Влияние условий эксплуатации автомобиля

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И НАДЕЖНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ

Условия эксплуатации влияют на режим работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния. Это происходит по схеме: режимы работы автомобиля и его элементов – интенсивность изменения параметров технического состояния – реализуемые показатели надежности и работоспособности – ресурсы деталей, агрегатов, автомобилей – периодичность и перечень операций ТО, трудоемкость ТО и ремонта, расход запасных частей и материалов и т.д. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться, что скажется и на показателях эффективности технической эксплуатации. Учет условий эксплуатации необходим при определении нормативов ТЭА, потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы). Необходимо различать две группы условий (рисунок 7.1).

Объективные и четко фиксируемые условия,которые однозначно действуют на надежность всех автомобилей и, следовательно, на нормативы технической эксплуатации. Они подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние условия (см. рисунок 7.1), например тип дороги (таблица 7.1), условия движения (рисунок 7.2), климатические (рисунок 7.3) и сезонные условия (таблица 7.2) и др.

Так, режимы работы грузового автомобиля при интенсивном городском движении изменяются по сравнению с движением по загородной дороге с одинаковым типом покрытия следующим образом:

— скорость движения сокращается на 50—52 %;

— среднее число оборотов коленчатого вала на 1 км увеличивается до 130—136 %;

— число переключений передач возрастает в 3—3,5 раза;

— удельная работа трения тормозных механизмов возрастает в 8—8,5 раза;

Читайте также:  Система поиска неисправностей двигателя автомобиля

— пробег при криволинейной траектории движения (при поворотах, перестроениях и т.д.) увеличивается в 3—3,6 раза.

Из рисунка 7.2 следует, что стоимость цикла движения автопоезда в зависимости от колебания его скорости изменяется в несколько раз. Не случайно за рубежом контролю скорости движения автомобилей уделяется большое внимание.

Внутренние условия, например возраст, типы, марки, модели автомобилей, концентрация автомобилей на предприятии и др.

Местные, или субъективные, условия(рисунок 7.1) по отношению к конкретному автомобилю или группе автомобилей на каждом предприятии. Например, квалификация персонала (таблица 7.3), расстояние перевозок и др.

Условия эксплуатации
Объективные, действующие на все автомобили Субъективные (местные), действующие на конкретные автомобили
– Тип, модель, марка – Возраст автомобилей и парка – Размер и обустройство АТП – Тип дорожного покрытия – Рельеф местности – Условия движения – Природно-климатические и природные условия – Конкретные условия перевозок автомобилем, группой автомобилей (расстояние, скорость, нагрузка, вид перевозок и т.д.) – Квалификация водителей, стиль вождения – Квалификация специалистов и ремонтного персонала – Качество ТО и Р – Качество применяемых материалов и запасных частей – Методы хранения автомобилей и др.
Ресурсное, на основе: – классификации объективно действующих факторов – системы поправочных коэффициентов при определении нормативов ТЭА Оперативное, на основе: – учета и анализа показателей надежности автомобилей (наработка на отказ, затраты на ТО и Р) – определения рациональных режимов ТО аналитически или табличными методами
Корректирование нормативов ТЭА

Рисунок 7.1 – Схема влияния условий эксплуатации на нормативы ТЭА

1 — остановка; 2 — промежуточная скорость Vп=8; 3 — 16; 4 — 24; 5 — 32;

Рисунок 7.2 – Изменение относительной стоимости цикла движения автопоезда грузоподъемностью 16 т на дороге с усовершенствованным покрытием

По данным МАДИ на затраты по ТО и ремонту маршрутных автобусов, работающих в условиях большого города, основное влияние оказывают средняя длина перегона (вес фактора 67—69 %), использование пассажиро-вместимости (24—28 %) и плотность транспортного потока (4—6 %). Диапазон вариации этих факторов даже в рамках одной транспортной системы составляет по разным маршрутам соответственно 4,6; 3,4; 6,6 раза.

Таблица 7.1 – Влияние типа покрытия дороги на режим работы агрегатов автомобиля большой грузоподъемности

Параметр Цементобетон, асфальтобетон Битумоминеральные смеси Щебень, гравий Булыжник, грунт укрепленный Естественный грунт
Коэффициент сопротивления 0,014 0,020 0,032 0,040 0,080
Среднетехническая скорость, км/ч
Среднее число оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути
Среднеквадратическое отклонение угла поворота рулевого колеса, град 9,5
Число торможений на 1 км пути 0,24 0,25 0,34 0,42 0,9
Число переключений передач 0,52 0,62 1,24 2,10 3,20
Число колебаний подвески с амплитудой более 30 мм на 100 км

Данные таблицы 7.4 подчеркивают важность объективной оценки влияния условий эксплуатации на надежность и техническое состояние автомобилей. Более интенсивное использование автомобилей неминуемо увеличивает затраты ИТС на обеспечение их работоспособности, что должно быть учтено в расчетах с клиентурой и компенсировано ИТС подсистемой перевозок предприятия.

