5 принципов буксировки: выбираем правильный трос
1. Вам буксировать или дергать?
Какая разница? Как минимум ценовая: так называемые рывковые тросы гораздо дороже своих «обычных» коллег. Их можно, конечно, использовать и для привычной буксировки, но это нерационально: все-таки созданы они для другого. Когда буксировщик начинает двигаться, рывковый трос сначала растягивается, чтобы потом резко «выстрелить», сокращаясь в размерах. Опытный водитель буксира, почуяв этот момент, обычно жмет на тормоз: при этом энергия сжимающегося троса почти целиком достается буксируемой машине, вытаскивая ее с непроходимого участка. На практике если рывковый трос используют для буксировки, то его складывают вдвое.
2. Длина и нагрузка?
С длиной буксировочного троса заморачиваться не нужно: ее величина указана в ПДД. Она должна составлять от 4 до 6 метров. Хуже другое: трос должен быть обозначен флажками или щитками установленного образца, о которых изготовители тросов почему-то забывают… Очень может быть, что такие флажки-щитки придется приобретать отдельно: в противном случае вас имеют право наказать. Что касается усилия, указанного на упаковке троса, то на практике самыми распространенными являются 5-тонные тросы, которые подойдут для буксировки практически любой легковушки.
Особое внимание уделите длине. Если трос будет слишком короткий, то при первом же резком торможении буксировщик пожалеет о своей доброте: буксируемый въедет ему в филейную часть кузова. Но и слишком длинный трос — не подарок: подумайте, как будете сворачивать в переулок или, того хуже, в подворотню? Буксир-то спокойно заедет за угол, а вот длинный трос потащит вас в сторону, усугубляя неприятности.
Рывковый трос требует несколько иного подхода. Изделия с указанной нагрузкой в 4,5–4,6 т могут использоваться для вытаскивания застрявших снегоходов, квадроциклов и легковых автомобилей. Для машин массой не более двух тонн (а это практически все легковушки) подойдут тросы с нагрузкой в 8–9 тонн. А если речь идет о таких «проходимцах», как Land Rover Defender 110, Land Cruiser 100/110 и т.п., то потребуются тросы с нагрузкой в 11–14 тонн. Что до изделия с заявленной нагрузкой в 15–18 тонн, то они подойдут для Хаммеров и их собратьев.
Длина рывковых тросов обычно составляет от 5 до 12 метров. В среднем случае лучше ориентироваться на длину в 9 метров. Что касается цены, то более дешевые изделия подойдут, в общем-то, каждому, кто не собирается специально залезать в какие-то джунгли. А вот дорогие нужны как раз тем, кто лезет куда-то специально.
3. Из чего сделан?
Здесь тоже все просто: тросы бывают металлическими и неметаллическими. Сталь, безусловно, заслуживает уважения, однако пользоваться таким тросом сможет далеко не каждый. Да, он крепкий, однако почти не смягчает рывки, неминуемые при буксировке. При этом вам почти наверняка гарантированы занозы и ссадины из-за тоненьких стальных проволочек, составляющих тело такого троса. С кузовом такой трос тоже не будет церемониться: для ЗИЛ-130 он подходил идеально, а вот для мягкотелых современных легковушек — не очень. Компактно разместить такое изделие в багажнике весьма проблематично: большая ржавеющая бухта — не подарок. Наконец, из-за той же ржавчины трос может просто лопнуть под нагрузкой.
С неметаллическими тросами все проще: компактные, легкие, эстетичные, не ржавеют. Именно такие тросы сегодня в основном и продаются. Однако тут нельзя промахнуться с нагрузкой: ее надо выбирать, ориентируясь на массу буксируемой машины, причем хотя бы с двойным запасом. Скажем, если ваша машина весит около двух тонн, то тросик должен быть рассчитан примерно на 5 тонн.
4. Что куда цеплять?
Что касается крепления, то основных типов два — петля и крюк. И здесь нужно помнить о неприятностях, которые могут породить неудачно выбранные крепления.
