Чем сейчас занимается завод ЗАЗ
На днях украинский, да и весь бывший «советский», автомир отметил шестидесятилетие начала производства легендарного «запорожца». Герой анекдотов уже давно не производится, а сам завод несколько раз находился на грани исчезновения. Посмотрим, что же сейчас создает на своем конвейере некогда мощное предприятие.
Первого октября 1960-го года с конвейера предприятия сошел первый легендарный ЗАЗ-965 или просто «горбатый». Модель производилась в Украине удивительно маленький срок для советского автомобиля — меньше десяти лет. Более того, уже в 1966 году модель делила конвейер с ЗАЗ-966. Однако и он, в первоначальном виде, не стал долгожителем. А вот ЗАЗ-968 стал настоящим долгожителем и продержался в производстве почти четверть века, застав даже развал страны.
Перед самым развалом завод сумел освоить выпуск переднеприводной модели «Таврия». В дальнейшем различные модификации этой машины производились вплоть до 2011 года. «Девяностые» стали испытание для предприятия. Выжить удалось за счет создания СП с корейцами из Daewoo. В итоге вся страна пересела на простенькие, но весьма надежные в сравнении с «Жигулями», седаны Lanos.
Конец «нулевых» ознаменовался обилием марок и моделей, собирающихся на предприятии. В Запорожье можно было встретить корейский, китайские, российские и американские марки машин, собранные там же. В начале «десятых» в Запорожье потекли китайские деньги. Место на конвейере заняли китайские модели Chery, которые также продавались под брендом ZAZ.
Критической точкой для украинского предприятия стал кризис 2014-го года от которого завод так и не смог оправиться и в 2018 году была запущена процедура банкротства.
Однако в итоге легендарное предприятие удалось спасти и его не постигла судьба московского ЗИЛа. Возрождение началась с производства автобусов на китайских комплектующих, а уже в 2020-м году, подробно заговорили о начале производства машин группы Renault. В частности уже известно, что в рамках пробного производства на заводе собрали модели Lada Vesta, Lada Largus и Lada XRAY. Кстати стоит отметить, что «Ларгус» в своем первоначальном облике Dacia Logan MCV, в своем время, был весьма востребован среди автолюбителей Украины.
Пока неизвестно будут ли автомобили продаваться под брендом Lada. Или будет придумана какая-то «альтернативная» марка, как это было сделано с «Газелями», которые продаются в Украине со значком HDC.
Кроме того, еще одной моделью на конвейере завода должен стать кроссовер Renault Arkana, который пока выпускается только в России. Остается только следить за ситуацией вокруг завода и надеяться, что отношения двух стран вернутся в продуктивное русло, и российские автомобили можно будет продавать в Украине под собственным именем.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/dvizhok/chem-seichas-zanimaetsia-zavod-zaz-5f7c3982f8625710922c75c6
Ювіляр: «Запорожцы», о которых вы наверняка не знали
В 1960 году с автомобильного завода в Запорожье сошли первые товарные экземпляры ЗАЗ-965, которому было суждено стать первым более-менее «народным» автомобилем СССР. На Запорожцах ездили в путешествия через всю страну, пробирались через грязь к дачным участкам, а позже неоднократно вспоминали в анекдотах. Короче говоря, автомобиль знаковый и только что ему исполнилось 60 лет. По этому случаю мы решили вспомнить особые и редкие «Запорожцы».
Не секрет, что изначально «Запорожец» должен был стать «Москвичом»: проект компактного заднемоторного автомобиля разрабатывался МЗМА совместно с НАМИ. И первый прототип будущего ЗАЗ-965, представленный в 1957 году, назывался «Москвич»-444. Однако позже проектную документацию передали в Запорожье, где и начался серийный выпуск модели.
Тем не менее, научно-исследовательский автомобильный институт не оставил проект, даже когда тот поменял прописку. Поэтому в НАМИ периодически предлагали варианты модернизации советского бестселлера. Один из первых подобных вариантов — НАМИ-059, появившийся ещё до того, как ЗАЗ-965 стал серийным.
Это был стеклопластиковый «шутинг-брейк» на базе ЗАЗ-965, точнее — на базе «Москвича». Проектом руководил Борис Фиттерман, а дизайн разрабатывал Юрий Долматовский. При всём внешнем сходстве с «Жужиком» НАМИ-059 едва ли можно назвать копией ЗАЗ-965. У него даже мотор был другой – двухцилиндровый который устанавливался на одноимённый мотоцикл и «Москвич». Машину впервые показали в 1958 году, но серийного варианта так и не случилось.
