- Как узнать неисправность и отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110
- Конструкция отопителя ВАЗ-2110
- Видео: Отопитель ВАЗ 2110; 11; 12. Устройство и принцип работы.
- Вентилятор печки
- Симптомы поломки. Составляющие отопителя, влияющие на работу вентилятора
- Проверка вентилятора
- Особенности конструкции печки старого и нового образцов
- Видео: Замена моторчика печки (вентилятора отопителя) ВАЗ 2110, 2111 и 2112
- Ремонт вентилятора (по шагам)
- Как разобрать моторчик печки ваз 2110
- Причины для замены
- Причины неисправности
- Замена
- Работы по замене вентилятора в салоне
- Небольшие доработки
- Устройство системы отопления автомобиля
Как узнать неисправность и отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110
На ВАЗ «десятого» семейства, к которым относится модель ВАЗ-2110, в систему отопления салона конструкторы внедрили систему автоматического управления отопителем (САУО), повышающую удобство использования печки.
Конструкция отопителя ВАЗ-2110
САУО пришло на смену ручному управлению отопителем, но в остальном печка конструктивно осталась прежней. Как и в более ранних моделях система обогрева салона представляет собой корпус с установленными внутри радиатором, подключенным к системе охлаждения силового агрегата – источник тепла, заслонками, перенаправляющими воздушный поток в нужные зоны, и вентилятором с приводом от электродвигателя, которым поток воздуха и создается.
САУО — контроллер, который в зависимости от установленных параметров отслеживает температуру в салоне и регулирует положение заслонок, поддерживая заданный режим.
Видео: Отопитель ВАЗ 2110; 11; 12. Устройство и принцип работы.
Эффективность отопителя салона ВАЗ-2110 была бы низкой без принудительного создания потока воздуха, и эта задача лежит на вентиляторе печки.
Вентилятор печки
Конструктивно вентилятор состоит из электродвигателя постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом и крыльчатки, посаженной на ротор эл. мотора. Питание электромоторчика осуществляется от бортовой сети авто. Предусмотрено несколько режимов работы вентилятора, разница между которыми сводится только к скорости вращения ротора, а реализовано это путем врезки резистора в цепь питания электромотора.
Установка режима работы вентилятора осуществляется рукояткой, размещенной в блоке управления печкой на центральной консоли. Изначально на ВАЗ-2110 эта рукоятка входила в конструкцию контроллера САУО, но функционировала отдельно от самого контроллера. Позже в САУО добавили функцию автоматического управления вентилятором (положение «А» на рукоятке), задействовав которую контроллер регулирует скорость вращения электромотора, чтобы поддерживать заданный температурный режим.
Электродвигатель, используемый в конструкции вентилятора ВАЗ-2110, прост, но у него есть «слабые места» — коллекторно-щеточный узел и подшипники. Износ этих элементов становится причиной некорректного функционирования и полной неработоспособности вентилятора. Короткие замыкания и обрывы обмотки в приводе печки встречается редко, но об этих поломках тоже не забывайте.
Симптомы поломки. Составляющие отопителя, влияющие на работу вентилятора
Признаки неисправности вентилятора печки достаточно явно проявляются и не заметить их невозможно. Распространенные симптомами поломки:
- Повышенная шумность, скрежет при работе.
- Сильное снижение эффективности нагнетания воздуха.
- Вентилятор не включается в работу.
- Самопроизвольное изменение скорости вращения электродвигателя.
- На слух определяется, что электромотор работает под сильной нагрузкой.
В ряде случаев такие последствия дают неисправности в цепи питания и управления вентилятором, поэтому следует сначала проверить их. Это касается:
- предохранителя (перегорание – причина полного отказа работы электромотора);
- резистора (если он не исправен, перестают работать некоторые скоростные режимы электродвигателя);
- контроллера (рукоятка переключения режимов вентилятора и входит в его конструкцию, поэтому неисправности САУО сказываются на функционировании эл. двигателя);
- клемм проводки цепи питания и управления (окисление, повреждения проводов – одна из причин неправильно работающего электровентилятора).
Если диагностика указанных элементов показала, что они исправны, необходимо демонтировать и ремонтировать сам вентилятор. Но предварительно можно и его диагностировать.
Проверка вентилятора
Делается проверка путем прямой запитки электродвигателя от АКБ (от клемм аккумулятора прокладываем провода и подключаем к выводам питания моторчика) – работа под нагрузкой, затрудненный набор скорости вращения, визги и писки указывают на износ составных элементов привода и необходимость их замены. А вот если даже при прямой подаче напряжения электродвигатель не заработал, вероятнее, он перегорел или произошел обрыв обмоток. Такие неисправности – трудноустранимы и проще заменить узел целиком.
