10 частых вопросов про метановые заправки
Государственные меры поддержки перевода авто на метан сделали этот газ популярнее СУГ. Огромный интерес к метановым АЗС есть у инвесторов, строящих и эксплуатирующих новые АГНКС, и у транспортных компаний, владеющих большими автопарками грузовиков, автобусов и такси. Обе стороны ищут максимально эффективные форматы сотрудничества.
Эксперты компании Возледороги.ру помогают разобраться в некторых непростых вопросах.
Предупреждаем: здесь не будет ответов на вопросы, подробно рассмотренные в интервью с учредителем компании-производителя оборудования для АЗС Shelf. Н будем повторяться. Лучше посмотрите интервью. Особенно если Вы новичок в метане и планируете строить АГНКС.
Посмотрели? Остались вопросы? Возможно, ответы на них ниже.
1. Можно ли построить АГНКС без подключения к газовой трубе? Это Главный «дополнительный» вопрос от инвестоующих в АГНКС.
ОТВЕТ: Можно. Это на слэнге специалистов называется «Подключение к виртуальному газопроводу». Но возникает вопрос — зачем, почему без подключения? Если есть труба, то лучше к ней подключиться. Во-первых, программа гос.компенсаций строительства новых АГНКС предусматривает обязательное подключение к трубе. Не подключили — не получите 40 мл.рублей. Во-вторых, АГНКС без подключения нуждается в подвозе метана газовозами, и объем заправок в таком случае ограничен в объеме и скорости.
2. Хочу поставить АГНКС на территории своего автопарка (карьера, стройки), но не хочу строить капитальные здания. Знаю, есть готовые мобильные решения: контейнерные и прицепы-газовозы. Чем они отличаются?
ОТВЕТ: только наличием шасси. Технологически это абсолютно одинаковый набор оборудования. Кстати, производители оборудования настоятельно рекомендуют оснащать такие ПАГЗ дожимным компрессором: без него «самосливом» из ПАГЗ в транспорт выйдет 50-70% метана.
3. Есть ли компании-владельцы контейнерных АГНКС, которые могут периодически привозить и разгружать мне заправленный контейнер, а увозить пустой? Затем я заправляю свой транспорт и по-необходимости мне привозят заправленный контейнер.
ОТВЕТ: нам про такие компании неизвестно. Теоретически выгрузить краном заправленный метаном контейнер-АГНКС можно, но грузоподъемность такого крана должна быть более 25 тонн — именно столько весит КАГЗС. Есть ли у Вас на площадке такой кран? Если нет, то нет никакого экономического смысла привозить мощный кран только для разгрузки АГНКС. К тому же АГНКС с блоком баллонов-аккумуляторов, наполненных метаном, опасный объект. И еще такое изделие оснащено высокотехнологичным оборудованием и электроникой; после перевозки и тряски они требуют осмотра и обслуживания. Гораздо вероятнее, что в ближайшее время появится достаточно много передвижных АГНКС, заправляющих строительную и дорожную технику своими газовозами: приехали, заправили Вашу технику с газовоза-АГНКС и уехали. Стоять на месте весь день никому не выгодно.
4. АГНКС мне нужна лишь временно. Где взять передвижную ПАГЗ в аренду?
ОТВЕТ: теоретически можете. Но мы пока с такими арендодателями не знакомы. Потому что метановая ПАГЗ стоит от 15 млн.рублей. Чтобы она окупилась за 5 лет, необходимо закупать газ у «материнской» АГНКС по цене не выше 12 руб/куб.м., а продавать Вам не дешевле 16 руб/куб.м. плюс оплата Вами транспортных расходов до места заправки. И объем реализации должен составлять от 5000 куб.м. в сутки. Гарантируете такой объем на протяжении 5 лет? Наверняка сложно прогнозировать. Тем более, пока у Вас нет опыта заправки и пробегов Вашего транспорта на метане. Поэтому в нишу мобильных ПАГЗ инвесторы пока не спешат. К тому же для мобильной АГНКС требуются те же документы, что и для стационарной.
5. Могу я поставить АГНКС на собственной закрытой территории?
