Защитные аппаратура у автомобилей

ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг

Home Автоэлектроника Коммутационная и защитная аппаратура в электронике автомобиля

Коммутационная и защитная аппаратура в электронике автомобиля

Совершенствование конструкции автомобиля с целью повышения безопасности его движения, экономичности, надежности, комфортабельности и других показателей, привело к значительному увеличению количества приборов электрооборудования автомобиля и повышению их мощности.

Так, например, если на автомобиле МАЗ-200 было 25 приборов, на МАЗ-500 около 50, то на автомобилях КамАЗ более 100.

С увеличением количества приборов усложняются схемы электрических соединений и увеличивается число коммутационной аппаратуры. К коммутационной и защитной аппаратуре систем электрооборудования автомобиля относятся выключатели, переключатели, реле, контакторы, электромагниты, предохранители, панели соединительные, разъемные соединения, розетки и вилки.

Автомобильные выключатели

Выключатели предназначены для включения приборов освещения, световой сигнализации, тормозных сигналов, звуковых сигналов, электродвигателей отопителей и вентиляции, стартера, отключения массы аккумуляторной батареи, стеклоочистителей, включения зажигания, контрольных приборов. Количество выключателей по их назначению превышает 33, а общее количество выключателей, применяемых на транспортных машинах с учетом их модификаций, 75.

По конструктивным особенностям все выключатели можно подразделить на следующие типы: кнопочные, клавишные, поворотные, перекидные, рычажные, ползунковые, электромагнитные, вакуумные, пневматические, гидравлические, поворотные со съемным ключом.

Номинальное напряжение выключателей 12 или 24 В и 12 и 24 В. Количество положений 2, 3, 4. Количество включаемых цепей 1, 2, 3, 4, 6. Сила номинального тока, на который рассчитаны контакты отечественных выключателей следующая: 0,5; 0,8; 1,0; 1,2; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 5,0; 6,0; 7,0; 7,5; 8,0; 10; 12; 15; 25; 30; 50 и 60 А.

Читайте также:  Чем правильно отполировать автомобиль

Автомобильные переключатели

Переключатели отличаются от выключателей количеством положений при переключении, которое может составлять от 2 до 16, в то время как выключатели выполняются, как правило, на два положения «Выключено — Включено».

По конструкции переключатели могут быть: перекидные, ползунковые, ножные нажимные, вытяжные, одно-, двух- и трех-рычажные, поворотные, клавишные, комбинированные (рычажный, кнопочный, поворотный), поворотно-нажимные.

Количество включаемых цепей в переключателях может достигать 10. Сила номинального тока переключателей 0,5—25 А.

Переключатели применяются для включения различных потребителей с возможностью регулировки режимов работы этих потребителей (освещение и его регулировка, освещение щитка приборов, включение электродвигателей с регулировкой частоты вращения их роторов и т. д.).

Все большее распространение получают комбинированные переключатели, в которых объединено несколько переключателей отдельных приборов: включения указателей поворотов, света фар, стеклоомывателя и стеклоочистителя. К таким переключателям относятся: 12.3709 (автомобили ВАЗ), 124.3709 (автомобили ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК), 68.3709 (автомобили ВАЗ моделей 2108, 2109, АЗЛК-2141, ЗАЗ-1102).

Автомобильные реле

Для коммутации большой силы тока (10—25 А), а также в том случае, когда место коммутации находится далеко от места управления режимом выключения или переключения, применяют реле.

Реле представляет собой электромагнитный аппарат с одной или несколькими парами контактов, управляемых электромагнитом, потребляющим незначительной силы ток. В этом случае контакты выключателя или переключателя меньше изнашиваются, а в цепях управления могут быть применены провода меньшего сечения.

Реле применяют для включения стартера, сигналов, дальнего и ближнего света фар, электровентилятора в системе охлаждения двигателя (автомобиль BA3-2103 и др.), обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора (автомобили КамАЗ). Реле используют также в схемах предпусковых подогревателей двигателя (автомобили КамАЗ). Реле-прерыватели устанавливают в схемах контрольной лампы включения стояночной тормозной системы, стеклоочистителя и т. д. Срок службы в зависимости от напряжения реле составляет 25—200 тыс. включений и 100—300 тыс. км пробега автомобиля.

Режим работы реле может быть кратковременный или длительный. Основными параметрами реле являются сила тока нагрузки, напряжение срабатывания и напряжение отпускания. Для включения потребителей большой мощности применяют контакторы, сила номинального тока которых составляет 50—150 А.

Автомобильные электромагниты

Электромагниты применяют в электропневматических клапанах дверей автобусов, управлении пневматическим клапаном экономайзера холостого хода (ВАЗ-2105 и др.), в пневматических сигналах и других случаях, когда применение электромагнитов для управления является наиболее целесообразным.

