Устройство сцепления автомобиля, обслуживание
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения мотора от трансмиссии и аккуратно их соединения при трогании автомобиля с места, а также в том случае, когда вы переключаете передачи. Сцепление состоит из механизма сцепления и привода. В статье «Устройство сцепления автомобиля (обслуживание)» мы расскажем вам, как работает сцепление на автомобиле, основные его проблемы и методы их решения.
Гидравлический привод выключения сцепления и механизм сцепления состоит из следующих элементов:
- первичный вал коробки передач;
- шестерня первичного вала;
- картер сцепления;
- педаль сцепления;
- главный цилиндр;
- трубопровод;
- рабочий цилиндр;
- вилка выключения сцепления;
- нажимной подшипник;
- отжимные рычаги;
- нажимные пружины;
- кожух сцепления;
- нажимной диск;
- ведомый диск;
- маховик;
- картер коробки передач;
- коленчатый вал.
Привод (гидравлического типа) выключения сцепления состоит из:
- трубопроводов;
- нажимного подшипника,
- вилки выключения сцепления,
- рабочего цилиндра,
- главного цилиндра,
- педали.
Когда вы нажимаете на педаль сцепления, ножное усилие водителя, через поршень и шток, передается жидкости, в свою очередь, передающей давление от поршня главного на поршень рабочего цилиндра. После чего шток рабочего цилиндра перемещает нажимной подшипник и вилку выключения сцепления, которая и передает усилие на сам механизм сцепления. Когда же автолюбитель отпустит педаль, то из-за воздействия возвратных пружин все детали вернутся в исходные позиции.
Механизм сцепления
Механизм сцепления – это устройство, в котором передается крутящий момент за счет работы сил трения. Именно механизм сцепления может позволить кратковременно разъединять коробку передач и мотор, а позже опять плавно их соединять. Помимо того, сцепление предохраняет механизмы трансмиссии от перегрузок. Если коленвал двигателя неравномерно вращается, в трансмиссии возникают колебания. Чтобы их погасить в сцеплении имеется демпфер или гаситель колебаний. Элементы механизма всегда заключены в картер сцепления, который прикреплен к картеру двигателя.
Сам механизм сцепления состоит из таких элементов:
- ведомый диск с гасителем колебаний и специальными износостойкими накладками.
- нажимной диск с пружинами,
- ведущий диск (которым является маховик коленвала мотора),
- кожух и картер.
Ведомый диск, постоянно связан с первичным валом КПП, и все время под воздействием сильных пружин прижат к маховику нажимным диском. Из-за больших сил трения между маховиком, нажимным и ведомым дисками все это как единое целое вращается при работе мотора. Однако так происходит и тогда, когда вы не трогаете педаль сцепления, в независимости от того стоит на месте или едет ваш автомобиль.
А для начала движения автомобиля, надо прижать ведомый диск, который связан с ведущими колесами (посредством первичного вала коробки передач и других составляющих трансмиссии), к маховику, который вращается, другими словами — включить сцепление.
Как правильно выжимать сцепление?
Для начала приотпускаем педаль, тем самым даем возможность пружинам нажимного диска подтянуть ведомый диск к маховику, пока они слегка не соприкоснуться. Из–за сил трения диск, некоторое время, проскальзывая относительно маховика, также начнет свое вращение, а ваша машина потихоньку двигаться. Затем на пару секунд удерживаем педаль сцепления где-то посередине для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. Автомобиль при этом немного увеличивает скорость своего движения. И, наконец, когда маховик вместе с ведомым и нажимным дисками уже вращаются вместе без каких-либо проскальзываний на одинаковой скорости, в полной мере отдавая крутящий момент к коробке передач, а затем на ведущие колеса машины, остается только убрать ногу с педали сцепления и затем полностью отпустить ее. Если в начале пути педаль сцепления резко бросить, то машина «прыгнет» вперед, а мотор заглохнет. В худшем варианте, сломается что-нибудь еще, так как в подобный момент может возникнуть сильная ударная волна, многократно увеличивающая нагрузки на все агрегаты трансмиссии и механизмы мотора.
Чтобы выключить сцепление водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск, отходя от маховика, освобождает ведомый диск, прерывая этим передачу крутящего момента от мотора к коробке передач. Нажатие на педаль сцепления должно быть достаточно быстрым, однако, не резким – спокойное движение до предела хода педали.
Основные поломки сцепления.
Сцепление выключается не полностью («ведет») из-за перекоса нажимного подшипника, большого свободного хода педали сцепления, поломки пружин или коробления ведомого диска. Для того чтобы устранить неисправность следует отрегулировать ход педали, заменить неработоспособные пружины и диски и удалить воздух из гидропривода.
Сцепление включается не полностью («пробуксовывает») из-за небольшого свободного хода педали, поломки пружин, износа или замасливания фрикционных накладок ведомого диска. Чтобы устранить неисправность надо отрегулировать ход педали, поменять или промыть пружины, диски.
