- Время вождения и отдыха водителей транспортных средств
- Определения Статья 4
- Периоды вождения транспортного средства Статья 6
- Перерыв Статья 7
- Периоды отдыха водителя транспортного средства Статья 8
- Паром и поезд Статья 9
- Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
- По какому графику может работать водитель
- Учет рабочего времени водителя
- Что входит в рабочее время водителя
Время вождения и отдыха водителей транспортных средств
Правила Европейского Парламента и Совета Европейского Союза №561/2006 по гармонизации определенного социального законодательства, касающегося автоперевозок и вносящего поправки в Правила Совета (ЕЕС) № 3821/85 и № 2135/98 и аннулирующего Правила (ЕЕС) № 3820/85 (Документ касается Европейской Экономической Зоны)
Определения
Статья 4
(c) «водитель» означает какое-либо лицо, управляющее автомобилем даже в течение краткого периода времени, или лицо, которое при перевозке находится в автомобиле, поскольку в его обязанности входит находиться в автомобиле, чтобы при необходимости вести автомобиль;
(d) «перерыв» означает период, во время которого водитель не может вести автомобиль или выполнять другую работу, и который используется только для отдыха;
(e) «другая работа» означает все виды деятельности, определенные в статье 3 (а) Директивы 2002/15/EC как рабочее время, за исключением «вождения», включая работу для того же или другого нанимателя в секторе транспорта или за его пределами;
(f) «отдых» означает непрерывный период, в течение которого водитель может свободно распоряжаться своим временем;
(g) «период ежедневного отдыха» означает ежедневный период, в течение которого водитель может свободно распоряжаться своим временем, и который охватывает «период регулярного ежедневного отдыха» и «период сокращенного ежедневного отдыха»
- «период регулярного ежедневного отдыха» означает период отдыха не менее 11 часов. Попеременно этот период регулярного ежедневного отдыха может быть использован за два периода, первым из которых должен быть непрерывный период не менее трёх часов, а вторым – непрерывный период продолжительностью не менеедевяти часов.
- «период сокращенного ежедневного отдыха» означает период отдыха по крайней мере 9 час, но менее11 часов;
(h) «период еженедельного отдыха» означает еженедельный период, в течение которого водитель может свободно распоряжаться своим временем, и который охватывает «период регулярного еженедельного отдыха» и «период сокращенного еженедельного отдыха»
- «период регулярного еженедельного отдыха» означает период отдыха длительностью по крайней мере 45 часов.
- «период сокращенного еженедельного отдыха» означает период отдыха менее 45 час., который, в соответствии с условиями Статьи 8(6) может быть сокращен минимум до 24 последовательных часов;
(i) «неделя» означает период времени между 00.00час. в понедельник и 24.00 в воскресенье;
(j) «время вождения» означает длительность времени вождения, записанного:
- автоматически или полуавтоматически записывающим оборудованием в соответствии с Приложением 1 и 1.B Правил (ЕЕС) № 3821/85, или
- вручную, как требует статья 16(2) Правил (ЕЕС) № 3821/85;
(k) «ежедневное время вождения» означает общее накопленное время вождения между окончанием одного периода ежедневного отдыха и началом следующего периода ежедневного отдыха или между периодом ежедневного отдыха и еженедельным периодом отдыха;
(l) «еженедельное время вождения» обозначает общее время вождения, накопленное в течение недели.
(o) «вождение одновременно несколькими водителями» означает ситуацию, при которой каждый период вождения между двумя последовательными ежедневными периодами отдыха, или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха, есть по крайней мере два водителя в автомобиле для вождения. Для первого часа совместного вождения присутствие другого водителя или водителей необязательно, а для остального отрезка периода оно обязательно;
(p) «транспортное предприятие» означает физическое лицо, юридическое лицо, ассоциацию или группу лиц без юридической правосубъектности, независимо от того, являются они коммерческими или нет, или официальный орган, имеющий свою собственную юридическую правосубъектность или зависящий от органа, имеющего такую правосубъектность, которые занимаются автоперевозками за вознаграждение или за свой счет;
(q) «период вождения» означает накопленное время вождения с момента, когда водитель начинает вождение после периода отдыха или перерыва, пока он не воспользуется отдыхом или перерывом.
Период вождения может быть непрерывным или разделенным на части.
Периоды вождения транспортного средства
Статья 6
1. Ежедневное время вождения не должно превышать 9 час. Однако ежедневное время вождения может быть продлено не более, чем до 10 часов не более двух раз в неделю.
2. Еженедельное время вождения не должно превышать 56 час. и не должно привести в результате к превышению максимального еженедельного времени работы, записанному в Директиве 2002/15/EC.
3. Общее накопленное время вождения не должно превышать 90 часов.
4. Ежедневное и еженедельное время вождения должно включать в себя всё время вождения на территории Сообщества или третьей страны.
