Цилиндровые механизмы (личинки замка), их виды и характеристики
Цилиндровый механизм секретности (ЦМС, личинка замка, или просто «цилиндр») – это кодовое устройство, которое двигает ригель. Именно от него зависит секретность и работа замка. Если говорить на языке аналогий, то без цилиндра корпус врезного замка – все равно что машина без мотора.
90% цилиндров, которые есть в продаже, это штифтовые цилиндры евростандарта (DIN). Вот и в этой статье мы будем говорить именно о них.
КАК ЗАМЕНИТЬ ЛИЧИНКУ ЗАМКА
Все личинки замков взаимозаменяемы. То есть если раньше у вас был евроцилиндр от одного производителя, то вы легко замените его цилиндром от другого. Класс защиты не имеет значения: вместо примитивного механизма вы можете поставить сверхсекретный и антивандальный.
Главное – не ошибиться с длиной (типоразмером). Самые ходовые типоразмеры – 60, 70, 80, 90 мм. В целом ориентируйтесь на толщину двери с учетом толщины накладки.
Также замерьте расстояния от левого и правого краев до середины крепежного отверстия. Если они совпадают и кулачок находится посередине, то такой цилиндр называют симметричным. Это стандартный вариант для большинства дверей. Если расстояния не совпадают и кулачок смещен в сторону, то это асимметричный цилиндр для замка. Его устанавливают на двери с притвором, двери входной группы, с декоративными панелями и т. д.
Двери разные, не всегда удается подобрать цилиндр, идеально подходящий по размеру. Но все же имейте в виду, что снаружи замочная личинка не должна выпирать более чем на 3 мм. Правда, и сильно уходить вглубь она не должна, иначе открывать дверь будет неудобно.
МАТЕРИАЛ КОРПУСА: ЧЕМ КРЕПЧЕ – ТЕМ ЛУЧШЕ (И ДОРОЖЕ)
При изготовлении цилиндровых механизмов широко применяются следующие сплавы:
- Латунь (средний сегмент и премиум). Достаточно прочный и износостойкий цинковый сплав, который не боится коррозии, грязи, пыли и жира. По ощущениям латунные личинки увесистые, а на вид – декоративные (у латуни ровный, благородный оттенок).
- Алюминий, ЦАМ (эконом-класс). У таких цилиндров обычно скромная защита и сравнительно небольшое количество секретов, да и сам материал мягкий и легкий. Для замка на входную стальную дверь это не вариант, но в подсобку или сарай – почему бы и нет?
- Силумин (почти даром). Дешевый, хрупкий и рекордно недолговечный материал. Если взять силуминовый цилиндр в руку, кажется, что он невесомый. Любые рассуждения о надежности просто бессмысленны.
ТИПЫ ЦИЛИНДРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПО СПОСОБУ ЗАПИРАНИЯ
Снаружи дверь открывается и закрывается ключом, изнутри – поворотом вертушки. Так удобнее: с дверью справится даже ребенок, да и износ ключа меньше. Стоимость чуть выше, чем у ЦМС с другими способами запирания.
С обеих сторон дверь отпирается ключом. Главное неудобство: если изнутри в замок вставлен ключ, снаружи вы дверь не откроете. Придется звонить, чтобы домашние вас впустили. С другой стороны, «ключ – ключ» безопаснее. Если вор проникнет в пустой дом через окно, то чтобы выйти, ему придется взламывать замок или выбираться через окно, как пришел.
Для одностороннего запирания на ключ. Используют в подсобках и других помещениях, где незачем запираться изнутри.
АНГЛИЙСКИЙ ИЛИ ПЕРФОРИРОВАННЫЙ КЛЮЧ?
Личинки для дверных замков «евростандарт» обычно комплектуются английскими или перфорированными ключами («перфокарта»).
Другие названия – плоский, зубчатый. Цилиндровые механизмы с таким ключом используются повсеместно, но имеют низкую секретность (менее 5 000 комбинаций на дешевых моделях). Матерый домушник вскрывает их отмычкой без шума и пыли за 2-3 минуты.
Другие названия – профильный, вертикальный, ключ-перфокарта. У этого ключа вместо зубьев, насечка в виде лунок. Секретность евро-личинки с перфорированным ключом может достигать 10 млн. комбинаций и даже больше. Можно полчаса возиться с отмычкой и только зря потратить время.
Оценивайте сложность личинки комплексно. Не выносите ей приговор только из-за того, что у нее английский ключ.
