Узлы тормозной системы автомобиля

Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля

Тормозная система автомобиля (англ. – brake system) относится к системам активной безопасности и предназначена для изменения скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки, в том числе экстренной, а также удержания машины на месте в течение длительного периода времени. Для реализации перечисленных функций применяются следующие виды тормозных систем: рабочая (или основная), запасная, стояночная, вспомогательная и антиблокировочная (система курсовой устойчивости). Совокупность всех тормозных систем автомобиля называется тормозным управлением.

Рабочая (основная) тормозная система

Главное предназначение рабочей тормозной системы заключается в регулировании скорости движения автомобиля вплоть до его полной остановки.

Основная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. На легковых автомобилях применяется преимущественно гидравлический привод.

Схема тормозной системы автомобиля

Гидропривод состоит из:

Главный тормозной цилиндр преобразует усилие, сообщаемое водителем педали тормоза, в давление рабочей жидкости в системе и распределяет его по рабочим контурам.

Для увеличения силы, создающей давление в тормозной системе, гидропривод оснащается вакуумным усилителем.

Регулятор давления предназначен для уменьшения давления в приводе тормозных механизмов задних колес, что способствует более эффективному торможению.

Виды контуров тормозной системы

Контуры тормозной системы, представляющие собой систему замкнутых трубопроводов, соединяют между собой главный тормозной цилиндр и тормозные механизмы колес.

Контуры могут дублировать друг друга или осуществлять только свои функции. Наиболее востребована двухконтурная схема тормозного привода, при которой пара контуров работает диагонально.

Запасная тормозная система

Запасная тормозная система служит для экстренного или аварийного торможения при отказе или неисправности основной. Она выполняет те же функции, что и рабочая тормозная система, и может функционировать и как часть рабочей системы, и как самостоятельный узел.

Стояночная тормозная система

Основными функциями и назначением стояночной тормозной системы являются:

  • удержание транспортного средства на месте в течение длительного времени;
  • исключение самопроизвольного движения автомобиля на уклоне;
  • аварийное и экстренное торможение при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Устройство тормозной системы автомобиля

Основой тормозной системы являются тормозные механизмы и их приводы.

Тормозной механизм служит для создания тормозного момента, необходимого для торможения и остановки транспортного средства. Механизм устанавливается на ступице колеса, а принцип его работы основан на использовании силы трения. Тормозные механизмы могут быть дисковыми или барабанными.

Конструктивно тормозной механизм состоит из статичной и вращающейся частей. Статичную часть у барабанного механизма представляет тормозной барабан, а вращающуюся – тормозные колодки с накладками. В дисковом механизме вращающаяся часть представлена тормозным диском, неподвижная – суппортом с тормозными колодками.

Управляет тормозными механизмами привод.

Гидравлический привод не является единственным из применяемых в тормозной системе. Так в системе стояночного тормоза используется механический привод, представляющий собой совокупность тяг, рычагов и тросов. Устройство соединяет тормозные механизмы задних колес с рычагом стояночного тормоза. Также существует электромеханический стояночный тормоз, в котором используется электропривод.

В состав тормозной системы с гидравлическим приводом могут быть включены разнообразные электронные системы: антиблокировочная, система курсовой устойчивости, усилитель экстренного торможения, система помощи при экстренном торможении (Brake Assist System).

Существуют и другие виды тормозного привода: пневматический, электрический и комбинированный. Последний может быть представлен как пневмогидравлический или гидропневматический.

Принцип работы тормозной системы

Работа тормозной системы строится следующим образом:

  1. При нажатии на педаль тормоза водитель создает усилие, которое передается к вакуумному усилителю.
  2. Далее оно увеличивается в вакуумном усилителе и передается в главный тормозной цилиндр.
  3. Поршень ГТЦ нагнетает рабочую жидкость к колесным цилиндрам через трубопроводы, за счет чего растет давление в тормозном приводе, а поршни рабочих цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам.
  4. Дальнейшее нажатие на педаль еще больше увеличивает давление жидкости, за счет чего срабатывают тормозные механизмы, приводящие к замедлению вращения колес. Давление рабочей жидкости может приблизиться к 10-15 МПа. Чем оно больше, тем эффективнее происходит торможение.
  5. Опускание педали тормоза приводит к ее возврату в исходное положение под действием возвратной пружины. В нейтральное положение возвращается и поршень ГТЦ. Рабочая жидкость также перемещается в главный тормозной цилиндр. Колодки отпускают диски или барабаны. Давление в системе падает.

