Вождение автомобиля по неровной дороге

Как проезжать дорожные неровности

Последнее обновление: 13.05.2020
Комментариев нет

Неровности в поперечном профиле дороги бывают как естественного происхождения, так и искусственного. Примером естественных дорожных неровностей могут быть всевозможные ямы и углубления в дорожном покрытии, т.е. они появляются в результате воздействия среды. Примером искусственной дорожной неровности является, например, лежачий полицейский, который обозначается дорожным знаком 5.20 «Искусственная неровность».

Речь пойдет не о мастерском проезде лежачих полицейских, а о том, как проехать, не навредив подвеске автомобиля, или с минимальной нагрузкой на нее. Поскольку встреча с такими «препятствиями» приходится на передние колеса автомобиля, то и страдает, прежде всего, передняя подвеска с рулевыми тягами.

Чтобы понять, каким образом можно уберечь автомобиль, нужно понять процесс переезда любой неровности с точки зрения физики движения автомобиля, и знать, как перераспределяется вес по осям автомобиля во время его движения.

Процесс переезда дорожной неровности (в т.ч. лежачего полицейского) происходит следующим образом. Автомобиль движется по ровной поверхности, предположим, на ровной тяге (скорость постоянная), и встречает на своем пути какое-то «препятствие», какое именно, яму или бугорок, в данном случае не важно.

Передние колеса на ходу упираются в это «препятствие», или, если яма, падают в нее, в этот момент передняя подвеска принимает на себя удар. Автомобиль, он, ведь, как одно целое. Сила удара увеличивается, если водитель в этот момент по каким-то причинам тормозит (сбросил газ или нажал педаль тормоза).

Читайте также:  Барби с автомобилем 80223

Но устройство передней подвески позволяет скомпенсировать этот удар (посредством пружин, амортизаторов), благодаря чему его последствия передаются на кузов незначительно. Мелкие неровности, как еще говорят, подвеска «глотает», т.е. водитель и все, кто находится в салоне, их чувствуют очень слабо. Но это касается мелких неровностей.

Когда эти самые дорожные неровности оказываются крупнее, то и удар по подвеске автомобиля, соответственно, становится сильнее, если заведомо водитель ничего не предпримет для того, чтобы этот удар сгладить. Более того, если яма окажется приличной, а ее края окажутся острыми (выбит кусок асфальта), то есть риск повредить шины.

Как можно сгладить такой удар? Он, в общем-то, может быть и не сильный, но все равно, неприятно, у подвески есть запас прочности, но пусть лучше и она, и шины прослужат дольше, а для этого их следует беречь.

«Фокус» кроется в деталях. Когда происходит замедление автомобиля (либо торможение путем нажатия на педаль тормоза, либо торможение двигателем, т.е. сброс газа), то масса автомобиля по инерции перемещается вперед. Обращали внимание, что во время торможения «передок» как бы «клюет носом»?!

Во время торможения пружины передней подвески сжимаются, принимая на себя «груз массы», и в целом, увеличивается давление на переднюю ось автомобиля – принято говорить, что передняя ось загружается.

Когда педаль тормоза отпускается, или добавляется «газ», то масса автомобиля, соответственно, перемещается назад, в этот момент передняя подвеска разгружается, и масса автомобиля загружает теперь уже пружины задней подвески. Наверняка обращали внимание, как во время старта передняя часть машины приподнимается вверх, а «задок» в это время слегка «приседает». Этот же эффект происходит, когда педаль тормоза отпускается.

Если передние колеса (либо одно из них) попадают на или в дорожную неровность, другими словами, на передние колеса приходится удар именно в момент торможения, то нагрузка на переднюю ось увеличивается очень сильно, и последствия удара могут быть разрушительными.

Чтобы такого не происходило, тормозить (нажимать педаль тормоза) нужно ДО препятствия, будь то яма или лежачий полицейский, а непосредственно перед препятствием нужно отпустить педаль тормоза, т.е., разгрузить переднюю подвеску. Передок в этот момент как бы качнется вверх, и удар значительно потеряет свою силу, его последствия сведутся практически к нулю.

