- Система производства Toyota и ее базовая концепция
- Сокращение затрат путем удаления отходов
- Снятие последующих процессов это первое требование принципа «точно в срок»
- Производство и транспортировка одной части
- История бренда Toyota
- Предпосылки развития компании
- Этапы развития бренда
- Первые успехи
- Удар войны по производству
- На пути к известности
- Мировая слава
- Конкуренты бренда
- Toyota в России
- Доля бренда на мировом рынке
Система производства Toyota и ее базовая концепция
Отправной точкой концепции производственной системы Toyota было признание отличительных особенностей Японии.
Самой отличительной особенностью Японии является нехватка природных ресурсов, что делает необходимым импортировать огромное количество материалов, включая продукты питания. Япония находится в невыгодном положении с точки зрения стоимости сырья по сравнению с европейскими и американскими странами. Чтобы преодолеть этот недостаток, японским отраслям очень важно приложить все усилия, чтобы производить товары более высокого качества с более высокой добавленной стоимостью и еще более низкой себестоимостью продукции, чем в других странах.
Вторая отличительная особенность заключается в том, что японская концепция работы, такая как сознание и отношение, отличается от той, которую придерживаются европейские и американские рабочие. Японские черты включают в себя: (1) групповое сознание, чувство равенства, стремление к совершенству и трудолюбие; (2) высокая степень способности в результате высшего образования; (3) сосредоточение их повседневной жизни вокруг работы.
Такие японские черты также нашли свое отражение в предприятиях: (1) система занятости на протяжении всей жизни, (2) профсоюзы компаний, (3) небольшая дискриминация между управляющими и служащими и (4) шансы, доступные работникам для продвижения на руководящие должности..
Toyota планирует и управляет своей производственной системой по следующим двум основным концепциям.
Прежде всего это достижение низкой себестоимости производства — «сокращение затрат за счет устранения отходов». Это включает в себя создание системы, которая будет полностью устранять отходы, предполагая, что все, кроме минимального количества оборудования, материалов, деталей и рабочих (рабочее время), которые абсолютно необходимы для производства, является просто излишком, что только повышает стоимость.
Во-вторых — «в полной мере использовать возможности рабочих». Короче говоря, относитесь к рабочим как к людям. Создайте систему, которая позволит рабочим самим отображать свои возможности.
Сокращение затрат путем удаления отходов
Для материализации этой системы Toyota придает особое значение принципам «точно в срок» и «Джидока» (Прим. — встраивание качества в производственный процесс: методика, используемая, для сокращения дефектов, брака, отходов и переделки исправимого брака).
Отличительные особенности автомобильной промышленности:
чтобы иметь эффективные системы производства в автомобильной промышленности, требуется, чтобы были решены следующие три проблемы.
- Автомобильная промышленность представляет собой типичный тип массового производства, где каждый автомобиль собран из нескольких тысяч частей, которые подверглись многочисленным процессам. Поэтому проблема в любом из процессов будет иметь большой общий эффект.
- Существует очень много разных моделей с многочисленными вариациями и с большими колебаниями спроса каждого варианта.
- Каждые несколько лет транспортные средства полностью реконструируются, а также часто происходят изменения на уровне деталей.
Обычная система управления производством в такой отрасли на практике часто создает чрезмерный дисбаланс запаса между процессами, что часто приводит к мертвым запасам. С другой стороны, легко можно попасть в состояние избыточного оборудования и избытка рабочих, что не соответствует признанию Тойоты.
Производить «точно и вовремя»: во избежание таких проблем, как дисбаланс и избыточное оборудование и рабочие, мы признали необходимость схем, регулируемых в соответствии с изменениями из-за проблем и колебаний спроса. С этой целью мы прилагаем все усилия к разработке системы производства, которая позволяет сократить время от ввода материалов до завершения работы над транспортным средством.
Точно таким же путем сокращается время производства — » все процессы производят необходимые детали в нужное время и имеют в наличии только минимальный запас хранения, необходимый для процессов» Кроме того, путем проверки степени количества, объема запасов и время выполнения в качестве переменных этот метод производства раскрывает существование избыточного оборудования и рабочих. Это является отправной точкой для второй характеристики Toyota Production System, то есть в полной мере использовать возможности рабочих.