Начнем с крюка. Пользоваться удобно: зацепил и поехал… Но есть серьезная опасность: разогнувшийся или плохо зацепленный крюк превращается в оружие: освободившийся трос сжимается подобно пружине, а крюк при этом готов разбить что угодно — от стекла машины до чьей-то головы… На всякий случай всем обладателям тросов с крюками даем совет: при креплении к буксирной проушине сначала проденьте в нее трос, сложенный вблизи крюка пополам, а затем вставьте крюк в образованную петлю. Получится своего рода полиспаст, который, во-первых, снизит нагрузку на крюк, а во-вторых, даже при его поломке, не позволит ему «обстреливать» братьев по разуму.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/919295-5-printsipov-buksirovki-vybira/
Автомобильные тросы: ликбез по видам и типам
Как водитель, много времени проводящий за пределами дорог, я имею достаточно большой опыт общения с главным средством самоспасения водителей — различными тросами и стропами для буксирования, выдёргивания, лебёдки и корозащиты, и хочу поделиться этим опытом с теми, кто задаёт на просторах интернета банальные, на мой взгляд, вопросы на тему: что купить? В чём разница между тросами? Сталь или синтетика? Витая или плоская?
Лебедочные тросы оставим профессионалам, а тут поговорим о буксировочных и динамических.
Буксировочные тросы бывают трёх основных видов: стальные, круглые синтетические, и плоские. Стальные, если мы не говорим о фурах и тяжёлой строительной технике, я бы отбросил сразу по несколькоим причинам:
1) Высокая жёсткость. Любые действия со стальным тросом сопровождаются резкими рывками, что негативно сказывается как на буксировочных проушинах, так и на сцеплении, и особенно — АКПП. Она вообще рывков не любит.
2) Неудобно хранить и пользоваться. Плохо сворачивается, много весит, со временем покрывается заусенцами.
3) В случае обрыва — крайне опасен для людей и техники.
Круглые тросы я тоже не люблю, так как они занимают больше места при хранении, чем плоские. Поэтому остановимся на плоских. Оптимальная длина такого троса — 6-7 метров. При большей длине велик риск, что кто то попытается встроиться между машинами. У меня один раз такой случай был. При меньшей длине — есть риск догнать буксир в гололёд.
По нагрузке чудес ждать не стоит — тоненькие сопли из АШАНа или из «Набора автомобилиста», независимо от того, что на них написано, 3,5, или 50 тонн, предназначены только для плавной буксировки небольших авто по очень ровной дороге. Нормальный буксировочный трос должен иметь ширину 7-9 сантиметров, и стоят такие обычно от 700 рублей и больше.
Важно, чтобы крепление троса к машине было с помощью шаклов (U-образная скоба с пальцем), а не крюком. Ситуаций, когда китайские крючки обрываются или разгибаются — не перечесть, а страдает при этом машина и окружающие зеваки.
Динамические стропы. Это уже более сложная и дорогая штука. Назначение динамического троса — работать «аккумулятором энергии» для усиления рывка буксира при вытягивании машины из засадного места. Хороший динамический трос при рывке увеличивает длину на 10-15%, и после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние. Именно эти свойства позволяют с помощью динамической стропы вытянуть значительно более тяжёлый автомобиль с помощью лёгкого буксира. Пример — на этом видео. Тут и нарастающия сила рывков, и плохое сцепление шин с дорогой, и разница масс.
Тросы круглого сечения не рассматриваем, так как они, помимо большого объёма, очень плохо возвращаются в исходную форму. Многократные рывки им не по силам.
Динамическая стропа должна быть длиной 8-10 метров, и иметь предельную нагрузку примерно в 4 раза превышающую вес автомобиля, который будут ей вытягивать. Слишком слабая стропа может порваться, а слишком мощная — не будет растягиваться под небольшой массой. Крепление — только шаклами. Гаситель троса при использовании динамической стропы крайне желателен, так как при работе она копит в себе большую энергию, и при обрыве проушины одного из автомобилей вся эта энергия будет направлена в другой автомобиль или в людей вокруг. Если нет гасителя — используем куртку, тряпку, другой трос поперек динамки.
