Время и путь разгона автомобиля.
Время равномерного движения автомобиля обычно невелико по сравнению с общим временем его работы. Так, например, при эксплуатации в городах автомобили движутся равномерно всего лишь 15–25% времени. От 30 до 45% времени приходится на ускоренное движение и 30-40% на движение накатом и торможением. Оценочными параметрами динамичности автомобиля при разгоне являются путь и время разгона.
Теоретически эти параметры при проектировании автомобиля находятся по следующей методике:
Вначале, используя уравнение движения, рассчитывают ускорение движения, рассчитывают ускорение автомобиля на каждой передаче, а затем посредством численного интегрирования зависимостей ja=f(Va) определяют значения времени и пути. При этом расчет проводят при движении автомобиля по горизонтальной дороге (i=0) с твердым покрытием хорошего качества при работе двигателя с полной подачей топлива. Тогда ускорение автомобиля можно найти, решая равенство , относительно j =>
.
Наметив на графике динамической характеристики пять-шесть значений скорости, находят соответствующие им значения динамического фактора Д для каждой передачи, а затем по формуле определяют ускорение ja.
Коэффициент dвр подсчитывают по формуле . По полученным значениям строят график ускорений от скорости для различных передач (рисунок №5).
Для определения пути и времени разгона кривую ускорений на каждой передаче разбивают на интервалы и считают, что в каждом интервале скоростей автомобиль разгоняется с постоянным ускорением jср=0,5(j1 +j2),
где j1 и j2 – ускорение соответственно в начале и конце интервала скоростей, м/с 2 .
Для повышения точности расчета, интервал скоростей берут равным 0,5-1 м/с на первой передаче, 2-3 м/с на промежуточных и 3-5 м/с на высшей. При изменении скорости от V1 до V2 среднее ускорение . Следовательно, время разгона в том же интервале скоростей
,
…
Общее время разгона от минимальной устойчивой скорости Vmin до конечной t=Dt1+Dt2+…+Dtn.you make me love you
По значениям t, определенным для различных скоростей, строят кривую времени разгона как на какой-либо одной передаче, так и при движении с переходом от любой низшей передачи к любой высшей. В последнем случае необходимо знать, при каких скоростях происходит переключение с более низкой передачи на более высокую. В реальных условиях момент перехода определяется водителем и может быть различным. Время разгона получается минимальным, если переключение передач происходит при скоростях, соответствующих пересечению кривых ja=f(Va). Если при наличии ограничителя (регулятора) в пределах ограничиваемых им частот вращения, такое переключение невозможно, то переключение должно происходить при скоростях, соответствующих номинальным частотам вращения. При отсутствии регулятора, расчет времени разгона проводят до скорости Va=0,95Vamax, а при наличии до скорости, соответствующей началу работы регулятора. В момент переключения передач происходит разрыв потока мощности от двигателя к ведущим колесам, в результате чего в течение некоторого времени происходит замедление скорости движения за счет действия на АТС сил сопротивления. Время tn переключения передач зависит от конструктивных особенностей автомобиля и от квалификации водителя. Принимаем tп =0.5 сек.
Величину DVn уменьшения скорости автомобиля во время переключения передач можно определить по формуле полученной путем решения уравнения движения накатом DVn=-9,3ψ·tn.
При расчете пути S разгона считают, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равномерно со средней скоростью Vср=0,5+V1+V2. Приращение пути в каждом интервале скоростей .
Складывая полученные значения DSi, получают суммарный путь разгона Sр, начиная с той же скорости, с которой рассчитывали время разгона. Путь Sп пройденный автомобилем за время переключения передач, определяют по формуле ,
где Vn – средняя скорость автомобиля за время переключения передач, м/с;
Vн – начальная скорость при переключении передач, м/с.
Определив время tр, необходимое для разгона АТС от некоторой скорости, принятой за начальную, до нескольких различных скоростей, и путь, проходимый за это время, можно построить график зависимостей tр=f(Vа) и Sp=f(Va), показанные на рисунке №6.
Расчеты по определению значений представлены в таблице1.
Таблица1-Определение значений для постройки графиков.
