- Замена ремня вариаторов
- Устройство современного ремня CVT
- Основные враги ремней вариатора
- Как правильно. — О ремнях вариатора!
- Как правильно. — О ремнях вариатора!
- Как правильно снимать и устанавливать ремень вариатора?
- Как правильно устанавливать ремни вариатора Gates G-Force и Gates G-Force C-12?
- Как правильно установить ремни вариатора Dayco HP, Dayco HPX и Dayco XTX?
- Как правильно устанавливать ремни вариатора Ultimax (Carlisle) серии MAX/PRO/XS для снегоходов и серии UA для квадроциклов?
- Как правильно ухаживать и эксплуатировать ремень вариатора?
- Когда необходимо менять ремень вариатора?
- Сколько можно проехать на одном ремне вариатора?
- Сколько стоит замена вариатора: обзор цен
- Что важно знать про вариатор и его ремонт или замену
- Причины поломок вариатора
- Сколько стоит замена вариатора
- Сколько стоит замена масла в вариаторе
- Сколько стоит замена ремня вариатора
- Что думают автовладельцы о замене неисправного вариатора на контрактный
Замена ремня вариаторов
Ремонт КПП | Отечественные автомобили | Иномарки малый класс | Иномарки средний класс | Внедорожники | Микроавтобусы |
---|---|---|---|---|---|
Снятие/установка КПП | 3 500 p | 4 000 p | 4 000 p | 6 000 p | 6 000 p |
Замена масла в КПП | 500 p | 500 p | 500 p | 600 p | 600 p |
Ремонт АКПП | Отечественные автомобили | Иномарки малый класс | Иномарки средний класс | Внедорожники | Микроавтобусы |
---|---|---|---|---|---|
Входная диагностика | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p |
Снятие АКПП | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Передний привод | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Задний привод | — | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p |
Полный привод | — | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Разборка и дефектация | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Сборка АКПП | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Установка АКПП | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Передний привод | 3 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p | 4 500 p |
Задний привод | — | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p | 3 700 p |
Полный привод | — | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p | 5 000 p |
Промывка линий охлаждения АКПП | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p |
Выходная диагностика | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p | 1 100 p |
Ремонт гидротрансформатора | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p | 6 000 p |
Замена масла в АКПП | 1 500 p | 2 000 p | 2 000 p | 2 000 p | 2 000 p |
Промывка системы охлаждения АКПП | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | 1 200 p | — |
На современных автомобилях чаще других используются торовые и клиноременные вариаторы. Большинство производителей отдают явное предпочтение клиноременной трансмиссии.
Устройство современного ремня CVT
Основные враги ремней вариатора
Практически все изготовители гарантируют уверенную работу CVT на протяжении 150 — 200 тысяч км. При жестком, безоговорочном следовании правилам эксплуатации, а особенно при соблюдении сроков замены масла в вариаторе надобность замены ремня вариатора наступает примерно в этот же период. При большем пробеге возможно разрушение стального пластинчатого ремня из-за усталости металла. Однако не нужно прилагать крупных усилий, чтобы значительно укоротить время службы этого столь необходимого и очень дорогого узла трансмиссии.
Основные враги ремня CVT:
- Масляное голодание. При недостаточном уровне масла ремень начинает проскальзывать, его поверхности активно изнашиваются, что приводит к необходимости досрочно заменить ремень вариатора.
- Неполадки, возникающие в датчике скорости. При его отказе блок управления переводит трансмиссию в аварийное положение, что сопровождается экстренным торможением мотором и деформирует ремень.
- Агрессивная езда. Удары в трансмиссии, которые возникают в результате необоснованно резких изменений режима движения, пробуксовке в грязи и т.д. Все это, безусловно, способствует активному вытягиванию ленты.
- Наезд на препятствие даже при медленном движении задним ходом вызывает мощный обратный удар, воспринимаемый ремнем. Замена ремня вариатора в таком случае становится неизбежной.
