ОНФ представил топ-10 самых дорогих автомобилей для муниципальных учреждений
Активисты ОНФ проанализировали закупки автомобилей, проведенные в 2019 г. муниципальными образованиями страны, и составили топ-10 самых дорогих автомобилей для муниципальных учреждений. Об этом на пресс-конференции рассказал координатор Бюро расследований ОНФ по Приволжскому федеральному округу Вадим Нуждин.
С самого начала деятельности Бюро расследований ОНФ (ранее – проект ОНФ «За честные закупки») занимается мониторингом закупок роскоши. В новый топ-10 закупок дорогих автомобилей, составленный по итогам 2019 г., попали тендеры на сумму 28,9 млн руб.
«После выхода нескольких «индексов расточительности» в 2015 году активисты ОНФ предложили законодательно ограничить стоимость автомобилей, которые могут закупаться органами власти. С 2016 года в стране действует постановление о нормировании, регулирующее предельную стоимость закупок автомобилей. Согласно документу, автомобиль стоимостью до 2,5 миллиона разрешен федеральному министру. Регионы разрабатывали свои документы о нормировании, которые не должны были противоречить федеральным нормам. Однако некоторые руководители небольших муниципалитетов считают, что они, как и министры, будут передвигаться на автомобилях за 2,5 миллиона рублей, а то и дороже», – рассказал Нуждин.
Первую строчку рейтинга заняло МКУ «Административно-хозяйственный комплекс» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области. Учреждение закупило два легковых автомобиля Ford Eхplorer за 3 млн руб. каждый.
На втором месте оказалась администрация муниципального района Кинельский Самарской области. Активисты обнаружили закупку на поставку легкового автомобиля стоимостью 2,8 млн руб. для нужд МБ «Управление и обслуживание муниципального хозяйства».
«Мы оперативно обратились к заказчику и в конструктивном диалоге нам удалось убедить их, что покупка за счет налогоплательщиков Toyota RAV 4 Prestige Safety не будет способствовать эффективности. Представители власти должны демонстрировать ответственный подход к работе, а не любовь к роскоши. Чиновники прислушались к нашим доводам и отменили закупку», – рассказал Нуждин.
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по имущественным и земельным отношениям Вилюйского улуса (район)» Республики Саха (Якутия) оказалось на третьем месте. Учреждение планировало приобрести два автомобиля Toyota Camry Executive Safety для администрации муниципального района по 2,6 млн руб. каждый. Контракт был расторгнут через три дня без оплаты.
На четвертом месте рейтинга – Сахалинская область. МКУ «Централизованная бухгалтерия города Курильска» приобрела два Mitsubishi Pajero Sport по 2,6 млн руб. каждый. На пятом – Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки Ставропольского края, который приобрел Toyota Camry за 2,5 млн руб.
Также в рейтинг попали МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба и хозяйственно-техническое обеспечение» Воронежской области, администрация Мелеузовского муниципального района Республики Башкортостан, управление муниципальным имуществом и земельными отношениями МО «Балаганский район» Иркутской области, администрация МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области, МКУ горда Нягань «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Все заказчики закупают автомобили дороже 2,46 млн руб.
«Лучшим средством от аппетита чиновников к роскоши остается общественный контроль и законодательные ограничения. Институт нормирования должен стать действенным инструментом повышения эффективности трат. Пока для представителей власти в муниципалитетах основной ценностью является собственный комфорт, средства бюджета утекают мимо улучшения качества жизни населения. Мы обратимся к заказчикам с просьбой обосновать необходимость подобных трат. А также обратим внимание регионов на необходимость привести нормирование закупок автомобилей в соответствие с федеральными нормами, так как некоторые заказчики, попавшие в рейтинг, позволяют себе автомобили, по стоимости превосходящие транспорт федеральных министров», – отметил координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Госдумы Антон Гетта.
Источник статьи: http://onf.ru/2020/02/06/onf-predstavil-top-10-samyh-dorogih-avtomobiley-dlya-municipalnyh-uchrezhdeniy/
Машины для чиновников и компаний: не угадаете Топ-3!
