Что обозначают цифры на ВАЗовских моделях и других авто того времени?
Теперешним молодым автолюбителям не понятно, что обозначают цифры в названии советских автомобилей. Давайте разбираться.
В 1945 году руководством страны было принято решение привести обозначения моделей автомобилей к общему стандарту. Названия получали от названия завода (ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и т.п.), а цифровой индекс должен был рассказать про класс автомобиля и его модификацию.
Первая цифра в индексе — это класс авто:
- единица — малолитражка («ОКА» ВАЗ-1111, «Таврия» ЗАЗ-1102;
- двойка — легковое авто (ВАЗ, Москвич и т.п.);
- тройка — более комфортные автомобили («Волга»);
- четверка — автомобили представительского класса.
Вторая цифра в индексе отвечала за тип ТС:
- единица — легковое авто;
- двойка — автобус;
- тройка — грузовой автомобиль;
- четверка — тягач;
- пятерка — самосвал;
- шестерка — цистерна;
- семерка — фургон;
- восьмерка — не использовалась;
- девятка — спецтранспорт.
Третья и четвертая цифры — означали номер модели в линейке автозавода.
У современных моделей того же АВТОВАЗа цифровых обозначений в названии модели теперь нет.
Как вы считаете, какой вариант обозначения конкретной модели автомобиля более практичный: цифровой или словесный? Поделитесь своими доводами в комментариях.
Источник статьи: http://car.ru/news/research/92188-chto-oboznachayut-tsifryi-na-vazovskih-modelyah-i-drugih-avto-togo-vremeni/
Внутризаводское обозначение автомобилей ваз
Все легковые автомобили, так же, как и любые другие транспортные средства, подвергаются обязательной маркировке, которая наносится специально в таких местах, чтобы любой желающий мог без труда найти ее. Но, пожалуй, не каждый автовладелец сможет сказать, что же кроется за этими «загадочными» буквенно-цифровыми кодами. Давайте попробуем расшифровать их на примере автомобилей «ВАЗ».
На все автомобили «ВАЗ» устанавливается заводская табличка с нанесенной маркировкой. Эта маркировка различна для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, и для автомобилей на экспорт (рис. 1 и 2). Условно табличку можно разделить на два поля: в рамке и за рамкой. На поле 1 (в рамке) содержатся следующие данные. На первой строчке указано наименование предприятия-изготовителя.
Вторая строчка была введена только в 1999 году. На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на внутренний рынок (рис. 1), изображен знак соответствия российским требованиям и номер Одобрения типа (РОСС — Россия, RU — код России, MT02 — код органа по сертификации, E***** — номер Одобрения типа). На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на экспорт (рис. 2), указан номер сертификата отипования ЕЭС. Одним из самых важных элементов заводской таблички является комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, которая называется идентификационным номером автомобиля (или по-другому — VIN-кодом (от англ. Vehicle Identification Number).
Идентификационный номер (рис. 3) состоит из 17 знаков и расшифровывается таким образом. Первые три буквы идентификационного номера (а) называются международным идентификационным кодом изготовителя и присваиваются Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Буквы и цифры, используемые на первых двух знаках идентификационного номера, закрепляются за каждой страной и контролируются международным агентством — Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое работает под руководством Международной организации по стандартизации (ISO). Первая буква обозначает географическую зону (например, X — Европа), вторая — страну (T — Россия), а третья — завод-изготовитель (A- ВАЗ). Под обозначение модели или модификации автомобиля отведено 6 знаков (b). Последующие восемь знаков (с) называются порядковым производственным номером (или по-другому — номером шасси) и имеют следующую расшифровку. Первый знак (d) обозначает год выпуска автомобиля (табл. 1).
Табл. 1.
Шифр модельного года выпуска
Год | Код года | Год | Код года | Год | Код года | Год | Код года |
1971 | 1 | 1981 | B | 1991 | M | 2001 | 1 |
1972 | 2 | 1982 | C | 1992 | N | 2002 | 2 |
1973 | 3 | 1983 | D | 1993 | P | 2003 | 3 |
1974 | 4 | 1984 | E | 1994 | R | 2004 | 4 |
1975 | 5 | 1985 | F | 1995 | S | 2005 | 5 |
1976 | 6 | 1986 | G | 1996 | T | 2006 | 6 |
1977 | 7 | 1987 | H | 1997 | V | 2007 | 7 |
1978 | 8 | 1988 | J | 1998 | W | 2008 | 8 |
1979 | 9 | 1989 | K | 1999 | X | 2009 | 9 |
1980 | A | 1990 | L | 2000 | Y | 2010 | A |
Буквенный шифр модельного года выпуска меняется 1 июля предыдущего года. То есть, если, например, автомобиль изготовлен в декабре 1999 года, то он уже имеет шифр Y (который соответствует 2000 году). Второй знак порядкового производственного номера (e) обозначает страну (или завод) сборки автомобиля (табл. 2).