№ пер. | V1, м/с | V2, м/с | DVаi, м/с | Vср, м/с | j1, м/с 2 | j2, м/с 2 | jср,м/с 2 | Dti, с | t, с | DSi, м | S, м |
I | 2,67 | 5,07 | 2,4 | 3,87 | 1,57 | 1,67 | 1,62 | 1,48 | 1,48 | 5,73 | 5,73 |
5,07 | 7,47 | 2,4 | 6,27 | 1,67 | 1,68 | 1,68 | 1,43 | 2,91 | 8,98 | 14,72 | |
1,47 | 9,88 | 2,41 | 8,68 | 1,68 | 1,59 | 1,64 | 1,47 | 4,39 | 12,79 | 27,5 | |
9,88 | 13,35 | 3,47 | 11,62 | 1,59 | 1,29 | 1,44 | 2,41 | 6,8 | 27,99 | 55,49 | |
13,35 | 14,68 | 1,33 | 14,02 | 1,29 | 1,12 | 1,21 | 1,1 | 7,9 | 15,47 | 70,96 | |
II | 14,62 | 19,6 | 4,98 | 17,11 | 1,045 | 0,915 | 0,98 | 5,082 | 8,4 | 86,95 | 78,32 |
19,6 | 22,5 | 2,9 | 21,05 | 0,915 | 0,755 | 0,835 | 3,473 | 13,48 | 73,1 | 165,27 | |
22,5 | 24,5 | 2,0 | 23,5 | 0,755 | 0,62 | 0,688 | 2,907 | 16,95 | 68,31 | 238,37 | |
24,5 | 27,23 | 2,73 | 25,86 | 0,62 | 0,47 | 0,545 | 5,009 | 19,86 | 129,53 | 306,68 | |
24,87 | 436,21 | ||||||||||
III | 27,15 | 2,85 | 28,57 | 0,395 | 0,295 | 0,345 | 8,26 | 25,37 | 235,98 | 450.05 | |
32,5 | 2,5 | 31,25 | 0,295 | 0,2 | 0,248 | 10,08 | 33,63 | 315,00 | 686.03 | ||
32,5 | 34,5 | 2,0 | 33,5 | 0,2 | 0,1 | 0,15 | 13,33 | 44,43 | 446,55 | 1001.03 | |
57,76 | 1447,58 |
,
,
Как видно из таблицы, для достижения максимальной скорости Vmax=34,5 м/с минимальное время разгона составит 57,76 сек, а путь составит 1447,58 м.
Согласно с общими техническими требованиями путь разгона до Vmax не должен превышать 2500м и время разгона 150 с. Из расчета мы можем видеть, что время и путь разгона соответствуют нормам.
Источник статьи: http://infopedia.su/12x3b45.html
Расчет времени и пути разгона автомобиля
Время и путь разгона автомобиля до максимальной скорости являются самыми распространенными и наглядными характеристиками динамичности автомобиля. Их определение производят графоаналитическим способом с использованием графика ускорений автомобиля. При проведении расчетов полагаем, что разгон автомобиля на каждой передаче производится до достижения двигателем максимальных оборотов.
Кривые ускорений автомобиля, начиная с первой передачи, разбиваем на 3…4 интервала скоростей. Для каждого интервала скоростей определяем среднее ускорение и изменение скорости в пределах интервала. Время разгона автомобиля в данном интервале скоростей определяется по формуле 24
,[с] (24)
где — изменение скорости автомобиля в интервале скоростей для которого определяется время разгона, км/ч;
=
— среднее ускорение в данном интервале скоростей, м/с 2 ;
При определении времени разгона автомобиля учитывается и время на переключение передач, которое определяется по рекомендациям таблицы-10.
Таблица 10- Время переключения передач
Тип коробки передач
Время переключения передач, с
Выбираю время переключения передачи – 0,5 с.