Простой пример. Вот наш евроцилиндр с «хорошим» перфорированным ключом (AL 60 C, 346 руб.), а вот – с «плохим» английским (K 2J04 90, 1235 руб.). Только у первого секретность в 2 раза меньше, нет защиты от высверливания и корпус мягче. Как думаете, какой из них больше подходит для входной двери?
ОТ ОБЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ – К ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ
Класс цилиндрового механизма определяется его защищенностью от интеллектуального и силового вскрытия. В первом случае важнейшую роль играет секретность, во втором – антивандальность.
Секретность – число кодовых комбинаций, которое зависит от количества рядов и штифтов (пинов) в штифтовом цилиндре. Чем больше секретность – тем дольше взломщик провозится с замком, работая с отмычкой или перебирая ключи. У примитивных дверных личинок менее 500 комбинаций, у продвинутых – более 10 млн.
Антивандальность определяется оснащенностью механизма защитными элементами. Это могут быть плавающие, магнитные и каленые пины, усиленные вставки на корпусе личинки и т. д.
Не существует ГОСТа, который однозначно классифицирует все ЦМС: такая-то защита для первого класса, такая-то – для второго и т. д. Наоборот, все условно и обтекаемо. Так, в ГОСТ 5089-2011 классы цилиндровых механизмов для дверных замков определены следующим образом:
Как видим, есть привязка ко времени взлома. Но простому покупателю остается только догадываться, как соотнести минуты с комбинациями секретности и мерами защиты, ведь производители обычно указывают именно их.
Впрочем, есть общие правила, по которым выбирают личинки для замков на входные двери:
- Секретность не менее 50 000 комбинаций.
- Защита от высверливания, бампинга и выбивания.
- Возможность установки броненакладки.
- Корпус из латуни или других прочных материалов.
ЦМС с таким набором характеристик будет обладать 3-4 классом защиты.
Уровень секретности механизма зависит от количества пинов, именно они входят в вырезы на ключе повторяя рисунок. Пины находятся в нижней части головки и прижимаются к ключу внутренними пружинами.
В эконом классе пинов ставится не более 5, в таких механизмах вероятность подбора ключа ограничивается 10 000 вариантов.
Самым ходовым считается механизм с шестью пинами, здесь количество вариантов подбора возрастает уже до 50 000.
В элитном секторе производители устанавливают более 6 пинов, плюс некоторые из них могут иметь дополнительные секреты. В этих моделях уровень секретности стартует от 100 000 вариантов и может доходить до нескольких миллионов.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ ВСКРЫТИЯ ЛИЧИНКИ ШТИФТОГО ЗАМКА
Вскрытие с применением болванки ключа и киянки (или любого другого предмета для постукивания). С правильной болванкой взлом будет негромким и почти мгновенным.
Защита: антибамп-штифты, ложные пазы на элементах балансового механизма, установка броненакладки (не позволит взломщику определить тип цилиндра и, как следствие, подготовить болванку ключа).
2. Вскрытие пик-ганом.
Пик-ган – это пистолет-отмычка, который заставляет штифты поочередно поворачиваться. Принцип действия схож с бампингом, меры защиты те же.
3. Вскрытие отмычкой.
Отмычка – главный враг примитивных цилиндров с английским ключом. Защита: покупка цилиндрового механизма с высокой секретностью, ложные пазы на элементах балансового механизма, не менее 4 рядов штифтов.
Инструмент – дрель с алмазной коронкой. Способов взлома несколько. Например, можно высверлить сердечник (и проворачивать механизм обычной отверткой) или штифты (пшик – и нет больше никакой секретности). Защита: каленые штифты, усиленные вставки в корпусе, установка броненакладки.
5. Выбивание, разлом, выдергивание цилиндра.
Варварские, шумные, но быстрые методы: профи достаточно 1-2 минут. Защита: правильный выбор личинки (не должна выступать более чем на 3 мм), установка броненакладки.
Есть и другие методы – реальные (свертыш) и из области фантастики (воздействие кислотой, жидким азотом).
Важно понимать, что у производителей одни технологии, у взломщиков другие, и еще неизвестно, чьи сильнее и кто здесь в роли догоняющего. Очевидно одно: и многомиллионная секретность, и каленые пины это не защита, а препятствие. А любое препятствие можно преодолеть. Вопрос в том, сколько времени на это понадобится – 30 секунд или час, – и как сильно жулику придется пошуметь.
