- Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
- Виды технического обслуживания автомобилей
- Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное техническое обслуживание
- Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
- Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
- Новые сроки прохождения техосмотра с 2021 года
- Как часто автомобили обязаны будут проходить техосмотр с 2021 года
- Как должны проходить техосмотр легковые автомобили возрастом до 3 лет?
- Возрастом от 4 до 10 лет?
- Возрастом старше 10 лет?
- Как должны проходить техосмотр автобусы, такси и грузовики возрастом до 5 лет?
- Возрастом свыше 5 лет?
- Когда новый закон вступит в силу?
- Какие штрафы за езду без техосмотра?
- Когда вступят в силу новые повышенные штрафы за отсутствие техосмотра?
- Всё о техосмотре: что это, когда и как его нужно проходить
- Что такое техосмотр
- Как часто нужно проходить ТО
- Как наказывают за отсутствие техосмотра
- Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП
- Где можно пройти техосмотр
- Сколько стоит техосмотр в 2020 году
- Почему не стоит просто «покупать» техосмотр
- Как подготовиться к техосмотру
- Как проходит технический осмотр
- Что выдают по итогам техосмотра
- Итак, совсем коротко
Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним
Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.
Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),
В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:
- Регулировочные;
- Заправочные;
- Смазочные;
- Крепёжные;
- Электротехнические;
- Контрольно-диагностические.
По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).
Виды технического обслуживания автомобилей
Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.
Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.
Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.
Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:
- ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
- первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
- второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
- сезонное техническое обслуживание автомобиля.
Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:
- Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
- У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.
То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:
- ежедневное техническое обслуживание;
- нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
- периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
- сезонное техническое обслуживание.
Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.
Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.
Ежедневное техническое обслуживание автомобиля
Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:
- осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
- осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
- осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
- осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
- опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.
Первое техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:
- мойка кузова, уборка салона;
- контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
- регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
- крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
- заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
- электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.
Второе техническое обслуживание
Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.
Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:
- Охлаждающая жидкость,
- Тормозная жидкость,
- Масло в коробке передач,
- Масло в гидросистеме,
- Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).
При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:
- Топливные фильтры,
- Воздушные фильтры,
- Фильтры салона,
- Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
- Свечи зажигания,
- Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.
Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:
- Головки блока цилиндров,
- Радиатора,
- Крышки ГРМ,
- Поддона картера двигателя,
- Впускного и выпускного коллекторов,
- Топливного бака,
- Крышки редуктора заднего моста,
- Замков и петлей дверей.
Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:
- Клапанов двигателя,
- Натяжения усилия привода ГРМ,
- Зазора между тормозными колодками и дисками,
- Зазора подшипников ступиц передних колёс.
Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.
Сезонное техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.
Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.
Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).
Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?
Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.
У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.
- Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
- Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.
Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.
Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.
Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.
Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).
Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).
Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.
Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.
Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию
Источник статьи: http://unit-car.com/tehnicheskoe-obsluzhivanie/11-tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html
Новые сроки прохождения техосмотра с 2021 года
Как часто автомобили обязаны будут проходить техосмотр с 2021 года
Поправки ФЗ о техосмотре: sozd.duma.gov.ru
Государственной думой приняты важные поправки в закон о техническом осмотре транспортных средств, в частности изменяется периодичность проверок автомобилей, а именно расширяются сроки проведения планового ТО для владельцев новых автомобилей, легких грузовиков и мотоциклов, теперь должны будут проходить проверку раз в четыре года.
Документ подготавливливался Министерством экономического развития, поправки в 170-ФЗ о техосмотре приняты Госдумой сегодня в трех чтениях. Какие точно изменения ждут автомобилистов в связи с вступлением новых правил периодичности техосмотра вы узнаете прямо сейчас, в нашей рубрике «Вопрос-Ответ», в которой мы подготовили наиболее важные ответы, которые отвечают на самые актуальные вопросы:
Как должны проходить техосмотр легковые автомобили возрастом до 3 лет?
Согласно новым правилам, новые легковые автомобили, малотонажные грузовики массой до 3,5 тонны, а также мотоциклы, в первые 4 года техосмотр проходить не будут.
Возрастом от 4 до 10 лет?
Те же транспортные средства возрастом от 4 до 10 лет посетят пункт технического осмотра раз в 2 года.
Возрастом старше 10 лет?
После 10 лет категории ТС будут проходить технические осмотры ежегодно.