Знаменитый «горбатый» выпускался с 1960 по 1969 год. Помимо базовых исполнений 965 и 965А, модель была доступна в версиях для инвалидов (965АБ/965Б/965АР), а для экспорта — 965АЭ, также известном как «Ялта». Но для особых целей существовали особые модификации, которые обыкновенному советскому пролетарию не предлагали.
Одна из них — ЗАЗ-965С, где «С» — это «связь». Модификация выпускалась с 1960 по 1962 год по заказу Министерства связи СССР и обладала рядом особенностей, которые делали её удобной для сбора писем из почтовых ящиков в городах. Главная из них — правостороннее размещение органов управления. Благодаря правому рулю почтальон-водитель сразу выходил на тротуар и получал максимально быстрый и безопасный доступ к корреспонденции в ящиках.
Сами же письма хранились на задней площадке «Запорожца» — той, где, как правило, располагались задние сиденья. Она выдерживала до 150 килограммов полезной нагрузки и, благодаря глухим стенкам вместо боковых задних стёкол, была почти полностью отрезана от солнечного света, что для бумаги, разумеется, плюс.
Внешне «связной» отличался характерными боковыми воздухозаборниками, которые гнали воздух к V4 от Мелитопольского моторного завода, а также надписями «связь» на месте бывших боковых окон. До наших дней не дожил ни один экземпляр 965С — все они нещадно были порезаны на металл после завершения срока эксплуатации. Поговаривают, таких машин построили чуть более 600 штук.
Почти у каждого автомобильного предприятия СССР были пикапы для внутризаводских нужд. Такие машины помогали доставлять негабаритные детали к сборочным линиям, вывозить отходы производства и так далее. У ВАЗа подобный автомобиль был на базе «копейки», у ГАЗа его делали из «Волги». Запорожский автозавод тоже не отставал.
Первым, разумеется, появился пикап на базе ЗАЗ-965, которому присвоили индекс 965П. Машину делали максимально просто: над задней частью пассажирского отсека срезалась крыша, устанавливалась переборка с окошком между передним рядом и получившимся багажником — и всё, вперёд на смену! Правда, ввиду небольшой грузоподъёмности самого «Запорожца», а также особенностей его компоновки (мотор-то всё ещё находился в заднем свесе) практичностью пикап всё же не отличался.
Производство 965П осуществлялось на базе отбракованных кузовов обычных И хотя серийным такой вариант никогда не был, несколько экземпляров всё же попали за ворота завода. А в период с 1990 по 1992 год производство пикапов на ЗАЗе и вовсе стало более-менее массовым. Правда, в их основе уже лежала более современная модель 968М.
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/unknownzazjubilee/
Последний Запорожец: как появилась и умерла Таврия
Каких только прототипов не сделали в Запорожье за десять лет — даже полноприводный был! В 1976 году высокое автомобильное начальство Союза ССР решило взять за основу нового запорожского автомобиля европейскую новинку — Ford Fiesta. Но серийное производство с горем пополам начали только в 1987‑м.
ЗАЗ‑1102 — машина во всех смыслах эпохальная. Первая принципиально новая для ЗАЗа, после старта производства в 1960‑м заднемоторных Запорожцев и… последняя. Ведь модификациями Таврии уже начала ХХI века, по сути, закончилась история автомобилей ЗАЗ собственной, оригинальной конструкции. Но тогда, в перестроечном 1987‑м, Таврию приняли с огромным интересом.
И для этого были основания.
Последний в роду
Приличный по характеристикам, самобытный ЗАЗ‑1102, ставший в середине 1980‑х одним из символов перестройки и давно ожидаемого рывка советского автопрома, надежностью первых покупателей не обрадовал. У него в Союзе сложилась сомнительная репутация, а о широком экспорте и думать было нечего.
Два десятка лет машину постепенно модернизировали, она обросла множеством модификаций, включая универсал ЗАЗ‑1105 Дана и осталась последним оригинальным по конструкции автомобилем марки ЗАЗ.
Финальную версию Славута — это был пятидверный лифтбек — сняли с производства в 2011 году. А заводу до банкротства оставалось жить еще семь мучительных лет.
- Чем руководствовались инженеры, создавая первый серийный российский автомобиль Руссо-Балт,? Об этом узнайте по этой ссылке.
- Fiat? BMW? Opel? — с чего срисовали Москвич-408/412, мы писали здесь.
- Чьей копией была Волга ГАЗ-21 — узнайте.