Самостоятельно заменить ремень вариатора – это довольно тяжелый и неблагодарный труд. Прежде всего, нужен демонтаж трансмиссии, ее разборка, дефектовка. Конуса дисков, если они имеют явно выраженный износ, нужно отполировать, в противном случае установленный новый ремень долго работать не будет. После всего нужна тщательная регулировка ремня вариатора, последовательность проведения которой изготовителями открывают только своим дилерам. Поэтому при необходимости в замене ремня обращайтесь на СТО.
Источник статьи: http://mv-avto.ru/zamena-remnya-variatora.html
Как правильно. — О ремнях вариатора!
Как правильно. — О ремнях вариатора!
Как правильно снимать и устанавливать ремень вариатора?
Перед снятием ремня вариатора необходимо:
- Предоставить свободный доступ к вариатору — снять защитную крышку вариатора, если необходимо — снять пластик. В некоторых случаях понадобится демонтаж подножки.
- Теперь нужно ослабить ремень вариатора. Наиболее простой способ — это развести ведомый шкив вариатора (в большинстве случаев он расположен вторым по ходу движения и находится в сжатом положении). Находим на нём отверстие с резьбой под болт, оно должно быть ближе к оси шкива. Размер нужного болта, чаще всего, М8 или М10, длина болта — около 10 см. Не спеша вкручиваем болт-съемник в отверстие до тех пор, пока ремень не ослабнет. Ведущий шкив (передний, с грузами) тоже должен быть разведён. Развести его можно без спец. инструмента — руками.
- Когда оба пункта выполнены — приступаем к снятию ремня. Ремень нужно снимать по принципу велосипедной цепи. Сверху или снизу заводим ремень вариатора за шкив на себя, так, чтобы ремень лёг на ребро внешней половины шкива и, потихоньку, начинаем вращать шкив вариатора. Если заводили ремень сверху — вращаем ведомый шкив назад; если снизу — вперёд. Если у Вас расположение шкивов другое — ведущий шкив с грузами расположен ближе к задней оси, а ведомый с пружиной к передней — тогда вращаем шкивы в другую сторону. Если все сделано правильно — снятие ремня вариатора не должно доставить Вам много проблем.
- Осматриваем ремень на предмет повреждений и износа. Если необходима замена — устанавливаем новый ремень вариатора (в каких случаях нужна замена ремня? — смотрите ниже).
Перед установкой нового ремня вариатора необходимо:
- Очистить поверхность шкивов от накопившейся на них грязи и пыли. Грязь и пыль попадает в вариатор через воздуховоды. Также, в процессе эксплуатации техники, неизбежно появляется выработка — это смесь алюминия от шкивов, резины и корда от старого ремня. Соответственно, образуется она в результате трения ремня о шкивы вариатора. Примерно так выглядят грязный и чистый шкивы вариатора:
До чистки: После чистки: - Очистить шкивы, соблюдая меры предосторожности, можно спиртом (если не жалко :)); очистителем тормозов; обезжиривателями и др. подобными средствами. Ни в коем случае эти средства не должны попасть на ремень вариатора. После проведённых манипуляций необходимо убрать со шкивов остатки жидкости сухой ветошью — шкивы должны быть чистыми и сухими.
- Осмотреть шкивы вариатора на предмет повреждений (сколов, трещин). Если таковые имеются — необходимо устранить дефекты.
- Как будет всё готово, можно установить новый ремень. Все действия выполняем в обратном порядке. После установки нового ремня покрутите шкивы вариатора — они должны вращаться легко, ничего не цепляя.
Как правильно устанавливать ремни вариатора Gates G-Force и Gates G-Force C-12?
Ремни вариатора Gates хоть и не являются направленными, всё же их рекомендуется устанавливать так, чтобы надпись на ремне была читаема (обращена к пользователю). См. изображение ниже:
Как правильно установить ремни вариатора Dayco HP, Dayco HPX и Dayco XTX?
Ремни вариатора Dayco — направленные. Соответственно, на них нанесены стрелки, указывающие направленность вращения ремня. Этими стрелками устанавливаем ремень так, чтобы стрелки «смотрели» в ту же сторону, в которую вращается ведущий шкив вариатора.
Как правильно устанавливать ремни вариатора Ultimax (Carlisle) серии MAX/PRO/XS для снегоходов и серии UA для квадроциклов?
