История автомобилестроения, или Вспоминаем о ГАЗ-3110
К моменту распада СССР Горьковский автомобильный завод оказался в незавидном положении. В отличие от своих коллег из Тольятти, которые были готовы сменить устаревшее семейство «Спутник» на более современное «десятое», у ГАЗа достойной замены старенькой Волге попросту не было. Благо, что остаться на плаву все-таки удалось. Палочкой-выручалочкой стала коммерческая техника и ГАЗ-31029, который стал символом целого десятилетия.
Ни о каком технологическом прорыве в случае с ГАЗ-31029 говорить не приходится. Новая модель получилась в результате банальной модернизации обычной «двадцать четвертой» Волги. Но это как раз тот случай, когда автомобиль появился в нужное время и в нужном месте.
Спрос на «двадцать девятую» в начале девяностых был просто огромным. Дошло до того, что ГАЗу пришлось перейти на режим работы в три смены, что для бывшего советского завода было беспрецедентно. Ажиотажный спрос объяснялся просто – долгие годы миллионы советских автолюбителей мечтали о престижной Волге, и когда автомобили Горьковского завода появились в свободной продаже, многие воспользовались возможностью исполнить свою давнюю мечту. И то, что конструкция ГАЗ-31029 была откровенно устаревшей, преградой не стало. Скорее, наоборот – ремонтопригодность и приспособленность к суровым условиям эксплуатации стали одним из козырей автомобиля.
Радость, к сожалению, была не долгой. Уже через пару лет после старта продаж «двадцать девятой» автолюбители стали жаловаться на ужасное качество изготовления и сборки. «Газовцы» винили в этом поставщиков комплектующих, которые, пользуясь отсутствием достойной конкуренции, действительно, иногда поставляли на конвейер откровенный брак. Но и сами заводчане были не безгрешны.
Производственный уровень на ГАЗе упал катастрофически – на «гулявшие» кузовные зазоры никто не обращал внимания, а сами кузова зачастую красили «прямо по железу», не утруждая себя нанесением грунта. Неудивительно, что уже после первой зимы «двадцать девятые» покрывались рыжими пятнами, а через 3-4 года эксплуатации в суровом климате и вовсе прогнивали до дыр.
Серьезный удар по имиджу самого престижного отечественного автомобиля нанесли и иномарки, хлынувшие в начале девяностых годов в постсоветские страны. Очень быстро автолюбители поняли, что вместо устаревшей и плохо собранной Волги можно приобрести пусть и поездившую по Европе, но все еще приличную иномарку, которая не будет докучать «детскими болезнями». Свою роль сыграло и то, что многие немецкие автомобили к тому времени имели оцинкованные кузова, благодаря чему даже в шести-семилетнем возрасте выглядели заметно лучше годовалых ГАЗ-31029. Одним словом, буквально в одночасье Волга из символа власти и богатства превратилась в просто автомобиль. Причем автомобиль далеко не самый лучший и желанный.
К счастью для ГАЗа, к моменту падения спроса на «двадцать девятую» в полную силу заработал проект «ГАЗель». Неприхотливый и быстро окупаемый коммерческий автомобиль стал локомотивом, потянувшим за собой весь Горьковский автомобильный завод. И именно благодаря «ГАЗели» заводчане смогли вложить порядка 150 миллионов долларов в обновление производственных мощностей. На ГАЗе появились новые штампы и пресс-формы.
Попутно был налажен выпуск агрегатов, которые в перспективе должны были появиться на новой модели ГАЗ-3110. Часть из них, кстати, были опробованы еще на «двадцать девятой». Уже в середине девяностых годов на дорогах можно было встретить ГАЗ-31029, оснащенные гидроусилителем руля, дисковыми передними тормозами и 15-дюймовыми колесами.
В 1997 году на дороги выехали первые ГАЗ-3110. Поскольку самые крупные и дорогостоящие штампы в ходе подготовки к выпуску новой модели заменены так и не были, автомобили «десятого» семейства по-прежнему напоминали бессмертный ГАЗ-24 образца 1968 года. Разве что переработанные передняя и задняя части говорили о том, что это действительно новая модель. Хотя те же передние фары без всяких изменений были взяты с ГАЗ-31029.
Свою порцию критики ГАЗ-3110 получил и от знатоков автомобильной истории. Последние посчитали, что радиаторная решетка с характерной перемычкой посредине скопирована с итальянского автомобиля Lancia Beta Trevi. Да и в целом пропорции российского и итальянского автомобилей были схожи. Зато сзади старушку-Волгу было не узнать. Крупные блоки фонарей сделали автомобиль более современным и наконец-то позволили забыть о номенклатурном прошлом.
