- Автомобиль «Запорожец»: характеристики, модели, история и отзывы
- ЗАЗ-965/965А
- ЗАЗ-966/968/968А
- «Запорожец» 968М
- «Запорожец» для экспорта
- Шутки о «Запорожце»
- Двигатель
- Коробка передач
- Отзывы
- Итоги
- 10 «Запорожцев», не вошедшие в серийное производство
- 1. Ушастый ЗАЗ-966 (1967 год выпуска)
- 2. Мини грузовик ЗАЗ-970 «пикап»
- 3. Фургон ЗАЗ 970Б – мини буханка
- 4. Еще один пикап ЗАЗ 970Г
- 5. Военизированный Запорожец ЗАЗ-971
- 6. Это Запорожец или ЛуАЗ?
- 7. Таврия 1970 года выпуска. ЗАЗ-1102
- 8. Таврия купе. ЗАЗ-1102
- 9. Такси от ЗАЗ
- 10. ЗАЗ 2320 или ЛуАЗ пикап
Автомобиль «Запорожец»: характеристики, модели, история и отзывы
Автомобиль «Запорожец» представляет собой легковую машину, которая выпускалась Запорожским заводом «Коммунар», больше известным как ЗАЗ. Известное на весь мир название объединило выпуск двух поколений транспортных средств, которые были схожи между собой некоторыми техническими характеристиками. При этом определенный промежуток времени они собирались одновременно. Чуть позже производство начальных моделей было остановлено.
История автомобиля «Запорожец» начинается с 1960 года. Первое поколение датировано 1960-1969 годами. В этот промежуток выпускались модели ЗАЗ-365 и ЗАЗ-365А. Второе поколение представлено линией ЗАЗ-368 и 368М. Производилось оно с 1966 по 1994 год.
Основным отличием автомобилей «Запорожец» является наличие особенной конструкции. Все они были двухдверными седанами, двигатель был представлен карбюраторным типом, а подвеска, установленная на колесных осях, была независимая во всех случаях.
ЗАЗ-965/965А
Основная модификация под названием ЗАЗ-965 выпускалась девять лет с 1960 года. Данный автомобиль «Запорожец» имеет прототип, с которого был взят основной дизайн кузова, а также некоторые технические аспекты (речь идет о руле, подвеске, коробке передач). Однако в отличие от первоначальной модели, которая является прародителем, основная конструкция была переделана, а двигатель – собран с нуля.
Автомобиль имеет 4 места, включая водительское сиденье. Переднее и заднее стекла способны взаимозаменять друг друга. Двери имеют отличный механизм, который позволяет открывать створки назад. Силовой агрегат, который получил данный автомобиль «Запорожец», для мирового автопрома был в новинку, так как использовался достаточно редко. Он представляет собой двигатель, работающий на 4 цилиндрах, имеющий специальное воздушное охлаждение. Следует отметить, что находится он сзади, а не спереди. Ведущими колесами стали задние. Описываемая модель ЗАЗ-365 производилась для экспорта и инвалидов.
Следующая модель ЗАЗ-965А отличалась своим двигателем: его объем составлял 887 м³, а мощность – 27 л. с. Вместо двух глушителей автомобиль получил лишь один, а молдинги на боковинах были убраны.
ЗАЗ-966/968/968А
После того как выпуск первого поколения был полностью отлажен, началась разработка следующей модификации. Произошло это в 1961 году. Прототип, с которого создавалась новая модель, появился осенью того же периода. Однако сказочным планам завода помешала экономическая ситуация предприятия (финансов не хватало), и сильное влияние оказало то, что у работающего коллектива было мало опыта. При этом все элементы, которые были добавлены в модель, стали заимствованными у других экземпляров, в частности у иностранных.
Серийное производство ЗАЗ-966 продолжалось с 1966 по 1972 год. При этом первое время с конвейера сходила лишь так называемая переходная модель, которая получила название 966В. Ее минусом стало то, что двигатель был рассчитан на 1,2 литра, а его мощность составляла 30 л. с.
Автомобиль «Запорожец» 968 ничем практически не отличался от 966 модели. Его главной особенностью среди всех имеющихся является улучшенный вариант двигателя и слегка измененная панель управления. Производитель постоянно выпускал модернизированный вариант машины. Изменения были минимальными, однако за несколько лет (уже к 1978) машина приобрела совершенно новый вид. Автомобиль ЗАЗ-968А был представителем данных экземпляров. В нем были усовершенствованы система безопасности, тормоза, панель приборов. Последняя также использовалась и в таком транспортном средстве, как автомобиль ЗАЗ-968М.