- Как делали главный автомобиль страны ЗИЛ-111, рассказано здесь.
- Как появился Москвич-402 — символ оттепели, читайте в этой публикации.
- Историю создания первой легковушки СССР — автомобиля НАМИ-1 — читайте вот тут.
- Из чего сделали первый советский лимузин ЗИС-101, узнаете по ссылке.
- С кого срисовали знаменитую «копейку», выясните здесь.
- Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
- О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
- Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
- Какие заокеанские прототипы были у лимузина Чайка ГАЗ-13, мы вспоминали в этой публикации.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/923820-zaz-1102-tavriya-istoriya-modeli/
Что сейчас выпускает ЗАЗ и будет ли ему что выпускать в будущем
Ровно десять лет назад ЗАЗ произвел больше 280 тысяч новых автомобилей. И это только за один 2007-й год! В те времена у руководства Запорожского автомобилестроительного завода была одна проблема – хватило бы мощностей…
Сегодня же у украинского автогиганта остро стоит другой вопрос – как выжить. Более того, недавно по Сети распространялась информация про выкуп прав требования по кредиту ЗАЗ и визиты иностранных гостей на ЗАЗ.
Действительно ли Запорожский автозавод находится на грани закрытия, чем он «дышит» и есть ли у него перспективы – выяснял Автоцентр.ua
Наши журналисты неоднократно посещали АвтоЗАЗ, правда, зачастую поводы были хорошими – расширение модельной линейки, появление нового оборудования и пр. На сей раз поводом для визита стали непроверенные слухи о катастрофическом положении завода и убытках. Достаточно знать, что в 2016 году ЗАЗ получил 602,81 млн. грн. чистого убытка.
Из хорошего – годом ранее они были еще больше. А это значит, что пациент все же скорее жив, нежели мертв.
По прибытию в Запорожье первое, что настроило на оптимизм – встреча журналистов на новом автобусе ЗАЗ А10, который уже нашел место под солнцем в Старом Свете.
Денег нет, но вы держитесь
По пути на предприятие журналисты тотчас засыпали вопросами первых лиц автозавода. Сколько еще будет выпускаться Ланос, почему нет новых моделей, когда наконец-то снизятся цены и пр. Признаюсь – топ-менеджеры весьма болезненно отнеслись к ним, но, как мне показалось, отвечали искренне и с надеждой. Но что больше всего запомнилось – что мешает Украине выпускать «нормальные» автомобили.
Оказывается, достаточно спроецировать опыт соседней Словакии, точнее, ее законодательство – государство компенсирует до 70% инвестиций в автопромышленность и премирует за каждое новое рабочее место. В Украине же отношение государства к автомобилестроительной отрасли, мягко говоря, равнодушное, поэтому говорить о создании привлекательных условий для инвесторов не приходится. То же самое в отношении налоговой политики, когда, к примеру, при ввозе оборудования и пр. для производства, нужно еще и уплатить НДС.
Также в качестве примера в Запорожье указывают на Беларусь и Узбекистан. Последний еще недавно ассоциировался с хлопком и дынями, а теперь полным ходом выпускает и продает автомобили по всей восточной Европе. Что касается Беларуси, подвижки тоже есть, что подтверждает и недавнее заявление Лукашенко о необходимости создания белорусского электромобиля.
К слову, ЗАЗ также пытается следовать мировым тенденциям. По словам руководства, ЗАЗ планирует выпустить крупную партию электромобилей ZAZ VIDA Cargo EV для «Новой Почты» и готовит электрический автобус ZAZ A10, который, скорее всего, будут экспортировать в Польшу. В перспективе на Запорожском автозаводе вполне можно было бы выпускать электрические автомобили и автобусы для продажи внутри страны, но на данный момент это маловероятно – нет стимулирования к покупке такого транспорта от государства, а стоимость аккумуляторных батарей пока что не позволяет производить доступные для украинцев электромобили ЗАЗ.
На данный момент завод выпускает преимущественно Ланосы и Сенсы. ZAZ Vida на конвейере встречается куда реже. А линия по производству ЗАЗ Forza и вовсе законсервирована. Надо сказать, что и людей стало меньше – в былые годы пика продаж машин в Украине здесь всё «бурлило», а роботы трудились по 20 часов в сутки. Ну а сегодня простаивает и часть оборудования, и персонал оптимизирован соответственно – многие, кому пришлось покинуть предприятие, по словам руководства завода, уезжают из города. Среди них – ценные кадры, на подготовку которых ушли годы.
