- В России вновь резко подорожают машины: почему это происходит
- Что такое утилизационный сбор и когда он появился
- И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?
- Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?
- Так что, ждать подорожания?
- Сколько госбюджет получает от утильсбора?
- Сколько машин в минуту выпускают Toyota, Volkswagen и другие компании — рейтинг
В России вновь резко подорожают машины: почему это происходит
Скоро в России на 25 процентов вырастет утилизационный сбор на автомобили. Соответствующее постановление, подготовленное Минпромторгом, проходит общественные слушания. После этого документ, с высокой степенью вероятности, одобрят и ставки пересчитают. Чиновники обещают, что хуже не станет. Разбираемся, так ли это на самом деле, зачем вообще нужен утильсбор и на что он влияет.
Что такое утилизационный сбор и когда он появился
Утилизационный сбор ввели в 2012 году. Создание такого инструмента поддержал Владимир Путин, который тогда был премьер-министром. Сбор стал не только попыткой позаботиться об экологии (собираемые деньги должны были пойти на организацию мощностей по утилизации старых автомобилей и их частей), но и мощным государственным рычагом воздействия на автомобильные компании и инструментом поддержки брендов с локализованным производством.
Утильсбор появился после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Создание единого торгового пространства означало постепенное снижение импортных пошлин на иностранную продукцию, в том числе на автомобили: сначала с 30 до 25 процентов, а в течение следующих семи лет ещё на 10 пунктов.
Такие послабления могли привести к тому, что в Россию хлынул бы поток дешёвых подержанных иномарок, а локализованные новые автомобили проигрывали им в цене. Чтобы этого не допустить и стимулировать отечественный рынок, в Минпромторге предложили ввести новую заградительную пошлину для импорта как подержанных, так и новых машин. К популяризации утильсбора подключили даже российский «Гринпис»!
По новым правилам и компании-импортёры, и частные покупатели при ввозе иномарки должны платить фиксированный сбор. Базовая ставка для легковых автомобилей составила 20 000 рублей. Эта сумма умножалась на различные коэффициенты, зависящие от возраста машины, мощности двигателя, массы и так далее.
Например, новый автомобиль с мотором объёмом менее одного литра имел коэффициент 0,86, а такой же старше трёх лет — уже коэффициент 5,3. Машины с объёмом двигателя до двух литров считались по ставкам 1,34 и 8,26 соответственно, а в случае с моторами больше 3,5 литра коэффициенты составляли от 5,5 до 35,01.
Для ясности рассмотрим расчёт утильсбора для импортного Mercedes-Benz с бензиновым мотором объёмом 1,8 литра, который в 2012 году стоил около 1,9 млн рублей.
Для этого нам необходимо знать категорию легкового автомобиля (в данном случае это М1), а также соответствующий коэффициент (для ввоза в коммерческих целях нового автомобиля с мотором объёмом от 1 до 2 литров он составляет 1,34). Умножаем базовые 20 000 рублей на 1,34 и получаем 26 800 рублей.
Если бы такой автомобиль, но уже старше трёх лет, для собственного пользования ввозил частник, то базовую ставку надо было бы умножить на 0,15. То есть утильсбор составил бы 3000 рублей (не путайте с таможенным сбором).
Значительно больше пришлось бы заплатить за ввоз подержанного старше трёх лет для коммерческой организации или для перепродажи. В этом случае коэффициент составил бы 8,26, а сумма утильсбора взлетела до 165 200 рублей!
Аналитики PricewaterhouseCoopers в 2012-м рассчитали, что введение утильсбора будет ежегодно приносить бюджету до четырёх миллиардов долларов. При этом на создание всей инфраструктуры для уничтожения старых машин, в том числе заводов по переработке, требовалось вдвое меньше.
Компании со сборочными предприятиями в России поначалу от уплаты утильсбора освободили, но обязали создать инфраструктуру для утилизации в будущем, а также построить пункты переработки во всех крупных населённых пунктах (с населением не менее полумиллиона человек).
С 2014 года сбор распространили на всех — даже на тех, у кого есть полноценное производство в России. Однако тем, кто вложился в создание полноценной производственной базы, правительство начало предоставлять различные субсидии и преференции.
И что, с 2012 года никаких изменений с утильсбором не случалось?
Как бы не так! Базовая ставка для легковушек до настоящего времени осталась на первоначальном уровне, но повышающие коэффициенты регулярно росли. Наиболее заметное за последние годы повышение утильсбора произошло совсем недавно, 1 января 2020 года. Вот как коэффициенты выглядели в прошлом году.