ОТВЕТ: Да, можете, если соблюсти требования нормативов. На любую метановую станцию — стационарная она или мобильная — распространятся одинаковые нормы. Чтобы АГНКС работала по закону, надо пройти всю процедуру: сбор ТУ, проектирование, разрешение на размещение станции. Надо обучить специалистов АЗС и водителей, управляющих транспортом на метане. Если у Вас есть большая территория и Вы готовы потратить от 50 млн.рублей, то обращайтесь к специалистам Возледороги.ру: мы выполним весь комплекс работ — сбор ИРД, подбор оборудования, проектирование и ПНР. Также готовы организовать эксплуатацию силами компании-партнера. После запуска АГНКС Вам останется только оплачивать газ и накладные расходы.
6. Есть ли автоматические АГНКС, без оператора? По типу дизельных КАЗС.
ОТВЕТ: нет, законодательство запрещает заправку метаном без физического присутствия обученного специалиста. Минимум один сотрудник все-таки нужен — контролировать работу станции.
7. Где заправлять свою мобильную АГНКС (ПАГЗ)?
ОТВЕТ: на любой АГНКС, подключенной к трубе. Однако есть технические и рыночные особенности. Во-первых, оптимальная емкость метановой ПАГЗ — 10000 куб.м. Сделать меньше нет экономического смысла: вырастет себестоимость 1 куба заправки, т.к. оборудование одинаковое для любого количества баллонов. Сделать объем больше можно, но будут проблемы с транспортировкой прицепа весом более 25 тонн. Во-вторых, заправка ПАГЗС емкостью 10000 куб.м. на обычной стационарной АГНКС к компрессором мощностью 1000 куб.м./час будет длиться (простая арифметика) 10 часов. В это время компрессор будет работать только на этот ПАГЗ и другой транспорт заправлять не сможет. К тому же необходимо делать технологические перерывы, чтобы остывали компрессоры и баллоны — процесс сжимания газа выделяет много тепловой энергии. Поэтому реальное время заправки составит 12-14 часов, в зависимости от оборудования и температуры окружающей среды. Есть ли такая АГНКС рядом с Вами, чтобы на полсуток отдать в Ваше распоряжение отдельный заправочный пост? И будет ли это выгодно обоим сторонам? Все считается индивидуально: есть мощные недогруженные станции «Газпрома», а есть небольшие частные, у которых нет проблем со сбытом и «выключение» из розничной заправки одного компрессора для Ваших нужд просто невозможно. И кстати, не все АГНКС идет мощность 1000 куб.м/час.
8. Какая площадь участка необходима для размещения АГНКС?
ОТВЕТ: от 0,3 Га. В идеале 1 Га, но площадь зависит от многих факторов. Прежде всего от требований Правил землепользования и застройки территории, окружающих участок строений и коммуникаций и прочих. Основное влияние на размещение АГНКС оказывают санитарные и пожарные нормы.
9. К действующей АГЗС-СУГ добавить метан проще, чем строить новую АГНКС?
ОТВЕТ: и да, и нет. Каждый случай следует рассматривать индивидуально. «Добавить метан» — это по сути новое строительство. Для реконструкции АГЗС-СУГ в мультигазовую Вам необходимо пройти тот же процесс, как и для нового строительства. Даже можете рассчитывать на компенсацию от государства. Если АГЗС-СУГ размещена в соответствии со всеми нормами, то возможно Вам проще будет пройти экспертизу. Однако реконструкция может оказаться и невозможной именно из-за наличия СУГ — между технологическим оборудованием СУГ и компримированный газом тоже требуются пожарные расстояния.
10. Чем отличается АГНКС от КРИО-АЗС?
ОТВЕТ: смотря для кого.
Для инженера: в криогенных АГЗС принципиально другая технология обработки природного газа — он сжижается, а не сжимается, как в АГНКС. Сложнее технологии обработки, доставки и заправки.
Для инвестора: КРИО-АЗС пока не распространены, оборудование пока только импортное, а значит дороже. И на КРИО-АЗС пока не распространяется компенсация расходов на строительство. КРИО-АЗС могут быть эффективнее там, где нет возможности подключиться к газовой трубе, а потребность в заправке есть. К тому же жидкого газа можно больше перевезти, чем сжатого, при том же весе и объеме газовоза.
Для потребителей: если на автомобиле установлено КРИО-оборудование, то КРИО-АЗС может заправить авто жидким метаном. Но может заправлять и компримированным (сжатым) газом.
Если у Вас есть другие вопросы про АГНКС, пишите, звоните. Разберемся и дадим ответы.