На долю корпоративных закупок в 2020 году в России пришлось чуть менее 15% всего объема авторынка, это без малого 218 тысяч машин. Но у некоторых брендов процент продаж корпоративным клиентам совсем невелик, а иные, напротив, делают львиную долю дохода именно на таких сделках.
Специалисты аналитического агентства «Автостат» составили рейтинг из 20 автомобильных марок, у которых годовой объем закупок юридическими лицами (т.е. компаниями, организациями, учреждениями, предприятиями) превысил 1000 автомобилей. Изучение этого рейтинга интереснее начинать с конца.
В самом низу списка, на местах от 20-го до 18-го, расположились Haval, Mazda и Hyundai — у этих брендов корпоративные продажи составляют менее 10% от общего объема.
Места с 17-го по 12-е занимают (по возрастанию) Mitsubishi, Kia, Lada, Nissan, Renault, Skoda — они продают юрлицам от 10 до 16% своих автомобилей. Дальше, на местах с 11-го по 6-е — крепкие середняки, имеющие от корпоративных клиентов 20–30% доходов: Volkswagen, Lexus, Toyota, Chevrolet, Volvo, Audi. Первую пятерку замыкают Mercedes-Benz и BMW — у них, соответственно, 34% и 35% доходов составляет прибыль от продаж компаниям и госучреждениям.
Две компании из тройки лидеров имеют очень близкие результаты: 37,3% и 37,4% — настолько зависят от корпоративных продаж российские представительства Land Rover и Porsche. А впереди них с огромным отрывом УАЗ: 51,3% продукции Ульяновского автозавода закупается юрлицами, и большую часть этого объема, как известно, занимают госзаказы.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/news/927181-mashiny-chinovnikov-i-kompanij-v/
Джип не по чину
Энтузиасты изучили тендеры на приобретение автомобилей для муниципальных казенных учреждений со всей страны на общую сумму 28,9 миллиона рублей. Лидером стало МКУ «Административно-хозяйственный комплекс» Кингисеппского района Ленинградской области, которое обзавелось двумя Ford Eхplorer. Каждая легковушка обошлась местной казне в три миллиона. На втором месте оказалась администрация Кинельского района Самарской области, которая хотела обеспечить подведомственное учреждение служебным авто за 2,8 миллиона.
— Мы оперативно обратились к заказчику и в конструктивном диалоге убедили его в том, что покупка за счет налогоплательщиков Toyota RAV4 Prestige Safety не будет способствовать эффективности. Чиновники отменили закупку, — рассказал координатор бюро расследований ОНФ по Приволжскому федеральному округу Вадим Нуждин.
Предотвратили необоснованные траты и в Якутии, где двумя Toyota Camry Executive Safety по 2,6 миллиона каждая планировало обзавестись МКУ «Комитет по имущественным и земельным отношениям Вилюйского улуса». Контракт расторгли через три дня без оплаты.
Остальные участники рейтинга все же приобрели себе престижные иномарки. Так, под прицел «фронтовиков» попало МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба и хозяйственно-техническое обеспечение» Калачеевского района Воронежской области с внедорожником Skoda Kodiaq за почти 2,5 миллиона и администрация Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области с Mitsubishi Pajero Sport за 2,48 миллиона.
— После выхода нескольких «индексов расточительности» в 2015 году активисты ОНФ предложили законодательно ограничить стоимость автомобилей, которые могут приобретаться органами власти. С 2016 года в стране действует постановление о нормировании, регулирующее предельную стоимость таких закупок. Согласно этому документу, автомобиль стоимостью до 2,5 миллиона разрешен федеральному министру. Регионы разрабатывали свои документы о нормировании, которые не должны были противоречить федеральным нормам. Однако некоторые руководители небольших муниципалитетов считают, что они, как и министры, могут передвигаться на автомобилях за 2,5 миллиона, а то и дороже, — пояснил Нуждин.
Бюро расследований обратит внимание чиновников на необходимость привести нормирование закупок служебных автомобилей в субъектах РФ в соответствие с федеральными нормами.