Важно! Рабочую жидкость в системе нужно периодически менять. Сколько тормозной жидкости потребуется на одну замену? Не более литра-полутора.

Основные неисправности тормозной системы

В таблице ниже приведены наиболее распространенные неисправности тормозной системы автомобиля и способы их устранения.

Симптомы Вероятная причина Варианты устранения
Слышен свист или шум при торможении Износ тормозных колодок, их низкое качество или брак; деформация тормозного диска или попадание на него постороннего предмета Замена или очистка колодок и дисков
Увеличенный ход педали Утечка рабочей жидкости из колесных цилиндров; попадание воздуха в тормозную систему; износ или повреждение резиновых шлангов и прокладок в ГТЦ Замена неисправных деталей; прокачка тормозной системы
Увеличенное усилие на педаль при торможении Отказ вакуумного усилителя; повреждение шлангов Замена усилителя или шланга
Заторможенность всех колес Заклинивание поршня в ГТЦ; отсутствие свободного хода педали Замена ГТЦ; выставление правильного свободного хода

Заключение

Тормозная система является основой безопасного движения автомобиля. Поэтому на нее всегда должно быть обращено пристальное внимание. При неисправности рабочей тормозной системы эксплуатация транспортного средства запрещается полностью.

Источник статьи: http://techautoport.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-avtomobilya.html

Узлы тормозной системы автомобиля

Тормозная система — система автомобиля, обеспечивающая остановку автомобиля при ручном (от нажатия на педаль тормоза ) или автоматическом (от парктроника ) управлении. Различают дисковую , барабанную и комбинированную тормозную систему . В общем случае тормозная система состоит из органов ее управления ( педаль тормоза , рычаг ручного тормоза ), тормозного привода и тормозных механизмов .

Тормозной цилиндр — узел гидравлической тормозной системы, предназначенный для передачи усилия на тормозные колодки, прижимаемые к тормозным барабанам. Основной задачей главного тормозного цилиндра является подача тормозной жидкости, приводя, тем самым, в действие тормозные механизмы, под действием, которых и происходит торможение автомобиля. Чем раньше жидкость поступит в механизмы тормозов, тем раньше автомобиль начнет тормозить, другими словами – тормозной путь будет короче, и машина раньше остановится, сводя на нет потерю управляемости.

Тормозной барабан – вращающаяся часть барабанного тормоза, воспринимающая силу трения, возникающая между ним и тормозными накладками, и передающая ее на диски колес. Это полый невысокий цилиндр, прикрепленный к ступице заднего колеса, в который упираются тормозные колодки для остановки колес.

Тормозная колодка — деталь тормозной системы, которая непосредственно обеспечивает процесс торможения за счет прижатия к тормозному диску (дисковые тормозные колодки) или к тормозному барабану (барабанные тормозные колодки). Обычно на каждое колесо применяют две тормозные колодки.

Тормозной диск — основная часть дискового тормоза ; представляет собой металлический диск, об который трутся тормозные колодки при использовании тормоза ; в центре тормозного диска предусмотрены места крепления ступицы и колесного диска .

Суппорт — устройство дискового тормоза для размещения колесных рабочих тормозных цилиндров. У ВАЗов суппорта располагаются в передних колесах. Суппорт тормозного механизма — неподвижная часть дискового тормозного механизма с размещенными в ней рабочими цилиндрами колес и тормозными колодками .

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — устройство, обеспечивающее усиление нажатия на педаль тормоза за счет вакуумного разряжения.

Источник статьи: http://www.motortalk.ru/node/257

Тормозная система автомобиля: устройство, основные узлы, принцип действия

Независимо от того, едете вы по городу в час-пик или резко тормозите перед внезапно появившимся животным, вы интенсивно пользуетесь тормозами своего авто. Ваша безопасность, а также то, доедете вы к месту назначения или нет — зависит именно от них!