«Запорожец» 968М
Модель с индексом «М» пошла на выпуск в 1979 году. Именно она и закрыла ведущую эру «Запорожцев». На данный автомобиль ставились двигатели мощностью в 28, 41, 45 и 50 лошадиных сил. Наиболее часто встречался второй вариант.
От основной модели «М» отличилась экстерьером и интерьером. Дизайн был совершенно иным. Количество хромированных деталей сократилось, пластика, наоборот, стало больше. Из-за того, что была изменена система охлаждения силового агрегата, «уши» больше не устанавливались на кузов. Эта модель стала той, которую отечественный производитель так долго ждал – она не перегревалась. Однако с устранением такого минуса добавился другой. Стала засоряться коробка воздуховода, а его герметичность слишком быстро нарушалась.
Именно этот автомобиль «Запорожец» стал наиболее популярным. Именно его можно было встретить в свое время чаще всего на дорогах. Данная модель также выпускалась в варианте для инвалидов.
«Запорожец» для экспорта
Вместе с моделями для внутреннего рынка Запорожский завод выпускал экземпляры на экспорт. В зависимости от того, на какой рынок отправлялась та или иная машина, менялось название. Существовала «Ялта» (Jalta, Yalta) и «Элиетт» (Eliette). Такие наименования были придуманы потому, что для европейских людей слово «Запорожец» является сложным и для восприятия, и для произношения. Экспортные варианты отличались от аутентичных экземпляров улучшенным уровнем шумоизоляции. Также были установлены зеркала заднего вида, радио, накладки.
Продажи осуществлялись посредством финской и бельгийской компаний. В год продавалось не более 5 тысяч экземпляров.
Шутки о «Запорожце»
Двигатель автомобиля «Запорожец» часто приходил в негодность. Однако это было связано не с заводским браком, что так яро доказывали владельцы машины. Все проблемы возникали из-за неправильного ухода за средством передвижения. Также шутки появлялись из-за мотора под задним капотом и небольших размеров.
Однако нужно заметить, что на то время «Запорожец» представлял собой автомобиль, который ничем не отличался от импортных моделей своей категории в технических характеристиках. И поэтому постоянные издевательства над ним, по сути, были неуместны. При этом следует отметить, такие же машины марки «Фиат», «Рено», «Фольксваген» стали для своего народа достоянием и символом соответствующей эпохи.
Наиболее распространенная шутка заключалась в том, что автомобиль «Запорожец» − «горбатый». Речь идет о модели ЗАЗ-965, у которой был специфический кузов. Ее также прозвали «броневиком». Другие модели с индексами 966 и 968 получили в народе прозвище «ушастый» и «чебурашка» соответственно. Их наименования появились из-за системы охлаждения. «Мыльница» является моделью 968М. Люди отмечали ее сходство с этим предметом из-за отсутствия воздухозаборников. После развала Советского Союза появилась масса анекдотов, которые повествовали об авариях с участием «Запорожца» и «Мерседеса».
Двигатель
В различных модификациях двигатель имел мощность от 41 до 50 л. с. При этом он издавал достаточно громкий грохот во время работы. Агрегат способен работать около 40-50 км, однако здесь больше виноваты потребители, которые не следят за тем, какое топливо «поглощает» их автомобиль. Однако в этом состоит и основной плюс двигателя. Если импортные варианты способны умереть в таких условиях через маленьких промежуток времени, то «Запорожец» послужит верой и правдой еще очень долго. Устанавливаемые «воздушники» были рассчитаны на объем в 1,2 литра.
Коробка передач
Первое время новая трансмиссия работает хорошо, но со временем разбалтываются тяги и 4-ступенчатая коробка передач начинает давать сбои. Частой проблемой является затруднительное переключение между скоростями, что уже ведет к созданию аварийной ситуации на дороге. При покупке каждый покупатель должен был обсудить данный нюанс с продавцом.
Отзывы
Первый автомобиль «Запорожец» получил мало положительных отзывов, хотя и заинтересовал публику своим появлением. Основные плюсы, которые можно выделить, это:
- простота в эксплуатации;
- 100% гарантия того, что автомобиль не угонят;
- низкая стоимость;
- малое потребление топлива;
- быстрая замена двигателя;
- хорошая проходимость;
- вместительность.
