ЗАЗ-965: «Запорожец» — первая любовь
Ну почему на этой вроде бы городской машинке хочется к морю — теплому Черному b ли прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина — символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних романтических путешествий!
ЗАЗ-965
Полчаса позора, зато — на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор — в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная — «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.
Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников — их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.
По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю — у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» — сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.
ЗАЗ-965
Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США — не значит повторять все заокеанские перегибы.
Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески — спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор — 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» — «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.
ЗАЗ-965
Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то — 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями.
МОРЕ — ВПЕРЕДИ, МОТОР — СЗАДИ
Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть — не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили.
Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!
Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши — при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».
ЗАЗ-965
Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная — опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» — и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать — прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость — машина снова на ходу!
Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя. когда работает. Свеча накаливания, регулятор. Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на приколе — редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку.
. Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!
МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ
Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков — рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда здесь поблизости — скажем, вон за той сосной — ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.
ЗАЗ-965
Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь — твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ — собачек Белку и Стрелку!
Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или — наконец-то! — как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями.
ЗАЗ-965
СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ
Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 — фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин.
Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/42851-zhivyje_klassiki_zaz-965_zaporozhec_-_pervaja_lubov/
А теперь — «горбатый»! Вспоминаем ЗАЗ-965
После Второй мировой войны в европейских странах возник интерес к дешевым микролитражным автомобилям. По всему миру появлялись как различные мотоколяски, так и уменьшенные копии автомобилей с традиционной компоновкой. С некоторым запозданием это веяние докатилось и до СССР.
В 1955 году в СССР началось подробное изучение европейских «микролитражек»: в страну для испытаний было завезено с десяток автомобилей разных марок. В итоге в качестве прототипа для новой советской микролитражной машины было решено взять FIAT-600. И уже осенью 1956 года завод МЗМА приступил к работе над автомобилем, получившем наименование «Москвич-444». Но в 1958 году было принято решение осваивать новинку на заводе «Коммунар» в городе Запорожье, который в то время строил комбайны. Сам же доработанный «Москвич» теперь получил новое название ЗАЗ-965 «Запорожец».
18 июля 1960 года ЗАЗ-965 продемонстрировали в Кремле товарищу Хрущеву, который лично протестировал автомобиль. «Запорожец» Никита Сергеевич оценил, но потребовал, чтобы цена для трудящихся на него была как можно более низкая! В результате ЗАЗ-965 был оценен в 18000 дореформенных рублей, то есть ЗАЗ можно было купить за сумму, примерно соответствующую 20 официальным средним по стране размерам заработной платы. «Волга», к слову, была втрое дороже.
В серийное производство ЗАЗ-965 пошел с 4-цилиндровым карбюраторным мотором с V-образным расположением цилиндров. Развивал он, страшно сказать, целых 23 силы! Коробка передач, объединенная в одном корпусе с главной передачей и дифференциалом, представляла собой очень компактный узел. А потому весь силовой агрегат в сборе занимал мало места и позволял максимально высвободить пространство в кузове для пассажиров.
Несущий кузов имел две широкие двери, навешенные на задних петлях. Хоть такая конструкция при неплотно закрытой двери могла самопроизвольно распахнуться и считалась устаревшей, выход-вход из машины с таким расположением петель был более удобный, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями.
Гладкое днище, независимая подвеска всех колес и достаточная загрузка ведущих колес (60% общей массы) обеспечивали автомобилю ЗАЗ-965 отличную проходимость. А с учетом малого веса (всего 665 кг), экипаж при некотором усилии всегда мог высвободить безнадежно застрявшую машину самостоятельно.
Первая партия «Запорожцев» сошла с конвейера 22 ноября 1960-го, а до конца года было выпущено еще около полутора тысяч машин. Базовая модель выпускалась с 1960 по 1963 год. В ноябре 1962-го была проведена модернизация, и автомобиль тогда получил новый индекс ЗАЗ-965А.
Интересно, что существовала и праворульная версия «горбатого» – это была модификация для советских почтальонов, а вовсе не для экспорта в Англию! Называлась она ЗАЗ-965С. Правое расположение органов управления упрощало процедуру изъятия писем: почтальону не требовалось обходить машину, чтобы попасть на тротуар, а можно было выйти непосредственно возле ящика. Задние боковые стекла у ЗАЗ-965С были закрыты металлическими филенками.
А вот экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта» отличался улучшенной шумоизоляцией, более качественной внутренней отделкой, наличием пепельницы, радиоприемника и наружным зеркалом заднего вида.