Источником такой компенсации является дополнительный доход, получаемый подсистемой перевозок. Таким образом, речь идет о взаимоотношениях двух подсистем автомобильного транспорта – коммерческой и технической эксплуатации, а в общем случае – о взаимоотношениях подсистемы ТЭА с клиентурой.

Таблица 7.2 – Средние значения показателей надежности городских автобусов большого класса по сезонам в умеренном климатическом районе, %

Праметр Осень Зима Весна
Наработка на случай ремонта
Наработка на линейный отказ
Потери линейного времени по техническим причинам
число случаев
ч
Примечание – Показатели для лета приняты за 100 %

Таблица 7.3 – Влияние квалификации водителя на режим работы и надежность автобуса среднего класса

Квалификация водителя Среднетехническая скорость движения Средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин Число торможений на 1 км пути Суммарный путь торможения, % от общего пути Количество отказов Ресурс агрегатов, %
Высокая 35,3 1,7 2,1
Средняя 33,6 2,6 3,8 44-70

Рисунок 7.3 – Влияние температуры окружающего воздуха на параметр потока отказов автомобилей

Таблица 7.4 – Влияние транспортных условий на надежность и производительность автомобилей, %

Параметр Коэффициент использования
пробега β грузоподъемности γ
0,7 0,9 0,8 1,0
Производительность
Число отказов и неисправностей
Число замен деталей и агрегатов
Примечание – Для β=0,5 и γ=0,7 значения параметров приняты за 100 %
| следующая лекция ==>
Определение числа постов и размера площадей производственных участков. | Прогнозирование по показателям надежности

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 2229 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/9-25507.html

Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния и надежность автомобилей. Методы учета условий эксплуатации

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режим работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния по схеме: режим работы автомобиля и его элементов – интенсивность изменения параметров технического состояния – реализуемые показатели надежности и работоспособности – ресурсы деталей, агрегатов, автомобилей – периодичность и перечень операций ТО, трудоемкость ТО и ремонта, расход запасных частей и материалов и т.д. В различных условиях эксплуатации реализуемые показатели надежности автомобилей за одинаковую наработку будут различаться, что скажется на показателях эффективности технической эксплуатации.

Объективные и четко фиксируемые условия ‑ которые однозначно действуют на надежность всех автомобилей и, следовательно, на нормативы технической эксплуатации. Они подразделяются на внешние и внутренние. Внешние условия, напр., тип дороги, условия движения, рельеф местности, климатические и сезонные условия и др. Внутренние условия: возраст, типы, марки, модели автомобилей, концентрация автомобилей на предприятии, возраст автомобилей и парка, размер и обустройство АТП и др.

Местные, или субъективные условия ‑ по отношения к конкретному автомобилю или группе автомобилей на каждом предприятии. Например, квалификация персонала, расстояние перевозок, качество ТО и ремонта, качество применяемых запасных частей и материалов, методы хранения автомобилей и др.

Методы учета условий эксплуатации

Автомобили и парки могут работать в различных условиях эксплуатации, которые влияют на показатели надежности и нормативы. Всю цепочку этого влияния от режимов работы автомобиля и агрегатов да показателей надежности и нормативов ТЭА пока не удается описать чисто аналитически. Для этого используют статистические данные, результаты наблюдений, корреляционно-регрессионные зависимости, обобщают имеющийся опыт.

Очевидно, что автомобили, работающие в более тяжелых условиях эксплуатации, потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей и себестоимость перевозок будут объективно выше.

Практически эти задачи решаются следующим образом.

1. Выявляются факторы, которые могут быть отнесены к объективным и местным, или субъективным.

2. Объективные факторы систематизируются и группируются по степени и механизму влияния на надежность автомобилей и, как следствие, ‑ на затраты по обеспечению их работоспособности.

На автомобильном транспорте принято учитывать следующие объективно действующие факторы:

а) условия эксплуатации, характеризуемые дорожным покрытием Д, рельефом местности Р, условия движения У:

Дорожные покрытия: Д1 – усовершенствованные капитальные (цементобетонные монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на битумном основании); Д2 – усовершенствованные облегченные (из щебня, гравия и песка, обработанные вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона); Д3 – переходные (щебенчатые и гравийные); Д4 – переходные (из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущим материалом, мостовые из булыжника); Д5 – низкие (грунт, укрепленный или улучшенный добавками, лежневое и бревенчатое покрытие); Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющего твердого покрытия.