Как должны проходить техосмотр автобусы, такси и грузовики возрастом до 5 лет?
Что касается транспорта задействованного на более ответственной работе (речь идет о новых легковых такси, автобусах, грузовиках массой более 3,5 тонн) их проверку будут производить ежегодно.
Возрастом свыше 5 лет?
Как только возраст ТС переступит пятилетний рубеж — проверять их начнут раз в 6 месяцев.
Когда новый закон вступит в силу?
Новые правила техосмотра вступают в силу с 1 марта 2021 года.
Какие штрафы за езду без техосмотра?
Множество раз обсуждавшийся и принятый в прошлом году закон предполагает введение штрафа за езду без техосмотра в размере 2 000 рублей .
Когда вступят в силу новые повышенные штрафы за отсутствие техосмотра?
В связи с обострившейся эпидемиологической и экономической ситуации было принято решение о переносе введения новых повышенных штрафов для автомобилистов на два года, то есть, поправки в КоАП вступят в силу в марте 2022 года.
Источник статьи: http://1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/524794-novye-sroki-prohozhdenija-tehosmotra-s-2021-goda.html
Всё о техосмотре: что это, когда и как его нужно проходить
Техосмотр возвращается: процедура, временно приостановленная пандемии коронавируса, с 1 октября 2020 года снова становится обязательной. В том числе и для тех, кто успел купить полис ОСАГО в период пандемии без предъявления диагностической карты. Им предписано пройти осмотр «постфактум», до 31 октября включительно. Хороший повод разобраться во всех подробностях этой процедуры, а также в новшествах, которые были приняты в последнее время или ожидают автовладельцев в ближайшем будущем.
Что такое техосмотр
Не нужно путать технический осмотр с имеющим ту же аббревиатуру техническим обслуживанием. Обслуживание автомобиля регламентирует автопроизводитель, определяя перечень и регулярность работ, которые нужно выполнять с автомобилем — как необходимое условие для сохранения заводской гарантии и просто долгой службы машины.
А вот технический осмотр — обязательная процедура, регламентируемая законом «О техническом осмотре транспортных средств», принятым в 2011 году, и почти двумя десятками уточняющих его подзаконных актов. При техосмотре в машине ничего не меняют и не регулируют, а лишь проверяют её исправность. И делать это могут только аккредитованные государством организации, которые по результатам осмотра оформляют специальный документ – диагностическую карту. В ней указывают состояние всех критически важных агрегатов в момент проверки и делают заключение об исправности машины.
Проходить технический осмотр должен каждый автомобиль, а периодичность этой процедуры зависит от возраста и назначения транспортного средства. Владельцу машины диагностическая карта понадобится ещё и при покупке полиса ОСАГО – страховая компания имеет право заключить договор только в отношении машины, у которой есть действующая диагностическая карта – как официальное подтверждение её исправности.
Как часто нужно проходить ТО
Согласно поправкам, вступившим в действие с 1 апреля 2020 года, автомобили в возрасте до 4 лет освобождаются от прохождения техосмотра. Если машине от 4 до 10 лет, её нужно привозить на процедуру раз в два года, а с него возраста — ежегодно. Аналогичные правила теперь действуют и в отношении мотоциклов, лёгких грузовиков (грузоподъёмность до 3,5 т), прицепов и полуприцепов. Такси, учебные машины, грузовики (грузоподъёмностью более 3,5 т), автобусы в возрасте до пяти лет должны будут ездить на ТО ежегодно, а старше пяти лет — каждые полгода.
Помните, что отсчёт возраста автомобиля начинается не с момента его первой покупки, а с года производства, указанного в ПТС и СТС. Если, например, нынешней осенью вы купите с большой скидкой новую машину 2018 года выпуска, то первый раз на пункт техосмотра вам нужно будет ехать уже в 2022 году.
Как наказывают за отсутствие техосмотра
Пока что за отсутствие диагностической карты штрафуют не всех. Пострадать за это могут лишь те, кто перевозит пассажиров на коммерческой основе — таксисты, водители автобусов — или управляет машинами с опасным грузом. Согласно ч. 2 статьи 12.1 КоАП, за непройденный техосмотр им придётся заплатить штраф от 500 до 800 рублей. А вот у обычного автовладельца требовать на дороге диагностическую карту инспектор ГИБДД права не имеет. Пока.
