самопроизвольное выключение передачи заднего хода. Причины неисправности и способы устранения:
— износ торцов и поверхностей зубьев включаемых шестерен. Заменить изношенные шестерни;
— неполное включение передачи (зацепление происходит не по всей ши­рине зуба шестерни). Проверить размеры штока, вилки включения зад­него хода. В случае деформации или большого износа—заменить изно­шенные детали;
— недостаточное усилие пружины фиксатора включения передачи. За­менить пружину фиксатора;
— большой зазор в сопряжении ступицы и ведомой шестерни заднего хода. Заменить изношенные сопряженные детали;
— значительный износ полиамидного вкладыша вилки включения заднего хода. Заменить полиамидный вкладыш вилки включения заднего хода;
— ослабление посадки или износ втулки промежуточной шестерни заднего хода. Заменить втулку или шестерню в сборе.
Затрудненное включение (или требуется большое усилие) первой — четвертой или пятой передачи. Причины неисправности и способы устранения:
— наклеп на внутренней поверхности шлиц муфты синхронизатора или шлиц ведомой шестерни заднего хода. Зачистить внутреннюю поверхность шлиц;
— наклеп или забоины зубцов венцов синхронизатора шестерен. Зачистить зубцы венцов или заменить шестерни в сборе;
— ослабление затяжки болта крепления поводка на валу переключения передач. Подтянуть болт или заменить его (при повреждении резьбы);
— заедание вала переключения во втулках. Зачистить или заменить поврежденную втулку.
Не включается одна из передач. Причина и способ устранения:
— износ или поломка лапок вилки включения соответствующей передачи. Заменить вилку;
— прихват, заедание муфты или ведомой шестерни заднего хода на ступице. Зачистить прихваты на поверхности шлиц;
— поломка венца синхронизатора шестерни соответствующей передачи. Заменить шестерню.
Затруднено включение заднего хода. Причина неисправности и способ устранения:
— прихват или заедание на оси втулки промежуточной шестерни заднего хода. Зачистить втулку промежуточной шестерни заднего хода или заменить шестерню в сборе;
— износ полиамидного вкладыша вилки переключения передач заднего хода. Заменить полиамидный вкладыш.
Одновременное включение двух передач. Причиной такой неисправности является износ толкателя замков или замков штока. Устранить заменой изношенных деталей.
Снятие и установка коробки передач. Снять силовой агрегат с автомобиля (см. «Кривошипно-шатунный механизм»). Отвернуть две гайки и снять стартер. Отвернуть три болта и одну гайку и отсоединить картер сцепления в сборе с коробкой передач от двигателя.
Установку коробки выполняют в обратной последовательности. Перед установкой необходимо смазать шлицы ведущего вала тонким слоем смаз­ки (1. 2 г) Литол-24.
Разборка коробки передач.
При разборке и последующей сборке коробки необходимо иметь: приспособление для крепления коробки, универсальный съемник, щипцы для снятия стопорных колец, приспособление для снятия и установки ведущего и ведомого валов, приспособление для установки ведомого вала в вертикальном положении, ключи торцовые и динамометрические с набором головок 10, 12, 13, 17 и 30 мм, отвертку, выколотку.
Перед разборкой необходимо слить из коробки передач масло, тщательно промыть и очистить от грязи и масла. Разбирать коробку передач необходимо в такой последовательности:
— установить коробку передач на приспособление;
— снять редуктор привода спидометра 10 (см. рис. 72), выключатель света заднего хода 10 (см. рис. 66) и шарик 9;

— отвернуть гайки 1 (см. рис. 60), снять ее и прокладку.

Источник статьи: http://autozaz.org.ua/rukuvodstvo/tavrija1102/tavrija11.html

Оцените статью