- Пожарный автомобиль дымоудаления АД 90/22(3205)
- Тактико-технические характеристики
- Правила работы с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ
- Пожарная техника и ее виды
- Автомобили ГДЗС
- Назначение
- Технические характеристики и требования
- Функции и принцип работы
- Область применения
- Виды и методы испытаний авто
- Действия личного состава при развертывании АСИ
- Электросиловой установки
- Дымососа
- Прожектора
- Электропилы
- Правила охраны труда при работе на АГДЗС
- Законодательные нормы и правила
- Выводы
- Пожарные автомобили дымоудаления
Пожарный автомобиль дымоудаления АД 90/22(3205)
АД – пожарный автомобиль дымоудаления, предназначен для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения, удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема.
Используется для получения воздушно-механической пены высокой кратности, подачи ее в помещение и в открытые очаги пожара, а так же создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пожара и в местах с опасным пылевидным покрытием поверхности для исключения пылеобразования в атмосфере.
Комплектующее оборудование размещается внутри кузова. Автомобиль дымоудаления работает самостоятельно или совместно с отделениями пожарных автоцистерн для подачи воздушно-механической пены.
Для справки:
В СССР ряд автомобилей дымоудаления изготавливался техническими подразделениями пожарной охраны. При этом использовались вентиляторы радиальной компоновки.
По сравнению с осевыми, они имели большой напор, но меньшие расходные параметры (при одинаковой мощности).
Аналогом первого опытного образца автомобиля дымоудаления стал экспериментальный пожарный автомобиль, созданный ВНИИПО в 1977 г. на шасси ГАЗ-бб.
Пожарный автомобиль дымоудаления АД -90-22
Тактико-технические характеристики
Шасси | ПАЗ-3205 |
Колесная формула | 4х2 |
Колесная база, мм | 3600 |
Длина/ширина/высота, мм | 7250х2520х3350±50 |
Полная масса, кг | 8190 |
Двигатель, бензиновый | ЗМЗ-5234.10 |
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 96/130 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Удельная мощность, кВт/т | 11,7 |
Экипаж, человек | 1+3 |
Мощность основной электросиловой установки, кВт | 16 |
Мощность вспомогательной электросиловой установки, кВт | 6 |
Максимальная суммарная производительность пожарных дымососов, тыс. м3/ч | 90 |
Высота подъема осветительной мачты не менее, м | 8* |
Суммарная мощность электрооборудования , кВт | 15 |
* высота зависит от модели осветительной мачты
Источник статьи: http://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnyiy-avtomobil-dyimoudaleniya-ad-90-22-3205/
Правила работы с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ
Работа с пожарными автомобилями ГДЗС заключается в доставке к месту ЧП необходимого оборудования, удалении дыма, проведении других спасательных мероприятий. Чем руководствуется, как действует личный состав при развертывании АСИ?
Пожарная техника и ее виды
Понятие включает в себя различные средства ликвидации огня, ограничения его распространения, защиты людей, вещей. Сюда относят: огнетушители, средства связи, установки пожаротушения, машины, другую спецтехнику.
Перед тем, как начать маневры по устранению пожара, проводится разведка, вскрытие конструкций, эвакуация людей, удаление из здания продуктов горения. Для этого используют специальную технику.
К основным видам пожарного оборудования относят:
- Огнетушители. Среди достоинств: доступность, мобильность, эффективность, простота в использовании, обслуживании. Существует большое количество моделей, каждая из которых подходит для конкретного случая. Ними оснащают учебные заведения, промышленные предприятия, складские, торговые помещения.
- Пожарный гидрант. Основное назначение – отбор воды из системы. Делится на наземный, подземный.
- Колонка КПА – предназначена для открытия, закрытия клапанов в гидранте.
- Пожарные рукава – доставляют воду или раствор пенообразователя к очагу горения. Для их производства используют брезент или специальную синтетическую ткань. Для повышения прочности применяются покрытия из резины, металлической оплетки или полимерного материала.
- Стволы предназначены для подачи воды. В зависимости от конфигурации, струя бывает сплошной, компактной или распыляющей.
- Арматура. Включает в себя клапаны, вентили, головки для соединения рукавов.
- Шкафы пожарные – предназначены для хранения средств тушения.