Хватало и менее заметных, но куда более полезных для обычных автолюбителей новшеств. Крышка багажника, например, как и на первой Волге ГАЗ-21, была опущена почти до заднего бампера, что облегчало погрузку и разгрузку тяжелых и габаритных вещей. Запасное колесо в свою очередь переехало на специальный подиум, размещенный в глубине багажника. Заметно увеличился и бензобак. На ГАЗ-3110 его объем возрос до 70 литров, что, учитывая аппетит автомобиля, пришлось весьма кстати.
В 2000 году получившая новые бамперы «десятка» стала выглядеть еще современнее. Хотя, если сравнивать отечественный седан с европейскими одноклассниками, то невооруженным глазом было заметно, насколько ГАЗ-3110 устарел. По большому счету, во многом это по-прежнему был автомобиль из шестидесятых годов уже прошлого века.
Не спас положение и новый салон. Современная комбинация приборов, пухлое рулевое колесо и торпедо из мягкого пластика смотрелись симпатично разве что в сравнении с интерьером «двадцать девятой». К тому же инженерам ГАЗа так и не удалось победить один из врожденных недостатков Волги – несоосность рулевой колонки и комбинации приборов. Не радовало и то, что даже в новом веке покупатели ГАЗ-3110 не могли рассчитывать на подушки безопасности, электроприводы зеркал и кондиционер. Благо, что остались еще автолюбители, в полной мере вкусившие советскую технику, которые готовы были стойко терпеть все недостатки.
Технические характеристики ГАЗ-3110
Двигатель новая Волга получила от ГАЗ-3105, который так и не добрался до конвейера. Бензиновый четырехцилиндровый агрегат ЗМЗ-4062.10 имел шестнадцать клапанов, распределенный впрыск, электронное управление и при объеме в 2,3 литра выдавал 150 лошадиных сил.
И все бы ничего, но к моменту постановки ГАЗ-3110 на конвейер Заволжский моторный завод не смог наладить выпуск требуемых объемов двигателей, в результате чего часть автомобилей получила устаревший силовой агрегат ЗМЗ-402. Благо, что проверенный временем карбюраторный двигатель многих покупателей ГАЗ-3110 не только не отпугнул, а напротив, привлек. На то, что Волге с карбюраторным «сердцем» явно не хватало динамики, просто старались не обращать внимания. Равно как и на огромный расход топлива, нередко превышающий 15 л/100 км.
А вот терпеть тяжелый руль владельцы отечественных автомобилей уже больше не могли. Так что ГАЗ-3110 с самого старта производства стал оснащаться гидроусилителем, благодаря которому вращать «баранку» стало легче. Кроме этого рулевое управление «десятки» стало более отзывчивым. Вместо прежних четырех с половиной оборотов «от упора до упора» теперь требовалось совершить всего лишь три с половиной. Как итог – Волга стала четче реагировать на повороты руля и поехала чуть интереснее. Об информативности рулевого управления, впрочем, речь все равно не шла.
В 2001 году ГАЗ открыл новый окрасочный комплекс, позволявший окрашивать автомобили двухкомпонентными металлизированными эмалями. Теперь Волги были меньше подвержены коррозии и в целом стали выглядеть более привлекательно. Параллельно инженеры и испытатели пытались решить имеющиеся проблемы с управляемостью. Архаичные шкворни в передней подвеске были заменены на шаровые опоры, а сзади наконец-то появился стабилизатор поперечной устойчивости.
Но даже этого было явно недостаточно, чтобы превратить ГАЗ-3110 в современный конкурентоспособный автомобиль. Еще через год автомобиль сменил «прописку». Небольшое количество автомобилей было выпущено на производственных мощностях симферопольского предприятия Крымавтогазсервис, после чего сборка была налажена на Кременчугском автосборочном заводе.
В 2004 году ГАЗ-3110 был в очередной раз модернизирован. На этот раз – последний. Автомобиль стал современнее не только визуально, но и технически. Однако всем было понятно главное – время Волги уже прошло.