Особенности конструкции печки старого и нового образцов
Конструкция электродвигателя печки на ВАЗ-2110 идентична, а вот вентиляторы и место их расположения отличается. На моделях первых годов выпуска электровентилятор установлен в корпусе печки перед радиатором и расположен он горизонтально (печки старого образца). После конструкцию пересмотрели – вентилятор уже разместили в корпусе салонного фильтра и установили вертикально (отопители нового образца).
Несмотря на конструктивные особенности, демонтаж вентилятора – операция несложная и не требует полной разборки печки.
На ВАЗ-2110 с отопителем старого образца, чтобы снять электровентилятор, нужно:
- Демонтировать «жабо».
- Снять переднюю стенку ниши, в которой размещен отопитель.
- Демонтировать заднюю крышку корпуса вентилятора, предварительно выкрутив саморезы и сняв фиксаторы.
- Отсоединить от вентилятора проводку и извлечь его.
Что касается моделей с печкой нового образца, то технология снятия электровентилятора печки на таких авто отличается:
- демонтируем «жабо» и переднюю стенку;
- извлекаем воздушный фильтр;
- откручиваем крепление корпуса фильтра к корпусу печки и разъединяем их;
- отсоединяем проводку;
- извлекаем корпус фильтра вместе с вентилятором;
- демонтируем электровентилятор.
После снятия электродвигателя с крыльчаткой, разбираем его, выполняем дефектовку, заменяем изношенные элементы и собираем обратно.
Видео: Замена моторчика печки (вентилятора отопителя) ВАЗ 2110, 2111 и 2112
Ремонт вентилятора (по шагам)
Технология разборки очень проста, но действуйте аккуратно. Поскольку поломка электродвигателя кроется в износе подшипников и графитных щеток, рассмотрим, как заменить эти элементы:
- Разбираем электродвигатель. Для этого сначала снимаем крыльчатку, а затем два пружинных фиксатора опоры моторчика.
- Снимаем опору.
- Выкручиваем винты крепления щеточного узла и снимаем его.
- Аккуратно выбиваем ротор.
- Очищаем элементы от пыли и грязи.
- С внутренней стороны статора аккуратно отгибаем края пластины, удерживающей подшипник.
- Выбиваем подшипник и на его место устанавливаем новый (для замены нужен подшипник №609).
- Загибаем обратно края пластины.
- Осматриваем состояние пластин коллектора на роторе, при необходимости их шлифуем наждачной бумагой (мелкозернистой).
- Заменяем изношенные щетки на новые (провода изношенных выпаиваем, а на их место припаиваем провода новых элементов).
- Отгибаем упоры пружин щеток (это позволит без проблем установить щеточный узел на место).
- Ставим на место ротор.
- Устанавливаем и фиксируем щеточный узел, предварительно посадив щетки в посадочные места.
- В отверстия, которые закрывали упоры, устанавливаем пружины щетки и загибаем обратно упоры.
- Устанавливаем опору вентилятора и крыльчатку.
- Отремонтированный вентилятор устанавливаем на авто.
Как видно, отремонтировать вентилятор печки ВАЗ-2110 несложно, и с этой задачей вполне можно управиться в гаражных условиях, даже не имея особых навыков в ремонте авто.
Источник статьи: http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/ventilyator-pechki-vaz-2110/
Как разобрать моторчик печки ваз 2110
Причины для замены
Вентилятор может выходить из строя по разным причинам. Чаще всего, он начинает выть. В таком случае, проблема заключается в неисправности подшипника. Если не принять меры, то через некоторое время двигатель просто заклинит. Также может сгореть электродвигатель. В любом случае, вам потребуется поставить новый вентилятор. Ремонтировать его просто не имеет смысла. Это достаточно трудоемко. При этом, надежность детали после такого ремонта не слишком высока.
Причины неисправности
Замена моторчика печки ваз 2110
Как правило, существует множество причин подобной неисправности, к ним относят:
- засорение шлаками от радиатора печки;
- поломку мотора печки.
Если печной мотор не функционирует, либо не исправны некоторые его скорости, то сначала рекомендуется проверить резистор, который другими словами может называться реостатом печки. Этот элемент в ответе за скорость работы вентилятора. Приобрести такую деталь можно в специализированном магазине, реализующем автозапчасти. Что касается замены, это можно осуществить с помощью мастера или самостоятельно, что не так сложно даже для неопытного специалиста.
Примечание! В случае с ремонтом или заменой радиатора печки, рекомендуется обратиться в автосервис, так как снять радиатор самостоятельно тяжело. Для замены моторчика печки потребуются минимальные знания и детальная инструкция действий.