- Щиты используют для размещения предметов, которые могут понадобиться при ликвидации возгорания (ведра, лопаты, топор).
Автомобили ГДЗС
К группе транспортных средств относят машины, оборудованные агрегатами, с помощью которых проводятся работы в задымленных, загазованных местах.
Автомобили ГДЗС
Назначение
Автомобили ГДЗС и дымоудаления нужны для:
- доставки к месту аварии техники, сотрудников спасательной службы;
- электропитания осветительных приборов, оборудования, инструментов;
- развертывания поста безопасности;
- проведения аварийно-спасательных мероприятий.
Технические характеристики и требования
Автомобиль может эксплуатироваться при температуре от – 40 до + 40 градусов. Он состоит из:
- кузова;
- шасси (чаще на базе автомобиля ЗИЛ или КАМАЗ) и кабины, где располагается боевой расчет;
- системы управления;
- выдвижной мачты с прожекторами;
- электрооборудования, силовой установки;
- комплекта специальных приборов.
- Автомобиль способен перевозить не менее 7 членов боевого расчета.
- Не допускается превышение показателей массы транспортируемого груза, установленной изготовителем. Нагрузки на оба борта должны быть одинаковыми или не отличаться, более чем на 1%.
- Крепление надстройки проводится по рекомендациям производителя шасси.
- Габаритные размеры – соответствуют нормативной документации.
- Газодымозащитный автомобиль оснащают противотуманными и фарами-искателями. Управление ними осуществляется из кабины водителя.
- Оборудование размещают таким образом, чтобы можно было оперативно выполнять аварийно-спасательные работы.
- Машина должна укомплектовываться набором инструментов, запасным колесом. Также знаком аварийной остановки, переносными огнетушителями, аптечкой, противооткатными упорами.
- Вместимость баков для горючего должна гарантировать беспрерывную эксплуатацию без дозаправки не менее 6 часов подряд.
- Аккумуляторные батареи требуют наличия защиты от влаги, грязи. Размещают их за пределами пространства, в котором находятся водитель с бригадой спасателей.
- В комплектации автомобиля должны присутствовать дезинфицирующие вещества, СИЗОД, средства оказания первой помощи, контроля за показателями окружающей среды.
Функции и принцип работы
Деятельность ГДЗС заключается в:
- проведении разведки задымленных помещений, территорий;
- развертывании на месте аварии поста;
- освещении местности;
- спасательных мероприятиях;
- помощи людям, оказавшимся в эпицентре ЧС;
- создании условий, способных облегчить функционирование отряда МЧС.
Область применения
Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ проводится в задымленных помещениях больших размеров или подземных сооружениях, к примеру, метрополитене. Звено формируется на месте ЧП из имеющихся сил, средств, исходя из поставленной задачи.
Виды и методы испытаний авто
Проверка транспортного средства проводится регулярно по заранее установленному плану, но не реже 1 раза в год. Оценивается техническое состояние, возможность эксплуатации находящихся в резерве средств индивидуальной защиты. Результаты заносятся в журнал, учетную карточку СИЗОД.
Действия личного состава при развертывании АСИ
Пожарный расчет состоит из: командира, спасателей, водителя. Прибыв в зону аварии, они действуют согласно методическому конспекту.
Пожарный расчет
Электросиловой установки
Развертывание ЭСУ на месте ЧП осуществляет водитель. Он активирует тормозную систему, осуществляет фиксацию колес с помощью противооткатных упоров, заземляет ТС, включает двигатель. После запускается коробка отбора мощности, выжимается сцепление, повышая напряжение до 220 В. После осуществляется контроль, чтобы частота была около 49-53 Гц.
Получив команду: «Нагрузку – включить!», он должен проверить сопротивление на рабочих линиях. После запускает генератор.
Дымососа
Действие выполняют водитель с двумя пожарными. По команде начальника они переносят дымосос к месту, где его планируется установить. Здесь третий член бригады принимает всасывающие рукава. Затем соединяет цепь.
На следующем этапе к выкидным рукавам присоединяют всасывающие. Производится подключение кабеля к распределительному щиту, его продвижение к дымососу.
Два пожарных выставляют перемычки в помещении, требующем вентиляции. Водитель в это время включает ЭСУ на нагрузку. Тумблер распределительной коробки переводится в положение ВКЛ.
