Тормозной путь при экстренном торможении автомобиля
Независимо от того, кто находится за рулем автомобиля — опытный водитель с двадцатилетним стажем или новичок, только вчера получивший свои долгожданные права, — на дороге в любой момент может произойти аварийная ситуация из-за:
- нарушения ПДД каким-либо участником дорожного движения;
- неисправного состояния транспортного средства;
- внезапного появления на дороге человека или животного;
- объективных факторов (плохая дорога, плохая видимость, падение на дорогу камней, деревьев и т. д.).
Безопасная дистанция между автомобилями
Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.
Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.
При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.
Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля — 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.
Возможные последствия столкновений
Согласно результатам технических испытаний, сильный удар движущегося автомобиля о какое-либо препятствие по силе соответствует падению:
- при 35 км/ч — с 5-метровой высоты;
- при 55 км/ч — 12 метров (с 3-4 этажа);
- при 90 км/ч — 30 метр (с 9 этажа);
- при 125 км/ч — 62 метр.
Понятно, что столкновение транспортного средства с другим автомобилем или иным препятствием даже при небольшой скорости угрожает людям травмой, а в самом худшем случае – и гибелью.
Поэтому при возникновении аварийных ситуаций необходимо предпринять все возможное для предотвращения подобных столкновений и выполнить объезд препятствия или экстренное торможение.
Чем отличается тормозной путь от остановочного
Остановочный путь — дистанция, которую проедет машина за период от момента обнаружения водителем препятствий до окончательного прекращения движения.
Он включает в себя:
- Тормозной путь — расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на тормозную педаль и до полного прекращения движения.
- Дистанция, которую проехал легковой автомобиль за время реакции водителя. За эти секунды происходит осознание опасности, принятие решения о торможении и нажатие ногой тормозной педали.
От чего зависит тормозной путь
Ряд факторов, влияющих на его длину:
- скорость срабатывания тормозной системы;
- скорость движения транспортного средства в момент торможения;
- тип дороги (асфальт, грунтовая, гравийная и т. д.);
- состояние покрытия дороги (после дождя, гололедица и т. д.);
- состояние шин (новые или с изношенным протектором);
- давление в шинах.
Тормозной путь легкового автомобиля прямо пропорционален квадрату его скорости. То есть, при увеличении скорости в 2 раза (с 30 до 60 километров в час) длина тормозного пути возрастает в 4 раз, в 3 раза (90 км/час) — в 9 раз.
Экстренное торможение
Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.
Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».
Симптомы заблокированных колес во время торможения:
- появление вибрации колес;
- уменьшение торможения автомобиля;
- появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
- у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.
ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение.
Типы экстренного торможения
1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.
В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.
Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.
2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.
В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.
3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач — нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.
В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.
4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач — одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.
При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.
ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/215156/new_tormoznoy-put-pri-ekstrennom-tormojenii-avtomobilya
Определение времени торможения и остановки ТС
Время реакции водителя t1 принимается дифференцированно по разработанной ВНИИСЭ схеме в зависимости от общей характеристики дорожно-транспортной ситуации с типичными вариантами [2].
Время 0,6 с применяют в опасной ситуации с весьма большой вероятностью возникновения препятствия и возможностью водителя обнаружить его признаки (варианты: выход пешехода один за другим, начало или изменение траектории движение пешехода, ребенок на проезжей части дороги, выезд ТС с преимущественным правом на движение).
Время 0,8 с применяется в подобной ситуации, но когда водитель не
может заранее определить место, момент и характер препятствия (выход пешехода для перехода на проезжую часть, в том числе и из-за ТС там, где переход не запрещен, опасность в зоне предупреждающего знака, изменение траектории и торможение движущегося впереди ТС при обгоне и др.). Это значение наиболее часто применяется при расчетах ситуаций в населенных пунктах.
Время 1,0 с – ситуация такая же, но не содержит явных признаков вероятности возникновения препятствия (выход пешехода на проезжую часть, где переход не разрешен, из-за транспорта не на крайней полосе, выезд ТС без преимущественного права и выполнение поворота на перекрестке без подачи сигнала поворота).
Время 1,2 с рекомендуется брать для ситуаций с наличием объектов опасности, но без признаков возникновения препятствия для движения и когда не требовалось повышенного внимания к ситуации (выход пешехода с обочины вне населенного пункта, выход пешехода на запрещающий сигнал светофора и выезд ТС на такой же сигнал, внезапное изменение направления встречного или попутного ТС вне перекрестка, торможение переднего с замедлением 3-6 м/с 2 без стоп-сигналов).
Время 1,4 с соответствует ситуации с минимальной вероятностью возникновения препятствия, когда водитель мог перевести внимание на контрольные приборы, для ориентировки на местности (внезапное появление пешехода или ТС на дороге вне населенного пункта, из-за препятствия, торможение впереди идущего ТС с замедлением до 3 м/с 2 без стоп-сигналов, неровности или разрушения на дороге, возникшие предметы и животные).
В свободных дорожно-транспортных ситуациях, в которых не возникает препятствий, но внезапно отказывают фары или переключается сигнал светофора с желтого на красный – время реакции водителя рекомендуется 0,6 с, а при внезапном открытии капота или при ослеплении светом встречного ТС – 0,8 с.
При внезапном отказе органов управления, появлении угрожающей безопасности движения неисправности ТС или при физическом вмешательстве пассажира в управление ТС – время реакции 1,2 с.
Для расчета максимально допустимой скорости по условиям видимости дороги в направлении движения, минимально допустимой дистанции и для оценки водителем дорожных условий и обстановки рекомендуется время 0,3 с.
