- Расчет утраты товарной стоимости (УТС)
- Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12
- Как рассчитывается потеря товарного вида (УТС) авто в 2021 году
- Что такое УТС?
- Кто может претендовать на компенсацию?
- Порядок получения компенсации
- Документы для обращения в страховую компанию
- Получить выплату по УТС в судебном порядке
- В каких случаях обращаются в суд?
- В каких случаях в иске будет отказано?
- Популярные вопросы
Расчет утраты товарной стоимости (УТС)
Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.
УТС может быть рассчитана для автомобилей:
Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.
- При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
- устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
- замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
- ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
- полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС ;
Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: «. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. «
«. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. «
«Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости« (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 «О страховых выплатах при ДТП»).
Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :
- Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
- Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
- Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
- На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
- Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.
УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.
Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.
УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)
Новое! (Для юридических лиц)
Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.
Источник статьи: http://autoexpertiza.com/raschet-utraty-tovarnoi-stoimosti-uts
Как рассчитывается потеря товарного вида (УТС) авто в 2021 году
Попав в аварию, владелец авто обращается в страховую компанию для получения денежных средств на ремонт. Но в некоторых случаях, если произошла потеря товарного вида автомобиля, можно претендовать на дополнительную компенсационную выплату.
Что такое УТС?
При ДТП избежать потери товарного вида автомобиля практически невозможно. Согласно ст. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 г. данные потери относятся к реальному ущербу и подлежат обязательной компенсации при определенных обстоятельствах.
В базовом понимании УТС – это ценовая разница между автомобилем до аварии и после нее. И так как даже самыми качественными ремонтными работами невозможно восстановить вид до предыдущего состояния, его товарная стоимость будет снижена и в некоторых случаях достаточно значительно.
Кто может претендовать на компенсацию?
Не все владельцы могут получить компенсационные выплаты по УТС. Страховщики обязаны выдать компенсацию при соблюдении следующих условий:
- Износ машины не может превышать 30%.
- Возраст для иномарки – до 5 лет, для отечественного авто – до 3 лет.
- Данная авария первая для ТС.
- Владелец официально признан невиновным в ДТП.
- Выплаты по страховке в совокупности с предполагаемой компенсацией не превышают страховой суммы по ОСАГО.
Внимание! Если компенсация страховой компании за УТС не покрывает положенный ущерб полностью, остаточную сумму должен возместить виновник аварии.
Порядок получения компенсации
Законодатель четко определил, что УТС относится к ущербу, но страховые компании считают данные выплаты «упущенной выгодой». Поэтому получить с них деньги просто написав соответствующее заявление вряд ли получится. Как итог – неизбежность судебных тяжб.
Пошаговая инструкция для получения выплат:
Шаг | Действие | Примечание |
---|---|---|
1 | Пройти независимую экспертизу | Наиважнейший этап. Экспертиза оценит все повреждения и обозначит полную сумму ущерба. Часто страховщики направляют автовладельца к определенным специалистам. Но опытные юристы советуют найти независимую экспертную организацию. В таком случае составленный акт будет наиболее объективным, а назначенная компенсация максимальной. |
2 | Обратиться в страховую компанию | Для обращения к страховщикам помимо экспертизы потребуется представить несколько дополнительных документов. |
3 | Подать заявление в суд | Судебная практика показывает если соблюдены все условия для получения денег, собран полный пакет документов, а СК написала письменный отказ от выплаты, шанс выиграть процесс достаточно большой. |
На заметку! Все шаги должны быть пройдены именно в такой последовательности. Подавать в суд, не обратившись сначала к страховщикам к положительному результату не приведет.
Документы для обращения в страховую компанию
Основным документом, позволяющим претендовать на выплату за УТС, является экспертиза. После обращения в выбранную организацию, автовладельцу дополнительно сообщают информацию о дате и времени проведения осмотра. Такая же информация поступает в страховую компанию и второму виновнику ДТП.
Для подачи заявления в страховую компанию потребуется собрать следующий пакет документов:
- Оригинал договора о страховании (ОСАГО, КАСКО).
- Водительское удостоверение собственника машины.
- Регистрационный документ ТС (СТС).
- Справка ГИБДД об аварии, именно она свидетельствует о наступлении страхового случая.
- Документ, устанавливающий виновное в ДТП лицо.
- Диагностическая карта и талон ТО.
- Паспорт ТС (ПТС).
- Заявление в СК в 2-х экземплярах: один остается страховщикам, другой владельцу – на нем проставляется регистрационный номер.
На заметку! Все обозначенные документы представляются в страховую компанию в виде оригиналов. Но специалисты советуют сделать не менее 4-х копий.