Сцепление включается очень резко из-за задиров на поверхностях рабочих дисков, маховика, заеданий в механизме привода, повреждая фрикционные накладки ведомого диска.
Чтобы устранить неисправность следует заменить ведомый диск, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить неисправные узлы привода.
Может подтекать тормозная жидкость в приводе выключения сцепления из рабочего или главного цилиндров, а также из соединительных труб.
Чтобы устранить неисправность следует визуально найти место утечки и заменить дефектные узлы, с последующим удалением из него воздуха (прокачкой всего гидропривода).
Как эксплуатировать сцепление.
При эксплуатации машины надо периодически проверять уровень в бочонке, который питает жидкостью гидравлический привод механизма сцепления. В случае обнаружения уровня меньше нормы, его обязательно следует исправить, долив тормозную жидкость. В плохом случае, если уровень снизится до нуля, ваше усилие на педали сцепления не будет ни куда передаваться.
Неправильная регулировка сцепления или сниженный уровень жидкости может привести к тому, что передачи на вашей машине будут включаться с большим усилием или вообще не будут включаться. И если, при нажатой педали сцепления до конца, вам все-таки удастся «выжать» первую передачу, то машина самопроизвольно начнет медленно катиться, хотя в данный момент мотор еще должен быть отделен от оси колес. Как это может случиться и почему автомобиль едет? Такая неприятность называется — ведет сцепление. Суть этого заключается в следующем. Во время, когда ведомый диск сцепления вроде как не имеет контакт с маховиком, он таки за него чуть-чуть цепляется, и поэтому некоторая часть крутящего момента будет передана на вал коробки передач и затем на ведущие колеса.
Со сцеплением случается и неприятности другого рода. В результате того, что при отпускании педали сцепления, мы принуждаем обе поверхности диска (ведомого) сильно тереться о железный нажимной диск и маховик, боковые поверхности диска со временем будут изношены. Это процесс нормальный, он предусмотрен конструкцией машины, поэтому ведомый диск — это расходный материал. Но наступает момент, когда и педаль сцепления наверху и первая передача включена, и «газуете» вы изрядно. Однако износ накладок на ведомом диске уже на таком уровне, что теперь он не зажимается между нажимным диском и маховиком с нужным усилием, и, прокручиваясь, при этом не передает крутящий момент от мотора к трансмиссии. Такое явление специалисты называют – пробуксовыванием сцепления.
Естественно, здесь описан пример совсем уж слепого и глухого водителя, потому что автомобиль намного раньше «предупреждал» его о том, что подобный случай может произойти. Раньше, на подходе к предельному износу, ведомый диск должен был пробуксовывать, вначале на четвертой передаче, затем на третьей передаче и т.д. Начало предельного износа легко определяется, двигаясь на четвертой передаче при скорости 45 – 50 км/ч. Если при сильном нажатии на педаль газа обороты мотора начинают повышаться, а авто продолжает двигаться с постоянной скоростью, то в подтверждение догадкам вы еще и унюхаете запах «подгорающих» накладок на диске. Следовательно, пора его заменять.
Если вы слышите «шелест» в районе сцепления или при полном нажатии оно пропадает, то стоить задуматься о замене выжимного подшипника в устройстве сцепления автомобиля. Обслуживание, машины дело не такое простое, ускорения и резкие старты машины, все это первые признаки того, что пора провести контрольный осмотр всех механизмов.
Источник статьи: http://www.autoshcool.ru/1945-ustrojstvo-scepleniya-avtomobilya-obsluzhivanie.html
Устройство и принцип работы механизма сцепления автомобиля
Сцепление – это механизм, предназначенный для передачи крутящего момента двигателя к коробке передач, а также плавного соединения и разъединения двигателя с механизмами трансмиссии. С его помощью можно начинать движение на автомобиле, переключать передачи, останавливаться с работающим двигателем, маневрировать при резком изменении скорости.
Механизм сцепления предохраняет детали двигателя и трансмиссии автомобиля от повреждений и перегрузок при быстром включении передач и резком торможении.
В конце этой статьи смотрите видео-урок, в котором очень наглядно продемонстрированно, как работает механизм сцепления в автомобиле.
А ниже мы расскажем о принципе работы сцепления автомобиля, об устройстве и типах приводов включения и выключения сцепления, и о том, как правильно пользоваться механизмом сцепления на автомобилях с механической коробкой передач.
Принцип работы сцепления автомобиля
Принцип работы сцепления автомобиля заключается в плавном соединении и разъединении между собой двух металлических дисков: один жестко привязан к валу двигателя, а второй – к коробке переключения передач.
Механизм сцепления приводится в действие тросом, ведущим от педали в подкапотное пространство автомобиля непосредственно к самому механизму сцепления. При нажатой педали происходит разъединение двигателя и трансмиссии.