Тип рельефа местности: Р1 – равнинный (до 200м); Р2 – слабохолмистый (свыше 200 до 300м); Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000м); Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000м); Р5 – горный (свыше 2000м).

Условия движения: У1 – за пределами городской зоны (более 50 км от города); У2 – в малых городах (до 100 тыс. жителей); У3 – в больших городах (более 100 тыс. жителей).

б) Тип (легковые, грузовые, автобусы), модификация и класс автомобиля (легковые – по рабочему объему двигателя, грузовые – по грузоподъемности, автобусы – по длине).

в) Природно-климатические условия в соответствии с их районированием и выделением районов с высокой агрессивностью среды.

г) Возраст автомобилей в парке с выделением девяти групп наработок, отнесенный к нормативному ресурсу автомобиля до первого КР Lк.

д) Концентрация автомобилей на предприятии (размер парка, его разнотипность и разномарочность).

3. Каждый учитываемый фактор имеет идентификационные признаки, которые позволяют выделять специфические группы автомобилей, работающих в данных условиях.

4. Вносятся коррективы в нормативны технической эксплуатации.

«Техническая эксплуатация автомобилей»

Источник статьи: http://infopedia.su/14x25f9.html

1.Влияние условий эксплуатации на техническое состояние машин.

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или за медляя интенсивность изменения параметров их технического состояния.

При эксплуатации автомобилей различают: дорожные усло вия и условия движения — транспортные, природно-климатиче ские и сезонные.

Дорожные условия. Они определяют режим работы автомо биля. Дорожные условия характеризуются технической катего рией дороги (их пять), видом и качеством дорожного покрытия, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане (шириной дороги, радиусами закруглений, величиной подъемов и уклонов). Тип покрытия дороги оказывает существен ное влияние на режимы работы автомобиля и его агрегатов.

В свою очередь, режимы работы автомобиля влияют на на дежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.

Условия движения. Характеризуются они влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы ра боты автомобиля и его агрегатов.

Транспортные условия (условия перевозок). Наряду со ско ростью движения транспортные условия характеризуются длиной груженой ездки, коэффициентом использования пробега, коэффициентом использования грузоподъемности; коэффициен том использования прицепов; родом перевозимого груза.

Природно-климатические условия . Характеризуются они тем пературой окружающего воздуха, влажностью, ветровой нагруз кой, уровнем солнечной радиации и некоторыми другими пара метрами. Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и, соответственно, на их техническое состояние и надежность.

Сезонные условия. Они характеризуются колебаниями температуры окружающего воздуха, изменением состояния дорожных условий, появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобилей.

Классификация отказов необходима для разработки мер по их предупреждению и устранению. Существует несколько клас сификационных признаков, главные из которых сводятся к сле дующим.

По влиянию на работоспособность изделия различают отказы его элементов, вызывающие неисправность или отказ изделия.

По источнику возникновения различают отказы: конструктив ные, возникающие вследствие несовершенства конструкции; про изводственные, являющиеся следствием нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил (например, перегрузкой автомобиля, применением нерекомендуемых топлив или смазочных материалов, несвоевременным проведением технического обслуживания и т п.).

По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимым называется отказ, обус ловленный отказом или неисправностью других элементов изде лия. Независимый отказ не обусловлен отказом или не­исправностью других элементов.

По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные и внезапные отказы.

По частоте возникновения (наработке)

По трудоемкости и продолжительности устранения .

Постепенные отказы возникают в результате плавного монотонного изменения параметров технического состояния объ екта. Чаще всего они являются следствием изнашива ния деталей.

Особенности постепенных отказов заключаются, во-первых, в том, что они в принципе могут быть предотвращены в резуль тате своевременного выполнения ТО. Вторая их особенность со стоит в монотонности изменения технического состояния, что соз дает предпосылки для их прогнозирования.

Для внезапных отказов характерным является скачко образное изменение параметра технического состояния. Приме ром внезапного отказа является какое-либо любое повреждение или разрушение вследствие превышения допустимого уровня на грузки, которое в принципе может произойти в любой момент ра боты изделия.

По влиянию на потери рабочего времени авто мобиля отказы подразделяют на устраняемые без потери ра бочего времени, т. е. при ТО или в нерабочее (межсменное), время, и отказы, устраняемые с потерей рабочего времени.

На остальные 13% отказов приходится более 78% общей трудоемкости ремонта и 82% всех простоев в ремонте.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/5853315/page:4/

Оцените статью