Общее описание тормозной системы
Гидравлическая тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя тормозного привода, антиблокировочной системы и тормозных механизмов передних и задних колес.
Тормозная система разделена на два контура, функционирующих диагонально. Один контур гидропривода воздействует на переднее правое и на левое заднее колеса, а другой — на переднее левое и заднее правое.
Благодаря этому обеспечивается остановка автомобиля с достаточной эффективностью в случае выхода из строя одного из контуров, например, в случае не-герметичности одного из контуров рабочей тормозной системы.
Давление для обоих контуров создаётся сдвоенным (тандемным) главным тормозным цилиндром при воздействии на педаль тормоза (см. иллюстрацию 1.0).
1.0 Тормозная система автомобилей А-класса
1 — тормозной трубопровод
2 — расширительный бачок тормозной жидкости
3 — вакуумный усилитель тормозного привода
4 — блок гидравлики ABS
5 — блок управления ABS
6 — рычаг стояночного тормоза
7 — тросовая тяга стояночного тормоза
Расширительный бачок с тормозной жидкостью находится в моторном отсеке над главным тормозным цилиндром за бачком с жидкостью для стеклоомывателя. Из него тормозной жидкостью обеспечивается вся тормозная система.
Количество тормозной жидкости в расширительном бачке необходимо регулярно проверять.
Вакуумный усилитель тормозного привода использует разрежение во впускном коллекторе бензинового двигателя и при нажатии на тормозную педаль увеличивает прилагаемое усилие.
Ввиду того, что у дизельного двигателя разрежения на впускном коллекторе почти нет, то автомобили с дизельным двигателем оснащаются специальным вакуумным насосом усилителя тормозного привода.
Вакуумный насос крепится с правой стороны блока цилиндров двигателя и приводится в действие от распределительного вала.
Автомобили А-класса оснащены впереди дисковыми, а сзади -барабанными тормозными механизмами.
Автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л.с, а также автомобили с удлиненной базой кузова имеют также и на задней оси дисковые тормозные механизмы.
Данные дисковые тормозные механизмы имею плавающую скобу с одним поршнем, которого достаточно для прижима обеих тормозных колодок к тормозному диску. Стояночный тормоз действует через тросовый привод на тормозные механизмы задних колес.
Тормозные колодки задних колес являются самоустанавливающимися, поэтому регулировка стояночного тормоза нужна лишь в редких случаях, например, после ремонта.
Автомобили с дисковыми тормозными механизмами дополнительно оборудованы двумя тормозными барабанами для колодок стояночного тормоза, составляющими одно целое с тормозными дисками.
Внимание! Работы с тормозной системой требуют тщательного соблюдения чистоты и точности. Если необходимый опыт отсутствует, выполнение таких работ лучше поручить специализированной мастерской.
Внимание! При движении по мокрому дорожному полотну тормоза нужно время от времени приводить в действие, чтобы очистить тормозные диски. Хотя под действием i центробежных сил вода сбрасывается с тормозных дисков, на них все-таки остается тонкий слой продуктов износа резины, смазки и других загрязнений, которые ухудшают реагирование тормозов.
Обожженная грязь на тормозных накладках и засоренные пазы для стока воды в накладках ведут к рифлению тормозных дисков. Из-за этого действие тормозов может ухудшиться.
Внимание! При чистке тормозной системы образуется пыль. Эта пыль вредно действует на здоровье человека. Поэтому при чистке тормозной системы пользуйтесь респиратором, чтобы тормозная пыль не попадала в дыхательные пути.
Антиблокировочная система (ABS)
Антиблокировочная система предотвращает блокирование колес при резком торможении. Благодаря этому автомобиль остается управляемым даже при полном торможении.
Блок управления ABS принимает от датчиков, установленных на всех четырех колесах, сигнал о числе оборотов колес. Кактоль-ко одно из колес оказывается на грани блокировки, то это регистрируется соответствующим датчиком и сообщается блоку управления ABS.
В ответ на это снижается тормозное давление в соответствующем тормозном суппорте и, таким образом, колесо не блокируется.
Это процесс повторяется при резком торможении до полной остановки автомобиля для каждого колеса в отдельности до тех пор, пока не будет отпущена педаль тормоза или же почти вплоть до остановки автомобиля.