Если затормозить не удается, например, заметили яму слишком поздно, и есть риск въехать в нее на тормозе, то лучше ее проехать, как ни в чем не бывало, ни в коем случае не тормозить. Произойдет небольшой удар, ничего не поделаешь, но в процессе торможения этот же удар произойдет с двойной силой. Тормозить следует или ДО препятствия, или лучше не тормозить вовсе.

Когда скорость автомобиля очень небольшая, то можно спокойно, как бы вразвалку, перекатиться через неровность на ровной тяге. Если это лежачий полицейский, то иногда бывает удобно проехать через него немного по диагонали, т.е. сначала на него заезжает одно переднее колесо, следом – другое, потом задние колеса. Если же это яма, то спокойный въезд на небольшой ровной тяге никак не сможет навредить, разумеется, если яма не глубокая.

Ну а в целом, водитель принимает решение исходя из того, что он видит перед собой на дороге. Если не увидели, или поздно заметили то же «препятствие» в виде свежей ямы, то последствия могут быть самые разные.

В дополнение к вышеизложенному материалу рекомендую посмотреть видеоролик в статье О дистанции, скорости и приемах вождения. Там дается немало полезных рекомендаций, касающихся практики вождения, в том числе, и как проезжать дорожные неровности.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/voghdenie/kak-proezzhat-dorozhnye-nerovnosti.html

Как научиться ездить ровно

Последнее обновление: 13.05.2020
4 комментария

Вопрос: Как научиться ездить ровно? Как вести машину ровно, чтобы она не виляла по дороге? Может выбирать какой-то ориентир на дороге, или что-то ещё?

В начале водительской практики некоторым водителям трудно дается способность удержать автомобиль на прямой линии или в границах своей полосы, и это вызывает некий дискомфорт, лишнее напряжение и скованность.

Речь идет об умении ездить ровно, держать курс автомобиля не просто в пределах своей полосы, а именно держать ровную траекторию, когда машина не «гуляет» по дороге. Водитель может перемещать автомобиль в пределах полосы — ехать либо посередине, либо у края, рядом с линией разметки, это не важно. Но в целом он ведет автомобиль ровно в своей полосе, не «виляя» от левого края к правому и наоборот.

Объезд всевозможных неровностей на дороге или маневрирование между дорожными ямами — не в счет. Также не берем в счет люфты в рулевых тягах, из-за которых колеса автомобиля «живут своей жизнью», т.е. считаем, что автомобиль технически исправен.

Как научиться ездить ровно, чтобы машина не «гуляла» по дороге?

Автомобиль следует за взглядом, т.е. куда вы смотрите, туда машина и едет. Наверняка замечали такую особенность, что когда взгляд отводится в сторону, например, на какое-либо здание, тротуар, проезжающую мимо другую машину, рекламу и пр., то автомобиль незначительно уходит с курса, т.е. уклоняется именно в сторону, куда обращен взгляд.

Когда машина едет «не туда», попытка вернуть рулевым колесом машину на прежний курс иногда приводит к тому, что траектория движения начинает уклоняться теперь уже в другую сторону. Т.е. опять требуется «подправить» направление движения. Немного перекрутили руль, и все по-новому – автомобиль продолжает вилять по дороге. Такое случается, когда водитель напряжен, как бы скован телесно, и имеется привычка смотреть на дорогу близко перед машиной.

Сам эффект «гуляния» фиксируется в сознании, и это только усиливает этот эффект. Дальнейшее стремление избежать виляния непременно к таковому и приводит.

Чтобы избавиться от «гуляния» машины на дороге, сначала нужно снять у себя внутреннее напряжение, т.е. расслабиться. Хорошо помогает глубокий вдох и постепенный медленный выдох. Можно это проделать несколько раз. Далее, необходимо просто перестать обращать внимание на то, что машина виляет, т.е. перестать фиксировать свое внимание на этом.