Ремни вариатора Ultimax, как и ремни Gates, не являются направленными ремнями. Но их также следует устанавливать так, чтобы надпись была читаема.
Как правильно ухаживать и эксплуатировать ремень вариатора?
- Как только Вы установили новый ремень — его, как и любую деталь, работающую в сопряжении с другими деталями, нужно обкатать. Здесь ничего сложного нет: на протяжении первых 45-50 км использовать газ на половину; не нагружать технику; не перегревать вариатор; резко не ускоряться и не тормозить (всё должно происходить плавно).
- В процессе эксплуатации техники периодически нужно проверять состояние ремня, особенно если техника используется с повышенной нагрузкой. Снимаете защитную крышку вариатора и проверяете ремень на наличие трещин, разрывов, неравномерного износа ремня.
- По мере необходимости, нужно обрабатывать ремень специальной жидкостью. Она защищает ремень от высыхания, тем самым, продлевая ему срок службы.
Когда необходимо менять ремень вариатора?
- Когда квадроцикл теряет тягу, значительно медленнее разгоняется и не развивает максимальную скорость; появляется дергание и/или скрип в области вариатора при разгоне/трогании. В этих случаях нужно произвести осмотр ремня и, если он имеет большой износ — заменить. Если же с ремнём все в порядке — нужно искать другую причину данных симптомов (износ сцепления, поршневой группы, редукторов и т.д.).
- Если при осмотре ремня обнаружили большой или неравномерный износ, трещины на ремне, сколы (отсутствие кусков ремня); при эксплуатации техники в экстремальных условиях в ремне может быть большое количество въевшейся грязи и мелких камней. Если после их удаления остаются большие раковины, а также при наличии прочих видимых дефектов, которые могут привести к разрыву ремня, ремень следует заменить.
Сколько можно проехать на одном ремне вариатора?
Этим вопросом задаётся 90% владельцев квадроциклов, снегоходов и вездеходов. Срок службы ремня вариатора зависит от многих факторов:
- Стиля эксплуатации техники (под какой нагрузкой и в каких условиях используется техника);
- Состояния вариатора, двигателя, редукторов и тормозов;
- Размера установленных колёс;
- Типа установленных шин;
- Наличия и степени охлаждения вариатора и др.
Точного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Во избежание неприятных ситуаций, советуем Вам взять с собой запасной ремень вариатора.
Информация скопирована с сайта Ремни-Вариатора.РФ
Источник статьи: http://xn—-8sbaahqvd5akrohd2a.xn--p1ai/blog/kak-pravilno—o-remnyah-variatora
Сколько стоит замена вариатора: обзор цен
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Что важно знать про вариатор и его ремонт или замену
- Причины поломок вариатора
- Сколько стоит замена вариатора
- Сколько стоит замена масла в вариаторе
- Сколько стоит замена ремня вариатора
- Что думают автовладельцы о замене неисправного вариатора на контрактный
Сколько стоит замена вариатора – вопрос, который возникает у водителя при подозрении на существенную неисправность данного устройства. И действительно, не всегда ремонт узла будет дешевле, чем его элементарная замена, но в некоторых случаях лучше все-таки обратиться к мастерам, способным устранить неисправность.
Поскольку вариаторы стали массово использоваться позже автоматических коробок, в РФ с ними знакомы совсем недавно, и они рождают много споров и головоломок для растерянных покупателей: сколько стоит замена? Не лучше ли ремонт? Чтобы получить ответы на эти вопросы, читайте далее нашу статью.
Что важно знать про вариатор и его ремонт или замену
Вариатор представляет собой бесступенчатую коробку передач и обеспечивает плавное переключение скоростей в определенном диапазоне без стандартного зацепления шестерен. Аббревиатура вариаторной коробки – CVT (Continuously Variable Transmission), что переводится как постоянно изменяющаяся трансмиссия.
В сущности, вариатор вообще не переключает передачи, момент вращения плавно изменяется и передается мягко, без рывков. Автомобиль с коробкой CVT рассчитан на ритмичную езду без резких торможений и форсажей. Его стоит купить тем, кто хочет сэкономить топливо.