Вытягивать машину динамическим тросом надо с помощью рывков, а не плавной тягой. Стропа сгладит рывки и увеличит их энегрию. Силу рывков лучше увеличивать постепенно, чтобы стропа не сработала слишком сильно, оборвав точки крепления. В случае с автомобилем без рамы оторваться может не только проушина, но и связанные с ней элементы конструкции. В интернете немало видео, где ниву рвут на части в попытках вытащить из засады.
Почему нельзя купить один буксировочный трос и им выдёргивать машину? Можно, но буксировочные тросы коротковаты для хорошего разгона буксира, плохо тянутся, и имеют много шансов порваться. Если выдёргиваете кого то буксировочным тросом — плавно наращивайте усилие и не допускайте рывков.
Почему нельзя буксировать машину на динамической стропе? Опять же таки — можно, но динамка длинная, что позволяет встроиться кому нибудь между машинами, не заметив буксира. Помимо этого, она тянется и запасает энергию: в некоторых ситуациях буксируемый может против своей воли приехать в зад буксиру. Ну и в конце концов, динамические стропы дорого стоят, и их жалко тереть об асфальт.
Полезно? Ставьте лайки и делитесь в соцсетях! Есть вопросы? Пишите в комментариях!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/carandtravel/avtomobilnye-trosy-likbez-po-vidam-i-tipam-5c07ddb2c8146a00af66a16e
Выбор набора тросов для экспедиций и бездорожья
Перед очередным путешествием в этом году, я вспомнил, что во все поездки мы ездили с одним автомобильным тросом средней паршивости. Вспомнив историю товарища Мочалова про гниловатый трос, решил купить в машину что-то посерьезнее. Тем более дорога предстояла тяжелая, а езжу я в одну машину… Что делать, если стащило с дороги, а вокруг никого? Хотя в наше время даже в городе не у каждого в машине трос лежит. Значит решено, надо брать…Как минимум это должен быть крепкий буксировочный трос и динамическая стропа тоже не помешала бы. Еще лучше, если это будет набор буксировочных принадлежностей в сумке, чтобы потом не докупать по отдельности. Хотелось приобрести качественные изделия один раз и больше не думать об этом.
Начал смотреть тросы известных брендов ARB, Dobinsons, ProComp и волосы зашевелились на всех местах от цен. Цена набора от 30 000 — 40 000 руб! Поэтому решено было взять курс на импортозамещение, кризис же! В итоге остановился на изделиях фирмы TPlus. Начитался отзывов, вроде никто не ругает. Джиперская братия использует активно их продукцию, да и ценник более гуманный. Осталось выбрать, что покупать…
Не спал я пару ночей 🙂 Выбор огромный на сайте Tp-pro.ru , как назло. После долгих мучений, решил брать самый максимальный набор EXTREME серии «Стандарт» для автомобилей массой от 2 до 3 тонн. Покупать, так один раз. Даже если сменю свой автомобиль на более тяжелый (а так и будет в итоге!) то набор подойдет и для него. Кроме этого добавил еще плюшек к этому набору, давайте посмотрим что из этого получилось.
Набор Tplus EXTREME серии «Стандарт»
Набор такелажной оснастки EXTREME серии «Стандарт» рассчитан для использования в тяжелых условиях бездорожья и для автомобилей массой от 2 до 3 тонн.
Отмечу, что в каталоге TPlus присуствуют наборы/стропы серии «Туризм» (отличаются от серии стандарта тем, что больше растягиваются) и серия «Secura» (изготавливаются из голландского нейлона, а тянуться еще больше). Решил, что серии стандарт мне будет достаточно.
Состав набора:
Сумка для такелажной оснастки Big
Буксировочный ремень 6/9 т 4.5 м крюк/крюк с флажками
Динамический строп (рывковый) 14 т 9 м серия «Стандарт»
Корозащитный строп 10 т 2 м
Удлинитель лебедочного троса 6 т 10 м
Гаситель троса без утяжелителя
Шакл 3,25 т. х 2 шт.