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК !
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nmarkov/a-teper-gorbatyi-vspominaem-zaz965-5ed261fd3a859d24e59d98b6
ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец
В начале 90-х годов эта смешная маленькая машина еще встречалась на дорогах даже крупных городов, а в глубинке так и вовсе, до недавнего времени находились смельчаки, использовавшие её для поездок по своим делам. Каких только народных прозвищ не получил этот автомобиль, «горбатый», «жужик», «запор», «челленджер», «дрыцель», «круглый», «чебурашка», «чарлик», это лишь те, которые я сходу припомнить в состоянии. ЗАЗ-965. Машина, вызывающая улыбку каждый раз, когда её видишь.
Шла уже середина 1950-х, а советское руководство всё продолжало искать вариант народного автомобиля для людей, строивших светлое будущее. Существовавшая на тот момент «Победа» не могла быть народной машиной по ряду причин, «Москвич» 400/420, в простонародье тоже «горбатый» или «слон», а по факту – Опель Кадет довоенной конструкции хоть и был доступен (если это можно так назвать) широким слоям населения, к тому моменту сильно устарел и с конвейера сходили последние модели, а готовый ему на смену «Москвич» 402 был прекрасной машиной по всем параметрам на тот момент, но в категорию «народного» мог не попасть из-за цены и дефицита. К тому же, на тот момент в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, пользовавшиеся огромной популярностью населения в капиталистических странах. Одной из таких машин, недавно появившихся и набирающих стремительную популярность был итальянский Фиат-600. Его и взяли за основу, при разработке концепции новой советской микролитражки.
Задание на разработку машины получил МЗМА, в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, называвшийся «Москвич»-444.
Да, «горбатый» изначально планировалось производить на МЗМА, но заводчанам удалось отвертеться от этой сомнительной во многих смыслах затеи, имея веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич»-402, на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар», происходит это в 1958 году. На «Коммунаре», строившем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала – надо, к тому же автомобиль уже был представлен публике на ВДНХ в 1958 году.
К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар», в 1959 году, московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения, так же образцы двигателя разработал НАМИ, один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 так же получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.
Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники «капли», шикарное решение, на мой взгляд, жаль что их немного было выпущено, даже в 80-х такие машины были большой редкостью.
ЗАЗ 965 не является клоном «Фиата», от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учётом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, колёса увеличили в размерах до 13 дюймов, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные «паркетники». Расход топлива составлял около 5.5 литров на сотню, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/ч, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать эту машину до сотки с собой внутри. Из-за своих очень скромных размеров и практически отсутствовавшего багажника, машина хоть и с прекрасной проходимостью не совсем подходила для сельской эксплуатации, но поскольку выбора у людей тогда особо не было, а цена машины была доступной даже по советским меркам, встретить «жужик» можно было как в центре Москвы, так и в отдалённых сёлах всей страны. Еще одним плюсом машины была простота конструкции и феноменальная ремонтопригодность. Даже ветровое стекло было унифицировано с задним, они были одной формы и размера.
Минусов у машины было тоже немало. Это тесный салон, в котором было шумно от двигателя, из-за двигателя воздушного охлаждения пришлось мудрить с автономным бензиновым отопителем, не отличавшимся надёжностью и безопасностью в работе, запитан он был от отдельного маленького бачка, сам двигатель был с небольшим ресурсом, отсутствие нормального масляного фильтра лишь усугубляло ситуацию, перегревался летом и был маломощным. Правда, с 1966 года на машину стали устанавливать двигатель МеМЗ 966-А, «тридцатку», мощностью в 30 л.с., но конструктивно он не отличался, переняв все минусы предшественника – малый ресурс, отсутствие масляного фильтра и перегрев в жару.
Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 до 1969 года. Было сделано множество модификаций для инвалидов, с различными вариантами управления,
965-й выпускался даже в экспортной модификации 965АЭ «Jalta», отличавшийся улучшенным экстерьером с молдингами, наружным зеркалом заднего вида с левой стороны, дилеры устанавливали на машину радиоприемник.
Суммарно ЗАЗов 965 серии всех модификаций за 9 лет производства было выпущено 322 166 шт. Многие люди, которым сейчас за 40, с теплотой вспоминают этот автомобиль, с которым связаны приятные воспоминания из детства…
Все фото взяты из открытых источников
Понравилось? Не забудьте поставить лайк, подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/oldtimer/zaz965-legendarnyi-gorbatyi-zaporojec-5a84004a799d9d418eccc13f