Основными деталями механизма сцепления являются:
- Маховик коленвала;
- Ведущий диск (нажимной);
- Ведомый диск.
Диск, передающий усилие двигателя, называется ведущим (он же нажимной или «корзина» сцепления). Он крепится шарнирными соединениями к штампованному стальному кожуху, который, в свою очередь, жестко соединен болтами с маховиком коленчатого вала. Такой вид крепления позволяет ведущему диску сцепления изменять расстояние до кожуха.
При продольном перемещении «корзина» сцепления прижимает к маховику диск, называемый ведомым. Он соединен с первичным валом коробки переключения передач. В рабочем положении ведомый диск зафиксирован между маховиком и нажимным диском, а при нажатии на педаль сцепления он освобождается.
Плавность включения сцепления обеспечивается за счет проскальзывания дисков до момента их полного прижатия друг к другу. Для этого ведомый диск делают из нескольких частей, разделенных упругими пластинами. Также он имеет специальные накладки из материала, устойчивого к нагреву и износу. Нажимной диск сцепления тоже подпружинен и имеет теплоизолирующие прокладки.
При отпущенной педали сцепления ведущий и ведомый диски прижимаются сильными пружинами к маховику, образуя жесткую конструкцию. При этом вал коробки передач начинает вращаться со скоростью вращения коленвала, передавая усилие к узлам трансмиссии и далее через приводные валы к колесам. Автомобиль трогается с места.
Но скорости двух валов не могут моментально стать одинаковыми, автомобиль в этом случае «прыгнет» и заглохнет. Поэтому педаль управления сцеплением отпускается плавно, чтобы с помощью сил трения уравнять вращение ведущего и ведомого дисков. Тогда можно нажатием на педаль акселератора изменять скорость вращения коленвала и, соответственно, управлять скоростью движения автомобиля.
Такой вид сцепления называется сухим, дисковым и постоянно замкнутым. Это значит, что для его работы нужны сухие поверхности дисков, при отпущенной педали, соединенных друг с другом.
Принцип работы приводов сцепления
Принцип работы привода сцепления автомобиля, с которым усилие от педали передается на механизм переключения, может быть механическим, гидравлическим или электрическим.
Механический привод сцепления конструктивно самый простой: он представляет собой стальной трос, связывающий тягу педали и рычаг включения сцепления. На нем обычно находится резьбовое соединение, которым можно регулировать длину троса. Недостаток такого привода – большее усилие при нажатии на педаль.
Гидравлический привод комфортнее в работе, особенно если приходится часто пользоваться сцеплением. Его принцип работы похож на работу тормозной системы: при нажатии на педаль поршень давит на жидкость, которая, двигаясь в цилиндре, приводит в движение толкатель рычага включения сцепления. В этом случае ход педали мягче, но нужно следить за состоянием гидравлических шлангов, и контролировать уровень и качество заливаемой в систему гидравлической жидкости.
Электрический привод отличается от механического тем, что трос выключения сцепления приводится в движение от электромотора, который включается при нажатии на педаль. В остальном его устройство мало чем отличается от механического привода.
Как правильно пользоваться сцеплением на автомобиле
На практике работа со сцеплением автомобиля в основном выражается в выработке навыка правильного трогания с места, особенно на подъеме. При оживленном городском движении умелая работа с педалью позволит автомобилю двигаться плавно и не заглохнуть при резком торможении.
При начале движения, нужно, отпуская педаль сцепления, уловить момент соприкосновения дисков, уравновесить скорости их вращения, и дальше плавно отпустить педаль. Ориентир – число оборотов двигателя. Если двигатель работает равномерно, значит, сцепление включается правильно.
Сцеплением следует пользоваться лишь при старте, переключении передач и при остановке автомобиля. Выполнение этого требования продлит срок его службы.
- Резкое или, наоборот, замедленное отпускание педали сцепления при старте приводит к ускоренному износу рабочей поверхности дисков.
- Остановка на светофоре при нажатой педали и включенной передаче не лучшим образом скажется на работе нажимных пружин, подшипника и вилки выключения.
Две главные неисправности механизма сцепления – это недостаточно плотное соприкосновение дисков и недостаточно полное их разъединение.
- В первом случае сцепление пробуксовывает, а у автомобиля будет наблюдаться плохая динамика разгона. Обычно это является результатом износа ведомого диска, его фрикционных накладок.
- Во втором случае в результате неполного разъединения дисков при включенной передаче и нажатой педали автомобиль пытается поехать.
Если эти неисправности не устраняются регулировкой привода, то необходим ремонт самого механизма в стационарных условиях.
Видео: принцип работы сцепления автомобиля
Источник статьи: http://unit-car.com/ustroystvo/9-sceplenie-avtomobilya.html