Снятие последующих процессов это первое требование принципа «точно в срок»
В общей производственной системе это требование выполняется следующим образом. График производства продукта (автомобили в случае автомоторного завода) проецируется на различные графики производства деталей и инструкции, выдаваемые различным процессам. Эти процессы приводят в соответствии с их графиком, используя метод «предшествующего процесса, обеспечивающего части к следующему процессу». Однако, можно заметить, что такого рода метод сделает его значительно труднее достичь производства адаптируемой к изменениям.
Чтобы воплотить в жизнь первое требование, Toyota приняла обратный метод «следующего процесса снятия деталей из предыдущего процесса» вместо «предыдущего процесса, поставляющего детали в следующий процесс». Причина этого заключается в следующем: производство «точно в срок» — это производство деталей различными процессами в необходимых количествах в нужный момент для сборки транспортного средства в качестве конечного продукта компании. Если это так, можно сказать, что только конечная сборочная линия, которая выполняет сборку транспортного средства, представляет собой процесс, который может точно знать необходимое время и количество деталей.
Поэтому конечная сборочная линия переходит к предыдущему процессу, чтобы получить необходимые детали в необходимое время для сборки автомобиля. Затем предыдущий процесс производит на части, отобранные следующим способом. Для изготовления этих деталей предыдущий процесс получает необходимые части от предшествующего ему процесса. Таким образом, соединяя весь процесс в цепной моде, вся компания сможет заниматься производством «точно в срок» без необходимости выпуска длинных производственных заказов для каждого процесса.
Производство и транспортировка одной части
Второе требование производства «точно в срок» заключается в том, что все процессы приближаются к условию, когда каждый процесс может производить только одну деталь, может передавать ее по одному, а кроме того, иметь только одну штуку на складе как между оборудованием, так и процессами. Это означает, что никакому процессу по какой-либо причине не разрешено производить дополнительную сумму и иметь избыточный запас между процессами. Поэтому каждый процесс должен подходить к условию, в котором он производит и передает только одна часть, соответствующая единственному блоку, который сходит с конечной сборочной линии.
Toyota преуспела в уменьшении размера партии за счет значительного сокращения времени настройки, улучшения методов производства, включая устранение инвентаризации в процессе, возникающем в результате заказа многоцелевого оборудования для обработки в соответствии с требованиями к обработке для линейки продуктов, и улучшение транспортировки в результате повторяющейся смешанной загрузки. Все они были выполнены, включая большое количество субподрядчиков.
Выравнивание, нивелирование продукции: при условии, что все процессы производят и транспортируют небольшую партию, если количество, подлежащее снятию с последующего процесса, значительно варьируется, процессы внутри компании совместно субподрядчиками будут поддерживать максимальную пропускную способность или постоянно удерживать избыточные запасы. Поэтому для того, чтобы сделать возможным производство «точно в срок», необходимо нивелировать производство на. окончательную сборочную линию (это самая важная строка, которая выводит инструкции по производству для всех процессов). Степень этого выравнивания определяется топ-менеджерами.
(1) Конечные сборочные линии Toyota — это смешанные производственные линии. Продукция в день усредняется, принимая количество транспортных средств в месячном графике производства, классифицированных по спецификациям, и деля на количество рабочих дней.
(2) Что касается производственной последовательности в течение каждого дня, вычисляется время цикла каждого транспортного средства различной спецификации, и для того, чтобы все транспортные средства спецификации появлялись в свое время цикла, другим транспортным средствам спецификаций предписывается следовать друг за другом.
Второй важный момент в выровненном производстве — соблюдать основное правило точно вовремя; производить только столько, сколько возможно, продавать, с одной стороны, корректировать свой уровень производства в соответствии с изменением рынка, с другой стороны, производить как можно более плавно в определенном диапазоне.
Даже после того, как было принято решение о ежемесячном графике производства, Toyota по- прежнему будет вносить изменения между различными техническими спецификациями на основе ежедневных заказов, и даже когда дело доходит до общего числа, если есть необходимость в удовлетворении изменений в рыночных условиях, Toyota внесет изменения в ежемесячный график, чтобы максимально уменьшить шок рыночных колебаний.
Приведенная выше производственная система в сравнении с общепринятой плановой производственной системой может работать с меньшим количеством оборудования и более стабильным числом рабочих. (Это особенно важно для японских компаний, имеющих пожизненную систему занятости).