Антипробуксовочная система (ASR)
Электронно управляемая антипробуксовочная система (или система регулирования крутящего момента) при трогании с места затормаживает буксующие колеса и переносит крутящий момент на те колеса, которые прочно сцеплены с покрытием.
Система отслеживает вращение колес и притормаживает, увеличивая давление в тормозном механизме того колеса, которое начинает пробуксовывать.
Таким образом тяговое усилие в максимальной степени используется колесами, имеющими хорошее сцепление с грунтом или дорожным полотном.
В крайнем случае, если буксуют три колеса, то усилие переносится на единственно небуксующее. Как только одно из колес оказывается на грани пробуксовывания, на щитке приборов начинает мигать сигнальная лампочка ASR оранжевого цвета с символом треугольника.
Антипробуксовочная система может при необходимости выполнять торможение двигателем. При этом блок управления электронным акселератором приводит в действие исполнительный электродвигатель, который прикрывает дроссельную заслонку.
Такое происходит тогда, когда при пробуксовке одного из колес оно автоматически затормаживается, а второе заднее колесо в этот момент приближается к границе пробуксовывания.
Электронный блок управления антипробуксовочной системы распознает, что тяговое усилие двигателя в этот момент слишком высокое.
В течение миллисекунд электронный блок управления системы изменяет положение дроссельной заслонки, чтобы ограничить подачу топлива в двигатель. Это происходит даже тогда, когда водитель в экстремальных случаях полностью выжимает акселератора.
С уменьшением подачи топлива тяговое усилие двигателя снижается и оба задних колеса могут нормально вращаться. Если же в этот момент двигатель холодный, то дополнительно выполняется корректировка угла опережения зажигания.
Антипробуксовочную систему можно отключить с помощью выключателя, находящегося на центральной консоли. В этом случае загорается сигнальная лампочка ASR на щитке приборов.
Внимание! При движении по песку, гравию или по глубокому снегу бывает необходимо двигаться с пробуксовыванием колес и без торможения двигателем. В таких случаях ASR можно отключить, нажав на выключатель на центральной консоли. При этом система по-прежнему будет осуществлять контроль за пробуксовкой задних колес при движении автомобиля со средней скоростью.
Система автоматической стабилизации устойчивости (ESP)
Автомобили А-класса серийно комплектуются системой автоматической стабилизации устойчивости (ESP), которая базируется на возможностях систем ABS и ASR и дополняет их, уменьшая риск заноса автомобиля, даже в тех случаях, когда педаль акселератора не нажата или же торможение не выполняется.
При движении на повороте с большой скоростью или при выполнении резких маневров автоматика стабилизации устойчивости распознает «намерение» автомобиля потерять устойчивость.
С этой целью блок управления ESP учитывает информацию датчиков об угле поворота, а также, исходя из скорости движения автомобиля, рассчитывает угловую скорость (скорость вращения) автомобиля относительно вертикальной оси и моментально определяет момент, когда автомобиль может потерять устойчивость.
Регулируя давление в тормозных механизмах соответствующих колес, а также притормаживая двигатель, ESP обеспечивает моментальный возврат автомобиля в то положение, в котором его стабильности ничего не угрожает.
Если, например, при движении на крутом повороте возникает угроза заноса передних колес автомобиля, то система целенаправленно притормаживает заднее колесо, находящееся на внутренней линии поворота и тем самым стабилизирует автомобиль. Если же возникает угроза заноса задних колес, то притормаживается переднее колесо, движущееся по внешней линии поворота.
Функционирование ESP отображается загоранием сигнальной лампочки на щитке приборов. Водитель в таких случаях должен учесть дорожную ситуацию и изменить скорость движения.
Усилитель тормозной системы (BAS)
Автомобили MERCEDES-BENZ А-класса серийно оснащаются усилителем тормозной системы.
Необходимость установки такого усилителя вызвана тем, что большинство водителей в критической ситуации тормозят слишком поздно или с меньшим усилием, чем нужно, что увеличивает тормозной путь. По тому, насколько резко задействуется педаль тормоза, BAS определяет возникновение опасной ситуации.