Источник статьи: http://www.xn--b1agveejs.su/avtoelektronika/230-kommutaciya-v-avtoelectronike.html

Коммутационная и защитная аппаратура

Коммутационная аппаратура предназначена для соединения и разъе­динения потребителей и источников электроэнергии. К. коммутационной аппаратуре относятся выключатель аккумуляторных батарей, выключатели и переключатели света, выключатель приборов и стартера (или зажигания и стартера) с замочным устройством, выключатель указателей поворота, сигнала торможения, аварийной сигнализации, выключатели освещения приборов, клавишные выключатели и переключатели, различного типа реле и др.

Выключатель аккумуляторных батарей («массы») БК860 с дистанционным управлением, устанавливаемый на автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 состоит из корпуса с крышкой, подвижных и неподвижных контактов 9 и 10 (рис. 88), электромагнита 1, сердечника 4 с пружиной и штоком 3, фиксатора 5 и рычага 6. В цепь обмотки электромагнита включена кнопка и сигнальная лампа.

Рис. 88. Выключатель аккумуляторных батарей автомобилей КамАЗ — 4310 и УРАЛ — 4320: а — разрез; б — электрическая схема; 1 — обмотка; 2 — якорь; 3, 4 — штоки; 5 — фиксатор; 6 — рычаг; 7 — ось; 8 — пружина; 9, 10 — контакты.

Для включения потребителей нажимают на кнопку К, при этом ток подается в обмотку электромагнита, сердечник опускается вниз и через шток 3 замыкает подвижные и неподвижные контакты. В нижнем положении шток фиксатора 5 западает в выемку рычага 6 и удерживает контакты замкнутыми. Для отключения всех потребителей повторно нажимают на кнопку К. В обмотку электромагнита подается ток, шток 3 передает усилие на ры­чаг 6, который поворачиваясь вокруг оси 7 выводит из выемки и утапливает фиксатор. При этом подвижные контакты под действием пружины 8 размыкаются.

Если аккумуляторные батареи разряжены, включение и выключение «массы» можно производить нажатием на сердечник 2 через резиновый чехол 11. Продолжительность нажатия на кнопку К не должна превышать 2с.

Рис. 89. Выключатель аккумуляторной батареи автомобиля ЗИЛ — 131: 1,13 — неподвижные контакты; 2 — корпус; 3 — контактный диск; 4, 6 — штоки, 5 — кольцевая выточка; 7,9, 11, 15 — пружины; 8 — фиксаторная пластина; 10 — отверстие для крепления; 12 — ось; 14 — контактный диск.

Выключатель ВК318 (рис 89) с ручным управлением устанавливает­ся на автомобиле ЗиЛ-131. Основные его детали корпус 2 с двумя контактами — изолированными 1 и неизолированным 13, шток 6 с пружиной 7, два контактных диска 3 и 14 с пружинами 11 и 15, фиксирующее устройство

При нажатии на кнопку штока 6 происходит замыкание контактов 1 и 13 сначала вспомогательным диском 14, а затем основным диском 3. В таком положении фиксаторная пластина 8 усилием пружины 9 впадает в кольцевую выточку 5 и запирает шток во включенном положении.

При выключении «массы» фиксаторная пластина выходит из выточки 5 и усилием пружины 15 шток вместе с контактными дисками 3 и 14 поднимается вверх и размыкает контакты 1 и 13.

Рис. 90, Комбинированный переключатель света: 1 — штепсельные разъемы; 2 — кнопка включения звукового пневматического сигнала: 3 — рычаг переключения света; 4 — корпус; 5 — механизм выключения указателей поворота: 6 — рукоятка переключения указателей поворота и электрического звукового сигнала.

Комбинированный переключатель П145 (рис 90), устанавливаемый на рулевой колонке автомобиля КамАЗ-4310, предназначен для включения и переключения света фар, передних и задних фонарей, указателей поворота и звуковых сигналов. Переключатель подсоединяется к бортовой сети автомобиля при помощи штепсельных разъемов. В его корпусе 4 смонтирован кнопочный включатель пневматического звукового сигнала, переключатель 3 света фар, передних и задних фонарей переключатель 6 указателей поворотов и электрического звукового сигнала.

Переключатель 3 при перемещении рукоятки вниз обеспечивает:

  • сигнализацию дальним светом фар — нефиксированное положение;
  • включение габаритных огней в передних и задних фонарях — первое фиксированное положение;
  • включение габаритных огней и ближнего света фар — второе фикси­рованное положение;
  • включение габаритных огней и дальнего света фар — третье фикси­рованное положение.

Перемещение рукоятки 6 в продольной плоскости от среднего положения обеспечивает включение указателей поворота. Возвращение руко­ятки 6 в исходною положение после окончания поворота производится автоматически с помощью специальной втулки 5, установленной на руле­вой колонке.