Контроль будет ужесточён, и даже известно когда – 1 марта 2022 года, с вступлением в действие изменений в законодательстве, принятых в рамках реформы техосмотра. В частности, статья 12.5 КоАП уже дополнена частью 1.1, где за неоформленную должным образом диагностическую карту предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. А ещё у статьи есть примечание, что последующие штрафы за это нарушение разрешается выписывать не чаще чем раз в сутки. Дело в том, отслеживать езду без диагностической карты должны будут… дорожные камеры, которые подключат к электронной базе техосмотров. Если сфотографированного автомобиля там нет, система выпишет штраф его владельцу. И поправку ввели, чтобы всего за один день не набежала огромная штрафная сумма.
Проверить онлайн, действительна ли ваша диагностическая карта, можно и сейчас – через Единую автоматизированную информационную систему ЕАИСТО ГИБДД. Правда, максимально корректно проверка работает только в отношении карт, выданных после 1 апреля 2020 года. А в будущем данные техосмотра, как предполагается, будут вноситься прямо в электронный ПТС автомобиля. Тестирование такого функционала начали ещё в 2017 году.
Чем грозит отсутствие техосмотра в случае ДТП
Если штрафа за отсутствие карты пока нет, то это не значит, что у водителей не может быть проблем. Помните, ОСАГО на машину старше 4 лет страховщики оформляют только на основании диагностической карты. Нет карты — нет полиса.
Однако мало иметь её на момент покупки страховки – действующая карта нужна водителю на весь срок полиса. Если на момент аварии у пострадавшего водителя не окажется легитимной карты, то страховая компания может отказать в выплате по ОСАГО. По логике страховщиков, это означает, что исправность машины не подтверждена, а следовательно, и страховые обязательства в отношении неё не действуют. Эта логика понятна, но неправомерна: в законе об ОСАГО не сказано, что отсутствие диагностической карты является веским основанием для отказа в выплате потерпевшему. Поэтому такой отказ страховой можно смело оспаривать в суде.
Прямо противоположная ситуация с виновником аварии, у которого нет карты. Ему на основании пункта и) части 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» страховщик потерпевшего выдвинет регрессивное требование. Другими словами, обяжет компенсировать все затраты на возмещение вреда потерпевшему.
Где можно пройти техосмотр
В былые времена технический осмотр транспорта проводили сотрудники ГИБДД – в отделениях, где для этого было специальное оборудование. Сейчас контроль за состоянием транспортных средств передан в частные организации – это могут быть специализированные фирмы, занимающиеся техосмотром, официальные дилеры автомобильных марок (в этом случае техосмотр можно совместить и с техобслуживанием) и даже независимые сервисы, занимающиеся ремонтом автомобилей или мотоциклов. Но выбирая подходящее вам место осмотра, нужно учитывать несколько важных факторов.
Аккредитация. Главное, на что нужно обратить внимание при прохождении техосмотра, — государственная аккредитация, которую в обязательном порядке должен иметь пункт осмотра. Её выдают при условии, что у фирмы есть необходимое оборудование, а её сотрудники соответствующим образом подготовлены. Список аккредитованных станций опубликован на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Московские станции можно также найти на локаторе столичного портала госуслуг. Но лучше убедиться в легитимности осмотра лично — вы вправе потребовать на станции документ, подтверждающий её аккредитацию.
Область аккредитации. Пункт техосмотра сам может выбирать, каким транспортом станет заниматься. Одни работают со всеми типами автомобилей, другие предпочитают иметь дело, например, только с грузовиками. Исходя из этого критерия в разрешающих документах определяется так называемая область аккредитации предприятия. Для легковых автомобилей она маркируется как М1 и также указывается в документах. Вы не сможете пройти техосмотр на легковой машине в пункте для грузовиков.
Сколько стоит техосмотр в 2020 году
Вы имеете право проходить техосмотр в любом пункте на территории России, вне привязки к месту регистрации автомобиля. При этом власти в каждом регионе самостоятельно устанавливают размер максимальной оплаты за эту услугу. Например, в Москве в 2020 году получение диагностической карты на легковую машину не может стоить более 720 рублей, а на Чукотке — 940 рублей.
Кроме того, стоимость осмотра зависит от вида транспортного средства. Вот, например, действующие расценки в Москве:
мототранспорт (категория L) – 240 рублей;
легковые а/м (категория М1) – 720 рублей;
лёгкие грузовики и фургоны (категория N1) – 770 рублей;
микроавтобусы (категория М2) – 1290 рублей;
легковые прицепы (категории О1 и О2) – 600 рублей.