Система управления производством, которая была разработана для использования вышеуказанных трех общих правил, — система Kanban.
Устранение потерь от перепроизводства: базовая концепция в системы производства «точно в срок»
Toyota видит запас как совокупность проблем. Мы считаем, что большие часть запасы это результат «перепроизводства» и это худшие потери, которые могут повысить себестоимость продукции.
Причина, по которой мы рассматриваем запасы, полученные в результате перепроизводства, как наихудшим из потерь, заключается в том, что скрываются причины потерь, которые необходимо устранить, такие как дисбаланс между рабочими и между процессами, проблемы в различных процессах, время простоя рабочих, избыточные работники , чрезмерное количество оборудования и недостаточное профилактическое обслуживание. Такая латентность потерь создает трудности для работников, чтобы они могли продемонстрировать свои возможности, и это даже препятствует постоянному развитию компании.
Джидока: Термин «Джидока», используемый в Тойоте, означает «выключать оборудование или операцию всякий раз, когда возникает ненормальное или дефектное состояние». Короче говоря, его отличительная особенность заключается в том, что при возникновении неисправности оборудования или дефекта обработки оборудование или целая линия останавливается, и любая линия может быть остановлена рабочими.
Причинами столь важного «Джидоки» являются:
Чтобы не делать слишком много. Оборудование будет остановлено при достижении необходимой выработки, перепроизводства не может возникнуть. Следовательно, точно-временное производство может будет выполнено.
Упрощается контроль аномалий. Необходимо сделать улучшения, обратив внимание на остановленное оборудование и работника, который сделал остановку. Это является важным требованием системы «полного использования возможностей работников».
Toyota сделала бесчисленное множество улучшений для реализации «Джидоки».
В качестве первого шага в этом методе все работники Toyota имеют право остановить линию, на которой они работают.
Даже в длинной линии, такой как конечная конвейерная линия, если возникнет какая-либо ненормальность, например, когда работник определяет, что не может идти в ногу и обнаруживать неправильную или дефектную часть, он может остановить всю линию, нажав кнопку остановки под рукой. Это не конвейер, который управляет людьми, в то время как люди управляют конвейером, что является первым шагом к уважению человеческой независимости.
В качестве второго шага на всех процессах в Тойоте рабочие информируются о приоритетном порядке обрабатываемых деталей и состоянии производства. Таким образом, фактический орган для принятия решений о диспетчеризации и сверхурочной работе делегируется бригадиру, и это позволяет каждому цеху вести производственную деятельность без заказов от отдела контроля.
В качестве третьего шага Toyota имеет систему, в которой рабочие. могут принимать участие в улучшении. Любой сотрудник компании Toyota имеет право улучшить свои потери.
В процессе «точно в срок» все процессы находятся в состоянии, когда у них нет излишков, так что, если проблемы останутся без внимания, линия немедленно прекратит работу и затронет весь завод. Необходимость улучшения может быть легко понята всем.
Поэтому Toyota пытается создать рабочее место, где не только менеджеры и мастера, но и все работники обнаруживают проблемы. Это называется «видимым контролем».
Благодаря видимому контролю все работники предпринимают позитивные шаги для улучшения. И полномочия и ответственность за улучшения были делегированы самим работникам, что является самой отличительной чертой уважения Toyota к человеческой системе.
Источник статьи: http://aqm.by/stati/ypravlenie-financ/sistema-proizvodstva-toyota-i-ee-bazovaya-kontseptsiya/
История бренда Toyota
Бренд Toyota (Тойота) на сегодняшний день считается крупнейшим, мировым производителем автомобилей. Ежегодно с конвейеров компании сходит свыше 5,5 млн. авто. В пересчете на временные рамки, каждую 6 секунду в мире появляется новое авто этого бренда. Как удалось японским создателям перейти от изготовления текстильных станков к лидерству в мировой автоиндустрии, узнаете дальше.
Предпосылки развития компании
Предшественником в создании величайшего магната в автоиндустрии стала компания Toyoda Automatic Loom Works. Она занималась производством станков для текстильной промышленности. Особенность оборудования заключалась в самопроизвольной остановке станка при появлении проблемы в работе (принцип дзидока).
1929 г. — создатель автоматических ткацких станков Сакити Тойода (Sakichi Toyoda) продаст патент на изобретение британцам, а прибыль от продажи он вложит в развитие бизнеса сына Киитиро Тоёда.