Обычные зубчатые пары в этой трансмиссии заменены двумя шкивами, которые соединяет цепь или ремень. Поэтому ремонт коробки передач проводится именно в этой зоне либо в части электронного управления.
Сегодня большинство автопроизводителей предпочитает выпускать модели с вариаторной коробкой передач. Все знают об удобствах вариатора, но не представляют себе проблематичность его ремонта. Поэтому в крупных автосервисах обычно не чинят бесступенчатую трансмиссию, а делают замену всей коробки. Причина этого – отсутствие специализированного оборудования для обслуживания CVT и масса сложностей, которыми сопровождается ремонт.
Не стоит верить в то, что вариаторы нельзя исправить, даже если это указано в технической документации. Как правило, автомобильные заводы не выпускают коробки такого типа, а просто покупают их готовыми.
Рекомендуем
Поэтому официальные СТО не получают запасных частей для CVT и, соответственно, не могут их отремонтировать. Но это вовсе не означает, что комплектующих нет вообще или их трудно отыскать. На рынке они есть, но производятся другими специализированными заводами. Чтобы разобраться, сколько стоит замена вариатора и нужно ли его менять, сначала рассмотрим, почему они ломаются.
Причины поломок вариатора
Как и любой другой тип АКПП, бесступенчатая коробка передач требует бережного обращения. Бессистемная и жесткая езда ускоряет износ важных узлов трансмиссии, которые передают крутящий момент мотора на колеса. Высокая нагрузка на соединяющую цепь (ремень) вариатора растягивает ее и может привести к разрыву. А скоростное вождение в систематическом режиме ускоряет износ подшипников валов.
Поэтому для обслуживания бесступенчатых коробок передач стоит покупать специальное трансмиссионное масло, предусмотренное производителем авто. Замена состава и качества смазки может закончиться печально. Часто бывают ситуации, когда самостоятельная смена масла выводит из строя трансмиссию.
Если вы заметили, что вариатор стал работать как-то странно, стоит сделать диагностику коробки передач. Не забывайте вовремя устранять мелкие неисправности. Это избавит вас от преждевременного капитального ремонта CVT. К примеру, замена датчика займет лишь несколько минут, в то время как отсутствующие показания потребуют более дорогого и продолжительного ремонта.
Сколько стоит замена вариатора
Поскольку ремонтировать вариаторные трансмиссии очень дорого, многие автомобилисты предпочитают замену их новыми или контрактными коробками.
По этой же причине однозначного ответа на вопрос, сколько стоит сам ремонт, конечно, нет. Прежде всего, сумму определяет модель автомобиля, так как разбег в цене огромен.
Во-вторых, на стоимость влияет вид поломки. По минимуму нужно будет промыть клапаны гидроблока и провести замену масла. Вам потребуется: примерно 6 000–8 000 руб. на смену масла, 10 000–13 000 руб. на новые клапаны и 20 000–25 000 руб. на новый гидроблок. Этот расчет сделан для автомобилей Honda и Peugeot. При этом стоит учесть затраты на услуги диагностики.
В-третьих, цена починки вариатора будет зависеть от региона проживания собственника транспортного средства.
Относительно вопроса о замене CVT на АКПП: покупая для себя автомобиль, основная часть водителей осознает, что им необходимо, – «механика» или автоматическая коробка передач. Сложность вызывает другой вопрос: какой тип стоит выбрать – вариатор или автомат? Неопытным автовладельцам определиться очень трудно.
Рекомендуем
Ремонт обоих вариантов сложен и финансово затратен. Обслуживание CVT обходится в крупную сумму денег, поскольку эти работы выполняют только официальные дилеры. В этом вопросе коробка-автомат гораздо выгодней. Ее конструкция знакома всем, поэтому ремонт будет дешевле и пройдет быстрее.
Замена масла в вариаторе стоит дорого, и каждая из коробок требует специального типа смазки. Это обязательно, иначе высок риск выхода из строя механизма. Кроме того, один из недостатков CVT – износ цепи, который происходит через 150 000 км пробега, а также сбои в электронике.