В управлении делами Воронежской области в ответ на запрос «РГ» сообщили, что при расчете затрат на приобретение служебного легкового автотранспорта для правительства региона и подведомственных ему казенных учреждений действуют ограничения, установленные нормативами обеспечения функций госорганов. Правила определения таких затрат утверждены постановлением правительства области от 30.12.2014 года N 1218. В документе задана верхняя планка в 2,5 миллиона рублей (включительно) для гражданских служащих, относящихся к руководителям высшего звена и их заместителям.
Проще говоря, речь о тех, кто возглавляет какое-либо управление или департамент, аппарат или секретариат председателя правительства региона и его замов, а также о полпредах губернатора в облдуме и при федеральных органах власти. В той же части табели о рангах находятся, например, пресс-секретарь и референт губернатора, председатели региональной КСП и избиркома.
Между тем
Изначально в постановлении стояли другие цифры. Для служебных авто, закрепленных за крупным чиновником персонально, действовало ограничение в полтора миллиона рублей. Для «общих» машин, предоставляемых по вызову, максимальная стоимость равнялась одному миллиону. В июле 2019 года нормативы увеличили. Теперь на пресловутые 2,5 миллиона разрешается приобрести авто с персональным закреплением. В категории машин по вызову предельная сумма не изменилась.
Источник статьи: http://rg.ru/2020/02/18/reg-cfo/chinovnikov-iz-voronezha-i-tveri-pojmali-na-pokupke-dorogih-avto.html
ОНФ составил рейтинг закупаемых для госкомпаний сверхдорогих машин
Любят Mercedes
Общероссийский народный фронт (ОНФ) составил «Индекс расточительности» (есть у РБК), в котором проанализированы закупки в 2017 году дорогих автомобилей госкомпаниями и структурами, занимающимися господрядами. РБК проверил рейтинг ОНФ по базе «СПАРК-Интерфакса» и другим использованным при его составлении источникам.
Возглавил «Индекс расточительности» Mercedes-Benz S-560 за 11,2 млн руб., который заказала страховая компания «ВТБ Страхование» (на 100% принадлежит ПАО «ВТБ», 60,93% голосующих акций которого, в свою очередь, принадлежат Росимуществу). Салон иномарки должен быть декорирован коричневым полированным корнем ореха, оснащен сиденьями с функциями массажа и панорамной крышей с электроприводом, следует из тендерной документации.
Два представительских Mercedes-Benz S-500 стоимостью 8,4 млн и 7,7 млн руб. приобрели Самарская сетевая компания и «Башспирт», 100% акций которой принадлежат Минземимуществу Республики Башкортостан. Для энергетиков машина закупалась с холодильником в спинке заднего сиденья, для «Башспирта» — с функцией ароматизации, ионизации и фильтрации воздуха и часами, дизайн которых разрабатывался для Maybach.
Собственник компании-заказчика: ПАО «ВТБ» (100%), которым на 60,93% владеет Росимущество
Регион: Москва
Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири из Красноярского края, связанная с «Россетями» и Росимуществом, заказала Mercedes-Benz V-Class 250 D за 6,4 млн руб.
Другая компания, «Транснефть — Балтика», закупала Lexus LX 570 за 6,3 млн руб. (подробнее о связи этой компаний и остальных структур из списка ОНФ с государством см. схему). Среди заказанных опций Lexus — отделка салона из черного дерева шимамоку и четыре камеры по периметру автомобиля с системой помощи при движении по бездорожью и функцией проекции пространства под днищем.
Далее в рейтинге следуют «Коммунарские электрические сети» (Toyota Land Cruiser 200 Lux Safety за 6,1 млн руб.), «Газпром» (Mercedes-Benz V 250 за 5,6 млн руб.), ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт» (Audi A8L за 5,6 млн руб.), самарская компания «Авиаагрегат» и крымская «Севастопольгаз» (Toyota Land Cruiser за 5,5 млн руб.).
Автомобиль за 3 млн руб. понадобился Большому Санкт-Петербургскому государственному цирку. Марка не указывается.
Составители рейтинга искали машины через сайт госзакупок. Для проверки связи собственников компаний с государством в ОНФ пользовались данными Национального бюро кредитных историй, «СПАРК-Интерфакса», системы тендеров Seldon и информацией из открытых источников, рассказали РБК в пресс-службе проекта ОНФ «За честные закупки».