Нужно научиться смотреть на дорогу дальше, взгляд должен скользить впереди машины на каком-то расстоянии (дальше – ближе – дальше – снова ближе и т.д.), как бы «ощупывая» дорогу, примерно посередине вашей полосы. Чем выше скорость, тем дальше должен быть взгляд. Не следует «привязывать» свой взгляд к линии разметки, к краю дороги, автомобиль невольно будет к ним «притягиваться».

По этой же причине не следует задерживать взгляд на встречном автомобиле. Увидели его, оценили ситуацию, дальше образ встречного автомобиля перемещается в область бокового зрения, сами продолжаете смотреть вперед на полотно дороги, постоянно переключая взгляд ближе-дальше, корректируя движение рулевым колесом.

Руль нужно держать свободно, без напряжения в кистях рук. Когда автомобиль, все-таки, уклоняется от прямолинейного движения, что естественно, ведь, дороги у нас не идеальные, например, начал смещаться вправо, нужно легким движением немного качнуть руль в другую сторону, т.е. влево, но не задерживать его в той точке. Т.е. чуть повернули (плавно качнули) руль влево и сразу же возвращаете его на место в положение «прямо».

Нужно стараться работать рулем чуть-чуть на опережение. Таким же образом действуете, если автомобиль начал смещаться и в другую сторону. В процессе тренировки этот навык закрепляется довольно быстро и внимание на нем, в дальнейшем, не фиксируется.

Важно держать рулевое колесо двумя руками и рулить плавно. Быстро, но плавно. Никаких резких движений. Если даже незначительно дернуть руль на скользкой дороге, то «улететь» с нее можно и на прямом участке. Или же внезапно оказаться на соседней полосе, что гораздо хуже, тем более, если эта полоса — встречная.

Такое (непослушный уход с траектории движения) может произойти, когда колеса автомобиля на скорости теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Т.е. если передние колеса заскользили, то, сколько ни крути руль, а машина его не слушается. Чтобы стало более понятно, как такое происходит, нужно обратиться к физике движения автомобиля.

Корректируя рулем движение автомобиля, нужно помнить, что любой, даже незначительный поворот руля сопровождается перераспределением веса машины, который по законам физики отражается на сцеплении колес с дорожным покрытием. Например, поворот руля вправо нагружает переднее левое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с остальных колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила сцепления с дорогой.

Также и в другую сторону. Поворот руля влево нагружает переднее правое колесо и усиливает его сцепление с дорогой, с других колес нагрузка в разной степени снимается, и в разной степени снижается сила их сцепления с дорогой.

Резкое увеличение «газа» разгружает переднюю ось (вес перемещается назад), в этот момент сцепление передних колес с дорогой несколько ослабевает. Сброс «газа» или торможение нагружают переднюю ось автомобиля (вес перемещается вперед), соответственно, сцепление передних колес с дорогой усиливается.

Возникает вопрос: а причем здесь «как научиться ездить ровно», почему «машина гуляет» и законы физики по действию сил, какая связь? Связь не между этими понятиями, а в последствиях, поскольку перераспределение веса автомобиля влияет на сцепление его колес с дорогой, как изложено выше по тексту, а уже от этой величины напрямую зависит управляемость автомобиля, в том числе и в процессе корректировки траектории движения.

А сама взаимосвязь, а также действия по выходу из критических ситуаций, в результате потери управления, это уже другая тема.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 13.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/vopros-otvet/kak-nauchitsya-ezdit-rovno.html

Как проехать по неровной дороге в незнакомой местности: советы опытного путешественника

Главные правила вождения на грунтовой дороге.

Дороги везде разные. Особенно непредсказуемы дороги в России, хотя, конечно, тяжелого бездорожья хватает не только в нашей стране. Для любителей бездорожья есть полмира, для того чтобы насладиться ездой там, где не знают, что такое асфальт. Но обычно любители езды по бездорожью – опытные водители и знают, как вести себя там, где заканчивается асфальт.