Именно тормозная система позволяет безопасно и эффективно вовремя замедлить транспортное средство, вплоть до полной его остановки. В среднем водитель пользуется тормозами авто около 250 раз в день, в зависимости от того, по какой трассе он передвигается, а также какой стиль вождения предпочитает.

Тормозная система — самая важная система вашего авто!

Гидравлическая тормозная система (ТС) вашей машины состоит из сотен отдельных деталей. Основные компоненты тормозной системы: педаль тормоза, усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр (ГТЦ), магистрали и шланги, суппорты и поршни, колодки, тормозные диски или барабаны, тормозная жидкость (ТЖ), система (ABS) и модуль управления, датчики скорости вращения колес, а также много других отдельных деталей, которые входят в состав вышеперечисленных компонентов.

Педаль тормоза имеет форму, которая позволяет умножить усилие, поступающее от вашей ноги, несмотря на то, что основное усилие создает все же ГТЦ и тормозная жидкость. Педаль тормоза позволяет контролировать ТС легким ее нажатием или отпусканием.

Нажимая педаль тормоза, ваше усилие в несколько раз усиливает механический рычаг, после чего в дело вступает усилитель тормозов, ГТЦ и ТЖ. Механическое давление на педаль преобразуется в гидравлическое, благодаря ГТЦ, который путем нагнетания ТЖ создает необходимое давление внутри всей тормозной системы, в тормозных магистралях состоящих из трубок, шлангов и т. д. Далее усилие передается на все четыре колеса, путем воздействия на поршни суппортов, давление прижимает тормозные колодки к тормозным диском. В результате из-за возникшего трения и большого сопротивления ваш автомобиль замедляется, затормаживается.

Усилитель тормозов увеличивает давление, которое вы прилагаете, нажимая на педаль тормоза, используя для этого вакуум или гидравлический насос. Без усилителя тормозить было бы намного тяжелее, для этого пришлось бы прилагать намного больше сил. Усилитель работает только когда работает мотор. Далее в работу включается главный тормозной цилиндр (ГТЦ), он преобразует и усиливает ваше нажатие на педаль тормоза в гидравлическое давление. Когда вы нажимаете на педаль, ГТЦ перемещает поршни внутри цилиндра, тем самым создавая давление и воздействия на ТЖ. Жидкость начнет двигаться внутри системы под давлением воздействия на рабочие механизмы.

Главный тормозной цилиндр оснащен резервуаром, в котором находится тормозная жидкость, сам резервуар расположен в верхней части цилиндра, что позволяет контролировать уровень ТЖ в системе и вовремя производить доливку в случае необходимости.

Тормозные магистрали и шланги представляют собой сеть тонких, но прочных металлических и резиновых трубок, которые соединяют различные узлы системы. Внутри магистрали образуется давление, поэтому прочность трубок и герметичность — чрезвычайно важна.

Тормозные суппорты бывают разных форм и размеров и могут включать в себя от одного до 4 или даже 6 поршней с гидравлическим приводом. Как я уже говорил, под воздействием поршней тормозные колодки начинают двигаться навстречу тормозному диску. Вступая с ним в контакт возникает трение, ну, а дальше вы уже знаете. Чем больше поршней имеет суппорт, тем более равномерным будет распределение тормозного усилия по колодкам, кроме того это позволяет увеличить рабочую поверхность самих колодок. Чем больше будет рабочая поверхность колодки, тем большей будет площадь контакта, тем выше будет сопротивление и трение колодок о диски. В конечном итоге получим более эффективное торможение и остановку транспортного средства.

Тормозные колодки установлены попарно на каждое колесо дискового тормоза. Они изготовлены из износостойкого фрикционного состава, который обеспечивает отличные термостойкие свойства, а также высокий уровень трения, что в итоге обеспечивает высокое сопротивление и эффективное торможение. При каждом нажатии на педаль и контакте колодок с дисками, они постепенно стираются. Этот процесс неизбежен и считается абсолютно нормальным явлением. Не нормально, когда к естественному износу добавляется деформация, неравномерный износ, замасливание или разрушение фрикционного слоя колодок.