Перчатки ХБ
Мешок для буксировочных ремней и динамических строп
Вот так красиво выглядит набор в сумке из водоотталкивающего материала оксфорд. Сделано все качественно: ровные швы, светоотражающие накладки, регулируемый плечевой ремень, куча дополнительных кармашков, внутри грязезащитный чехол. Самое главное, что теперь все в одном месте. Не нужно вспоминать где лежат шаклы, а где стропа. Вес набора около 10 кг!
Отщелкиваем защелки, открываем сумку. Далее нужно отщелкнуть защелку защитных створок и получаем доступ к набору. Случайно точно ничего не вывалится при тряске.
1. Буксировочный ремень TPlus
Характеристики:
Минимальная разрывная нагрузка (MBS): 9 т
Безопасная рабочая нагрузка (SWL): 6 т
Длина: 4.5 м
Ширина ленты: 60 мм
Материал ленты: полиэстер
Исполнение: крюк/крюк
Крюк: 1/10 т (безопасная рабочая нагрузка SWL/минимальная разрывная нагрузка MBS)
Применяется для а/м со снаряженной массой до 3 т
Флажок со световозвращающей лентой: 2 шт., жестко зафиксированы на ремне
Очень крепкий буксировочный ремень с закрепленными световозвращающими флажками (в соответствии с ГОСТом). Давно о таком мечтал 🙂 Воспользовался уже не раз.
2. Динамический строп (рывковый) TPlus
Характеристики:
Минимальная разрывная нагрузка (MBS): 12 т
Длина: 9 м
Ширина ленты: 90 мм
Материал ленты: полиамид
Защита петель: экокожа
Защита швов: экокожа
Эластичность (удлинение при нагрузке): 20%
Исполнение: петля/петля
Применяется для а/м массой от 2 до 3 т
Вес: 2,75 кг
Динамический строп предназначен для выдергивания застрявшего автомобиля из засады. За счёт сильного растяжения при рывке, и последующего мощного сжатия, способен мягко вытащить застрявший автомобиль, без ударных нагрузок на кузов. Динамический строп, желательно, выбирать именно под вес вашего автомобиля, иначе он может оказаться излишне жестким при рывке. Производитель рекомендует рассчитывать массу автомобиля так:
Масса автомобиля = снаряженная масса а/м + 100 кг (+20% при эвакуации а/м из грязи).
Если а/м оснащен дополнительным оборудованием (силовой бампер, лебёдка, фаркоп и т. д.), то масса автомобиля = снаряженная масса а/м + 100 кг + масса дополнительно установленного навесного оборудования (+20% при эвакуации а/м из грязи).
Далее уже исходя из рассчитанной массы автомобиля выбираем на сколько тонн будет строп. Основная характеристика динамического стропа — это разрывная нагрузка, то есть нагрузка, при которой стропа разрушится. Именно разрывная нагрузка написана на упаковке стропа. Но зачем нам так много? Ведь вес машины намного меньше. У динамического стропа есть еще одна основная характеристика — рабочая нагрузка динамической стропы. Высчитывается она следующим образом — величину разрывной нагрузки стропа делим на 3. То есть рабочая нагрузка стропа должна хотя бы равна массе автомобиля, которую мы высчитывали выше, а разрывная нагрузка (написана на упаковке стропа) должна быть как минимум равна массе автомобиля умноженная на 3. Надеюсь понятно объяснил 🙂
В моем случае масса автомобиля = 3120 кг (снаряженная масса автомобиля 2380 кг + 100 кг + доп оборудование — вес газ.баллона 66 кг и вес автобокса с вещами 54кг) + 20%. В итоге у нас выходит, что максимальная разрывная нагрузка на строп будет 9360 кг (9,4 т.). Поэтому мне нужно было выбирать динамический строп на 9 или 12 тонн. 9 тонн без запаса по разрывной нагрузке (я считал идеальный случай — полностью загруженный авто с 2 полными баками, полным автобоксом и полным салоном людей, но такое редко бывает) и 12 тонн с запасом. Выбран был строп на 12 тонн, естественно.
