Психиатры признали автомобилизм заболеванием
Даниил Червянцев известен в научном мире своими исследованиями в области техногенных паталогий современного человека.
Интерес к автомобилям может перерасти в тяжёлое расстройство психики, пагубную зависимость, излечиться от которой в некоторых случаях невозможно. И сегодня данное заболевание, названное медиками «автомобилизмом» (по аналогии с алкоголизмом), представляет для человечества наибольшую угрозу.
В этом убеждён ведущий специалист НИИ клинической психиатрии имени А. П. Столярова, доктор медицинских наук Даниил Червянцев. Профессор любезно согласился встретиться с корреспондентом DRIVE.RU в одном из московских скверов и рассказать об этой опасной болезни.
DRIVE.RU: Даниил Святославович, получается, когда человек говорит, что он «заболел автомобилями с детства», его «увлечение автомобилями носит хронический характер» — он не шутит и не преувеличивает?
Даниил Червянцев: Совершенно верно. И когда заявляет, что у него «бензин в крови», нужно относиться к этому серьёзно и обращаться за квалифицированной помощью к специалистам. Дело в том, что автоманы, автоголики или автоманьяки (так мы называем пациентов) много времени проводят в машинах или вблизи них, они вдыхают пары бензина, которые попадают в кровь. Причём у автоманов никогда не бывает отравлений парами бензина, вместо этого у них страдает психическое здоровье. Такое расстройство называется «автомобилизм», между собой мы его прозвали «автомания». Оно действительно носит клинический и зачастую неизлечимый характер.
DRIVE.RU: Судя по письмам наших читателей, автомобилизм действительно начинает проявляться в раннем возрасте?
Д. Ч.: Как правило, такая мания возникает в детстве, и в этом есть вина родителей, безусловно: купили игрушечную машинку, посадили ребёнка за руль своего автомобиля, привлекли его как помощника в ремонте, дали посмотреть по телевизору соревнования по автоспорту, в руки мальчика попали автомобильные журналы… К тому же заболевание часто передаётся по наследству, вместе с машиной. В связи с этим хочу подчеркнуть — уберечь детей от автомобильной зависимости можно только в том случае, если принимать меры с первых лет их жизни.
DRIVE.RU: В чём же проявляется расстройство? Как определить, болен человек автомобилями или нет?
Д. Ч.: Знаете, обычно даже не нужен анализ крови. Наличие в ней бензина легко заметить невооружённым глазом. , автоголик, как правило, имеет одну или несколько машин и при этом мечтает овладеть неограниченным числом транспортных средств. , большинство пациентов на зубок знают историю автомобиля и его ведущих производителей, техническое устройство и так далее. Это начитанные люди с прекрасной памятью. Отсюда и : заболевшие регулярно читают специализированную прессу, в том числе в Интернете. У любого из них вы найдёте как минимум стопку автожурналов, и чем она толще, тем острее фаза заболевания. И, наконец, , обратите внимание на поведение человека. Если он с готовностью включается в любые разговоры о машинах, ярко и эмоционально реагирует на всё, связанное с автомобилями, просыпается в пять утра, чтобы посмотреть , рисует и фотографирует машины — знайте, перед вами классический автоманьяк.
DRIVE.RU: Чем же, , эти люди опасны для общества? Почему их нужно лечить?
Д. Ч.: В первую очередь, автоманы опасны для самих себя. Ведь автомобильная зависимость мало отличается от, скажем, алкогольной или наркотической. Потому что и в автомобилизме есть свой так называемый кайф. Чтобы получить очередную (причём постоянно растущую) «дозу» удовольствия, люди порой готовы на безрассудные вещи. В результате они теряют интерес ко всему тому, что не касается машин. Теряют связь с реальностью, начинают жить в «мире автомобилей», отождествлять себя с ними и так далее. Маньяк начинает воображать себя «гонщиком», «драйвером», хотя на самом деле он всего лишь, например, продавец кваса. Бывают страшные случаи, когда автомобилизм превращает человека в машину, но они, к счастью, редки.
DRIVE.RU: Но позвольте, профессор! История автомобиля насчитывает больше 100 лет, и люди, ими страстно увлекающиеся, были, есть и будут! Почему же психиатры заговорили об угрозе автомобилизма только сейчас?