Почему не стоит просто «покупать» техосмотр
Поскольку сегодня ГИБДД не проверяет у водителей наличие диагностической карты, многие считают техосмотр просто очередной формальностью. В том числе и те, кто этими осмотрами должен был заниматься. Дошло до того, что диагностическими картами открыто (но незаконно) торгуют в интернете. Продавцы даже обещают, что проданная карта будет зарегистрирована в ЕАИСТО ГИБДД, а значит проблем с последующей покупкой полиса ОСАГО возникнуть не должно. Соблазнительно, да?
Однако контроль за проведением техосмотра постоянно ужесточают – последние изменения ввели с июля 2020 года. Теперь, если выяснится, что диагностическая карта просто куплена без реального осмотра автомобиля, её автоматически признают поддельной. И это грозит автовладельцу уже уголовной ответственностью! Деяние обещают трактовать как нарушение ч. 3 статьи 327 УК «Приобретение, хранение и использование заведомо поддельного документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей», за что полагается от года ограничения свободы до года лишения свободы.
Продавцам диагностических карт тоже не поздоровится. Фирму, не имеющую аккредитации на техосмотр, оштрафуют на 300 тысяч рублей, а её сотруднику, участвовавшему в противоправном действии, назначат 480 часов обязательных работ или арестуют на полгода. Минимум 100 тысяч рублей штрафа заплатит и пункт с аккредитацией, не проверивший автомобиль должным образом. Этот факт может вскрыться в ходе контрольной проверки или если такая машина из-за неисправности попадёт в ДТП.
С марта 2021 года осмотр обязательно должен будет сопровождаться фотосъёмкой автомобиля (с привязкой к дате и GPS-координатам) – вместе с результатами она тоже будет храниться в единой базе как подтверждение подлинности выданной карты.
Поэтому стоит забыть о лёгких путях получения диагностической карты и настраиваться на чуть более долгий и трудоёмкий, зато законный способ прохождения техосмотра.
Как подготовиться к техосмотру
Перед тем, как ехать на пункт осмотра и платить деньги, стоит подготовить автомобиль и всё остальное, что проверяется по ходу этой процедуры.
Документы. Прежде чем отправить машину на осмотр, эксперт посмотрит документы. Поэтому перед выездом на техосмотр проверьте, все ли бумаги вы взяли. Понадобятся ваш гражданский паспорт, свидетельство о регистрации или ПТС. Если машину на процедуру представил не владелец, нужна доверенность, в которой указано, что собственник поручил водителю доставить машину до места осмотра и обратно.
Обязательные аксессуары. Проверка машины также включает осмотр аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя. Отсутствие любой из перечисленных вещей — повод прервать проверку до момента устранения недостатка. Срок годности аптечки и действующего вещества огнетушителя ограничены — 4,5 года и 5 лет соответственно. Поэтому перед техосмотром проверьте, не пора ли купить аптечку. Какие медицинские средства должны быть в ней, мы писали в отдельной статье. Огнетушитель можно перезаправить — этим занимаются специализированные организации — или приобрести новый.
Дополнительное оснащение и разрешения на изменения. Техосмотр в том числе подтверждает, что в конструкцию автомобиля не вносились неразрешённые изменения. В частности, на машине не должно быть лебёдок, нештатных колёс, силовых бамперов и любых других элементов, не предусмотренных заводской комплектацией или не имеющих отдельного одобрения на установку. Даже газобаллонное оборудования без официального разрешения сочтут нарушением. Противосажевый фильтр или каталитический нейтрализатор не должны быть срезаны, если предусматривались конструкцией.
Сейчас на любое изменение конструкции владелец обязан сперва получить разрешение ГИБДД, а после проведения работ нужно ещё пройти техническую экспертизу. По её итогам на руки выдадут сертификат соответствия, а также протокол проверки безопасности. Затем со всеми документами нужно сделать перерегистрацию автомобиля в ГИБДД. Стоит взять с собой на техосмотр разрешение, сертификат и протокол – как доказательство того, что проведённые изменения легализованы.