Сакити Тойода родился в семье плотника 14 февраля 1867 г. В 1890 г. он создает деревянный станок с ручным приводом, а спустя 6 лет первый в Японии электрический ткацкий станок. На этом Тойода не останавливается, в 1924 г. появляется автоматический текстильный станок, который не требует остановки оборудования для замены челноков. В этом же году у Сакити родился сын Киитиро, который создаст собственную автомобильную компанию Тойота.
После подробного изучения автомобильной индустрии Европы, США в 1930 году Киитиро Тойода начнет производство собственного автомобиля. 1933 г. для компании Toyoda Automatic Loom Works ознаменуется появлением дочерней ветви по выпуску автомобилей под руководством Киитиро Тойода. Этот факт станет знаменательным для развития автомобильной промышленности Японии и мира.
Этапы развития бренда
Первые успехи
История великого автомобильного бренда начинается с 1933 г. Спустя 2 года появляются две модели авто: легковая Model A1 (переименованная позже в Model AA) и грузовая Model G1. Модели оснащены двигателем типа А собственной разработки, но во многом напоминают известные авто Chevrolet, Dodge Power Wagon.
Грузовые машины G1 пришлись по вкусу китайской власти, корпорация экспортировала в Китай целую партию грузовиков. Теперь бренд стали узнавать не только на территории Японии, но и за ее пределами.
1937 г. — компания становится самостоятельной, переходит на новый этап развития уже как Toyota Motor Co., Ltd. Обновленное название бренда звучит мягче, обещает принести удачу (написанное катаканой слово Toyota состоит из 8 черточек, что по японским поверьям символизирует успех).
Удар войны по производству
Военные годы приостановили развитие компании и выпуск новых моделей. Все внимание уделялось производству грузовых машин для японской армии. Острый дефицит сырья заметно ощущался, производились упрощенные модели, некоторые грузовики делались даже с одной фарой.
В период войны пострадали и мощности компании в префектуре Аити, это усложнило дальнейшее развитие марки, но не остановило. Несмотря на сложности, в 1947 г. компании удалось выпустить новые пассажирские авто (Model SA).
Глубокий экономический кризис привел к забастовке работников компании. Найти выход руководству помогла концепция Таичи Оно под названием «Камбан» или «бережливое производство». Новая концепция избавила Тойоту от необоснованных затрат времени, усилий, материалов и гарантировала высокий скачок в развитии.
Благодаря «бережливому производству» весь производственный процесс компании стал придерживаться двух базовых принципов: «точно вовремя» и полная автоматизация. Оба принципа дополняли друг друга. Первый принцип оговаривал поступление запасных деталей на позицию сборки, когда это необходимо и в нужном количестве. Это позволяло сократить запасы на складах и постепенно пополнять их. Вдобавок, Таичи Оно выделил 7 видов потерь в производственном процессе и обозначил методы по их сокращению.
В чем суть философии бережливого производства вы можете узнать из видео.
Производство и реализация были разделены, в 1950 г. появилась Toyota Motor Sales Co, она занималась исключительно продажей продукции.
На пути к известности
1952 г. — скончался первый руководитель Тойоты, но концерн продолжил активную деятельность. 1956 г. — японские автомобили попали на американский рынок. Подробное изучение требований населения позволили бренду успешно закрепиться в США, Бразилии, а затем проследовать в Европу и Австралию.
В истории развития марки наблюдается стремительный рост и успех. 1961 г. — на рынке появляется Toyota Publica, компактный, ресурсосберегающий автомобиль. 1962 г. — выпущен юбилейный (миллионный) автомобиль, 1966 г. — произошел выпуск новой модели Corolla, который произвел фурор в мировом автопроме.
1967 г. — бренд наращивает производство, было подписано сразу два сотрудничества с автопроизводителями Hino, Daihatsu.
Мировая слава
В 80-е годы концерн ожидает ряд приятных изменений:
- происходит слияние Toyota Motor Sales Co., Ltd. и Toyota Motor Co., Ltd. (1982);
- 1982 г. — запускается производство известной модели Toyota Camry, а сам бренд признается мировым сообществом в качестве мощного и достойного конкурента на автомобильном рынке;
- подписано соглашение о сотрудничестве с крупнейшим автогигантом General Motors (1983);
- 1986 г. — выпускается 50-миллионный автомобиль Тойота;
- появляется подразделение концерна Lexus, созданное для выпуска машин премиум-класса. 1989 г. — выпуск пополняют роскошные модели Lexus LS400, Lexus ES250;
- компания создает свой логотип в виде буквы «Т», которую образуют два овала (1989).