Почему в рейтинг ОНФ попали частные компании
В списке ОНФ есть несколько компаний, в которых федеральные и региональные власти формально не имеют блокирующего пакета или не присутствуют вовсе: Самарская сетевая компания, «Коммунарские электрические сети», «Севастопольгаз», Территориальная генерирующая компания № 2, Ново-Рязанская ТЭЦ, «Электротеплосеть».
Это компании, которые монопольно предоставляют важнейшие услуги населению — водоснабжение, электроэнергия и так далее — и живут за счет оплаты гражданами тарифов, объяснили РБК их включение в свой список в пресс-службе «За честные закупки». В ОНФ убеждены, что такие компании, как и государственные, обязаны отчитываться о своих закупках публично.
Тендеры отменяют
6 октября ВТБ отказался от закупки Mercedes-Benz S-560 за 11,2 млн руб. — лидера рейтинга. «По решению руководства «ВТБ Страхования» данную закупку решено не проводить. Информация с сайта госзакупок снята», — заявили РБК в пресс-службе ВТБ.
Закупку «Авиаагрегатом» Toyota Land Cruiser отменили, после того как активисты сообщили компании, что ее тендер попал в реестр «сомнительных закупок», отметили в ОНФ. «После получения такого сообщения заказчики часто решают самостоятельно отменить закупку», — объяснили РБК в движении.
Отменили покупку Toyota Land Cruiser и «Коммунарские электрические сети» из Ленинградской области. ФАУ «Российский речной регистр» и ФКП «Чапаевский механический завод» отказались закупить легковые автомобили за 5,4 млн и 3,4 млн руб. соответственно. В «Коммунарских электрических сетях» РБК объяснили отказ от закупки тем, что «деньги на другие нужды понадобились».
Жалуются Путину
Законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые в 2013 году предложил основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. и организовал сбор подписей на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ), где его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей. Но рабочая группа при правительстве отказалась вносить предложение на рассмотрение Белого дома.
В сентябре 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников, в том числе автомобилей. Автомобили не дороже 2,5 млн руб. и мощностью не более 200 л.с. по нормативам могут себе позволить руководители и их заместители федеральных госорганов (за исключением глав федеральных агентств и их заместителей). Потолок по стоимости легковых машин для руководителей федеральных агентств и их заместителей составляет 2 млн руб.
Активисты ОНФ занимаются анализом госзакупок не первый год, и если в отношении органов власти введены определенные нормативы, то в отношении госкомпаний это не сделано. Их закупки по-прежнему осуществляются бесконтрольно, рассказал РБК координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта («Единая Россия»).
Проблему с закупкой госкомпаниями «дорогих, а иногда и сверхдорогих автомобилей» в ОНФ поднимали в 2015 году во время встречи с Владимиром Путиным, напомнил депутат. «Президент тогда поручил подготовить совместно с ОНФ и представить предложения по внесению в законодательство изменений и установил срок исполнения этого поручения до 1 февраля 2016 года», — отметил Гетта, посетовав, что поправки в законодательство так и не были подготовлены. Единоросс отметил, что фронт продолжит добиваться введения ограничений на закупку дорогих иномарок.
С февраля этого года, по подсчетам активистов проекта, на «самоограничения» в госзакупках пошли только 34 госкомпании (это чуть больше половины всех госкомпаний России), рассказал Гетта.
Покупки объясняют
РБК направил запросы и связался со всеми 28 компаниями из списка ОНФ; часть из них объяснила необходимость приобретения дорогой техники.
Начальник отдела по работе со СМИ «Тюменьэнерго» Оксана Тришина объяснила закупку электромобиля Nissan Leaf за 5 млн руб. «принципами высокой социальной ответственности» и «вклада в дело сохранения окружающей среды». В компании планируют начать эксплуатацию электромобилей в сложных климатических условиях. Кроме того, сумма закупки включает в себя таможенные сборы и доставку и может быть снижена в ходе торгов.
В отделе закупок компании «Ново-Рязанская ТЭЦ» РБК покупку Lexus RX 350 за 4,1 млн руб. связали с нуждами членов совета директоров компании и добавили, что частная компания не обязана отчитываться о своих тратах.