Внешний вид автомобиля. Нужно ли мыть машину перед осмотром? Чёткого требования на этот счёт нет, но есть косвенные. Эксперт должен иметь возможность без помех определить цвет автомобиля, прочитать регистрационный знак и номера агрегатов, а также проверить состояние рассеивателей световых приборов. На грязной машине сделать это затруднительно, поэтому лучше приехать на чистой.
Что касается дефектов кузова, то с ними пройти техосмотр можно — ни один документ, регламентирующий процедуру, не содержит ограничений на этот счёт. Главное, чтобы вместе с помятыми кузовными элементами не были повреждены детали и агрегаты, от работоспособности которых зависит безопасность. Такие повреждения указаны в приложении к Правилам дорожного движения и в ГОСТе, регламентирующем требования к проверке состояния автомобиля. Например, вмятина на двери — простительный недостаток. Но если при этом она плохо закрывается, это уже нарушение пункта 7.4 приложения к ПДД, и с таким повреждением техосмотр не пройти.
Как проходит технический осмотр
Перед началом осмотра эксперт вносит в диагностическую карту данные автомобиля так, как они указаны в СТС или ПТС. Потом в его обязанности, согласно пункту 11 Постановления Правительства «О проведении технического осмотра транспортных средств», входит подтверждение соответствия автомобиля его идентификационным данным. Другими словами, он сверит заявленные VIN и номера агрегатов с нанесёнными на автомобиль. И лишь затем сотрудник техосмотра заключает с водителем договор об оказании услуг и приступает к собственно осмотру.
Процедура включает в себя как визуальные проверки, так и инструментальные замеры работоспособности отдельных узлов. Весь процесс для личных легковых автомобилей, согласно установленному законом регламенту, занимает не более 30 минут. Показатели, которым должен соответствовать каждый проверяемый агрегат, указаны в особых Требованиях к транспортным средствам разных категорий и основаны на положениях техрегламента Таможенного союза. Вот наиболее характерные требования к состоянию автомобиля.
Тормоза. На диагностическом стенде производится замер тормозных сил, а также усилия на педали в момент торможения. Показатели тормозной силы колёс одной оси не должны различаться более чем на 20 процентов для дисковых механизмов и более чем на 25 процентов — для барабанных.
Не должно быть никаких подтеканий тормозной жидкости, коррозии, механических повреждений или трещин на трубках. Стояночный тормоз считается работоспособным, если удерживает машину неподвижно на 23-процентном уклоне.
Рулевое управление. Усилие на руле должно быть плавным при любом угле поворота «баранки», усилитель исправен, работает ровно. Суммарный люфт рулевого управления не может превышать 10 градусов, а люфтов в шарнирах тяг и поворотных цапфах не допускается. Колонка не должна двигаться относительно кузова или рамы автомобиля (если иное не предусмотрено конструкцией), на ней не может быть повреждений или трещин. Подтекание жидкости гидроусилителя недопустимо.
Фары и фонари. На плафонах не должно быть никаких наклеек (в том числе цветных или «бронирующих» плёнок) и «ресничек». Головной свет только белый, задний — красный, все «поворотники» и повторители работают синхронно и светят только жёлтым. Запрещено менять тип источника света, если это не предусмотрено конструкцией. Поэтому тип фар допускается менять только целиком. Например, можно поставить светодиодные от более дорогой версии вместо базовых «галогенок». Световой пучок ближнего света должен соответствовать правостороннему движению. Необходимые угол регулировки и сила света описаны в пунктах 3.8.4–3.8.8 приложения к техрегламенту.
Стеклоочистители и стеклоомыватели. Форсунки и дворники должны просто работать. Но не разрешено демонтировать заводские механизмы и, например, ставить один дворник вместо двух, и наоборот.
Шины и колёса. Все колёса и шины на них обязаны быть одинакового типа и конструкции. Размерность шин должна совпадать, если иное не предусмотрено производителем. Рисунок протектора единообразный на всех четырёх колёсах, протектор изношен равномерно с остаточной глубиной не менее 1,6 мм. Если резина с шипами, то на всех колёсах. Сами диски должны быть без трещин, со всеми гайками.
Двигатель и его системы. Запрещены подтекания масла и охлаждающей жидкости. Замер токсичности выхлопа проводят при 2000 а допустимое содержание вредных веществ зависит от конструкции двигателя и его экологического класса и должно соответствовать текущим требованиям Совета Евразийской экономической комиссии. Проводится диагностика работы двигателя, в ходе которой не должны появляться ошибки или загораться соответствующие сигнальные лампы на щитке приборов. Максимальный уровень шума выхлопных газов у легковых автомобилей — 96 дБ при замере на расстоянии полметра от патрубка.