Д. Ч.: А вы посмотрите на рост продаж! Обратите внимание, с какой скоростью увеличивается количество автомобилей на дорогах! Уже стала избитой фраза «пройдёт два-три года, и Москва превратится в глухую пробку»! Всё говорит о том, что автомобилизм в наши дни приобрёл черты тотальной эпидемии, не щадящей ни женщин, ни стариков, ни детей! Стало быть, обществу пришло время решить, как быть дальше?! Хотим ли мы, здоровые люди, чтобы автоголики превратили наши улицы в стоянку?! Согласны ли мы отдать больным землю и подземное пространство под их гаражи?! Будем ли мы продолжать спокойно взирать на то, как автомобилизм затягивает в свои сети неокрепших подростков?! До каких пор мы будем слышать рёв двигателей и дышать выхлопными газами?!
DRIVE.RU: Не надо так горячиться, Даниил Святославович. Что вы конкретно предлагаете для лечения людей от автомобилизма?
Д. Ч.: Первым делом мы должны оградить от автомобилизма подрастающее поколение. Для этого нужно весь показ по телевидению рекламы автотранспорта перенести на позднее время, к примеру, с 23:00 до 5 утра. То же касается и телепередач по данной теме. Надо запретить продажу автомобильных журналов в общественных местах, в особенности лицам до 18 лет. В детсадах и школах необходимо вести разъяснительную работу о вреде автомобилизма и так далее. Что же касается уже заболевших, то для них нужно открыть сеть реабилитационных центров. При этих центрах построить автодромы, чтобы пациенты приходили в себя постепенно, поскольку «ломка» очень болезненная. Лечение я предлагаю с самого начала сделать принудительным. В общем, идей много, была бы добрая воля для их реализации.
Источник статьи: http://www.drive.ru/humour/4efb330700f11713001e3450.html
Вождение развивает подсознательные реакции
Как выяснили ученые, подсознательные реакции у опытных водителей лучше развиты за счет более активной работы нейронных цепей правого полушария головного мозга. А ведь это полушарие отвечает еще и за интуицию. Хорошая новость для мужчин, у которых преимущественно развито левое «логичное» полушарие мозга. Но всем ли полезно вождение автомобиля? Увы, у левшей и женщин дела с безаварийностью обстоят не очень.
Работу мозга водителей недавно проанализировала одна группа исследователей из США. Причем, что особенно важно, речь шла об усиленной работе именно правого полушария, которое больше ответственно за интуицию и подсознательное принятие решений в ходе наших поступков. По большому счету, последнее является неотъемлемым компонентом любой по-настоящему профессиональной деятельности. Не каждый из нас является автомобилистом, но на велосипеде умеют ездить почти все. Давайте вспомним, как мы чувствовали себя на двухколесной машине поначалу: сплошные судорожные движения рулем в попытках удержать равновесие, падения, синяки.
А потом велосипед покорился, став удобным и послушным. На нем стало можно ездить, наслаждаясь окружающим видом, практически не следя за рулем. А все потому, что в нашем мозге сформировались двигательные подсознательные стереотипы, позволяющие управлять транспортом, практически не подключая к тонкостям этого процесса сознательную сферу — ее роль взяло на себя подсознание. Преимущественной локализацией которого и является правое полушарие.
Понятно, что езда на автомобиле требует от водителя большей ответственности и профессиональных автоматизмов. Да, из машины просто так не выпадешь, но и скорость движения там на порядок выше. Чуть зазевался, и ты ты уже нарушил правила дорожного движения. Поэтому действительно опытные водители большую часть своей работы делают на автомате — это обеспечивает более высокую безаварийность движения, чем формальное знание того, как следует поступать в той или иной ситуации.
Криминалистам и судебным экспертам давно известен факт, что самое безопасное место в машине находится позади водителя. Потому что в подавляющем большинстве случаев перед столкновением он выводит руль так, чтобы максимально обезопасить именно себя. При этом, увы, подводя под самый опасный удар сидящего рядом с ним пассажира. Это даже не считается отягощающим вину обстоятельством — все понимают, что речь идет о подсознательном срабатывании инстинкта самосохранения, и обвинять человека в принятии осознанного неправильного поступка нет никаких юридических оснований. А реализуется этот инстинкт именно через подсознательно-интуитивные механизмы правого полушария.
Стоит заметить, что мужчины в жизни больше опираются на логику, связанную с левым полушарием, а правое полушарие мозга доминирует у женщин. Именно отсюда берут корни шутки насчет женской логики. Хотя на самом деле, они мудрее своих кавалеров как раз за счет более развитой интуиции.
Получается, что вождение автомобиля помогает мужчинам более гармонично развивать оба полушария своего мозга? Воистину, перефразируя классиков, «автомобиль — не роскошь, а средство для повышения интуиции». И, как знать, только ли для чисто водительских задач идет развитие последней у автомобилистов? Интуитивные решения важны и во многих других сферах жизни, в том числе и межчеловеческих отношениях.