Спасатели проверяют, чтобы дымосос был надежно установлен, защищен от опрокидывания. Дополнительно контролируют, чтобы шнур не соприкасался с промасленными или горячими поверхностями. На этапе эксплуатации в прибор не должны попадать посторонние предметы. Прежде чем его перенести на новое место, нужно предварительно отключить питание.
Во время работы по обеспечению дымоудаления запрещается:
- Использовать прибор в зоне, где есть опасность взрыва.
- Работать с поврежденным шнуром или штепсельным соединением. Если на коллекторе наблюдается искрение, включатель функционирует не четко, слышен сильный шум или вибрация деталей корпуса, в электродвигателе произошло задымление или сломаны лопасти вентилятора.
- Выключать двигатель или снимать заземление до окончания применения дымососа.
Прожектора
Получив команду от начальника бригады, водитель с двумя пожарными достают установки, перенося на нужное место. Здесь их закрепляют на опоре, подключают. Один из членов бригады прокладывает шнур, соединенный с распределительной коробкой.
Если нужно установить выдвижной прожектор, водитель включает генератор на холостой ход, задействует тумблер на электрощите. На пульте выставляется защита 24 В. Телескопическая мачта поднимается на требуемую высоту. Нажимается «Поворот», рычаг переводится в нужное положение (влево, вправо, вниз, вверх).
Электропилы
Водитель с двумя членами спасательной бригады по команде начальника включают ЭСУ. Один из них переносит прибор к месту, где его планируется использовать. Второй подключает кабель, контролируя, в каком положении находится тумблер.
При работе с электропилой нужно придерживаться правил:
- цепь не должна соприкасаться с объектом;
- при аварийном отключении двигателя пиление прекращается;
- чтобы не допустить разрыва после завершения работы цепь аккуратно вынимается;
- во время перерыва, при регулировке или проведении ТО, устройство отключается от питания;
- оптимальным для пилы считается режим беспрерывной эксплуатации при загрузке в 40 секунд;
- цепь должна регулярно смазываться погружением в масло.
- заземление пилы;
- подключение к сети, где напряжение значительно выше или ниже 220 В;
- использование прибора на улице если идет дождь или снег;
- включение инструмента в помещении, где присутствует химически активная или взрывоопасная среда;
- соприкосновение шнура с промасленными или горячими предметами;
- использование установки при поврежденных частях инструмента, кабеля питания, штепселя, включателя, при появлении дыма, искрении, нехарактерных звуках, поломке корпуса.
Правила охраны труда при работе на АГДЗС
К эксплуатации автомобилей допускаются исключительно те, кто прошел специальный подготовительный курс и получил уровень по электробезопасности не ниже II. Использовать выносную технику способны только люди с высшей квалификационной группой.
Ежедневно во время смены караула электрооборудование, срабатывание генераторов тщательно проверяется. Кроме того, существует график обследования в стационарных условиях.
Чтобы избежать несчастных случаев во время работы запрещено:
- пользоваться услугами, помощью посторонних людей;
- передвигаться на машине с выключенным гидроусилителем руля, выдвинутой мачтой;
- эксплуатировать неисправное оборудование.
В холодное время года важно следить за тем, в каком состоянии находятся поручни, подножки. При необходимости их очищают от снега, обледенения.
Законодательные нормы и правила
Работая, обслуживая и проводя ремонт ГДЗС необходимо придерживаться устава. А именно норм, регламентирующих охрану труда в МЧС, закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Регламент о ПБ», ГОСТа Р 53247-2009 и других документов аналогичного характера.
Выводы
Для удаления дыма, проведения спасательных работ на месте возгорания используют автомобили ГДЗС. Требования к их техническому состоянию, порядку действий бригады регламентированы нормативными актами.
Источник статьи: http://opozhare.ru/pozharnye/pravila-raboty-s-pozharnymi-avtomobilyami-gdzs-i-asi
Пожарные автомобили дымоудаления
Важнейшими техническими средствами спасания и создания условий работы пожарным являются пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления.
Пожарные автомобили ГДЗС. Эти автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации:
– личного состава ГДЗС;
– средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
– пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
– дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.
Автомобили ГДЗС применяют для развертывания на пожаре контрольного поста ГДЗС, освещения мест пожара или территории чрезвычайной ситуации, обеспечения электроэнергией электрооборудования
и инструмента.