Существуют неисправности отопителя, которые может легко устранить любой автолюбитель. К примеру, может наблюдаться ситуация, когда через боковые дефлекторы и воздуховод согрева лобового стекла отопительной системы дует холодный воздух, при этом из нижних и центральных воздуховодов поступает горячий поток воздуха. Скорее всего, причина будет заключаться в неудовлетворительной работе заслонки отопителя, которая предназначена для отсекания холодного воздуха. В отдельных случаях она препятствует нормальному прохождению холодного воздуха. Подобные неисправности легче всего выявляются в холодное время года. При подгибе тяги привода заслонки, нужно соблюдать особую осторожность, дабы не нарушить пластиковые детали. К сведению, зимой пластик становится более хрупким.
Замена моторчика для печки на ваз 2110
Конечно, не функционирующая печка вызывает много проблем именно в зимний период. Если летом это не столь важно, то зимой будут запотевать окна. Разобраться, в чём заключается причина можно при разборе системы обогрева машины.
Замена
Перед началом работы приготовьте инструмент. Потребуется стандартный набор ключей, а также несколько отверток. Обязательно нужно снять минусовую клемму с аккумулятора, это позволит избежать замыкания. Производится замена в следующем порядке:
- Снимаются дворники. Для этого с них снимается защитный колпачок, после чего ключом на 10 откручиваются гайки крепления щеток;
- Снимаются декоративные заглушки. Это позволяет получить доступ к винтам, крепящим жабо;
- Открутив винты, выкручивают 2 гайки, дополнительно крепящих жабо. Находятся они по краям;
- Потребуется снять уплотнитель. Он крепится на саморезах;
- Снимаются крепления щитка моторного отсека;
- Демонтируем шланги омывателя лобового стекла;
- Следующим этапом является снятие правого щитка моторного отсека. Для этого вам потребуется торцовый ключ на 10. Нужно будет открутить 2 гайки. Не обязательно скручивать их полностью, снять щиток можно и так;
- Снимаем хомуты со шланга вакуумного усилителя тормозов, после чего просто вытаскиваем щиток;
- Демонтируем пластиковую крышку печки. Для этого выкручиваем 4 самореза, и вытаскиваем его;
- Отсоединяем колодки с вентилятора и резистора;
- Выкручиваем 3 самореза, после можно вытащить левую сторону печки вместе с мотором;
- Снимаем с кожуха мотор, он крепится на защелках.
Остается закрепить на кожухе новый вентилятор, и произвести обратную сборку. Обратите внимание, что при установке мотора с части кожуха печки, можно поставить его не совсем ровно. Обязательно проверьте этот момент, иначе противный дребезжащий звук при работе печки, вам гарантирован. Остальные снятые детали устанавливаются в обратном порядке.
Работы по замене вентилятора в салоне
Замена моторчика печки ваз 2110
Последующая смена моторчика отопителя будет производиться непосредственно из салона машины:
- Под приборной панелью нужно найти колодку, которая идёт на электродвигатель. Она отсоединяется.
- После этого потребуется открепить массовую проводку электродвигателя. Как правило, она прижата передней крепёжной гайкой печки к кузову.
- Демонтируется накладка и облицовка рамы лобового стекла, при этом не обойтись без отворачивания крепёжных винтов.
- С печки салона снимается правая обивка, также следует открутить крепёжные гайки с винтами.
- Отопительные шланги отсоединяются. На этом этапе работ нужно придерживаться максимальной осторожности, поскольку из этих шлангов и радиатора отопителя могут вытекать остатки тосола.
- Дабы в салоне машины не пахло охлаждающей жидкостью, нужно постелить хорошо впитывающий влагу материал.
- Отсоединяется проводка от электродвигателя, от микроредуктора, а также от пневмоклапана.
- После этих действий снимают передний корпус с кожухом печки. Эти элементы зафиксированы скобами и винтами. Стоит обратить внимание, что на кожухе расположен двигатель и моторчик.
- Защелки убираются, и двигатель с моторчиком извлекаются.
Небольшие доработки
В зимнее время автолюбителям часто приходится ездить со включенной печкой. Иначе, в салоне будет достаточно холодно, да и стекла имеют свойство запотевать. При этом, многих автолюбителей может раздражать дребезжащий звук при работающей печке, особенно хорошо слышимый на максимальном режиме работы печки. Проблема тут в нижней панели корпуса отопителя. Она крепится на своеобразных крючочках. Это с одной стороны упрощает демонтаж в случае необходимости, с другой стороны, эти крепления довольно легко отстегиваются. Вот после этого панель начинает вибрировать, вызывая неприятные звуки.
Для устранения, достаточно просто закрепить крючки на место. Иногда они просто отламываются. В таком случае, единственным вариантом будет замена печки в сборе.