Специалисты Возледороги.ру «в теме», как никто другой: в настоящий момент мы подбираем площадки под метановые АЗС по заказу нескольких компаний, в том числе «Газпром». По всей России.
Мы работаем с производителями оборудования и опытными проектировщиками, собираем ТУ и прочую исходно-разрешительную документацию.
Возможно, только у компании «Возледороги.ру» есть уникальные предложения на только формирующемся вторичном рынке АГНКС.
И все-таки посмотрите интервью с Тимуром Кечияном:
Источник статьи: http://vozledorogi.ru/media/10-chastyh-voprosov-pro-metanovye-zapravki
Заправка машины бытовым газом – не такое уж безумие: считаем бизнес-план
Наличие в доме газа, который еще и частенько оплачивается по фиксированному тарифу без счетчика, не дает покоя многим автовладельцам, которых не устраивают существующие и постоянно растущие цены на бензин… Можно ли стать «сам-себе-заправщиком» с точки зрения техники, законов и финансов?
Как это устроено
Автомобилистам доступны два типа газового питания, на которые (либо на один, либо на другой – строго!) можно без труда перевести любой бензиновый (а также и дизельный, но это нераспространено) двигатель внутреннего сгорания. А именно – пропан и метан. Что нужно знать про эти газы?
– Пропан используется для заправки автомобилей в сжиженном виде, находится в баллоне под небольшим давлением. Переоборудование автомобиля на пропан стоит вполне терпимых денег, а пропановых заправок достаточно много по всей стране. Измеряется и продается в литрах, хотя иногда пересчитывается и в килограммы.
– Метан используется для заправки автомобилей в сжатом виде, находится в баллоне под чрезвычайно высоким давлением. Метановое газовое оборудование для переоборудования двигателя стоит существенно дороже пропанового. Заправок крайне мало даже в столицах. Измеряется и продается в кубометрах.
Так вот, из трубы в обычной городской квартире идет именно газообразный метан под минимальным давлением, а не пропан, как многие думают. Бытового оборудования для сжижения газообразного пропана в природе не существует, да и взять газообразный пропан для сжижения обывателю неоткуда. А вот газообразный метан вполне доступен каждому, у кого дома есть газовая плита и труба. Сжав домашний газ до требуемого давления (около 200 атмосфер), его вполне можно закачать в автомобиль, переоборудованный под метан!
Более того, для таких задач существует специализированное оборудование бытового класса. Это небольшие метановые компрессорные станции, достаточно компактные, предназначенные для установки на стену гаража. Размером с прикроватную тумбочку – если выражаться крайне упрощенно. За рубежом их называют «gas fuelmaker». Точно такие же (в конструктивном смысле) установки стоят на полноценных городских газовых заправках – только раз в пятьдесят больше и мощнее.
На российском рынке оборудования для домашнего сжимания метана не так уж много, но в целом некоторый выбор есть. Наиболее распространено итальянское, есть тайваньские модели, начали появляться чисто китайские. Метановая компрессорная станция подключается обычным шлангом низкого давления к бытовой газовой трубе – через тройник-разветвитель, чтобы сохранить одновременное питание газом кухонной газовой плиты или отопительного котла, если он есть. Ну и к электросети 220 вольт, разумеется. Мощность электропроводки требуется весьма скромная, способная выдержать электрочайник. Промышленных нагрузок газовая заправочная станция не дает, поскольку все домашнее оборудование такого типа – априори маломощное, рассчитанное за многочасовую заправку автомобильного газового бака среднестатистического объема.
Поставили вечером машину в гараж, подключили быстросъемный шланг к заправочному штуцеру и запустили станцию. К утру баллон в багажнике будет полон. Станция обладает множеством защитных датчиков, выключающих ее по достижению предельного давления и в случае возникновения любой нештатной ситуации.
Минусы
Выглядит здорово? Да, но не спешите бурно радоваться… Проблем у такого способа «кормления» автомобиля немало. Но основных – пять. Перечислим их по мере уменьшения значимости, хотя очередность некоторых пунктов – вопрос индивидуальный…
Во-первых, самым серьезным препятствием в деле «автономной газификации автомобиля» является цена заправочных станций. Самые доступные итальянские модели стоят сегодня около 350 000 рублей. Тайваньские – примерно на четверть дешевле. С китайскими поделками связываться просто страшно, когда речь идет о газе, сжатом до 200 атмосфер… Приобретать подержанные «gas fuelmaker’ы» – крайне сомнительная затея, если только вы не практикующий инженер-газовщик и не способны самостоятельно устранять неисправности в компрессорах высокого давления.