Однако вместе с этими преимуществами можно выделить огромное количество минусов. Водители часто жаловались на перегрев мотора и ужасную шумоизоляцию. А также на то, что при наборе высокой скорости передок начинает подниматься, что ухудшает условия езды. С хорошей проходимостью нужно отметить плохую устойчивость. В принципе, данный автомобиль подойдет тем, кто любит раритет или хочет проехаться на нем недалеко всего несколько раз. Для постоянной езды, особенно на большие расстояния, автомобиль не подходит и вызывает массу неудобств. Многие отмечают недостаток оконных проемов сзади – они не открываются.
Итоги
Несмотря на многие недостатки этого автомобиля, которые вызвали создание огромного количества шуток и анекдотов, «Запорожец» полностью оправдывает свою стоимость. Мало того что запчасти на него дешевые и меняются достаточно быстро, так на машину никто не обращает внимания – ни угонщики, ни представители ДПС. Средство передвижения ЗАЗ способно как перевести груз, так и просто отвезти куда-то человека. При этом стоит выделить проходимость автомобиля, особенно на льду.
Источник статьи: http://fb.ru/article/243837/avtomobil-zaporojets-harakteristiki-modeli-istoriya-i-otzyivyi
10 «Запорожцев», не вошедшие в серийное производство
Мы собрали для вас подборку уникальных моделей Запорожцев! Ставьте лайк и читайте до конца, будет интересно!
На просторах бывшего Советского Союза не найти людей, которые не слышали о легендарном автомобиле «Запорожец». Как его только не называли: «Горбатый», «Ушастый», «Чебурашка». Сегодня это Таврия, которая выпускалась до недавнего времени на Запорожском автомобильном заводе «ЗАЗ». С момента выпуска первого автомобиля ЗАЗ прошло больше 50 лет, он остается популярен, особенно первые модели.
Существовало множество прототипов Запорожца, не ставших на конвейер. Каждый из перечисленных экземпляров был выполнен не только на бумаге, но и в реальном кузове. Данные экземпляры были известны только профессиональным автолюбителям, именно о 10-ти таких прототипах и поговорим сегодня.
1. Ушастый ЗАЗ-966 (1967 год выпуска)
Многие помнят, что первым Запорожцем была 965-ый или так же известный, как «Горбатый». В 1961-ом год стартовало производство Горбатого, но параллельно была разработан первый прототип ЗАЗ-966, так же известного как «Ушастый». Такое название он получил благодаря необычным воздухозаборникам на задних крыльях.
Несмотря, что прототип Ушастого появился в 1961-ом году, в серийное производство он попал только в 1967 году. На снимке выше представлен второй опытный образец, который не вошел в производство, хотя задняя часть напоминает о 966-ой модели, а вот передок существенно отличается капотом и решеткой радиатора.
– Объем двигателя – 900 см³, 27-30 л.с.
– Разгон до 100 – 37 с
– Максимальная скорость – 120 км/ч
– Расход топлива – примерно 5.5 л на 100 км
2. Мини грузовик ЗАЗ-970 «пикап»
Запорожец в большей части был известен в направлении легковых автомобилей. Но параллельно с серийными моделями велись разработки компактного развозного грузовичка под индексом ЗАЗ 970. Основой для данной модели послужила платформа 966 модели. Толщина стали кузовы — 0,7 мм, что делало машину очень тяжелой.
Грузоподъемность такого грузовичка составляла 350 килограмм, для хозяйственных целей этого было бы предостаточно. Кабина рассчитана на двух пассажиров, двигатель с воздушным обдувом и весьма неплохой дизайн кузова. Все же ЗАЗ-970 так и остался прототипом, который выпустили в нескольких пробных экземплярах.
– Объем двигателя – 900 см³, 27-30 л.с.
– Разгон груженой машины всего до 70 км/ч
– Расход топлива – примерно 7,5 л на 100 км
3. Фургон ЗАЗ 970Б – мини буханка
Вслед за небольшим грузовичком, инженеры ЗАЗ разработали компактный фургон. По сути, от грузовичка модель отличается только задней частью кузова. Под капотом такого необычного прототипа был весьма слабый двигатель, мощностью 27 лошадок.
Интересный факт, не сохранилось ни одной фотографии прототипа сзади. Для многих любителей моделирования это был полет фантазий. За основу берут пассажирскую версию фургона с индексом ЗАЗ-970В, у которого вместо боковых панелей установлены стекла.
