Заправка автомобиля эксплуатационными материалами

Смазка машин и заправка эксплуатационными материалами

Применение смазочных и эксплуатационных материалов в машинах строго регламентировано эксплуатационно-технической документацией, а замена смазки и подзаправки до установленной нормы осуществляются с определённой периодичностью при проведении ТО.

Смазочные, заправочные и сопутствующие им очистительные работы (промывка, продувка, замена фильтров и др.) составляют 17 – 35% общего объёма работ при ТО. Это вызывает потребность механизации и централизации этих работ для уменьшения трудоёмкости их выполнения.

Основным документом для ТО машины является карта смазки, которая состоит из двух частей – схемы и таблицы.

На схеме показано расположение всех трущихся сочленений и узлов на машине, обозначенных соответствующими номерами.

Таблица имеет единую нумерацию с точками смазки, указанными на схеме и содержит следующие данные:

— наименование трущихся деталей с указанием их номеров на схеме смазки;

— число смазочных точек;

— рекомендуемый смазочный материал для летних и зимних условий;

— периодичность и количество смазки (подаваемой на одно смазывание);

Карту смазки на каждую машину прикладывают к руководству по её эксплуатации.

Выбор средств механизации технологических процессов смазки и заправки ДМ определяется их физико-химическими свойствами, объёмом и конструкцией заправочных и смазочных устройств.

Когда нет соответствующих указаний в технической документации или при отсутствии рекомендованных материалов, эксплуатационникам приходится самостоятельно решать проблему замены материала одного сорта другим, равноценным по своим физическим и химическим свойствам.

В процессе организации заправочных работ возникает потребность в контроле качества поступаемых и хранимых на складе нефтепродуктов.

Смазочные масла заменяются по их вязкости, степени очистки и температуре замерзания.

У заменяющего масла вязкость и степень очистки должны быть не ниже, а температура замерзания не выше, чем у основного.

Тугоплавкие смазки и солидолы заменяют по пенетрации, температуре каплепадения и основе. Пенетрация должна быть не выше, а температура каплепадения не ниже, чем у основной.

Основа заменяемой смазки должна обеспечивать такие же показатели растворимости как и у основной.

При выборе смазочного материала для конкретного узла необходимо принимать во внимание: давление (с ↑ необходимо ↑ вязкость и маслянистость масел); скорость скольжения (с ↑ должна ↓ вязкость); температура рабочих поверхностей и окружающей среды (с ↑ должна ↑ вязкость); состояние трущихся поверхностей, между которым вязкость должна ↑ при ухудшении их обработки и увеличении зазоров.

Помимо этого, при выборе масел и смазок необходимо учитывать расположение трущихся пар, степень динамичности действующих нагрузок, а также конструктивные особенности смазочных систем.

ГСМ существенно влияет на стоимость производства дорожных работ машинами.

Поэтому расход ГСМ строго регламентирован по видам и номенклатуре машин, по установленным на них двигателям, применению в различных климатических зонах страны и режимах их производственного использования.

Средние нормы расхода топлива, рабочих жидкостей и смазочных материалов определяют с учётом использования машин по времени и мощности двигателей.

Плановые нормы дают для средних условий эксплуатации машин при положительных температурах.

В зимнее время (при t 0 С) норма расхода топлива повышается до 15–20%.

На ТО машин (регулировочные работы, обкатку двигателя после ремонта) и другие нужды расходуется дополнительно до 1% жидкого топлива от общего количества, потребляемого эксплуатационным предприятием.

Расход топлива пусковым двигателем планируют в зависимости от расхода топлива основным двигателем: для летних условий эксплуатации – 3%, а для зимних – 4,5%.

Расход смазочных материалов планируют также по расходу основного топлива с учётом конструктивных особенностей машин и двигателей: дизельное масло – 5,0 – 5,1%, автотракторное масло – 0,1 – 3,5%, трансмиссионное масло – 0,7 – 1,4%, универсальные, тугоплавкие смазки и солидол 0,2 – 0,5%.

Рабочие жидкости и индустриальное масло для гидравлических систем ДМ планируют на 1 год работы машин в кг (от 0,03(а/г) до 0,7(скрепер) кг в зависимости от типа машин).

Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, применяемых на дорожных работах, регламентированы по установочной мощности двигателей и грузоподъёмности.

Для работы с автоприцепом – дополнительно 2 л на 100 тонно-км для карбюраторных и 1,3 л для дизельных двигателей.

Для самосвалов норма расхода увеличивается на 0,25 л на каждую ездку с грузом.

Увеличение нормы для автомобилей в зимнее время тоже, что и для ДМ.

Периоды применения зимних норм устанавливаются соответствующими решениями руководящих органов.

Для отпуска и учёта выданного топлива, рабочей жидкости гидравлических систем и жидких масел применяют насосы, мерные устройства, сливные шланги, раздаточные пистолеты и другую аппаратуру разливочных видов.

Если все или большая часть этой аппаратуры собраны в единый блок, то такое устройство называют топливо- или маслораздаточными колонками.

Они выпускаются в стационарном, передвижном и переносном исполнениях.

Полости между трущимися поверхностями деталей, смазывающиеся через пресс-маслёнки, заполняют солидолонагнетателями, создающими высокое давление на выходе.

Масло- и топливозаправочное оборудование в зависимости от источников потребляемой энергии может быть электрическим, механическим, пневматическим, ручным или ножным.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник статьи: http://cyberpedia.su/4x713c.html

Топливо, смазочные материалы и технические жидкости

Топливо

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

  • 1 — для карбюраторных двигателей
  • 2 — для дизелей

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г — М-8Г2 и М-10Г2 .

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

  • первая буква М (моторное)
  • вторая — цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
  • третья — прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Примеры обозначения:
М — 8 — Вь где М — моторное масло; 8 — вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М — 61/10 — Гь где 6 — класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 — вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

  • ТМ — трансмиссионное масло
  • первая цифра — группа масла
  • вторая — класс кинематической вязкости

Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/e-kspluatatsionny-e-materialy/toplivo-smazochny-e-materialy-i-tehnicheskie-zhidkosti/

Читайте также:  Кинематическая скорость автомобиля это
Оцените статью