Во-вторых, для использования такой технологии вы непременно должны быть жителем частного дома – загородного коттеджа или хотя бы газифицированного дачного поселка, чтобы смонтировать заправочную станцию в гараже или под навесом, где вы паркуете свой авто рядом с жилищем. В условиях квартиры реализовать подобное нереально –автомобиль в квартиру, разумеется, не затащить, а выводить в окно газовый шланг высокого давления – безумие. Заправлять же дома некий съемный мобильный баллон, эдакий «газовый пауэрбанк», который можно затем принести в машину и подключить к системе питания, в случае сжатого метана также невозможно. Таскать туда-сюда баллоны и подключать их можно, только если они с жидким пропаном. Метановое оборудование с его давлениями таких трюков не позволяет.
В-третьих, нормы пожарной безопасности в России (в отличие от той же Европы) не позволяют монтировать газокомпрессорное оборудование рядом с жилыми зданиями. То есть, опять же, ни один официальный газовщик не возьмется подключить частнику такую технику и обслуживать ее. А если при регулярной обязательной проверке инспекцией внутридомового газового оборудования (проводимой по закону с 2017-го ежегодно, тогда как раньше интервал составлял 3 года) компрессор будет обнаружен, вы получите штраф и требование ликвидировать «самогонный аппарат». А если откажетесь демонтировать, то и полное перекрытие газоснабжения до выполнения предписаний инспекторов.
В-четвертых, дорогостоящее оборудование крайне долго будет окупаться: 350 000 рублей за компрессорную станцию, не менее 70 000 рублей за установку метанового оборудования на бензиновый автомобиль. Затем к стоимости каждого кубометра сжатого метана, полученного от бытовой газовой сети, нужно прибавить стоимость электричества, затраченного на его сжимание, а также стоимость самого несжатого газа по счетчику, если платите по счетчику, а не по усредненному тарифу (а в частных домах, как правило, счетчики). Срок «выхода в ноль» по затратам до начала реальной экономии на заправке весьма приличный, и не на каждой машине он достижим в принципе…
В-пятых, нельзя не отметить ряд трудностей с заправкой, которые постоянно испытывает любой владелец метанового автомобиля (в отличие от владельца пропанового авто и тем более – бензинового). Быстрой заправки домашняя метановая станция в принципе не обеспечивает – процесс идет несколько часов. И когда будет нужно срочно выехать, а газовый бак окажется пуст, вы поедете на бензине. Если же потребуется заправиться в пути, вне дома, то опять же, скорее всего, придется покупать бензин, ибо метановых заправок даже в Москве не более десятка, а по стране их сеть и вовсе катастрофически редка…
Плюсы
Впрочем, находятся и те, кто почти все минусы готов представить плюсами!
Стоимость оборудования не так уж высока для проживающего в частном владельца крупного и мощного внедорожника со средним расходом бензина под двадцать литров на сотню. Или коммерческого пользователя автомобиля, накатывающего большие пробеги. И окупится станция в случае прожорливого и/ или много ездящего авто относительно быстро.
Люди с руками из нужного места и вовсе строят такие заправочные станции самостоятельно – чаще всего на основе широко распространенных в нашей стране индустриальных компрессоров АК-150. Эти агрегаты с советских времен и по сей день используются повсеместно – от танков до кораблей, и купить новый с хранения на сайте бесплатных объявлений можно тысяч за сорок, а подержанный – вдвое дешевле. Дайверы строят на них заправочные стенды для аквалангов, а рукастые автомобилисты – компрессоры для сжимания бытового метана. Хотя это уже, конечно, весьма опасный экстрим, и, откровенно говоря, сложно упрекнуть соседей, которые, прознав о таких опасных экспериментах, незамедлительно сообщат о самоделкине куда следует. Жить-то хочется!