Выбор длинны стропа нужно делать исходя из того, где вы его хотите использовать. Учтите, что минимальная дистанция, на которую вам нужно будет отъехать от объекта эвакуации = длина стропа + величина удлинения материала. Считается, что оптимальная длина стропа 9 метров.
Динамический строп — штука опасная. Соблюдайте правила безопасности! Во время рывка, желательно, людям отойти на безопасное расстояние.
Рекомендую всем динамический строп всем, у кого 4х4 🙂 Если засядете по полной, будет чем вытаскивать вас или кого-то. Сам попадал в ситуации, когда нужно дергать машину, а динамических строп нет. На скользкой поверхности машину стаскивало, если тянуть стандартным тросом.
3. Корозащитный строп TPlus
Характеристики:
Минимальная разрывная нагрузка (MBS): 10 т
Длина: 2 м
Ширина ленты: 90 мм
Материал ленты: полиэстер
Исполнение: петля/петля
Защита петель: экокожа
Из названия все понятно. Если для эвакуации застрявшего автомобиля планируется использовать лебедку, а в качестве опоры будет использоваться дерево, то необходимо позаботиться о сохранности коры дерева, поскольку поврежденное дерево может погибнуть. В таких случаях следует обязательно использовать корозащитные стропы для защиты дерева от повреждений. Перед креплением стропы, необходимо убедиться в том, что у дерева крепкая корневая система, и оно сможет выдержать прикладываемую нагрузку. Точка крепления к дереву должна быть как можно ближе к земле. Также нужно быть внимательным, дерево, во время эвакуации автомобиля, может упасть на транспортные средства или людей.
Часто на корозащитной стропе экономят. Народ, не будте свиньями! Купите корозащитный строп, если делаете частые вылазки в лес, стоит копейки!
4. Удлинитель лебедочного троса TPlus
Характеристики:
Минимальная разрывная нагрузка (MBS): 6 т;
Длина: 10 м
Ширина ленты: 60 мм
Материал: полиэстер
Исполение: петля/петля
Защита петель: экокожа
Удлинитель лебедочного троса — это стропа, предназначенная для наращивания длины лебедочного троса в случае, если опора находится слишком далеко. Данная стропа не подходят для буксировки и рывковых нагрузок!
Характеристики:
Минимальная разрывная нагрузка (MBS): 19,5 т
Безопасная рабочая нагрузка (SWL): 3,25 т
Вес: 1,29 кг
Шаклы применяют для присоединения динамических (рывковых), буксировочных, корозащитных строп, тросов, канатов, закрепления блоков и многого другого. Шаклы незаменимы при буксировке, эвакуации машины, оттаскивании препятствий с трассы (деревьев, камней и т.д.). Крепеж с помощью шаклов характеризуется повышенной прочностью и выносливостью. ВНИМАНИЕ! Нельзя соединять стропы между собой при помощи шаклов. Для этого используются разъединители строп.
6. Гаситель троса TPlus
Характеристики:
Размер: 480х15х440 мм
Материал: ПВХ
Цвет: красный
Внутренний карман для дополнительного утяжеления
Световозвращающие полосы с обеих сторон
Тип фиксации: лента «контакт»
Гаситель троса — это специальный груз, применяемый в качестве утяжелителя при использовании
динамической стропы во время эвакуации автомобиля. Гасит часть энергии от оборвавшейся стропы или троса. Использование подобных гасителей снижает риск человеческих травм или повреждения автомобиля. В крайнем случае можно воспользоваться зимней курткой/фуфайкой 🙂
7. Мешок для буксировочных ремней и динамических строп TPlus
Характеристики:
Размер: 420х500 мм
Ткань: оксфорд 240 PU 1000
Цвет: серый
Количество отделений: 1
Застежка: шнур с фиксатором
Мешок удобно использовать для хранения шаклов и другой мелочевки.