Виды и категории транспортных средств (ТС) | Коэффициент расчёта для новых ТС | Коэффициент расчёта для ТС, с даты выпуска которых прошло более 3 лет |
---|---|---|
С электродвигателем, за исключением гибридных | 1,63 | 6,1 |
С рабочим объёмом двигателя не более 1000 куб. см | 2,41 | 6,15 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 8,92 | 15,69 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 14,08 | 24,01 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 12,98 | 28,5 |
С рабочим объёмом двигателя свыше 3500 куб. см | 22,25 | 35,01 |
Ввозимые физлицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя | 0,17 | 0,26 |
Для легковых автомобилей ставки в среднем выросли на 110,7 процента. Для машин с двигателем до одного литра утильсбор повысился на 46,1 процента, а для автомобилей с двигателем от 3,5 литра — на 145 процентов! В самом массовом сегменте — автомобилей с моторами объёмом от одного до двух литров — сбор подскочил на 112,4 процента.
В правительстве тогда заявили, что эти изменения — «ответ на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты».
Как на это отреагировали дилеры и автопроизводители?
Против изменения коэффициентов выступили как сами автопроизводители, так и дилеры. Они и без того были недовольны ростом ставки НДС с 18 до 20%, а повышение утильсбора означало для них новые расходы и, как следствие, рост цен.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не допустить повышения утильсбора. Дилеры заявили, что это приведёт к значительному подорожанию автомобилей и существенному падению продаж.
«Увеличение ставок утилизационного сбора приведёт к увеличению стоимости товаров, что крайне негативно отразится не только на автомобильном рынке, который и так уже несколько месяцев находится на грани существенного падения, но и на экономике в целом, так как смежные отрасли с автомобильной также пострадают», — говорилось в письме РОАД. Эксперты спрогнозировали, что импортные машины подорожают на 2–3 процента, а локализованные — на 1–1,5 процента.
Об этом же просила и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).
Но в правительстве планы не поменяли. Более того, глава Минпромторга Денис Мантуров сразу предупредил, что в 2021 или 2022 году утильсбор проиндексируют опять. Именно это сейчас и происходит.
Базовая ставка утилизационного сбора на легковые машины вырастет с 20 до 25 тысяч рублей, а на грузовики и прицепы — со 150 до 187,5 тысяч. При этом Мантуров не ожидает роста цен на машины российского выпуска, из-за того что производителей таких автомобилей поддерживает государство. В стоимости импортных машин, по оценке министра, доля утильсбора — всего 2–5 процента.
В ведомстве уточнили, что на новые размеры сбора влияют экономические факторы, включая изменение курса рубля, уровень инфляции и динамику рынка. Минпромторг добавил, что рост утильсбора нивелируется уменьшением ввозных пошлин: в 2018–2019 году для легковых автомобилей она упала с 20 до 15%.
Итак, когда новые ставки начнут действовать, для транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объёма двигателя, они составят не более 4500 рублей для новых автомобилей и не более 6500 рублей для подержанных. Ставки для машин, импортируемых с коммерческими целями, естественно, будут выше.
Так что, ждать подорожания?
Если машина импортная, ни на какие субсидии при её покупке рассчитывать нельзя, и производители включают все дополнительные расходы в цену. Если же у производителя есть свои заводы в России и подписаны соглашения с правительством, то покупатели получат господдержку, которая помогает сдерживать резкий рост цен. Но такие меры не всегда способны покрыть все негативные факторы, среди которых — падение курса рубля (–30 процентов по отношению к евро по итогам 2020 года по данным Центробанка) и дефицит машин из-за простоя в пандемию. Да и сами госпрограммы распространяются на ограниченный набор локализованных в России моделей не дороже 1,5 млн рублей. А в РФ выпускают и машины, которые стоят намного дороже!
Аналитик брокерской компании Alpari Александр Лосев считает: утильсбор уже включён в цену автомобиля в автосалоне, а любая дополнительная нагрузка тут же будет переложена на плечи потребителя. По его словам, так эта схема работает в любом секторе экономики России.
«В Минпромторге уверены, что автомобили отечественного производства не подорожают, а иномарки если и вырастут в цене, то незначительно. В это мало верится, — рассуждает Лосев. — Новое повышение утильсбора может привести к подорожанию автомобилей в среднем на 4–6 процентов». По его же словам, за последние два-три года утильсбор стал одним из механизмов «накачивания денег в бюджет».
«Предполагается, что вся выгода от повышения утилизационного сбора в 2021 году будет направлена на активизацию спроса на рынке. Дополнительные финансовые поступления в бюджет дадут властям возможность в дальнейшем поддерживать программы льготного автокредитования, льготные программы лизинга и сохранить дисконт в предложениях газомоторной техники. Иными словами, потребитель должен сначала заплатить, чтобы потом пользоваться преференциями», — подытожил Лосев.