В течение миллисекунд он создаёт необходимое давление в тормозной системе и сокращает тормозной путь при скорости движения автомобиля 100 км/час на 45% в сравнении с тормозным путем автомобиля без усилителя.
Сигнальная лампочка BAS/ESP загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя.
Указания, относящиеся к системам ABS/ASR/ESP/BAS
Защитный выключатель в электронном блоке управления обеспечивает автоматическое отключение системы при возникновении дефекта (например, обрыв провода) или же при падении напряжения в бортовой сети (при напряжении аккумулятора менее 10,5 В).
Такое состояние сигнализируется загоранием сигнальной лампочки ABS оранжевого цвета на щитке приборов.
В этом случае отключаются ASR, ESP и BAS, что подтверждается загоранием сигнальной лампочки ESP. При этом обычная тормозная система продолжает функционировать и автомобиль ведет себя, как автомобиль без ABS.
Если во время движения загорается и горит сигнальная лампочка ESP, то это свидетельство дефекта в системе BAS или ESP. Они отключаются, однако тормозная система остаётся в норме.
Внимание! Если во время движения загорается сигнальная лампочка тормозной системы (красного цвета с восклицательным знаком), то следует незамедлительно остановиться и выяснить причину. Основными причинами загорания лампочки являются низкий уровень тормозной жидкости в расширительном бачке либо движение с затянутым стояночным тормозом.
Если во время движения загорается контрольная лампочка ABS, то сделайте следующее:
1. Остановитесь, выключите и снова запустите двигатель.
2. Проверьте напряжение аккумулятора. Если оно менее 10,5 Вольт, зарядите аккумулятор.
Внимание! Если сигнальная лампочка ABS загорается в начале движения, а по истечении некоторого времени гаснет, то это говорит о том, что напряжение аккумулятора было слишком низким, но затем повысилось во время движения в результате подзарядки от генератора.
3. Проверьте, надежно ли закреплены клеммы на полюсах аккумулятора.
4. Установите автомобиль на козлы и снимите колеса. Проверьте провода датчиков скорости вращения колес на внешние повреждения (перетирание).
Дальнейшая проверка ABS должна производится в мастерской. Блок управления ABS выполняет программу самодиагностики и все неисправности регистрируются. Эти неисправности можно считать в мастерской при помощи специального тестера, а затем устранить их.
Внимание! При работе с электросваркой штекер электронного блока управления ABS следует отсоединять. Штекер расположен в моторном отсеке со стороны пассажира под съемной крышкой, штекер отсоединяйте только при выключенном зажигании. При выполнении лакокрасочных работ блок управления можно подвергать кратковременному воздействию высокой температуры не выше +90°С.
Источник статьи: http://www.mercedesman.ru/A-Class/W168/chassis/brake/obschee-opisanie-tormoznoy-sistemy
SBC – хитрые и умные тормоза Mercedes-Benz
В 2001 году компания Daimler AG и ее партнер, производитель автокомпонентов Bosch, представили миру новый по конструкции механизм тормозной системы с электрогидравлическим управлением – Sensotronic Brake Control (SBC). Обычная гидравлическая тормозная система работает следующим образом: водитель нажимает на педаль тормоза, что приводит в действие главный тормозной цилиндр, в связке с которым работает вакуумный усилитель. Оба эти узла создают необходимое давление тормозной жидкости, что вызывает ее распределение по тормозным магистралям. Из тормозных магистралей жидкость оказывает давление на колесные цилиндры, под действием которых тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам, вращающимся вместе с колесами. От трения колодок о диски и барабаны автомобиль останавливался.
- Как работаетSBC?
Система SBC работает иначе. Здесь водитель, нажимая на педаль тормоза, не воздействует непосредственно на главный тормозной цилиндр, а лишь активирует электронный блок управления, который анализирует силу и скорость нажатия педали, скорость движения автомобиля и десяток других параметров для того, чтобы обеспечить эффективное торможение в любых дорожных условиях. Да, пока блок SBC исправен, педаль тормоза не имеет стандартной прямой гидравлической связи с исполнительными механизмами тормозной системы. Такие функции тормозной системы как ABS, ESP и Brake Assist реализованы внутри системы, а не в виде дополнительных устройств, что упрощало не только конструкцию, но и взаимодействие этих и других электронных программ, SBC предоставляла возможность для использования еще некоторых функций.