Табл. 2.
Условное обозначение | Страна (завод) |
0-6 | ВАЗ |
7 | “РосЛада” (г.Сызрань) |
9 | Финляндия |
Помимо идентификационного номера (VIN-кода) в рамке заводской таблички указывается:
1 — индекс модели двигателя, например, «двигатель 2105» и т.д. (только для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка);
2 — допустимая полная масса автомобиля;
3 — допустимая полная масса автомобиля с прицепом (если разрешена эксплуатация данного автомобиля с прицепом);
4 — допустимая полная масса на переднюю ось автомобиля;
5 — допустимая полная масса на заднюю ось автомобиля. На поле 2 таблички (за рамкой) указываются:
— номер для запчастей (прогрессивный номер выхода автомобиля с конвейера);
— номер вариантного исполнения автомобиля (двузначный шифр);
— номер комплектации автомобиля (трехзначный шифр).
Номер для запчастей является порядковым номером автомобиля, сходящего с конвейера. Он служит для учета количества выпускаемых машин и для облегчения поиска данных по автомобилю в случае необходимости.
Примеры вариантного исполнения для впрысковых версий представлены в таблице 3.
Табл. 3.
Вариантные исполнения
Модель | Код | Вариантное исполнение |
21083 | 20 | с контроллером Январь-4 |
2108 | 21 | с контроллером Январь-4 |
2108 | 22 | с контроллером GM |
21083 | 23 | с контроллером GM |
21083 | 24 | впрыск Bosch — Саратов |
21099 | 04 | панель приборов 2114 |
21093 | 05 | панель приборов 2114 |
21099 | 23 | впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114 |
21093 | 25 | впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114 |
Номер комплектации автомобиля составляет отклонение от основной цены автомобиля, оговоренной составом производственной комплектации (табл. 4).
Табл. 4.
Комплектации автомобилей (на 2002 информация устарела. Более полную информацию смотрите в разделе Комплектации)
Шифр | Комплектация |
010 | базовая |
011-015 | базовая на период освоения |
110-199 | экспортная (левый руль) |
610-699 | экспортная (правый руль) |
710-799 | внутрипроизводственная “люкс” |
810-899 | внутрипроизводственная “норма” |
Кроме перечисленных выше, в табличках для автомобилей, предназначенных на экспорт (рис. 2), указываются:
— на поле 1 таблички — код страны и номер разрешения на эксплуатацию (проставляется страной-импортером автомобилей);
— на поле 2 таблички — индекс модели двигателя.
Технические требования
Существуют определенные технические требования к маркировке заводской таблички. Они, как правило, предназначены для узкого круга специалистов, но некоторые из них будут полезны и рядовым потребителям.
Модель или модификация автомобиля, тип двигателя и остальные надписи нанесены на заводской табличке фотоспособом.
Номер для запчастей, год выпуска, номер шасси, а также номер вариантного исполнения и номер комплектации автомобиля выбивается в табличке нумератором. Так как во всех нумераторах шрифт наборный, то возможны некоторые смещения цифр относительно друг друга как по горизонтали, так и по вертикали (в пределах ГОСТа). Кроме того, может иметь место и различная глубина насечки (в пределах ГОСТа).
В идентификационных номерах применяются буквы латинского алфавита (за исключением I, O, Q) и арабские цифры.
Заводская табличка размером 87×63 мм крепится самонарезающимися винтами или заклепками рядом с маркировкой кузова (см. далее).
Идентификационные номера, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки. При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.
Маркировка кузова
Маркировка кузова содержит идентификационный номер (VIN-код), полностью совпадающий с идентификационным номером заводской таблички. Он заключен между двумя звездочками. Расстояние между звездочками и крайними цифрами или буквами, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркирования кузова модели автомобиля ВАЗ-2108:
*XTA210800J0314484*
Идентификационный номер кузова должен наноситься на неотъемлемую часть моторного отсека под капотом (табл. 5).
Маркировка двигателя
Маркировка двигателей содержит следующие элементы:
— товарный знак или сокращенное наименование предприятия-изготовителя;
— обозначение индекса модели;
— порядковый производственный номер. В качестве индекса модели применяется сокращенное обозначение модели двигателя.
Индекс модели и порядковый производственный номер двигателя могут быть нанесены в одну или две строчки. При нанесении маркировки в две строчки ни индекс модели, ни порядковый производственный номер не допускается делить переносом.