- В 90% врезных цилиндровых («нижних») замков устанавливают штифтовый механизм европейского стандарта (DIN). Его легко опознать по каплевидной форме.
- Цилиндры разных производителей взаимозаменяемы.
- Латунный цилиндр идеален для входной двери. Для межкомнатной можно взять и алюминиевый.
- Лучше, если ключ будет перфорированным (замок с таким ключом сложнее вскрыть отмычкой).
- Требования к личинке для входной двери: 3-4 класс, >50 000 комбинаций, защита от бампинга, выбивания и высверливания, возможность установить броненакладку.
Вывод
Часто люди определяют качество личинки по ее стоимости. Как утверждают специалисты на механизмы, которые стоят 200 рублей не стоит даже обращать внимания. Секреты за 350 – 400 руб. уже более надежны.
Средняя ценовая категория колеблется в районе 500 – 1000 руб. Дальше уже идет элитная категория и здесь встречаются личинки стоимостью до нескольких тысяч руб.
Определение качества механизма по его цене способ хороший, но не всегда надежный. У особо «жадного» коммерсанта на рынке можно приобрести за, казалось бы, нормальные деньги не самый лучший товар, так что цена это в какой-то степени лотерея.
Самый простой критерий выбора цилиндра это его масса. При покупке механизма обратите внимание на вес, так если головка весит до 100 грамм, то вы имеете дело с дешевой подделкой и прослужит она не более месяца.
Малый вес говорит о том, что детали механизма были сделаны в лучшем случае из алюминия, а чаще всего их делают из силумина, что еще хуже. Сэкономив пару сотен вы можете замкнуть двери и оказаться в ловушке. Минимум для такого механизма 180 – 200 грамм.
Основная защита от высверливания механизма это стальные пины из каленого металла. Ни одно сверло, даже сверло с победитовой напайкой такой пин одолеть не сможет.
Многие профессионалы рекомендуют ставить личинку с хорошей защитой от высверливания и отмычек, а от выбивания защищать механизм отдельной броне накладкой, так вы получаете более полную защиту за вполне приемлемые деньги.
Заключение
Напоследок хотелось бы ответить на часто задаваемый вопрос, касающийся самостоятельного ремонта механизма. Так вот, ремонт личинки замка в домашних условиях невозможен. Точнее отремонтировать вы сможете, ключ проворачиваться будет, но личинка начнет открываться даже булавкой. Так что поможет только замена цилиндра.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d6902aec49f2900ace18203/cilindrovye-mehanizmy-lichinki-zamka-ih-vidy-i-harakteristiki-5d6921a9c6e2a400add9f52e
Реанимация авто замка, + перебор личинок под один ключ.
Всем здоровья. Извиняюсь что снова про машины)Тема не нова, но если кто сам не сталкивался, может и не знать, и в подобной ситуации может начать искать новые личинки и осуществлять другие затратные ненужные действия. Надеюсь будет полезно кому-нибудь.
С момента покупки машины огорчала меня одна фигня. Багажник не открывался ключом (он тупо не лез в прорезь замка). Приходилось каждый раз из салона ручку дёргать, это офигенно не удобно. Новый замок в сборе на exist 1500грн=57$ дурдом:) Машина аккорд 1992-го года.На примере замка багажника и ��ассмотрим реанимацию заклинившего замка. Снимаем замок.Сначала находим мануал на свою машину, там как правило всё описано со схемами и последовательностью действий. В моём случае – один крепёжный болт замка и снять тягу.
Сперва нужно снять стопорное кольцо и 2 пластиковые детальки снять, которые тянут тягу.
Потом аккуратно подцепив верхнюю часть стянуть (она просто закернена в корпус) Поддевать сначало в местах кернения
Потом крышку шторки, надавив отвёрткой на лепестки. На снятой крышке справа видна точка кернения.
Вот почти разобрали. После чего (а лучше перед этим за 10-30 минут) заливаем во все дыры WD-40 или подобную химию, т.к. практически 100% вероятность не работы замков это их засерание грязью, пылью и окислами корпуса замка.
Сердцевина у меня начала шевелится только после третьего проливания вэдэшкой. Крепко там всё запущено…
Затем вынимаем сердцевину. В сторону верха замка, т.е. толкаем в пластмасс.Заметьте ! на пластике резиновое кольцо-уплотнитель ! для задержания пыли и грязи со стороны багажника )))) Откуда японцы знали что я буду стройматериалы в багажнике возить ? )) С другой стороны эта резинка устраняет поток воздуха с пылью грязью с наружи через замок в багажник.