Первой моделью Mercedes-Benz, получивший систему SBC, стал родстер SL (R230) в 2001 году. Вслед за ним SBC получили «ешка» W211 и CLS-класс W219, а также машины возрожденной марки Maybach.
- Зачем создалиSBC?
Итак, в нормальном режиме гидравлическая связь между педалью тормоза и тормозными механизмами колес отключена специальным отключающим клапаном. В отличие от обычной тормозной системы в SBC при любом виде воздействия тормозной системы осуществляется электрогидравлическое регулирование.
Благодаря более гибкому управлению работой тормозной системы на машинах с SBC достигается более точное и быстрое дозирование требуемого давления в тормозной системе, cокращение тормозного пути в особенности при аварийном торможении (улучшенная функция BAS), повышение активной динамической безопасности, поскольку системы управления динамикой движения ABS и BAS, а также ASR и ESP могут использоваться наиболее оптимальным образом. Кроме того, SBC обеспечивает равномерный износ тормозных колодок и улучшает общее поведение автомобиля при торможении благодаря оптимальному распределению тормозных моментов между задней и передней осью. SBC более эффективно использует тормозные резервы колес задней оси за счет увеличения доли тормозных усилий при частичном торможении и при торможении с небольшой скорости (дело в том, что в обычных системах торможения приходится искусственно ограничивать эффективность задних тормозов, чтобы не допустить опережающей блокировки задних колес и возможного по этой причине неконтролируемого заноса автомобиля. Но занос возможен только при определенных условиях движения, а в остальных случаях потенциал задних тормозов остается невостребованным. Поэтому электронное управление SBC формирует тормозное усилие отдельно для каждого колеса в зависимости от его сцепления с дорогой, что позволяет не допускать блокировки). Замедление в поворотах происходит более оптимально и с большей устойчивостью благодаря смещению тормозных сил на внешние колеса. И, наконец, на машинах с SBC отсутствуют обратные воздействия (вибрации) на педали тормоза при включении системы ABS.
Также на машинах с SBC были реализованы такие дополнительные функции как удержание на месте (SBC Hold), комфортное замедление (Softstop) и остановка (SBC Stop). Также система SBC умеет подсушивать тормозные диски в мокрую погоду и создавать предварительное давление в тормозной системе для устранения воздушного зазора.
- Особенности работыSBC
Система SBC живет своей жизнью. Для ее нормального и автономного функционирования в автомобили добавлен дополнительный аккумулятор, питающий только компоненты SBC. Стоит подойти к автомобилю с ключом зажигания, как система «пробудится» и начнет самодиагностику. Во время движения автомобиля движения SBC также постоянно выполняет самодиагностику (PreDriveCheck). Проверяется давление в гидравлическом ресивере и при необходимости корректируется. Кроме того проверяются датчики давления и клапаны управления и выполняются различные проверки функций и герметичности.
Нажатие на педаль тормоза передается на блок управления SBC от датчика хода педали SBC. Рассчитанные блоком управления ESP тормозные усилия подаются гидравлическим блоком SBC индивидуально к тормозу каждого колеса. Необходимая для этого гидравлическая энергия поступает из ресивера высокого давления, в котором оно создается насосом высокого давления с электронасосом. При нарушениях в электрогидравлической системе между педалью тормоза и тормозами колес автоматически восстанавливается непосредственное гидравлическое соединение. Блок управления ESP управляет блоком управления SBC. Оба блока управления соединяются друг с другом по собственной шине CAN. Блок управления SBC передает на блок управления ESP данные о желании водителя тормозить и о давлениях в системе. Блок управления ESP рассчитывает необходимые номинальные давления и передает их на блок управления SBC.
- Как устроенаSBC?
В SBC главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов отсутствуют за ненадобностью. Блок SBC состоит из насоса высокого давления (его жужжание или гудение слышно когда система активируется или корректирует давление), ресивера высокого давления (он имеет вид небольшой резиновой «груши») и около десятка датчиков, клапанов и управляющих электромагнитов. Датчик положения педали тормоза находится под бачком тормозной жидкости. За имитацию «натурального» усилия на педали тормоза отвечает отдельный механизм.