И если уж дошло до экстремальных вариантов, то подключить метановую станцию к бытовой газовой трубе технически достаточно просто и в обход правил. Давление там чуть выше атмосферного, и сделать отвод с вентилем «на дополнительную плиту» или отопительный котел сможет любой газовщик из местного треста газового хозяйства, которому совершенно не обязательно откровенно рассказывать о том, что вместо плиты будет работать совсем другое устройство. Да и без газовщика можно справиться, если уж честно… Спрятать систему от проверяющих тоже вполне возможно – внезапных проверок в этой сфере не бывает, и по закону газовая инспекция обязана предупреждать граждан о грядущем визите за много дней.
Деньги
Теорию неплохо бы подкрепить какими-то конкретными цифрами – и лучше всего в рублях! Возьмем для примера относительно распространенную (с поправкой на узость этого рынка в принципе), одну из наиболее компактных домашних метановых станций с производительностью по метану 2 м3/час и потребляемой мощностью от электросети 1 кВт и автомобиль с метановым баллоном на 100 литров – внедорожник со средним расходом бензина 15 литров на сотню. Некоторые усредненные вводные, необходимые нам для расчетов, таковы:
- расход метана в кубометрах приблизительно на 10% меньше расхода бензина в литрах;
- при расходе бензина 15 л/100 км расход метана составит около 13,5 м3/100 км;
- стоимость 1 литра бензина АИ-95 – около 46 рублей (Москва);
- стоимость 1 кубометра метана на городской метановой заправке – около 17 рублей (Москва).
- стоимость 1 киловатт-часа для жителей частных домов в сельской местности (Подмосковье) – 4 рубля;
- стоимость 1 кубометра бытового метана по счетчику для домов с газовыми плитами – 6,56 рублей; для домов с газовыми плитами и АГВ – 5,79 рублей (Подмосковье).
В 100-литровый баллон вмещается 25 кубометров сжатого метана (формально, реально чуть меньше). Если вы приезжаете с работы, скажем, в восемь вечера, а в шесть утра уже встаете, то в вашем распоряжении 10 часов. При производительности компрессора по метану 2 м3/час мы можем загнать в баллон автомобиля 20 «кубов». Итак, включаем «шайтан-машину»!
10 часов работы метановой компрессорной станции – это 10 потраченных на сжатие газа киловатт-часов стоимостью 40 рублей.
20 кубометров метана, выкачанных станцией из бытовой газовой трубы, – это 116 рублей.
116+40=156 рублей. То есть за 156 рублей мы получили 20 кубов сжатого метана. За тот же самый объем сжатого газа, покупай мы его на городской метановой заправке, мы бы заплатили 340 рублей. То есть выгода между городской и домашней заправкой – 184 рубля на каждые 20 кубов, или 8 рублей против 17 за один кубометр. Более чем в два раза дешевле. Разница же с бензином выглядит еще вкуснее. В условиях городского движения соотношение расхода метана и бензина равно 1:1, а на трассе – 0,8:1, но даже если принять расход один к одному, это 8 рублей против 46 рублей. Разница почти в 6 раз!
Теперь посчитаем, как быстро окупится оборудование, для простоты приравняв литр жидкого топлива к кубометру газообразного. Предположим, что сумма затрат на покупку метановой заправочной станции, ее монтаж и оснащение автомобиля метановым питанием вылилась в 400 000 рублей (и это весьма оптимистичная цифра, отметим).
И если в год мы проезжаем на нашем автомобиле, кушающим 15 литров бензина на 100 км, 20 000 километров, на бензин мы потратим 138 000 рублей. А на «домашнем газе» при тех же условиях – 24 000 рублей.
Экономия в год – 114 тысяч рублей. И на этой экономии можно отбить наши вложенные 400 000 рублей за 3,5 года. Если же пробег автомобиля в год составит 30 000 километров, то окупится газовое «железо» уже за 2,3 года. А при пробеге в 50 000 в год – меньше, чем за 1,5 года!
Впрочем, если у вас экономичная малолитражка, даже в самом пробочном режиме не кушающая более 8 литров на сотню, а проезжаете вы типичные для многих жителей мегаполиса 15 000 километров в год, то окупаемость «самогонного аппарата» растянется лет на десять. При подобном раскладе вложения в «домашний газ» явно нерентабельны. За десяток лет почти еженощной работы заправочная станция износится до полной неработоспособности, да и газовое оборудование на автомобиле тоже. В общем, либо ишак сдохнет, либо султан, либо сам Ходжа…
Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/zapravka-mashiny-bytovym-gazom-ne-takoe-uzh-bezumie-schitaem-biznes-plan