На 2021 год заложено более 16 миллиардов рублей, которые будут распределены по различным программам. Речь идёт о льготном автокредитовании и лизинге, а также скидке на газомоторную технику. Эти меры помогут продать около 93 тысяч автомобилей.
Проще говоря, правительство старается ограничить дополнительными пошлинами ввоз автомобилей, собранных за границей, а на полученные от них средства поддерживает тех, кто сборку уже локализовал. Однако источники Журнала Авто.ру среди автопроизводителей признают, что и тут условия созданы неравные. Некоторые компании продают модели с минимальным процентом локализации, а льготы получают на уровне брендов, использующих большое количество отечественных компонентов. Поэтом некоторые производители просили чиновников дифференцировать ставку утильсбора в зависимости от объёмов инвестиций в производство в РФ. Но пока этого не произошло.
Сколько госбюджет получает от утильсбора?
По данным Министерства финансов, в 2019 году бюджет получил 206,34 млрд рублей с локализованных транспортных средств (включая шасси и прицепы к ним), а с импортных — 54 млрд рублей. В 2020 году за локализованные автомобили собрали 248,36 млрд рублей. Согласно закону о бюджете, по планам на 2021 год такой сбор принесёт 326,53 млрд рублей, а в — 344,5 млрд.
Собранные платежи Минпромторг направляет на те самые госпрограммы поддержания спроса на автомобили и промышленные субсидии для компаний, подписавших с правительством специнвестконтракты.
А ещё чиновники не отказываются и от поддержки экологического имиджа этого платежа. Как рассказали в Минпромторге корреспонденту Журнала Авто.ру, сейчас сбор производители платят «для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации автомобильной техники».
В связи с такими новостями перенесёте покупку?
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/utilisetallageanalisis/
Сколько машин в минуту выпускают Toyota, Volkswagen и другие компании — рейтинг
Крупный лизинговый маркетплейс Money Shake опубликовал исследование, посвящённое тому, что происходит в мировом автопроме каждую минуту. Подсчитано, кто и где собирает больше всего автомобилей, продаёт больше всего электрокаров и зарабатывает больше всего денег.
Самым оперативным производителем исследование называет компанию Toyota: с её конвейеров сходят в среднем 19,9 автомобиля ежеминутно. Отставание Volkswagen с результатом в 19,8 машины чисто символическое. Замыкает тройку самых высокопроизводительных брендов компания Hyundai, выпускающая каждую минуту по 13,7 единицы. В десятку также вошли GM, Ford, Nissan, Honda, FCA, Renault и альянс PSA. Показатель последнего — 6,9 автомобиля ежеминутно.
Примечательно, что цифры концернов Volkswagen и General Motors учитывались целиком, без разбивки по брендам — как и в случае с FCA и PSA, а вот Renault и Nissan участвуют в рейтинге с индивидуальными достижениями.
Наиболее активным производителем из Китая назван концерн SAIC, штампующий 5,5 автомобиля каждую минуту. При этом весь Китай в целом по объёмам производства заметно опережает другие страны: ежеминутно с местных конвейеров сходит 48,9 автомобиля, что больше, чем в США, Японии и Германии вместе взятых.
Что касается объёмов выручки, рассчитанных на основании официальных данных о заработках мировых концернов, первое и второе места также принадлежат Toyota и Volkswagen (533 и 523 тысячи долларов ежеминутно), а вот на третьем месте обосновался Daimler, который каждые 60 секунд зарабатывает 360 тысяч долларов. В десятку самых высокодоходных производителей включены Ford, Honda, GM, SAIC, FCA и BMW, а замкнул этот экзотический рейтинг бренд Nissan с результатом в 183 тысячи.
Исследователи отмечают: чтобы заработать столько же, сколько Toyota получает каждую минуту, среднестатистический британец должен не разгибаясь трудиться 12 лет. В США ситуация попроще: местному жителю понадобится 9 лет.
Самым быстрым производителем электрокаров оказалась Tesla: компания по подсчётам аналитиков продаёт по 42 машины в час. Второе место занял китайский концерн BYD: ежечасно по миру покупают 26 электромобилей этого производителя. На третьем — фирма BAIC (18 машин в час), а на четвёртом, как ни странно — BMW (15 электрокаров в час). В абсолютных цифрах больше всего электрического транспорта продаётся в Китае, а страной с самым высоким индексом популярности «зелёных» машин названа Норвегия. Здесь на каждые 10 тысяч населения приходится 148 электрокаров, и это на 261% больше, чем в Швеции, занявшей второе место.
По результатам 2019 года больше всего средств с продажи одного автомобиля выручала компания Ferrari. К примеру, фирме Nissan, чтобы получить столько же, приходится продавать 926 машин.
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/figureofdaycarproduction/