За 9 месяцев с конвейера сошло 6 с половиной сотен новых машин. Это на самом деле ничтожно мало и, возможно, даже не окупает расходы на энергоносители. Кстати, в целях экономии инженерам пришлось «переосмыслить» и оптимизировать расходы. Поэтому часть работ переложили на плечи людей – чтобы и кадры сохранить, и сэкономить на электроэнергии.
Дабы конвейер не остановился раз и навсегда, как говорит директор предприятия Николай Евдокименко, пришлось ужаться и ограничиться выпуском 25 авто в сутки.
Не Ланосом единым
Сейчас именно Сенс и Ланос помогают ЗАЗу выжить. И речь не только об украинском рынке, но и о Египте, куда украинское предприятие экспортирует штамповку для Lanos и Aveo.
Руководство соглашается, что без «нового дыхания» некогда могучий автогигант ждет последний вздох. И у ЗАЗа есть решение проблемы – кроссовер и новая Славута.
В Запорожье готовы выпускать кроссовер ЗАЗ, коим может быть уже знакомый украинцам Chery Tiggo2. Снова Чери, снова «нашемарка»? К этому можно относиться по-разному, но не стоит забывать, что ЗАЗ является одним из малочисленных заводов полного цикла с высоким уровнем локализации. То есть, большинство деталей и компонентов делаются в Украине и украинцами.
А это рабочие места, экономика области и т.д. Что касается Славуты, многие наверняка помнят, как в 2016-м году Slavuta Nova, созданная на базе концептуального Chery Riich G2, наделала на удивление много шума и вызвала бурные обсуждения в Сети. Это значит, что народ всё же ждет и верит, что АвтоЗАЗ наконец-то выпустит нечто новое и доступное. А главное – своё…
На заводе говорят, что и рады бы наладить выпуск новой модели. Утверждают, что идеи есть и техническая возможность есть. Чего не хватает? Инвестиций, экономической политики государства, ориентированной на развитие отрасли, или, хотя бы, определения приоритетов со стороны правительства. Ведь когда-когда, а именно сейчас ЗАЗу трудно конкурировать с нерастаможенными авто из Европы и, будем откровенны, с новыми бюджетниками узбекского Равона.
«Так пусть сделают свои авто дешевле», – скажете вы. Да, наверное, это могло бы помочь выбраться из «финансовой ямы», но печально известные события на Донбассе привели к тому, что иностранные инвесторы не только бояться вкладывать средства, а и остерегаются даже визитов на завод, объясняя это близостью линии фронта, до которой всего 200 км.
Более того – с недавних пор ЗАЗ покупает металл в… Словакии. Парадокс: одна из мощнейших стран на рынке металлургии покупает металл за границей. Зачем? В Украине не производят металл, пригодный для кузовов авто. Ранее же Запорожский автозавод закупал его в России, но по понятным причинам сменил поставщика, и теперь расплачивается за этот товар валютой. А это, конечно, отражается на себестоимости машин.
Закрыть и забыть?
Чего греха таить – многие украинцы считают, что ЗАЗ надо закрыть и забыть о нем. Судя по бездействию правительства, государственные мужи солидарны с народом. Конечно, это вариант, ведь общественное мнение гласит, мол, лучше взять б/у иномарку, чем новый ЗАЗ. Но если рассуждать так и далее, всё может закончиться тем, что в Украине останутся только торгово-развлекательные центры, а некогда мощнейшие предприятия переделают в пабы и лофт-пространства для фрилансеров. Не исключаю, что это будет даже более прибыльным, но вот правильным ли?
Несмотря на тяжелую ситуацию, топ-менеджеры ЗАЗа говорят, что не ждут финпомощи и преференций, а просто хотят получить от государства четкую позицию по вектору развития страны на обозримое будущее, что может помочь потенциальным инвесторам понять «правила игры» и, возможно, привлечет их внимание. Тем более, что с нуля ничего создавать не нужно, так как есть огромный потенциал.
То есть, если Украина определяет себя аграрной страной – завод переквалифицируют на выпуск сельхозтехники. Если авиационной – это тоже решаемо. Украинцев хотят пересадить на электромобили – и это возможно. Но пока что руководство Запорожского автозавода и его персонал, как и мы с вами, пребывают в состоянии «ежик в тумане», а само предприятие пусть и пытается просветить туманное будущее своими «противотуманками», но видимость все равно почти на нуле…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://www.autocentre.ua/avtopravo/avtobiznes/chto-sejchas-vypuskaet-zaz-i-budet-li-emu-chto-vypuskat-v-budushhem-384083.html