А что делать обычным водителям, которые далеки от движения по пересеченной местности, но так или иначе которым придется ехать по неровной дороге? Особенно в незнакомой местности. Не отказываться же от поездки? Мы обратились к водителю, который знает, что такое езда по грунтовым дорогам, не понаслышке.

Мы расспросили профессионального путешественника Бориса Резникова, который на своем опыте испытал грунтовые дороги разных стран. Вот что он рассказал.

Поговорите с местными жителями

Если вы приехали в незнакомую местность и собираетесь брать машину в прокат, на которой планируете выехать на грунтовую дорогу, прежде чем выбирать автомобиль, выясните, какие дороги в местности, а также там, куда вы хотите поехать. Вы должны знать, какой автомобиль вам подходит для поездок в месте пребывания. Обязательно уточняйте все детали.

«Например, когда я был с рабочей поездкой в Коста-Рике, нам редакция сообщила, что грунтовые дороги в месте командировки «довольно ровные». Но на деле все оказалось не так радужно.

Мы взяли в прокат Тойоту Короллу, посчитав, что раз дороги на запланированных маршрутах довольно-таки ровные, значит, мы сможем без проблем проехать на легковом автомобиле.

Наш запланированный маршрут лежал через пересеченную местность, где необходимо было проехать через мост. Проверив по картам Google и через приложение Waze наш маршрут, мы убедились, что сможем без проблем проехать по мосту. Но местные жители уверяли нас, что мы не проедем через реку. Для того чтобы убедиться в безопасности нашего маршрута, мы попросили портье в отеле уточнить информацию.

Она подтвердила, что мы действительно проедем по запланированному маршруту. Но, как отметила портье, если бы в Коста-Рике был сезон дождей, то мы не смогли бы проехать по маршруту. В этом случае нам бы пришлось делать двухчасовой объезд. К счастью, в тот день дороги были сухими и наша Королла без проблем могла ехать по планируемому пути».

Не забудьте ознакомиться с дорожными знаками и любыми рекомендуемыми советами по безопасности в регионе, в который вы собрались ехать, говорит Борис Резников.

«Если вы не можете найти нужную информацию с помощью быстрого поиска Яндекса или Google, пункт местного проката автомобилей может предоставить вам некоторую подробную информацию, дав вам несколько советов.

Помедленнее

Грунтовые дороги могут быть неровными, пыльными и полными выбоин, но все, что вам нужно сделать, чтобы пройти их, – это просто замедлить движение автомобиля. Ни подвеска вашего автомобиля, ни ваши пассажиры не оценят это, если вы попытаетесь преодолеть выбоины, неровности на неровной дороге. Также помните, что пыль и грязь могут быть скользкими, что снижает сцепление колес с дорожной поверхностью. По большей части, если вы будете действовать медленно, все будет в порядке.

Избегайте глубоких выбоин. Особенно с острыми краями. Если вы можете объехать выбоины, проведя их между колесами, это здорово. Но имейте в виду, очень часто для того чтобы объехать яму на проселочной дороге, вам необходимо выехать на встречку. Если делаете это, убедитесь, что вас видят водители других транспортных средств. Да, конечно, вы, скорее всего, не сможете избежать каждой ямы. Но это не говорит о том, что о них нужно забыть и ехать, не замечая их. Старайтесь объезжать максимальное количество выбоин, избегая наиболее глубоких. Стремитесь к более мелким выбоинам, если невозможно объехать неровности полностью.

Как пересечь воду безопасно

Когда мы были в Коста-Рике, мы часто проезжали по мостам, которые были с одной полосой движения. А это значит, что вам в вашем путешествии, возможно, придется пропускать встречные машины, прежде чем вы проедете. Здесь нужно следовать простому правилу: обратите внимание на знаки и наблюдайте за тем, что делают другие машины (если автомобиль перед вами едет, следуйте за ним).