Стёкла и зеркала. Ветровое стекло должно быть без трещин и потёртостей стороны водителя, без накладок и наклеек (исключение — светозащитная полоса в верхней части шириной до 140 мм), со светопропускной способностью не менее 70 процентов (тот же показатель и для передних боковых зеркал). Зеркал заднего вида должно быть столько, сколько установлено на заводе.
Замки, фиксаторы и регуляторы. Все устройства — от замков дверей и регулировок кресел до «крутилок» кондиционера и печки — должны работать. То же относится и к клаксону, причём при нажатии он может издавать только монотонный звук. Все ремни безопасности должны быть на своём месте, неповреждённые и непорванные, в замках не должно быть заглушек. Если производителем предусмотрено устройство для буксировки прицепа, оно должно быть исправно и соответствовать заводской конструкции.
Что выдают по итогам техосмотра
Выполнив все необходимые проверки, эксперт пункта техосмотра вносит данные о работе агрегатов и систем в диагностическую карту. Когда все показания в норме, в карте будет указано, что автомобиль исправен и его разрешено эксплуатировать. Если нет — вместо этого в карте появится отметка о необходимости устранить выявленные недостатки. В любом случае данные о состоянии агрегатов автомобиля и информация о его диагностической карте автоматически отправляются станцией в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра. Доступ к ней имеют как граждане, так и страховщики, и правоохранительные органы.
Если техосмотр пройден, с полученной на руки диагностической картой можно идти в страховую компанию и оформлять полис ОСАГО. А если вам выдали карту с пометкой об отклонениях в работе агрегатов и вердиктом о неисправности, то нужно устранить все недостатки. Сделать это необходимо, согласно пункту 2 статьи 18 закона «О техническом осмотре транспортных средств», в течение 20 дней. Затем придётся приехать на повторный осмотр — но проводить его будут только в отношении тех агрегатов, у которых ранее были выявлены отклонения. Если повторную проверку вы проходите на том же пункте техосмотра, то и заплатите уже не полную стоимость осмотра, а только за ту часть, что проверят заново.
Впрочем, повторный техосмотр можно пройти и в любом другом аккредитованном центре, но тогда машину заново проверят по всех пунктам и, соответственно, заплатить придётся полную стоимость — как в первый раз.
Итак, совсем коротко
— После самоизоляции все пункты техосмотра заработают с 1 октября. И до конца октября их нужно обязательно посетить тем, кто во время карантина переоформлял полис ОСАГО по льготному сценарию, без диагностической карты.
— С 2022 года заработает фотофиксация машин без диагностической карты — штраф составит 2000 рублей. Сейчас, попав в ДТП без ТО, придётся судиться со страховщиками выплаты по ОСАГО. Виновник ДТП без ТО получит регресс на абсолютно законных основаниях.
— Совсем скоро пункты техосмотра начнут проводить фотофиксацию работ и станут более требовательными в отношении любого нештатного оборудования или неисправностей.
— У каждого пункта ТО должна быть государственная аккредитация, где указано, машины каких классов и типов он может проверять — так называемая область аккредитации.
— Машину перед осмотром лучше помыть, проверить аптечку, запаску, аварийный треугольник и огнетушитель. Если аптечка или огнетушитель просрочены, то осмотр пройти не получится.
— Все вмешательства в заводскую конструкцию машины должны быть официально разрешены ГИБДД и подтверждены сертификатом безопасности, который выдают после проверки. Тогда с ними не будет проблем при техосмотре.
— На пункте техосмотра сначала сверят заявленные в документах агрегатные номера с фактическими, после чего проведут как визуальный осмотр, например, замков, ремней и колёс, так и замеры на динамических стендах — тормозов, двигателя, световых приборов.
— Если с первого раза ТО пройти не удалось, то придётся устранить недостатки и не позже чем через 20 дней вернуться на тот же пункт для повторного осмотра. Он будет короче – там проверят только агрегаты, которые потребовали ремонта.
Материал по теме
Что должно быть в автомобильной аптечке и зачем она нужна
Материал по теме
Что такое электронный ПТС
Материал по теме
Как проверить пробег автомобиля по базе техосмотра
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/vseotehosmotre/