Но это еще не все! К этому наборчику я добавил еще всяких полезных вещей.
8. Разъединитель строп (50 и 60 мм) TPlus
Характеристики:
Длина: 250 мм
Ширина: 60 мм/ 50 мм
Толщина: 8 мм
Материал: полиэстер
Разъединитель необходим для безопасного соединения двух строп вместе. Размещается по центру узла. Лично я распечатал инструкцию по применению и положил в набор.
9. Набор резинок с крючками для фиксации грузов
Куплены в автомобильном магазине по смешной цене. Служат для фиксации груза в багажнике автомобиля. Очень полезная штука, положил в дополнительный карман сумки набора TPlus.
10. Лебедка ручная рычажная ЗУБР Профессионал (тросовая) 4 т.
Каталожный номер: 431054 (для заказа в Autodoc, exist и т.д.)
Характеристики:
Тяговое усилие: 4 т
Длина троса: 3 м
Храповый механизм: Двойной
Количество крюков: 3
Материал троса: сталь
Ну вот и подошел я к самому интересному — выбору тягового устройства. Конечно в идеале нужно ставить мощную съемную\несъемную электрическую лебедку. Но есть пару моментов: цена данного устройства (30 000 — 50 000 руб.) и автомобиль у меня не рамный, надо сильно мудрить с установкой. А так ли мне она нужна? Хорошо, если воспользуюсь я ей пару раз в год. Ради этого тратить огромные деньги, пилить бампер и т.д. я не готов. Поэтому решил купить ручную механическую лебедку. Да, я прекрасно понимаю, что она по функционалу слабее в принципе. Но для моих целей должно хватить — сдвинуть машину из засадного места, в том числе путем прикреплению к дереву или за другие опоры. Также пригодится устройство в хозяйстве для перемещения грузов. Выбрал лебедку с запасом — предельная нагрузка 4 тонны, вроде должно хватить. Кстати, она достаточно компактная, теперь лежит постоянно в багажнике.
Дальше время покажет. Буду дополнять отчет по мере испытания лебедки.
8. Якорь лебедочный TPlus (9 петлевой 2,5 м c кольями 35×350)
Когда нет рядом деревьев, столбов и других объектов, за которые можно зацепить крюк лебедки — поможет лебедочный якорь. Он быстро крепится к грунту кольями из комплекта. Цепляемся за него и выезжаем. Петли на обоих концах — позволяют стыковать два и более изделия, последовательно и параллельно, в зависимости от плотности грунта. Лента выдерживает нагрузку 4.5 тонн.
Раз уж захотел собрать полный набор для эвакуации, то решил купить и якорь 🙂 Изначально я хотел купить якорь 5 петлевой. Менеджер, который меня консультировал, рекомендовал 9 петлевой якорь для тяжелых автомобилей (во время поездок вес моего автомобиля приближается к 2 тоннам, думаю достаточно тяжелый). В целом менеджеры Tplus адекватные ребята. Помогли с выбором, отвечали на мои глупые вопросы.
Испытания экспедиционного набора
Самым первым испытанием стало путешествие «Страна танцующих огней» в Грузию и Азербайджан. До этого тросами никогда в поездках не пользовались, как и запаской. В этот раз пришлось, правда для спасения чужих автомобилей… Как знал 🙂 После приезда из путешествия, хочу испытать полноценно набор в боевых условиях. Засадить машину и попробовать выбраться своими силами. Особенно интересны эксперименты с лебедкой и якорем. В ходе испытаний буду дополнять эту запись и напишу новые посты.
Товарищи! Если Вам понравилась статья, поделись со своим другом-джипером и не только джипером 🙂 Добавляйте пост в закладки, не забывайте подписаться на мой канал .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zodiaktrip/vybor-nabora-trosov-dlia-ekspedicii-i-bezdorojia-5c4b8394364f1f00acc1c3e3