Если вы подъехали к переходу через реку и вам ясно, что машины недавно прошли через нее (есть следы шин по краю реки/разлива воды), прежде чем заезжать в воду, остановитесь, чтобы осмотреться. Ваша задача – выяснить глубину воды. Например, когда мы подъехали к реке на арендованной в Коста-Рике Тойота Королла, то увидели следы шин возле воды, которые принадлежали явно не легковому автомобилю. Поэтому я не рискнул лезть в воду.

Мы подождали, пока мимо нас не проехали высокая машина и мотоцикл, которые спокойно обогнули край речки и перебрались через нее. Кстати, мотоциклист остановился, чтобы указать нам лучший путь. Если бы нам никто не подсказал, я не уверен, что рискнул бы полезть на Королле в воду. Вот почему так важно, прежде чем заезжать в воду, собрать всю возможную информацию о переправе. Это всегда лучше, чем потом сожалеть.

Имейте в виду, что особенно опасной может быть стоячая вода, потому что она часто глубже, чем вам кажется на первый взгляд. Я бы не советовал проверять способности вашего автомобиля, если вы не знаете реальную глубину водной переправы. Местные, привыкшие ездить по воде, должны знать, насколько глубокая та или иная переправа и на что способен их автомобиль при переезде через воду. Вот почему так важно перед переправой увидеть, как кто-то из местных проезжает воду.

Как правило, при проезде через воду нужно держать уровень воды под выхлопной трубой, чтобы двигатель без проблем выталкивал выхлопные газы. Если у вас не получится этого сделать, есть риск, что вода попадет в выхлопную систему. В этом случае вы можете вывести машину из строя. Если подобное произошло, не продолжайте движение. Отбуксируйте автомобиль назад и выкачайте воду.

Что делать, если по пути встречаются животные

Когда я был с рабочим визитом в Исландии несколько лет назад, местные власти распространяли для туристов специальные брошюры по вождению в стране. Главные советы для водителей включали рекомендации, как вести себя за рулем при встрече с животными. Судя по всему, многие туристы, приезжающие в Исландию и путешествующие по пересеченной местности на машине, не представляют, что делать, если встретить на дороге овцу, корову или птицу.

В Исландии это нормальное явление. Кстати, многие водители начинают действительно теряться, когда встречают на дороге животных. Особенно это касается городских жителей (например, молодых неопытных водителей, всю жизнь проживших в городе).

На самом деле присутствие животных на дороге не имеет большого значения, если вы знаете, как они себя ведут. Есть, конечно, исключения, но существуют и общие правила:

  • Птицы, как правило, заметив автомобиль, улетают. Езжайте так, как будто их нет на дороге.
  • Коровы, бизоны и подобный им крупнорогатый скот медленно передвигаются. Замедлите свою машину. Теперь ваш автомобиль также крупный объект для животных, который медленно двигается. Они будут ходить вокруг вас.
  • Маленькие быстрые существа (кролики, обезьяны и т. д.) непредсказуемы; если вы можете замедлиться, постарайтесь не сбить их и не попадите в аварию в попытке резко объехать белку, кролика, лису и т. д.
  • Олени и другие животные, которые путешествуют группами: остановитесь, дайте им пройти. Если часть животных отстала от основного стада, дайте пройти также отстающим и только потом продолжайте движение.

В заключение хотел бы отметить, что универсальных советов, конечно, не существуют. Всегда есть своя специфика в любой местности. Поэтому всегда спрашивайте людей, которые живут в районе вашего пребывания, на что вам стоит в первую очередь обращать внимание при поездках по пересеченной местности.

Например, они могут рассказать вам об особенностях каких-то животных, рядом с которыми вам желательно полностью остановиться или, наоборот, прибавить газу. Также местные жители могут дать вам другие советы по безопасности, специфичные для региона вашего путешествия».

Источник статьи: http://1gai.ru/vnedorozhniki/522956-kak-proehat-po-nerovnoj-doroge-v-neznakomoj-mestnosti.html

Оцените статью