Пожарный автомобиль АГ-12 является автомобилем ГДЗС. Он изготавливается на шасси автобуса ПАЗ-3205. Этот автобус с колесной
формулой 4´2 имеет двигатель мощностью 88 кВт и развивает скорость
до 80 км/ч. Его размеры (длина, ширина, высота) 7000´2620´2960 мм
и масса 6 835 кг (рис. 11.1.).
10 |
7 |
9 |
8 |
3 |
6 |
1 |
5 |
2 |
3 |
4 |
11 |
12 |
Рис. 11.1. Общий вид автомобиля АГ-12:
1 – автобус ПАЗ-3205; 2 – система сигнальная громкоговорящая СГС-100-1;
3 – фара-искатель ФГ-16Е (2 шт.); 4 – фара противотуманная ФГ-119 (2 шт.);
5 – световое табло «АГ-12»; 6 – лестница; 7 – площадка;
8 – прожектор стационарный ПКН-1500 (2 шт.); 9 – механизм поворота прожекторов; 10 – лестница-палка; 11 – щит выводной;
12 – кабель на стационарной кабельной катушке
Расчет АГ-12, включая водителя, составляет 7 человек. Источником энергии на АГ-12 является генератор синхронного типа трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением.
Генератор типа ГС-250-12/4 при частоте вращения вала 1 500 об/мин развивает мощность 12 кВт, напряжение генератора 230 В, величина тока 37,7 или 21,7 А при частоте 50 Гц. Он обеспечивает питание прожекторов дымососа, электропилы, дополнительного электроинструмента и т. д.
Подвод энергии к потребителям осуществляется кабелями, намотанными на кабельные катушки. В комплектацию АГ-12 входит одна стационарная кабельная катушка, на которую намотан кабель длиной 96 м,
и восемь выносных кабельных катушек, на которых намотаны силовые кабели длиной по 36 м. Все кабели имеют розетки и вилки для соединения одного кабеля с другим и подключения к розетке на выводном щите и к розетке на разветвительной коробке.
На АГ-12 имеются три коробки распределительные (КР). Они предназначены для распределения электроэнергии от электросиловой установки
к потребителям. На трех боковых стенках коробки размещены штепсельные розетки, а на четвертой стенке имеется кабельный ввод с вилкой,
которая может быть подключена к розетке на щите выводном или к розеткам на кабельных катушках.
Заземление АГ-12 осуществляется медным проводом сечением
10 мм 2 и длиной 20 м. Один наконечник провода соединяется с клеммой штыря заземления, а другой – со специальной клеммой на стенке люка машины.
Средства освещения места пожара включают в себя телескопическую мачту с двумя прожекторами и три переносных прожектора для освещения мест, недоступных для подъезда автомобиля. Все прожекторы однотипные ИО-02-1500 мощностью по 1 500 В.
Мачта с прожекторами может выдвигаться на высоту до 8 м от уровня земли. На АГ-12 имеется сигнализация о положении мачты.
Основное оборудование включает: дымосос и электропилу.
Дымосос ДПЭ-7 используется для удаления дыма и других продуктов горения из помещений. Он может применяться для снижения температуры при тушении пожаров в помещениях нагнетанием в них свежего воздуха.
С помощью дымососа можно получать высокократную пену. Производительность по воздуху 7 000 м 3 /ч. Частота вращения вала электродвигателя 3 000 об/мин, его мощность 1,1 кВт.
Дополнительный электроинструмент устанавливается
в подразделениях ГПС. Это могут быть электродолбежники, дрели и т. д.
Оборудование для организации разведки включает 8 аппаратов типа «Урал-7» или «Урал-60» с 14 баллонами с кислородом
и 14 регенеративными патронами.
Кроме того, на АГ-12 имеются: комплект универсального инструмента УКИ-12, пневмодомкрат ПД-4, ПД-10, ручной аварийно-спасательный инструмент и другое оборудование и приборы.
Созданы и другие образцы автомобилей этого назначения. К ним относится автомобиль АГ-16(3205)-ШНН, а также на шасси ПАЗ-3205 с колесной формулой 4×2. На шасси установлен двигатель мощностью 96 кВт, что позволяет повысить скорость движения автомобиля до 90 км/ч и повысить мощность основного источника питания до 16 кВт. На автомобиле установлена осветительная мачта высотой до 8 м.