Выпуск автомобилей марки растет в геометрической прогрессии, к 1996 г. количество произведенных авто достигло 90 млн., в 1999 г. превысило 100 млн.
В борьбе за чистоту планеты создаются гибридные автомобили Raum (1996), Avensis и внедорожник Land Cruiser 100 (1998), а также известная модель Prius, выпуск и продажа ее превысили 50 тысяч только за 2000 г.
2002–2009 гг. — компания активно участвует в гонках Формула-1.
Как создавался и развивался бренд Toyota на протяжении всего времени вы можете посмотреть в видео.
Конкуренты бренда
Непрерывные темпы изобретения новых технологий производства, внедрение в бюджетные автооборудования и функций, свойственных для первоклассных моделей, гибкость в экологических и ресурсосберегающих вопросах повысили спрос на продукцию бренда. Японские автомобили оказались для потребителя компактными, комфортными и экономичными, а главное, доступными в ценовом отношении.
2007–2009 гг. — Тойота занимает лидирующие позиции. Мировой кризис 2008 г. также отразился на концерне, 2009 г. он завершает с убытками. Но это не помешало бренду обогнать своих главных соперников: мирового гиганта General Motors (GM) и Volkswagen.
2012 г. — концерн выходит на лидирующую позицию. Своевременная реакция на тенденции в моде, на предпочтения покупателей, приемлемая цена в соотношении с высоким качеством позволяют компании удерживать лидерство, не уступать конкурентам. Кроме того, руководство концерна заботится и о состоятельных клиентах, предлагая им высококлассные машины марки Lexus.
2013 г. — Тойота признана самой дорогой маркой в мире.
Toyota в России
Впервые официальное представительство известного бренда в России появилось в 1998 г. Динамичное развитие автомобильного рынка подтолкнуло Toyota Motor Corporation к созданию национальной компании ООО «Тойота мотор» (2002). Она занималась маркетингом, продажей авто на территории РФ.
2007 г. — в России начало функционировать ЗАО «Тойота Банк». Банк занимался кредитованием дилеров авто Toyota, Lexus. Этот ход существенно облегчил оптовую и розничную покупку автомобилей известной марки. Вскоре в поселке Шушары был открыт автосборочный завод по выпуску авто Toyota Camry класса «Е». Предполагалось, что завод будет выпускать порядка 20 тыс. машин в год с перспективой до 300 тыс. машин. По итогам 2011 г. на предприятии работало 600 человек, объем выполненной работы превысил 14 тыс. автомобилей.
На конец 2011 г. японский концерн в России представляли ООО «Тойота Мотор», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия». Их главные офисы расположились в Москве и Санкт-Петербурге.
2015 г. — Тойота преуспела другие японские марки. Самыми популярными на российском рынке признаны модели авто Land Cruiser Prado, Toyota Camry, Land Cruiser 200 и RAV4.
Первенство среди полноразмерных внедорожников премиум-сегмента на сегодняшний день занимает Toyota Land Cruiser 200. Доля авто на рынке составила 45%.
Доля бренда на мировом рынке
Toyota Motors Corporation занимается производством и продажей авто для перевозки пассажиров, грузов. Большая часть заводов концерна сконцентрированы на территории Японии, некоторые мощности расположились и в других странах. Например, крупные заводы в США, Таиланде, Канаде и Индонезии, где численность сотрудников варьируется от 5,5 тыс. до 10 тыс. человек.
По данным 2015 г. из количества приобретенных за год авто (91 млн.) 9,6% пришлось на бренд Тойота.
Продукция концерна активно покупается, доля автомобилей Тойота в некоторых регионах составила:
- Япония (46,8%);
- Северная Америка (13,5%);
- Азия (13,4%);
- европейские страны (4,6%).
Руководство бренда максимально исключило операции и процессы в технологическом процессе, которые не приносят ценности для потребителя. Желание совершенствоваться, удовлетворять желания клиентов обеспечивают успех и лидерство концерна Тойота.
Источник статьи: http://investim.guru/journal/istoriya-brenda-toyota