Падение скорости автомобиля за время переключения передач определяется по формуле-25
, км/ч (25)
где — коэффициент учета вращающихся масс при движении автомобиля накатом; принимается
=1,05 так как при накате
=0 (см. п. 5.2.7);
— время переключения передачи, с; см. табл. 10;
Ψ – коэффициент сопротивления дороги, соответствующий скорости движения автомобиля при которой происходит переключение передачи;
(cм. п. 2.5.4)
Путь разгона автомобиля определяется для тех же интервалов изменения скорости автомобиля по формуле 26
, м (26)
где — средняя скорость движения в каждом интервале скоростей, км/ч;
=
Путь, проходимый автомобилем за время переключения передач (движение накатом), определяется по формуле-27
, м (27)
Используя всю вышеприведенную информацию, определяем время и путь разгона автомобиля на горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием до максимальной скорости . Все расчеты по данному подразделу сводим в таблицу-10.
Таблица 10 – Расчет времени и пути разгона проектируемого автомобиля до максимальной скорости
Номер передачи КПП | Интервал Vi, км/ч | Интервал j i, м/с 2 | ΔVi,км/ч | jср i, м/с 2 | Δt i, с | ∑Δt i, c | Vср i, км/ч | ΔS i, м | ∑ΔSi, м |
2,6-5,2 | 1,17-1,26 | 2,6 | 1,22 | 0,592 | 0,592 | 3,9 | 0,641 | 0,641 | |
5,2-7,8 | 1,26-1,29 | 2,6 | 1,28 | 0,564 | 1,156 | 6,5 | 1,018 | 1,659 | |
7,8-10,3 | 1,29-1,26 | 2,5 | 1,28 | 0,543 | 1,699 | 9,05 | 1,365 | 3,024 | |
10,3-13 | 1,26-1,17 | 2,7 | 1,22 | 0,615 | 2,314 | 11,65 | 1,990 | 5,014 | |
13-15,5 | 1,17-1,02 | 2,5 | 1,10 | 0,631 | 2,945 | 14,25 | 2,498 | 7,512 | |
Накат | — | — | 0,255 | — | 0,5 | 3,445 | — | 2,135 | 9,647 |
15,2-19,5 | 1,02-1,22 | 4,3 | 1,12 | 1,066 | 4,511 | 17,35 | 5,138 | 14,785 | |
19,5-24,3 | 1,22-1,13 | 4,8 | 1,18 | 1,130 | 5,641 | 21,9 | 6,874 | 21,659 | |
24,3-29,2 | 1,13-0,98 | 4,9 | 1,06 | 1,284 | 6,925 | 26,75 | 9,541 | 31,2 | |
Накат | — | — | 0,262 | — | 0,5 | 7,425 | — | 4,037 | 35,237 |
28,9-34,8 | 0,98-0,83 | 5,9 | 0,91 | 1,801 | 9,226 | 31,85 | 15,934 | 51,171 | |
34,8-43,5 | 0,83-0,75 | 8,7 | 0,79 | 3,059 | 12,285 | 39,15 | 33,267 | 84,438 | |
43,5-52,2 | 0,75-0,66 | 8,7 | 0,71 | 3,404 | 15,689 | 47,85 | 45,245 | 129,683 | |
Накат | — | — | 0,286 | — | 0,5 | 16,189 | — | 7,230 | 136,913 |
51,91-66 | 0,52-0,32 | 14,09 | 0,42 | 9,32 | 25,51 | 59 | 152,74 | 289,65 | |
66-85 | 0,32-0,20 | 19 | 0,26 | 20,30 | 45,81 | 75,5 | 425,74 | 715,39 | |
85-99 | 0,20-0,07 | 14 | 0,135 | 28,81 | 74,62 | 92 | 736,3 | 1451,69 |
По результатам расчетов строим графики изменения времени и пути разгона автомобиля до максимальной скорости. Эти графики допускается строить в одних координатных осях в соответствующих масштабах. Переломы графиков в точках, соответствующих моментам переключения передач следует показывать условно, так как в масштабах построения графиков, эти падения скорости движения автомобиля практически неуловимы.
Пример графиков времени и пути разгона автомобиля до максимальной скорости построенный в одних координатных осях приведен на рисунке-7.
Рисунок 7 – График времени и пути разгона проектируемого автомобиля до максимальной скорости
Источник статьи: http://studopedia.ru/21_126290_raschet-vremeni-i-puti-razgona-avtomobilya.html