Источник статьи: http://rusavtoplus.ru/istoriya-avtomobilestroeniya-gaz-3110.html
ГАЗ-3110 «Волга»
- Годы производства: с 1997 по 2005 год
- Производитель: Горьковский автомобильный завод «ГАЗ»
- История создания
- Дизайн и конструкция
- Модификации
- Фотографии автомобиля
- Видео автомобиля
- Технические характеристики
История создания
Уже многие годы на отечественных дорогах красуется ГАЗ-3110 «Волга». Современное развитие автомобилей затмевает технические характеристики этой модели, хотя даже на нынешнее время ее считают эталоном производства отечественных агрегатов. Модели «Волги», которые производились ранее, не имели достаточно комфортных условий, если сравнивать с сегодняшними требованиями. Однако владельцев данной модели на то время считали самодостаточными людьми. Наиболее часто этим автомобилем пользовались люди, занимавшие главные посты в верхушке государства. Такая популярность ГАЗ-3110 у руководства страны говорит о многом.
Девяностые годы для «Волги», как и большинства жителей страны, стали очень трудными. Для поддержания серийного выпуска приходилось скрещивать некоторые модели, чтобы вводить в серийное производство новые. Руководствам страны искусственно уменьшались тиражи для выпуска машин, в связи с этим в 1992 году во второй раз провели скрещивание серийной модели с ГАЗ-3102, в результате чего получился ГАЗ-31029. Спрос на данный автомобиль был колоссальный. Даже при полной загруженности завода и работы в три смены, эту машину было трудно купить, так как очередь на нее длилась долгие месяцы. Несмотря на экономические и политические трудности девяностых годов, популярность «Волги» была на высшем уровне.
В начале девяностых отечественный рынок уступил компаниям Mercedes и BMW. Однако даже это не помешало «Волге»-31029 занять четкие позиции в российском автомобильном рынке и экономике. Планировался выпуск современного автомобиля ГАЗ-3103 с новым салоном и кузовом. Но пока еще хорошо покупалась старая модель «Волги», было решено выполнить очередную ее модернизацию. Собственно так и появилась новая модель ГАЗ-3110. Зимой 1997 года на выставке ММАС-95 был представлен общественности этот автомобиль. Серийный выпуск начался на 65-летие Горьковского автомобильного завода.
Дизайн и конструкция
ГАЗ-3110 «Волга» относится к автомобильному классу «С» и является седаном, у которого четыре двери. Устройство кузова безрамное. Сам кузов выполнен крупногабаритным. Это четко отображается в цифрах: длина-4870 мм, ширина—1800 мм, высота-1420мм. Достаточно высокий дорожный просвет (156 мм) позволяет отлично преодолевать отечественные дороги. В зависимости от модификации устанавливался топливный бак на 55 или 70 литров.
Благодаря большим габаритам салон автомобиля очень просторный и вмещает свободно 5 человек. Для обтяжки сидений использовалась ткань. Панель и обшивка выполнены из простенького пластика. Базовая комплектация «Волги» оснащена аудиосистемой. Для лучшей аэродинамики крышки капота и багажника округлены. После рестайлинга бампер значительно увеличился в размерах. Багажник рассчитан на объем 500 литров.
На эту модель были установлены диски R15 взамен «четырнадцатым» колесным дискам, а так же дисковые тормоза на передние колеса. Подвеска: передний мост имеет пружины, а задний рессоры. На редуктор рулевого управления устанавливался гидроусилитель.
Благодаря мощным силовым агрегатам автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 11 секунд. На ГАЗ-3110 редко ставили дизельный двигатель, мощность которого 95 лошадиных сил и объем 2,1 литр. Всего было три типа двигателей:
- ЗМЗ-402 — оснащенный карбюратором;
- ЗМЗ-406 — установлен инжектор;
- ГАЗ-560 — дизельный.
Помимо двигателя, коробка передач тоже была разных типов: четырехступенчатая и пятиступенчатая. Четырехступку устанавливали в комплекте с двигателем 3М3-402. В 2000-ых годах ее перестали устанавливать, что позволило выпустить в 2005 году ГАЗ-31105 с пятиступкой.
Модификации
Помимо базовой модели ГАЗ-3110 было выпущено достаточно большое количество модификаций, на дорогах страны можно встретить автомобили-такси версии универсала ГАЗ-310221. Данную модель визуально отличают от ГАЗ-3110 установленным сзади пластмассовым бампером. Так же можно выделить модель ГАЗ-310223 — легкий автомобиль скорой помощи. С дизельным двигателем выпускалось не много автомобилей, в год около 200 штук. Эти двигатели устанавливались на ГАЗ-3110-600 и ГАЗ-3110–601.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что за этим автомобилем требуется тщательный уход, но зато он не подводит в дороге.
Фотографии
Видео автомобиля
Источник статьи: http://russoauto.ru/auto/gaz/3110