Учитывая эти минусы в работе бесступенчатых коробок передач, автосервисы меняют их по самым разным ценам, которые лучше узнавать в каждом конкретном случае.
Для примера расскажем, сколько стоит замена вариатора на автоматы для NISSAN:
- JUKE («Жук») – 75 тыс. руб., где кит стоит 50 тыс. руб.
- QASHQAI («Кашкай» с передним приводом 2 WD 1.6 л) – 80 тыс. руб., где кит – 60 тыс. руб.
- X-TRAIL («Х-Трейл») – замена стоит 110 тыс. руб.
Сколько стоит замена масла в вариаторе
Автовладелец, который бережет свою машину, регулярно проходит диагностику либо меняет нужные детали. Систематически проводится замена масла в вариаторной коробке передач. В нашей стране эта услуга стоит 3,5–17 тыс. руб. Рассмотрим эту процедуру более подробно.
1. Как меняют масло.
Чтобы сменить масло в вариаторе, необходимо слить старую жидкость и добавить свежую. Эта услуга появилась не так давно. Профессионалы рекомендуют проводить замену смазки через 60–80 тыс. км автопробега. На эти цифры влияет марка транспортного средства. Езда по бездорожью или гонки по трассам требуют более частой смены масла (каждые 20–30 тыс. км).
Выполняя эту процедуру, стоит проявлять осторожность. Следите, чтобы щуп (направляющая труба) были очищены от пыли или грязи. Для этого переднюю часть машины нужно приподнять, чтобы убрать защитный щиток, затем снять пробку слива. После того как отработанная смазка выльется из вариатора, следует поменять уплотнительную шайбу.
Свежее масло заливают через направляющую трубу, используя воронку. Затем щуп возвращают на свое место и проверяют уровень масла. Далее устанавливают защитный щиток. Все эти действия нужно доверить специалисту. С учетом вида вариатора процесс замены масла будет различаться.
Что делать водителю, когда потребуется сменить смазку в трансмиссии:
- Приехать в автосервис.
- Подождать, пока специалист сделает диагностику и зальет новое масло.
- Оплатить услугу.
2. От каких факторов зависит стоимость замены масла в вариаторе.
На разных СТО цена этой услуги неодинакова. На стоимость влияют следующие факторы:
- Вид работ (полная или частичная замена).
- Марка автомобиля.
- Тип вариатора.
- Стоимость материала (смазки).
- Срочность оказания услуги.
- Уровень засорения системы.
- Квалификация специалиста.
- Проведение сопутствующих работ.
- Тарифы автосервиса.
Безусловно, полная замена стоит дороже, чем частичная, а срочность услуг придется оплатить.
Рекомендуем
3. Способы замены масла.
Чтобы сменить жидкость в вариаторе, можно выбрать один из следующих приемов:
- Вытеснение под собственным давлением.
- Сливание отработанной смазки через отверстие и заливание новой.
- Выталкивание при помощи давления с применением специального оборудования.
По составу процедуры замена бывает:
Кроме того, сменить жидкость можно:
- самостоятельно;
- с помощью автомеханика.
4. Примерная стоимость услуг.
Процедура замены смазки вариатора в отечественных автосервисах в среднем будет стоить:
- 700–1 000 руб. – частичная замена (для емкости 4 л).
- 1 100–1 900 руб. – полная заливка.
- 1 700 руб. и выше – с чисткой поддона.
- 350 руб. – промывка фильтра грубой очистки масла.
Сколько стоят материалы:
- 2 800–9 800 руб. – смазка для вариатора.
- 1 350–1 450 руб. – ФГО.
- 1 500–1 650 руб. – прокладка для поддона.
- 600–750 руб. – ФТО масла.
- 200 руб. – очиститель.
Общая сумма расходов на замену смазки составляет 3 500–17 000 руб.
Сколько стоит замена ремня вариатора
Как говорилось выше, плавное переключение скоростей в трансмиссии CVT осуществляется через ремень или цепь. Многие современные автомобили имеют клиноременные коробки со стальным ремнем из клиновидных сегментов. Это прочная конструкция, которая с течением времени тоже деформируется, рассыпается, растягивается и рвется. При этом появляются проблемы с эксплуатацией, для устранения которых существуют специальные приемы.