Порядковый производственный номер двигателя должен быть заключен между двумя разделителями,
например, звездочками (только для двигателей, начиная с семейства автомобилей ВАЗ-2108 и последующих моделей). Расстояние между крайними цифрами и разделителем с каждой стороны должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркировки двигателей:
1) модель 21011 с порядковым производственным номером 4135586:
в две строчки — 21011
4135586;
2) модель 21081 с порядковым производственным номером 7812301:
в одну строчку — 21081 *7812301*;
в две строчки — 21081
*7812301*;
3) модель 11113 с порядковым производственным номером 2301:
в одну строчку — 11113 *0002301*;
в две строчки — 11113
*0002301*.
Допускается в маркировке двигателя после порядкового производственного номера за звездочкой указывать год выпуска двигателя.
Место маркировки — в удобном для прочтения месте на установленном в автомобиле двигателе.
Источник статьи: http://www.autofaq.ru/articles/233/1934
Внутризаводское обозначение автомобилей ваз
Все легковые автомобили, так же, как и любые другие транспортные средства, подвергаются обязательной маркировке, которая наносится специально в таких местах, чтобы любой желающий мог без труда найти ее. Но, пожалуй, не каждый автовладелец сможет сказать, что же кроется за этими «загадочными» буквенно-цифровыми кодами. Давайте попробуем расшифровать их на примере автомобилей «ВАЗ».
На все автомобили «ВАЗ» устанавливается заводская табличка с нанесенной маркировкой. Эта маркировка различна для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, и для автомобилей на экспорт (рис. 1 и 2). Условно табличку можно разделить на два поля: в рамке и за рамкой. На поле 1 (в рамке) содержатся следующие данные. На первой строчке указано наименование предприятия-изготовителя.
Вторая строчка была введена только в 1999 году. На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на внутренний рынок (рис. 1), изображен знак соответствия российским требованиям и номер Одобрения типа (РОСС — Россия, RU — код России, MT02 — код органа по сертификации, E***** — номер Одобрения типа). На табличках автомобилей, предназначенных для поставок на экспорт (рис. 2), указан номер сертификата отипования ЕЭС. Одним из самых важных элементов заводской таблички является комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, которая называется идентификационным номером автомобиля (или по-другому — VIN-кодом (от англ. Vehicle Identification Number).
Идентификационный номер (рис. 3) состоит из 17 знаков и расшифровывается таким образом. Первые три буквы идентификационного номера (а) называются международным идентификационным кодом изготовителя и присваиваются Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Буквы и цифры, используемые на первых двух знаках идентификационного номера, закрепляются за каждой страной и контролируются международным агентством — Обществом автомобильных инженеров (SAE), которое работает под руководством Международной организации по стандартизации (ISO). Первая буква обозначает географическую зону (например, X — Европа), вторая — страну (T — Россия), а третья — завод-изготовитель (A- ВАЗ). Под обозначение модели или модификации автомобиля отведено 6 знаков (b). Последующие восемь знаков (с) называются порядковым производственным номером (или по-другому — номером шасси) и имеют следующую расшифровку. Первый знак (d) обозначает год выпуска автомобиля (табл. 1).
Табл. 1.
Шифр модельного года выпуска
Год | Код года | Год | Код года | Год | Код года | Год | Код года |
1971 | 1 | 1981 | B | 1991 | M | 2001 | 1 |
1972 | 2 | 1982 | C | 1992 | N | 2002 | 2 |
1973 | 3 | 1983 | D | 1993 | P | 2003 | 3 |
1974 | 4 | 1984 | E | 1994 | R | 2004 | 4 |
1975 | 5 | 1985 | F | 1995 | S | 2005 | 5 |
1976 | 6 | 1986 | G | 1996 | T | 2006 | 6 |
1977 | 7 | 1987 | H | 1997 | V | 2007 | 7 |
1978 | 8 | 1988 | J | 1998 | W | 2008 | 8 |
1979 | 9 | 1989 | K | 1999 | X | 2009 | 9 |
1980 | A | 1990 | L | 2000 | Y | 2010 | A |
Буквенный шифр модельного года выпуска меняется 1 июля предыдущего года. То есть, если, например, автомобиль изготовлен в декабре 1999 года, то он уже имеет шифр Y (который соответствует 2000 году). Второй знак порядкового производственного номера (e) обозначает страну (или завод) сборки автомобиля (табл. 2).
Табл. 2.
Условное обозначение | Страна (завод) |
0-6 | ВАЗ |
7 | “РосЛада” (г.Сызрань) |
9 | Финляндия |
Помимо идентификационного номера (VIN-кода) в рамке заводской таблички указывается:
1 — индекс модели двигателя, например, «двигатель 2105» и т.д. (только для автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка);
2 — допустимая полная масса автомобиля;
3 — допустимая полная масса автомобиля с прицепом (если разрешена эксплуатация данного автомобиля с прицепом);
4 — допустимая полная масса на переднюю ось автомобиля;
5 — допустимая полная масса на заднюю ось автомобиля. На поле 2 таблички (за рамкой) указываются:
— номер для запчастей (прогрессивный номер выхода автомобиля с конвейера);
— номер вариантного исполнения автомобиля (двузначный шифр);
— номер комплектации автомобиля (трехзначный шифр).