И все же, рекомендовать водить авто в качестве универсального средства для тренировки интуитивных возможностей правого полушария, наверное, не стоит. Поскольку есть совершенно противоположные научные выводы. Так, оказалось, что водители с преимущественно развитой левой рукой значительно чаще нарушали правила дорожного движения и попадали в аварии, чем правши. Одно из объяснений: современный автомобиль якобы создан именно под правшей, а потому, кроме них, за рулем никто комфортно себя не чувствует. Но если бы это было действительно так, то ситуация была бы зеркальной в странах, где машины выпускаются с правым рулем, тех же Великобритании и Японии, например.
А, может, все дело именно в том самом правом полушарии? Ведь наш мозг управляет конечностями перекрестно: за левую сторону отвечает правая его часть, а за правую — левая. Вот и получается, что у левшей правое полушарие и так перегружено, а тут ему еще приходится создавать нейронные цепочки для целого ряда важных водительских стереотипов. В итоге, в критической ситуации мозг интуитов-левшей зависает, когда менее загруженное правое полушарие логиков-правшей все еще способно принимать правильные подсознательные решения.
В связи с этим снова уместно вспомнить, что женщины, по умолчанию, тоже имеют доминирование правого полушария. То есть, оно у них работает интенсивнее даже тогда, когда они являются добропорядочными правшами. И это полушарие тоже может критически перегружаться в аварийной обстановке, требующей мобилизации всех интуитивно-подсознательных ресурсов. Не отсюда ли многочисленные шуточки о женщинах за рулем? Вплоть до народного знака на автомобиле в виде женской туфельки в треугольнике. Дескать, водители, будьте осторожны, за рулем не мужчина, не лихачьте.
Так что, как и любое лекарство, управление автомобилем для стимуляции интуитивных способностей, полезно отнюдь не всем. Что, конечно, не означает какой-то роковой неприспособленности автомобиля для тех, у кого правое полушарие мозга и так доминирует. Просто таким надо помнить о вышеприведенных данных и избегать критических ситуаций, а не мнить себя крутыми автогонщиками.
Источник статьи: http://www.pravda.ru/science/1333060-driving/
Почему автомобили вызывают зависимость
Личный автомобиль делает нас агрессивными и эгоистичными. И к тому же вреден для окружающей среды. Но мы не хотим от него отказаться. Более того, испытываем к нему нежные и сильные чувства сродни любовной зависимости. Что с нами происходит?
Московский автолюбитель проводит в пробках в среднем 127 часов в год(1) – больше, чем житель любой другой европейской столицы. Какое уж тут средство передвижения – очевидно ведь, что в большинстве случаев на метро было бы быстрее. По России цифры, разумеется, будут другими. Но и дороги тоже. Словом, автомобиль далеко не всегда удобен при необходимости добраться из точки А в точку Б. Однако это ничуть не останавливает сотни тысяч россиян, которые просто не мыслят своей жизни без машины.
Инструмент свободы
«Я постоянно выезжаю к клиентам на дом, – рассказывает стилист и парикмахер 38-летняя Вера. – И как бы я тащилась в метро с огромными кейсами косметики и инструментов? Я лучше выеду на час раньше, но добраться без машины мне просто нереально». Совсем другие аргументы приводит 43-летняя маркетолог Жанна: «Я живу в машине. Тут мне никто не наступит на ногу, не пристанет с идиотскими вопросами. Если у меня встреча с утра, я могу выскочить из дома ненакрашенной и голодной – я знаю, что успею в пробках и накраситься, и выпить кофе, и перекусить, да еще и сделать десяток важных звонков». В сущности, Вера и Жанна имеют в виду одно и то же – автомобиль дает им новую степень автономии. «Говоря о машине, мы в первую очередь говорим о свободе, – уверена психолог Елена Станковская. – Машина облегчает перемещения в пространстве, выбор направления, организацию времени. И женщины, наверное, это чувствуют острее, поскольку расширяются не только их физические, но и гендерные возможности». И хотя женщина за рулем давно уже никого не удивляет, изначально это все-таки «вторжение» на исконно мужскую территорию.
Читайте также
Уже одного этого соображения достаточно, чтобы объяснить зависимость от автомобиля. Мы можем отказаться от множества приятных или полезных вещей, но от собственной свободы – в последнюю очередь. Не потому ли лишение водительских прав автомобилист переживает как тяжелый удар, сродни тюремному заключению или увечью?