В отделе подготовки и проведения торгов АО «Транснефть — Приволга», которое в рейтине ОНФ значилось как покупатель одного внедорожника Toyota Land Cruiser Prado 150 за 3,9 млн руб., уточнили РБК, что купили два таких автомобиля. В компании сказали, что заказ внедорожников объясняется «производственными нуждами» «выезжать в отдаленные районы».
ФГУП «Управление строительства № 30» приобретает Toyota Land Cruiser 200 за 5,5 млн руб. для первого заместителя руководителя, подтвердил РБК руководитель компании Андрей Максимов, уточнивший, что компания частная.
«Газпром» приобрел автомобиль Mercedes-Benz V 250 D 4MATIC за 5,7 млн руб., подтвердил РБК сотрудник «Газпрома» Роман Шмаль (контактное лицо на сайте госзакупок). «Для чего предназначалась [закупка], не могу сказать. Задача поступила от руководства, я сделал», — пояснил он. В пресс-службе «Газпрома» отказались комментировать информацию о закупке автомобиля. «Не комментируем, все есть на сайте госзакупок», — сказал РБК начальник отдела пресс-службы Дмитрий Мартыненко.
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк покупает автомобиль за 3 млн руб. для осуществления уставной деятельности, сказал РБК заместитель художественного руководителя — директора Илья Ляхов. Цену аукциона организация установила на основе «маркетингового исследования», добавил он.
В пресс-службе ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) подтвердили РБК закупку Toyota Land Cruiser 150 за 3,4 млн руб. «для решения производственных задач».
ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт» Минэнерго России не закупало автомобиль Audi A8L 3.0 TFSI Quattro L Tiptronic стоимостью 5,6 млн руб., рассказала РБК пресс-секретарь Министерства энергетики Ольга Голант. «Хотя и висела у них закупка, но закупки как таковой не произошло, потому что министерство не одобрило. Закупку они [«Внешнеэкономическое объединение «Промсырьеимпорт»] сейчас снимут [с сайта госзакупок]», — добавила она. Автомобиль хотели приобрести для «представительских функций», «потому что они возят иностранные делегации», но «вариант «нанимать» может быть лучше и дешевле», пояснила Голант.
Закупку Toyota Land Cruiser 200 для компании «Севастопольгаз» отменили 14 июля, рассказала РБК начальник отдела маркетинга и коммуникаций ПАО «Севастопольгаз» Яна Чернухина. «Автомобиль хотели приобрести для гостей компании. [Закупку] отменили по той причине, что это является предметом роскоши, и мы не можем себе этого позволить», — заключила собеседница РБК.
Повестку перехватывают
ОНФ с момента своего создания в 2011 году пытался перехватить антикоррупционную повестку, считает глава холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Фронт активно интересовался расходами глав регионов, напомнил он. «Было даже коллективное письмо губернаторов Путину с просьбой сделать так, чтобы ОНФ их кошмарить перестал», — пояснил эксперт.
Расследования ОНФ действительно связывали с отдельными губернаторскими отставками. Например, в 2015 году губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был арестован по подозрению в получении взятки и легализации денежных средств, добытых преступным путем. До этого представители ОНФ критиковали его деятельность, а в 2013 году сопредседатель штаба ОНФ Александр Бречалов рассказал президенту о том, что Хорошавин потратил 690 млн руб. по статье на «улучшение имиджа губернатора».
Движение является инструментом антикоррупционной политики Кремля, заявленной президентом в 2012 году, согласен политолог Константин Калачев. По его мнению, цель ОНФ — перехватить тему у нелояльных власти общественных организаций и оппозиции, в частности Навального. Кроме того, ОНФ позволяет держать в тонусе региональные и местные власти и является удобной общественной площадкой для президента, дополнил эксперт.
С 2016 года, с приходом во внутриполитический блок Кремля Сергея Кириенко, «антикоррупционное влияние» ОНФ несколько уменьшилось, отметил также Калачев. Из-за этого президентскому движению, по его мнению, и приходится искать для себя «новые форматы». В дальнейшем влияние ОНФ может возрасти, если на его базе будет организован предвыборный штаб Путина, считает он.
Источник статьи: http://www.rbc.ru/politics/10/10/2017/59d6351b9a794703cbff18fc