Зависимость значений времени запаздывания срабатывания тормозной системы t2 и времени нарастания замедления t3 ТС, производство которых начато после 01.01.81г., от их нагрузки и коэффициента сцепления шин с дорогой
Тип ТС | Категория ТС | t2 c | |||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления шин с дорогой | |||||||||||||||||||||||
Снаряженное состояние | 50 % нагрузки | Полная масса | |||||||||||||||||||||
0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |||
| М1 | 0,1 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 0,35 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | 0,1 | 0,05 |
М2 | 0,1 | 0,6 | 0,5 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,55 | 0,55 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |
М3 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |
N1 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 | 0,05 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | 0,05 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,15 | 0,1 | |
N2 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,15 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | 0,15 | |
N3 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,15 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | 0,15 | |
Автопоезда в составе АТС | M1 | 0,1 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,2 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | 0,05 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,25 | 0,2 | 0,15 | 0,05 |
M2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,15 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | 0,1 | |
M3 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,45 | 0,35 | 0,25 | 0,1 | |
N1 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,2 | 0,15 | 0,05 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,3 | 0,25 | 0,15 | 0,1 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,25 | 0,2 | 0,05 | |
N2 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,35 | 0,25 | 0,15 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | 0,1 | |
N3 | 0,2 | 0,6 | 0,6 | 0,55 | 0,45 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,35 | 0,25 | 0,15 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,25 | 0,1 |
В ночное время из-за плохой различимости препятствия к указанным значениям времени можно добавить 0,6 с [2].
В правилах ЕЭК ООН №13 и в национальных стандартах регламентируется максимальное время срабатывания тормозной системы, которое, например, по ГОСТ Р 51709-2001 не должны превышать 0,6 с для
ТС категории М1 и 0,9 с для ТС категории N3 (грузовые автопоезда).
В методических рекомендациях для экспертов [9] отдельно указывается время запаздывания t2для категорий М1 и М2, равное 0,1 с, а для ТС других категорий – 0,2 с. Время нарастания замедления t3 указывается в зависимости от категории ТС, степени загрузки и уровня затормаживания по коэффициенту сцепления (табл. 1).
Для трамваев и троллейбусов значения t2 и t3 можно принимать аналогичными таковым для ТС категории N3.
При наличии воздуха в гидравлическом приводе и вынужденном повторном нажатии на тормозную педаль по опытным данным ко времени t3 из табл. 1 можно добавить 0,6 с.
Время интенсивности торможения t4 на диаграмме (см. рис.4) зависит от исходного уровня начальной скорости и уменьшается с ростом величины тормозного замедления.
Значения составляющих времени торможения могут определяться для каждого конкретного ТС, участвующего в ДТП. При этом необходима соответствующая аппаратура для измерения и регистрации по времени всего процесса торможения от момента подачи сигнала к торможению и до полной остановки ТС. Необходимы измерения и регистрация усилия на тормозной педали, скорости и замедления ТС.
На практике нужную информацию можно получить в дорожных условиях с помощью комплекта «Эффект», а также на стендах по методикам инструментального контроля тормозных свойств ТС в эксплуатации. Но точность измерения и регистрации в настоящее время пока невысокая.
Выбор значения замедления
Выбор значения замедления для расчета является объективно важным этапом, и эксперту приходится его обосновывать в своем заключении.
1. Если торможение производилось или должно было производиться в условиях высокого сцепления (асфальтобетон в сухом состоянии) и не указано технической неисправности рабочей тормозной системы, то величина замедления обычно ограничивается возможностью тормозной системы. Уровень замедления тогда принимается не ниже того, который должен быть у технически исправного автомобиля в условиях эксплуатации. А этот уровень указывался ранее в ГОСТ 25478-91 и на его основе с учетом исследований были подготовлены нормативные значения в качестве рекомендаций для экспертов [9]. В табл. 2 приведены значения замедления по категориям ТС в зависимости от нагрузки и коэффициента сцепления.
Можно видеть, что при коэффициентах сцепления j =0,6 и j = 0,7 замедление ТС явно ограничивается возможностями тормозных систем.
В появившемся стандарте ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» эти значения без всяких обоснований снижены, особенно для легковых автомобилей (категория М1, 5,8 м/с 2 ), тогда как на дорогах автополигона легковые автомобили с современными шинами с начальной скоростью 80 и даже 100 км/ч развивают замедление не менее 7 м/с 2 и даже 10,1 м/с 2 (БМВ-525i)! Поэтому экспертам не стоит максимальные значения замедления принимать ниже рекомендаций, приведенных в табл. 2.
2. Если на сухом асфальтобетоне на месте ДТП зафиксированы следы скольжения всех шин легкового автомобиля примерно равной длины, то независимо от нагрузки можно принимать для расчета замедление, полученное по выражению
где a – угол подъема (уклона) дороги; j – коэффициент сцепления; g – ускорение свободного падения (g=9,81 м/с 2 ).
По этому же выражению находится замедление при торможении в условиях низкого сцепления, когда тормозные системы ТС могут довести все колеса до блокирования, что и указано в табл. 2.
Достоверность такого замедления определяется принятым значением коэффициента сцепления, который зависит от типа и состояния
дорожного покрытия, свойств шин по реализации сцепления, нагрузки и скорости движения.
Значения установившегося замедления jТ (м/с 2 ) транспортных средств, производство которых начато после 01.01.81 г.,
Источник статьи: http://zdamsam.ru/a66413.html