Тормозные диски представляют собой металлические тарелки, которые вступают в контакт с колодками и принимают непосредственное участие в торможении колес. Тормозные диски вращаются вместе с колесами и располагаются между колесом и ступицей, обеспечивая необходимую поверхность для трения колодок. Первые тормозные диски были монолитными, но в ходе эволюции, их конструкция стала более сложной. Современные тормозные диски, как правило, имеют вентиляционные отверстия, по сути, это два диска, между которым находится сеть вентиляционных каналов, которые способствуют лучшему отводу тепла. Вентилируемые тормозные диски чаще всего устанавливают на передние колеса, поскольку на передние тормоза приходится большая часть тормозного усилия, трение более сильное и температуры более высокие.

Истирание дисков также неизбежно, однако из-за тяжелых условий эксплуатации тормозные диски часто выходят из строя гораздо раньше. Среди основных проблем можно выделить: деформацию диска, появление глубоких борозд, неравномерный износ, растрескивание, а также полное разрушение диска.

Тормозные барабаны на современных авто встречаются все реже ввиду их невысокой эффективности. Как правило барабанные тормоза сегодня устанавливаются на коммерческие или грузовые авто на заднюю ось. В такой системе тормозные колодки располагаются внутри барабана, а во время нажатия на педаль колодки разводятся и прижимаются к внутренней части барабана, тем самым затормаживая колесо.

Ключевым элементом любой гидравлической тормозной системы является давление, которое образуется в результате воздействия силы в одной точке, с последующей передачей ее в другую точку посредством несжимаемой жидкости. Уникальность ТЖ заключается в том, что она в отличие от других жидкостей не сжимается, то есть не подвержена сжатию в случае воздействия на нее давления. Такая жидкость прекрасно себя зарекомендовала при работе под высоком давлением, более того жидкость прекрасно переносит высокие температуры. Именно жидкость является рабочим инструментом, который приводит в движение тормозные поршни суппортов.

Система ABS под управлением электроники и блока управления следит за тем, чтобы во время торможения колесо не блокировалось и не шло «юзом». Когда колесо блокируется во время нажатия на педаль, торможение происходит неэффективно. Система включает в себя большое количество электронных датчиков, а также модуль управления. Сигналы от датчиков поступают в «мозг» системы ABS, которая принимает решение согласно заложенному в нее алгоритму действий, исходя из тех или иных расчетов. Модуль посылает сигналы клапанам и насосу, активируя и деактивируя тормозное усилие (около 15 раз/сек). Водитель ощущает такие частые прерывистые торможения через свою педаль, на которую давит непрерывно с одним усилием. Система имеет функцию самодиагностики, и при каждом запуске мотора электроника сканирует всю антиблокировочную систему на предмет неисправностей. В случае наличия таковых загорается соответствующий индикатор, как правило в виде одноименной надписи «ABS».

Для обеспечения безопасности и эффективности, проверка тормозной системы и отдельных ее узлов должна быть частью регулярного техобслуживания любого авто. Проверка должна включать в себя визуальный осмотр рабочих узлов, тормозных дисков и колодок, проверку их толщины и целостности. При обнаружении любых недостатков или дефектов следует произвести замену дефектной детали.

Также следует контролировать уровень и состояние ТЖ в системе, а также магистрали и рабочие цилиндры, суппорты и т. д. Магистрали должны быть герметичны, а сами трубки не должны иметь трещин и прочих дефектов.

Типичные признаки неисправности тормозной системы

Во время торможения:

  1. Авто тянет в сторону (влево или вправо);
  2. Педаль мягкая или уходит слишком глубоко;
  3. Авто не реагирует на педаль или очень слабо тормозит;
  4. Ощущается вибрация или пульсация педали;
  5. Вибрация в салоне идущая от передних колес;
  6. Загорается индикатор неисправности тормозов;
  7. Посторонние шумы (скрип, скрежет, и т. д.);
  8. Загорается лампочка ABS на приборной панели.

Обнаружив любой из вышеперечисленных симптомов — примите немедленные меры по устранению неисправности, использовать авто с неисправными тормозами — ЗАПРЕЩЕНО!

Источник статьи: http://ford-master.ru/tormoznaya-sistema-avtomobilya-ustrojstvo-osnovnye-uzly-princzip-dejstviya/

Читайте также:  Porsche panamera автомобиль для кого
Оцените статью