Масса кузова — 750 кг.
4. Еще один пикап ЗАЗ 970Г
Спрос на компактные пикапы того времени был немалым, но в серийное производство их особо не выпускали. Очередной доработкой и дальнейшим развитием 970-ом модели стал прототип Запорожец 970Г.
Предполагают, что было построено 2 прототипа данной модели, при этом грузоподъемность инженеры увеличили до 400 кг. Несмотря на слабый двигатель, характеристики такого прототипа ЗАЗ были существенно лучше, да и сам дизайн мог легко превратить пикап в фургон.
5. Военизированный Запорожец ЗАЗ-971
Как бы это смешно не звучало, но инженеры Запорожского автомобильного завода разработали прототип военизированного Запорожца с индексом ЗАЗ-971. Разработка приходилась на 1962 год, поэтому данная модель из-за отсутствия потребностей была выпущена в единственном экземпляре.
Тентованный верх, ребристые части кузова и весьма незамысловатое устройство двигателя. Как шутили военные, данный прототип можно было разобрать по запчастям, переправить на лодках через реку, снова собрать и поехать дальше. Одним словом, он получился простым и надежным.
6. Это Запорожец или ЛуАЗ?
Многие видели серийный ЛуАЗ, тот же ЗАЗ 969, прототип которого впервые представили в 1964 году. Разработанную модель на НАМИ сначала хотели производить на Запорожском автозаводе, даже выпустили первую пробную партию из 50-ти экземпляров.
Из-за организационных вопросов, производство модели перевели в Луцк, соответственно автомобиль получил название ЛуАЗ-969. Серийная модель была немного доработана, но это не испортило общее представление об автомобиле.
7. Таврия 1970 года выпуска. ЗАЗ-1102
Первый серийный экземпляр легендарной Таврии сошел с конвейера только в 1987 году, прототип модели был разработан еще в 1970-ом. Инженеры Запорожца опережали время разработок и многим доказывали прогресс, но ленивое руководство никак не спешило показывать покупателю новые экземпляры и ставить их на конвейер. В 1970-ом году было принято решение, что легендарный 965-ый устарел и его необходимо заменить новой моделью.
От партии задание о замене модели поступило в 1978-ом году, но бюрократические моменты и прочие детали привели к существенной задержке в производстве. Только в 1987-ом году с конвейера сошла новая модель, но на то время она была морально устаревшей.
– Объем двигателя – 900 см³, 40 л.с.
– Максимальная скорость – 140 км/ч
8. Таврия купе. ЗАЗ-1102
Помимо привычной Таврии хэтчбек, инженеры «Запорожца» решили внести коррективы. В 1970-ом году была представлена Таврия купе, то есть на две двери с длинной задней частью. Особых технических отличий от обычной Таврии данная модель не имела.
Основная разница была в кузове, да и по утверждениям специалистов, посадка в такой экземпляр автомобиля лучше и проще. По неизвестным причинам, данная модель так и осталась прототипом. Всего было выпущено несколько пробных экземпляров, но дальнейшее производство не было поставлено на конвейер.
– Объем двигателя – 1 л, 43 л.с.
– Максимальная скорость – 140 км/ч
9. Такси от ЗАЗ
Неизвестно мог ли этот прототип принести пользу, но ЗАЗ Такси существовал. Для водителя выделено минимум места, а вот для пассажира и его багажа места больше. Прототип так и остался только на бумаге, даже не дойдя до реализации в железном кузове.
10. ЗАЗ 2320 или ЛуАЗ пикап
Закрывает перечень самых необычных прототипов Запорожца – ЗАЗ 2320 или же ЛуАЗ. После выпуска первого ЛуАЗ-969 и весьма неплохой популярности, ЗАЗ не стал разрывать связи и передал на производство небольшой пикап. Почти на грани развала СССР, было выпущено 4 экземпляра грузопассажирского самосвала ЛуАЗ.
Стоит отметить, что данные 4 экземпляра все-таки продали. Основное отличие от 969-ой модели только в задней части, которая выполнена в виде кузова, кабина ж рассчитана на посадку 2-ух пассажиров.
Видео-обзор производства ЗАЗ:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/fastmb/10-zaporojcev-ne-voshedshie-v-seriinoe-proizvodstvo-5cd98036a682f400afb9fc3c