Устройство всех автозамков практически одинаковое, суть будет ясна для любого замка. Штифты (их ещё называют кодовые рамки) на пружинках сводятся ключом к центру цилиндра замка и позволяют его провернуть. Очень аккуратно вынимаем все и раскладываем по порядку, чтобы не перепутать последовательность при обратном сборе. Количество авна впечатляет. Я боялся что выпадут пружинки, но они погрязли в авне)
Штифты чистим (скоблим) канцелярским ножом, вот для примера чищенные и нет. Можно после «нулёвкой» пройтись, но без фанатизма.
Самому цилиндру нужно сделать бензиновую или ацетоновую ванную. После ванной 3 пружинки оказались на дне.Нужно следить, чтобы не потерять иначе будет грустно.
Пружинки из нержи явно. Блестят как новенькие, а им 26 лет)Из 7-ми пружинок четырём баня не помогла, закоксовались на месте круто, помогла выковырять «I-skrepka» хотя и иголкой можно.
Решил, что всё таки нужно ещё механическая чистка. Методом тыка нашёл надфиль толщиной 1,18 мм который как раз входил в пазы цилиндра. Думаю можно и полосками нулёвки это проделать.
Без фанатизма аккуратно вычищаем окислы сплава из которого сделан цилиндр.
Смазывем всё (я моторным маслом смазал).Может кто знает более корректное масло для замков ?Вставляем пружинки и штифты на свои места. Наблюдаем положение «закрыто». Пальцами прижимаем «ёжик» штифтов, все штифты должны ходить без зацепов, свободно, значит всё норм.
Вставляем ключ — положение «открыто». Все штифты ушли к центру и цилиндр замка может провернуться.
Из этого всего следует важный вывод. Если после вставления ключа штифты не проседают полностью. Есть 3 выхода, на ваш выбор.
1. Первый сделать копию ключа что называется «в плюс» Но тогда остальные замки могут вести себя наоборот хуже. Возможно что лишний ключ для данногозамка это то что нужно
2. Второй просто подточить верхушки штифтов, выбрав самые торчащие при вставленном ключе.
3. Третий использовать новые нестёртые штифты (или с замка-донора), они все нумерованы и имеют ряд стандартных размеров. Алиэкспресс или автобазар рулят в данном случае.
Из всего вышеописанного пытливый читатель уже понял как перебрать личинку под имеющийся ключ.У меня был такой случай когда-то. Попал в нелепую аварию на предыдущей машине, две пассажирских двери и крыло процарапал о «девятку». Переднюю дверь было дешевле взять на разборке чем восстанавливать. Дверь была в сборе с замком. Я даже не подумал об этом и выбросил битую с родной личинкой. Потом просто перебрал штифты под свой ключ и всё. Не подошёл один штифт, который я просто не поставил. В остальном замок работал лет пять до продажи без вопросов.Перебором (подбором) штифтов можно любой донорский замок переделать под свой ключ) Даже если 1 или 2 штифта не подойдут замок всё равно будет работать как нужно.Рисунок-схемка для понимания. Высота «ухода» штифта внутрь зависит от высоты внутренней полки штифта. Соответственно чем выше профиль ключа, соответствующего штифта, тем этот профиль ниже.
Всё очень просто ! Это такой лего конструктор. Вставляем ключ, меняем «торчащие» штифты местами с просевшими, добиваясь чтобы они не торчали. И всё )) (фото из нета). Опять таки если не добились идеала, можно подпилить слегка выступающие. Таким образом если у вас есть любая донорская личинка с авто вашей марки, считайте, чтоона вам подходит, нужно только поменять штифты местами. Даже если один, два или даже три штифта радикально не подойдут, их можно не ставить и замок будет прекрасно работать. Взломоустойчивость упадёт немного, но эти замки всё равно для профи-воров не проблема.
Ну вот собственно и всё. Ставим на место замок и радуемся воскрешению. Не забывайте что правильно работающая шторка на входе и смазка продлевает жизнь замка на долго)Владеющий информацией как говорится владеет замками своей машины)Всем добра.
Запись пользователя Rebe-L из сообщества Сделай Сам на DRIVE2
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/drive2diy/reanimaciia-avto-zamka—perebor-lichinok-pod-odin-kliuch-5adca37ec3321b6c7c5fdb23