5. Водитель должен записывать как другое время какое-либо время, проведенное в соответствии со статьей 4(е), а также какое-либо время, затраченное на вождение автомобиля, используемого для коммерческих операций, не подпадающих под сферу действия настоящих Правил, а также должен записывать периоды присутствия на работе, изложенные в Статье 15(3) (с) Правил (ЕЕС) № 3821/85, прошедшие со времени его последнего ежедневного или еженедельного периода отдыха. Эта запись должна производиться вручную на листе записей, посредством распечатки или пользуясь устройством ручного ввода данных в записывающее устройство.
Перерыв
Статья 7
После периода вождения в четыре с половиной часа водитель должен сделать непрерывный перерыв не менее 45 минут, если не начат период отдыха.
Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 мин. с последующим перерывом не менее 30 мин., каждый из этих периодов должен быть распределен в течение периода таким образом, чтобы соблюсти положения первого параграфа.
Периоды отдыха водителя транспортного средства
Статья 8
1. Водитель должен использовать для отдыха периоды ежедневного и еженедельного отдыха.
2. В течение каждого периода продолжительностью 24 час. после окончания предыдущего периода ежедневного отдыха или периода еженедельного отдыха водитель должен воспользоваться для отдыха новым периодом отдыха.
Если период ежедневного отдыха, приходящаяся на этот 24-ти часовой период не менее 9 час., но менее 11 час., тогда упомянутый период ежедневного отдыха считается как период сокращенного отдыха.
3. Период ежедневного отдыха может быть продлен, чтобы достичь регулярный период еженедельного отдыха или сокращенный период еженедельного отдыха.
4. Водитель может иметь не более трех сокращенных периодов ежедневного отдыха между какими-либо двумя периодами еженедельного отдыха.
5. Отступая от требований пункта 2, в течение 30 часов после периода ежедневного или еженедельного отдыха, водитель, занятый вождением транспортного средства несколькими водителями, должен воспользоваться новым периодом отдыха в течение не менее 9 часов.
6. В течение двух последовательных недель водитель должен воспользоваться не менее:
- двумя периодами регулярного еженедельного отдыха, или
- одним периодом регулярного еженедельного отдыха и одним периодом сокращённого еженедельного отдыха не менее 24 час. Однако, сокращение должно компенсироваться эквивалентным периодом отдыха, который должен быть использован перед концом третьей недели, следующей за упомянутой неделей.
Период еженедельного отдыха должен начинаться не позже конца шести 24-х часовых периодов с окончания предыдущего периода еженедельного отдыха.
7. Отдых, которым воспользовался водитель в качестве компенсации за сокращенный еженедельный отдых, должен добавляться к другому периоду отдыха, составляющему не менее 9 час.
8. Если водитель выберет этот вариант для отдыха, он может использовать ежедневные периоды отдыха и еженедельные периоды сокращенного отдыха в транспортном средстве, если тот оборудован удобными спальными местами для каждого водителя и если транспортное средство не находится в движении.
9. Еженедельный период отдыха, начинающийся на одной неделе и продолжающийся на следующей, может считаться использованным к любой из этих недель, но только не к обоим.
Паром и поезд
Статья 9
1. Отступая от требований Статьи 8, когда водитель сопровождает транспортное средство, перевозимое паромом или поездом, и отдыхает в течение регулярного периода отдыха, этот период может быть прерван не более двух раз другими видами деятельности, не превышающими в сумме одного часа. Во время этого ежедневного периода отдыха водитель должен иметь доступ к кровати или к спальному месту.
2. Время, проведенное в пути к месту, чтобы приступить к вождению транспортного средства, подпадающего под действие настоящих Правил, или проведённое для возвращения из этого места, когда транспортное средство не находится ни около дома водителя, ни в эксплуатационном центре нанимателя, являющемся обычным местом работы водителя, не должно засчитываться как отдых или перерыв, за исключением случаев, когда водитель находится на пароме или в поезде и имеет доступ к кровати или спальному месту.
3. Время, затраченное водителем на вождение транспортного средства, на которое не распространяется действие настоящих Правил, к или от транспортного средства подпадающего под действие настоящих Правил и ненаходящегося около дома водителя или эксплуатационного центра нанимателя, являющегося обычным местом работы водителя, должно засчитываться как другая работа.
Источник статьи: http://www.atd.lv/ru/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F-%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2
Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:
По какому графику может работать водитель
Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:
- Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
- Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
- Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.
Учет рабочего времени водителя
Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.
- Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
- Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.
При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.
В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:
- пассажирских перевозках в городе или пригороде,
- перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.
Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.
Что входит в рабочее время водителя
Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:
- Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
- Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
- Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
- Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
- Простои не по вине водителя.
- Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
- Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
- Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.
Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.
Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:
Источник статьи: http://onlinegibdd.ru/articles/view/rezhim-truda-otdiha