Личное пространство
Есть ли «женская» и «мужская» зависимость от автомобиля? «На самом деле разница невелика», – считает этнопсихолог и страстный автолюбитель Тоби Натан (Tobie Nathan). Отмечая, однако, что мужчины больше ценят технические свойства автомобиля и его внешний вид, а женщинам часто важнее внутреннее пространство. «Я, даже припарковавшись, иногда еще сижу несколько минут в машине, – подтверждает 47-летняя Марина, инженер-технолог. – У меня там любимые вещи, какие-то талисманы свои расставлены-развешаны. Это мое убежище». И это очень важное признание. Машина служит нам домом вне дома, а значит, в каком-то смысле и крепостью. Ну, или хотя бы коконом, который может защитить, если что-то идет не так. «Когда у нас случаются конфликты с мужем, я сажусь в машину и еду покататься без всякой цели, – рассказывает 33-летняя Лариса, риелтор. – Меня это успокаивает».
Наше восприятие автомобиля как безопасного личного пространства прекрасно осознают и дизайнеры. При разработке современных машин интерьеру уделяется едва ли не больше времени и внимания, чем внешнему виду.
Основные идеи
- Свобода. Автомобиль открывает перед нами целое измерение новых возможностей, которые без него были бы недоступны.
- Контроль. Большая и сильная машина полностью послушна нашей власти, и это рождает ощущение всемогущества.
- Удовольствие. Наслаждение, которое мы получаем от езды, имеет сексуальную природу.
Продолжение «Я»
Но есть и немало других причин, по которым мы зависим от своих «железных коней». «У меня джип Volvo, – рассказывает 46-летняя Светлана, миниатюрная, хрупкая женщина. – Мы с ним «работаем на контрасте»: я маленькая, он – огромный». А 32-летняя Дарья выбрала как раз маленький автомобиль – Mini. Да еще и украсила фары кокетливыми наклейками в виде загнутых ресниц. «Ну потому что эта машина – точно девочка! – рассказывает она. – А до этого у меня был RAV4, и это, конечно, был мальчик. Я обязательно даю машинам имена и вообще всячески их очеловечиваю».
Что, кстати, абсолютно естественно. Раз уж автомобиль служит для многих продолжением собственного тела, то его модель, дизайн и мощность – наш способ предъявить себя миру. Представьте себе ситуацию: вы купили автомобиль и радостно сообщаете об этом другу, а через несколько дней узнаете, что друг приобрел точно такой же. Ваша реакция? Оказывается, она сильно зависит от образования и социальной среды(2). «Синие воротнички», представители условного «рабочего класса», в большинстве своем воспринимали это известие позитивно. И даже расценивали покупку друга как подтверждение правильности собственного выбора и укрепление связи с другими людьми. А вот представители «среднего класса», склонные демонстрировать свой вкус и статус, чаще чувствовали в сходном выборе угрозу своей идентичности и уникальности предпочтений.
Мечта о контроле
Тоби Натан считает, что с точки зрения нашей психологии внешний вид машины важнее ее практического предназначения: «Большинство конструкторов делают ставку на функцию – ездить. Но они забывают о главном в машине – в ней обязательно должна быть частица воплотившейся мечты». Значит ли это, что мы откажемся от машин, если автопроизводители, сговорившись, возьмутся выпускать лишь уродливые ящики на колесах? Едва ли, признает Тоби Натан. Ведь вождение – это нечто гораздо большее, чем вращение руля и переключение рычага. Это акт абсолютного контроля, и в полноте нашей власти над машиной мы немного уподобляемся богам. Недаром ведь самый первый паровой автомобиль носил название «Послушный», напоминает Тоби Натан. С этим согласна и Елена Станковская, замечая, что для женщин этот аспект, возможно, играет даже большую роль, чем для мужчин: «Я могу управлять тонной металла, от движения моих рук, пусть и не сильных, эта тонна приходит в движение и целиком подчиняется моей воле!» Это ощущение всевластия – разумеется, еще одна причина нашей любовной зависимости от бездушных механизмов.
И немного секса
Чувственные полуобнаженные красавицы возникают в автомобильной рекламе постоянно. Однако Тоби Натан уверен, что это не причина, а лишь следствие того, что на бессознательном уровне машины у многих из нас вызывают ассоциации с сексом. Он считает обольстительными сами автомобили и даже признается, что во сне ему несколько раз случалось путать машину с женщиной.
Источник статьи: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/pochemu-avtomobili-vyizyivayut-zavisimost/