Электрический звуковой сигнал включается перемещением рукоятки 6 в верхнее нефиксированное положение.

Рис. 91 Центральный переключатель света: 1,2- зажимы ножного переключателя света; 3 — корпус; 3 — колодка; 5. б — мостики: 7,8,11, 18 — контакты; 9 — контрольная лампа; 10 — изолятор; 12 — ползунок; 13 -.пружина; 14 — шток; 15 — кнопка; 16 — втулка; 17 — основание; 19 — спираль; 0, I, II -положения переключателя.

Центральный переключатель света (рис 91) служит для включения и выключения приборов наружного освещения и шкал контрольных прибо­ров. Переключатель установлен на панели приборов.

Основные детали переключателя: корпус 3 основание 17, пластмас­совая колодка 4 с двумя латунными контактными мостиками 5 и 6, шток 14, кнопка 15, реостат. При перемещении кнопки 15 контактные мостики 5 и 6 могут зажимать три положения — 0, I, II.

В положении 0 все выключено. В положении 1 включаются габаритные огни передних и задних фонарей и освещение контрольных приборов.

В положении II остаются включенными габаритные огни и лампы контрольных приборов, выключается ближний и дальний свет фар в зависимости от положения ножного переключателя. Встроенный в переключатель реостат позволяет регулировать силу света ламп освещения приборов.

Рис. 92 Ножной переключатель света: а — устройство; б — положение контактов при включенном ближнем свете; в – положение контактов при включенном дальнем свете; 1 — кнопка; 2, 12 — пружины; 3 — корпус; 4 — шток; 5, 8, 9-нсподвижныс контакты; 6 — крышка; 7 — зажим; 10 — подвижный контакт; 11 — диск; 13 — храповое колесо; 14 — ось.

Ножной переключатель света обеспечивает удобное и быстрое перек­лючение с ближнего на дальний свет фар или со света передних фонарей на свет фар. Он состоит из корпуса 3 (рис 92) с крышкой 6, штока 4 с кнопкой 1 и возвратной пружины 2, неподвижных контактов 5, 8 и 9, храпового колеса 13 с пружиной 12, текстолитового диска 11 с подвижным контактом 10.

При каждом нажатии кнопки 1 шток 4 своим выступом поворачивает храповое колесо на угол 60°. При этом подвижный контакт 10 попеременно замыкает контакты 8 и 9, или контакты 5 и 9, тем самым включает ближний и дальний свет фар.

Рис. 93. Выключатели сигнала торможения: а — автомобиля КамАЗ-4310; б — автомобиля УРАЛ-4320, в — автомобиля. ЗИЛ-131; 1 — корпус; 2 — диафрагма; 3 — подвижный контакт; 4 -пружина; 5 -вывод неподвижных контактов; 6 — неподвижный контакт; 7 — крышка.

Выключатель (датчик) сигнала торможения ММ125-Б автомобиля КамАЗ-4310 пневмоэлектрический диафрагменного типа (рис 93а). При подаче сжатого воздуха давлением 100. 500 кПа Б полость корпусы 1 диафрагма 2 прогибается и подвижный контакт 3 замыкает между собой неподвижные контакты 6 включенные в цепь сигналов торможения.

Аналогично действуют гидравлические выключатели сигнала тормо­жения ВК 12-Б автомобиля Урал-4320 (рис.93б) и пневматический выклю­чатель ВК 13-Б автомобиля Зил-131 (рис 93в).

Защитной аппаратурой в электроцепях автомобиля являются предохранители. Они ограничивают максимальную силу тока при коротки замыканиях, что предотвращает быстрый разряд аккумуляторных батарей, повреждение аппаратуры, разрушение изоляции проводов.

На автомобилях применяются термобиметаллические предохранители, которые могут быть двух типов; с автоматическим последующим замыканием цепи и с принудительным замыканием цепи (кнопочные).

Рис. 94, Термобиметаллические предохранители: а — с автоматическим замыканием; б — с принудительным замыканием; 1 — клеммы; 2 — стальные пластины; 3 — изоляционная бумага; 4 -контакты; 5 — биметаллические пластины; 6 — корпус; 7 — кнопка; 8 — контргайка; 9 — регулировочный винт.

Предохранители с автоматическим замыканием (рис.94а) сохраняют контакты 4 в замкнутом состоянии под действием упругих свойств биме­таллической пластины 5. При прохождении через предохранитель тока силой, превышающей допустимую, биметаллическая пластина от нагрева деформируется и размыкает контакты. После остывания пластина прини­мает первоначальную форму и вновь замыкает контакты. В предохранителе с принудительным замыканием (рис. 94б) биметаллическая пластина, нагреваясь, резким щелчком размыкает контакты и остается в этом положении после остывания. Когда короткое замыкание будет устранено, пластину возвращают в первоначальное положение нажатием на кнопку 7.

Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Оцените статью