- В чем проблемаSBC?
Печальную известность система SBC приобрела из-за применения на широко распространенных моделях Mercedes-Benz Е-класса (W211). Основная проблема SBC в том, что ее создатели решили не рисковать и заложили в нее конструкцию механизм расчета срока службы. То есть, компания Bosch не могла гарантировать бесконечную и беспроблемную эксплуатацию электронасоса или резинового ресивера. Поэтому первоначально блоки SBC по какому-то алгоритму рассчитывали «усталость» исполнительных механизмов. На бортовом компьютере высвечивалось сообщение о необходимости посетить сервисную мастерскую. Надлежащую диагностику SBC можно сделать только фирменным сканером. Но всегда результат диагностики был один: блок SBC нуждается в замене. Хотя позднее, когда машины с такой искусственной неисправностью (фактически блоки были исправны) повалили на сервисы стройными рядами, компания Daimler позволила перепрошивать их: новые прошивки просто добавляли еще несколько десятков возможных нажатий педали тормоза, после чего блок SBC вновь просился на сервис.
Однако блок SBC мог выйти из строя по причине недостаточного напряжения питания, стирания(износа) щеток электромотора насоса или сгорания его щеток, а также из-за перегорания предохранителей. Конечно, блок SBC способен провести самодиагностику и предупредить водителя о неисправности до поездки, но бывали случаи, когда тормоза отказывали в дороге. Да, в случае отказа блок успевает восстановить прямую связь педали тормоза с системой, но уже без какого-либо усиления. Экстренно остановить машину с отказавшей SBC не получается.
- Что делать сSBC?
Самый верный, правильный и дорогой вариант (в случае появления сообщения о неисправности тормозов и печальных результатах диагностики) – замена блока SBC на новый. Кстати, в блоках самого последнего поколения снято ограничение на количество нажатий, SBC работает и полагается на результаты самодиагностики. Стоимость нового блока SBC – 3500 бел.руб. Установка и прокачка тормозов – еще около 250 рублей.
Если панель приборов сообщает о необходимости посетить сервис или снижении производительности тормозов, то можно обойтись перепрошивкой блока. Конечно, перепрошивка поможет только в том случае, если ошибки блока свидетельствуют о его «просроченности». В ходе перепрошивки блок SBC «забывает» об ограничениях и продолжает работать до тех пор, пока не появятся проблемы по его гидравлической или электрической части.
Если в ходе диагностики выяснилось, что SBC неисправен, можно купить и установить «б/ушный» блок. Покупать нужно только блок SBC с гарантией продавца на возврат в случае малейшей его неисправности. Покупать можно только блоки SBC, у которых не отвинчены, а откушены и заглушены (обжаты) гидравлические трубки. В этом случае можно вести речь о том, что никакой мусор не попал в гидравлику блока. Вообще, на практике, почти 75% «б/ушных» блоков SBC потенциально неисправны. А узнать о том, что приобретенный блок неисправен, можно после его установки, активации, прокачки (на прокачку тормозной жидкости на машинах с SBC уходит 4-5 литров не абы какой, а недешевой гидравлки «нерегламентного» класса DOT 4 Plus) и последующей диагностики по всем параметрам. «Б/ушные» блоки SBC предлагаются на разборках по цене от 200 до 800 рублей.
Также есть предложения по ремонту блоков SBC. Все-таки, электромотор можно восстановить: заменить обмотку и щетки. Как отдельная деталь продается и гидравлический ресивер. Правда, отзывов о результатах такого ремонта и восстановления блока мы не нашли.
Блок SBC так насолил самой компании Daimler AG, что они изъяли его из E-класса: после рестайлинга тормозная система этих машин вернулась к обычной ABS. А на дорестайлинговых машинах сотни тысяч блоков SBC менялись по гарантии или за полцены на негарантийных машинах в возрасте до 10 лет, которые обслуживались на СТО официальных дилеров.
Источник статьи: http://autostrong-m.ru/post/sbc-hitrie-i-umnie-tormoza-mercedes-benz