Номер для запчастей является порядковым номером автомобиля, сходящего с конвейера. Он служит для учета количества выпускаемых машин и для облегчения поиска данных по автомобилю в случае необходимости.
Примеры вариантного исполнения для впрысковых версий представлены в таблице 3.
Табл. 3.
Вариантные исполнения
Модель | Код | Вариантное исполнение |
21083 | 20 | с контроллером Январь-4 |
2108 | 21 | с контроллером Январь-4 |
2108 | 22 | с контроллером GM |
21083 | 23 | с контроллером GM |
21083 | 24 | впрыск Bosch — Саратов |
21099 | 04 | панель приборов 2114 |
21093 | 05 | панель приборов 2114 |
21099 | 23 | впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114 |
21093 | 25 | впрыск Bosch — Саратов и панель приборов 2114 |
Номер комплектации автомобиля составляет отклонение от основной цены автомобиля, оговоренной составом производственной комплектации (табл. 4).
Табл. 4.
Комплектации автомобилей (на 2002 информация устарела. Более полную информацию смотрите в разделе Комплектации)
Шифр | Комплектация |
010 | базовая |
011-015 | базовая на период освоения |
110-199 | экспортная (левый руль) |
610-699 | экспортная (правый руль) |
710-799 | внутрипроизводственная “люкс” |
810-899 | внутрипроизводственная “норма” |
Кроме перечисленных выше, в табличках для автомобилей, предназначенных на экспорт (рис. 2), указываются:
— на поле 1 таблички — код страны и номер разрешения на эксплуатацию (проставляется страной-импортером автомобилей);
— на поле 2 таблички — индекс модели двигателя.
Технические требования
Существуют определенные технические требования к маркировке заводской таблички. Они, как правило, предназначены для узкого круга специалистов, но некоторые из них будут полезны и рядовым потребителям.
Модель или модификация автомобиля, тип двигателя и остальные надписи нанесены на заводской табличке фотоспособом.
Номер для запчастей, год выпуска, номер шасси, а также номер вариантного исполнения и номер комплектации автомобиля выбивается в табличке нумератором. Так как во всех нумераторах шрифт наборный, то возможны некоторые смещения цифр относительно друг друга как по горизонтали, так и по вертикали (в пределах ГОСТа). Кроме того, может иметь место и различная глубина насечки (в пределах ГОСТа).
В идентификационных номерах применяются буквы латинского алфавита (за исключением I, O, Q) и арабские цифры.
Заводская табличка размером 87×63 мм крепится самонарезающимися винтами или заклепками рядом с маркировкой кузова (см. далее).
Идентификационные номера, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки. При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.
Маркировка кузова
Маркировка кузова содержит идентификационный номер (VIN-код), полностью совпадающий с идентификационным номером заводской таблички. Он заключен между двумя звездочками. Расстояние между звездочками и крайними цифрами или буквами, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркирования кузова модели автомобиля ВАЗ-2108:
*XTA210800J0314484*
Идентификационный номер кузова должен наноситься на неотъемлемую часть моторного отсека под капотом (табл. 5).
Маркировка двигателя
Маркировка двигателей содержит следующие элементы:
— товарный знак или сокращенное наименование предприятия-изготовителя;
— обозначение индекса модели;
— порядковый производственный номер. В качестве индекса модели применяется сокращенное обозначение модели двигателя.
Индекс модели и порядковый производственный номер двигателя могут быть нанесены в одну или две строчки. При нанесении маркировки в две строчки ни индекс модели, ни порядковый производственный номер не допускается делить переносом.
Порядковый производственный номер двигателя должен быть заключен между двумя разделителями,
например, звездочками (только для двигателей, начиная с семейства автомобилей ВАЗ-2108 и последующих моделей). Расстояние между крайними цифрами и разделителем с каждой стороны должно быть не более половины ширины цифры.
Пример маркировки двигателей:
1) модель 21011 с порядковым производственным номером 4135586:
в две строчки — 21011
4135586;
2) модель 21081 с порядковым производственным номером 7812301:
в одну строчку — 21081 *7812301*;
в две строчки — 21081
*7812301*;
3) модель 11113 с порядковым производственным номером 2301:
в одну строчку — 11113 *0002301*;
в две строчки — 11113
*0002301*.
Допускается в маркировке двигателя после порядкового производственного номера за звездочкой указывать год выпуска двигателя.
Место маркировки — в удобном для прочтения месте на установленном в автомобиле двигателе.
Источник статьи: http://autofaq.ru/articles/233/1934