Сотрудники страховой компании должны рассмотреть заявление и представить письменный ответ автовладельцу в течение 20 рабочих дней. В случае отказа в выплате, составляется претензия на имя генерального директора СК. Если она также будет отклонена, составляется исковое обращение в суд.
Получить выплату по УТС в судебном порядке
За защитой своих прав в судебную инстанцию обращаются в случае, когда в выплате отказала СК и когда сумма компенсации превышает положенную по ОСАГО, КАСКО. Исковое заявление должно содержать следующие данные:
№ п/п | Исковой документ | Приложения к иску |
---|---|---|
1 | Название районного суда | Вся переписка со СК: первоначальное заявление, последующая претензия, письменный отказ (если имеется) |
2 | Данные истца и ответчика | СТС и ПТС на автомобиль, диагностическая карта |
3 | Обстоятельства возникновения ущерба | Протокол ГИБДД и европротокол (если имеется), постановление о возбуждении дела, все извещения, документ об установлении виновника ДТП и т. д. |
4 | Размер и перечень повреждений | Акт экспертизы |
5 | Меры, которые были приняты истцом для урегулирования спора в досудебном порядке | Полис, договор ОСАГО, КАСКО |
6 | Требования материального характера (за УТС) и морального (за необоснованный отказ СК в выплате) | Договор с экспертной организацией и квитанция об оплате услуг |
7 | Перечень дополнительных документов | Квитанция об оплате госпошлины за обращение в суд |
8 | Дата, подпись истца |
На заметку! Европротокол позволяет наиболее быстро определить возникший после аварии ущерб. Но оформить его возможно при условии если у всех участников ДТП есть ОСАГО.
Суд может назначить несколько дополнительных процедур. А именно:
- повторная экспертиза оценки рыночной стоимости машины;
- судебная экспертиза на скрытые повреждения, возможно имеющие место быть до аварии, установление износа авто.
Внимание! Исковое заявление подают в суд по месту нахождения страховой компании или проживания виновного участника ДТП (если компенсация требуется с него).
В каких случаях обращаются в суд?
Дела по страховым и компенсационным выплатам юристы советуют решать в досудебном порядке. Но, если договориться не получилось, придется судиться. Написание искового заявления оправдано в следующих случаях:
- СК категорически отказывается производить выплаты.
- СК отказывается вести переговоры – не принимает заявление и претензию, не дает на них письменный ответ.
- Отказ в претензии и заявлении необоснованный.
- Выплата была произведена, но не в полном объеме.
- СК согласна на выплату компенсацию, но не производит ее, имеет место значительная задержка.
- СК выдвигает претензию в виновности автовладельца и игнорирует представленные ГИБДД протокол, постановления и другую документацию.
- Компенсация совместно с остальные страховыми выплатами превышает сумму по ОСАГО.
- СК настаивает на увеличении параметров возраста и износа.
- СК изначально не признает потерю товарного вида автомобиля страховым случаем.
На заметку! Страховая компания обязательно проведет свое расследование и обратит внимание на характер и давность повреждений, как их наличие влияет на стоимость машины.
В каких случаях в иске будет отказано?
Помимо случаев явно указанных в законе (возраст, износ авто и т. д.), существует ряд обстоятельств, при которых экспертная комиссия не будет составлять калькуляцию для выплаты. А именно:
- Отечественные грузовые машины возрастом более года.
- Иностранные грузовые машины, использующиеся в коммерческих перевозках возрастом более 2-х лет.
- Иностранные автобусы, использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров (например, общественный транспорт), возрастом более 3-х лет.
- Иностранные автобусы, использующиеся как туристический транспорт, возрастом более 5-ти лет.
Внимание! По делам о взыскании УТС существует срок исковой давности, в настоящее время он составляет 3 года.
Популярные вопросы
Вопрос: «Смогу ли я получить выплату, если ремонт производился в мастерской у знакомого?»
Ответ: «Нет. Во-первых, необходима точная фиксация всех повреждений, А во вторых впоследствии будет сложно определить возникли ли повреждения в результате ДТП или ремонта.»
Вопрос: «Могу ли я получить выплату УТС по КАСКО, и чем она отличается от компенсации по ОСАГО?»
Ответ: «Процедуры в обоих случаях идентичны. Получить УТС по КАСКО можно в случае, если в договоре нет пункта утверждающего обратное.
Вопрос: «Машина новая, меньше года, но УТС я уже один раз получил. Могу ли претендовать еще на одну выплату?»
Ответ: «Нет. Компенсация полагается только один раз.»
Источник статьи: http://avtopravo24.ru/avtostrahovanie/osago/poterya-tovarnogo-vida-avto.html