Если печка плохо греет, то имеет смысл проверить, как прогревается радиатор. Необходимо снять дефлектор, делается это с помощью шлицевой отвертки. После чего, заводят мотор, и дают ему прогреться. За это время радиатор должен достаточно хорошо нагреться. Если этого не произошло, то проверьте работоспособность крана отопителя. Также причина может быть в засоре самого радиатора. Его необходимо снять и промыть. Для этого неплохо использовать крепкий раствор лимонной кислоты.
Если у вас автомобиль до 2006 года выпуска, то имеет смысл установить на него предпусковой обогреватель. Это позволит достаточно быстро разогревать салон в зимнее время. Проблем с установкой не возникнет, только потребуется приобрести обогреватель, предназначающийся для инжекторной «десятки».
. Вентилятор печки в отечественных автомобилях не слишком надежен. Именно поэтому, так часто можно услышать вопрос, как производится замена вентилятора печки на ВАЗ 2110 и 2112. На самом деле работа это не сложная, но из-за большого числа мелких деталей, которые необходимо снять, замена может затянуться на несколько часов. При этом, следует быть достаточно аккуратным, в связи с обилием пластиковых деталей.
Устройство системы отопления автомобиля
Устройство отопительной системы на «десятке»
Где находится блок управления отопителем ВАЗ, кран отопителя, микромоторедуктор и прочие элементы конструкции старого и нового образца, как включить и отключить печку? Для начала давайте поговорим об устройстве. Как показывает практика, владельцы «десяток» обычно ремонтируют отопительные системы и прочие неработоспособные узлы авто своими силами.
Поэтому сначала нужно рассмотреть устройство печки, ниже приведены описание основных элементов систем старого и нового образца:
- Печка ВАЗ 2110 управляется с помощью электромотора. На последнем устанавливается вентилятор печки ВАЗ 2110. Эти компоненты предназначены для нагнетания горячего воздушного потока в салоне авто.
- Следующим элементом схемы является радиатор, на котором, в принципе, основана вся работа отопительной системы. Без него функционирование агрегата будет невозможным. Следует отметить, что кран печки на варианта нового образца отсутствует — он был демонтирован для того, что предотвратить возможные утечки, которые часто случались на старых системах. Кроме того, удаление крана позволило более быстро и эффективно прогревать салон. Тем не менее, многие владельцы «десяток» сегодня не согласны с таким инженерным решением. Поэтому часто, когда производится тюнинг и доработка печки ВАЗ 2110 своими руками, «вазоводы» устанавливают обратно кран на свой автомобиль.
- Печка на ВАЗ оборудуется тремя заслонками. Одна из них отвечает за рециркуляцию воздухозаборника, вторая обеспечивает открытие и закрытие отопительного канала, а третья необходима для управления системой.
- Дополнительный резистор отопителя ВАЗ 2110 (сопротивление) по сути представляет собой регулятор, отвечающий за изменение скорости обдува салона авто воздушным потоком.
Отопительный узел для ВАЗ 2110
Что касается второстепенных элементов, таких как клапаны, штуцеры, реостат, щитки, то они объединены в один блок, установленный в корпус и расположенный в моторном отсеке. Его можно найти рядом с контрольным щитком.
Не менее важным блоком системы отопления на любой печке, в том числе на ВАЗ 2110, являются воздуховоды, которые идут от агрегата и выполняют такие задачи:
- вентилирование салона транспортного средства;
- распределение воздушного потока посредством переключателя и распределительного устройства;
- два воздуховода выполняют функцию обогрева задних сидений;
- пять воздуховодов выполняют функцию обогрева ног;
- по бокам расположены воздуховоды, предназначенные для обогрева стекол и салона;
- еще несколько элементов предназначены для вентиляции салона.
Воздуховоды и элементы управления отопителем
Система электронного управления печкой ВАЗ расположена прямо в салоне авто и состоит из нескольких компонентов:
- Сам переключатель. С помощью ручки осуществляется переключение и выставление нужной температуры. Регулировка переключателем производится путем поворота ручки вправо или влево в соответствии с потребностями автомобилиста.
- Регулятор температуры. Этот элемент предназначен для автоматического включения системы отопления в том случае, если температура воздуха в салоне снижается больше чем на два градуса, если сравнивать с выставленным параметром. Мотор отопителя начинает функционировать для обогрева салона до нужной температуры, а сам регулятор оборудуется микромотором. Когда переключатель устанавливается в положение А, микромотор автоматически активируется, включается заслонка, в результате чего салон начинает обогреваться.
Источник статьи: http://sto-tolyatti.ru/drugoe/ventilyator-pechki-2110.html