Поскольку ремень вариатора является одним из важных составляющих коробки передач, его необходимо вовремя менять. Исправность этой части CVT влияет на корректную работу всей трансмиссии. В определенных ситуациях его замену стоит расценивать как восстановление вариатора.
1. Из-за чего меняют ремень в CVT
Что заставляет специалистов снимать и устанавливать этот элемент на трансмиссии:
- повреждения и износ ремня;
- истечение срока службы;
- ремонт коробки передач.
2. Симптомы неисправности ремня вариатора
Есть несколько критериев, которые указывают на повреждение детали. Обычно изношенный ремень перестает выдерживать нагрузку, и водителю стоит обратить внимание на следующие признаки проблемы:
Чаще всего о необходимости замены ремня вариаторной коробки предупреждают частые толчки, рывки, пробуксовки и даже полная остановка транспортного средства. Эти симптомы нужно вовремя заметить, чтобы быстрее устранить источники проблем.
3. Причины неисправностей
Любая неприятность имеет какую-то определенную причину. С точки зрения поломок ременного привода на вариаторе стоит выделить несколько важных моментов:
- Недостаток масла вызывает пробуксовку ремня, поэтому его поверхность износится быстрее.
- Экстремальное вождение. Резкая смена скоростей, частое буксование, удары по коробке передач из-за поспешной смены скоростных режимов приводят к деформации и растяжению ремня.
- Поломка датчика скорости. При работе трансмиссии в аварийном режиме ремень меняет свою форму после резких торможений.
- Препятствия при движении на задней скорости часто приводят к ударам. Это стопроцентный повод для замены ременного привода вариатора.
4. Сколько стоит замена ремня вариатора
В среднем эта услуга обойдется автовладельцу в 2 000 руб. и более.
Что думают автовладельцы о замене неисправного вариатора на контрактный
- Лучше ремонтировать, чем брать кота в мешке
«Опытные водители считают, что лучше ремонтировать автомобиль, чем покупать кота в мешке».
За такую цену можно два контрактника установить
«Прежде всего, ремонт вариатора стоит очень дорого, за эти деньги можно два контрактника поставить. Во-вторых, встречаются примеры, когда трансмиссия после ремонта выдерживала гарантийный срок (кажется, пробег 35 000 км) и снова «накрывалась медным тазом». Но на контрактники гарантия тоже есть. Хоть и не 30 000 км, но есть».
2 года: полет нормальный
«Приятель ставил замену на «Кашкай» – после двух лет эксплуатации полет нормальный».
Как вариант – поискать вариаторы на разборах
«Куда ни обратись, везде один ответ: поставим, привозите, но без гарантии – на страх и риск, как говорится.
У меня лично вариатор был в ремонте. Когда столкнулся с проблемой трансмиссии, тоже считал, что стоит купить контрактник. Думал, сейчас найду за 40–50 тысяч, быстро сделаю замену и дело в шляпе. И пролетел. Гарантия везде не больше двух недель или вообще отсутствует. В случае ремонта хотя бы год дают или пробег 20 тыс. км, а о контрактниках вообще молчат, не гарантируют.
Куда только ни звонил, везде один подход: обязательно поставим, но ничего не обещаем в будущем. Хотите – рискуйте. А дальше все упирается в надежность поставщика, который привезет контрактник и гарантирует хотя бы год его работы.
Рекомендуем
Вообще с этими контрактными вариаторами полная неразбериха. Крайних не найдешь. В Японии кто, где и что берет – непонятно, проводят какие-то восстановления (проверки). Потом кто-то поставляет (как везет, куда везет). Дальше кто-то продает, следующий ставит. И на каждом шагу можно попасть. Поэтому никто не хочет отвечать в итоге…
Хотя, как вариант, стоит поискать вариатор на разборах, однако там тоже цена кусается. Надежнее найти замену где-то в известном и надежном СТО».
Источник статьи: http://rad-star.ru/pressroom/articles/skolko-stoit-zamena-variatora/