Суммарная мощность электрооборудования 15 кВт.
Оборудование и инструмент на АГ-16 позволяют в полном объеме выполнять такие же работы, как на АГ-12.
Разработаны другие образцы АГ. Так, один из них создан на шасси
ЗИЛ-433362. На нем установлен автономный электрогенератор ГС-250-20/4. Он развивает мощность 20 кВт с номинальным напряжением 400/230 В
и номинальной частотой 50 Гц. На АГ-20 возможно подключение 8 потребителей электрического тока.
На АГ-20 имеется оборудование аналогичное оборудованию АГ-12. Возможно комплектование другими образцами ПТВ. Все они должны обеспечивать работы, указанные для АГ-12.
Автомобили дымоудаления (АД) предназначены для удаления дыма из объектов на пожарах как для спасания людей, так и для обеспечения условий работы личного состава пожарных подразделений.
АД изготавливаются на шасси ГАЗ-66. Они позволяют и удалять дым из помещений путем его отсоса или нагнетания в него свежего воздуха,
и подавать воздушно-механическую пену.
На АД устанавливают вентиляторы с подачей до 90 000 м 3 /ч. Привод вентилятора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Комплектация и технические характеристики АД представлены в табл. 11.2.
Показатели | Размерность | Тип автомобиля | |
АД-90(66)-183 | АД-80/1200(66-11) | ||
Шасси Колесная формула Мощность двигателя Число мест расчета Полная масса Максимальная скорость Производительность вентилятора Вместимость бака пенообразователя Подача воды Комплектация: длина напорного рукава количество всасывающих рукавов длиной 4 м и диаметром 0,5 м | – – кВт чел. кг км/ч м 3 /ч л – м шт. | ГАЗ-66-01 4×4 84,4 90 000 От АЦ | ГАЗ-66-11 4×4 88,4 80 000 От АЦ – |
Полное давление вентиляторной установки в номинальном режиме составляет 1 200 Па.
Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66) представлена на рис.11.2.
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
Рис. 11.2. Принципиальная схема размещения оборудования на АД-90(66):
1 – кабина расчета; 2 – бак для пенообразователя; 3, 12 – отсеки для ПТВ;
4 – вентиль Ду-25; 5 – головка для напорного рукава от АЦ; 6 – пеносмеситель ПС-5;
7 – платформа; 8 – трубопровод подачи раствора ПО; 9 – вентилятор;
10 – распылитель; 11 – сетка
Образование воздушно-механической пены осуществляется с помощью распылителя 10, установленного на вентиляторе.
Подача воды к нему производится от АЦ или АНР по рукаву, который присоединяется к головке 5.
При включенном пеносмесителе 6 типа ПС-5 пенообразователь из бака 2 будет поступать к распылителю. При работе образуется пена кратностью
до 500, производительность по пене при кратности 500 равна 1 000 м 3 /мин.
Для удаления дыма из тоннелей, ангаров, крупных цехов различных производств разработаны специальные средства. Так, создан модуль Комплекс управления воздушными потоками (КУВП). В нем установлены два независимых выдвижных вентилятора. Они могут одновременно работать на удалении один от другого до 60 м и до 3 км. Они производят дымоудаление, осаждают газы и нейтрализуют опасные вещества в крупных объектах и т.д. Производительность каждого вентилятора 120000 м 3 /ч. Мощность двигателя не менее 174 кВт. Они оснащены дистанционным радиоуправлением.
Для управления гидравлическим приводом вентилятора применены двигатели внутреннего сгорания с запасом топлива на работу не менее 4 часов. Максимальное давление в гидравлической системе 28 МПа.
Углы поворота вентилятора в горизонтальной и вертикальной плоскости ±45 град. Высота подъема вентилятора от поверхности земли 2,25 м. На модуле имеются два прожектора, мощностью по 1000 Вт, высота подъема их мачты не менее 4м.
Масса модуля не менее 10000 кг. Грузоподъемность погружного устройства не менее 18 т. Он транспортируется на автомобиле КамАЗ 6520, число мест боевого расчета – 3. Время установки модуля на платформу автомобиля и снятия его не превышает 100 с.
Источник статьи: http://studopedia.ru/8_95367_pozharnie-avtomobili-dimoudaleniya.html